Здравствуйте! Это отзыв про первую машину, и это многое объясняет.
Когда я писал свой первый отзыв про Корону 82 года, не был уверен, что он будет кому-то интересен. Но высокая оценка, поставленная вами, меня воодушевила. На вопросы в комментариях я не отвечал, потому что не мог зарегистрироваться :-( Этот отзыв сделал, чтобы комментировать можно было без регистрации. Пара косяков в том отзыве: размер колёс 185/70R14, и подшипники не ступиц, а полуосей. Вот. Всё-таки отзывы про старые, а тем более, древние машины, вызывают интерес. Я и сам такие люблю.
Итак, отзыв про Черностой.
Летом 2006 года, ещё не имея прав, но имея совсем немного денег и огромное желание купить машину, а также отца – мастера на все руки и оборудованный всем необходимым гараж, я ждал, когда подвернётся подходящий вариант. Тогда время от времени появлялись объявы о продаже пары-тройки 60-х Марков. Все они были простые и ушатанные, с механикой. Одного из них я и надеялся дождаться. Хотелось большую японскую машину, Тойоту.
Листаю как-то «Спутник», газета бесплатных объяв местная. Вижу что-то в этом духе: «Тойота Марк 2 белый 87 год 2,5 л, АБС, на ходу 25т.р.» Правдой оказалось только то, что это Марк 2 , за который хотят 25 тыщ. Это оказался твинкамовский черностой с коробкой, который я и раньше в городе видел. Вообще, по-моему, это единственный черностой в Череповце. Чемоданов штуки 3 есть (было), чайзер тех лет как-то раз видел, черностоечных, кроме моего, ни разу. Может стоит у кого так же в гараже, не ездит?
Хиросима, любовь моя…
Приехали смотреть. Померла машина. 10 лет её имели как могли, и, когда на горизонте замаячил нехилый ремонт движка, а кузов сгнил напрочь, её, пока ездит, впарили этому мужику. Как он говорил, за 20. Тот месяц покатался, пока машина не встала намертво. И теперь продаёт. Вместо масла эмульсия, кузов сгнил (порогов нет, кромки капота, багажника и водительской двери отгнили и болтались), вся разноцветная, оптика поколота, стекло лобовое… И 160 лошадей в ПТС. А этот чудик убеждает, что машина в порядке, надо только какой-то клапан топливный поменять. Может он сам в это верил? Не думаю. Насчёт «на ходу». Не завёлся он. В общем, задумался я.
Нужно отметить, что батя всячески отговаривал меня от «покупки». На все его аргументы я отвечал – Но ведь это же Черностой!
Думал недели две. Решил, если заведётся, взять за 15. Если нет, за 10. Мужик торговаться вообще не хотел, всё про резину напоминал (новая Pirelli, 2000 р. за штуку), и объяву не продлевал. Я позванивал время от времени, опасался, что продаст (!). Короче, прихватили аккумулятор, приехали с батей, поставили. Ни фига!
- Ну что, забираем за 10?
Пауза секунд 5.
- Угу.
Если бы я его не купил, потом всю жизнь бы жалел. Я купил и пожалел …позже.
Привязали трос к нашему Паджерику, мужик в Марк за руль, потащили. Был жаркий июльский день, а в Марке стёкла даже не опустить (аккум снят). А этот орёл ещё и закурил. Alliance light. В моем Марке! Я сидел в Паджеро впереди справа (но не за рулём) и всю дорогу смотрел в зеркала на Мой Марк, опасаясь, не порвался бы трос, или ещё чего. Это самое «ещё чего» вполне могло произойти, но об этом потом. Притащили его через весь город в наш гараж. Вот оно, Счастье! Я купил машину! Да какую! Часа два отмывал, пылесосил, любовался… Сумасшедший. Это было 15 июля 2006 года.
По некоторым данным, я предполагал, что реально Марк старее 87 года. По какой-то таблице в инете я прикинул, что он 84 года. Мне хотелось верить в то, что мы ровестники. С Дальнего Востока нас тоже привезли в один год – 1996-й…
Sweet Dreams
Сначала хотел восстановить двигатель, рулевое, тормоза, в общем, сделать машину технически исправной. А кузовщину сделать в последнюю очередь. Но вышло по-другому. В тот же день, как купили, завели. С эфиром и прочими стимуляторами, но завели. Работал он чёрт знает как, но для меня это была прекрасная музыка! Живой! (он) Наивный (я). Вскрыли двигатель. Прокладка ГБЦ в клочья, понятно, откуда тосол в масле. Снял поддон – трудоёмкая операция с откручиванием подушек и поддомкрачиванием движка. Кто лазил, тот знает. Снял коленвал. Каким-то чудом вкладыши ещё не провернулись, но ещё чуть-чуть, и..! Попутно снял топливный и масляный фильтра. Топливный был пробит насквозь! Сэкономили, жлобы, пять сотен! Слил из бака то, что там было. Был там бензин и водица. Бензонасос под списание. Рампа, форсунки тоже. Пока ковырялся под машиной, посмотрел, в каком состоянии рулевое. Потрогал я один наконечник в поисках люфтов, он и разобрался. Пошевелил крестовинку вала рулевого – как это всё ещё не рассыпалось? Ну и дальше в том же духе. Половина электрики не пашет, задние тормоза превратились в неразборный ржавый монолит, половины пыльников нет, а те, что остались, все в трещинах, рейка вся в декстроне…
Начался увлекательный процесс – поиск запчастей. Походы по всем известным магазинам со штангенциркулем в руке. Бессмысленные вопросы продавцов о том, на какую машину я запчасти ищу. Красноречивые взгляды. Предложения оставить денег и подождать второго пришествия…
Пока работа с движком встала, занимался кузовом. Задний бампер снимал два дня – коррозия, знаете ли. В багажнике дыры в боковых карманах заткнуты пакетами, тряпками, трубами водопроводными… Вынял ковёр салонный и увидел, как прежние ездюки боролись с коррозией – в ногах на водительском месте дыра с башку размером, сверху одеяло положено. Ну и других дыр хватало, поменьше. Зато лонжероны в целости, только передний правый со следами аварии. Вырезал гниль, кроил заплаты. Варил батя. Потом шпатлевал, шпатлевал, шпатлевал… (я) Очень много шпатлевал. Потом порозаполняющий грунт, шлифовка, грунт под покраску, шлифовка. Покраска. Выбрал самый яркий оттенок белого. Красил батя.
Машина покрашена. Самая грязная, пыльная, вонючая и надоедливая работа завершена! Кое-где я, правда, недошпатлевал, недорихтовал. Поэтому имелись неровности. Терпения не хватило. Но не смертельно. Приступил к любимой работе – сборке. Сборка прерывалась ремонтом, подгонкой, а то и просто-напросто изобретением недостающих частей. Машина собрана, можно посидеть в шикарном салоне, помечтать. Но не ехать.
Сверху двигатель был собран, прокладка ГБЦ нашлась в запасах с тех времён. Бензонасос от ВАЗ-2110, форсунки от Кресты GX-81 с простым 1-G. Пыльники и прочие мелочи с бору по сосенке. Вкладышей по-прежнему нет. Я и не ожидал, что это окажется такой проблемой. Но помог случай и многолетняя дружба. Мой лучший друг Тимофей сообщил, что переезжает из Владика в Адлер. При этом он заблаговременно отправил в Москву на поезде две машины (два совершенно одинаковых Санни 2000 года, даже номера кузовов – один за другим). Так вот, он предложил составить ему компанию и отогнать одну из машин в Адлер. Никогда в жизни я так не жалел, что до сих пор не удосужился сдать на права!!! Я попросил Тиму привезти вкладыши, и коренные, и шатунные, а так же лейбы на багажник и эмблему на решётку. В общем, в Адлер я не поехал, а поехал в Москву, встретился с Тимой, забрал у него вкладыши и лейбы, скатались с ним до станции, забрали машины, он довёз меня до вокзала, и всё. Вторую машину повёл то ли его родственник, то ли знакомый. А я сидел на ярославском вокзале, ждал поезда, разглядывал лейбы Mark II и Grande от 90 марка. Золотистые. И вкладыши.
Приехал домой, поменяли с батей вкладыши. Завели. Ёлы-палы! Лампочка давления масла горит и не гаснет! Вечер уже был, пошёл домой с тяжёлым сердцем. Ну не хочет машина исправной быть! На следующий день решили проверить самое оптимистичное предположение – неисправен датчик давления масла. Так и есть! Гора с плеч!
Тормоза. С передними особых проблем не было, проточил диски, колодки делает ТИИР - сходил в магазин и купил, и не надо гробить здоровье, вытачивая из чего-то Газовского или Вазовского. На коробке было написано Тойота, без уточнения модели. Я сравнил со своими - один в один. И стоят 300 рублей. С задними тормозами хуже - их не было вообще! Вместо дисков поставили барабаны от Крессиды 78 года. На это ушло 3 рабочих дня и куча нервов...
Дело было уже осенью (с момента покупки прошло 3-4 месяца). Наконец-то машина может самостоятельно передвигаться в пространстве. Но нужно кое-что доводить. Обороты плавали, работала неровно. В общем, покатался немного, и решил дальнейшую работу отложить до тепла. Других дел накопилось, деньги нужно не только тратить, но и зарабатывать. Поставил в железный гараж до весны. Периодически навещал. На новый 2007 год подарил MP3 Kenwood.
Пришла весна, набухли почки, стаял снег!
А я наконец пошёл в автошколу. Как-то раз, собравшись в очередную нелегальную поездку по району (прав, страховки, техосмотра, номеров нет, есть только годовалые транзиты, ПТС и справка-счёт на отца выписанная :-) Так вот, выезжаю я из гаража, выхожу, и вижу на земле аккуратную полоску масла, ведущую к машине. Смотрю, из рейки ручьём декстрон хлещет! Поездка, естественно, отменяется! Снимаю рейку. Это я написал сейчас так просто – снимаю рейку… Я пол-дня её снимал, на память об этом событии у меня остался шрам на правой руке. Как гляну – Марк вспоминаю… В общем, снял. Самому её разбирать страшно – никогда этого не делал. Повёз к мастерам. Оставил, чтобы они посмотрели, оценили ремонт. Они её полностью не разбирали, насколько я помню, а ремонт оценили в 6 т.р. Меня это не устроило. Корпус ремонтники не трогали, просто вынули из него саму рейку. Она оказалась кривой. Выправили с батей, собрали. Стало лучше, но всё равно подтекало. Временно оставили так.
Потом я получил права. Где-то за месяц до этого озадачился поисками учебно-тренировочного истребителя на первое время, т.к. учиться, по большому счёту ездить на такой машине было страшновато. О том, чем завершились эти поиски – в предыдущем отзыве. А Марк опять стоял и дожидался своего часа. Корону я потом продал, и купил другую Корону – Зубатку. Это было осенью 2007 года. Естественно, последовало восстановление Зубатки, о ней я ещё напишу, классная машина была! В каком она была состоянии, можно представить, ведь покупал я её за 4 т.р. (!!!) Когда я её покупал, рассуждал примерно так : вот я на ней потренируюсь с коробкой ездить, и можно будет на Марк пересаживаться. На зиму Марк отогнал в деревню. На трассе машина мне очень понравилась, дорогу держит хорошо. В дедушкин деревянный гараж, некогда построенный под ЗАЗ-968А, Марк влез только-только. Через 2 месяца вспомнил, что забыл вывернуть колёса влево – в таком положении рейка не текла. Также я подумал, что надо было снять аккумулятор и оставить его зимовать в тёплом гараже, а не просто клемму откинуть. Пока Марк там стоял, нашли лобовое стекло. Был некоторый риск – в прайсах какая-то путаница по моделям, но рискнули, заказали, купили. 2700 р. Китай. Оригинал за 18000 предлагали. Для некоторого успокоения, хотелось сравнить размеры. Поехали навестить ветеранов. Колёса вывернул, как надо. Посмотрели с аккумом друг на друга зелёными глазами, я двумя – он одним. Ну, думаю, Тойота, она и во Франции Тойота! Аккумулятор, по словам мужика, у которого Марк покупал, снят с одноимённого погрузчика. На нём не было никаких надписей, кроме Toyota Made in France. На дворе где-то -15. Завёлся очень даже хорошо! Померил стекло – вроде то. Хорошо…
Снова весна. Марк пригнан назад в город. Стекло поменяно. Поставлена сигналка. Доломана рейка… После неудачной попытки её разобрать, остался только один выход – выкидывать всю гидравлику и привыкать крутить руль не одним пальцем, а двумя руками, и ещё корчить при этом забавные рожицы. Установка резины поуже мало что дала. Так же конструкцию автомобиля облегчили, выкинув мёртвый кондей. Купил по случаю литьё – 5 дисков. Старые, как раз в тему. Машина преобразилась.
Продав Зубатку, и походив некоторое время пешком, я решил всё-таки поставить машину на учёт и попытаться пройти техосмотр. А если не пройду техосмотр, то хоть месяц легально покатаюсь! За то долгое время, что машина у меня была, батя надыбал таки справку о том, что мощность якобы 125 сил. А в ПТС внесена соответствующая запись. Я тогда очень рад был. Дело в том, что в ПТС марка двигателя написана 1G, а не 1G-GEU.
Спустя почти два года, я езжу на своем Марке! Ура, рокот двигателя ласкает слух, передачи переключаются, я всё-таки сделал ЭТО! Все знакомые, когда я его покупал, крутили пальцем у виска, ну а что вы скажете теперь, скептики! Починил! Но не до конца – гидрача нет, свечи маслом закидывает, скрипит салон, ездить каждый день на нем не хочется. Нет, это не Рио-Де-Жанейро. Это гораздо хуже. Нужно отметить, что периодически у меня возникало желание продать машину. И время от времени я подавал объявы в местную газету. Звонков было … да практически не было, иногда, правда, даже смотрели его у меня. Но всё мудаки какие-то. Из тех, что посмотрев машину, просят копию (а некоторые оригинал!) ПТС чтобы … проверить в ГАИ…сходить в банк и попросить денег… или живя в районе, продать в рассрочку. Один студентик даже задаток оставлял. Но машину никто не покупал. А я, если честно, не хотел продавать машину местным. Чтобы не обливаться горючими слезами, видя, как какой-то оболтус кактается в моей машине, даже не зная, сколько труда, времени и любви потрачено на неё мной.
Живу я теперь на северо-западе, отношение здешних обывателей к правому рулю сугубо отрицательное. Я знакомых и друзей и катал на ПРАВильных машинах, и даже за руль пускал. Но нет, говорят, машина песня, но лучше Жигу взять, спокойнее, а если Зубило, то вообще шик. «Да ну, я на правом руле в какой-нибудь поворот не впишусь, я же только с левым рулём ездить умею!» Умеешь, ага! «Запчасти!..» «А если въеду куда?» «Не, я левой рукой передачи переключать не могу» «Автомат? А если он сломается?».
А мне фиолетово, я даже в школе всегда за партой справа сидел! С моей точки зрения у праворульных машин один недостаток – продавать их тяжело (здесь).
Ещё интереснее по радио и телику про «проблему правого руля» слушать. Какая такая проблема? У кого? В конце концов, у нас праворулек не выпускают!
Отвлёкся. Летом сего года подал я опять объяву на дром. А через пару дней укатил в Москву по делу. Не на Марке. В общем, звонит человек, интересуется, почему я два дня не отвечаю по мылу. Я кое-что ему рассказал, а вернувшись домой, ответил на все его вопросы в письме. Переписка длилась где-то неделю, ещё через неделю я встречал на вокзале покупателя. А через 3 часа я смотрел на уже не мой Марк, уезжающий в Санкт-Петербург. Это было 19 июня 2008 года.
Покупателем оказался не земляк, как я думал сначала, а просто увлечённый японками парень Костя. Я всё ему про машину предельно честно рассказал. Общаясь с ним, я понял, что отдаю машину в хорошие руки, настоящему фанату и ценителю. В общем, передал эстафету. Мы с ним и сейчас переписываемся, и судя по всему, он не жалеет о покупке.
Почему продал? Кое-кто тут пишет, что ему надоело убивать машину, заливая в бак 80-й бензин, в двигатель камазовское масло, не меняя антифриз пятилетками и при этом ставя рекорды скорости. А мне надоело после таких орлов машину возрождать! К тому же я поездил на других машинах. Более удобных, практичных, быстрых… Любую машину рано или поздно приходит время продавать.
Вот такой практически Хэппи-Энд!
Возможно, что-то я забыл и не написал, но в основном вроде всё.
По деньгам, если кому интересно. В итоге машина мне обошлась в 45 т.р. Абсолютно все работы, включая покраску – своими силами, в свободное от ремонта машин время. Продал за 55 т.р. Стоило ли оно того? Не знаю…
Спасибо за внимание! До новых встреч! Берегите своих ветеранов!