Доброго времени суток! уважаемые автомобилисты и пешеходы!
Вот и я влился в стройные ряды «Приусоводов», борцов за экономию топлива и людей которым небезразлично состояние экологии на планете земля.
Сразу оговорюсь, что владею Тойотой Приус только две недели, поэтому этот отзыв будет так сказать «предварительным», ибо в дальнейшем планирую его дополнить.
Немного о себе: проживаю в городе Белгород, работаю Инженером АСУТП. Так как эта профессия подразумевает работу с компьютерами, промышленными контроллерами, сетями, электроникой и т.д. видимо поэтому три или четыре года назад, я обратил внимание на столь высоко технологичный автомобиль.
До покупки Тойоты Приус успел покататься на разных автомобилях: Жигули ВАЗ 2107, Таврия, Мицубиси Паджеро, Ауди 80, Тойота Опа (правый руль). Так же хочу добавить, что являюсь ярым сторонником двухколесной техники, не буду перечислять все на чем ездил, скажу только что на данный момент в гараже обитает зверь Suzuki Skywave 650 (максискутер).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
Мечта о Приусе зрела и крепла на протяжении трех лет, за это время мною было перелопачено немало литературы, отзывов в интернете, статей и заметок. Могу с гордостью сказать, что к моменту покупки я знал об этом автомобиле практически все - техническое устройство, принципы работы трансмиссии, инвентора, ДВС, силового аккумулятора и т.д.
Итак, о самом виновнике этого отзыва:
Toyota Prius NHW20. Выпуск: 11.2006 г. Цвет: серебристый металик. Комплектация: Park Assist. Страна изготовитель: Япония. Страна вывоза: Германия. Пробег на момент покупки: 64000 км (на момент написания этого отзыва 65500). Стоимость: 625 000 руб. Состояние нового авто.
Автомобиль был приобретен в одном из Московских автосалонов продающих только Приусы. Вышел на него через объявление в интернете на портале auto.ru. Когда мы с братом приехали в этот автосалон, у них в наличии было двенадцать Приусов, два с правым рулем (Япония), один европеец (за которым собственно мы и приехали), и девять автомобилей из штатов. Скажу сразу что по цене европейцы по отношению к автомобилям из Америки дороже процентов на десять, продавцы объясняют это различными ценами на новые авто в новом и старом свете, т.е. в Америке новые авто стоят немного дешевле чем в Европе.
Остановлюсь поподробнее на отличиях и различиях автомобилей из Америки и Европы. Основные отличия (с моей точки зрения): у Приусов для Америки задние тормоза барабанные, у Европейских – дисковые. Штатные литые диски для Америки 15 дюймовые, Европа – 16 дюймов. Бортовой компьютер выдает информацию о пробеге, расходе, температуре в милях, галлонах, фаренгейтах, соответственно Европа – километры, литры, градусы Цельсия. Радиодиапазоны приемника в Американском варианте отличаются от Европейских (в России принят Европейский вариант радиовещания FM). На американских машинах бывает установлен «термос» для антифриза, на европейцах его нет (принцип работы системы: в бачке «термоса» объемом около 3-4 литров при непродолжительных остановках сохраняется горячий антифриз, который при пуске двигателя в холодную погоду позволяет двигателю прогреется быстрее). Дворник лобового стекла со стороны пассажира, на американцах оборудуется системой подъема для захвата большей области очистки стекла на европейских машинах такой «фенички» нету. На автомобилях для Америки очень часто в головных фарах используется «биксенон» на европейских машинах – галогенки (на некоторых форумах попадались не очень лестные отзывы об «американском ксеноне»).
Теперь небольшое отступление о доставке Приусов в Россию. Одним из критериев побудивших меня на приобретение «европейца» является следующее: из Европы Приусы попадают в Россию максимум за месяц, в то время как доставка из США может затянуться до двух месяцев. Так вот если автомобиль пробудет в дороге более месяца (имеется в виду доставка в контейнере из Америки) это может губительно сказаться на силовой батареи ВВБ. Потому что производитель, да и многие мастерские занимающиеся ремонтом Приусов настоятельно рекомендуют в случае простоя машины более одного месяца, запускать двигатель в работу на 20 – 30 минут, хотя бы один, два раза в месяц!
Отсюда следует что автомобиль, приплывший из Америки, может иметь силовую батарейку в не очень хорошей форме.
Немного о комплектации. Среди автомобилей выпущенных для Европы, имеется четыре комплектации: Entry. Business. Park Assist. Executive.
В комплектацию Park Assist входит:
• Антиблокировочная система (ABS)
• Антипробуксовочная система (TRC)
• Система распределения тормозного усилия (EBD)
• Усилитель экстренного торможения (Break Assist)
• Система курсовой устойчивости (VSC)
• Подушки безопасности + шторки (8 шт)
• Крепление для детского сиденья Isofix
• Климат-контроль
• Круиз-контроль
• Регулировка сидения водителя по высоте
• Складное заднее сиденье в пропорции 60/40
• Регулировка руля по высоте
• Электроусилитель руля
• Мультируль (управление акустикой, климатом, навигацией, блютуз, бортовым компьютером)
• Центральный замок, с системой безключевого доступа (Keyless Go)
• Электростеклоподъемники всех дверей (полный автомат только водительской двери)
• Легкосплавные диски 16”
• Кнопка EV (позволяет двигаться в режиме электромобиль)
• Противотуманные фары (передние и задние)
• Электрокоректор фар
• Голосовое управление бортовыми системами (телефоном, аудио, навигацией и кондиционером)
• Задний дворник с омывателем
• Камера заднего вида с системой Park Assist
• Аудиосистема штатная (6 динамиков, читает MP3, имеется аудиовход AUX)
• Навигационная система GPS (в комплекте DVD с картами Европы, Россия отсутствует)
• Bluetooth
Опционально может быть установлен парктроник (в моем автомобиле он есть), так же кожаный салон, подогрев сидений и зеркал, заводская тонировка (этого нет). Основное отличие этой комплектации от Executive в том, что в Executive устанавливается штатно акустика JBL с усилителем и девятью динамиками а так же CD ченджер на 6 дисков, зато в ней отсутствует камера заднего вида. В общем при выборе комплектации хотелось что бы в машине было все по максимуму, взял Park Assist так как наличие камеры заднего вида перевесило наличие акустики JBL.
Всех желающих узнать побольше о комплектациях, отправляю на сайт Алексея Волянина: http://prius20.ru/toyota-prius
ЧАСТЬ ВТОРАЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ
Где я!?...кабина самолета? космический корабль? НЛО?!...Такие мысли возникают после того как сел за руль этого чуда, которое называется Приус! Вот теперь, покатавшись на этом авто пару недель, я начал понимать многих владельцев, которые заявляют что пересесть с Приуса на другой автомобиль уже не смогут.
В общем, после оформления всех документов, выехали мы с территории автосалона и попали сразу в суматошную кутерьму Московского шоссе Энтузиастов, мне казалось, что придется долго привыкать к новому автомобилю. Ан нет! уже через 10 минут двигался в плотном дорожном потоке так как будто ездил на Приусе всю жизнь. Эргономика на водительском месте выше всяких похвал, все кнопки, рычажки в пределах досягаемости, не к чему тянуться не требуется. После того как автомобиль «включен», (да, да именно включен, потому что ключ зажигания отсутствует, зато на панели имеется большая кнопка «POWER») отвлекаться ни на что ни приходится, все за чем нужно следить это показания скорости на приборной панели, да и то не обязательно, если включен круиз-контроль.
Для того что бы включить Приус, имеется несколько комбинаций: если нужно двигаться, нажимаем педаль тормоза и жмем один раз на кнопку POWER, включается монитор и панель приборов, на панели приборов загорается надпись READI (ГОТОВ), все можно ехать. Если же во время стоянки надо включить радио или кондиционер (климатическая установка работает без запущенного бензомотора, от силовой батареи), достаточно нажать кнопку POWER не касаясь педали тормоза.
Выбравшись из жаркой и задымленной Москвы, выскочили на трассу М2. Опробовали динамические качества авто. Разгон от 0 до 100 км/час довольно резвый, если учитывать что мощность бензинового двигателя всего 77 лошадок. По моим подсчетам до 100 км/час Приус разгоняется за 11 – 12 секунд (в салоне два человека). От 100 до 130 км разгон тоже довольно резвый, а вот дальше уже ощущается недостаточная мощность бензинового двигателя, разгон продолжается до паспортных 180 км/час но уже более неспешный. Комфортная скорость движения для Приуса около 100 – 120 км/час, на этой скорости очень небольшой расход топлива (порядка 4 – 4,7 л/100 км. по ровной дороге), аэродинамических шумов практически не слышно, и в салоне можно разговаривать в полголоса или слушать музыку на громкости магнитолы 18 – 20 единиц (доступная громкость до 60). Небольшой недостаток, не очень качественная шумоизоляция передних арок колес, при езде по старому асфальтовому покрытию именно оттуда в салон прорывается самый сильный шум. Двигателя при скорости 100 – 120 км/час практически не слышно, как будто машина катится с очень большой горки, напоминает он о себе, только когда при подъеме на холм круиз-контроль старается держать установленную скорость (вот здесь на мой взгляд, самое полное описание функций круиза http://www.hybrids.ru/files/kruiz.pdf). На всем протяжение пути от Москвы до Белгорода, порядка 650 км. двигались мы в основном со включенным круизом, со средней скоростью 100 – 130 км/час. Средний расход топлива на дорогу до дома составил 5,2 литра на 100 км. В Москве залили полный бак (45 литров) по приезду в Белгород в баке еще осталось порядка 11 – 13 литров топлива. И это на автомобиле массой 1300 кг. Думаю, на аналогичном автомобиле с обычной силовой установкой расход был бы 8 – 10 литров на 100 км.
Кстати о бензине. Производителем рекомендуется бензин, октановым числом не ниже 92, но я решил все таки кормить Приус девяносто пятым. У нас в Белгороде этот бензин отличного качества, уже проверено лично мной =)
Небольшой экскурс по силовой установке Приуса. Хочу сразу развенчать миф о том, что якобы в Приусе, вариаторная коробка передач. Может быть, для кого-то покажется странным, но в Приусе НЕТ коробки передач! Вместо коробки передач имеется гибридная трансмиссия, которая включает в себя: 1. Планетарный редуктор 2. Электродвигатель мощностью 11 кВт 3. Электродвигатель мощностью 33 кВт 4. Цепную передачу от планетарного редуктора к гипоидному редуктору, который приводит во вращение колеса. Электродвигатели могут работать и как моторы и как генераторы, допустим при спуске с горы или при подъезде к светофору, Вы жмете на педаль тормоза, при этом контроллер гибридной трансмиссии подает возбуждение на электродвигатель №2, и он начинает работать как генератор, одновременно и замедляя автомобиль и заряжая ВВБ. Все это устройство можно конечно назвать коробкой передач, но только с большой натяжкой. Вместо рычага переключения передач, на панели имеется всего лишь джойстик, который Тойота называет: «джойстик выбора режима движения». Механически он не с чем не связан, как кстати и педаль газа. Педаль газа в Приусе электронная, при нажатии на нее Вы всего лишь сообщаете контроллеру о своем желании двигаться быстрее, а он уже в зависимости от скорости и других факторов либо подает больше нагрузки на электромотор, либо с помощью электропривода открывает дроссельную заслонку ДВС, или и то и другое вместе. Для желающих самим разобраться в этом вопросе даю ссылочку на очень хорошее описание устройства Приуса: http://www.hybrids.ru/MainPage.htm
Зарегистрировав автомобиль и пройдя техосмотр, первым делом естественно решил, провести небольшое ТО. Поменял воздушный и масляный фильтры двигателя, масло в ДВС (залил то, что рекомендует производитель, жестяная банка Toyota 5W30), проверил и пополнил уровни антифриза в системе охлаждения двигателя и инвертора (эти системы разделены, антифриз в обоих красного цвета). Так же проверил уровень и качество масла в гибридной трансмиссии, он оказался в норме, масло туда залито ATF, и оно еще не потемнело. Производитель рекомендует замену масла в гибридной трансмиссии один раз за 80000 километров пробега, видимо я так и поступлю. Поменял местами колеса, рекомендованная периодичность 5000 км. Немного попозже решил заменить свечи зажигания, потому что те что установлены на авто еще в хорошем состоянии. Вот и все что вошло в ТО. Кстати в бортовом компьютере имеется записная книжка техобслуживания автомобиля, в которой можно задать интервалы замены или проверки узлов, расходников, жидкостей и т.д.
Салон автомобиля оказался на удивление чистым и опрятным. Запаха табака не ощущается, видимо прежний владелец (или владелица) не курили в машине. За что им огромное спасибо, так как сам я не курю =). Уже не раз писали, но я повторюсь. В салоне очень много всяких ящичков и полочек, что радует, так как есть возможность в дальней дороге разложить все вещи. При включенных габаритах или ближнем, дальнем свете фар, в печаточном ящике загорается подсветка. Лампочка подсветки, так же имеется и в багажнике. Обивка в салоне тканевая, «торпедо» покрыто мягким на ощупь пластиком. Не очень понравилось, что панель штатной магнитолы и полочка под ней закрыта черным полированным пластиком. На нем все время собирается пыль, которая хорошо заметна. В салоне очень просторно, особенно радует что для ног задних пассажиров очень много свободного места. Обзор с места водителя отличный, многие пишут что в салонное зеркало плохо видно что происходит за машиной, я на это не обращаю внимания так как пользуюсь в основном боковыми зеркалами, а при движении задним ходом неоценимую услугу оказывает камера заднего вида. Она сверхширокоугольная. Обратил внимание что, выезжая на дорогу от дома, улица просматривается в обе стороны, что очень удобно!
Не удержался от того что бы не испытать волшебную кнопку EV (автомобиль двигается только за счет аккумулятора не запуская ДВС). На авто для США, подобная кнопка отсутствует. На полностью заряженном аккумуляторе удалось проехать по ровной дороге около 2,5 километров, при этом нельзя разгоняться более 50 км/ч и резко давить на педаль газа, потому что при этом режим EV отключается и запускается ДВС. Так же двигатель запустился при падении заряда ВВБ до 2 делений. Включить режим EV невозможно при очень низкой и при очень высокой температуре окружающего воздуха (губительно для ВВБ). По моим наблюдениям при температуре свыше 32-33 градуса Цельсия компьютер не дает включить этот режим. Что касается низких температур, зимой будет видно. Очень полезный режим, если надо не беспокоя окружающих уехать рано утром из двора многоэтажки или из собственного коттеджа.
Отдельная песня это мультифункциональный руль. Он обшит довольно качественной кожей и по моим ощущениям довольно небольшой по диаметру и удобно лежит в руках. Управлять бортовыми системами авто можно не отрывая от него рук. Перечислю все полезные функции этого девайса. Полное управления всеми световыми приборами (включая задние и передние противотуманные фары). Очистителями, омывателями лобового и заднего стекла. Круиз-контролем. Климат контролем, кондиционером, циркуляцией воздуха, обогревом лобового и заднего стекол. Штатной магнитолой – громкость, выбор источника сигнала, выбор треков на CD дисках, выбор радиостанций. Системой навигации. Голосовым управлением. Системой блютуз. Бортовым компьютером. Думаю что ничего не забыл =) При движении на маленьких скоростях, примерно до 20 – 30 км/час руль очень легкий, можно крутить одним пальцем. На больших скоростях, заметно тяжелеет. В этом заслуга адаптивного электроусилителя руля. На электроусилитель возложена еще одна функция, вращать руль при включенной автопарковке. Многие считают сей девайс довольно бесполезным, однако позволю себе не согласится. В городе конечно самому припарковать авто получается намного быстрее чем доверить эту функцию автопарковке. Но неожиданно выяснилось что закатывать автомобиль задом в гараж гораздо удобнее с помощью этой системы, особенно если гараж узкий!
Панель приборов у Приуса расположены под самым лобовым стеклом, неудобство это не вызывает, информация считывается прекрасно, правда хотелось бы что бы показания одометров были немного покрупнее, ну это чисто субъективно. Сама панель состоит из электролюминесцентного дисплея и блока сигнальных лампочек. Дисплей запрятан в недрах «торпедо» а информация с него отображается через перископическую систему зеркал, из за чего кажется что он находится глубоко в моторном отсеке. На дисплей выводится информация о текущей скорости, трех счетчиков пробега (два из них обнуляемые), уровня топлива в баке с сигнализацией резерва (около 5 литров), и положение селектора выбора режима движения. Лампочки по бокам дисплея сигнализируют о: неисправностях бортовых систем, режимах головного света (включенные габариты, противотуманный свет, дальний-ближний свет), открытых дверях, непристегнутых ремнях безопасности, режиме работы климат-контроля, о включенном круиз-контроле, и т.д. Так же множество информации выводится на многофункциональный сенсорный дисплей, установленный посередине центральной консоли. У него есть небольшой недостаток: отсутствует хотя бы небольшой козырек над ним, из-за чего иногда блики от солнца попадают на экран. Правда это не делает его совсем нечитаемым. По бокам от монитора находятся два блока кнопок, с помощью которых осуществляется навигация по экранам: энергомонитора, расхода топлива, управления климатической установкой, навигацией, телефонной книжкой, управления магнитолой, сервисными меню.
Клиренс у Приуса довольно небольшой, однако это нисколько не помешало нам отправится на нем в лес, дабы отдохнуть на природе от городской жары и суеты. Скажу сразу, что по лесной дороге свесами и брюхом он не разу не чиркнул о кочки, главное преодолевать их на небольшой скорости. Заехав в лес я невольно опробовал антипробуксовочную систему TRC. Заезжая неспешно с дороги на небольшой песчаный косогор чуть сильней нажал на педаль акселератора, и колеса начали пробуксовывать, тут же на панели приборов вспыхнула оранжевая лампочка изображающая буксующий автомобильчик, и машины с небольшими рывками медленно заползла в горку. Многие ругают эту систему, особенно в зимний период, у меня пока опыт общения с ней ограничился одним этим эпизодом. Поэтому судить о достоинствах и недостатках не могу, подожду зимы.
Ночевали в Приусе два человека, сложив спинки задних сидений, получили ровный пол. В длину около 210 – 220 см. и в ширину около 140 – 150 см. Так как ночью было довольно жарко, порядка 27 – 30 градусов, оставили на всю ночь включенный климат-контроль, выставив на нем температуру в 22 градуса. При этом соответственно разряжается ВВБ. Поэтому ДВС запускается для подзарядки. По моим наблюдениям движок запускался на одну, две минуты с интервалом около 15 – 20 минут. За ночь было сожжено приблизительно от 1,5 до 2 литров топлива. Считаю это небольшой платой за комфортные условия отдыха.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
Уважаемые дамы и господа! Не судите строго, это мой первый опыт создания подобных отчетов. Несмотря на то, что у меня было много разной техники, отзыв написать побудил именно Приус, так как я человек не очень эмоциональный, это говорит о многом! Сразу понимаешь что такая неординарная, инновационная техника вызывает восторженные чувства даже не у слишком эмоциональных людей =)
Повторюсь что все рассуждения изложенные в этом отчете я отобразил именно со своей точки зрения, что естественно не может являться конечной истиной. Ведь все мы люди, а человеку свойственно заблуждаться и ошибаться. Надеюсь однако что в техническом описании Тойоты я нигде не ошибся. С удовольствием отвечу на все вопросы. Дополнить этот отчет планирую фотографиями, и новыми наблюдениями, ближе к зиме или зимой. Как раз понаблюдаю за расходом топлива в холодный период года и испробую системы безопасности автомобиля предназначенные именно для скользких дорог.
Всем, удачи на дорогах! Берегите себя, своих близких и Всех окружающих!
Олег.