Всем доброго времени суток. Долго я собирался, и, наконец решился внести свои «5 копеек», поделившись впечатлениями о данной машинке, коих накопилось немало за два года.
Отзыв свой для удобства разобью на несколько частей:
1. Немного про муки выбора
Итак, Toyota Ractis: Приобретен на Новосибирском авторынке «Столица» в марте 2011 года, взамен отслужившего мне 3 года верой и правдой Toyota Funcargo (отзыв о нем также есть на Дроме). Конечно, надо было поступить разумнее - привезти аукционный авто из Японии (тем более, что есть возможность – знакомый занимается), но не захотел ждать. Фунтика продал моментально (машинка была в полном порядке и забрали её буквально на следующий день после подачи объявления), деньги жгли карман – в общем, решился брать здесь.
Надо сказать, что после такого авто, как Фунтик, очень непросто найти себе машину по душе (особенно, если ограничен в бюджете). Однозначно, это должно быть что-то минивенообразное, с высокой крышей и удобной посадкой-высадкой, уж очень ко всему этому привыкаешь. По этой причине отмел такие варианты, как Toyota Corolla Filder и Honda Airwave, хотя, по поводу Хонды до последнего считал, что она все же повыше будет, пока не посидел в ней (в остальном, конечно же, это отличные машины – просто не мое).
Очень глянулась мне тогда Honda Mobilio Spike, есть в ней все же что-то такое (схожие по дизайну Nissan Cube и Toyota Bb совершенно не «цепляли»). Смотрел один экземпляр, со спойлером и обвесами (что для данной машинки – редкость). После Фунтика был поражен простором внутри (хотя Фунтиководы, думаю, мне не поверят))), очень понравились удобные сидушки, багажник с многочисленными ящичками и полочками, но отпугнул пробег 130 т. км, (зато, видимо, честный), а других экземпляров достойных на тот момент не нашел. Собственно, больше выбора особого (чтобы влезал в те деньги, коими я располагал) не было.
Рактиса изначально не рассматривал, (еще во время владения Фунтиком познакомился и «пощупал» данную машинку, посидел за рулем. Особо не впечатлила).
Ну а в ту субботу, обойдя с братом весь рынок, и отчаявшись найти нормального Спайка, взялись все же смотреть несколько экземпляров, из которых и выбрали героя сего повествования )).
Дата выпуска – октябрь 2006 год, цвет – серебро, двигатель 1NZ-FE 1,5л, передний привод, вариатор. Комплектация – климат-контроль, круиз-контроль, смарт-кей (запуск двигателя кнопкой и доступ в салон без ключа), три брелка к нему (большая редкость, как правило – всегда один), ксенон в ближнем свете, автоматический корректор головного света, вариатор с возможностью ручного переключения (как самим селектором, так и лепестками на руле); из ништяков – сенсорная MP3/DVD магнитола, цветная камера заднего хода, спойлер на двери багажника, ветровики и брызговики.
Машинка пришла из Владивостока своим ходом, Как и многие другие безпробежки, что продаются у нас на рынке, авто было слегка бито в передний левый угол о чем свидетельствовали:
- передний бампер немного отличается по оттенку (на фото можно заметить, думаю, был заменен целиком);
- трещина на одном из кронштейнов крепления левой фары;
- трещина на корпусе воздушного фильтра;
- следы правки в левом нижнем углу «телевизора»;
- оборванный разъем левой противотуманки (обнаружил не сразу, но об этом позже).
Имелась сервисная книжка с отметками о прохождении ТО (последнее было сделано в 2009 году с пробегом 18400 км.). Пробег на момент покупки 44000 км. Думаю, что честный.
В остальном состояние машины было безупречным, как сейчас говорят: «нового автомобиля» (по крайней мере, по внешнему осмотру придраться было не к чему, что впоследствии было подтверждено углубленным осмотром на подъемнике на СТО).
Прокатившись немного с хозяином по рынку, решили брать, посчитав выявленные косяки не существенными. Перегону повезло с покупателями – машина на рынке стояла первый день. Ну а покупателям – с машиной, экземпляр действительно достался достойный, о чем я теперь, по прошествии двух лет, с уверенностью говорю.
Вот такая, вкратце, история приобретения.
2. Теперь несколько слов о самой машине. По ходу повествования хочу провести мега-сравнение Рактиса и Фунтика, обозначить их плюсы и минусы. Считается что Рактис – это дальнейшая эволюция Фунтика и поэтому думаю, что такое сравнение многим будет интересным. Тем более, что до меня этим вроде бы никто не задурялся))) Так как юзал оба эти авто - постараюсь быть объективным. Итак, погнали!
Дизайн/Внешний вид.
То, что на вкус и цвет все фломастеры разные – это и так понятно)). То, что Рактис выглядит более современно, чем Фунт – думаю, также согласятся многие. У меня дизайн этой машинки до сих пор оставляет неоднозначные чувства. С одной стороны – больше, чем мультяшный дизайн Фунтика нравятся все эти рубленые формы, острые грани, стремительный профиль кузова, неплохо смотрится сверху)) (из окна 9 этажа), с другой – нет целостности какой-то, законченности образа, гармонии. C некоторых ракурсов выглядит каким-то нескладным, не нравится вертикально стоящее и зауженное, маленькое заднее стекло, куцая, словно обрубленная корма. Немного спасает картину спойлер. Многие говорят: «похож на Фита» - Фит ИМХО более собран и ладен. Да и Фунтик, при всей его мультяшности и несерьезности - считаю выглядит более гармонично.
Нравятся большие надутые колесные арки, и соответственно стоящие в стоке большие 16-дюймовые колесья, на которых Рактис смотрится выигрышнее, нежели Фунтик на 14-х, но опять же, в профиль. Спереди/сзади колеса, из-за высокого кузова и небольшой ширины напоминают велосипедные, сюда просится резина с шириной не менее 195 мм.
Нравится, что ксеноновые фары идут с темным хромом отражателя, смотрится здорово, лучше, чем простые галогенки.
Очень нравятся большие и удобные боковые зеркала заднего вида, тут опять плюс Рактису, в сравнении с Фунтиком, хотя и там зеркала были неплохие. Не нравится их конструкция: между зеркалом и корпусом зеркала зимой постоянно набивается снег.
Нравится, как захлопываются двери, легко, без усилий, с приятным звуком. В Фунтике звук более дребезжащий что ли. Ну и опять зима: когда очень холодно, нормально закрыть дверь в Фунтике – проблема, приходится сильно хлопать дверью несколько раз (причем это не проблема моего конкретного экземпляра - а всех Фунтиков). В Рактисе такого нет – на морозе двери захлопываются так же легко.
Сами дверные проемы большие, посадка – высадка очень удобная, что в Рактисе, что в Фунтике.
Дверь багажника: в Фунтике открывается вбок, в Рактисе вверх. Мне нравится и так и так. Да, в Фунтике удобнее открыть багажник, когда заняты обе руки, зато в Рактисе поднятая дверь – своего рода навес, удобно на природе, на пикнике: поставили под дверью столик, а открытый багажник – вместо скамейки. Удобнее будет перевозить длинномер: в Рактисе можно опустить дверь на торчашие доски, например – и вперед потихонечку. В Фунтике же с открытой дверью я бы ездить не стал.
Погрузочная высота у обеих машин одинаковая и очень небольшая, а проем двери гораздо больше в Фунтике (по ширине 100см против 90), по высоте не мерил – но думаю, что в Фунтике тоже поболее будет, так как в Рактисе крыша сильно ниспадает к корме. Так что тут Фунтик вне конкуренции.
Перебираемся в салон.
Здесь тоже прогресс налицо, по аналогии с экстерьером. Салон у моего Рактиса черного цвета (бывает еще бежевый), в Фунтике был серый. Выглядит все современно и довольно неплохо, но как уже не раз отмечалось, только на первый взгляд. Пластик жесткий, качество невысокое, присутствуют неровные швы. Я лично по поводу такого пластика не схожу с ума от отчаяния, как некоторые. Сама торпеда нравится больше, чем в Фунтике, оживляют картину вставки из серебристого пластика в ее центре и на дверях.
Приборы. Что Фунтик, что Рактис по этой части оригиналы. В Фунтике приборы, как всем известно – по центру торпеды, в Рактисе вроде бы «где надо», но - поверх руля. В Рактисе панель приборов - оптитрон, красивая, в Фунтике - обычная, из стрелочных приборов в обеих машинах только спидометр и тахометр, остальная информация отображается с помощью контрольных ламп. И там и там приборы прекрасно читаются, никаких неудобств, как пишут некоторые теоретики, нет.
Селектор АКПП у Фунтика выполнен в виде «кочерги» на рулевой колонке слева, у Рактиса – в виде небольшого джойстика в центре торпеды. Удобно и так и так, но мне больше нравится, как сделано в Рактисе.
Руль в Рактисе регулируется по наклону и вылету, в Фунтике только по наклону.
Ручника и там и там в привычном многим виде нет, а есть педаль- «ножник». Мне нравится - место между сиденьями свободно.
Сиденья обиты велюром, из такой же ткани вставки в дверях. Симпатичнее на вид и приятнее на ощупь, чем в ткань в Фунтике, но тоже не фонтан, бывает и получше (в том же Airwave, например). Сами сидения я бы не сказал, чтобы стали удобнее, чем в Фунтике. Мне не хватает поясничного подпора, его просто нет, спина в дальних поездках устает. Подушки у сидений короткие, тоже неудобно. Подголовники почему-то далеко отстоят от головы, реально, чтобы достать затылком до подголовника нужно отклонить голову назад сантиметров на 10, хотя сижу вроде бы прямо и не сутулюсь)).
Есть еще довольно странная регулировка водительского сиденья (типа регулировка по высоте?): все сиденье может либо наклоняться вперед, либо заваливаться назад.
Подлокотника у меня в комплектации нет, чему я рад (вот такой я уникум). На Фунтике был, но мне он только мешал, был постоянно в поднятом положении и не давал нормально детям перелазить с передних сидений на задние и возить между сидений длинные предметы.
Заднее сиденье по сути та же скамейка, что была в Фунтике, хотя на вид более пухлое.
Спинка и там и там может откидываться назад, максимальный угол наклона одинаковый, причем в Фунтике только два положения, в Рактисе можно регулировать как угодно.
Есть откидной подлокотник в спинке и откидной столик в подушке. Не пользуемся ни тем не другим, закрыты чехлами, хотя все расстегивается и можно откинуть при необходимости. В закрытом положении данный столик превращается в бугор, на котором очень неудобно сидеть, даже ребенку, так что сиденье заднее не рассчитано на троих пассажиров. Нет и среднего ремня безопасности (в Фунтике был недоремень – поясная лямка). Зато есть крепления ISOFIX для детских сидений (в Фунтике не было).
В общем, за сиденья Рактису ставлю четверку с минусом.
К чему еще придраться по части эргономики? В обеих машинах удобно за рулем устроиться все же можно, посадка «табуреточная», высокая, (сидишь на одном уровне с RAVчиками, Кашкаями и др.), в городе самое то (за городом не очень) обзор, как и во многих современных машинках съедают передние широкие стойки с маленькими окнами-треугольниками и неудобно, когда выезжаешь на дорогу под острым углом (с заправки, например) – обзор назад равен нулю так же из-за широких задних стоек. Зато в Фунтике просто шикарный обзор через заднее стекло, в Рактисе немного похуже.
Еще, из мелочей:
- У обеих машинок не подсвечиваются кнопки регулировки/складывания зеркал;
- В Рактисе непривычно сначала было заводить машину левой рукой (почему-то кнопку сделали слева, на комплектациях с обычным замком зажигания все «на своих местах»), зато сама кнопка подсвечивается при выключенном зажигании – удобно при посадке в машину в темноте. Подсветка же замочной скважины замка зажигания на Фунтике – редкость и предмет вожделения многих моих знакомых Фунтиководов));
- Не хватает колечка плавной регулировки частоты взмахов дворников (которое было в Фунтике);
- В Рактисе неудобная подсветка багажника (маленький плафон слева внизу - при заполненном багажнике подсветки получается что нет), в Фунтике был удобный плафон на потолке, который еще и снимался и использовался, как фонарик (такой есть не на всех, зависит от комплектации).
- В багажнике никаких скрытых ящичков и полочек нет, только ниша под фальшполом, в которой лежит докатка с балонником. Домкрат у Фунтика в этой же нише, у Рактиса под передней пассажирской сидушкой.
Несколько слов о трансформации салона. В обеих машинах задние сиденья складываются по одной схеме: спинка опускается вперед, ложится на подушку, затем данный «сэндвич» перемещается вперед и ложится в пространство для ног задних пассажиров. Получается относительно ровная поверхность от двери багажника до передних сидений.
В Фунтике заднее сиденье состоит из трех частей, там немного сложнее все делается: сначала сдвигаем вперед передние сиденья, убираем фальшпол (в ногах пассажиров), складываем СНАЧАЛА ОБЯЗАТЕЛЬНО правое сиденье, отцепляем от левого сиденья серединку, складываем левое сиденье, укладываем на место фальшпол, сдвигаем обратно передние сиденья, думаем, куда бы положить серединку)). Получается, что сложенные сиденья закрыты фальшполом, как будто их здесь и не было совсем. Круто, но немножко мудрено, мягко говоря.
Теперь Рактис, здесь попроще: заднее сиденье из двух частей, левая часть широкая, с подлокотником, правая узкая. Сдвигаем передние сиденья немного вперед, фальшпола никакого нет, складываем обе половинки в ЛЮБОЙ последовательности (что гораздо удобнее), возвращаем передние сиденья на место, НО не тут-то было: сложенные задние сиденья не дают им отодвинуться назад до упора (точно не замерял насколько, от 5 до 10 см где-то), и если вы привыкли ездить с отодвинутой назад до упора сидушкой (как я, например), то вынуждены будете мириться с некоторой теснотой во время перевозки чего-нибудь крупногабаритного. И это минус Рактиса. Но все равно, мне это больше по душе, чем возня в Фунтике со всеми этими фальшполами и серединками.
Еще несколько плюсов в копилку Фунтику:
- у Фунтика под задними сиденьями есть просвет, сантиметров 10, что позволяет во-первых хранить там много чего нужного, не занимая объем багажника, а во-вторых - перевозить тонкие длинные предметы (удочки, например или бруски какие-нибудь), пропустив их через весь салон (от двери багажника под задним сиденьем, между передними сиденьями до торпеды. Причем эти предметы будут лежать на полу и не будут мешать пассажирам. Можно вообще убрать среднюю часть сиденья и перевозить таким образом например межкомнатную дверь, при этом еще на заднем сиденье усядутся двое пассажиров (по обе стороны от двери)
В Рактисе сиденья «стоят» на полу, такого просвета нет и такой номер с длинномером не пройдет. Чтобы перевезти ту же дверь, нужно полностью сложить левую, широкую часть заднего сиденья, и пассажир сзади соответственно сядет нормально только один – справа.
Что еще? Спинки передних сидений: в Фунтике при необходимости могут отклоняться далеко вперед, почти ложатся на подушки. В Рактисе максимум - становятся вертикально, вперед – нисколько. Почему так – непонятно.
Ну и, как я уже упоминал, размеры проема двери багажника: в Фунтика, при случае, можно запихать более габаритный груз.
(Замечу, что есть комплектация Фунтика, где заднее сиденье более удобное для пассажиров, в виде дивана, правда, при этом теряется уникальная схема трансформации салона. В Рактисе 4WD заднее сиденье также другое, ровного пола при складывании уже не получится).
Удобно ли в данных машинках спать/ночевать? Вполне, однако все же есть особенности. В Фунтике кровать я делал так: Передние сиденья максимально вперед и максимально наклонить вперед их спинки, задние сидушки прячутся в пол, укладывается надувной матрац и получается вполне сносная двухспальная кровать (если есть дети, то и они «войдут») , причем выходить на улицу можно, как через боковые двери, так и через дверь багажника, так как последняя мало того, что открывается вбок, так еще и имеет изнутри ручку, в общем удобно. Помещаюсь со слегка поджатыми ногами (росту во мне 181 см), либо можно вытянуться, но лечь немного наискосок. Наклоненные спинки передних сидений выступают в роли изголовья, хотя можно завалиться и наоборот, головой в багажник.
Теперь Рактис. Делать кровать так же, как в Фунтике можно, но есть несколько НО:
- между отодвинутыми вперед до упора передними сиденьями и сложенными задними образуются глубокие «ямы» сантиметров 20-25 длиной, которые при сооружении кровати надо будет чем-нибудь заполнить (сумками или одеялами, например), либо ложиться головой в багажник;
- как уже говорил, у передних сидений спинки вперед практически не отклоняются – меньше места;
- выход только через боковые двери (дверь багажника изнутри не открывается, да если бы и открывалась – все равно неудобно);
- немного меньше места в длину, чем в Фунтике (ноги уже не вытянуть).
Поэтому спальное место в Рактисе лучше организовывать так, как показано во многих японческих рекламных проспектах: передние сиденья до упора вперед, снимаем подголовники, спинки заваливаем до упора назад (они ложатся в один уровень с подушкой заднего сиденья, спинку заднего сиденья до упора назад. Получается два «ложемента» (неровная поверхность в районе колен из-за валиков боковой поддержки) и опять «яма» - между передними сиденьями. Эх, еще бы спинка заднего сильнее отклонялась.. Зато матрас надувной не нужен )). Ночевал в обеих своих машинках, в Фунтике все же удобнее немного. Для наглядности прилагаю несколько фоток (см.ниже), где выступил в роли манекена )))
Подведу итоги: интерьер Рактиса производит более благоприятное впечатление, нежели интерьер Фунтика, много чего хорошего от него унаследовал, но по части трансформации салона и практичности уступает ему. Так что здесь многоуважаемая Toyota сделала шаг назад в своем развитии ).
Ну и позвольте коротенько затронуть так скажем техническую составляющую.
Двигатель.
На моем Рактисе установлен всем хорошо известный 1,5 литровый 1NZ-FE, 110 л.с (на Фунтике стоял его «младший братец» 1,3 литровый 2NZ-FE, 88 л.с.), причем уже второго поколения, обросший всякими «ненужными» (по сравнению с первым поколением, как на Фунтике) примочками, как то: гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, «электронная» дроссельная заслонка, система рециркуляции отработавших газов EGR, иридиевые свечи и … может что еще забыл, поправьте, кто знает. Все эти навороты, половина которых внедрена в угоду улучшения экологических показателей, совершенно бесполезны для рядового российского автолюбителя, усложняют конструкцию и добавляют лишней головной боли при обслуживании . Так. EGR направляет часть выхлопных газов во впускной коллектор, отчего интенсивнее загрязняется дроссельная заслонка. Чистка дросселя на Фунтике (при условии наличия рук, растущих из правильного места – достаточно простая процедура, на Рактисе же сама заслонка проще по конструкции (меньше деталей)), однако после чистки и сборки необходимо ее «обучить» правильно работать с помощью сканера. Некоторые пишут, что все само со временем «обучается» - не знаю, у меня после чистки холостые обороты никак не хотели падать меньше 1500, сброс клеммы аккумулятора не помог, пришлось найти специалистов, после настройки сканером все пришло в норму. Привод дросселя на Фунтике механический, тросовый, на Рактисе – электрический (педаль газа – «ненастоящая»).
Гидрокомпенсаторы зимой при прогреве холодного двигателя издают громкие клацающие звуки, отчего можно подумать, что под капотом тарахтит дизель. Хотя после прогрева шум исчезает, мне все же это не по душе, на Фунтике двигатель без гидриков работал тише и мягче.
Свечи. Дорогие и не взаимоменяемые с обычными (более длинная резьбовая часть). В теории имеют больший ресурс, но на практике одна заправка некачественным бензином может их «убить». У меня свечи еще «родные» (пробег сейчас 78000) , пока тьфу-тьфу (к следующей зиме буду менять наверное все же). На Фунтике я менял комплект свечей (который стоит, как одна иридиевая свеча для Рактиса) раз в год, также перед зимой.
Еще на Рактисе, из-за большого и сильно наклоненного лобового стекла, нижний край которого наполовину закрывает двигатель затруднен доступ к этим самым свечам. Фунтиковским свечным ключом из-за своей длины не воспользоваться, приходится орудовать удлиненной головкой на 16 и воротком из набора инструмента.
Из хороших «новостей»: на Рактисе электрический усилитель руля, соответственно нет насоса гидроусилителя и один ремень навесного, вместо двух на Фунтике, что есть гуд.
Трансмиссия.
На Рактисе, в отличие от Фунтика с его 4-х ступенчатой АКПП, стоит вариатор (на Рактисе 4WD -тоже простой автомат). В свое время, как и многие, наслушался всяких страшилок про вариатор, но не побоялся взять такую машину. Поюзав два года сей агрегат – нисколько не жалею. Теперь мне просто смешно, когда какой-нибудь невежа пишет, что «варик- это зло» (сейчас правда, такие попадаются все реже).
Что же хорошего можно сказать про вариатор? Много чего. Нравится, как машинка разгоняется, и вообще - как едет – очень плавно, скорость растет незаметно (после Фунтика было непривычно сначала – по ощущениям едешь 60, на спидометр глянешь - а там 80).
Нравится, что двигатель работает на более низких оборотах, при 60 км/ч обороты держатся в районе 1200, при 100 км/ч не доходят до 2000 (имею в виду не разгон, а равномерное движение с такой скоростью),.За счет этого и в салоне потише.
Нравится, что при трогании в горку со стоянки, когда селектор переводишь из «P» в «D», машинка не откатывается назад (хотя, может быть это заслуга и не варика вообще-то, точно не знаю – но что есть – то есть).
Можно, при желании, перевести селектор в положение «М». Здесь у вариатора появляются «виртуальные» 7 ступеней, и можно переключать передачи, качая либо сам селектор вверх-вниз, либо нажимая лепестки на руле, при этом на панели отображается номер включенной передачи. Удобно, например, при буксировке (таскал на галстуке заглохшую «девятку» тестя), или когда буксуешь - поставил на «единичку» и вперед. Хотя опять же, все это - то же самое, что и L-ка и 2-ка на простом автомате.
Когда едешь под горку и желаешь тормозить двигателем, от режима «М» толку мало – переключаешь вниз, двигатель ревет, а эффекта почти нет.
Лепестки на руле – баловство. Один раз попробовал – и забыл про них.
Еще есть кнопка «CVT Sport». При ее нажатии вас вжимает в сидушки, машинка превращается в ракету и улетает за горизонт ))) Шутка, конечно, но доля правды все же есть. По своему действию эта кнопка похожа на кнопку «O/D OFF» на автомате (например, при обгоне можно нажать), но, в отличие от нее позволяет, при желании, более резво стартануть со светофора. Иногда балуюсь. Стоим на светофоре. Жму кнопку. В покое ничего не происходит, только загорается индикатор на панели. Зеленый, старт! Жму на газ. По сравнению с обычным режимом обороты растут в два раза быстрее, Рактис, громко и грозно рыча, как бешеный прыгает вперед – водитель какого-нибудь рядом стоящего Марк II в шоке. Конечно, потом (когда скорость уже за 80) догоняет и обгоняет, все же Рактис ему не ровня. Но все равно приятно. Такая вот интересная кнопочка ) Но часто стараюсь ей не пользоваться, считаю, что это – все же насилие над коробкой.
Еще, из необычного. Нет щупа в коробке, уровень жижи так просто не проверишь. Нет в продаже оригинального фильтра коробки (то есть совсем нет, на «Экзисте», например, вы его не найдете, мануал по Рактису не регламентирует замену фильтра (странно все таки), то есть якобы он рассчитан на весь срок службы коробки). Жижа для варика, в отличие от фильтра, продается, стоит немного дороже, чем всем известная ATF T-4 и по внешнему виду очень ее напоминает, но с ней не взаимоменяема.
Подвеска/Ходовая часть/Тормоза
Тут особо писать нечего. Отличия от Фунтика спереди:
- по другому крепятся стойки к кузову (на Фунтике - опора с тремя шпильками, на Рактисе стойка крепится одной центральной гайкой;
- линки стабилизатора другой конструкции: Фунтик – шпилька с резиновыми втулками, шайбами и гайками, Рактис – шпилька с шаровыми шарнирами на концах. Стоит дороже, чем Фунтиковская, но служит дольше. На Фунтике эти резинки – расходный материал, съедаются за год (появившийся стук в подвеске – первый признак, что их пора менять), на Рактисе, по прошествии двух лет, линкам хоть бы хны - ни стуков, ни бряков
Отличий от Фунтика сзади нет. На обеих машинах – упругая балка, две пружины и два амортизатора. Все просто и надежно. Ломаться нечему.
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные (существует комплектация GS, которая, помимо красивого обвеса вкруг имеет еще и задние дисковые тормоза)
Замечу, что, несмотря на практически одинаковую конструкцию подвески/тормозов, взаимоменяемых деталей с Фунтиком нет.
3. Эксплуатация.и обслуживание.
Два года пролетели незаметно, добавив на одометре 34000 км (не рекордный показатель, но и не самый маленький). С машины практически не слезаю. Живу в пригороде Новосибирска, на работу езжу на машине (5 дней в неделю, 25 км в один конец). 40 минут утром (выезжаю пораньше, чтобы объехать пробки), и полтора часа вечером – в самый час пик. Что можно сказать? Машинка очень хороша для города и очень подходит для таких поездок на работу/домой. Маленькая, верткая, очень приятная в управлении, довольно резвая (позволяет пошалить под настроение). Будет очень хорошим вариантом для молодой семьи, думаю, что понравится женщинам (моя супруга, начинающий водитель – тому подтверждение)).
Неплоха машинка и на трассе. Летом 2011г ездили в Горный Алтай. Позволяет держать крейсерскую скорость 120-130 км/ч, обгоны даются легче, чем на Фунтике, при желании можно включить круиз-контроль (хотя на наших дорогах толку от него мало). Ездили вчетвером (я, жена и дочки 11 и 2 года). Багажник невелик, но для такой поездки позволяет взять все необходимое (конечно, если ехать дикарями, скарба везешь в два раза больше – багажник будет маловат). Как уже отмечал, сидушки не очень удобны для таких вояжей, через пару-тройку часов затекают ноги и спина, приходится делать остановки, чтобы немного размяться.
Подвеска жесткая и рассчитанная на ровные дороги без ям, стыков и швов, проезд которых отчетливо ощущается пятой точкой (зато по ровному асфальту катить – одно удовольствие). Ситуацию можно немного исправить, поставив резину с более высоким профилем, что и делают практически 100% Рактисоводов, переходя на колеса R15. Здесь сказывается и редкий родной размер резины: 175/60R16. Найти такую сложно, более распространенные и подходящие по диаметру 16-е размеры широки (195 и 205 мм) и не встают нормально на родные узкие диски шириной 5,5J. Поэтому, наиболее рациональный способ, которым убиваются сразу несколько зайцев – переход на 15-й размер колес. Размер резины, наиболее соответствующий при этом родному – 185/65R15, немного больше по диаметру будет 195/65R15. Как вариант для хороших дорог 195/55R16 или 205/50R16 на неродных, более широких дисках. Здесь каждый решает сам, исходя из тех дорог, по которым он будет ездить ну и своих финансовых возможностей.
Я перепробовал несколько разных вариантов для лета и зимы и сейчас на лето у меня комплект колес на Ниссановском литье 6J*16 c тайваньской резиной “Maxxis MAP1” размером 195/55R16 (кстати, отличная резина – рекомендую), ну а зимняя обувка состоит из тайваньских же дисков “Ijitsu” 6.5J*15 и липучки TOYO Garit G4 размерностью 185/65R15.
Полностью загруженная машинка заметно приседает на задние колеса (пробоев подвески при этом не наблюдается, даже на неровной грунтовой дороге), становится мягкой и вальяжной. Динамические характеристики при этом нисколько не страдают, машинка так же легко и непринужденно разгоняется, как пустая (может это тоже заслуга вариатора?), реально, от вождения груженого Рактиса получаешь особый кайф)).
Клиренса в 150 мм мне лично вполне хватает. За два года машинка много где побывала и проблем особых где-нибудь на проселочной или лесной дороге (в сухую погоду, конечно)) не возникало. В пользу Рактиса здесь короткие передний и задние свесы, небольшая колесная база и плоское днище без всяких выпирающих железяк. Единственное – надо быть осторожным при парковке - поначалу частенько цеплял нижним краем переднего бампера за высокие бордюры.
Несколько слов о зимней эксплуатации.
Сразу о не очень приятном. Зимой в машинке комфортно где-то до -15-20, дальше печка уже справляется со своими обязанностями не очень хорошо. После прогрева и 40 минут езды до работы воздух из воздуховодов идет теплый, не более того. Салонный фильтр меняю своевременно (не надо только советовать совсем убирать его на зиму – толку никакого, а сажи, пыли и копоти в салон проникает больше, чем летом), двигатель закрыт сверху самодельной утепляйкой плюс закрыт радиатор, патрубки, идущие под капотом к печке оба горячие – все равно шапку снять позволить себе не могу – холодно. Антифриз был заменен на стенде перед зимой 2011-2012, радиатор печки не думаю, что забит всякой какой – все же машине не 20 лет. Склоняюсь больше к другому: на Рактисах, оборудованных климат-контролем (как в моем случае) можно делать самодиагностику системы отопления/вентиляции/кондиционирования (процесс описан в мануале и можно найти на сайте Рактисоводов). После проведения данной проверки вылезает код ошибки 11 – неисправность или обрыв цепи датчика температуры воздуха в салоне. По теплу буду разбираться.
Еще прошедшей зимой задубела и раскрошилась резинка, закрывающая кнопку открытия двери багажника. Реально, на улице было -35, черт меня дернул открыть багажник - рассыпалась, как будто стеклянная.
Про то, что на морозе машина становится «деревянная» и скрипучая - думаю и так всем понятно, другие машины вряд ли отличаются в этом плане.
Про расход топлива. Летом в городе: 7,5-8 л/100км;
Летом за городом: 6-6,5л/100 км;
Зимой в городе: 10-12л/100 км без прогревов и 15-17 с прогревами;
Зимой за городом: нет данных ))
Про фары. Как уже говорил, в ближнем свете ксенон, свет отличный, кто бы что ни говорил - галогенки нервно курят в сторонке; левую галку убрал путем одевания шторок из жести на колбу лампы - теперь свет «американский» - ровная горизонтальная светотеневая граница (и честно пройденный техосмотр). Но есть у ксенона и недостаток – дикая дороговизна самих ламп. Уже столкнулся - этой зимой начала самопроизвольно гаснуть правая фара. Поменял лампы местами – неделю проездил нормально – замигала левая. Верный признак кончины лампы. Менять надо, но на что? В продаже ксеноновые лампы D4R (мне нужны именно такие) либо китайское барахло за 400 руб/шт (начитался про них «лестных» отзывов), либо ориджинал лампы Philips/Osram/Denso, на которые ценник начинается от 2500руб/шт и выше. Разум отказывался принимать такие ценники за какие-то лампочки, но делать все равно что-то было надо. В итоге приобрел две лампы Philips на eBay – с доставкой до Новосиба вышло 2600 руб за 2 лампы. Ждал долго правда, пока приедут мои лампочки– почти месяц. Поставил – сейчас снова все ОК. То есть родные лампы прослужили 6 лет. Посмотрим, сколько продюжат эти. Надеюсь, что больше не придется их менять.
Еще оторвал бы руки конструкорам этой машинки за жутко неудобный доступ к лампам в фарах, особенно в левой. Если ближний свет еще худо-бедно можно подлезть, то замена лампочки в габарите – просто издевательство какое-то. А еще есть поворотники и дальний свет (в ксеноновых фарах раздельные лампы на ближний и дальний ) – там не знаю, не довелось, дай бог и не узнаю)).
Про ремонт и ТО.
За 2 года, кроме замены злосчастной лампочки в габарите и ламп ближнего света в машине не сломалось ровным счетом НИЧЕГО (датчик температуры пока под вопросом), а из расходников были заменены передние тормозные колодки и ремень генератора. После покупки также заменил жидкость в вариаторе со снятием поддона и промывкой фильтра (того самого, которого нет в продаже – что в нем такого, не пойму, по виду как фильтр для обычной АКПП) и тормозную жидкость, прокачав заодно тормоза. Все делал сам, ибо несложно и вообще люблю повозиться с машиной. Масло в двигатель лью Neste Сity Pro вязкостью 5W30 и меняю его через каждые 5000 км, вместе с маслом меняю и воздушный фильтр.
Ну и так как люблю возиться с машиной и шаловливые ручки так и норовят чего-нибудь открутить, как – то летом залез под крышку ГБЦ, чтобы оценить состояние двигателя и наличие/отсутствие отложений. Открутив, лишний раз удостоверился, что пробег у машинки честный – внутри все блестело, как у котэ яйки)). Для наглядности прилагаю пару фоток. Заодно провел ревизию дроссельной заслонке и клапану EGR. Был небольшой нагар, все почистил, собрал и...пришлось ехать искать сканер, так как холостые обороты никак не хотели опускаться ниже 1500. Вроде бы уже про это упоминал ))
Мультимедия и тюненх ))
Ну а как без этого? Каждый владелец любого авто стремится что-то улучшить/доработать/украсить в своем железном коне и тут главное - не перегнуть палку. Не минула и меня чаша сия. Итак, что было сделано:
- Сигнализация. В принципе, если бы не желание иметь автозапуск, можно было и не ставить, ведь есть смарт-кей, без брелка, который у меня в кармане и двери не открыть и двигатель не запустить. Лично знаю одного Рактисовода (Андрей, привет тебе), машинка у которого с таким же смарт-кеем и который держит свое авто на теплой стоянке - обходится без сиги. У меня такой возможности нет и зимой без автозапуска я пропаду. Поэтому поставил, Шерхан-7. Установка обходится дороже, чем на машину с обычным замком зажигания и необходимо отдать один из брелков установщикам сиги, так как они используют его внутренности (брелка) при установке. У меня брелка было три, так что остался еще один, запасной (ну а необходимый минимум соответственно - два, так что будущие Рактисоводы - возьмите на заметку). Сигналка работает независимо от смарт-кея, двери можно запирать/отпирать как кнопкой на ручке двери, так и с пульта сиги.
- Туманки. Изначально их не было, но очень хотелось, чтобы были. Приобрел китайские DLAA, в комплекте сами туманки, «очки» для них, проводка, реле и кнопка (правда для Toyota Corolla, но отличие только в очках). Проводка на Рактисе проложена штатная. За заглушками в бампере спрятаны провода с фишками, так что заморачиваться с прокладкой новой проводки нет нужды. Устанавливая левую туманку, обнаружил отсутствие вышеуказанной фишки вместе с куском провода, что явилось еще одним признаком ДТП в котором в прошлой жизни пострадал мой авто)). Пришлось сращивать родные провода с китайскими.. Реле купил родное, ибо имелся разъем под него и не хотелось лишнего колхоза с проводами. Ну а кнопку использовал из набора. С ее подключением пришлось повозиться, неоценимую помощь при этом оказал замечательный человек и мастер своего дела, форумчанин Qraz, в миру Евгений, за что ему огромное спасибо!
Туманки встали на место, а очки для них соорудил из родных заглушек, аккуратно вырезав в них отверстия и украсив хромированными ободками от Королловских очков из набора. Конечно колхоз, но получилось неплохо (см.фото).
Качество самих туманок может и не сравнить с оригиналом, но на твердую четверку. Два года – полет нормальный.
- Дуделки от «Волги». Тут и писать особо не о чем. Подключил через жигулевское реле и отдельный предохранитель на 20А. Звук - не сравнить с родной пищалкой. Дешево и сердито. Сами сигналы поставил под решетку радиатора – места там много.
- Чехлы. Я вообще сторонник использования чехлов на сиденьях и спорить по этому поводу не хочу ни с кем. Каждому свое. Ну так вот, в продаже специально для Рактиса естественно, ничего нет (из Японии не в счет - красиво, но жаба давит). Сперва купил универсальные, на перед сели нормально, на зад - как попало. Не понравилось. Нашел в Новосибирске контору, специализирующуюся на пошиве чехлов для иномарок, заказал там. Две недели ожидания и 5000 руб. Качество на 5, сидят, как влитые, кто не знает, сразу и не поймет, что сиденья в чехлах. Заднее сиденье со стороны багажника - кожзам. В общем молодцы, умеют, я доволен. (А универсальные лежат, практически новые, кому надо – отдам за пиво)).
- Резиновые коврики в ноги и в багажник.
- Ну и самое интересное – насадка из нержавейки на выхлопную трубу, повышающая мощность двигателя на 50 бешеных кобыл))). Можете критиковать, а мне нравится.
Немного о музыке. Головное устройство - NDDN W56, читает MP3, DVD. Японская навигация и ТВ не работает, есть AUX вход, USB и HDD нет. По современным меркам не самая навороченная штуковина конечно, но тоже ничего. Четыре динамика в передних и задних дверях плюс еще пищалки в передних дверях. Качество звука отличное, меня, не меломана, устраивает на все 146%. При включении заднего хода выводится цветное изображение с камеры, только вот разметки траектории нет, никак не могу настроить.
Вот наверное и все, что хотел сказать. Автомобилем своим доволен, стараюсь холить и лелеять, надеюсь, что и он в ответ не подведет меня и надолго еще останется моим верным другом. Всем спасибо за внимание, прошу прощения, если утомил (все же «многабукв» получилось). Если есть вопросы – задавайте, с удовольствием отвечу. Удачи!