Всем привет. Здесь много отзывов по леворуким машинам, но следует понимать разницу между ними и ПРАВильными тачками, собранными не в Китае, а на родине Тойоты. Хочу поделиться своим опытом приобретения и эксплуатации праворульного автомобиля РАВ-4 2000 года с постоянным полным приводом и двухлитровым двигателем системы Д-4. Производились такие машины вплоть до 2005 года, в России их много, а подробных отзывов здесь по ним почти нет. С 2005 года пошли новые РАВы - в Японии только с движком 2,4, но в Россию сначала скинули двухлитровые, а несколько позже появились двиги 2,4. По правде говоря, новый кузов РАВа на любителя...
Водительский стаж мой на момент покупки 12 лет, у жены 10. Водим мы одну машину на двоих, но расскажу прежде всего о своих ощущениях. Раньше ездил на Тойотах - Корсе, Карине-ЕД, Камри, Марк-2, Кресте (дважды – 90 и 93 г.г. выпуска). Один раз попалась Хонда-Интегра, четырехдверная, слепая, быстро ее убил, не понравилась. Последние 5,5 лет ездил на Королле 93 года в 100-ом кузове и дровяной комплектации, машина, безусловно, отличная, но вот появилась возможность обновиться и встал вопрос: а что же приобрести. Дело было осенью 2006 года, в воздухе пахло гололедом и снежными заносами.
Решение принималось коллегиально с женой. Итак, захотелось полный привод, это раз, уже не легковушку (выросли из нее и дочь подрастает), но еще не джип (тесновато на нем в городе и денег не хватает), это два, не очень дорого по цене и обслуживанию - три. Изучив рынок, благо интернет позволяет, бегло и критично опросив знакомых, составили перечень претендентов на наши симпатии: Хонда-СРВ, Ниссан-Х-Трэйл, Субару-Форестер и, наконец, Тойоты – Харриер, Клюгер и РАВ-4. Эскудо сразу отмели (в семье он именуется не иначе как Паскуда, хотя аргументированно обосновать отрицательное отношение к этой модели нечем). После недолгих раздумий выбор сделали в пользу Тойоты: решение консервативное и скорее интуитивно-эмоциональное, чем обусловленное каким-то техническим анализом. Сказался предшествующий опыт и стойкое убеждение, что Тойота она и в Африке Тойота, а что за звери эти Хонды и Субару – бог его знает. Харриер и Клюгер отпали как более дорогие и пафосные. В итоге РАВ. Почему ? Во-первых, он просто красивый. Во-вторых, соответствует всем нашим изначальным запросам и довольно экономичен, т.е. идеален для езды в условиях нашего неровного и дикого города. В-третьих, машина универсальна – и для зимы и для лета, и для снега и для морского песка, и для города и для поездок в деревню, не в тайгу, конечно, но мы туда и не ездим.
Изучили ценник и отзывы. Оказалось, что разброс цен и мнений велик, хотя мы давно привыкли иметь на все собственное мнение и тратить на понравившиеся вещи столько, сколько просят и есть в наличии. Вот «минусы» РАВа со слов «аналитиков», подавляющее большинство которых не только ни разу не сидело за рулем этой машины, но, собственно, и представление о ней имеют самое отдаленное, либо судят по китайским леворуким штамповкам:
РАВ – машина «женская». Тогда брюки – одежда мужская, а длинные волосы – только для девочек. У меня, к слову, волос на голове нет вообще, рост и вес выше среднего, ориентация сугубо традиционная. Статистика владельцев РАВов по половому признаку мне была малоинтересна.
РАВ – машина «несерьезная». Ну на роль «реального пацана» я не претендовал, а к Прадику был не готов материально.
Двигатель Д-4 – это полный атас и смерть на дороге, продать его просто нереально. Когда-то, на заре японского автобизнеса в городе нашенском то же самое говорили про автоматическую коробку передач. Разумный уход, бережная эксплуатация и повышенное внимание к двигателю все перетрут, подумали мы. Машину брали для себя, а не на продажу. Японцы, были уверены мы, фигню не делают.
У РАВа «тупой» двигатель, 2 литра ему мало. Я пересчитал 105 лошадей на 990 кг своей Королки, затем то же самое сделал с 152 силами РАВа для его массы в 1350 кг. Простая арифметика показала, что РАВ должен быть динамичнее Королки, а последняя меня вполне устраивала все эти годы. К тому же я никогда не мечтал о лаврах Шумахера.
В РАВе плохая шумоизоляция салона и громкий двигатель. За городом мы бываем нечасто, ездим неспешно, а громкую музыку любим.
Короче говоря, все контраргументы нам показались неубедительными. Решили – берем полноприводный пятидверный РАВ с двигателем 2 литра 2000-2002 г.г. Цвет решили взять черный, даром что маркий, зато опять-таки красивый. Глянули объявления. Черных РАВов никто не продавал почему-то. Поехали на Зеленку (местный авторынок), нашли 3 РАВа, все нечерные, 2000, 2001 и 2002 годов, все – переднеприводные, по цене 17,5, 19 и 20 тысяч долларов соответственно. На вопрос – а почему не продаете полноприводные, ответ продавца был краток: Д-4 никто не берет, они зимой не заводятся, готовьте буксировочный трос. Мда, подумали мы, интересно какой дурак выложит двадцатку баксов за полуджип-полулегковушку без полного привода.
Посмотрели объявления по Владивостоку. Цвета сплошь бело-серо-золотистые (скучно), ценник, в зависимости от пробега тут и «там» примерно от 14,5 до 19,5 штук уев. Решили обратиться к услугам аукционных компаний. Пошли по простому пути – обратились в компанию, которая у всех и везде на слуху и на виду (от рекламы воздерживаюсь, речь здесь о машине). Нам сразу сказали, черный цвет на аукционах Японии дороже любого другого. Ок, ответили мы, будем переплачивать, а при необходимости ждать. Покупку осуществили достаточно быстро по принципу «нравится-берем». От часто имеющегося на РАВах нижнего обвеса принципиально отказались - уж слишком глубоки ямы в нашем дворе. Предпочли банальные брызговики, но более весомый просвет.
В итоге черный РАВ 2000 г. в самой дорогой для Японии комплектации «J Wide Sports» с пробегом 56 тыс.км. и оценкой «4Б» с токийского аукциона, с практически новой всесезонной резиной, алюминиевой решеткой, «хромированными» стопарями и боковыми поворотниками, а также с почти полным баком японского бензина обошелся нам со всеми накладными в 18 тысяч уев. Кто-то скажет дорого и будет прав, но лишь отчасти, ведь хорошее дешевым не бывает. За эти же деньги, конечно, можно было купить РАВ другого цвета посвежее годом или с пробегом поменьше, но мы не жалеем, т.к. наши ожидания не были обмануты.
Ждали тачку довольно долго (нам так показалось). Первым делом, конечно – тест-драйв. Епрст, после Королки я просто визжал от восторга за рулем этой машины. Подвеска не мягкая, но и не жесткая, двигатель довольно приемистый. Такое ощущение, что машина просто едет по рельсам, прилипнув к дороге, без заносов и пробуксовок вне зависимости от состояния дороги, скорости и угла вхождения в поворот. На трассе при скорости 130 показалось, что я стою на месте. Жена тоже по достоинству оценила машину, сразу по сути отобрав ее у меня. В итоге я за рулем ездил на работу и с работы, изредка – вечерами и по выходным, все остальное время за рулем вгначале проводила жена, справедливо утверждая, что она там смотрится красивее. Салончик простой, но прикольный - удачное сочетание различных оттенков серого и черного.
Сразу замерил расход (а был уже конец октября и начались морозы-прогревы), оказалось – около 13 литров 98-го бензина при смешанном режиме езды. Позже замерил чисто по городу, оказалось 14,2, многовато, но знакомый на СРВ поведал, что у него расход аж 16: успокоил. В ноябре расход достиг 15 литров, подкачал колеса с 1,8 до 2,0. Памятуя об ужасах Д-4 (кто-то даже писал, что они взрываются на ходу, вот же бред), на бензине решил не экономить, а 92-ой решил заливать только после того как машина хотя бы один раз (тьфу-тьфу-тьфу) не заведется. Заправки тоже рекламировать не стану, но определился, что заправляться буду на одних и тех же, с высокой репутацией и филиалами по всему краю.
Масло, другие жидкости, фильтры и прочее менять не стал, положился пока на предпродажную подготовку в Японии (хотя странно – в салоне нашел японский окурок сигареты «хай-лайт»), на диагностику тоже не поехал, и начал ждать когда начнут плавать обороты, как это предвещали «вещуны». Приобретение машины совпало с похолоданием и началом отопительного сезона. Мощный трос (привет, Зеленка) был немедленно куплен и приготовлен. Недешевая сигналка была установлена с автозапуском, автопрогревом, контролем температуры салона и напряжения аккумулятора (о, боже, спаси и сохрани Д-4). Сразу же начал писать отзыв, дабы развеять необоснованно негативное и пренебрежительное отношение многих к этой машине. Но писать тогда было особо не о чем, требовалось испытание временем и российскими дорогами. Расхваливать свежий автомобиль и заглохнуть через месяц-другой, т.е. подло обмануть читателей vl.ru, совсем не хотелось.
Сразу замечу, что в машинах я разбираюсь слабо, про техобслуживание имею самое смутное представление, японские машины с правым рулем люблю прежде всего потому, что они в этом самом обслуживании просто не нуждаются. Замена масла и проверка его уровня для меня предел заботы об автомобиле. Но с РАВом решил держать ухо востро (о, это страшное слово «Д-4»). Однако заранее решил, что никаких присадок и добавок в топливо лить принципиально не буду (многие советуют и делают это).
Буквально через неделю на Военном Шоссе у авторынка была совершена первая попытка покушения на угон. К машине внаглую подъехал какой-то деятель и попытался сосканировать сигнал с пульта. Супруга маху не дала (я был на работе), деятеля вычислила, подошла к нему и популярно объяснила парню, что не один он такой умный и что последствия могут быть неприятными.
Через месяц затонировался – зеленоватые передние боковые стекла раздражали. Заднее стекло оказалось чуть темнее передних боковых, поэтому на него наклеили пленку посветлее. А задние боковые стекла имели заводскую тонировку, вернее напыление, их я не трогал. В итоге снаружи все стекла сделались одинаково темными, но изнутри передние приобрели несколько иной оттенок по сравнению с задними.
Во второй половине ноября представилась прекрасная возможность проверить машину в настоящем деле путем поездки на ней в гор.Хабаровск и обратно. Выезжал из Владика при температуре +7, приехал в минус 10. По дороге попал сначала в ливневый дождь, потом в обильный снегопад. Все испытания РАВ выдержал на ура. В заснеженном, холодном и скользком Хабаровске машина проявила себя во всей красе, впервые я понял, что такое АБС и оценил прелесть этой системы на льду, не удержавшись, даже погонял по сугробам за городом и по поверхности замерзшего Амура (см. фото). Итог: машина утром в мороз до минус 18 заводилась с пульта в пол оборота, причем на 98-ом бензине (привет, Зеленка). Расход по трассе – 10-11 литров. В Хабаровске черный РАВ выглядел несколько экзотично и обращал на себя внимание, во-первых, из-за цвета и, наверное, модификации, а, во-вторых, по-видимому, здесь тоже сильны предубеждения в отношении Д-4 и РАВов очень мало (морозы там покрепче: в самые крепкие я, понятно, не успел попасть). Из «минусов» таких поездок: один раз хабаровские гаишники выписали мне штраф 50 руб. за тонировку и отпустили с богом.
Вернувшись домой, понаслушавшись опять-таки разных советчиков и анти-советчиков, попробовал 92 бензин, мне показалось, что на нем машина несколько тупит, решил перейти на 95 и на нем остановиться. Разницы с 98 не ощутил. Впоследствии перешел на бензин 92-ой, на нем сейчас и езжу.Японские родные жидкости и комплектующие с прежним упорством не менял, в том числе родное масло 5W20. Практически сразу после Японии мне показалось, что передняя подвеска, особенно слева, слегка гремит, но и здесь я решил до весны не лезть и ничего не делать. В городе расход бензина зимой достиг 15 литров, но кому из владивостокцев надо рассказывать про наши пробки и выстуживание двигателя штормовыми ветрами.
Декабрь был мягким, проблем с запуском или чем-то еще я не испытал, ездили в свое удовольствие и наслаждались. Под Новый Год увлеклись поездками в Уссурийск на хоккей. За 2 месяца с момента покупки наездил 5 тысяч километров (резвое начало). После НГ наконец-то снег выпал и в городе нашенском, все прелести машины на ледяных сопках стали еще очевиднее.
В конце января зевака на Прадике въехал мне в зад: лопнул колпак под запаску и деформировалась задняя дверь. Получил страховку, отремонтировался, непросто оказалось найти родной колпак под покраску, ценник на заказ из Японии колебался от 300 до 500 уев. Тайваньский (а скорее - китайский) предлагали за 7000 руб., но типа тюнинговый – с ключиком и «хромированной» боковой поверхностью. Еще немного подумав, просто заклеил и покрасил треснувший родной колпак.
Треск в районе левого угла приборной панели то появлялся то исчезал, в зависимости от погоды как будто. Немного начали плавать обороты. Окружающие снова начали пугать и я снова задумался о Д-4. По совету знакомых РАВовладельцев за 300 рублей купил добавку для бензина, подливал понемногу при каждой заправке. Не помогло. Обороты плавали все сильнее и сильнее. Знакомый столкнулся с подобной же проблемой и решил ее за 15 000 руб. методом какой-то чистки чего-то там в двигателе. Другие, говорят, платили и по 20 тысяч за то же самое. Пессимисты обещали конец топливному насосу. Но более знающие люди посоветовали просто заменить один из датчиков двигателя. Показали пальцем какой именно. Я его сфотал и заказал родной из Японии, обошелся в 1200 рублей, заменил друг за 2 минуты даже без инструментов. Обороты плавать перестали ! Но вдруг прямо на ходу начал глохнуть двигатель, поехал к регулировщикам ЕФИ. Оказалось, что японец редко менял воздушный фильтр, в результате чего запылилась какая-то там заслонка. Чистка и компьютерные замеры работы двигателя, не выявившие никаких аномалий, обошлись в 1500 рублей. После указанных мероприятий расход бензина несколько снизился. Летом ездили в морской заповедник по абсолютному бездорожью. Проходимость РАВа приятно поразила, как и вместимость его багажника.
Итог 1,5 лет эксплуатации - замена вакуумного датчика (1200 руб.), чистка воздушной заслонки (1500 руб.), замена масла (использую Мобил) и... ВСЕ !!! Больше с машиной никаких проблем НЕТ, ничего больше с ней пока не делал и не менял. Выводы: машина отличная, никого не слушайте, ремонтники Д-4 занимаются чистым разводиловом, фотку проблемного датчика, из-за которого плавают обороты, а народ платит бешеные бабки за псевдочистки, прилагаю (дарю ноу-хау бесплатно). Всем удачи на дорогах. РАВ - машинка СУПЕР ! У кого какие вопросы - спрашивайте.