Отчет об эксплуатации ТОЙОТА РАВ – 4
Свое повествование начну, пожалуй, с того, что поклонником японского автопрома, и в частности автомобилей марки ТОЙОТА стал в 2001 г., продав свои «Жигули» (до этого были еще «Запорожец» и «Уазик») и пересев на ВИСТУ 1990 г. в 32-м кузове люксового исполнения. Ощущения, сами понимаете, все равно, что после АН-2 полететь на ТУ-154. ВИСТА верой и правдой отслужила мне 4 года, практически не доставляя хлопот. Честно говоря, продавать было жалко, настолько и сам, и семья привыкли к ней. Но год выпуска вынуждал, а ряд обстоятельств позволяли в 2005 г. приобрести что-нибудь посвежее и попрактичнее. В течение месяца ВИСТА была благополучно продана, и начались поиски подходящего варианта. В родном городе ничего по своим финансовым возможностям не присмотрел, поэтому было принято решение двинуть в Новосибирск, где была приобретена и первая японка. Составить кампанию согласились двое друзей, один из которых профессиональный механик.
Не буду долго описывать сборы и дорогу. Спустя недели две, ранним субботним утром мы были на авторынке Новосибирска. Решено было смотреть только Тойоты - Спасио или Калдину, желательно 4WD, т.к. езжу круглый год, по разным дорогам, случаются автопутешествия и выезды на рыбалку. РАВ-4 рассматривался исключительно как запасной вариант, по причине более высокой цены. Потратив день на поиски, не нашли ничего подходящего. Либо техническое состояние оставляет желать лучшего, либо по цене продавцы не хотели двигаться. Уже собрались было уходить определяться на ночлег, да мужички знакомые подсоветовали сходить поторговаться насчет одного РАВчика 1995 г.в. цвета перламутра с пробегом 104 000 км., которого с утра мы смотрели, понравился, но не сошлись в цене. Продавцы, парень с девушкой, просили 10200 баксов, но на этот раз после недолгих упражнений в красноречии с обеих сторон сошлись на 9500 (максимум, чем мы располагали). Тщательный осмотр показал: в плюсах – один хозяин, точнее хозяйка, отличное состояние ходовой, двигателя, АКПП, кузов без малейшего намека на ржавчину, чистый ухоженный салон, оптика-хрусталь (рестайлинговая), хорошая летняя резина БРИДЖСТОУН на родном литье, чехол на запаску, небольшой кенгурятник, электролюк; в минусах - битое левое крыло, замененное полностью и довольно качественно перекрашенное, мелкие коцки по кузову (в основном по пластиковой юбке и бамперам), выгоревшая потертая зеркальная тонировка задних стекол, отсутствие задних подголовников, неисправная сигнализация. Ударив по рукам, в ближайшей конторе оформили справку-счет, где сразу прибрели и комплект необходимого для ГАИ инвентаря в дорогу. Рассчитавшись, заехали на ближайшую СТО, поменяли масло в двигателе на CASTROL 10W-40, в остальных агрегатах ограничились проверкой уровня, т.к. по оценке механиков сами жижи были еще вполне хорошего качества, отрегулировали давление в шинах, качнули запаску и вперед, в дорогу. Около 19.00 ч., поужинав в придорожном кафе на окраине города, двинули по направлению на Курган. Первое впечатление – машинка очень резвая, управляется легко, хороший обзор, достаточно удобная (даже для моего роста в 190 см.) посадка, правда при полностью отодвинутом сиденье, подвеска плотная, хорошо держит дорогу, позволяет в хорошем темпе проходить плохие участки дороги, где обычным легковым приходилось снижать скорость. Впечатление портил только более высокий по сравнению с ВИСТОЙ уровень шумов и посредственный комфорт при проезде мелких неровностей. Как впоследствии уяснил из информации Интернета – это их слабое место. Среднюю скорость по трассе держали 120 – 130 км/ч. Расход топлива в таком темпе на 100 км., порядка 10 л. На мой взгляд, для такой машинки неприхотливый двигатель 3S-FE с его двумя литрами объема, 135 лошадями и таким расходом – золотая середина. Наличие электролюка еще больше улучшает впечатление от автомобиля, субъективно расширяя пространство в салоне и позволяя наслаждаться свежим ветерком, не прибегая к помощи кондиционера. В ночное время, видимо благодаря новой оптике вполне приличный свет, в отличие от подслеповатого света ВИСТЫ. Незаметно быстро, с шутками и прибаутками, останавливаясь только для дозаправки, периодически меняя друг друга за рулем, добрались до Кургана. Вся дорога в 1350 км. заняла около 16 часов без всяких приключений. Заезд на мойку и домой, где нас уже ждали банька и обед. Семья в это время занялась осмотром приобретения, которое поначалу не произвело на них впечатления, ожидали чего-то большего в прямом понимании этого слова. Но, взвесив все «за» и «против», прокатившись, свое мнение о РАВчике изменили и приняли в члены семьи.
С этого момента началась наша дружба. Ну а для друга сами понимаете ничего не жалко. И начал я его постепенно приводить в желаемое состояние. У товарища на станции все-таки поменяли все остальные жидкости (все MOBIL, в АКПП – TOYOTA Тип «Т») ремни, свечи, масляный и воздушный фильтры. Загнал в сервис, где удалили старую тонировку и закатали новой черной пленкой в соответствии с ГОСТом, получилось гораздо лучше. Там же привели в чувство сигнализацию, установили антирадар, поменяли родную кассетную «голову» аудиосистемы на 500-ую SONY с МП3, русскими тэгами и отличным тюнером, при этом подняв ее из нижнего гнезда в верхнее, что гораздо удобнее в пользовании. Вниз поставили бокс с выдвижными подстаканниками и карманом для мелочей. Колонки менять не стали, т.к. звучание получилось вполне приличным. Знакомые подсказали, что видели на одной из СТО разбитый РАВ-4. Съездил, и за символическую цену в 300 р. приобрел недостающие задние подголовники. Кстати, при перегоне выяснилось, что установка более свежей оптики оставила авто без габаритных огней, поэтому подобрал и установил в бампер противотуманки, подключив их на габариты. Получилось, на мой взгляд, неплохо, да и свет еще улучшился. Пороги обработал серым, в цвет пластиковой юбки, антигравием. Проводя все эти работы, отмечал, как преображается и без того хорошая машина, при этом получая истинное удовольствие от вождения этого малыша. По сути, для меня практически перестало существовать понятие плохих дорог и бордюров, притом, что и на шоссе, и со светофора он далеко не последний, особенно если перевести АКПП в спорт-режим.
Первая и на сегодня единственная серьезная поломка случилась спустя месяца два после приобретения, на 107000 км. Ездили с товарищем на рыбалку, где, кстати, представился случай проверить машину на легком бездорожье. Испытание прошло на оценку «5» даже на дорожной резине, все-таки постоянный полный привод – это вещь. На обратном пути, не доехав буквально 15 км. до дома полетела помпа. Пришлось добираться на галстуке потихоньку. На другой же день скорая техпомощь в лице друга – механика все привела в первозданное состояние. Между делом постепенно подкралась зима, для встречи которой прикупил новый аккумулятор ТИТАН на 60А (в гнездо встал, как родной) взамен стоявшего на 45А, а также пару баллонов зимней резины DUNLOP GRANDTREK SJ5. Двух оказалось недостаточно. Несмотря на полный привод, на скользком покрытии реакция не всегда получается предсказуемая. Пришлось напрячься, срочно докупить, поставить еще два баллона. Поведение РАВчика на любых зимних дорогах стало практически идеальным. Заводился он в любые морозы, хотя уточню, что при морозах ниже – 30 я его старался не трогать. Печка работает на твердую «4», недостаточно быстро прогревается мотор, несмотря на утепление капота войлоком. Кстати, закрепить его достаточно просто при помощи ГАЗелевских пистонов для крепления обивки, подходят как родные в штатные отверстия в ребрах жесткости капота. При эксплуатации в осенне-зимнее время обратил внимание на то, что передние брызговики не полностью отбивают грязь и жижу из под колес. Поэтому в районе передних дверей пороги быстро обрастают ею и не добавляют чистоты кузову, а также на то, что пластиковые щитки двигателя плохо защищают его от брызг грязной воды при преодолении луж. Надо что-то придумывать.
Оценивая салон и его практичность, можно сказать, что, безусловно, это не шедевр дизайнерского искусства. Но как автомобиль для активного отдыха (охота, рыбалка, загородные прогулки и т.д.), а именно так и расшифровывается аббревиатура RAV – 4, он вполне годится – недорогие хорошо моющиеся материалы отделки, просторный багажник с низкой погрузочной высотой, складывающиеся сиденья, много различных кармашков и бардачков, съемный бокс для мусора. Для любителей роскоши ТОЙОТА выпускает ЛЕКСУС. Минусом можно считать только тесноватое заднее сиденье без возможности его сдвинуть назад в отсутствие большого груза (в следующем поколении РАВ-4 это исправлено). Не помешал бы подлокотник между передними сиденьями. Емкость багажника оценил, когда приобретал домашний кинотеатр. Честно говоря, не ожидал, что вся эта куча огромных коробок войдет так достаточно легко, не пришлось даже сиденья складывать.
Закончилась сибирская долгая зима. Начали подумывать о том, как провести отпуск. В результате было решено отдохнуть на Черноморском побережье, знакомые давно приглашали к себе в Анапу. На вопрос, каким транспортом будем добираться, семья сказала однозначно – своим ходом на машине. Уж очень им понравилось предыдущее автопутешествие на ВИСТЕ все к тому же Черному морю. Начиная с июня, потихоньку начал готовить машину; поменял масло и фильтр, на станции промыли на стенде форсунки инжектора средством WINN*S, заменили топливный фильтр, свечи, проверили и отрегулировали уровень всех жиж, имеющихся в авто, провели диагностику ходовой – всё оказалось в лучшем виде, сделали геометрию, проверили состояние двигателя и, обнаружив, что потеет маслом из под трамблёра, на всякий случай заменили уплотнительное резиновое колечко, поставил летнюю резину, дозаправил кондей, снял утеплитель капота и, пожалуй, на этом процесс подготовки был окончен. Естественно, в дорогу запасся всеми жижами понемногу и разными мелочами, типа лампочек, холодной сварки и т.п. Как впоследствии оказалось, ничто не понадобилось, за исключением масла. Опыт эксплуатации показал, что масло двигатель всё-таки кушает, особенно на скоростях за 100, примерно 500 г./1000 км. В принципе такой расход сильно не напрягает, поэтому устранять не тороплюсь. Да, еще при запуске буквально 3-5 сек. появляется сизый дымок, который затем пропадает. На прогретом двигателе дымление отсутствует, даже при перегазовках. Кто знает, в чём причина – подскажите.
В отпуск съездили отлично. За всю дорогу туда и обратно (примерно 6000км), а также за время поездок по побережью и на Азов (еще около 1000км) всего одна потеря – лопнувшее стекло противотуманки (видимо от перепада температуры при преодолении луж в горах Урала). На побережье РАВчик позволял залазить по песку, по камням в укромные уголки, под завистливые взгляды владельцев легковых авто. На трассе устаешь, конечно, больше по сравнению с ВИСТОЙ, если такое сравнение уместно. Все-таки она авто более высокого класса. Для дальних путешествий у сиденья РАВа коротковаты подушка и спинка, очень не хватает поясничного подпора. С другой стороны, салон неплохо раскладывается для ночевки в машине, т.к. у задних сидений можно полностью опустить спинки.
Последующие два года не принесли никаких изменений в эксплуатации, машина исправно выполняла функции универсального средства передвижения, затраты в основном только на расходники. Хотя нет, по случаю, товарищ привез в подарок из Новосибирска мухобойку на капот. Польза конечно сомнительная, но определенного шарма добавила. Кроме того, была случайная встреча на дороге с косулей, которая для РАВчика закончилось заменой подфарника, противотуманки и рамки номера (могло быть и хуже, кенгурятник выручил), а для косули – . Поменял задние амортизаторы, т.к. старые стали обильно потеть, передние колодки и расходники. Масло заливаю MOBIL (зимой 5W-30, летом 10W-40). Да, и ещё появилась сильное отпотевание (утечкой пока не назовешь) на выходе правого переднего привода из коробки. К зиме пришлось поменять сальник. Подумываю над приобретением и установкой дополнительных порогов, накладок на педали и площадку для левой ноги (штатная для моей ноги узковата). Немного досаждает побрякивание и поскрипывания пластмассы салона на кочках, проверял, лечится только музыкой.
Ну, вот, пожалуй, и всё. За почти три года эксплуатации пробег составил примерно 36000 км. В общем целом, своим РАВчиком доволен. За его надежность и неприхотливость, относительно невысокий уровень расходов на обслуживание ему можно простить все мелкие, на мой взгляд, недостатки. Это машина на каждый день любого времени года, на все случаи жизни. Внешность тоже не замыленная, эдакий мини-Лэндкрузер, многие с интересом заглядываются. Менять, несмотря на его возраст, пока не собираюсь. А если и придется, то, на что-нибудь подобное. За отзыв прошу строго не судить, занимался этим впервые.