Доброе время суток.
Прошло более полугода с момента знакомства с автомобилем Toyota Tundra.
До Тундры было много разных авто. В основном это были крупные седаны (все Крауны с моторами 3.0, Цельсиор 4.0) , позже различные джипы (Bighorn 3.0, Safari 4.2, Land Cruiser 71/80/100/105). Все джипы кроме Бигхорна подвергались внедорожному тюнингу, т.к. использовались в экспедициях и соревнованиях.
Осенью 2012-го года продал крайнего крузака и задумался о следующем аппарате для перевозки моего тела :)
Выбор был достаточно сложен, т.к. последний крузак был достаточно уникальным авто (2006 г.в. , 1HD-FTE, МКПП, салон и безопасность от кожанной сотки, а рама, мосты, блокировки покупались новыми в 2010 ), которое меня выручало и в городе и в экспедициях (обвес, блокировки, 35-е колесики, 5 дюймов лифта ).
Понимая , что для меня эра мостовых авто уже пройдена я решил обратить внимание в сторону дизельной 200-ки…….но в итоге запал на Тундру. Перечитав множество отзывов и изучив модельный ряд пришел к выводу, что для начала приобрету Тундру в кузове Crew Max, т.к пугал «пунктик» о «полуторном » салоне Double Cab…….правда и вопросы растаможки Crew Max тоже малость напрягали ☹
В итоге пришел к решению о покупке Crew Max с местным пробегом. Изучения интернета выдали подходящий вариант : Toyota Tundra Crew Max, ’07 года выпуска с честным пробегом 119 000 миль и замечательным мотором 3UR-FE (5,7 л). Комплектация была SR-5 TRD Off-Road. Авто было на бильштайновской подвеске, с защитой фронта и бака. В салоне присутствовали 2 усилителя, пара сабвуферов (из разряда «колхоз-тюнинг») и прочая «аудиоподготовка» ☺)). Также наличествовал бортовой компьютер. Камера заднего вида. К сожалению руль был обычным, без кнопок ☺
Первое знакомство вызвало некий шок ☺ : тихо, мощно и комфортно …..
Авто было в хорошем состоянии, поэтому перегон Владивосток-Иркутск прошел на одном дыхании. Гнал авто в конце ноября 2012 года, на улице была минусовая температура , но каких либо неудобство не испытывал. Тепло , уютно и приятно ☺
Во время ночевки оценил размеры салона. Мой рост (180 см) позволял спать на заднем сиденье поперек, естественно вытянутся в полный рост не было возможности, но в целом спать было удобно. Понравилась фенечка «крюхи» в виде опускающегося заднего стекла (удобно лазить за креветками в кузов ☺).
Скоростной режим держал средний, примерно 120-130 км/ч (70-80 миль/ч). Средний расход перегона (2 пятичасовые ночевки с работающим двигателем) составил 17,9 л/ 100 км. Для мотора мощностью 386 л.с это нормально (на мой взгляд). Тем более бензин дешевле дизтоплива и в плане стоимости рубль/км Тундра показала вполне приемлемые цифры. Работа подвески, коробки и особенно тормозов очень порадовала. Был недолгий опыт общения с бензиновой двухсоткой (4,7, 2011 г.в.), который показал что Тундра значительно лучше идет как по асфальту так и по грунтовке (грунтовку отрабатывает вообще классно !!!) .
Эксплуатация в Иркутске доставляла только положительные эмоции, правда недолго ☺. По простоте душевной выставил авто на дром, а вдруг получится заработать ….:) Через две недели господа из Якутска забрали ее вручив мне некоторую сумму денег.
Встал закономерный вопрос : ЧТО БРАТЬ ???!!!
Ответ был так же закономерен : ТУНДРУ !!!
Брать снова Крюху не стал, т.к. чтобы понять , "что лучше ?" .........надо ЭТО СРАВНИТЬ.
Через пять дней я снова во Владивостоке где и взял у знакомого Double Cab (кузов 2 м), 5,7, 2008 г.в. , только что покинувший таможню , пробег 86 000 миль (реальный).
Авто имело значительно более богатую комплектацию (хоть и называлась она также SR-5). Присутствовали зеркало с автозатемнением/компасом, фирменная аудиосистема JBL (под задним сиденьем штатный саб), кожанный руль, бортовой компьютер, длинный потолочный бокс, мультируль, камера заднего вида в отдельном мониторчике и еще кое что по мелочи. Машина была в идеальном состоянии. В кузове стоял кунг (Snug Top).
На дворе был декабрь, поэтому перегон проходил в более жестких условиях (до -38 градусов в районе Невера). Пробег составил уже ожидаемые 18,2 литра на сотню (возможно сказались морозы и более длинные промежутки стоянки).
Сравнив Crew Max и Double Cab я понял , что для меня больше подходит Double Cab. Причин тому несколько.
1. Места сзади мне хватает вполне (моим детям его хватит тем более), задний салон примерно сопоставим с 200-шным и заметно больше того же 105-го. Кузов 2 метра (1,98) позволяет спать в нем взрослому человеку (спальник+ время года). В Crew Max кузов заметно короче (1,6 м), т.к. «излишки» длины переместились в ноги заднему пассажиру. Спать в кузове нереально, а салон не раскладывается, чтобы получилась кровать.
2. Разный принцип трансформации задних сидений. У Крюхи спинка ложится вперед, а у Double Cab сиденье поднимается вверх. Второй вариант оказался удобнее, т.к. под сиденьем много места для разного хлама (инструмент, расходники и т.п ) и появляется возможность перевозки «нежного» груза в салоне (при поднятом сиденье пол становится ровным).
3. Более красивая форма, но это вопрос спорный , т.к «на вкус и цвет все фломастеры разные». ☺
Стоит отметить, что у крюхи есть очень приятная штука в виде сдвижных задних кресел (на дальняк задним пассажирам будет комфортнее спать)
Сначала было опасение, что задняя часть салона будет плохо прогреваться (у Крюхи есть дополнительные воздуховоды в центре бокса), но ночевка в Невере (-38) показала, что на холостых и неполностью включенной печке в салоне все равно тепло и можно спать сзади в футболке.
Городской расход с утренними прогревами составил 21-22,5 л/100 км. Режим езды активный.
Авто прибыло в Иркутск и через 4 дня обрело нового владельца ☺
Хотелось бы отметить такой факт : во второй декаде декабря 2012 г , в Иркутске были приличные морозы ( до -43 градусов). Причем днем «теплело» всего до -30.
На Тундре был штатный аккумулятор и синтетическое масло (менял перед перегоном). Сигналки небыло, поэтому 4 дня она испытывала все прелести сибирских морозов. Ставилась на открытой стоянке в 19 часов и в 7 утра заводилась с ключа, без каких либо «танцев с бубном». Запуск был уверенным, через 10 минут работы начинало нести теплом. Короче, зимний запуск для нее вообще не проблема.
Вечером 20-го декабря опять получаю вместо машины пачку денег и 21-го утром ( как раз был «конец света» ☺ ) улетаю в Новосибирск , где забираю следующую ласточку : Double Cab, 2010 г.в., 3UR-FBE (Flex Fuel) , 22 000 миль пробег, с кучей приятностей (парковочники, Webasto, новая шипованная Хаккапелита R20, отличная крышка кузова, электропривод заднего окна и крайне теплый прием в Новосибирске :).
Что дала смена машины (заработок не в счет, он был не сама цель)?
Хотелось понять , что приобрету за счет более свежего года.
Что приобрел ?
1. Появился корректор фар (крайне необходимая вещь в тундре, т.к. в ней загрузка кузова заметно влияет на высоту светового пятна).
2. Штатная музыка получила USB разъем. Стоит отметить , что в обеих последних Тундрах очень хорошо работала система Hands Free. Она не только облегчала разговор по телефону, но и позволяла без лишних телодвижений тянуть музыку с телефона (IPhone) по Bluetoth (т.е я сел в авто и она сразу продолжила проигрывание с телефона). Очень удобно.
3. Немного измененная задняя оптика (см тему про фломастеры)
Вот вроде бы и все изменения ☺
Стоит отметить мотор. Он мультитопливный (этанол, бензин). По началу боялся более сложного мотора, но потом понял , что это никак не отражается (да и знакомые мотористы заверили, что “париться” не стоит).
Перегон Новосибирск-Иркутск проходил в достаточно прохладных условиях. В новосибе -35 днем, а по трассе в основном -40 градусов (ниже не показывала).
Одна ночевка по Красноярском и гонка до Иркутска (140-150 км/ч) выдали расход 17,2 л/сотню !!! Вероятно сказывается более молодой двигатель (22 000), но возможно имеет значение и немного другой тип мотора (3UR-FBE Flex Fuel) .
Так же заметно упал и городской расход. Если исключить утренние прогревы, то он держался в пределах 19-20 л/сотню. Сейчас новый хозяин легко вписывается в городе в 18 л/100км (не тошнит ☺ ).
Эта Тундра была просто замечательной ☺ …….но в конце января 2013 я задумался о финишном варианте (предыдущие машины были поиском его). А именно, о белой Тундре 2009-2012 г.в. , с черным шестиместным салоном и кунгом с высокой крышей (+ некоторый экспедиционный тюнинг). Так как сам занимаюсь привозом и тюнингом джипов, основные работы по доводке планировал выполнить у себя в автоцентре.
На тот момент я переключился с поставок джипов их Японии (конструкторов) на поставку авто из США. Поэтому финишную Тундру покупал уже в штатах. Недельный поиск по дилерским площадкам (аукцион не рассматривался) выдал подходящий вариант : белая Тундра 2010 г.в. , с черным шестиместным салоном, мультирулем и великолепным карфаксом (авто продает сертифицированный дилер тойоты, который обслуживал это авто с момента продажи) . Пробег авто составлял 36 000 миль (конец гарантийного пробега). Авто находилось в New Hampshire (немного севернее Нью Йорка). Отправка у нас осуществляется из Сиэтла (штат Вашингтон). Поэтому вывоз авто в Сиэтл занял достаточно продолжительное время.
За это время купил на нее некоторые «ништяки» : литье на 17 дюймов, 35-й BFGoodrich Mud Terrain KM2, 6-ти дюймовую подвеску Pro Comp (балки и проставки), кунг ARE с высокой крышей и кучей опций, тюненый выхлоп MSRP, расширители Bushwacker, коврики, ветровики, бокс под заднее сиденье и еще немного разных приятных мелочей.
Все крупное поставили сразу на складе (дабы не таможить это на родине) и через 25 дней машинка прибыла контейнером во Владивосток. 7 дней на растаможку и она оказывается на нашей земле , с нашим ПТС и довольным хозяином (на ближайшие год-два ☺ ).
Перегон по традиционному маршруту Владивосток – Иркутск с загрузкой кузова 450 кг показал изменение расхода до 17,9-18,1 на 100 км. Скорее всего сказалась установка 35-й грязевых колес. Заметной потери в динамике небыло. Первое время привыкал к кулисе, но в полной мере оценил прелести шестиместного салона.
По приезду в Иркутск колеса сменились на 37-е той же модели. Городской расход вырос до 23-26 л/100км (правда с кондеем).
В конце июля еду в экспедицию в Монголию и поэтому решил срочно довести авто до юолее менее приемлемого внедорожного потенциала . Планируется замена штатных пар 4,3 на тюненые 4,88 с попутной установкой заднего самоблока Auburn Pro. Также разработали площадку под лебедку в штатный бампер (силовой сделаю позже) и бак увеличенной емкости 150-175 л (штатный пластиковый не внушает доверия). При установке нового бака планирую избавиться от вечной проблемы всех Тундр – долгая заправка до горлышка (последние 10-12 литров приходится цедить практически по капле). В кунг встанет походный «спальник». Кунг с высокой крышей приобретался по двум причинам : разбить линию крыши и убрать ощущение «сосиски» , а также чтобы дать возможность сидеть/спать в кунге с большим комфортом. Снизу установятся защиты. Выведены сапуны (штатно практически выведены с переднего редуктора, коробки и раздатки). На мордочку добавится допсвет.
Из элементов комфорта добавил мультимедийную голову FlyAudio (картинка отличная, функционал на 4 балла), камеру, 8 датчиков парковки (Park Master 8DJ29), бортовой компьютер (запустил штатный путем установки блока штатных кнопок), зеркала с повторителями поворота и длинный бокс на потолок.
В планах доработка раздатки (хочу поставить мультимод от Секвойи), переделка стоек (эконом тюнинг с доработкой слабой нижней ножки ) и установка заднего стабилизатора.
В заключение хотелось бы сжато описать плюсы и минусы Тундры как таковой (по моему мнению) :
1. + Просторный салон
2. + Хорошая эргономика
3. + Отличный обзор
4. + Мощный , тяговитый и экономичный мотор (5,7)
5. + Хорошая печка
6. + Отличный зимний запуск
7. + Хорошая управляемость и маневренность
8. + Хорошая звукоизоляция
9. + Отличный штатный головной свет
10. + Высокая ремонтопригодность (в разумных пределах)
11. + Двигатель ориентирован на 92-й бензина (на LX-570 на 98-й)
1. – Габариты (меня это абсолютно не напрягает, но на узких парковках кому то будет некомфортно)
2. – Достаточно простой пластик (хотя если честно он не гремит, и не скрипит)
3. – на SR-5-х нет функции складывания зеркал
4. – Геморойная штатная заправка «до полного бака» (писал выше)
5. – не герметичная задняя дверь кузова (с кунгом приходится дорабатывать от попадания пыли)
6. – слабая «ножка» штатных стоек
7. – нет штатной теплоизоляции капота (тепло там, что поделаешь)
8. – слабоватые задние рессоры (300-400 кг на волнах пробивают подвеску)
9. - отсутствие межосевого дифа как на Секвойе.
10. - шумноватая работа вентилятора отопителя
В качестве некоторого итога. Отзыв в первую очередь писался для того , чтобы помочь потенциальному Тундроводу разобраться в вопросах выбора , приобретения и тюнинга Тундры. Ни коим образом я не претендую на истину, т.к. это всего лишь мои умозаключения и я не навязываю их никому. Перечислять все опции той или иной модели Тундры я тоже не стал, т.к. общий набор опций есть у всех моделей и в сотый раз повторять его не хочется.
По мере поступления дополнительной информации отзыв будет добавляться и редактироваться.