Официальные амортизаторы Фестиваля
Официальное масло Фестиваля
Официальная тормозная система Фестиваля
Иркутск, 4-5 июня
Стадион «Труд»
Мотоцикл М72
Ретро-мотоцикл
Владелец: Евгений Валерьевич Шейгец
Год выпуска автомобиля: 1955
Город: Иркутск
Стоимость доработок: 100000 Р

Голосование через аккаунт на форумах Drom.ru. Один раз за один автомобиль. Войти. Зарегистрироваться.
История автомобиля

М-72 — советский тяжелый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 годы на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х в свободную продажу не поступал.

Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он заявлялся как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.

Является копией немецкого мотоцикла BMW R71.

Масса с коляской — 350 кг.
Длина/ширина/высота — 2 380/1590/1000 мм.
База — 1 430 мм.
Клиренс — 135 мм.
Высота сиденья — 790 мм.
Мощность двигателя — 22 л.с. при 4 600 об/мин.
Рабочий объем — 746 куб. см.
Число тактов — 4.
Число цилиндров — 2.
Диаметр цилиндра х ход поршня — 78 х 78 мм.
Степень сжатия — 5,5.
Тип свечей — А-11.
Карбюратор — К-37.
Зажигание — батарея 3МТ-14.
Напряжение — 6 В.
Реле-регулятор — РР-31.
Генератор, мощность — Г-11, 45 Вт.
Трансмиссия — карданный вал.
Коробка передач — 4-х скоростная.
Передаточные числа — 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3.
Шины — 3,75x19.
Давление в шинах — 1,5/2,5 атм (передняя/задняя).
Запас топлива — 22 л.
Расход топлива — 7 л/100 км.
Максимальная скорость — 110/95 км/ч.

В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н.П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжелому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ). По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский велосипедный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде заводу «Красный Октябрь» также было поручено производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди находились И.И. Окунев, Н.А. Кукин, В.В. Бекман, испытатели С.И. Карзинкин и Б.В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колеса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учете в военкомате и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.

Конструкция

Нижнеклапанный оппозитный двигатель М-72. Обратите внимание на характерную головку цилиндра (на данном экземпляре головка цилиндра от мотоцикла К-750, отличается более развитым оребрением).

Конструкция прототипа (BMW R71) была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка (после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора.

Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. У М-72 он лежал на высоте 592 мм. Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) на М-72 приводились шестернями, чугунные цилиндры покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала — роликовые, коренные — шариковые. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей. Поэтому левый цилиндр по ходу машины смещен вперед на 39,2 мм относительно правого. В интересах уменьшения длины картера двигателя и, следовательно, его массы (с коробкой он весил 75 кг), коленчатый вал на М-72, как и у прототипа BMW R71, сделан двухопорным, а его средняя щека — сравнительно тонкой (18 мм). Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с «шишечкой» на конце.

На мотоцикл устанавливались для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемет Дегтярева крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад. В очень ограниченном количестве в войска поступали также модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым минометом.

В 1949 году внедрен двойной воздушный фильтр — сетчатый и инерционно-масляный. С 1950 года вместо реле-регулятора РР-1 мотоциклы стали комплектоваться новым прибором РР-31. Затем, в 1952 году, внедрили усовершенствованный генератор Г11А. Его мощность, как у предшественника (Г11), так и у последующей модели (Г414) оставалась, однако, неизменной.

С 1956 года ИМЗ перешел на модель М-72М. Ее главное отличие — среди усовершенствований двигателя замена (с 1955 года) переднего подшипника распределительного вала (вместо втулки — шариковый). По ходовой части: усилена рама, изменен редуктор главной передачи, усилены колеса; на тормозном барабане появился штампованный «кружевной» венец для более надежного закрепления спиц. Во избежание блокирования колеса липкой грязью передний щиток поднят и закреплен на подрессоренной части передней вилки. Мотоцикл получил новую коляску.

Дальнейшего развития М-72М не произошло, так как ИМЗ перешел на модель М-61 с верхнеклапанным двигателем.

Список доработок

Полная реставрация. Капитальный ремонт двигателя и КПП.

Планы доработок

Доведение до оригинального состояния.

Комментарии

Ринат
Ангарск
Молодцом! у меня такой же стоит в сарае пылится) даже год такой же)
 
 
Ответить
     
усолье-сибирское
Сообщений: 3367
Евгений-ракурс семки-очень понравился-особенно газики...
Куплю не дорого -аварийный витц..платц..
 
 
Ответить
  
иркутск
Сообщений: 12
Женя,привет.Это Саша,виделись с тобой на БМШ,я то же как то выставлялся с ИЖ Планета,когда ты показывал ИЖ49. есть два 49 и одна планета под восстановление и куча запчастей. мой т 89021716148.Звони договоримся.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Наверх