Восстановлением раритетных пожарных автомобилей у нас начали заниматься, казалось бы, когда такого меньше всего ожидаешь — в середине «смутных» 90-х, по личной инициативе начальника УГПС УВД Иркутской области, полковника внутренней службы Геннадия Файзрахманова. В самом Иркутске сколь-нибудь сохранившихся экземпляров не оказалось, стали искать по всей области. Находили в разном состоянии, выкупали, восстанавливали, так постепенно и создавалась коллекция (в данный момент ее часть размещается в музее на Тимирязева).
Самый возрастной, да и просто выдающийся экземпляр — Пожарная автоцистерна ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА, причем цифра «1» как раз означает первую модель советского пожарного автомобиля. В основе — грузовик ГАЗ-АА, производство которого началось в 1932 году: знаменитая «полуторка», пережившая самые трагические и героические страницы эпоса СССР. Пожарные варианты служили вплоть до 50-х годов, однако на сегодня можно говорить об единично сохранившихся.
Что же касается иркутского экземпляра, это не 100% оригинал, однако ценность раритета не поддается сомнению, если знать, насколько драматичной была история его восстановления. В сущности, машину удалось реанимировать из двух, пострадавших от времени. Непосредственно пожарный ГАЗ-АА был найден в одном из дворов региона, в очень ветхом, разукомплектованном состоянии. Но даже из того, что осталось, специалисты иркутского ПТЦ (Производственно-технический центр) при всем желании не могли довести автомобиль до ума.
Помог случай, причем сразу не скажешь, счастливый или несчастный. Узнали, что в одной из иркутских АТП в результате поджога уничтожен бортовой ГАЗ-АА, выставленный в качестве памятника. Останки сохранили, а вскоре они пригодились для новой благородной цели. Так удалось сберечь две родственные судьбы — не дали тихо умереть одному раритету и воскресили другой.
Просто какая-то мистика: сгоревший от рук вандалов памятник стал «донором» при восстановлении пожарного автомобиля! Делали по картинкам из журналов и старым фотографиям — что сумели найти. Но точность соответствия оригинальным вариантам гарантирована, в том числе по характерному размещению боевого расчета — на открытых «скамейках» вдоль бортов. Никакой дополнительной кабины в те времена не полагалось, да и вся компоновка машины этого не позволяла.
Привели в полный порядок не только внешность, но также всю оснастку и техчасть: автомобиль-ветеран должен быть не просто экспонатом, а функциональной единицей, с возможностью выездов своим ходом на разные мероприятия. В том числе удалось полностью отреставрировать родной двигатель: 4-цилиндровый нижнеклапанный объемом 3,3 литра, который развивает всего 40 сил при 2200 оборотах. В рабочем состоянии инвентарь и оборудование. Для поддержания должного состояния уже в нынешнее время приходилось некоторые детали ходовой части, в том числе шины, заказывать и приобретать в специализированных фирмах.
Вот главные тактико-технические параметры ПМГ-1 ГАЗ-АА: максимальная скорость — 35-40 км/ч, производительность насоса — 20 литров в секунду, емкость цистерны для воды — 146 литров, три рукава — один на задней катушке 120 метров и два на боковых катушках по 40 метров.
Сейчас немыслимо представить, чтобы на такой технике выезжать и тушить пожары, особенно зимой, когда от экипажа требовалась невероятная отвага, но для довоенного времени это было спасением.
Участие в автопробеге "Фронтовая бригада" в мае 2015 года в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. БайкалМоторШоу-2015, диплом в номинации Ретро-автомобиль.
Парад техники в честь 185-летия Пожарной охраны Иркутска, 1999 год. Парад в честь дня города Иркутска, 2014 год. Парад техники в день 200-летия пожарной охраны Иркутск. БайкалМоторШоу-2015 год.
Запуск центробежного насоса Д-20, реставрация цистерны.