Ещё один легендарный автомобиль в экспозиции иркутской полиции — отреставрированный советский внедорожник УАЗ-469 АП.
На службе в МВД этот автомобиль повышенной проходимости, изготовленный на Ульяновском автомобильном заводе, числился с начала 1972 года и вплоть до 2005 года, претерпевая различные модификации. Сейчас ему на смену пришли более современные Хантеры и Патриоты.
В начале 60-х годов советские конструкторы разработали УАЗ-469 для транспортировки грузов, людей и буксирных трейлеров. Милицейские автомобили назывались УАЗ-469-АДЧ,-АП и выпускались на базе УАЗ-469Б (гражданский вариант, главным его отличием от армейского аналога был уменьшенный с 300 до 220 мм клиренс). Буквы АДЧ и АП расшифровывались как автомобиль дежурных частей и автомобиль патрульный. Соответственно они предназначались для сотрудников патрульно-постовой службы, занятых в охране общественного порядка (АП) и для выезда на места происшествий оперативных групп дежурных частей (АДЧ). Кроме того, использовались строевыми подразделениями ГАИ (АП-ГАИ).
Машины различались между собой спецоборудованием. Милицейской классикой является компоновка 5+2. В этом случае кузов имеет перегородку, которая делит его на рабочий салон для сотрудников (5 мест) и отсек для задержанных (2 места).
Изначально в армейской вариации эта машина имела брезентовый тент. При изготовлении же спецавтомобилей на его место ставились специально разработанные жесткая металлическая крыша и задняя дверь с внешним запирающим устройством — щеколдой. Позже появились навесные замки.
Представленный экспонат находился в штате иркутской милиции с 1978 года. «Выкрашенная в традиционный зелёный цвет машина использовалась в служебных целях в течение нескольких лет до своего списания, — отметил заместитель начальника автохозяйства ГУ МВД России по Иркутской области» Андрей Олещенко. — Первоначально на ней был стандартный брезентовый тент, который со временем пришёл в негодность, поэтому в отреставрированном варианте он заменён полноценной металлической крышей, которая вместе с отсеком для транспортировки задержанных лиц была позаимствована с другого списанного автомобиля УАЗ.
Также на автомобиль были установлены оригинальные средства связи 70-х годов, в том числе так называемое СГУ (сигнальное громкоговорящее устройство), которое было собрано из нескольких списанных блоков ремонтной мастерской средств связи.
К настоящему моменту внешний вид милицейского джипа полностью приведён в соответствие с требованиями прошлых лет: желтый цвет, синяя боковая полоса со словом «милиция», гербы на передних дверях.
Коллекция будет продемонстрирована в составе экспозицию ретроавтомобилей милиции, в которой 10 автомобилей в соответствующем требованиям своего времени раскрасе, будут представлены впервые:
Волга ГАЗ-21.
ВАЗ-2103.
РАФ-2203.
ПАЗ-653.
BMW R35.
ГАЗ-69.
УАЗ-469.
ЗИС-5.
Современный патрульный автомобиль ГИБДД.
Коллекцию на БайкалМоторШоу-2016 будет представлять Группа поддержки из элегантных девушек — инспекторов ДПС, Дядя Степа Милиционер, сотрудники в ретро-форме НКВД, сотрудник конвойной службы, а также Волк-нарушитель.