Спецрота ДПС оперативного реагирования — особое подразделение в нынешней структуре ГАИ. В обязанности спецроты входит поддержание порядка на разных ответственных мероприятиях, но главная функция — обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда транспорта специального назначения. Как можно догадаться, в спецроте работают наиболее опытные и подготовленные сотрудники, и конечно, лучшая техника.
А ведь прообразом нынешней спецроты был так называемый эскортный взвод (или взвод сопровождения), появившийся в Иркутске еще в 60-х годах. Уже тогда город нередко стали посещать правительственные делегации и высокопоставленные гости, возникла необходимость в организации соответствующей службы. Основной транспорт эскорта – мотоциклы. И даже с 1976 года, когда взвод сопровождения сформировался на постоянной основе, в его состав входило только пять автомобилей (три «Волги» и два ВАЗ-2101) и аж 14 мотоциклов. Все «Уралы», как самый «представительный» двухколесный транспорт в СССР.
И поскольку это мотоциклы тяжелого класса, в гражданской среде их разрешалось эксплуатировать только с коляской, но для спецподразделений, конечно, шли в облегченном варианте, то есть без колясок. Причем в отличие от обычных милицейских мотоциклов, которые использовались фактически в стандартном виде, для эскортных (и патрульных) служб поступали особые версии. Готовились они по спецзаказу МВД и отличались одноместным исполнением, наличием радиостанции (блок располагался на заднем крыле на месте пассажира), дополнительными сигнально-световыми устройствами, в ряде случаев и с более мощными двигателями.
В режиме сопровождения расстояние между мотоциклистами должно составлять строго один метр. Ветераны иркутского эскортного взвода рассказывают, что самым трудным было «держать строй» в непогоду и на дорогах далеко не лучшего качества. В то время как VIP-гости ехали в «Чайках» и никакого дискомфорта не замечали. Кстати, интересный факт: в 1968 году Иркутск посетил легендарный лидер кубинской революции Фидель Кастро, так вот, он ехал по улицам в открытой «Чайке» (то есть кабриолете) и всю дорогу стоя приветствовал горожан! За другими руководителями такой демократичности не наблюдалось.
По окончанию срока службы техника в МВД списывается и утилизируется, но данному экземпляру мотоцикла посчастливилось дожить до наших дней в оригинальном виде. Сделан он был на базе «Урала» М-67-36 (мощность двигателя 36 л.с.) и в Иркутск поступил во второй половине 80-х, незадолго до реорганизации подразделения (с 1992 года основана спецрота ДПС). Долгое время мотоцикл был как бы на консервации, о нем вспомнили, когда решили преподнести сотрудницам необычный подарок на 8 марта. Мотоцикл был в хорошем состоянии, его косметически обновили и выставили в здании городского УВД.