Обратитесь к толковому мотористу, чтобы проверил двигатель. Он скажет в чём конкретно проблема, можно ли продолжать ездить и сколько можно проездить с такой проблемой, и сколько будет стоить ремонт. Вы сможете сориентироваться как лучше поступить - ремонт или покупать контрактный двигатель...
Зимой заезжал такой-же Эскудик с такой проблемой (только 2 литра). Проверили компрессию - оказалась в норме. "Поменяли" ремкомплект цепи, (маслосъемные колпачки заодно) и ролики натяжные ремней. Была растянута цепь, развалился натяжитель. После ремонта все лишние звуки прошли.
Для ЕЕЕ. На G16 а это 1.6 на первом поколении стоит не цепь, а ремень. Так что источник дизельного звука в другом.
Автор. Причину звука таки стоит поискать в ГРМ. В роликах например. Хотя учитывая наличие звук+подъедание масла, думается, что это уже общее состояние движка. И тут может быть всё что угодно, от износа постелей распредов, до банального износа поршневой.
КИА Соренто 2003 продан. 2 штуки РВРов Спорт Гир, оба 93 года.