Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
По ключевым точкам Алтая: ЮБТО и плато Укок

По ключевым точкам Алтая: ЮБТО и плато Укок

31.08.2011 | 38389 просмотров

18 июля — день отъезда.

Путешествие 2011 года планировалось в развитие путешествия по Алтаю (GPS трек), совершенного нашей командой в 2007 году. Четыре года назад мы посетили Горный Чарыш, сплавившись на байдарках по пути «Путина». В этом году решили уточнить детали географии, флоры и фауны Алтая, и попытаться покорить ключевые точки автопутешественников: перевал Кату-Ярык с выездом на ЮБТО (Южный берег Телецкого озера) и плато Укок.

Команда, сплоченная в автопробегах по Туве, (GPS трек), к оз. Байкал (GPS трек), по Хакасии (GPS трек), собралась со второй попытки пройти планируемым маршрутом. Почему со второй? Так получилось.

В 2009 году мы посетили юго-восточную Хакасию. При этом мы не пошли «наполеоновской» дорогой, а проползли по перегону Аскиз—Ортон—Междуреченск, чтобы вернуться из Хакасии в Новосибирск. По пути заехали на Телецкое озеро, благо, был сдан участок дороги Таштагол—Турочак, и, таким образом, мы замкнули Среднесибирское кольцо.

Почему Среднесибирское? Большое Сибирское кольцо — это понятно: вдоль границы с Монголией. Об этом маршруте можно прочитать на этом ресурсе. А это Среднесибирское кольцо. Описание этого похода не созрело к времени и осталось только в головах участников. Есть фотки участка Веселый—Ортон в Panoramio. Отвечу на вопросы.

Теперь о текущем. Поход не сложился в 2010 году, благодаря многочисленным обстоятельствам или вопреки огромному желанию. Вот и поехали в 2011. Итак, по ключевым точкам автотуристов на Алтае (Рис. 2). Путь, показанный на рисунке, это результирующий GPS-трек нашего путешествия, который хорошо совпал с плановым маршрутом за исключением некоторых деталей. Данный трек можно скачать по адресу (http://cyto.kinetics.nsc.ru/maltsev/2011Real.zip).

Встретились утром в 07:00 за Бердском, прибыв пятью машинами на место встречи в интервале пять минут — высший класс точности!

Машины и люди:

  1. Mazda Tribute, два человека и собака.
  2. Subaru Forester, два человека.
  3. Nissan Stagea, два человека.
  4. Toyota Avensis, два человека.
  5. Hyundai Tucson, четыре человека.

До Барнаула, Бийска и Онгудая доехали без приключений, с короткими остановками на еду и другие потребности, в их числе — покупка медовухи и малосольных огурцов в Сростках, обед и веселое купание с заплывом до другого берега состоялись на теплой и гостеприимной реке Иша (съезд с трассы после моста).

На стоянку встали после Чикетаманского перевала, примерно 5 км не доезжая до деревни Купчегень, на берегу речки Большой Ильгумень: там мест для стоянок много.

 
(50.64670; 86.3840)

Когда мы располагались, рядом с нами по берегу пошли домой в деревню коровы. Путешествовавшая с нами собака вдруг ярко обозначила заложенные в ней предками пастушеские гены и весело начала отгонять коров от нашего становища. Через три часа подошли двое местных молодых мужчин, вежливо представились и сказали, что мы остановились на арендованной ими земле, показав нам копии оформленных документов на нее. Пришлось им заплатить по 200 рублей с человека, за что они нам выдали штук 30 пластиковых десятилитровых мешков для сбора мусора. На этом их услуги закончились, они пожелали нам спокойной ночи и удалились. Вечер был отличный, теплый, без дождя и беспокойств.

19 июля — день подачи петиции в Управление Пограничной службы ФСБ России в Акташе и спуск в долину Чулышмана.

Утром коровы пришли из деревни к речке (мы расположились в низинке у реки, а они шли по террасе метра на три выше нас), встали на своей террасе и все дружно начали на нас смотреть. Мы поняли, что мы для них — актеры, а наш лагерь — сцена. В общем, первые полчаса они не ели, а только смотрели на нас. Потом голод взял свое, коровы пошли пастись, а мы собрали вещи и поехали в Акташ. Традиционно остановились после моста через Катунь, чтобы запечатлеть как мутные воды Катуни поглощают еще более мутные воды Чуи.


(50.39870; 86.67470)

Обратила на себя внимание группа очень организованной молодежи. Так и есть — студенты первого курса ГГФ Новосибирского госуниверситета проходили практику, изучая выставленные природой на всеобщее обозрение породы. Снимок на память с проректором университета в походной обстановке и в путь


(50.39870; 86.67470).

По дороге пытались найти петроглифы и Чуйский оленний камень (по описанию с Travel.drom.ru они находятся на 728 км Чуйского тракта), но сходу не увидели, а поскольку туда хотелось мчаться все быстрей, то решили оставить это удовольствие на обратный путь. Зато поднялись на водопад Ширлак — мощный и красивый с чудесной легендой, изложенной на информационном щите.


(50.34410; 87.22120)

Особо закаленные даже в нем искупались, а уж в удовольствии омыть руки и лицо не отказал себе никто.

В КПП Акташа попали в обеденный перерыв, так что пообедали в кафе в центре, оказалось сытно, но не очень вкусно. В ближайших магазинах провели оценку ассортимента. Водки там много и всякой, пиво тоже есть, а вот вин дороже 320 рублей нет в принципе; единственная купленная там бутылка якобы игристого вина оказалась, мягко говоря, подкрашенным раствором спирта и углекислого газа в воде. Сыр там есть и неплохой — майминского производства, а остальной местной пищевой промышленности, вроде как и не существует, как и местных овощей. Уместно вспомнить, что США начали свой победный бизнес с массового производства и экспорта зерновых и мяса, так что в этом смысле у Горного Алтая — все впереди. Думаем, что начав со снабжения туристов местными огурцами, мясопродуктами и качественным сыром, а также организовав элементарные туристические услуги, местные жители существенно повысят свое благосостояние, и дела тут пойдут.

До УППС в Акташе доехать очень просто: движешься по трассе и смотришь налево, как увидел вдали сверкающее пятно из машин — держи курс к ним. Сначала подумалось, что это туристы на новеньких машинках пытаются получить пропуска в погранзону. Ага! Наивняк! Это доблестные пограничники отгородили себе территорию под стоянку личных машин. По качеству и свежести находившихся на стоянке машин можно оценить не слабые зарплаты охранников высокогорных рубежей Родины от заклятых друзей: монголов, китайцев и казахов. Любой автомагазин Новосибирска остался бы далеко позади. Фотографировать не стали. Мало ли? Пропусков на Укок еще нет. Подача петиции в Управлении пограничной службы в Акташе заняла час — надо было занести в таблицу сведения о десяти членах команды с полными паспортными данными, а также о марках и номерах автомашин. Это в течение примерно 30 минут сделала аккуратная девушка Катя из нашей команды. При этом неоднократно выяснялось, что сведений нужно все больше и больше, но, слава богу, переписывать эту таблицу не пришлось — ее только подновляли и дополняли.

Оставив петицию у пограничников, мы двинулись в сторону перевала Кату-Ярык, останавливаясь у Красных Ворот…


(50.36520; 87.63390)

…и в других местах, привлекавших дикой красотой и фантастическими видами на горные долины и цирки. Дорога, интересная и нетрудная в начале — даже асфальт местами — постепенно суровела, из-за чего скорость падала иногда до 10 км/час, особенно километров через 10 после Балыктуюля. Последнюю заправку мы нашли в Улагане, одна машина там заправилась 10 литрами АИ-92 на пробу, и выяснилось, что даже такая доза приводит к четырехдневному запаху нафталина из выхлопной трубы. Кстати, по отзывам в интернете все-таки худшим образом отзывались чаще о заправках в Ине, но, видимо, it depends. Остальные водители решили экономить и вернуться в Акташ, где мы исходно заправились до упора, без рискованных заправок, что нам и удалось.

Прибыв к месту начала спуска в Кату-Ярыке, мы сначала осмотрелись и сделали массу снимков с разных мест и спуска, и строящейся новой дороги, и других интересных открывшихся видов.


(50.91060; 88.21860)


(50.91060; 88.21860)


Порасспрашивали и встретившихся водителей, поднявшихся снизу машин. В результате двое наших экипажей (Nissan и Toyota) решили не рисковать и не спускаться: слишком низкие и не 4WD машины не стоило пытаться ломать, поэтому они поехали на стоянку на Улаганские озера (надпись «Форель 1 500 м» на указателе). Три машины поехали вниз и без особых трудностей на 1-2 передаче через 18-20 минут стояли внизу на берегу Чулышмана, не веря легкости победы. Женскую часть экипажа спуск очень впечатлил, так что в конце их чудесные отпускные лица были слегка бледного цвета. Но все остались живы!

Самая суровая часть спуска — в конце, после всех «зубьев», поскольку очень много камней и машина трясется, будто при продвижении по стиральной доске. Только несколько последующих ночей будоражил сон: на заключительной части спуска рвется тормозной шланг… Как же хорошо, что это сон! А шланг был действительно заменен за неделю перед поездкой — трещина во внешней оплетке. Один из экипажей, ощутив себя наконец-то полностью в отпуске, начал петь песни, в результате чего «А я рыба, я рыба» группы «Божья коровка» постепенно стала одним из гимнов поездки. В это вечер мы проехали вниз по Чулышману около 30 км, в поисках хорошего места для стоянки, и с удивлением констатировали, что «настоящих буйных» много: практически через каждые 200-300 метров кто-нибудь стоял.

На том же Travel.drom.ru прочитали про базу «Красный камень», однако она находится очень близко от пыльной дороги, народу там было много, а мы любители тишины, и если уж полночных разговоров — то хотя бы своих, поэтому двинулись чуть дальше. В конце концов, нашли замечательное место около речной заводи километрах в двух от базы, где можно было укрыть палатки под берегом, и это оказалось весьма мудрым решением, поскольку через час начался сильный ветер, и наш высокий шатер-столовую пришлось привязывать к машинам, чтобы не унесло ветром.


(51.09230; 87.95680)

Вода в Чулышмане оказалась на удивление не очень холодной: электронный термометр показал 15,1 градус, и почти все мы купались путем 1-2 минутного окунания в его воды и даже мытья голов практически каждый день, благо стоянка была на заводи с медленным течением.

Спали в этот вечер хорошо и долго, приняв по стакану сухого вина. Ночь была очень теплая, как и земля.

20 июля — день стоянки на Чулышмане

В этот день до обеда устроили себе настоящий ленивый отпуск, наблюдая окрестности, журавлей (их здесь была большая стая, которая развлекала нас тренировками молодежи и строевой подготовкой всей стаи к дальним перелетам), степных насекомых и мальков в воде. Наш единственный рыбак пытался найти червей и клев, так что провел утро в попытках хоть что-нибудь выудить на саранчу, которой здесь тьма — эти гигантские экземпляры буквально взлетают из-под ног. В обед, чтобы железно никуда не ехать, выпили пива и поспали. А после обеда стихийно образовавшаяся группа отправилась пешком на турбазу 2 км выше по течению, для переправы на другую сторону и похода до Каменных грибов, многократно описанных в Интернете до нас. Лодочник оказался трезв и очень приятен, быстро переправил группу (100 рублей с человека) на ту сторону в напичканной электроникой лодке, но при этом без мотора и аккумулятора, и греб самодельными веслами весьма сноровисто. Подъем в гору к этим грибам оказался трудным и небезопасным, занял около часа в одну сторону, высота подъема составила 150 м (данные из интернета), но полученная доза адреналина и открывшихся красот с лихвой компенсировала издержки похода.

 

Походники вернулись с массой новых впечатлений, превратившихся вечером в песни под гитару.

А ночью грохотал гром, сверкали молнии и шел приличный дождь совсем не успокоительного характера. Мы даже начали опасаться, что размоет дорогу на перевале.

21 июля — день поездки на ЮБТО

Утром долго спали, так как разбушевавшиеся ночные стихии не всем предоставили такую возможность ночью. Днем две машины с пятью человеками поехали на ЮБТО, а трое остались в лагере — охранять стоянку и лечить раны.

Берег ЮБТО оказался гладким и прохладным, однако без ветра, трое членов экипажа совершили знаковое омовение, подкрепив его перекусом и фотосессией


(51.36510; 87.74690)

Для некоторых участников выезд на ЮБТО замкнул туристический круг. В свое время это место посетили с помощью катера, проплыв с северного берега озера на южный. Вот и сейчас на берегу стоял катер «Юрток», предлагавший круиз по озеру, но достаточным временем путешественники не располагали, поэтому были вынуждены отказаться. В кафе рядом была надпись «Живое пиво», однако в наличии оказалось буквально два сорта по безумной цене, что не помешало приобрести пару бутылочек. Таким образом, первая плановая ключевая точка Алтая — ЮБТО была покорена. Через пять часов группа вернулась, полная впечатлений от непростой дороги, окрестностей и радостная от достижения еще одной цели путешествия.

Под вечер пообщались с тоже приехавшими сюда и уже наполовину знакомыми, встретившимися наверху перевала туристами, прибывшими на двух «Ниссанах» и «Мицубиси», которые осваивали местные способы ловли хариуса. Успехи в этом у них (как и у нашего рыбака) были весьма небольшими, потому что рыбы в Чулышмане в этих местах судя по всему, немного, и почти весь их скромный улов был добыт в устье Чульчи — 2 км выше по течению. При спуске с Катя-Ярыка они, к сожалению, пробили поддон картера на Nissan Liberty, пришлось ездить до Улагана за маслом. Место пробоя как-то заварили, надеемся, что обратный путь они совершили успешно.

Вечером пели песни, немного взбодрившись пивом, купленным на ЮБТО, делились впечатлениями и готовились к завтрашнему преодолению Кату-Ярыка.

22 июля — День покорения Кату-Ярыка вверх

Встали в 06:00, погода теплая, но пасмурная, большинство вещей собрали с вечера, поэтому в 09:00 уже выехали, чтобы минимизировать для себя число встречных спускающихся с перевала машин. Час ехали с места стоянки до начала перевала — около 30 км. На въезде на перевал стояли ВАЗ-2107, ждавший тягача (сам не смог подняться даже на первую ступень), и также ждавшая тягача «Prestige» (не WD-овая). Мы постояли десять минут…


(50.92110; 88.21250)

…поспрашивав этих водителей еще немного, врубили 4WD, первую передачу и поехали друг за другом с интервалом в 500 метров. Первые 400 метров были весьма тяжелыми: подъем крутой, а на дороге куча рытвин и ям, через которые с нашим клиренсом перебираться надо медленно, тем не менее, до первого поворота все прошли хорошо…


(50.91060; 88.22420)

...а дальше предстояло еще пройти примерно 3 км с 8-9 поворотами на 180 градусов и местами с весьма крутыми подъемами. Но все наши машины прошли путь достойно, и через 20 минут мы были на вершине перевала, чувствуя себя покорителями гор и победителями дорог.

На таких испытаниях вылезают все «болячки» машин. Например, у «Tribute» в обычной эксплуатации иногда загорался «Check Engine». Код выдавал диагноз «бедная смесь». Чистка дроссельной заслонки, сброс предупреждения и опять дом-работа-дом. На Кату-Ярык сразу было понятно — двигатель не набирает мощности. Медленно на первой передаче (обороты не превышали 2500) удалось заползти. По возвращению домой причину стали искать тщательнее, и нашли. Надо было чистить все от выпускного коллектора до глушителя. Однако продолжим. Да, когда построят новый плавный спуск (а его вроде бы начали строить — признаки большой стройки на Кату-Ярыке мы видели сами), негде будет проверить себя и машины жаждущим подвигов начинающим автопутешественникам: ведь этот перевал стал в Западной Сибири своеобразным тестом для машин и людей.

Дальше была теперь уже простая дорога до Акташа, но мы сделали на этом пути небольшую остановку перед Балыктуюлем — чтобы сняться на фоне Пазырыкских курганов.

Прибыв в Акташ в 13:00, мы с удивлением узнали, что наш пограничный пропуск на плато Укок еще не готов, и капитан нашей команды «выбивал» его из пограничников до 17:00. Все это время мы ощущали себя подозреваемыми китайско-пакистано-американскими шпионами, которых скоро разоблачат. Однако, действительность могла бы быть и гораздо более прозаичной: в нашей стране от одной подписи до другой должно пройти не менее двух часов, иначе чиновники себя перестанут ценить. Правда, когда дежурный по погрануправлению показал и рассказал нам все законы и правила, мы поняли, что нам повезло, и нам попались все-таки довольно человечные люди: по закону мы могли ждать разрешения на въезд в погранзону не четыре дня (как у нас получилось), а не менее 30 дней, каждый из которых был забавно расписан в показанной нам инструкции. Вообще интересно получается: для поездки, например, в Казахстан — ДРУГУЮ все-таки страну, процедура оформления въезда занимает минуты. А чтобы попасть в безлюдную российскую погранзону, начинающуюся в 100 км от границы, необходим по закону месяц!!! Ну, да ладно, все-таки нам пропуск дали в течение четырех дней, а задержка получилась из-за того, что один чиновник ушел в отпуск, а другой, его заменяющий, заболел.

Получив Разрешение после 17:00, мы в Джумалинские ключи, понятное дело, уже не поехали. Дело в том, что за Акташем, на стоянке на Чуе,с чудеснейшим видом на Северо-Чуйский хребет…


(50.23050; 87.80890)

…нас ждали наши коллеги по поездке, машины которых не позволяли совершить Кату-Ярыкский спуск-подъем. Мы радостно встретились, отметили наши достижения, обменялись впечатлениями и сказочно поспали под шум беловатых вод Чуи.


(50.23050; 87.80890)

23 июля — день разных подготовок и пути к Тархатинскому озеру — нашей базе подскока к плато Укок

Утром отправились в следующую ключевую точку Алтая: плато Укок. Конечно, мы не рассчитывали, что на наших машинах мы сможем проехаться по плато, но заглянуть на Укок мы планировали в разных вариантах. Один из них осуществился.

Только отъехали от стоянки, у «Ниссана» пробило колесо. Заменили на запаску на фоне Северо-Чуйского хребта…


(50.25660; 87.85160)

…и вперед. Ремонт колес только в Кош-Агаче. По дороге к Кош-Агачу наблюдали удивительную смену окраски вод Чуи, которая вдруг постепенно стала красной. Набрали воды в источнике. К обеденному времени прибыли в Кош-Агач, заклеились, перекусили и поехали дальше. На шиномантаже пообщались с местным жителем, который уточнил детали нашего движения в сторону плато Укок. По крайней мере, оптимизма нам добавил.

Пограничный пост расположен за первой грядой холмов, окружающих Чуйскую степь.


(49.79140; 88.49550)

Пересекать степь на машинах не просто. Поверхность усеяна камнями. Надо двигаться по отсыпанной дороге или по многочисленным параллельным, стихийно возникшим. Выбор, по-видимому, зависит от погоды и от клиренса. К посту подъехали часа через полтора, провели там около 40 минут, увидели за забором заставы бюст. Путем расспросов узнали, что это бюст Петру Сухову — то ли герою «Белого солнца пустыни», то ли партизану времен Гражданской войны (потом подтвердилось все-таки, что партизану). Именно за погранзаставой начинается зона, «Зона покоя Укок».


(49.77660; 88.46740)

Через заставу нас спокойно пропустили, и мы проехали еще три часа до Тархатинского озера. Дорога до озера вполне проезжаема, даже на пузотерках. Пейзаж абсолютно безлесый, но виды симпатичные.


(49.62580; 88.45590)

Подъехав к озеру, мы, как и ожидали, увидели несколько строений. Это турбаза. Хозяин, теленгит Учур, просветил, что до Джумалинских ключей еще три часа ехать. Хотя по всем картам и GPS было всего 37 км. Возникли подозрения о качестве этой дороги. Решили не рисковать, а встать на ночевку на турбазе в любезно предоставленном нам аиле/чадыре/деревянной юрте за небольшую плату.

Проза жизни состояла в том, что аил на ночь стоит — 1 000 рублей (входит 10-12 человек в спальниках), баня — 200 рублей в час, вязанка дров — 200 рублей (ближайший лес — в 60-70 км). Жить можно. Одна проблема: присутствие среди ночующих быстрозасыпающего и храпящего человека в одном лице. К счастью, среди нас такой был, даже два. Они мужественно согласились ночевать в машинах. Интересно, как эту проблему решают местные жители, машины-то не у всех есть? Естественно, мы заказали баню, аил сняли на две ночи и купили 2,5 кг хариусов за 1 000 рублей, которых (хариусов) тут же и пожарили в фольге на мангале, запивая белым и красным сухим вином различного происхождения, но хорошего качества. Кстати, вид на озеро шикарный, вокруг степь, изрытая норами сусликов, которые то и дело выглядывают столбиками и издают фирменные кличи, поодиночке летают коршуны, высматривая добычу, и светит (если повезет), яркое солнце, согревая нас от пронизывающего ветра на высоте 2 300 м


(49.57250; 88.39100)

24 июля — День воссоединения со Вселенной на плато Укок

В этот день решили дать всем выспаться, чтобы встретиться со Вселенной в добром здравии и с подготовленной душой. Среди нас, естественно, был «жаворонок» и он тихо подтопил печь раненько, чтобы команда проснулась в тепле, поскольку ночью был дождь, а под утро — легкий морозец, около нуля. Но, к сожалению, ночью кто-то плохо прикрыл дверь, так что проснулись многие весьма озябшими, а кто-то даже и слегка простывший. Нас посетил Учур, рассказал немало интересного, предложил вместо плато Укок пешую трехкилометровую экскурсию на ближайшую гору, чтобы посмотреть и заснять какой-то хребет (мы категорически отказались — Укок для нас был главной целью поездки). Учур (ему на вид от 25 до 35 лет) интересно рассказывал про свою жизнь: например, поведал, что пока не женился, потому что еще не до конца понял смысл жизни. Наши дамы это заценили, и сказали, что нам (четырем докторам наук и одному кандидату, в сумме имеющим 12 детей) до него еще расти и расти. Да, кстати, состав экспедиции в этом году побил все мыслимые рекорды: пять докторов и два кандидата наук, высококвалифицированный врач. Растем-с, однако.

Погода с утра не баловала: пасмурно, серые, местами темно-синие тучи, солнца нет, ветерочек такой бодрящий, но мы решили, что природа просто нас испытывает, и двинулись в 37-километровый путь до Джумалинских ключей. Прошли мы его за два часа, при этом первые 8 километров до свертка на Джазатор за 10 минут. Дорога после поворота была ужасна: множество камней и кочек, много полусамодельных мостиков, подъемов и спусков. Хорошо, что мы выдвинулись на трех относительно высоких машинах, оставив «Ниссан» на озере. Качество дороги слегка компенсировалось великолепными видами ущелий, которые нам пришлось преодолеть, перевалив через небольшие перевалы


(49.50210; 88.12080)

Перед самими ключами — сюрприз в виде брода через речку с боооольшими камнями. Мы немного «отремонтировали» этот брод, положив в проблемные места подходящие камни, и проехали его с максимальными предосторожностями в виде включенных 4WD и 1 передачи.


(49.46690; 88.05940)

Остановились около домика экскурсовода. Спросили на всякий случай, можно ли проехать до плато Укок на наших машинах, на что, мило улыбнувшись, веселый экскурсовод Евгений ответил — лучше не пробуйте. Он предложил нам за 200 рублей экскурсию по Джумалинским ключам,…


(49.46050; 88.06000)

…на что мы согласились, узнав много нового о том, как, посидев на специальных святых камнях, лечить бесплодие и другие болезни. Посетили и радоновые купальни с температурой воды 18 градусов, в которых, как говорят, излечиваются от артрита.

Один из нас — на Subaru Forester — все-таки попробовал двинуться в сторону перевала Теплый ключ. Ага! Проехал 600 метров и решил вернуться: камни по 40-60 см на машине с клиренсом 20. Ну, не судьба, на машинах. Тогда пешком! Ведь цель путешествия еще не достигнута. Пешком на перевал Теплый Ключ решили идти четверо — примерно 7,5 км в одну сторону, с подъемом в 600 метров на высоту 2 907 метров над уровнем моря. Это приблизительно, как на гору Зеленая, что в Шерегеше, пешком забраться, если подъемники не работают. Да, еще пес Добби с нами пошел. Немудрено, это же его стихия — бернский зенненхунд просто генетически должен легко передвигаться по такой местности на такой высоте


(49.43730; 88.03210)

Путь оказался нелегким — природа продолжала нас испытывать мелким дождичком и сильным ветром, но интересной — с множеством прекрасных видов. По дороге два наших биолога нашли много интересных растений: заросли карликовой березки и курильского чая, мак Попова трех цветов (желтые, зеленые и изредка — красные), много видов незабудок, различные виды луковых: в общем, дикая природа во всей красе. А единственный в шедшей группе химик среди этих карликовых березок нашел совсем не карликовый и нечервивый подберезовик, который мы сохранили.

Эту каменную отсыпь назвать дорогой не получится у разумного человека. Вот участок дороги изображен здесь:


(49.43210; 88.02580)

Вид сверху и вид снизу. И это не самое большое препятствие. Так что не скоро плато Укок покроется слоем туристического мусора. Кстати, хоть в этом надо заметить позитив «погранцов» — не всякий станет связываться с решением проблемы получения пропуска в эту зону!

Когда прошли первые 1,5 км, справа от дороги стояла «Нива» — не смогли проехать дальше и пассажиры, по-видимому, пошли пешком. Мы их действительно потом встретили. После прохождения около 4 км (за 1 час), погода улучшилась: появилось солнце, закончилась мелкая дождевая морось — и дальше погода только улучшалась. По дороге встретили две спускающиеся хорошо подготовленные «Делики»,

одна из которых по дороге все ж таки умудрилась пробить картер, что наблюдали наши оставшиеся на ключах коллеги), несколько Ландкрузеров (один из которых, видимо, был недавно куплен, не подготовлен для такой поездки, и его очень жалели ездоки, тихо переругиваясь между собой), две багги, лихой и круто экипированный Ниссан-Патрол и какая-то невиданная машина, непонятно как попавшая на эту гору, потому что по виду это был «поднятый» мини-вэн неизвестного происхождения. И вообще, там большое движение и машин, и пешеходов. Так ведь есть на что посмотреть!


(49.43650; 88.03100)

Через 2.5 часа пути с периодическими остановками мы вышли на перевал Теплый Ключ, страшно гордые собой (Рис. 31). Этот факт сразу запустил «второе дыхание» и мы динамично стали передвигаться к дальнему краю перевала, чтобы лицезреть это желанное плато. По пути непрерывно щелкали фотоаппаратами и снимали все на камеру. Вот и знаменитое перевальное озеро. Нетривиальное создание — приличного размера дыра в седле, заполненная водой и не стекает.


(49.40970; 88.03540)

Омовение решили сделать на обратном пути — манил дальний берег озера и край перевала.

Вышли — и ВОТ ОНО — плато Укок!


(49.40820; 88.03560)

Древняя и таинственная земля доисторических скифов и старающихся сохранить их тайны теленгитов. Она открылась вся, до дальних снежных гор, отделяющих ее от Китая. Небольшая дымка придавала ей немного сказочности, и это еще более укрепило наше желание провести здесь обряд соединения со Вселенной, своеобразный тенгрианский ритуал. Мы это сделали каждый по своему разумению, но искренне и от всего сердца, после чего наступило какое-то не ощущавшееся ранее, необычное состояние успокоенности души, как будто сделали очень хорошее и большое дело.


(49.40380; 88.03810)


(49.40380; 88.03810)


(49.40380; 88.03810)


(49.40380; 88.03810)

Все проделали процедуру соединения со Вселенной очень сосредоточенно в полной тишине. Воздух был пропитан мистическим. Собаку, кстати, никто не просил ложиться на спину, чувствительность животных к мистическому очень высока. Ко всему прочему, на швейцарских механических часах вдруг обнаружилось несоответствие даты: часы показывали правильное время, но число-то было 25. И это 24-ого июля. Попытки установить правильную (правильную ли?) дату не увенчались успехом. Только 27 июля удалось заставить часы показывать общепринятое время.

Конечно, мы знали, что видим лишь очень малую часть плато Укок, тем не менее, было решено признать выполненным и второй пункт программы нашего путешествия: посещение плато Укок. Мы действительно отошли от края перевала и формально общались со Вселенной в зоне плато. На фото

представлен вид на плато Укок через перевал Теплый ключ, полученный в GoogleEarth. Хорошо видно перевальное озеро. Трек нашего восхождения показан желтым. Чтобы посмотреть на всё плато, нам необходимо было сделать траверс по склону правой гряды с подъемом по высоте еще на 100 м. Но усталость и ограниченность по времени заставили нас отказаться от исполнения этой затеи.

На Землю вернулись с помощью омовения в холодной воде перевального озера. Сделали общее фото на фоне Укок…


(49.40380; 88.03810)

и начали спуск к оставленным машинам. Всю обратную дорогу стояла чудесная погода; Добби весело гонял по камням сусликов, дамы собирали гербарии и разговаривали о прекрасном, а мужики думали — как жить дальше после такого вселенского события. На второй половине пути начали болеть колени и другие костяные части организмов, но мы придавили хворобы и немочи, и спускались бодро, корректируя скорость по GPS.

Оставшиеся в Джумалинских ключах шестеро наших коллег не теряли время зря, посетив молибденово-вольфрамовый рудник, который произвел удручающее впечатление, напомнив всем «Пикник на обочине» или даже «Лангольеров». Дело в том, что рудник прекратил работу 21 июня 2011 года (как показали воспоминания местных жителей), все оборудование брошено, стоит масса ценных реактивов, в столовой тарелки стоят на столах с ложками, как будто все спешно убежали, в общежитии постели не убраны, по нему ходила одинокая кошка.

Вернувшись с гор в Джумалинские ключи, трое из сходивших на перевал приняли пятиминутные радоновые ванны, перекусили быстро и все поехали на нашу базу на озеро (надо сказать, что стоять там с нашими целями неплохо, так как есть вода, дрова, баня, укрывающий от ветра, дождя и снега аил и приветливый Учур). Приехали через 1,5 часа — быстрее, чем утром. Так как глаза насытились видами дикой природы, все внимание было приковано к «дороге». Она задрала!

Желаете испытать позор за страну — приезжайте на ЮБТО и на Укок на своих машинах. С каким же усердием мы содержим армию, бюрократов, милицию (пардон, полицию) и т.д. и т.п., а для 400 человек в Балыкче, Ко и др. поселениях на ЮБТО не в состоянии гарантировать равную конституционную доступность к медицине и образованию. Та же ситуация на Укок. Ну, кто же это поедет в такие места, до которых или из которых невозможно легко добраться или выбраться. Только полковники пограничной службы соглашаются, получив миллионные подъемные, покупают себе адекватные дорогам машины. Но, что-то противно на это процветание смотреть на фоне плачевного окружения. Вот если бы не ФСБ, а соответствующее министерство предлагало врачам и учителям такие подъемные, чтобы можно было купить внедорожник, никто бы из местных жителей не раздражался при виде Land Cruiser, а наоборот. Здоровье и дети всегда на первом плане у народов. Мы же заменили их на водку и погранцов. Отличная национальная политика. Кстати, в это время вместо позора люди в Калининграде испытывали гордость за страну, осматривая очередной корабль ВМФ вместе с Путиным. Ну-ну.

Ладно, оставим лирику и вернемся к нашим «баранам». Прибывшие ранее четверо членов команды, пока нас не было, приготовили потрясающую гречку с тушенкой, чем нас страшно порадовали. Затопив печку, уснули в нашем временном пристанище — аиле — до утра без задних ног.

25 июля 2011 г. Спуск с гор и поездка на реку Лебедь, 12 км от Турочака

Проснулись двое добровольцев в 06:00 в аиле (чадыре), холодно — на окнах машин — иней, трава хрустит под ногами. Но небо ясное. Затопили печь не без труда — дрова очень сырые. Несмотря на приличную нагрузку вчера вечером (более 16 км пешком до перевала Теплый Ключ с шикарным видом на плато Укок и 37х2=74 км по тяжелой дороге от турбазы на озере до Джамалинских ключей и обратно), самочувствие прекрасное. Позавтракали, рассчитались с приветливым Учуром — хозяином турбазы, сделали прощальную фотку на фоне пейзажа (пейзаж


(49.57250; 88.39100)

собрались в путь до Турочака около 10:20 и поехали, провожая взглядами сторожившего нас коршуна-вожака, сидевшего метрах в 50 от обочины дороги как изваяние, лишь немного ворочая головой. По дороге ничего особенного не видели, за исключением замечательного по красоте табуна лошадей, у части которых была длинная нестриженая грива (эх, не успели сфотографировать!), и первого и последнего стада яков, про которых до этого много слышали (увидели лишь издалека, но признали).

До погранзаставы с бюстом Петра Сухова добрались примерно за 1,5 часа, отметились — причем паспорта на это раз не понадобились, и двинулись до Кош-Агача, пройдя по дороге небольшой, но крутой перевальчик. В Кош-Агаче попытались купить свежего мяса для шашлыка, но в понедельник здесь это, по всей видимости, невозможно. Купили аптечных товаров и запасную бечевку, каких-то булочек, сыра и заправились на заправке «Расул», заправок этой серии здесь много — видимо, это местный олигарх, у которого также есть несколько кафе. Бензин неплох. А вот в его кафешках мы так и не поели. Кош-Агач вообще сильно изменился за десять лет. Последний раз мы здесь были по пути в Монголию. Очень хочется связать все измерения с наличием хорошо обустроенной дороги до «материка», Чуйский тракт. Десять лет назад на тракте были еще дыры без асфальта, а потом землетрясение. Сейчас все отлично и, что интересно, не видно по кустам ДПС. Может повезло? А может, не мешают людям работать, а туристам отдыхать для своей же пользы? Чуйский тракт — это же, как артерия, перекроешь чуть-чуть и… летальный исход.

Доехали до Акташа, многократно фотографируя чудесно открывавшийся перед нами Северо-Чуйский хребет…


(50.18950; 88.09860)

…в Акташе качественно и сытно пообедали (действительно хорошо были приготовлены там лагман, плов, гуляш и чай с лимоном — больше ничего не ели) в стоящем на трассе рядом с пограничным вертолетом кафе. Это очень частное мнение. Для других поход в кафе закончился сильными желудочными проблемами. Практика подтвердила: все зависит от персональной устойчивости к внешним воздействиям. Купили также рядом в киоске алтайский сувенир-пищалку с четырьмя дырками для свирестения.

Далее поехали до Оленного камня (728 км от Новосибирска,…


(50.40610; 86.87400) 

…посмотрели на сам камень, нашли на нем красиво выбитую фигуру лошади и человеческое лицо, а на скалах за ним — множество талантливо выбитых фигурок лошадей, горных козлов, оленей и т.д. Тут же остановилось много других машин, привлеченных нашей новосибирской «четверкой», и тоже поизучали все эти петроглифы. Печально только было видеть рядом с древнейшими фигурками надписи современных неандертальцев типа «здесь был Салаир» или «Коля и Оля из Урюповки» — могли бы у себя на даче это сделать на каком-нибудь фундаментном блоке.

Завершающий этап нашего путешествия было решено провести по аналогии с проездом по Среднесибирскому кольцу. Два года назад мы очень классно постояли два дня на реке Лебедь вблизи Турочака. Чистая вода с температурой 25 градусов (измеряли ежедневно)! Ну, где еще можно найти такое на Алтае? Вот и теперь надеялись заплаваться и дозагорать после честно выполненного прохождения планового маршрута. Бросок суточный немалый для четырех машин: около 680 км. Но предвкушение пуще неволи. Решили потерпеть.

Поехали далее без остановок, только перед Иней и после нее замедлили ход, чтобы посмотреть на известные четыре стелы и на двухцепный подвесной мост, построенный в 30-е годы по уникальному проекту инженера (эх, не запомнили!). Далее без остановок и приключений проехали Чике-таманский и Семинский перевалы, остановившись на три минуты (сувенирные киоски), а потом в Манжероке для заправки и покупки меда на рынке. Далее въехали в Горно-Алтайск, купили сыра и вина, поехали за Турочак. Стоянку быстро нашли, правда, пришлось немного заняться уборкой сена, чтобы не обездолить местных жителей, привычно поставили палатки и шатер-кухню, так как начинался дождь, попили-поели и под мелкий дождь заснули


(52.24960; 87.18050)

26 июля — отдых, отдых, отдых!

Встали после 08:00, тепло! Это после минусовых ночей вблизи плато Укок! Вода в реке не такая чистая, как два года назад. И температура не 25, а всего 22 градуса. Пришлось обещавшим 25 градусов лезть в воду. Удалось нагреть всего на полградуса, и это всех примирило. Искупались, потом ели, спали, снова ели, сходили на разведку в разные стороны, поискали безуспешно грибов, в общем, сибаритствовали целый день, поскольку погода была чудесная и настроение прекрасное


(52.24960; 87.18050) 

Добычей дня стали две кедровые шишки (почти зрелые) и небольшое количество грибов.

В этом месте Лебедь мелкая, но течение довольно сильное, с ног чуть ли не сбивает. Стоит много народу недалеко, похоже, приезжает много местных «оторваться» — у одних музыка долбила ровно до 23:00. Дорога продолжается до самой реки, точнее, до косы, однако к тому месту она становится проезжаемой уже не для наших машин. К вечеру стало резко холодать, отголоски интернета (кстати, там есть связь) сообщили, что ожидается +4 градуса ночью. Так что экипировались мы в спальники по полной, а вода была гораздо теплее воздуха при вечернем омывании.

27 июля — хочется домой

Утро встретило нас тучами и прибывшими буквально напротив трактором и грузовыми, таскавшими щебенку вброд (до этого они работали поодаль). Так что налицо были все знаки сниматься и двигаться в обратный путь, что мы успешно и сделали


(52.24960; 87.18050)

Дорога до Новосибирска прошла практически без происшествий, однако было замечено присутствие ну просто огромного количества экипажей ДПС в Алтайском крае — конец месяца, видать, приехали добирать дань с народа. Полные впечатлений, фотографий, меда и все ж таки усталости, мы прибыли домой.

До свиданья, Алтай!

До новых встреч!

Dr. Maltsev & Co


Дром

Комментарии

   
Новосибирск
Сообщений: 1019
Хорошо там.
OUTLANDER 2013
30
 
Ответить
     
Хабаровск
Сообщений: 72
Супер!!!
24
 
Ответить
     
Екатеринбург
Сообщений: 92
Отличное путешествие)
21
 
Ответить
     
Горно-Алтайск
Сообщений: 2279
небыли вы на Укоке!!! и даже не видели !!! не льстите себе.
Уаз Патриот с пивом потянет))
А лучшая рыба к пиву камбала ))
25
9
Ответить
     
Горно-Алтайск
Сообщений: 2279
Плато Укок начинается от 2-х каменных баб стоящих в самом начале и вид отуда просто нереальный , http://foto.mail.ru/mail/u0406... посмотрите
Уаз Патриот с пивом потянет))
А лучшая рыба к пиву камбала ))
4
3
Ответить
 
Барнаул-Заринск
Сообщений: 7
Почему собачке арбузик не дали?
12
 
Ответить
     
Новокузнецк
Сообщений: 2138
координаты на фотках очень кстати, отличная поездка!
4
 
Ответить
     
Горно-Алтайск
Сообщений: 2279
Tinkz:
координаты на фотках очень кстати, отличная поездка!
если это мне то пожалуста , фоток много все выкладывать не стал.
Уаз Патриот с пивом потянет))
А лучшая рыба к пиву камбала ))
1
4
Ответить
 
Омск
Сообщений: 151
Tinkz:
координаты на фотках очень кстати, отличная поездка!
да уж, очень многозначные комментарии
3
 
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 610
нормально, хорошей компанией можно прокатиться
4
 
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 3909
Хорошая поездка. И написано грамотно и красиво
Отключение мочевины Volvo Scania
Ремонт координаторов Scania
Мой отзыв: Volkswagen Caddy 2016
7
 
Ответить
   
Рубцовск-Барнаул
Сообщений: 960
Все говорят про новую дорогу на Кату-Ярык, но ни одной фотки и описания так и не нашёл, расскажите, что это и где будет, а лучше ФОТКУ покажите.
Самый осторожный пешеход - это водитель )))
1
 
Ответить
  
Рубцовск
Сообщений: 10
Здорово были там 2009г https://travel.drom.ru/12764/, а на актру почему не заехали.
1
 
Ответить
    
Регион42
Сообщений: 1249
прикольно прокатились
Вулканизация конвейерных лент шириной до 800 мм, выезд на место.
9236165622
2
1
Ответить
 
Сообщений: 7272
Классная природа
t.me/chinamarka - АВТО ИЗ КИТАЯ
3
 
Ответить
     
Омск
Сообщений: 94
Отдыхающий пёс ну очень улыбнул!!!
8
 
Ответить
   
Белокуриха
Сообщений: 749
Барбос красивый! И остальные фото тоже.
Гранд Витара NEW
9
 
Ответить
   
Нижневартовск
Сообщений: 662
Класс!!!
Чем круче джип, тем дальше идти за трактором!
 
4
Ответить
   
Москва
Сообщений: 19
Фотографии красивые, отчет очень понравился!
2
3
Ответить
     
Павлодар
Сообщений: 82
Отличная поездка и прочитал легко
IPSUM 1997 CXM10G-ARSGT
1
 
Ответить
    
Новосибирск
Сообщений: 38
xammep2005:
Все говорят про новую дорогу на Кату-Ярык, но ни одной фотки и описания так и не нашёл, расскажите, что это и где будет, а лучше ФОТКУ покажите.
Новый спуск имеется в виду,
будет более пологий рядом со старым спуском, если сделают конечно.

Фоток полно в инете, яндекс рулит
Honda Accord, 2002г.в., CF3, F18B
Toyota Kluger, 2004г.в., ACU25, 2AZ
 
3
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 6239
А как по Кату ярыку зимой ездят местные???
Мед разнотравье 400 р/л
 
3
Ответить
    
Ханты-Мансийск
Сообщений: 52
Отчет потрясный, легко и с интересом прочитал, фотографии тоже очень на высоком уровне.
1
 
Ответить
    
Новосибирск, Academ
Сообщений: 1057
Олег-86:
Эту каменную отсыпь назвать дорогой не получится у разумного человека. Вот участок дороги изображен здесь:
Нормальная дорога ... Не афтобан конечно , но экстимом даже не пахнет.
Suzuki Escudo 1994г goldwin
TD01W G16A АКПП
susp 2" LSD 235/75/R15
1
2
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Да, слов нет. Шикарно.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
3
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 4586
на алтайском сайте я слышал, что конкурс проводился на новую дорогу, что она будет короче и пологая, как я понял она будет чуть левее там ложбина или ущелье не знаю как прально назвать.
Дорога будет правда новая, кату-ярык будет не тооорт :))
Toyota 4Runner GRN215
 
3
Ответить
     
Чита
Сообщений: 82927
Классно
GET BIG OR DIE.
 
1
Ответить
 
Абакан
Сообщений: 171
Понравилось. Пёс-красавец! Путешественники-молодцы!
Мой отзыв: Toyota RAV4 2008
2
 
Ответить
 
Там где нас нема
Сообщений: 220
+5
1
3
Ответить
     
Новосибирск
Сообщений: 100
xammep2005:
Все говорят про новую дорогу на Кату-Ярык, но ни одной фотки и описания так и не нашёл, расскажите, что это и где будет, а лучше ФОТКУ покажите.
Его начали делать, и деньги кончились.... так всё брошено и стоит!
Чё та не хочет фотку грузить!
Диагностика. Ремонт автоэлектроники.
2
3
Ответить
  
Кемерово
Сообщений: 12331
Тоже ездил на ЮБТО в это же время))) Только я не понял, где в Акташе УППС.
 
3
Ответить
  
Кемерово
Сообщений: 12331
odmin4eg:
на алтайском сайте я слышал, что конкурс проводился на новую дорогу, что она будет короче и пологая, как я понял она будет чуть левее там ложбина или ущелье не знаю как прально назвать.
Дорога будет правда новая, кату-ярык будет не тооорт :))
Старая никуда не денется)))
 
3
Ответить
  
Сообщений: 357
Мишка и Катя ДАРОВАААА!!!!!!:)))
1
3
Ответить
  
Сообщений: 8326
Молодцы, товарищи ученые. Умеете не тока российвскую науку двигать, но и отдыхать здорово.
И собака бернская молодец.

Первый в мире двухцепный лиственничный подвесной мост спроектирован в 1936 году выпускником московского автодорожного института С.А.Цаплиным. Цаплин не только автор этого проекта. Он же руководил людьми, воплощавшими его проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства. Это был первый двух цепной висячий мост в мире
Легкой дороги не обещаю. Но нагуляемся вволю! Ваш SUSанин.
4
3
Ответить
  
Краснодар
Сообщений: 346
5
PRADO-VZJ95. 2001г. TZ, Пр.руль
2
3
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 1069
Красиво
Я ни настолько богатый, чтобы покупать дешёвые, некачественные авто.
2
3
Ответить
   
Северск
Сообщений: 519
Замечательное путешествие. Отмечу похвальное желание путешественников добраться на в общем-то городских машинкак к границам возможного ареола их обитания :) Ну и далеко не каждый автолюбитель в путешествии готов оставить машинку и пойтикуда-то пешком, тем более в гору )))
А вот на фото имхо насыщенность чрезмерно в редакторе подкручена. Позволю себе порекомендавать на будущее столь не усердствовать :)
1
3
Ответить
 
автор
Новосибирск
Сообщений: 133
Goncharoff:
Только я не понял, где в Акташе УППС.
Первый поворот налево после первой заправки (50.31135СШ, 87.59481ВД).
SUSанин:
Первый в мире двухцепный лиственничный подвесной мост
Премного благодарен.
xammep2005:
Все говорят про новую дорогу на Кату-Ярык...
Желтый трек - это текущий спуск. Белый - предположительно будущий. *****http:// http://cyto.kinetics.nsc.ru/ma...
Mitsubishi Pajero Sport 2.5 Super Select 2017
2
3
Ответить
 
Томск
Сообщений: 244
Класс, пока только мечтаю туда съездить!)
4
 
Ответить
     
Новокузнецк
Сообщений: 108
Молодцы! С поставленной задачей справились.
Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.
3
3
Ответить
Сообщений: 2
Молодцы!!!!!! Сам три года жил на УКОКе.
3
3
Ответить
Сообщений: 2
+500
2
3
Ответить
 
Юг Западной Сибири
Сообщений: 186
Года три назад там был, места красивые
1
3
Ответить
     
Москва
Сообщений: 3294
Красотища то какая!!!! Молодцы!!!!
3
3
Ответить
Сообщений: 2
Неплохой отчет, места там красивые. Сам с компанией был на ЮБТО с 18 по 21 июля этого года. На своей Premio 4WD 17 числа спускался, а 21-го подымался на Кату-Ярык. Самый сложный участок на Кату-Ярыке действительно - нижняя часть, потому что там рыхлый грунт вперемежку с камнями. Я с первого раза не проехал т.к. с низким клиренсом с разгону не получится - можно брюхо себе пропороть (хорошо что защиту двигателя установил), а на низкой скорости - колеса вязнут. Пришлось высадить пасажиров - машина приподнялась и тогда проехал этот участок (метров 30) легко. А вообще там сейчас ездят всякие отчаянные головы. Например, когда мы спускались с перевала пришлось выталкивать вверх одного на ВАЗе 11-й модели, а далее в долине Чулышмана встретили двух ребят на ДЭУ Нексии, стояли с пробитыми колесами - просили помощи. Да и без металлической защиты двигателя там делать нечего.
2
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
+5
3
 
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 1111
А мои ребята встречали на вершине Теплого ключа Субару Форестера, который туда аккуратненько пробрался.
Так что невозможное возможно.
А в долине Чулышмана сейчас отличная дорога и куча народу. Сам в августе Деликой выдергивал оттуда Газельваген с прогоревшим поршнем. Если бы не поломка, Газелька сама бы преспокойно вылезла.
http://altayrussia.com
МТБ, Шерегеш и офф-роад. Вело-лыже сервис и прокат. Лыжная база Yolochka.
 
 
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 1111
[quote=Dr. Maltsev]Первый поворот налево после первой заправки (50.31135СШ, 87.59481ВД).Премного благодарен.Желтый трек - это текущий спуск. Белый - предположительно будущий. *****http:// http://cyto.kinetics.nsc.ru/ma...[/img][/quote] немного не правильно, ходили ногами и ездили на велосипедах по предполагаемой "новой" дороге. Там в центральной части будет пара витков серпантина. И это старинная конная тропа.
http://altayrussia.com
МТБ, Шерегеш и офф-роад. Вело-лыже сервис и прокат. Лыжная база Yolochka.
 
 
Ответить
  
Бийск
Сообщений: 12025
А ярыба я рыба вроде оттован поет...
Прадик 120 араб 4л ниедит, буду прошиваться...
 
 
Ответить
 
Город Герой.
Сообщений: 5300
А я еще такой читаю и ловлю себя на мысли как построен рассказ, уж больно ровно читается.... потом понял, доктора наук, кандитаты, врачи =) Ирония про заклятых друзей погранцов и новизной машин улыбнула :)
Нужно ввести штраф за бедность. Становится бедным станет невыгодно, и все сразу разбогатеют.
 
 
Ответить
    
Сообщений: 38701
Фото классные!)
 
 
Ответить
 
Новокузнецк
Сообщений: 138
Не думал, что есть у нас такие доктора наук. С трезвым взглядом на российскую действительность. Уважаю! Значит, еще не все потеряно.
много чего было за долгую жизнь.
сейчас УАЗ 31514 и кое-что буржуйское)
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром