|
Авантюрному решению отправиться семьёй из шести человек в отпуск на микроавтобусе предшествовали долгие вечера раздумий и сомнений. Дорога предстояла неблизкая. План минимум: Владивосток—Барнаул и обратно, план максимум: Владивосток—Кубань (от границы восточной до границы западной). Отправной пункт — посёлок Шкотово Приморского края.
Мне ярко виделись лишения, трудности, опасности, которые предстояло пережить. Изучались интернет-форумы на темы путешествий с детьми, опрашивались друзья и знакомые, имеющие опыт перегона. Однако, наш случай, учитывая протяженность маршрута и количество путешествующих, я находил уникальным.
Стоимость перевозки семьи из 6 человек только по одному из предстоящих маршрутов Владивосток—Барнаул и обратно составляла более 200 тыс. рублей на самолёте, немногим менее стоило перемещение на поезде (а с учётом питания и прочих расходов в пути гораздо более), и посему услуги сторонних перевозчиков были отвергнуты сразу. Ведь одна из задач, кроме непосредственно посещения родных мест была минимизация стоимости путешествия, и поэтому наш выбор остановился на автопутешествии.
Конечно, уже сама подготовка к путешествию требовала определённых вложений, это и ремонт автомобиля и приобретение сопутствующих предметов. Но затраты с лихвой оправдывались тем, что приобретённые вещи оставались у нас, а расходы на поддержание технического состояния машины в должном состоянии неизбежны и всегда оправданны.
Итак, исключительно благодаря предстоящему путешествию были приобретены:
— пистолет «Стражник» с патронами разного вида (несмотря на неприглядный вид, подкупила возможность запуска сигнальных ракет (салют!!!), наличие пугательных свето-шумовых боеприпасов) — 7000 руб.;
— бокс на крышу с дугами — 12000 руб. (очень дешево, незаменимая вещь);
— три спальных мешка и палатка 5000 руб.;
— новая летняя резина Bridgestone — 14000 руб.;
— навигатор, видеорегистратор, антирадар в сумме около 10000 руб.;
— автомобильный телевизор (у китайцев за 2500 руб.);
— столик для завтрака в постели — 1000 руб.;
— зеркальный фотоаппарат Sony — 17000 руб.;
— два надувных матраса, насос, газовая плитка, набор пластиковой посуды, термос и прочее.
Итого вышло более 70 тыс. руб.
Кроме того на 50 тыс. руб. сумму вышел ремонт Степвагона. Автомобиль был передан в руки специалистов «СТО Стелла» г. Большой Камень (ГРМ, помпа, рулевые наконечники с рейкой, линки, сайлентблоки, пыльники, колодки, подушки, ремни и подшипники генератора и прочее). По результату мастер на словах дал гарантию «до Москвы и обратно».
Люди, имеющие опыт путешествий, не всегда давали полезные советы. Абсолютно необдуманно было доверять словам одной знакомой особы, которая рассказывала, как здорово они ночевали в палатке. Ранее на землях развитого в туристическом отношении Горного Алтая я видел места, оборудованные для ночевок в палатках. Там за символическую сумму тебе выделялось место, оборудованное столиком со скамейкой, очагом, вязанкой дров, пакетом для мусора, и заверением, что территория охраняется. Исходя из услышанных радужных описаний, я ожидал в пути увидеть что-то подобное.
Подготовка к ночевкам в палатке и «походному» приёму пищи привела к тому, что больше половины верхнего бокса заняли: спальные мешки, две палатки, продукты из расчёта на пять дней питания. Кроме того, приобретён пластмассовый набор посуды, газовая плитка с баллонами, складной стол с четырьмя стульями, два матраца надувных.
Не остановил в набивании бесценного места в салоне ненужными вещами тот факт, что на интернет-форумах ночёвка в палатке должным образом не освещается. Честно говоря, на всём пути следования я отметил только два места, где были разбиты палатки. Это Чёрная речка в районе Сбегов и побережье Байкала. И ни одного места, где действительно можно было безопасно переночевать с детьми.
С немалым волнением ожидал я день отъезда. Вещи уложены-запихнуты, назад дороги нет. В ночь накануне сон не шел, сознанием овладевали всякие мрачные думы, хотелось уже ехать, чтобы делом, дорогой прогнать терзавшие наваждения и тревоги. Утром 27 июля, позавтракав, мы, накормив детей и загнав их в машину, в немалой суете тронулись в путь.
Уже две недели не переставая лил дождь, небо давило серой пеленой облаков, мокрота и сырость вгоняли в уныние, редкие солнечные лучики мы ловили как подарок с неба. Нас ждали огромные залитые солнечным светом пространства Сибири и Кубани. И унылое приморское лето мы покидали без сожаления.
В воздухе летала обыденная морось, переходящая в мелкий дождик, на навигаторе было 6000 км до Барнаула, нашего первого места назначения. В плане было доехать за первый день до поворота на Биробиджан (900 км).
При выезде из Артёма на аэропортовскую трассу остановился перед хитросплетением дорог — навигатор направлял на несуществующий съезд. Не так давно сделали новую развязку, а так как езжу там нечасто, то всякий раз впадаю в легкий ступор, выбирая нужный отрезок дороги, чтобы попасть на трассу М 60.
Оглядевшись, через пару секунд тронулся, но через 100 метров был остановлен одиноким сотрудником ГИБДД. Оказывается, бдительный полиционер издалека наблюдал за мной и придумал, что моя остановка вызвана нежеланием с ним встречаться, будто бы везу я что-то незаконное или с документами непорядок. Для меня безобидная встреча с ГИБДД в начале пути считается хорошей приметой, ну типа таким суеверием, как дождь в дорогу, который предвещает легкий и безопасный путь.
Надо сказать, что за все 22 000 км, что предстояло проехать, автомобиль четыре раза останавливали посты ГИБДД и три раза из них в Приморском крае. Такого засилья полиции на дорогах как в Приморье нигде более не наблюдал. Приморцы в синих мундирах во множестве прятались в кустах, на своротках дорог, на мостах, где внезапно встречались нелепые короткие (10-20 метров) участки с ограничением скорости 50 км/час. Чувствовался плотный контроль, как визуальный, так и с использованием технических средств. Антирадар функционировал исправно, периодично заливаясь трелями, предупреждая о находчивых полицейских.
На подъезде к Уссурийску начался ужас. Ремонтируемые участки дороги, вымощенные большими камнями довольно большой протяженности по 10-20 км, внезапные ямы-ловушки размером с колесо, скорректировали план по прохождению маршрута в сторону уменьшения. Надо отметить оригинальную задумку Приморских дорожников, многие года успешно реализуемую ими на практике: по дороге равномерно распределяется щебень крупной фракции, который автовладельцы укатывают непосредственно колёсами своих автомобилей. Таким образом, щебень естественным путём или дробится на более мелкие фракции или вдавливается в дорогу, что позитивно сказывается как на стоимости работ, так и доходах местного бизнеса, представленного шиномонтажками, ремонтами стёкол и автосервисами вообще.
За пять часов проехали всего 250 км, остановились перекусить едой, приготовленной дома, близ посёлка Руновка.
Несколько раз встречались последствия недавних дождей, на смытые участки дороги наскоро клались трубы, засыпались грунтом и укреплялись мини-дамбами из мешков с песком. С одной стороны дороги получалась запруда, а с другой били фонтаны, выходящие из подорожных труб.
Восстановленный участок смытой дороги.
После г. Дальнереченск сделали крюк в 5 км в сторону посёлка Ласточка, набрать одноимённой минеральной воды. Вкуснейшая вода «Ласточка» входит в наш обыденный рацион, и в обычное время мы покупаем её упаковками, сейчас же не упустили возможность отведать «исходник». Выяснили, что вода с источника и вода, поставляемая в магазин, совершенно разные вещи (в магазине вкуснее).
Проехав Лучегорск, встретились с очередным участком ремонта дороги, преодолев который оказались на прямом ровном участке свежего асфальта, в конце вереницы тихоходных транспортных средств, следующих в попутном направлении. Обогнав колонну, упёрся в сотрудника ГИБДД, активно махающего палкой, приглашая остановиться. По правую сторону нависало над дорогой строение Лучегорского поста.
«Откуда мне было знать, что тут пост?! Дорога ровная, прямая, ни разметки, ни знаков?!» — возмутился я. Но гибддешник сказал: «Разметки нет по причине ремонта дороги, а знак во-о-он там, на дереве (?!) висит. А знак этот «Обгон запрещен», а посему, хорошо, что у вас супруга в страховке записана, вот она и будет машину водить, а ваши права я забираю».
Дальнейшую сцену мне описывать неприятно, скажу лишь, что в знаке «Обгон запрещен» скрыта огромная коррупционная составляющая. Особенно многочисленны злоупотребления на отремонтированных участках дороги, когда дорожная обстановка не предусматривает ограничений и разметка отсутствует.
Полагаю, что водитель должен быть должным образом извещён об опасности обгона, и дорожные службы (а ГИБДД самая что ни на есть дорожная служба) обязаны это обеспечить. К примеру, рекламные плакаты стоят вдоль дороги (см. фото) через каждые 20 метров и всем известно, какой классный автомобиль Мерседес.
А на дороге речь идёт о БЕЗОПАСНОСТИ, и одиноко стоящий знак никак не обеспечивает полноценное стопроцентное информирование водителя, особенно, если причина нахождения знака в этом месте не поддаётся законам логики.
Достаточна велика вероятность знака не заметить. Очевидно, что водителю за рулём нет возможности посвятить своё внимание постоянному изучению обочины, а особенно деревьев и кустарников, где может притаиться хитрый знак. Большей частью взор водителя направлен вперёд и влево, на встречку.
В Хабаровск мы въехали уже с сумерками, потолкались в пробках, удачно проехали по навигатору город, длинную колбасу моста через Амур, и, в связи с внезапно наступившей ночью, срочно стали думать о ночлеге. На повороте в Комсомольск-на-Амуре обнаружили гостиницу, но там оставался только один люкс за 3500 руб. с одной двуспальной кроватью, что нас не удовлетворило ни по местам, ни по стоимости.
Отсутствие мест в гостинице заставило меня несколько понервничать. Через километров 50 остановился у строения со светящимися буквами «Гиссар».
Внутри оказалось кафе, особенностью которого я отметил тот факт, что посетителями и обслуживающим персоналом были люди со смуглой кожей, исходя из названия кафе — узбеки. (Гиссары — область на юге Узбекистана, богато насыщенная культурными и природными достопримечательностями). Наверху оборудованы номера. Я поднялся на второй этаж и осмотрел комнаты и нашел их удовлетворительными, понравилось большое пространство между кроватями, наличие душа в номере и скромная цена (400 руб. за койку). Насторожил тот факт, что кроме нас там никого не было, что резко контрастировало с ранее посещенной гостиницей за Хабаровском и в гостинице не пахло жилым.
Дав на словах согласие, я направился к выходу, распорядиться о выходе детей из машины и размещении в гостинице, но в тот момент я увидел, что на улице перед входом скопление смуглолицых граждан, голову которых окаймляли белые, плотно прилегающие шапочки. Они буквально роились около крупного толстого человека, с выдающимся пузом, на голове у которого была жёлтая шапочка. Жёлтая шапочка что-то им развязно говорила, держа руки в карманах и периодически сплёвывая на землю, а белые внимали и суетливо выполняли его команды, отчего происходящее производило впечатление пчелиного роя. Отметив интересные элементы национальных обычаев и костюмов, я начал выходить, но в этот момент жёлтый решил зайти. Путь мне преградил человек в белой шапочке, который мягко, но настойчиво начал меня отталкивать. Я уступил дорогу, и кавалькада заполнила помещение. Супруга, наблюдавшая со своей стороны эти элементы средневековья, сказала, что ей боязно здесь ночевать, и мы решили ехать дальше. Чужое и непонятное редко когда оказывается приятным и безопасным.
Проехав ещё с полста километров, мы заехали до п. Волочаевское, где остановились в кафе «Созвездие», которое предоставляло услуги комнат отдыха на втором этаже. По 400 руб. за койко-место, туалет и душ общий на этаже, бесплатно. Сняли два номера по 3 и 2 кровати соответственно. Самому маленькому путешественнику кровать не брали, так как малыш решил спать с мамой. Перекусили, окончательно доев домашние запасы и допив чай из термоса.
Рядом сняла номер семья с ребёнком из Владивостока, они ехали домой с Байкала на Делике. Глава семейства поделился со мной особенностями дороги. Он был возбужден от предчувствия скорой встречи с домом, рассказ его получился многословным, но сбивчивым и малоинформативным. Я позавидовал его радостному состоянию, для нас всё только начиналось.
Был выходной день, под окнами шумела молодежь, активно употребляющая спиртные напитки на первом этаже, но нас это мало беспокоило. Я был рад, что мы наконец-то после трудного дня нашли ночлег и усталость позволила провалиться в сон, невзирая на непривычную обстановку и шум.
На утро будильник решено было не ставить, спать до упора. Рассудив, что в пути безопаснее быть отдохнувшим и выспавшимся, нежели наоборот, мы проспали примерно до 09:00. Проснувшись, быстро собрались, и так как «Созвездие» для завтрака не подходило, при свете дня явившее собой тривиальный кабак, со всеми его недостатками, спешно выехали.
Вскоре мы доехали до дорожного комплекса «Лидер», в котором накануне планировали переночевать. Влево уходила дорога на Биробиджан, а прямо устремился отводящий от города участок трассы. В «Лидере» мы позавтракали, всё показалось очень вкусным. Недостатком является отсутствие туалета, туалеты типа «очко» в количестве трёх штук располагаются на улице неподалёку.
Около стойки оборудовано место для подзарядки телефонов, блок со свисающими проводами для аппаратов различных типов (на фото видно).
Уже отъехав на порядочное расстояние от дома, я обнаружил, что все карты и записки, выписки из легенд, адреса вероятных ночевок и мест остановок были бессовестно забыты. Вопрос, касаемый карты, конечно, не критичный, был навигатор, но хотелось, чтобы дети держали в руках карту и на практике изучали географию нашей родины. Это было бы им интересно и познавательно. (Атлас я приобрёл только в п. Улёты за Читой. Трасса М58 не заходит ни в один населённый пункт, а на заправках в тех местах подобной продукцией почему-то не торговали.)
Наверно хорошо, что я забыл свои записи с планами и легендой трассы, так как этим избежал лишней путаницы. Дорога быстро меняется и ценность указанной там информации невелика, тем более, что энтузиасты, составлявшие легенду не ориентировались на путешествие с детьми. В этом я убедился, когда через телефон скачал с интернета легенду трассы М58 и попытался ей следовать. К примеру, нам не подошло знаменитое место ночёвки «У Ивановны» перед Читой, подразумевался ночлег в машине, а нам вшестером спать в машине было не совсем удобно. И в итоге мы сделали лишний крюк по буеракам до «У Ивановны» и обратно, чтобы убедиться в этом. Ели это место не было бы прорекламировано в интернете, я бы пронёсся мимо, не подумав останавливаться.
На Бурее сделали остановку, перекусили, разогрев кипяток на плитке и запарив им сублимированную лапшу.
Ну и, конечно, обязательные фотографии на стеле Москва—Владивосток.
Около стелы к нам подошел длинноволосый мужичок «хипповатого» вида, одежда его была небрежна, выраженная в тёмных цветах. Он стал предлагать нам маленькие картинки с иконками православных святых. Я в таких случаях, часто в невежливой форме, прошу навязчивых продавцов удалиться. Но мужичок не обиделся и сказал, что это всё бесплатно, а он священнослужитель по профессии и содержит тут маленький храм, который предлагает посетить. Жена, как человек более подверженный влиянию религии, заинтересовалась предложением, и действительно, за стелой мы обнаружили небольшую часовенку, где были приобретены предметы культа, и одной иконкой я даже позволил оборудовать автомобиль (+10% к безопасности).
После Биробиджана я напряженно ждал участка дороги без заправок. Об этом много читал в интернете и был напуган рассказами о том как, «на горящей лампочке и на последних каплях бензина при глохнувшем двигателе тянули до заправки», или «за бортом -25, периодически на обочинах встречаются заглохшие машины». Поэтому очень внимательно отнёсся к плакату на Бурее: «Заправься здесь, до следующей заправки 200 км». Оказалось враньё — следующая заправка была за поворотом. Касаемо заправок придерживался правила: «осталось чуть меньше половины бака, ищу заправку, где заправляюсь до полного».
После Буреи нас встретил участок ремонта, но дорога в отличии от Приморья (где активно применяется технология дробления больших камней непосредственно колёсами автомобилей граждан) являла собой обычную грунтовку и не вызвала затруднений и негативных эмоций.
После началась легендарная трасса М58.
М58 поразила какой-то оторванностью от нашей действительности. Отличное покрытие, грамотно расставленные дорожные знаки, яркая разметка. Дорога проходит мимо населённых пунктов, подъезды к которым отмечены направлениями (то есть отводы дороги к деревням и городам являют собой разбитую грунтовку).
Перекрёстки оборудованы пешеходными переходами, автобусными остановками с туалетами (!). С достаточно большой частотой (по-моему, через каждые 50 км) расставлены участки для отдыха с эстакадой, туалетом, беседками. Всё это великолепие для людей контрастирует отсутствием последних. Никто не ходит по пешеходным переходам, на остановках никто не ждёт автобуса, за всё время следования по трассе на участке Чита—Бурея в прямом и обратном направлении нам не встретился ни один пассажирский автобус, ни один пешеход (эти фотографии сделаны на обратном пути).
Ну и, конечно, знаменитые «амурские волны». Неровности асфальтового покрытия с амплитудой достаточной, чтобы автомобиль, мчащийся на скорости 120 км/ч, выкинуло с дороги. О чём предупреждают знаки. Поначалу детям нравилось подпрыгивать, но в последствии это начало доставать даже их. Всё, что плохо держалось, в итоге упало, а что плохо было прикручено, раскрутилось. После, уже на Байкале я обнаружил сильно ослабленные болты крепления верхнего багажника (ещё чуть-чуть и всё слетело бы). Самое ужасное, что упал несколько раз навигатор, что привело к отрыву разъёма кабеля питания, и теперь мы были без карты и без навигации.
Наличие волн говорит о хорошем качестве покрытия, которое выдерживая серьезные климатические нагрузки, не лопается. В итоге мы имеем трассу с целым покрытием, хоть и с периодической необходимостью снижать скорость. Работы по устранению волн ведутся дорожными службами постоянно, в чём мы убедились на обратном пути, увидев, что многие участки с волнами отремонтированы (хотя знаки остались).
Хочется сказать несколько добрых слов о водителях этих мест и особенно дальнобойщиках. На этом участке пути мы отметили их вежливость, порядочность и взаимовыручку. Они всегда подскажут, подмигнув, просигналив о целесообразности и возможности манёвра. При обгоне снижают скорость, уходят вправо, позволяя завершить манёвр максимально быстро и безопасно. Этих качеств так не хватает за Уралом (трасса М5, а особенно М4 «Дон»), где всё происходит наоборот, где присутствует ощущение войны на дороге и взаимной неприязни.
Как я уже говорил, езда по М58 доставляет удовольствие. Скорость 100-120 км/ч, автомобили встречаются редко, пешеходы вовсе отсутствуют. Современные заправки «Роснефть» и «Альянс» расставлены километров через 50 и часто совмещены с магазинами.
Ночь застала нас в районе г. Магдагачи, остановились в кафе 777. В сентябре 2012 года к нему пристроили отель. Места, несмотря на позднее время, были (хотя на форумах пишут, что мест нигде нет уже после 19:00), взяли два номера на 3 и 2 места по 600 рублей за койку. Туалет на этаже, душ в соседнем здании за отдельную плату (150 руб.). Там же в соседнем здании стоит стиральная машинка-автомат, за стирку просят 100 руб. Машину поставили во внутренний двор под собачью охрану.
Кафе «на пять баллов», вкусно, уютно. Забываешь, что находишься в глухом углу, впечатление, что поужинав, выйдя из кафе, попадешь на проспект большого города. Там же в кафе небольшой магазинчик и, что удивительно, продают сувенирную продукцию (магниты на холодильник) с изображением кафе. Моё почтение хозяину очень глубоко, на перспективу подходит к вопросу содержания заведения. Там же в магазинчике приобрёл новую зарядку для навигатора от прикуривателя, взамен вышедшей из строя.
29 июля 2013 г. плотно позавтракав в «777», продолжаем движение. В машине имеется некое количество яблок, а также запас сладостей из расчёта по 1 кг в день, сушек и печенюшек. Принято решение отказаться от регулярного приёма пищи, а кушать, когда захочется всем. В дальнейшем останавливались на приём пищи два раза за день.
Заехали в забайкальский край. К обеду остановились у местечка Амазар, кушали лапшу с консервами.
Дети чувствуют себя хорошо. Смотрят телевизор, развлекают друг друга. Малышу купили столик, на котором он рисует и лепит из пластилина. Всю дорогу дети сидят пристёгнутые, они уже привыкли к ремням, и они не доставляют им неудобства.
Несколько лет ранее мы были свидетелями аварии, при которой водитель микроавтобуса, ехавшего перед нами, столкнулся с Нивой. Непристёгнутый, бедняга вылетел из машины и, описав в воздухе дугу, упал перед нашим капотом. Его машина практически не пострадала, даже двигатель не заглох, а парень погиб. Водитель, сидевший за рулём Нивы, которая была похожа на кусок мятой фольги, отстегнувшись, вышел из машины невредимым, только лицо его было сильно посечено лопнувшими стёклами. Это событие произвело сильное впечатление, польза от пристёгивания была продемонстрирована весьма наглядно.
После Амазара начался, так называемый, участок без заправок (630 км). Заправки встречались промежутками километров в 200 (всего 3 штуки), но они не внушали доверия.
Несмотря на отсутствие доверия, в районе села Сбега заливаю 20 литров 92-го бензина (мой 95-й отсутствует).
Расход бензина в день выезда из Приморского края, который я считаю одним из самых сложных, составил 9,2 литра на 100 км. В следующие дни расход составлял около 8 литров.
В Забайкальском крае ощущается сильная оторванность от цивилизации. Деревни, несмотря на то, что мы имели возможность наблюдать их с трассы лишь издали, поражают обилием гнилых деревянных крыш и завалившихся заборов. Нищета, убогость и безнадёга.
Первый признак цивилизации — маковка часовни на перевале Ю. Тена. Скоро будет заправка «Роснефти».
Начало и конец участка трассы «без заправок». 1897 км — 1274 км.
Первая «приличная» заправка (1897 км от Хабаровска).
Далее ландшафт сменился с гористого на равнинный, начались «Степи Забайкалья».
В темноте перед Читой ищем ночлег, согласно легенде, съезжаем с трассы едем 1,5 км по просёлочной дороге, заезжаем в кафе «У Ивановны», осматриваемся: баня, кухня и всё. Разворачиваемся, выезжаем на трассу, едем дальше.
Не доезжая до Читы, пост ДПС, на котором стоит стайка перегонов на транзитах, обогнавшая нас немного ранее.
Проезжаем кольцо, которое отводит нас от города. Чита остаётся где-то вдалеке, там огнями, заревом освещая горизонт, бьет ключом городская жизнь. Мы же в темноте подъезжаем к помпезному зданию мотеля «Ковчег». Ещё нет полуночи, стучусь в закрытую дверь, долго не открывают. В просторном холле в полумраке дремлют девушка-метрдотель и охранник, обрисовываю ситуацию — «два взрослых 4 детей», спрашиваю про номера. Девушка с заспанным лицом небрежно роняет: «Шесть тысяч рублей». Я не готов расстаться с такой суммой и охранник мне советует поискать заведение попроще, рекомендует мотель с интересным названием «Вдали от жён».
Проехав километров 20, наблюдаю постоялый двор. Кафе «Сэлмэг» с двором и стоянкой, заполненной грузовиками. Несмотря на то, что надписи о наличии гостиницы нет, я замечаю окошки комнат, встроенных в крышу кафе, и сворачиваю с трассы. Наудачу спрашиваю у женщины-бармена о возможности переночевать. Получаю положительный ответ, просят 400 рублей за койку, в наличии два номера на две и три кровати, удобства на этаже, душ бесплатный, заселяемся. Заведение содержат буряты и, соответственно, бурятский же персонал от администратора до сторожа. Нам вручают магнитный ключ от входа в помещения второго этажа.
В кафе, несмотря на позднее время, аншлаг. Постоянно подъезжают и отъезжают машины, у стойки толпятся компании полуночных путешественников. В зале атмосфера радушия и умиротворённости. Заказываем ужин, занимаем свободное место, обслуживают оперативно, кормят вкусно.
Буряты — скромный, вежливый народ. Существует несколько версий, почему местные племена, отличающиеся друг от друга по внешнему виду, вероисповеданию и говорящие на разных языках, были названы один именем буряты. Мне более близко мнение, проводящее параллели с русским словом «братья». В древних русских документах земля восточнее Иркутска упоминалась как «братская землица». Буряты исповедуют в большинстве своём православие и за века проживания с русскими достаточно сильно обрусели (только небольшая часть восточных племён — приверженцы буддизма).
Утром завтракаем в «Сэлмэге». Младший сын громко называет бурят китайцами, по-моему, они обижаются. В Приморье большинство людей монголоидной расы — китайцы, про иных малыш имел, как оказалось, смутное представление, посему рассказываю ребёнку, что не все «китайцы» на самом деле являются таковыми.
При осмотре машины, заглянув под низ, обращаю внимание на масляные выделения. Легкая паника, смотрю уровень — масло в норме, но как будто убыло. Решаю ехать до сервиса, посмотреть, что там и по возможности устранить неисправность.
Доехали до деревни Улёты. Крепкая большая деревня. Широкие улицы, добротные дома. Пытаюсь напроситься на техобслуживание в местных автосервисах. В двух местах работники ещё не прибыли на работу, в третьем тучный дядька, выслушав жалобу, и не взглянув на машину, сказал: «Сейчас будем снимать поддон и варить, день провозимся». Этому самоделкину доверять машину не стоит, подумал я, и решил, что буду почаще смотреть уровень, доливать при необходимости. Покупаю на доливку масло на заправке, там же обнаруживаю в продаже (ну наконец-то!) атлас автодорог, теперь мы с картой.
Заканчиваются далёкие степи Забайкалья, впереди ждёт Бурятия, и вдали показались предгорья Байкальской горной системы.
Качество дорожного покрытия в Бурятии, по сравнению с трассой М58, резко ухудшилось, по краям стали появляться в большом количестве памятники. Об аварийных участках также предупреждают соответствующие плакаты. Неприятно удивил один заброшенный памятник, стоящий на видном месте, какой-то шутник нарисовал на нём большой жёлтый смайлик, так и улыбается всем путникам безвестный водитель.
Деревья и кусты на вершинах перевалов обвешаны ленточками, встречаются буддистские символы, с пояснением — священное место.
Отмечаю повышенную легкомысленность и неуместное бесстрашие водителей и пешеходов региона «03». Особенно, опасаюсь местных водителей на отечественных автомобилях, выпуска второй половины 20 века.
Дорога проходит по краешку Улан-Удэ и вдоль обочины часто встречаются акробаты на велосипедах, катающиеся, стоя на багажнике. Один крутит педали, а второй стоит, держась за его плечи.
Такие тандемы нам ещё доведётся наблюдать в Волгоградской области. Что связывает эти два региона, отстоящие друг от друга на более чем 5 тыс. километров? Верно, мы увидели признак того, что живущие на юге России калмыки, общаются со своими единоверцами бурятами. Ведь это единственные два народа, проживающие в РФ, чьи представители исповедуют буддизм. Весьма вероятно, что поддерживаются связи народов между собой, и естественно, что дети в этом случае тоже будут активно общаться и передавать друг другу не столько культуру постижения «дзен», а в первую очередь то, что им интересно, в данном случае лихие акробатические трюки на велосипедах.
После моста через реку Селенга проезжаем мимо известного памятника с оленями, стоящими на верху сопки. Желающие залазят прямо к фигурам, фотографируются, и не только, при ближайшем рассмотрении оленей, на боку одного из них обнаруживаю надпись краской большими буквами «Бараны».
К вечеру того же дня доезжаем до Байкала. В накрадывающейся темноте видим отблески славного моря. Ночлег нашли в городе Бабушкино. Ещё не было 22:00 и хотелось ехать дальше, но разговорчивая женщина-администратор уболтала нас остаться, приведя весомые аргументы, что «следующая гостиница ажно в Байкальске (200 км), и все номера у них заняты, так как туристический сезон. А тут переночуете, а завтра я вам покажу съезд к Байкалу».
600 рублей за койку, взяли два двухместных номера, душ бесплатно. Номера уютные, чистые, стены отделаны деревом. Здесь нам пригодился надувной матрас для недостающего третьего места. При гостинице есть кафе, сауна с бассейном, бильярд. Всё сделано для комфорта отдыхающих. На фото можете рассмотреть телефон, и при желании заказать номер заранее.
Утром, проснувшись пораньше, осматриваю машину и обнаруживаю, что бокс в местах креплений треснул, а также практически открутились болты, крепящие дуги к крыше. Ещё немного и я бы наблюдал отрывающийся бокс и летящие вдаль наши вещи. Также почему-то разболтались болты, удерживающие запорное устройство задней двери. Затягиваю «по самое небалуйся» болты, трещины в боксе замазываю холодной сваркой и проклеиваю слесарным (серым) скотчем.
Позавтракав, едем смотреть Байкал. Чтобы найти съезд к Байкалу в Бабушкино, надо ориентироваться на вышку сотовой связи, поворот сразу за вышкой (см. фото). Проехав под железной дорогой, мы выехали прямо на берег моря.
На фото поворот к Байкалу и проезд под железной дорогой.
Байкал — шикарен. Мощные волны, разбивающиеся о пирс, подобно душу окатили всех байкальскими водами. Берега покрыты круглой галькой. Малыш, который давно уже увлекается киданием камней в воду, в восторге и набирает полные горсти, один камешек лучше другого.
Покупаем у придорожных бабушек ведро клубники всего за 300 рублей (получился полный пластмассовый ящик), рассыпаем каждому по тарелкам. Стоит прекрасная солнечная погода, возникает стойкое ощущение курортной зоны. Проезжаем небольшие прибрежные морские городки, и уплетаем клубнику.
Судя по наличию клубники в конце июля, лето в этих краях наступает поздно и очень скоротечно. У нас в Приморье клубника перестаёт плодоносить на месяц раньше. На обратном пути в сентябре, спустя 2 месяца, мы уже ловили на Байкале снег. Бросовая цена на клубнику свидетельствует, очевидно, о богатых урожаях этой ягоды. Над дорогой висят баннеры, приглашающие посетить ежегодный клубничный фестиваль, в городе Байкальск. Ещё у дорог продают чернику, но уже дороже, 400 руб. за килограмм.
Вдоль дороги встречаются железные бочки, а местные жители, подобно неграм в Гарлеме, поддерживают в них огонь. Но не разогрева ради, а в целях копчения омуля. Негативная ассоциация с американскими маргиналами, не способствует желанию покупать рыбу. Приобретаем омуль покушать и на подарки в одном из специализированных магазинчиков.
В Байкальске долго стоим на железнодорожном переезде. Местные жители продают кедровые шишки — непривычно маленькие по сравнению с шишками приморского кедра, и почему-то сувенирные флажки российской федерации. Скоро этот бизнес будет свёрнут, невдалеке активно строится автовиадук над железнодорожными путями, и машины будут пролетать городок, не останавливаясь. Или же местным жителям придётся придумать другую причину для привлечения внимания водителей.
Перед поездкой я мучился со спиной, ходил по докторам, даже раскошелился на магнитно-резонансную томографию. С собой взял мази (Нурофен) и с опасением ожидал ухудшения самочувствия. К моему удивлению и вящей радости, спина не только не болела, но и не болит до сих пор, по прошествии уже 4 месяцев после поездки.
Показал свою несостоятельность ещё один миф, прочитанный в интернете ранее, свидетельствующий, что при путешествиях с детьми необходимо останавливаться каждые три часа и их выгуливать. На самом деле остановка и прогулка нужна в первую очередь взрослым, именно у них затекают ноги и другие части тела. Детей приходилось иногда выгонять, чтобы они оторвались от своих занятий (просмотр телевизора, игры на телефонах) и побегали.
Столик для завтрака, приспособили для лепки, рисования и проч.
После Байкала следуют длинные затяжные перевалы с крутыми подъёмами и опасными спусками. Однако, вскоре горы резко заканчиваются, и после Иркутска мы следуем по просторам западно-сибирской равнины. Здесь я ощутил дыхание родных мест, указатели со знакомыми названиями, кажется, ещё немного и ты уже дома, хотя на самом деле ещё предстоит проехать до Барнаула более 2 тыс. км.
Проезжаем Иркутск, городок с красивым названием Усолье-Сибирское. Во второй половине дня трасса забита, обгон весьма затруднён и опасен. Двигаемся в плотном потоке со скоростью не выше 60 км/ч. Нервы у меня начинают сдавать. Рассуждаю, откуда взялись и куда едут эти люди? Наверно большинство из них торопятся успеть сделать свои дела до конца рабочего дня и после 17:00 можно ожидать свободную трассу. Резонно рассудив, решаем немного переждать, заодно перекусить, разогрев на плитке лапшу и приготовив чай. Съезжаем с трассы и останавливаемся в берёзках. Глаз отдыхает, наслаждаясь широтой полей, белизной и стройностью березовой рощи. Поля красиво засорены какими-то цветочками, деревьями и кустарниками — признак запустения и разрухи — когда-то на них колосились хлеба. Закончив трапезу, выезжаем на пустую трассу.
Наступил вечер, в районе города Зима переезжаем реку через освещённый мост и упираемся в бездорожье. Темень, пыль, грузовики и мы следуем вперёд, наивно полагая найти в скором времени ночлег.
Но вот парадокс, чем больше мы углублялись в т. н. цивилизацию, чем чаще нам встречались города и посёлки, тем меньше была вероятность найти недорогой и качественный сервис, а что касаемо Иркутской области и Красноярского края, так там вероятность ощутить гостеприимство местных гостиниц оказалась весьма мала.
Мотели, кемпинги это не про эту местность.
Несколько раз я останавливался, в тщетных попытках найти ночлег, но в придорожных кафе, которых также крайне мало, содержали всего по два-три номера. Весьма вероятно, что эти номера не рассчитаны для путешествующих, а использовались под другие нужды.
Казалось, бездорожью не будет конца и края. Мы двигались вперёд, лавируя в темноте в плотном потоке больших фур. Интересно, что большинство легковых автомобилей, которые хоть редко, но встречались нам в эту ночь, были с Приморья, 25 регион.
К часу ночи проехали Нижнеудинск, большие грузовики кончились, на дорогу опустился плотный туман. Дети спят.
То тут, то там вдоль обочин встречались горстки спящих автомобилей. Иногда некоторые внезапно оживали и с большой скоростью обгоняли нас, уносясь в темноту. Через некоторое время мы находили их опять спящими, прилепившимися к кучке машин у обочины.
Такая схема ночной езды (час едешь, 15-20 минут спишь и опять в путь) мне знакома и оправдана, если едешь один и до дома недалеко. Я же передаю руль супруге, а сам дремлю, пока моя вторая половина потихоньку везёт нас в ночи.
Я уже запомнил своих попутчиков, с некоторыми автомобилями я ехал с Хабаровска. Мы узнаём друг друга, встречаясь на заправках и кафе, мигаем при встрече.
После двух часов ночи проезжаем кафе «У Петра». Горящие огни в тумане придают заведению зловещий вид. Наверняка не стоит тратить время на расспросы про ночлег, ответ очевиден — мест нет, стоянка у кафе забита машинами до края трассы.
Проснулся около 7 утра, светало, туман стал ещё гуще. Мы стояли в кисельном облаке, в заднем окне просматривались очертания большого грузовика. В шестом часу супруга заснула, припарковавшись у придорожного скопления разношерстного автотранспорта.
Таким образом, эту ночь мы провели в машине. Сэкономили пару тысяч рублей, но чувствовали себя уставшими и разбитыми.
Впереди Красноярск. Ищем место для завтрака. Останавливаемся у кафе с мутным названием «Флориян».
В заведении общепита грязновато, но много людей, это хорошо. «Там где много людей, там вкусно и недорого» — читал я на форумах. Кафе сделано по принципу столовой, берём подносы, нам насыпают выбранные блюда. Перед кассой блюда обильно поливают соусом, в нос бьёт запах пропавшей еды. Указываем, что соус пропавший, работники столовой, не споря, соглашаются заменить блюда. Внимательно изучаем еду, видно, что еда приготовлена вчера и ночь простояла в разносах. Если бы дети поели здесь, это обернулось бы для нас большими проблемами.
Впечатление от встречи с Красноярском смазано — серый, холодный и негостеприимный край. Унылые города и посёлки. Был в Красноярске несколько раз, правда всё проездом, но ни разу не видел солнца и чистого неба над городом. Говорят, что это влияние водохранилища, до того, как построили знаменитую ГЭС, климат был терпимее.
Покидаем эти места и въезжаем в гористую местность — начало Кемеровской области. Здесь всё дышит оптимизмом, достатком и рачительностью. Чего стоит только город Мариинск, позиционирующий себя как музей под открытым небом. Архитектурными памятниками, коими славится Мариинск, полон любой сибирский город, но здесь из этого наследия сделали музей.
Там же наблюдал оригинальную и толково выполненную фанерную фигурку ребёнка, стремительно перебегающего дорогу, установленную вблизи, очевидно, школы. Выполнено по аналогии с картонными полицейскими, но очевидно, что психологическое воздействие сильнее. Скорость непроизвольно сбрасывается.
Вблизи Кемерово, впервые увидел знак ограничения скорости — 130 км/ч. На въезде в город висят баннеры — «Наши дороги — гордость Кемеровской области».
Под вечер въезжаем в Алтайский край, упираемся в пробку из дальнобойщиков. Впереди — авария, дорога перекрыта поперёк фургоном. Объезжаю длинный хвост грузовиков, перед местом ДТП уже стоят ДПС, усталый капитан показывает, чтобы я ехал в поле. Я в нерешительности останавливаюсь, капитан раздраженно что-то кричит и снова машет палкой в поле. Оказывается, вдоль трассы на всём протяжении идёт незаметная из-за травы грунтовая дорога, по которой ДПС направляет легковые машины и грузовики без груза.
К ночи меня начинает срубать сон, но близость дома толкает на безрассудный поступок. Решаем ехать до победного. Периодически передаю руль супруге, как выяснилось крупному специалисту по езде в условиях ограниченной видимости. Её выносливость меня поражает, может ровно и не торопясь ехать всю ночь. Конечно, при этом мы теряем в скорости, но выигрываем время и безопасность.
Во втором часу выруливаем на М52, до Барнаула рукой подать. Несмотря на позднее время по трассе идёт плотный поток машин, сажусь за руль и через некоторое время нас встречает мост через Обь, гигантская надпись на горе БАРНАУЛ, подсвеченная разноцветной иллюминацией, буйство городских огней и сонная тишина родного двора. Получилось, что практически без остановок мы проехали от Байкала до Алтая (2320 км).
Утром малыш проснулся и спросил: «Поедем дальше?» Узнав, что мы дома, кроха обрадовалась и радостно засопела, закутавшись в одеялках.
Посчитал расходы. Семейные сбережения уменьшились на 40 тыс. рублей (из них на бензин 17000 руб.). Неплохо, учитывая питание в кафе, ночевки в гостиницах, покупки сувениров и прочие дорожные расходы. Любой авиа-жд перевозчик ограбил бы нас на гораздо большую сумму.
По приезду автомобиль был поощрён заменой масла, мойкой и чисткой салона.
В Барнауле мы с жадностью вкушали блага цивилизации, коих мы лишены в Приморье. Вы удивитесь, но во Владивостоке нет аквапарка, детские парки дороги и неухожены, а мороженное со вкусом пальмового масла. У властей Приморского края, да и у многих приморцев, невзирая на все вложения производимые федеральным центром, ярко выражен так называемый «синдром отложенной жизни» или психология временщиков. Вкратце это характеризуется так «Мы будем жить хорошо, но потом, и не в Приморье, а там, куда мы уедем». И всё великолепие строек Владивостока меркнет перед отсутствием либо бездарной организацией элементарных вещей, делающих жизнь комфортной.
В Барнауле развлечения доступны, а нам так вообще обходились в полцены, так как поддержка многодетных семей организована не на словах. И там где Приморский предприниматель обобрал бы меня до нитки, я показывал паспорт со страницей, где записано четверо детей и мы получали весомые скидки или вообще проходили бесплатно.
Во время пребывания в Алтайском крае мы не могли отказать себе в удовольствии посетить Горный Алтай. В одну из пятниц на двух машинах с сестрой выехали в направлении Белокурихи. Дорога до Горного Алтая в хорошем состоянии, но, наверно, из-за выходных дней была сильно загружена. Автомобили с номерами Барнаула, Новосибирска и близлежащих областей мчались на юг. Провести выходные в Горном Алтае — это сейчас модный тренд. Вдоль дороги часто стояла ДПС и, как медведи на нересте лосося, выхватывали из мощного потока своих жертв.
Белокуриха город-курорт. Градообразующее предприятие — многочисленные санатории, лечащие целебными источниками большой спектр заболеваний. Часто здесь бывают и первые лица государства.
Одной из основных достопримечательностей Белокурихи назову канатную дорогу, а также прогулку по окрестностям, наполненными сакральными местами, целебными источниками и прочей дребеденью для впечатлительных дам. Но красиво — обалденно красиво, а поднявшись наверх и уйдя буквально на километр по гребню горы подальше от аттракционов, кафешек и назойливых фотографов попадаешь в цельный, прекрасный мир, умиротворяющую тишину, где не слышно даже пения птиц. Лишь маленькие животные, какие-то суслики, абсолютно не боясь человека, шуршат поблизости.
Целебная гора Церковка, по местному суеверию способствует зачатию и рождению мальчиков.
На следующий день мы из Белокурихи выехали с задачей доехать до села Чемал. По дороге заехали на экскурсию в Тавдинские пещеры. Под руководством опытного экскурсовода-затейника облазили все закоулки природного памятника.
Не каждый сможет осуществить подъём до вершины, посему пенсионеры и маленькие дети остались внизу. Но ради классных фотографий мы рискнули подняться в полном составе. Портила вид только декоративная верёвочка, окаймляющая обрыв.
Занимательные аттракционы для туристов с переодеванием в доспехи древних Алтайцев, и вызовом древних духов.
Вот мы и на Чемале, где Катунь бурлит, поражая своей мощью, красотой и специфическим бирюзовым цветом. Река Чемал имеет более тёмный цвет и место впадения в Катунь выглядит как борьба тёмных и светлых сил, или же как выброс сточных вод с большой фабрики. Вода в Чемале мягкая, мыльная на ощупь.
Достопримечательности — Чемальская ГЭС, построенная в 30-х годах, до сих пор функционирует, и вырабатывает электроэнергию для работы примерно на 200 электрочайников (500 КВт); остров Патмос с возведённым культовым сооружением, путь на который являет собой аттракцион — подвесной мост, качающийся над бурлящими водами.
Чуйский тракт пресыщен туристической инфраструктурой. Однако цены на услуги я назвал бы несколько завышенными. То преимущество, которое дал нам автомобиль, позволило посетить за световой день максимально возможное количество достопримечательностей, избегнув лишних трат на размещение, питание и экскурсии.
У нас в Приморье придорожные кафе представлены в основном армянской диаспорой, которая содержит заведения на достаточно высоком уровне, и по привычке я рассчитывал получить недорогую и сытную еду и здесь, посему увидев армянское кафе (как обычно «ВАН») без колебаний завернул к нему. Однако посещение армянского кафе на Чемале обошлось в копеечку, а маленький объём блюд не позволил семье насытиться. Скажу, что наши приморские армяне гораздо армянистее (в смысле лучше) армян алтайских.
Знающие люди позднее рекомендовали придерживаться узбекской кухни.
Возвращаясь обратно, около 23:00 проехав село Ая, мы удачно избежали преждевременного конца нашего путешествия. Неизвестный водитель на жигулях, вылетел из-за поворота прямо нам в лоб. Я успел вывернуть руль и объехал дурака по обочине, а крышелёт скрылся вдали, оставив нас в несколько испуганном состоянии. Существенную опасность езды по ночам представляют животные (коровы, лоси), выходящие на трассу, и подобные (см. фото) олени.
Вернулись в Барнаул мы без происшествий, если не считать пробки перед городом, которую местные водители стали объезжать по грунтовке, идущей вдоль трассы. И мы стали свидетелями забавной картины, когда автомобиль ДПС, выехав на грунтовку, следовал за водителями и кричал им в мегафон, «Вы нарушаете правила дорожного движения, данная полоса не предназначена для обгона. Вернитесь на дорогу». Такое взаимодействия ДПС и водителей, когда сотрудники действуют не бездушным наказанием, а пытаются влиять на водителей словом добрым, меня удивило и порадовало.
Ввиду удачно осуществленного броска с Приморья на Алтай, была объявлена подготовка к реализации второй части плана — поездке на Кубань. Цель — проехать Россию насквозь — уже не казалась неосуществимой.
ту би континуед (учил немецкий в школе)….