|
Доброго дня всем читателям Дром.ру!
Так уж получилось, что данный ресурс стал для меня одним из самых интересных. Как у многих, наверное: сначала смотрел машины, потом стал читать новости, а потом пристрастился к отчетам о путешествиях. Я знаю, что есть профильные форумы, но мне нравится тут.
Собственно, поэтому я и пишу свой очерк о путешествии именно здесь.
Слов будет много. Много. Фото тоже. МНОГО!
Писать буду много и о многом, не только о дороге и красотах природы, сложилось свое мнение о разном в этой жизни, поэтому постараюсь осветить интересные моменты со своей колокольни, так сказать…
Скажу сразу, тут не будет хронометража типа «в шесть ноль-ноль мы выехали на трассу М52, проехали 373 км, увидели знак «стоп», в 18:00 прибыли в гостиницу». НЕТ! Рассказ будет свободным, без привязки к точному времени и километражу. Про негатив осознанно писать не буду, он, безусловно есть (водка для местных это общая беда).
Идея отправиться в путешествие на машине появилась около года назад, примерно летом 2017 года, когда я один сгонял на пару недель по маршруту Краснодар — Воронеж — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург и обратно. Именно в том путешествии я почувствовал прелесть таких одиночных экспедиций, когда никто тебя не отвлекает от своих мыслей и впечатлений. Вообще, я в последнее время всё больше убеждаюсь, что среди людей все сильнее проявляется дефицит СВОИХ мыслей. Как правило, народ думает массово о том, что ему дают через телевизор, интернет, инстаграммы всякого рода и прочие источники, пропагандирующие мифы о красивой и беззаботной жизни, совершенно умышленно оставляя за кадром информацию о том, как в реальности добиться хороших результатов в денежном эквиваленте, сколько лет жизни нужно на это потратить, какие риски взять на себя и сколько здоровья оставить на пути к финансовому достатку. Вот и живут люди стадными инстинктами, повторяя каждый день как мантру «мало денег», «я достоин большего» и «как поднять бабла», влезая в долги и кредиты, пытаясь выдать себя за тех, кем не являются и совершенно не понимая, насколько они смешны в своих попытках прыгнуть выше головы…
А ты садись в машинку или на поезд, приятель, да отправляйся по нашей огромной и великой стране. Посмотри вокруг на красоту природы, да глянь, как люди живут там. Там — это в нескольких тысячах километров от твоего дома. Может, и кругозор расширится тогда, и понимание какое придет. Категоричности в суждениях поубавится, ибо мир раскрашен в миллионы оттенков, а не только черным и белым. И люди везде живут разные. И только СМОТРЯ на мир можно начать ВИДЕТЬ СВОИМИ ГЛАЗАМИ и сделать СВОИ выводы о многом… Отвлекся, извините.
С 2017 года я думал о поездке на Горный Алтай. Читал десятки отзывов на Дроме, рассматривал сотни фотографий, додумывал маршруты будущей экспедиции. Кстати, я буду часто использовать именно термин «экспедиция», так как именно он в наилучшей степени отражает суть моего предприятия. Право дело, друзья, какое это «путешествие», если ты в одиночку едешь на многие тысячи километров дорог, на совершенно не новой машине, не зная заранее, где окажешься завтра и где будешь ночевать. Кого ты встретишь в дороге? И не придётся ли ночью отстреливаться от каких бандитов? Или ремонтировать машину на трассе под проливным дождем? Понимая, что тебя никто нигде не ждёт в Пути?.. Какое уж тут «путешествие»! А тем более тур «всё включено» на неделю за границу. В чистом виде авантюрная экспедиция, основой которой является энтузиазм и бродяжья душа, которая хочет в путь, да подольше и подальше…
Оговорюсь сразу для скептиков, ищущих во всём подвох: у меня всё отлично в семейной жизни, есть жена и трое замечательных дочек 7, 4 и 0,5 годиков, с которыми мы вполне счастливо живем уже порядка 10 лет. Это я к тому, чтобы ни у кого не возникло дурной мысли, что я сбегал от злой жены или скучного быта, вовсе нет, всё хорошо, спасибо. И да, перед тем как уехать я хорошо обеспечил семью деньгами и продуктами с хорошим запасом, чтобы не нуждались ни в чём в моё отсутствие.
По автомобилю (мы же на автомобильном сайте, поэтому про машину будет сказано особо!). Так сложилось, что на момент экспедиции у меня было несколько машин, на любой из которых я мог отправиться в путь (тачками не барыжу, не подумайте).
Первым кандидатом был роскошный красавец Mercedes Benz GL 350, 2012 года, дизель.
Изначально планировал ехать на нем, даже создавал соответствующую тему на форуме gl-club. Народ советовал ехать на Мерсе, типа «как можно сравнивать уровень GL с каким-то Opel Corsa (машина жены, 2011 года).
или иными, типа Jeep Liberty 2007 года...»
И сначала я повёлся на «коллективный разум», подумал, что один раз живем, поеду на ДжиЭльке. Но шли дни и недели, дата выезда была всё ближе, а я сомневался… Да, Мерс обслужен и вылизан до самого последнего болтика, но!
Первое. У него пневмоподвеска. Нет, не так. У него ПНЕВМОПОДВЕСКА!!!!! Почему так громко? Скоро объясню.
Второе. Пробег 160 тысяч с хвостиком. А это значит, что вот-вот начнутся предсказуемые ремонты дизельного двигателя (форсунки, цепь ГРМ, вихревые заслонки, ЕГР…). И где прикажете это ремонтировать? В поселке Кош-Агач, от которого 700+ км до ближайшего вменяемого сервиса? Или на перевале Кату-Ярык? Это еще глубже )). Это, блин, Мерин, который без диагностической аппаратуры хрен отремонтируешь. Не, ну можно, методом исключения начинать и делать всё подряд, авось нащупаем неисправность, но это не дело. А запчасти? А цена этого ремонта (если предположить, что мне «повезло» и машина сломалась где-то недалеко от цивилизации)? Совсем не по душе мне отдать все деньги на ремонт машины и вместо экспедиции, вместо новых впечатлений, свежих эмоций и ярких видов тупо вернуться домой, заплатив за ремонт дорогой железяки. А брать с собой 100+ тысяч рублей на возможный ремонт — так я не олигарх вовсе…
Вернемся к пневмоподвеске. Она была исправна на GL. Никаких признаков возможной смерти пневмобаллонов не было. Но если бы я не включил СВОЙ мозг и взял другую машину, то беды было не миновать 100%, ребята!
Дороги в России добили бы подвеску однозначно. Кто будет ехать с Юга или Ростова-на-Дону, имейте в виду, что трасса от Волгограда до Саратова это просто безобразие, очень плохая. По ней я ехал обратно. А «туда» я ехал до Верхнего Мамона, а потом свернул (будь трижды проклят этот час!!!») на г. Калач. Люди, НИКОГДА, слышите, НИКОГДА не ездите этим направлением «Мамон — г. Калач — п. Мужичье — п. Пески» это просто проклятые места!
Как там живут люди, я не понимаю. ДОРОГИ ПРОСТО НЕТ ВООБЩЕ!!!! Яма на яме, разметки нет, освещения нет, ДПС правда тоже нет ))). Шесть часов пришлось страдать и мучить машину, до истерики просто дело доходило, ад какой-то… Я не знаю, как уж накосячили жители этих поселений в прошлые времена, может Емельку Пугачева поддержали или Лже-Дмитрия какого или просто восстание против царя-батюшки затеяли, но, видимо, с тех пор в Кремле лежит секретный Указ, гласящий «Дорог там не строить и людей за человеков не считать до скончания веков». И этот Указ тайно соблюдается много лет, ибо как иначе объяснить настолько безобразно-отвратительные дороги, я не знаю! Более-менее трасса начинает улучшаться после выезда на федеральную трассу к Саратову. После Саратова уже нормальная дорога и даже магистраль была где-то.
И второй момент, где можно было бы повредить пневму — это сам Горный Алтай. Имейте в виду, что Алтай насквозь прорезает шикарнейшая трасса М53 (ранее М52) она же Чуйский тракт. По версии National Geographic Чуйский тракт входит в десять самых красивых дорог МИРА! И если вы поедете по нему, то будете очень впечатлены красотами Горного Алтая. Прекрасные места, интересные виды. Но тогда вы не увидите Чемал, Каракольские озера, Кату-Ярык, Марсы, Ак-Тру, Телецкое озеро. А это изумительные по красоте природные драгоценности, иначе не назвать эти волшебные уголки горного ландшафта. Но что омрачает, так это дорога к этим исключительным по красоте местам. Она очень плохая. Дороги практически нет. Если кто-то сомневается в моих словах, приведу простой пример: от п. Элекмонар до Каракольских озёр всего лишь 30 км+-. А подготовленные внедорожные УАЗы местных жителей на огромных грязевых колесах проезжают это расстояние не менее, чем за 2 часа, а иной раз и дольше, если грунт раскис от дождя. Я не смог доехать вообще на 4WD. Вот и делайте выводы, какие там дороги.
Поэтому мой совет людям, кто собирается в эти места на новых дорогих машинах — сто раз подумайте и откажитесь от этой затеи, ремонт дороже потом выйдет. Нет, конечно, если вы олигарх и вы по возвращении спокойно отдадите тачку дворецкому, который организует ремонт, на цену которого вы даже внимания не обратите, тогда этот совет не вам. Но сдаётся мне, что олигархи в такие поездки не ездят ))).
В общем, от Мерседеса я отказался. А за неделю до поездки случайно приобрел вот такой замечательный (как потом выяснилось) автомобиль JEEP Liberty 2007 года выпуска.
Полный привод, 170 л.с., двигатель 2,4 бензин, вариатор, круиз-контроль, кондиционер, хорошая музыка. Пробег на начало поездки был 207000 км. Подвеска вся громыхала, сайлентблоки все убитые, задние амортизаторы вытекли, рейка стучит, но ступичные подшипники в норме, а значит — едем!
Забегая вперед, скажу, что машина проявила себя изумительно хорошо — выгребла везде, где мне было нужно. Громыхала, скрипела, страдала, но — ехала! И только на Каракольские озера не доехала, так как реки разлились и брод был больше метра глубиной, я не рискнул.
Для сведения: JEEP Liberty на 90% повторяет Митсубиси Аутлендер, все агрегаты именно от японца: двигатель, вариатор, ходовая. Может быть, именно поэтому машина показала свою японскую надежность при пробеге сильно за 200000 км…
Поделюсь личным секретом — когда дорога была совсем хреновой, я вслух (я же один ехал, никто не слышит) говорил машине примерно так: «Дружище, пожалуйста, ты только выдержи и довези меня, а вернемся я тебя полностью отремонтирую, обещаю». Так и сложилось, машина всё стерпела, прошла больше 16000 км за 29 дней, а по возвращении я привел ее в порядок. Для сведения, весь ремонт мне обошелся в 40000 с запчастями и работой (замена всех сайлентблоков сзади, замена задних амортизаторов, тормозные диски и колодки все по кругу, опорные подшипники спереди, втулки переднего и заднего стабилизаторов, стойки стабилизатора задние, переборка задних суппортов с ремкомплектом, опоры стоек, сход-развал, заправка кондиционера). Для сравнения — одна стойка с пневмобаллоном и амортизатором на Мерседес GL стоит 64 000 рублей, это так, для размышлений… Так что, JEEP меня порадовал своей живучестью, надёжностью и недорогим ремонтом.
Ладно, едем дальше.
В общем, экспедиция началась.
Первоначально думал из Краснодара доехать до Горно-Алтайска и там уже знакомые многим места: Чемал, Семинский перевал, Акташ, Чике-Таман, Кату-Ярык, Кош-Агач, Телецкое и т.д.
Но впоследствии по карте установил, что от Горно-Алтайска остаётся всего около 1000 км до Красноярска, а рядом город Канск, где я родился в 1983 году и жил до 1995 года. Хотелось посмотреть родные места. Потом выяснилось, что от Канска до Иркутска и Байкала остаётся всего лишь 1000 км, а проехав 5000 не осилить последнюю тысячу, чтобы увидеть Байкал, Ольхон? Да ну, доеду!!!
Так и поехал. Программа-минимум — Горный Алтай. Максимум — Байкал.
Выехал 26 апреля. В Краснодаре в это время уже было +20. С собой дополнительно взял: кроссовки, хорошие кожаные ботинки с высокой шнуровкой, пару свитеров, полупальто с капюшоном, набор инструментов и разной мелочевки типа изоленты для ремонта авто, канистру 10 литров с бензином и воронку, теплое одеяло и маленькую подушку на случай вынужденной ночевки в машине, трос, провода-прикуриватели, топор, масло на доливку в двигатель, огнетушитель 5 литров, легкий рюкзак, травматический пистолет, перцовый баллончик, держатель для телефона/навигатора, пять пачек сигарет для расчета с местными за мелкие услуги типа показать дорогу (не пригодились).
Сильно пригодились:
- ботинки, так как горная местность и камни под ногами постоянно грозили повредить мне подошву ног. Кроссовки моментально промокают, каждый острый камень давит в ступню, нога норовит подвернуться, песок попадает в кроссовки. Только хорошие высокие кожаные ботинки со шнуровкой. Можно берцы. Но только строго по размеру, удобные, обязательно ношенные несколько раз!
Мои Wolverine 1000 miles (не реклама, ибо покупал даже не в РФ):
- полупальто с капюшоном. Взял старое, которое на три размера больше. Отлично выручило. В капюшоне не жарко и защищает от ветра и клещей. Для мая месяца клещи это серьезная опасность, особенно для путешественников с детьми:
- трос. Однажды в пос. Иня мне залили дрянной бензин, а ночью был мороз. Машина не завелась, пришлось тащить на тросе в СТО:
Чего мне не хватило в пути:
Хороший гаечный ключ-баллонник. Пробил в одном месте колесо, кинулся за ключом, откручиваю и выясняется, что гайка на колесе уж была сорвана немного и штатным ключом не отвернуть. Повезло, что шиномонтаж был рядом. Накачал компрессором и быстро-быстро доехал. Оказалось, что щебёнкой с грунтовки пробил шину. Вообще, имейте в виду, что Горный Алтай это в 90% грунтовки с острыми камушками. Если есть возможность, то шины лучше именно такие, которым не страшны острые камни. А перед поездкой обязательно проверить, как откручиваются ВСЕ болты на колесах. Ибо один-единственный закисший болт окажется по закону подлости на пробитой покрышке и тогда всё, прощайте планы, да здравствует ремонт в поле!))
Тот самый камешек:
В общем, еду. Круиз-контроль очень выручает. Хорошая музыка тоже, приятно ехать. По дороге особо интересного ничего не было. В среднем получалось проезжать по 800 км за день. Рассчитывал на 1000, но никак не получается. На обратном пути один раз проехал 1050 км от Иркутска до Красноярска, выехал в 8.00, остановился ночевать в 00.30 (с промежуточными остановками, разумеется). Было очень тяжело. Даже не столько тяжело, сколько опасно, так как чувствовал, что последние 3-4 часа пути внимание и реакция сильно притупились… Всё же больше 16 часов за рулём в одиночку...
На карте стрелками я отметил примерные места ночевок по пути к Алтаю (до Новосибирска).
Доехал таким макаром до Горно-Алтайска. Вообще, я только к концу поездки осознал, что Горный Алтай по административно-территориальному устройству делится на Алтайский край и республику Алтай. Не вникал в вопрос и не изучал его, но по личным ощущениям понял, что там, где понятные русскому слуху названия (Славгород, Рубцовск, Новоалтайск и т.д.) — это Алтайский край. Где пошли непонятные названия (Ташанта, Акташ, Кош-Агач, Укок, Майма, Улаган и т.д.) это республика Алтай.
Стоит отдельно сказать про впечатления от первобытного Горного Алтая, который начинается по моим впечатлениям после пос. Чемал по Чуйскому тракту. Это очень самобытные места. Восхитительно красивые. Прекрасные. И чужие. Не наши. ЧУЖИЕ. Это сложно так сходу объяснить, но тем, кто там был, возможно, знакомы мои впечатления и ощущения. Вот ты едешь многие сотни километров среди монументальных горных массивов. Нет привычных русскому человеку полей, далеких равнинных горизонтов, плавных изменений рельефа. Всё другое. Названия чужие. И как ты ни пытайся подобрать похожие однокоренные слова или общую этимологию фраз — ничего не выходит, язык совершенно чужой, ничего схожего нет. Встречающиеся в пути лица совсем иные — потомки теленгитов, эвенков и тунгусов отличаются от нас. И от всего этого возникает ощущение, что это НЕ НАША ЗЕМЛЯ. Да, это Россия, да два субъекта входят в ее состав. Но по духу, по укладу жизни, по остаткам сохранившихся традиций чувствуется, что Алтай не стал российским. Он остался собой. Он не растворился в мраке глобализации, местные не ассимилировались с другими народами России и сохранили себя в современном круговороте стремительной жизни. Можно сказать, что они пропустили мимо строительство Вавилонской башни. Да, конечно, рыночная экономика, туризм и деньги делают свое дело, но если отъехать от трассы в сторону малопосещаемых туристами мест, то ощущение чужого мира чувствуется очень сильно. Этот мир не враждебный, но он ДРУГОЙ, и мы в нем не имеем своего места. Турист, кто он для местных стариков? Да никто — как ветер в горах — подул и нет никого. Как будто и не было чужака… В этом прелесть Диких Гор для меня. Не туристический Чемал с сувенирными лавками, забитыми китайским товаром, а дикий нищий Бичикту-Боом, где детишки в обтрепанных куртках шастают среди стад овец, а древние старики собираются по три-четыре человека и провожают взглядами твою машину, созерцая что-то своё… Что можно найти здесь для себя? Я нашел другой мир. Дикий, первозданный, чужой и необычный. Опасный, если не быть осторожным. В который мне удалось заглянуть и полюбоваться. Порадоваться, что такие места на Земле еще есть. А интернета, сотовой связи, гламурной нечисти и развязного поведения людей — нет. Мир тут сохранился в душевной чистоте. И глядя на него, можно сравнить со своей жизнью и дать себе шанс вернуть хоть немного человечности, сострадания и доброты в душу. Ибо ни одного человека в этом мире мать не родила злым и равнодушным.
Еще там я озадачился мыслью, как же так получилось, что эти народы Алтая покорились России? Горная местность, сложный рельеф для покорения враждебных народов, плохие условия для строительства, скалистый грунт… Как??? Это побудило меня немного почитать историю, и она меня порадовала. Не покоряли русские их. А наоборот, приняли в подданство и взяли под свою имперскую защиту, получив за это некие проблемы с цинскими (китайскими) завоевателями, которые обширно захватывали территории, двигаясь к алтайским землям. И если бы не указ императрицы Елизаветы Петровны 1756 года, быть бы алтайцам покоренными, а может быть и истребленными цинскими войсками. Китайцы тогда не сильно церемонились с поверженным народом. Отрадно находить исторические факты, где Россия проявляет себя поистине сильной державой, давая помощь слабому соседу, укрепляя свою власть не унижением, а покровительством и подмогой.
Тот самый указ, стела на въезде в республику Алтай.
Продолжим.
Предыдущую ночь провел в гостинице города Черепаново. Старая гостиница родом из СССР. Ночь-700 рублей. Бильдяжки помните? Вот так и там. Навигатор завёл меня сюда около часа ночи, а искать что-то получше уже сил не было… В общем, Бильдяжки.)))
От Горно-Алтайска еду в сторону Чемала.
И вот начинаются первые места, о которых я до этого читал только рассказы. Тут я начинаю ощущать дикую радость от того, что я ДОЕХАЛ!!!! До этих прекрасных мест.
с. Сростки.
Василий Макарович Шукшин.
Великий скромный человек, как я считаю.
Очень атмосферное место. Тишина. Вид на низлежащее село. Спокойная жизнь русского селения. Родина большого человека.
Мой портрэт ))) кто узнал — тем привет!
Еду дальше.
Въезжаю в республику Алтай:
Первые красивые виды. Первые впечатления. Я думал, что я УЖЕ на Горном Алтае и это самые красивые места. Как же я ошибался. Красивые места еще даже не начинались!!!
Первая «горная» ночевка в селении Соузга. Снял домик на берегу речки у пожилой четы Зайцевых (если память не изменяет). Цена 1500 за сутки, баня бесплатно. Отопление от центрального котла на все домики (про отопление скажу отдельно). Мне понравилось.
Скажу больше, баня именно там в мае месяце — это чудо как приятно. Представьте себе — прохладно, температура днём около 10-12 градусов. Вокруг горы, свежий воздух. Вы весь день сидели за рулём, а тут тебе — отдых на берегу реки и русская баня. Шикарно. А когда отогрелся на лавках бани, даже рассмеялся от удовольствия, настолько телу было приятно с дороги попариться. Забегая наперёд, скажу, что цены на проживание везде были примерно одинаковые — от 1000 до 1500 за сутки. Не знаю, если бы я был не один, а двое, цена такая же была бы? Вроде как я номер снимал… по идее номер будет стоить одинаково, хоть для одного, хоть на двоих… но это в теории.
По проживанию еще. Я говорю про частные дома/комнаты. Встречал и гостиницы в 2-3 этажа, там цены выше, но принципиально ничем не отличаются. За 1000-1500 я снимал номер с туалетом и душем. Кондиционер не просил, так как было прохладно. А вот с отоплением засада — в большинстве гостиниц отопление печное и печку топишь сам. Дрова колотые дают, сам набираешь, сам топишь. Напомню, это май месяц, и ночью бывает и минусовая температура. Минусы таких мест следующие: печка если железная (типа буржуйки), то прогорает за час-полтора, через 2 часа уже холодно. Нужно просыпаться ночью каждые 2 часа, подбрасывать дров. С каменной (кирпичной) печью получше — остывает часов за 3-4, но нужно не проворонить, чтобы угли еще были, иначе растапливать заново. А ночью спросонья это не в удовольствие… Ну и специфический запах костра — при печном отоплении вся одежда и вещи «с дымком», тут ничего не поделаешь…
Ладно. Переночевал и еду дальше.
Чемал с его перевернутым домом и горами.
От Чемала поехал на Каракольские озёра. Не доехал. Увы.
Предупредить надо — дорога очень плохая. Ехать реально только не быстрее 5-7 км/ч. Даже УАЗики ездят так. Ямы с ведро размером. Машину качает с борта на борт. А потом сюрприз — брод. В мае месяце брод глубиной около одного метра. Выше капота мне было. Местные со шноркелями проезжают. А после брода лежал снег. Я на летней резине, упс… Пришлось развернуться и ехать обратно.
Потом был остров Патмос. Думаю, откуда такое греческое название? Потом узнал про церковь на острове.
Побывал на Чемальской ГЭС, сходить стоит. Вход около 100 рублей. Точно не помню.
Еду дальше. А дальше засада! Смотрю по навигатору, вроде двигаюсь в сторону Куюс. Дорога становится хуже, а места — красивее! Еду. Залазаю на верном Джипе на разные горки:
Красота!
Ребят, там РЕАЛЬНО КРАСИВО!!! Несмотря на будущую засаду и ФИАСКО )))
Еду, фотографирую красоту. Просто в нирване от сумасшедших пейзажей.
Параллельно посматриваю в навигатор, вижу, что еду вдоль Катуни. А она течет параллельно Чуйскому тракту. Буквально в 10 км от него. И если посмотреть ниже по карте видно, что р.Катунь переходит к Чуйскому тракту немного ниже. Решил ехать дальше и выйти на Чуйский тракт по Катуни.
Смеркалось. Чувствуете тревожные нотки? )) Дорога становилась всё хуже. Временами просто звиздец. На иных участках одним бортом шел в 10 см от валунов, а от второго борта до обрыва сантиметров 40 было. Если встречная машина — всё, капец. Обратно задом да в сумерках по такой дороге я бы не выехал.
Но рано или поздно всему приходит конец. И ура, вижу какой-то мостик прямо по курсу, на нем ребята стоят. Думаю, может мост платный… Подъехал, спрашиваю «друзья, а далеко ли до Чуйского тракта, где смычка тут?». Незнакомцы как-то неуверенно переглянулись и говорят человеческим голосом: «Это в Чемал надо… тут дороги нет…» Думаю: «Ну что за балбесы, как это «дороги нет», что за ересь!» и еду дальше. Проезжаю интересное место:
Вижу смотровую площадку, еду и…. ИБИТЬСЯСЕРДЦЕПЕРЕСТАЛО, ибо это была не смотровая, а пятачок для разворота. ДОРОГА КОНЧИЛАСЬ!!!! Вы бы только слышали мои выражения, когда я понял, что всё, писец, приехал. Я два часа грёб в одну сторону, надеясь, что вот-вот выйду на трассу. Хрен там! Уже стемнело, а мне по темноте ехать обратно по такой хреновой дороге, жесть!!! Это фиаско, братан! (с). )))) Погоревал-поматерился сквозь зубы, посмотрел на водопад и почухал обратно. Ехал до Чемала часа полтора, ибо фото в темноте не делаются ))). Спал в Чемале.
Утром двинулся обратно, в сторону развилки, где одна дорога уходит к Чемалу, другая (главная) к Сёминскому перевалу.
Красиво!
По пути свернул в сторону, оставил машину внизу и полез на гору.
Заняло больше часа. Высота примерно 1100 метров. Вид потрясающий.
От восторга пальнул из пистолета в воздух. Типа салют покорителя вершин.
Прогулялся по горному хребту. Там ветрено!
Кто увидит мою машину на этом фото?
А она там есть! Это я для понимания масштаба и высоты восхождения)))
Спустился, уже середина дня. Еду.
Подъезжаю в Онгудай.
Да, кстати. Все фото сделаны на телефон, без какой-либо обработки вообще!
Так что в реальности там еще краше, чем я могу вам показать!
Справа от трассы будет огромными буквами вывеска КАТЮША.
Там есть приличное кафе и хозяин весьма приветливый человек.
Имени его не спросил, помню, что он из Якутска переехал.
Интересный человек, поговорить приятно.
Если читает — еще раз спасибо за ночлег и кофе )))
Кафе недорогое, кофе есть натуральный. Брал еще мёд и блины. Вкусно!
Вайфай имеется, что удивительно, так как связи здесь нет вообще. Мой Мегафон не ловил от слова совсем…
На территории такая скульптура.
Переночевал, а наутро брал перевал Чике-Таман.
Красивое место. От Катюши до него всего лишь пара километров.
Памятник идиотам, которые краской пишут на скалах ((
И снова красота:
Еду дальше:
Снова свернул в сторону от трассы и залез на небольшой холм.
Вид такой, что дух захватывает от восторга!
И мой совет: можно без опаски съезжать с тракта на небольшие расстояния, тогда намного больше увидите! Дружеский совет — сходите с асфальта, не бойтесь!!! )))
Едем снова.
Кстати, в с. Иня мне залили отвратительный бензин, после которого начал детонировать двигатель при нагрузке, а наутро машина вообще не завелась, хотя заправка была сетевая — будьте аккуратны. Название не помню, логотип сине-зеленого цвета.
А не, нашел фото этой заправки:
И снова Дикие Горы:
Слияние Чуи и Катунь, террасы.
Едем дальше.
Традиционное место ))
Прелесть просто!!!
Приближается Ташанта и граница с Монголией.
Меняется ландшафт. Теперь преобладает степь.
Доехав до Ташанты, я взгрустнул. Ибо граница с Монголией реально дыра-дырой. Запустение и жуть. Граница работает до 18:00 и только в будни. Было закрыто, и я поехал обратно. Ночевал в Кош-Агач, где утром и не завелась машина.
Когда всё наладилось, поехал дальше.
Марсы.
Это реально крутое место! Нигде такого не встречал, да и навряд ли встречу.
С ума сойти, марсианский пейзаж!
Напомню, фото сделаны телефоном.
После Марса поехал на ледник Ак-Тру. Не доехал… Оказывается, на ледник забрасывают Уралами при наборе группы. Я не знал и ехал, ехал и ехал, пока камни на дороге не стали размером с лошадиную голову. Да и запах паленого полного привода как бы намекал, что муфта начала перегреваться и нужно заканчивать. В общем, не доехал. Дорога среднего качества грунтовка.
Переночевал в Акташе.
На следующий день выехал к Чулышманской долине.
Проезжаю Красные ворота.
Пошел снег. Снег, ребята!!! Май месяц. На Марсах было +15!
Дорога раскисла, стало реально опасно. Размокшая глинистая дорога с уклоном вниз это правда непросто. Ехал крайне медленно, так как машину сносило к обрыву. Радовался ручейкам на дороге, так как вода обнажает камни, с которыми колёса нормально держат дорогу. Было трудно. Дорога в целом от Акташа нормальная грунтовка, но последние 15 километров перед перевалом Кату-Ярык это глина и уклон. В дождь будьте аккуратны!
И вот он — перевал Кату-Ярык!
Красивый и опасный.
Обязательно проверьте тормоза и тормозную жидкость перед поездкой!
На пониженной скорости с АКПП спускаться не получится! Машина разгоняется до 20-30 км/ч, а при спуске ехать нужно 3-7 км/ч. Может, на механике еще и получится, но вариатор и АКПП точно не помогают. Поэтому тормозам внимание перед поездкой. Я ДОТ4 поменял, поэтому был спокоен. Но во избежание делал так: два пролёта проехал, остановился на 2-3 минуты, отдышался. Потом снова 2 пролета. Так и спустился.
Спускаюсь.
Чулышманская долина.
Для меня это место останется сердцем Горного Алтая.
Тут другой мир. Попробуйте, вам понравится ))).
Если я смогу приехать сюда еще раз, то остановлюсь именно тут.
Нет места в мире лучше лично для меня.
В Чулышманской долине я прожил три дня. Самые спокойные, умиротворенные три дня своей жизни.
Очень сильное место. Незабываемое.
Я не любитель эзотерики, поэтому не стану говорить про Места Силы, а просто скажу — там очень хорошо. Съездите, сами увидите!
Была мысль дотянуть до южного берега Телецкого озера, но не поехал. Решил, что вернусь по Чуйскому тракту к Горно-Алтайску и оттуда на Артыбаш и северный берег Телецкого.
Доехал без приключений, поселился в домике на самом берегу с видом на озеро.
Приятно, красиво. Но я не сильно в восторге, просто по сравнению с Дикими Горами это не то… но тоже красиво.
На этом мои приключения в Горном Алтае закончились. Я через Таштагол поехал на Новокузнецк (дорога отвратительная!!!) и оттуда на Кемерово и Иркутск с Байкалом.
Скажу сразу, с Горным Алтаем не сравнится ничто! Поэтому Байкал и окрестности стали этаким легким аккордом в данной горной симфонии.
Немного жалею, что не съездил в Монголию… в другой раз.((
Из Байкальской части выделю места, куда рекомендую съездить и места слабенькие.
Итак,
Из слабеньких мест назову Листвянку и Слюдянку. Мне не приглянулись. Но опять-таки это после Горного Алтая и Ольхона (может, я просто «зажрался под конец»).
Ну и напоследок фото Байкальской части:
На этом, пожалуй, всё.
Обратный путь у меня занял 7 дней:
Всего пройдено за 29 дней 14730 км.
На бензин ушло денег 54 тысячи, на проживание 30 тысяч, питание 20.
Как сами видите, львиная доля это расходы на бензин. Причем это до подорожания! 95-й я заливал в Алтае на Газпромнефти по 41,60, а на местных заправках по 38,50. Сегодня этот путь бы отнял уже тысяч 70, не меньше… Надо ставить ГБО, будет ровно вполовину дешевле.
На обратном пути я не стал ночевать в придорожных мотелях, а бронировал хостелы через Букинг. Сильно пожалел, что на пути «туда» не делал так. Новые хостелы это просто сказка: за 400-500 рублей хороший ночлег в современном красивом и интересном месте, это круто. Могу смело рекомендовать следующие:
В этих местах я был, понравилось.
На этом точно всё, спасибо, кто дочитал!
Всем увлекательных путешествий и содержательных экспедиций!!!