|
Побывав в мае 2016 года в Горном Алтае (отчет о поездке) , 2 года не расставались с мыслью посетить этот прекрасный уголок нашей страны снова, посмотреть природные достопримечательности, до которых не успели доехать в прошлый раз.
Важный этап любого путешествия — это планирование и сборы. В состав нашей маленькой туристической группы кроме двух взрослых (я и муж Саша) и ребенка (дочка 13 лет, тоже Саша) входили две собаки средних размеров (якутская лайка Вафля и самоед Ева), поэтому к планированию размещения в гостиницах пришлось подойти особенно тщательно.
В букинге и на других поисковых ресурсах часто указано, что допускается размещение с домашними животными. Однако обзвон хозяев и администраторов потенциальных мест остановки на ночлег показал, что постояльцев с собаками не любят и предпочитают отказывать в размещении.
По итогам поиска жилья было решено остановиться в Омске в гостинице «Чемодан», под Барнаулом — в придорожном комплексе «Седьмое чувство», в Акташе в хостеле «Алтын Туу».
Следующий проблемный вопрос планирования — организация посещения труднодоступных природных достопримечательностей, при условии, что наш автомобиль — пузотерка (кия церато).
Было несколько вариантов решения этой проблемы: купить специально для поездки на Алтай Ниву или Шевроле Ниву, взять машину напрокат в Бийске или Барнауле, либо оплатить заброску до нужных мест.
От первого варианта (покупка Нивы и преодоление на ней всего пути) нас отговаривали все друзья, утверждая, что мы не доедем или доедем глухие и с нервным тиком, и то через неделю.
Не поверив умным людям, мы записались на тест-драйв на новую Ниву Шевроле. Хотелось испытать трассовые возможности этого автомобиля, так как во внедорожных никто не сомневался. Как оказалось, для езды по трассе на большие расстояния Шевроле Нива не очень подходит, так как обгон на такой машине — это целая стратегическая операция. Автомобиль разгоняется только с горки. Двигатель и коробку слышно, как будто они находятся в салоне, плюс к этому — большой расход бензина.
Еще одним экспериментом была небольшая прогулка на обычной подержанной Ниве по городу. По словам мужа (я воздержалась от этой поездки), за 10 минут в качестве пассажира Нивы он чуть не оглох, отбил пятую точку и не мог дождаться, когда поездка закончится.
В итоге от идеи поездки на Алтай на подержанной Ниве мы отказались и начали искать машину в прокат. В Барнауле несколько фирм, сдающих в аренду без водителя машины, в том числе повышенной проходимости. В Барнаульском агентстве «Автопрокат22» мы нашли подходящий для наших целей автомобиль — Хундай Сантафе. По телефону нам утвердительно ответили на вопросы о возможности спуска на этом автомобиле с перевала Кату-Ярык. Цена аренды, в том числе «полной страховки» составляла 3600 рублей в сутки. После проверки документов мужа, работники агентства автопроката выслали на электронную почту проект договора аренды, согласно которому на машине запрещен выезд с дорог общего пользования, под которыми, по условиям договора, понимаются дороги с асфальтным и бетонным покрытием.
От идеи аренды авто пришлось отказаться, что лично меня даже обрадовало, так как мне такой вариант путешествия изначально не нравился в силу дороговизны и вероятности возможных поломок чужой машины в малознакомой местности.
Обзвонив несколько вариантов забросок в долину Чулышман, остановились на самом бюджетном: доставка на базу отдыха «Каменные грибы» из Улагана и обратно через 5 дней, плюс стоянка нашей машины у дома хозяев базы в Улагане — все за 10 000 рублей. Причем, эта цена за всю машину (УАЗ «буханка») и при заполняемости машины стоимость проезда на человека могла уменьшиться соразмерно.
Заброску на Акташский ретранслятор решили искать в самом Акташе.
Как собирали вещи, рассказывать смысла нет. Упомяну только, что теплые вещи, спальники и палатка не пригодились.
16 июня 2018 года в 6 часов утра мы наконец-то выехали. Температура воздуха за боротом +6, мелкий моросящий дождик (суровое уральское лето).
Расстояние до Тюмени преодолели за 4,5 часа и почти без приключений, если не считать случайный наезд на бревно и погнутый колесный диск.
Под Тюменью остановились в шиномонтажке для балансировки бьющего колеса. Диск прокатать не удалось, насколько возможно отбалансировали и поставили колесо назад.
Около восьми вечера приехали в Омск. Состояние дороги от Екатеринбурга до Омска на четыре, местами ремонт дорог. Средняя скорость 85 км/ч и расход бензина 5,7 литров на 100 км (по бортовому компьютеру)
Без проблем заселились в забронированный номер в гостинице «Чемодан», правда администратор побаивалась наших собак. Гостиница новая, все чисто, удобства в номере, есть мини-кухня с чайником и микроволновкой. Цена за наш номер 2200 рублей, в том числе 500 рублей — доплата за собак.
17 июня 2018 года в 7 утра по омскому времени (разница с Уралом — плюс час) мы выехали в сторону Новосибирска.
От Омска до Новосибирска дорожное покрытие на четыре с плюсом, местами ремонт дорог. На трассе очень много ограничений скорости и камер, концентрация знаков ограничения скорости и камер увеличивается по мере приближения к Новосибирску.
Ехали по навигатору, который провел нас через сам Новосибирск. Наблюдали многокилометровую пробку на въезде в город со стороны Барнаула, что объясняется второй половиной дня воскресенья.
Без проблем к 8 вечера по алтайскому времени (разница с Уралом —плюс 2 часа) заселились в гостиницу «Седьмое чувство», которая находится в семидесяти километрах от Барнаула прямо на трассе напротив поворота на Налобиху. Номер с удобствами в этом придорожном комплексе нам обошелся в 1800 рублей.
Гостиница двухэтажная, на первом этаже кафе с приемлемыми ценами и вполне вкусными блюдами, на втором этаже номерной фонд. Причем, чтобы попасть в номер, нужно подняться по винтовой лестнице, которая стала непреодолимым препятствием для нашей самоедской собаки Евы. В итоге мне пришлось подниматься на второй этаж и спускаться с него с собакой на руках, что немало повеселило персонал гостиницы.
Примерно в 7 утра по местному времени 18 июня 2018 года мы выехали в сторону Горного Алтая. По пути решили заехать в продуктовый магазин в Бийске, чтобы пополнить запасы питьевой воды.
Из Бийска до Акташа (как и всю дорогу) ехали с по яндекс-навигатору, который проложил нам маршрут в объезд Горно-Алтайска. Выехав из Бийска, мы сначала удивились, что дорога идет полями, а не по берегу Катуни. А когда кончился асфальт, догадались, что едем не по Чуйскому тракту, а объездными путями. В итоге проехали примерно 200 километров по грунтовке сомнительного качества, за что спасибо навигатору и нашей невнимательности.
На Чуйский тракт мы выскочили чуть-чуть не доезжая до Шебалино.
Чуйский тракт, как обычно, почти в идеальном состоянии, не считая нескольких участков после перевалов, где ведутся дорожные работы и снят асфальт. Особенно длинный такой участок был в районе слияния Чуи и Катуни. Там же на берегу реки поставили щебеночный завод, который сильно портит вид на место слияния двух рек.
До Акташа мы доехали к шести вечера, не торопясь, с остановками на Семинском перевале и перевале Чике-Таман, с заездом на старый Чуйский тракт напротив памятника Кольке Снигиреву.
В Акташе мы остановились в хостеле «Алтын Туу» в трехместном номере за 1,5 тысячи рублей в сутки с удобствами на этаже. Хостел представляет собой отдельно стоящее одноэтажное здание с 15 номерами, рассчитанными на 1-4 человек. В номере кровати и тумбочки, на этаже кухня с плитой, холодильником, есть обеденный зал с двумя столиками, чайником и микроволновкой. Можно воспользоваться стиральной машинкой и сходить в душ. Для вечерних посиделок организована зона с очагом и мангалом.
При бронировании номера нас немного смутило название «хостел», по факту «Алтын Туу» скорее гостиница с очень приятными ценами и радушным администратором Аликом.
«Алтын Туу» открыли в этом году, еще не раскручен и малоизвестен, поэтому на дату нашего приезда был занят только один номер парой из Барнаула.
В Акташе мы планировали остановиться на 2 ночи, чтобы за день между ночевками съездить на ретранслятор и марсианские пейзажи Кызыл-Чин.
Вечером у костра Алик (администратор хостела) отговорил нас от поездки на Марс, посоветовав посмотреть два водопада в нескольких километрах от Акташа, аргументировав это тем, что стоит жара (днем действительно было около +30 градусов) и на марсианских пейзажах будет физически тяжело.
Следующий день был очень информативным и насыщенным.
В первую половину дня мы съездили на два водопада. К обоим можно максимально близко подобраться на легковой машине, так что пешком останется идти метров 200-300. Нам водопады очень понравились. О них так мало информации в сетях, что мы ни разу раньше об этих водопадах не слышали. Большой плюс в том, что на них совершенно безлюдно.
На вторую половину дня была запланирована поездка на ретранслятор.
В Акташе цена экскурсии на ретранслятор составляет 6000 рублей за легковую машину или 1500 рублей с человека. Мы решили ехать с Аликом (администратором Алтын Туу), и он нам сделал существенную скидку.
Когда-то очень давно дорога на ретранслятор была постоянно обслуживаемой спецтехникой дорогой на Акташский рудник, где добывали ртуть.
Потом рудник закрыли, а дорогу за ненадобностью перестали обслуживать и приводить в более-менее приличное состояние. По моим ощущениям, это не дорога, а направление: огромные колеи, размытые горными ручьями, камни, торчащие и тут и там, валуны, преграждающие путь, при этом крутой уклон.
Дорога в таком ужасном состоянии, что до ретранслятора без серьезного ущерба для машины смогут подняться только подготовленные автомобили с высоким клиренсом. На паркетниках соваться не стоит, если, конечно, вы не стремитесь оторвать бампер, замять пороги и вскипятить двигатель.
Когда собирались на Алтай и искали информацию о дороге на ретранслятор, находили отзывы, где написано, что Кату-Ярык магистраль по сравнению с дорогой на ретранслятор. Подписываемся под каждым словом.
К слову, на обратном пути с ретранслятора видели два паркетника, которые не преодолели и четверти пути: один стоял брошенный, так как хозяева решили пойти пешком, другая машина стояла с поднятым капотом, а водитель с пассажиром скакали вокруг нее.
С Аликом мы поднялись до 3100 метров над уровнем моря и еще метров 50 шли пешком до самой вершины. Впечатления и эмоции не описать словами: уже из машины открывается вид на заснеженные вершины.
И сама гора, на которой стоит вышка, утопает в снегу.
Вопреки суровому климату, каменистой почве и наличию снежного покрова, на горе растут яркие цветы. Как они приспособились к таким условиям, просто загадка.
Несмотря на снежный покров, температура на вершине вполне летняя. Прохладно, только если дует ветер. Нам было комфортно в футболках.
Наши северные ездовые собаки носились по снегу, как будто его впервые видели.
Уходить совсем не хотелось, но время не резиновое, и мы, сделав несколько десятков фотографий, вынуждены были вернуться на базу.
По итогам наших странствий по Горному Алтаю от поездки на ретранслятор остались самые яркие впечатления, поэтому всей семьей рекомендуем не пожалеть денег и обязательно съездить на эту экскурсию.
Вечером были традиционные у Алика посиделки у костра с обменом впечатлениями о проведенном дне с другими постояльцами гостиницы. А утром на следующий день мы выехали в Улаган, где нас в 9 утра должны были ждать хозяева базы «Каменные грибы». О времени выезда в долину Чулышман договаривались с ними накануне вечером: они настаивали на 7 утра, в итоге, кое-как убедили их перенести выезд на 9 часов. Позже поняли, что ранний выезд был бы нам самим комфортней: чем раньше — тем прохладней, а в долине днем жара до +40 градусов.
До Улагана добрались за час с небольшим. Дорога в основном грунтовка, местами асфальт. При езде 70 км/ч гребенку и мелкие выбоины машина не замечает, с такой скоростью и доехали, притормаживая на поворотах и перед большими камнями.
Останавливались только на Мертвом озере, чтобы сделать фото водной глади.
В Улагане оставили свою пузотерку и пересели на УАЗ «буханку». За пару часов доехали до перевала Кату-Ярык, минут 20-30 погуляли по перевалу, сделали памятные снимки. Красота обалденная, но при первом посещении два года назад впечатления были ярче, тогда от увиденного прямо дух захватывало.
Спустились с перевала без проблем, страшно (как в первый раз: два года назад) уже тоже не было.
Около полутора-двух часов заняла поездка до базы «Каменные грибы». Дорога в долине — грунтовка не очень хорошего качества. Местами по пути велись дорожные работы, что замедляло движение.
По приезду были шокированы заполненностью базы: свободных домиков почти не было, туристов — несколько десятков человек, в том числе из других стран (немцы и японцы). В связи с огромным количеством туристов и занятостью администраторов, заселяли нас довольно долго. Да и мы не быстро определились, куда заселиться, так как было три варианта: дом без удобств далеко от речки и без беседки за 2000 рублей, домик с беседкой у реки с туалетом и раковиной за 3000 рублей и еще один домик без удобств, но с беседкой и рядом с речкой, за 2000 рублей на 2 дня с последующим переездом в другой домик (цены за сутки). В итоге решили заселиться в благоустроенный дом.
После заселения проболтались у реки и в беседке, строя планы на следующие дни отдыха.
На Каменных грибах мы были 2 года назад, поэтому для нас больший интерес представлял неприступный водопад Учар, на который сходить в прошлой поездке мы не успели.
Еще дома с мужем мы много спорили о том, дойдут ли до Учара наши собаки или не стоит их с собой тащить. Но опять, если их не брать, то кто-то должен остаться с ними на турбазе, так как без нас в незнакомом помещении наши девицы теоретически могли и пронзительно выть на всю округу, и пытаться выломать дверь.
Нам было известно, что по пути на Учар есть 2 сложных участка: отвесная скала с металлическими скобами и веревкой для страховки и горная речушка с бревнами вместо мостика. Дома экспериментировали с большой сумкой: садили в сумку собаку и перемещались по квартире. Вафля, как старшая и мудрая, сидела в сумке более-менее, а вот с Евой дела обстояли сложнее: эта звезда егозила, дергалась и пыталась вылезти наружу. Сумку мы привезли на Алтай и решили идти докуда дойдется.
Как мы шли на Учар с собаками, можно писать отдельную историю, но попытаюсь быть максимально краткой.
Чтобы попасть на этот водопад, нужно переправиться через реку Чулышман. Переправу организуют на турбазах, цена за лодку 500 рублей. Затем необходимо идти пешком по тропинке 8 или 12 километров, в зависимости от места переправы. Переправа возможна как с базы «Каменные грибы», так и с других баз отдыха. Если бы мы пошли на этот водопад сейчас, то переправлялись бы не со своей турбазы, а с соседней, которая ближе к реке Чульча, так как при переправе с базы «Каменные грибы» нам пришлось пройти через «особо охраняемый» покос, двух злобно настроенных алтаек, угрожавших чуть ли не расстрелом наших собак, если те будут гонять их скот. Об особо охраняемом покосе и расстреле собак имелись и угрожающе-предупреждающие таблички.
Миновав вышеперечисленные препятствия, мы вышли на тропу к водопаду. Сначала тропинка никаких трудностей не представляла: спокойная натоптанная в травке дорожка с небольшими по уклону спусками и подъемами. Но чем дальше от начала маршрута, тем сложнее тропа: начинают появляться осыпи, огромные валуны и курумник (сухие реки из «живых» неустойчивых камней). По жаре без воды очень тяжело: тропа идет по берегу речки Чульча, но берег обрывистый, а речка где-то далеко внизу.
Собак приходилось поить из своей бутылки, переливая воду в ладони. На пути встречаются небольшие водопадики и горные ручьи (всего их примерно пять), где можно пополнить запасы воды.
Первым серьезным для нас препятствием была переправа через ручей по бревнам. Для людей перейти по бревну, держась за другое бревно, особой сложности не составит. А вот для собаки прошагать 4 метра по бревну диаметром 15-20 см — нереально, по воде по низу тоже не перебраться, так как поток очень бурный.
Одну собаку (якутку Вафлю) переправили без особых проблем в сумке на плече.
А вот Еву запихнуть в сумку не получилось, и с идеей переноса Евы в сумке пришлось расстаться.
Выход нашли быстро. Мы дома собак ежедневно носим до ванной на руках, чтобы помыть им лапы, поэтому опыт перетаскивания собак у меня гигантский и перейти по бревну, держа восемнадцатикилограммовое тело одной рукой (вторая должна быть свободной, чтоб держаться за бревно) оказалось для меня не так уж и сложно, но очень страшно. Мы сами переправу Евы не снимали, но туристы, шедшие следом за нами, активно пользовались камерами на телефонах и фотоаппаратах. Буду благодарна, если это фото или видео появится в комментариях.
Впереди нас ждал еще один сложный участок тропы. Мы знали об этом месте заранее, и именно оно вызывало больше опасений, чем переход по бревнам, так как этот участок тропы представляет собой плоскую отвесную стену с небольшими выступами на высоте примерно 5-6 метров. Для страховки туристов подвешена веревка, но за нее держаться есть смысл только как за страховку, так как натянута она не туго и сильно провисает. Высота обрыва не большая, конечно, но достаточная, чтобы покалечиться, особенно, принимая во внимание, что при падении есть вероятность собрать всеми частями тела острые камни, расположенные внизу.
Навстречу нам попалось семейство, в составе, в том числе, пожилой женщины, которое не рискнуло переходить этот участок, а потом еще одна пара — молодой человек с девушкой, которые тоже развернулись. Пообщавшись с встреченными туристами, муж решил оставить меня с собаками и дочерью в тени от сосны и один посмотреть масштабы бедствия для последующего принятия решения о том, стоит ли нам продолжать путь дальше. Посмотрев, как другие туристы проходят этот участок (а при муже, как назло, кто-то из туристов чуть не сорвался и повис на веревке), мой супруг решил, что с собаками пройти это место не реально и очень рискованно.
В итоге, у нас возникли серьезные разногласия относительно возможности продолжения маршрута: я настаивала на том, чтобы идти дальше с собаками, а он предлагал мне с дочкой пойти дальше одним, а он бы подождал нас на тропе (как потом оказалось, ждал бы он очень долго, так как нами пройдена была только половина маршрута). Около часа мы решали, что делать, в итоге спустились к самой отвесной скале и уже на месте решили все-таки попробовать перейти на другую сторону обрыва.
На самом деле оказалось все не так уж и сложно, точнее, скорее просто страшно, чем сложно. Собаки практически сами прошли этот участок. Мы их подстраховывали поводком, перекинутым через веревку. Белой собаке пришлось в одном месте (где уступа практически нет) помогать. Черная перешла сама.
Потом мы еще умудрились уйти не туда, так как указатели на тропе отсутствуют, а тропинка местами не очень явная. В итоге потеряли около часа и окончательно замучили собак, которым итак передвигаться при температуре в 35 градусов было не очень комфортно. Пришлось при возвращении на тропу сидеть у ручья минут сорок, чтобы собаки пришли в себя и немного отдохнули.
Дальше тропинка была не менее экстремальной для собак: раскаленный песок и камни, которые обжигали собакам лапы до такой степени, что они прихрамывали, песчаные осыпи, на которых бедолаги скатывались вниз и кое-как поднимались обратно, огромные камни, между которых у собак западали лапы…
В итоге дорога на Учар у нас заняла 7 часов, и впечатления от этой дороги (со всеми переживаниями за четвероногих) затмили эмоции от видов на водопад.
Хотя водопад на самом деле красивейший и самый мощный из тех, что мы видели.
Но если меня спросят когда-нибудь, что мне больше всего запомнилось из этой поездки на Алтай, я без всяких раздумий скажу, что это — дорога на Учар.
Поснимав водопад, себя и собак на фоне него, разделив остатки бутербродов с четвероногими друзьями, мы отправились в обратную дорогу.
Как идти мы теперь знали, общая тактика похода была уже отработана (короткие перебежки от одного ручья к другому и 10-15 минутные остановки на отдых в тени), поэтому обратный путь мы прошли за 4 часа и без особых приключений.
По моему мнению, мужественнее и выносливее всех в этом трекинге проявила себя маленькая Саша, которая нас постоянно подгоняла и не давала засиживаться в местах отдыха. Правда, она сказала потом, что после путешествия на Учар стала умнее и теперь будет думать, прежде чем соглашаться с нами идти куда-либо.
По итогам этого однодневного похода, рекомендуем идти на Учар без собак, брать с собой воду и что-то для перекусов, надевать удобную одежду и обувь (желательно трекинговую), выходить рано утром, если день солнечный, не забывать про солнцезащитные средства и головные уборы (мы были и без того и без другого).
Следующий день у нас был днем ватного отдыха. Маленькая Саша читала книжку в домике, мы с большим Сашей гуляли вдоль Чулышмана, загорали, приходили в себя после Учара.
Собаки лежали в обмороке, Ева, если вставала, то ходила на прямых лапах, видимо, у нее очень болели мышцы.
На третий день отдыха в долине мы с маленькой Сашей и собаками сходили на Каменные грибы. Это поход на пару часов особых трудностей не представил.
Собаки, правда, были не в восторге от очередного путешествия в горы по солнцепеку, поэтому истошно тявкали (особенно Ева), пока мы с дочкой фотографировались на фоне грибов.
Изначально, планируя путешествие, думали, что съездим на день на Телецкое озеро, но в итоге решили Телецкое отложить до следующей поездки на Алтай, если таковая состоится, поэтому решили уехать из долины на день раньше.
В целом впечатления о базе отдыха «Каменные грибы» исключительно положительные: прекрасные хозяева, очень гостеприимные, недорогое и вкусное кафе, где можно попробовать, в том числе, хариуса и маралятину, приемлемые цены на проживание, наличие удобств и электричества, необыкновенная красота вокруг.
24 июня 2018 года мы покинули базу «Каменные грибы», забрали свою машину из Улагана, получили памятные подарки от хозяйки базы (футболку с логотипом «Каменные грибы» и брелок ручной работы) и отправились в Акташ на базу «Алтын Туу», где останавливались ранее.
По пути заскочили на Улаганский перевал, где тоже довольно-таки красиво.
По дороге из Улагана в Акташ у нас пробило заднее колесо, то самое «несчастливое», которым по пути на Алтай заехали на полено. Кое-как с остановками для «подкачать колесо» добрались до базы Алика, там колесо было отремонтировано собственными силами с помощью жгутов из ремкомплекта, которых в пробоину влезло целых 5 штук.
С утра 25 июня отправились на Марсианские пейзажи Кызыл-Чина, ехать до них от Акташа около 70 километров по асфальту, потом по грунтовке примерно 10 километров. Доехали до Марса-1 без проблем. Красивые разноцветные горы, необычные виды. Собаки, наверно, снова нас прокляли, так как опять было очень жарко, никакой тени и воды, кроме той, что мы с собой взяли.
Можно было доехать до Марса-2, но нам хватило и первого. Решили, что лучше прокатиться дальше по Чуйскому тракту в сторону границы с Монголией до поселка Каш-Агач.
Еще раз поразились красоте и многоликости Чуйского тракта, который начинается почти с равнины и привычных нам березок, но на всем своем продолжении меняется: горы растут, березки исчезают, появляются хвойные, потом растительность кончается, ей на смену приходят камни и пески, заселенные блеклой травкой и колючками, а вдалеке виднеются горы-великаны, обрамленные белыми шапками вечных ледников.
В Кош-Агаче пофотографировались на въезде в поселок.
Поудивлялись устрашающим табличкам о наличии клещей (это в песчано-каменистой почве, в отсутствие растительности). Потом прокатились по самому поселку, съездили посмотреть на солнечную электростанцию (для нас, уральцев, это диковина) и поехали обратно в Акташ.
Вечером пообщались с вновь прибывшими и ранее заселившимися постояльцами, которых опять было не много. Поудивлялись тому, что на Алтай едут со всей страны и не только из нашей: был автостопщик из Швеции, ребята-байкеры с Украины, семейная пара на мотоцикле из Владивостока.
Следующим утром мы выдвинулись в сторону дома, по плану были остановки в тех же гостиницах, что и ранее: в «Седьмом чувстве» на трасе не доезжая до Барнаула, в Омске в гостинице «Чемодан».
Весь путь домой проехали без приключений и строго по плану. Из интересного: по пути заехали в Сростки на гору Пикет, где установлен памятник Шукшину В.М.
Еще останавливались искупаться в «Обском море» в Новосибирске.
Сам Новосибирск в этот раз практически объехали стороной, поэтому в пробках не стояли.
28 июня 2018 года под вечер уже были дома.
Итоги поездки: море впечатлений и эмоций, более пятисот фотографий, примерно 70 тысяч истраченных рублей, один штраф за превышение скорости (засветились на камеру в последний день поездки), 5400 километров пройденного пути (без учета забросок и пешеходных прогулок).