|
Доброе время суток, уважаемые читатели рубрики Автопутешествия сайта Drom.
Я скатался в очередное автопутешествие и не думал про него писать, но т.к. появилось немного свободного времени, а главное, что данное направление скудно представлено в здешних отчетах, решил его писать. Например, про путешествие по Испании или по Европе писать не буду, здесь их море, а вот про Кавказ пишут не много.
Еще весной родился план съездить в горы с детьми (две дочки 9 и 3,5 лет). Перелопатив интернет, нарисовался план 4 полных дня в Кисловодске (т.к. очень многие советовали парк в Кисловодске) и 4 полных дня в Терсколе или близлежащих поселках, т.е. у подножия Эльбруса.
Еще в марте через booking нашел квартиру в Кисловодске (заказал) и нашел отель в п. Эльбрус, что примерно 5 км не доезжая до Терскола. Чтобы сэкономить, нашел сайт этого отеля в интернете и сделал бронь у них на сайте, после чего мне пришло подтверждение бронирования. Тогда я думал, как классно все работает, но реальность оказалась другой. Об этом позже по ходу рассказа.
Наступил август, жена взяла отпуск и, как и планировал, собрал вещи в течение дня в машину. Авто Nissan Qashqai+2 (2,0 л, 140 л.с., вариатор), пробег 110 тыс. Машину не готовил совсем, т.к. до очередного ТО около 10 тыс. км, пробег за путешествие предполагался 4-5 тыс. Забегу вперед скажу, что машина выдержала путешествие на отлично, и единственное, что я, наверное, не сделал перед поездкой, то, что не дозаправил кондиционер. Вроде он дул холодным, и я подумал, что все в порядке.
Мы по ночам не ездим, особенно с детьми. М4 не самая безопасная трасса, поэтому дорога до Кисловодска предполагалась за два световых дня с ночевкой в районе Богучар—Миллерово, в зависимости от прохождения пробки в Лосево, про которую я начитался в и-нете и других отчетах. Как оказалось, пробка в Лосево была далеко не самая главная.
В дорогу взял обязательно автохолодильник, бутылку воды 5 л и детям видеодиски (в подголовник вмонтрован видеоплейер). Остальное как обычно, ничего специального.
Из Химок (Московская обл.) выехали в вск в 9:00, через час вышли на платную М4 и далее только успевай отдавать сотни рублей на пунктах оплаты. Сразу от Москвы есть участок, где максимальная разрешенная скорость 130 км/ч, на других 110 и 90. Сильно все эти участки не отличаются, и поэтому я не понял принципа лимитирования скорости на разных участках. Однако на тех машинах, что я ездил (может и на всех других тоже) расход топлива сильно увеличивается после 100 км/ч. Поэтому даже если и ограничение в 130, но ехать 80-90, то это намного (!) экономичнее, а разница по времени с тем, кто гонит 140 всю дорогу, полчаса, которые легко можно потерять на заправке или на перекусе или, как правило, в пробке.
Итого успешно докатили почти до Воронежа,
а вот почти перед Воронежем в районе Богданово встали в пробку из-за дорожных работ. Температура воздуха при этом поднялась до 32-33 градусов, и кондиционер работал на максимум, но что-то дул не сильно, и было довольно жарковато в машине, хотя есть и плюс в том, что дети не простудились, т.к. разница между температурой воздуха снаружи и внутри была не такая сильная. Многие соседние автомобили ехали с открытыми окнам, то ли у них кондиционер не работал, то ли топливо экономили, не знаю, но с открытыми окнами в жару в пробке — это жесть. Примерно в середине пробки навигатор нарисовал объезд, и я с другими такими же, которые ехали по навигатору, пытались объехать пробку через деревни. Пытались — потому, что сначала ты едешь хорошо, но потом весь поток упирается в узкий выезд и тоже постоять приходится. Итог — потерял 2 часа.
Далее уже в темноте была пробка в Лосево, в которой потеряли около 30 минут и приехали около 23:00 на ночевку в Радченское, что за Богучарами в за сутки до этого забронированный дом.
Как оказалось, несколько лет назад хозяева купили участок вдоль трассы М4, сами поселились и построили еще несколько домов на участке для сдачи, а также сильно благоустроили сам участок (газон, цветы, фигурки животных, пруд). Утром угостили овощами со своего огорода. Комната в доме была со своим входом со всеми удобствами и все новое. Очень доброжелательные хозяева. Рекомендую для остановки, можно найти в букинге.
Во второй день дороги жара усилилась, т.к. ехали по Ростовской области и Краснодарскому краю. Каменск-Шахтинский проскочили нормально, но в голове сидел и сидит вопрос — как такая амбициозная страна с такими ресурсами не может построить автобан в 2 тыс. км в обход всех городов и поселков. Пообедали в столовой перед Ростовом (прям перед съездом на объездную — рекомендую — быстро и для детей есть еда). После Павловской М4 ушла на Краснодар, а я пошел по Р-217, которая, если я не ошибаюсь, называется гордо «Кавказ». Сразу исчезла вторая полоса, и мы медленно тошнили за фурами. В чем-то есть плюс в таком движении — экономия топлива. Раза три было револьверное движение, в сумме около часа тоже потеряли. Справедливости ради скажу, что не на всем протяжении до Минвод была одна полоса, были участки и с двумя полосами в одном направлении, но по сравнению с аналогичными такой же важности трассами Евросоюза и/или Турции за Россию было стыдно.
Уже в темноте доехали до Минвод, ушли на Кисловодск, и слава богу, что 50 км до Кисловодска хоть и были в одну полосу, но очень хорошего качества и с разметкой (не такой как в Австрии, где в краску добавляют стекло, и разметка в свете фар светится так ярко, что не оставляет ощущение, что ты находишься внутри компьютерной игры по автогонкам). Дорогу дети перенесли на отлично, и я ни разу за два дня не услышал «а когда же приедем».
Хозяйка встретила, все объяснила очень подробно, и мы расположились на ночевку. Квартира была рядом с парком, но в доме, которому лет 100. Конечно, внутри был хороший ремонт, а снаружи при входе в подъезд дом выглядел так, как-будто его как раз и не ремонтировали лет 100. В некоторых квартирах до сих пор нет туалета, поэтому рядом со входом в подъезд была еще одна дверь (в туалет) для жителей этих квартир. Странно все это видеть в 21-м веке в стране, которая претендует на… Фотографий снаружи на букинге не было )). Зато воду для питья можно было брать в парке из святого родника.
В темноте Кисловодск произвел очень хорошее впечатление. На следующий день мы не обманулись.
Очень уютный центр, ну и парк хорош, хотя можно было бы из него сделать лучшую конфетку. Ну, например, время от времени в парке встречаются туалеты. Первые два или три были, конечно же, закрыты. А когда пьёшь нарзан, то туалеты желательно иметь почаще.
В первый день пребывания в Кисловодске решили просто осмотреться и отдохнуть от дороги. Поэтому нашли нарзанную галерею, Курортный бульвар и прогулялись до цирка, купив в него билеты (не дешевые). Все очень уютное и отремонтированное. Позднее прочитал, что так было не всегда. Мое негодование вызвала нарзанная галерея или точнее правила (как я называю, советские), установленные в ней. Итого, сотни (а может и тысячи лет) лечебная газированная вода большой струёй льется бесплатно из недр земли. Но вместо того, чтобы дать возможность всем ее наливать куда вздумается, её упаковали в трубу, которая заканчивается краниками в нарзанной галерее. Таким образом, чтобы налить в бутылку, логично горлышко бутылки приставить ближе к концу крана, откуда льется вода. Вот тут-то и засада. По мнению сотрудников нарзанной галереи у людей, которые пьют из горла бутылки воду, могут быть болезнетворные микробы, и при соприкосновении с краном, кран и далее нарзан внутри трубы может заразиться. Поэтому везде написано о строжайшем запрете наливать нарзан в бутылку! Ну просто бред. Почему нельзя вывести трубу чуть выше, чтобы в бутылку наливать под струёй воды?
Забегая вперед скажу, что в Баксанской долине перед Терсколом есть так называемая Поляна нарзанов. И там ровно так и сделано. Из большой трубы мощным потоком течет нарзан и наливай хоть пятилитровки. Никто ничего не контролирует.
Кроме того, в Кисловодске у нарзанной галереи есть часы работы, и с 12:00 до 14:00 она закрыта на санобработку! Предполагается, что все краны обеззараживаются, полы моются и т.д. Хорошо, что в часы перерыва есть внешний бювет с тремя кранами. Но они сделаны так же и тоже объявление, что в бутылки не наливать. НО, опять же этот внешний бювет, как и сама нарзанная галерея, закрываются в 19:00 и после 19:00 нарзан не попьешь. Мне кажется, что это бред. Я был в Карловых Варах, и там никто не ограничивает куда наливать, сколько и по времени. Так же и в Грузии в Боржоми. В итоге мы приноровились наливать пол-литровые бутылки кружками, т.е. из-под крана наливали в кружку, а из кружки в бутылку. При таком способе нас не останавливали.
Второй день мы посвятили парку.
Было тепло, еще погода не успела испортиться. Парк стоит того. На фуникулере поднялись на гору — повезло с очередью — ждали минут 10, т.к. обеденный перерыв (с 13:00 до 14:00, видимо, тоже пережиток прошлого) работники фуникулера решили не делать. С горы пошли пешком. Красивые виды, в солнечную погоду можно увидеть Эльбрус, но в это день были облака на горизонте. Наша маленькая дочка всё время шла сама, и это было отлично.
На третий день погода испортилась — похолодало до 20 градусов, и пошел затяжной дождь. Во второй половине дня у нас был цирк, поэтому в первой решено было съездить на медовые водопады. Они находятся недалеко (км 10) от Кисловодска от его выезда. Место приятное и красивое. Также там есть беседки, в которых можно расположиться с едой, которую можно принести с собой или купить там же (приготовленные при тебе хычины, чай и т.д). Беседки были свободные, т.к. народу было не много по причине дождя. Могу предположить, что в хорошую погоду найти место будет трудно.
На стоянке неожиданно нас встречал верблюд, выпрашивая еду.
Во второй половине дня пошли в цирк. В целом представление понравилось, рекомендую. Особенно прикольный номер с обезьяной, как она приходит в ресторан. Это гениально.
На четвертый день решили съездить в Джилы-Суу (80 км от Кисловодска по горной дороге). Погода по-прежнему не радовала (16 град и периодический дождь). В результате, проехав по горной дороге 40 км, мы въехали в облако. Видимость была почти нулевая, температура опустилась до плюс 6 градусов, и дети и жена отказывались выходить из машины. Я принял решение, что еще 40 км в облаке ехать нет смысла, да и по времени это будет очень долго, а еще нужно назад до темна успеть вернуться, иначе в темноте в облаке в горах это финиш. Перекусили у местного населения сыром, булочками и чаем, повернули назад.
Остаток дня гуляли в дождевиках, как ребенок выразился, как привидения.
Следующий день был день переезда в Баксанскую долину в заранее забронированный отель. По навигатору это часа 4. Но т.к. дорога шла через Пятигорск, то я решил по пути осмотреть еще и Пятигорск с его провалом. Прочитал в инете, что смотреть и что возможно с детьми и нам по интересам, и запарковались (бесплатно) у фуникулера горы Машук. Поднялись на фуникулере наверх и решили пойти вниз пешком по аналогии с Кисловодском. Однако, как оказалось, аналогия меня обманула. С горы вниз к провалу (а не к другой стороне, где место дуэли Лермонтова) идет только тропинка по лесу. Мы спускались около 3 часов, и за все это время никого на тропинке не встретили. В общем, прогулка неокультуренная в отличие от Кисловодска.
Спускаться таким способом я не рекомендую. Можно спускаться по асфальтной дороге, но выйдете к месту дуэли и, чтобы увидеть провал, нужно будет отдельно проехать на машине. Однако мы сделали это, вышли к провалу, осмотрели его (я был удивлен, что осмотр бесплатно) и дошагали до стоянки у фуникулера, не встретив ни одной столовой (кафе не совсем для детей и относительно долго по времени).
На стоянке по совету таксиста нашли по навигатору заведение под названием «Сытый слон» (5 минут на машине) и там отобедали. Посетителей в нем было мало, а еды приготовлено было много, хотя уже было ближе к 5 вечера. Уверен, что они и половины приготовленного не продали. При таком подходе немудрено разориться.
К восьми вечера мы приехали в п. Эльбрус. При въезде в Карачаево-Черкессию были отправлены в вагончик регистрироваться. Перед рамкой металлоискателя было объявление, что необходимо вынимать предметы такие-то (как обычно, мобильные телефоны и т.д), но и жвачки и сигареты. Оказывается, в их упаковках есть фольга, которая и звенит.
Дорога по Баксанской долине хорошая (в одном месте идет ремонт и в одном месте, видимо, ранее размыло полотно на мосту, поэтому покрытие на мосту в ямах, а предупреждающих знаков об этом ноль) и очень красивая, хотя в темное время суток мы это не оценили, оценили уже на обратном пути. Примечательно, что после поворота с Р-217 по дороге идет пос. Заюково, который растянулся на километров 10, наверное. И все это время ограничение 60 (периодически встречаются камеры).
В самом пос. Эльбрус есть заправка Роснефть. Поэтому не обязательно заправлять полный бак перед посещением Баксанской долины. Хотя это моё субъективное мнение.
С гостиницей «повезло». Мой приезд был для них неожиданностью. Я раз сто бронировал гостиницы за рубежом, и ни разу не было такого, чтобы меня не ждали. Может, мне везет за рубежом… Итого с полной машиной детей мы в полной темноте, но с включенными фарами в чужестранной земле, почти в лесу, стоим и пытаемся вызвонить хозяйку. Слава богу, она берет трубку и пытается удаленно (она оказалась далеко от своего отеля, и в отеле не было никого из администрации или даже горничной) нас поселить. Но все получилось, хотя номер и не был убран. Забегу вперед, скажу, что мы прожили в гостинице 5 ночей, и все это время были только постояльцы, без администрации.
В первый день пребывания мы решили осмотреться и, возможно, переехать в другую гостиницу, но поиски гостиниц через booking и отзывы к ним, давали плачевный результат. Многие гостиницы для нас четверых предлагали 2 двухместных номера, а это автоматически в два раза дороже, как минимум, да и с детьми это совсем не вариант. В результате в первый день после обеда я проехался до подъемника в Азау, посмотрел что и как. Погода все еще была не ахти, периодически шел дождь, и было облачно.
Во второй день, собрав всю семью, мы запарковались у подъемника Азау (на бесплатной парковке, которая чуть раньше, чем сама поляна). Купив билеты на все три ступени/этапа мы поднялись на 3800 м над уровнем моря. Когда поднимались, то еще в кабинке увидели на мгновение Эльбрус, т.к. потом он был плотно затянут облаками без какого-либо шанса его увидеть. Это, конечно, очень впечатляюще. Он был так близко! На последней станции уже начинался снег, дети чуть поиграли в снежки, замерзли и попросились назад. Я просидел еще минут 40, ожидая отхода облаков с вершины Эльбруса, но тщетно. Кстати, на этой высоте никакой растительности нет. Одни вулканические камни, что выглядит не очень красиво.
На обратном пути в Терсколе в одном из магазинчиков удалось купить разливного хорошего вина (со слов продавца, абхазское). Остаток дня прошел в гостинице. Дети нашли игрушки и игры в большой столовой аля как в горном приюте).
На третий день с утра я съездил на машине в Тырныауз на рынок, купить мясо для шашлыка. Оказалось, что турист только там может купить свежее мясо (около 20 км от п. Эльбрус). После возвращения и мариновки мяса (в нарзане — недалеко от п. Эльбрус в сторону Терскола есть поляна нарзанов, описанная выше) я со старшей дочкой решил сходить до водопада Девичьи косы.
По извилистой дороге около 5 км в гору. Высота подъема около 500 м. Старт из Терскола, парковка напротив мечети, а точнее — парковки нет, можно только бросить машину вдоль дороги. Для дочки это был ее первый реальный треккинг. Сначала шли по дороге, потом стали срезать по перпендикулярным тропинкам, что значительно ускорило подъем. Итого за 2 часы мы дошли. Водопад того стоит! Много видел водопадов в Европе и в т.ч. Норвегии, но это самый красивый, по моему мнению, из тех, что я видел. Реальное чудо природы. Кстати, по пути к водопаду на горной дороге встретили парня с протезом на одной ноге и с флагом. Он оказался из … Индонезии! Вот это да! Куда его занесло.
Остаток дня прошел в приготовлении шашлыка (гостиница стояла в лесу, у нее была большая территория с хорошим мангалом и дровами) с хорошим вином.
В четвертый день решено было встать пораньше, чтобы небо было безоблачное, и на фуникулере подняться на Чегет (подъемник находится слева от дороги в Терскол, немного его не доезжая). Узнал, что с него хороший вид на Эльбрус и на Чегете есть растительность, в отличие от Эльбруса.
Однако с утра было облачно в районе Эльбруса. У подъемника спросил ребят, видно ли наверху Эльбрус. Они сказали, что нет. И решено было поменять планы и пойти в малый треккинг со всей семьей из п. Эльбрус по долине реки Ирик. За час-полтора мы поднялись, конечно, не так высоко и далеко, жена стала причитать, что у нее кружится голова и далее по краю обрыва она не пойдет.
Спустились вниз, приехали опять на поляну Чегет, выбрали едальню, где было наибольшее количество посетителей и заказали шорпу, хычины и чебуреки. Принесли быстро, шорпа оказалась выше всяческих похвал.
Далее увидели, что небо более-менее очистилось, и решили таки подняться на Чегет. Подъемник еще советских времен, кресельный. Поэтому подъем уже сам по себе немного экстрим. Эльбрус увидеть удалось, но частично. Сразу две вершины так и не увидели. Вечером опять делали шашлык.
На следующий день уезжать, а небо чистое-чистое. Но решил планы не менять. Прикинул куда сумеем доехать до темноты (что-то около Ростова) и забукировал мотель у выезда с Ростова на Москву. Навигатор проложил путь до него в объезд пробок и оказалось, что после трассы «Кавказ» он повел нас не по М4, а через Старополь до Ростова.
Выехали в 9, набрали нарзана в дорогу. Кстати, совет. Если набирать в бутылку нарзан под завязку и завинтить крышку, т.е. не оставить в бутылке ни грамма воздуха, то нарзан держится дольше, т.е. металлы осаждаются не через 2-3 часа, а через пару дней. Осознание этого пришло уже в последний день.
На трассе «Кавказ» пришлось трудно пробираться через Пятигорск, т.к. по трассе организовали строительный рынок и куча авто паркуется и поворачивает к павильонам направо и налево. Видимо, местные власти кормятся с него, поэтому и существует такое безобразие на федеральной трассе. После Невинномысска свернули на Ставрополь и обошли его по окружной. Там тоже постояли (ремонт дороги — делают полотно из камней в гудроне). Не знаю, как это с точки зрения долговечности, но при укладке камни летят из-под колес и огромная опасность расколоть стекло. За рубежом не видел подобного вида ремонта.
Сразу после окружной Ставрополя на трассе стоит столовая, видна с дороги. По оснащению новая, все чисто. Очень вкусно. Рекомендую.
Опять началась жара — 34-35 градусов. Дорога Р-269 однополосная, но трафик заметно ниже, чем по М4, поэтому более-менее. Последние км 100 перед Ростовом не очень по покрытию, ям нет, но неровности. Снижал скорость до 50 км/ч.
В Ростов приехали затемно. Температура даже в 21 час была 31 град. Мотель достался что надо. Новый свежий ремонт, отдельный вход, машина у входа. Ровно то, что нужно при путешествии с авто. Близость машины к кровати позволила утром следующего дня выехать в 6:00, а малую на руках перенести из кровати прямо в кресло в машине, так что она даже не проснулась. Далее по платнику доехали до МКАД к 21:00. Лосево объезжал с правой стороны по деревням. Дорога волнистая, можно ехать 60-70. В одном месте просмотрел яму, тряхануло здорово, но все целое. Машина молодец! На обед дети упросили заехать в Макдональдс. Ближайший по пути был в Воронеже, что в центре у моста через речку Воронеж. После вкусной пищи на Кавказе и в столовых нам с женой совсем не понравилась Маковская еда. Да и картошка и даже пирожок были холодные!
Итого проехали 4100 км. На платные дороги отдали чуть больше 2 тыс. руб. Бензин не считал. Весь бюджет двухнедельного путешествия около 70 тыс. руб. Кисловодск очень понравился, в Джилы-Суу надо попробовать еще раз съездить, да и по горам у Эльбруса надо тоже походить побольше.
Всем удачи на дорогах и заранее спасибо за комментарии.
П.С. Все фото сделаны на телефон.