|
Всем добра!
Дело было в мае 2018. Каждый год стараемся выбираться куда-нибудь на майские праздники, и этот год был не исключением.
В прошлом году путешествовали по Заполярью, ездили на Кольский в Териберку (может быть, когда-нибудь тоже напишу отчет). Там мы увидели тундру во всем ее величии. В этот раз мы захотели посмотреть противоположность — пустыню. Выбор пал на Казахстан.
Видеоотчет о путешествии можно посмотреть тут (в трех частях):
Итак, где-то на юге Казахстана есть пустыня Кызылкум, это знаем. Но путешествовать галопом от точки А до точки В мы не любим, так что стали гуглить и составлять максимально интересный маршрут. Конечным пунктом выбрали Сенек, судя по картинкам из гугла, именно там можно посмотреть настоящую пустыню с барханами, кроме того впечатляли «марсианские» виды Устюртского заповедника. Но и в пути очень много всего интересного.
С маршрутом определились. Казань — Сарайшик — Актау — Долина Шаров — Жанаозен — Сенек. Вот как это выглядит на карте:
В Сарайшике находится древний городище времен Ногайской орды. По слухам, вдоль берегов реки Жайык можно найти остатки древних захоронений. Актау — южный город на берегу Каспийского моря. Долина Шаров — долина в степи, усеянная огромными каменными шарами. Жанаозен — город посреди пустыни. Сенек — барханы и монументальное плато Устюрт. Таков был наш план.
1 день. 28 апреля. Сборы, закупка продуктов в Ашане, мотания по Казани туда-сюда. Зима нынче была затяжная, и местами еще лежал снег. Где-то примерно в 22:30 все собрались, и мы наконец-то по-настоящему выехали. Команда наша состояла из 4 человек, включая водителя.
Въезжать в Казахстан решили из Оренбургской области (через Бузулук) по двум причинам. Первая — в Самарской области мы уже когда-то были, и состояние дорог на тот момент оставляло желать наилучшего. Вторая — весьма не лестные отзывы в интернете о таможне именно в Самарской области.
Ехали до самого рассвета. Примерно часов в 7 утра остановились на первую ночевку, разложили палатки где-то в полях Оренбургской области.
2 день. Спали всего лишь несколько часов, но ничего — в путешествиях явление нормальное. В первой половине дня пересекли казахскую границу. Проблем особо не было, выгрузили вещи из багажника, таможенник визуально осмотрел багаж, бардачки, кармашки в салоне и отдал документы со словами «Добро пожаловать в дикую Азию!» =) На всё про всё ушло где-то чуть более часа (вместе со стоянием в очереди). Через пару мгновений мы уже были на той стороне, в Казахстане! Сразу же после таможни стояла будка, где делают местную страховку на автомобиль. Двухнедельная страховка обошлась в 1600 руб. (принимают рубли).
Спустя некоторое время проезжали Уральск. Немного прогулялись по городу. Весьма приятный городок… Вроде бы город как город, но что-то всё же отличается, есть ощущение, что находишься в другой стране. Там мы немного прогулялись по городу и разменяли большую часть рублей на тенге и купили местную симку. Цены весьма порадовали. Всё немного дешевле, хоть и звучит весьма громко. Купили на всех мороженого за 700 тенге (140 руб.) =)
Далее наш курс лежал прямиком на Сарайшик. Ехать по степи одно удовольствие — хорошая прямая дорога, уходящая в бесконечность. Встречную машину видно километров за 20, а то и больше. Особенно это ощущается ночью, когда где-то вдалеке видишь свет фар встречной машины, а пересекаешься с ней лишь спустя полчаса. Очень атмосферно, словом.
ПДД такие же, как у нас, только погрешностью считается не 20, а 10 км/ч, т.е. если висит знак 40, можно ехать до 50 км/ч. На трассе патрулируют машины ДПС, причем всегда с включенными мигалками. Так что в степи их просто невозможно не заметить, особенно ночью. Многие пишут в интернете про конские штрафы и суровых гаишников в Казахстане. Не знаю, ничего не нарушал, штрафов не ловил. За всю поездку остановили казахи один раз, проверили документы и отпустили. Если ничего не нарушать — проблем никаких. На постах ДПС у них принято полностью останавливаться у стоп линии, и ехать после сигнала гаишника. Тем не менее, местные ездят весьма лихо и постоянно сигналят, сигналят по каждому поводу и без повода, в городах, на трассе, везде.
Поздней ночью съехали с асфальта и остановились на ночлег посреди настоящей степи.
3 день. Добрались до Сарайшика. Среди современного поселка на берегу реки Урал (Жайык) раскинулись никем не охраняемые раскопки древнего городища. Река размывает берега, обнажая старинные захоронения. На момент нашей поездки шла стройка набережной со стороны раскопок. Вокруг, действительно, повсюду разбросаны кости, а кое-где можно даже встретить артефакты в виде обломков старинных кувшинов и т.д.
Современный облик Сарайшика тоже весьма неплох. Имеется местный музей, посвященный истории городища.
Закупившись продуктами в местном магазине, выехали немного за пределы поселка и сделали небольшой привал. Кстати, стоит заметить, что уже в Сарайшике погода резко изменилась. В то время как в Казани еще лежал снег, здесь термометр показывал +28. В дорогу мы отправились лишь ближе к вечеру.
Далее наш курс лежал в Актау. Местность за окном машины потихоньку начинала меняться. В зеленеющей степи стало появляться всё больше белых и желтых красок. Начиналась пустыня… Вокруг стали появляться непонятные белые «лужайки», похожие на дно небольших водоёмов. Возле одной из них мы остановились. Белый налет на них был ничем иным как слоем соли, т.е. в них действительно была вода, причем морская вода. Оно и вполне логично, ведь, судя по карте, трасса проходила вдоль побережья Каспийского моря. И всё же расстояние до моря было приличным, по крайней мере, вне зоны видимости.
Пришло время ночевки, и мы разбили лагерь. Причем, как выяснилось, неподалёку от железной дороги. Так что лично я несколько раз просыпался от звуков проходящего поезда. Впрочем, впечатления от этого не испортились.
4 день. Едем дальше. Первое время появление верблюдов за окном вызывало удивление, мы притормаживали, смотрели, фоткались... Теперь же, пасущиеся кругом верблюды стали привычной частью пейзажа вокруг =)
Оставалось примерно 250 км до Актау, как вдруг местность вокруг резко изменилась, и нашему взору открылись горы. Тут мы поняли, ради чего был проделан весь наш путь. Вот они — те самые «марсианские» пейзажи. Прямо перед нами! Восторгу нет предела.
Проехав чуть дальше, решили остановиться возле меловых скал и отправиться на прогулку.
Удивило обилие местной фауны. Кого мы только не видели: разноцветные ящерицы, черепахи, суслики, огромный паук и т.д. Правда, не всех удалось сфоткать. По крайней мере, в этом месте…
А между тем времени прошло не мало, приближался вечер, и нам нужно было отправляться дальше. В Актау мы решили забронировать хостел, хотелось пару дней отдохнуть в комфорте. Нужно было успеть приехать к полуночи, чтоб заселиться. Стоило это удовольствие примерно 300 руб. за ночь с человека.
Прибыли в Актау раньше чем ожидали. Часов в 9 вечера мы уже активно заселялись в хостел. Это был неплохой четырехместный номер, очень уютно. Перетащив вещи в номер, решили немного прогуляться по вечернему городу, а так же поесть полноценной еды в кафе. Словом, шикуем. Полноценный сытный ужин в хорошем кафе нам обошёлся тоже в 300 руб. с человека.
День 5. Все неплохо выспались на настоящих кроватях с настоящим постельным бельем. Душ с горячей водой, кухня с плитой и раковиной, ну и прочие удобства. Всё это доставляет космические ощущения после палаточной жизни.
В общем, после того как все привели себя в порядок, отправились гулять по городу. Актау аккуратный, уютный, ухоженный и красивый город. Гуляя по нему ощущаешь, что находишься где-то далеко, и именно на юге.
Походили по центру, в местном парке прокатились на колесе обозрения, откуда открывается шикарный вид на море. И, конечно же, посетили пляж. Каспий…
Далее в наши планы входило посетить Долину шаров, которая расположена в 100 км от города. После чего мы планировали вернуться в наш уютный хостел и провести еще одну ночь в комфорте. Долины шаров не было на карте навигатора. К счастью, в уютном книжном магазине доброжелательные продавцы подсказали нам дорогу.
Во второй половине дня мы временно покинули Актау, проложив в навигаторе курс на Шетпе. Вскоре мы добрались до поворота на Шетпе (он был ориентиром), дальше пришлось искать дорогу самостоятельно.
Расспросы местных ни к чему не привели, про Долину шаров они вообще не в курсе. Проехали чуть дальше обозначенного поворота и интуитивно съехали на грунтовку, ведущую далеко-далеко в степи. Судя по обилию подготовленных внедорожников попадающихся навстречу — едем правильно. Спустя 15-20 км сомнений не было, нашему взору открылся удивительный вид этой долины. А вскоре стали появляться и первые громадины. Мы приехали.
Зрелище поистине впечатляющее. Пока мы завороженно бродили среди камней, наступил вечер. Передвигаться в темноте по бездорожью — затея не очень, но деваться некуда. Сел защитой на камень, благо обошлось, немного помучившись, выехал самостоятельно. На выезде заметил, что горит чек. Вернулись в Актау уже поздно ночью.
День 6. В первой половине дня выселились из хостела. Решили не испытывать судьбу и утром отправились в местный автосервис. Почистили дроссель, форсунки, поменяли свечи (очень сильный нагар был). Обошлось это всё в 25000 тенге, т.е. порядком 5000 руб. — дороговато, но поставил хорошие качественные свечи. Чек больше не загорался.
Помотались еще немного по городу. Докупали продукты, искали сувениры. Найти магнитик с Актау и вообще сувенирку с местной атрибутикой оказалось большой проблемой. Однако кто ищет, тот всегда найдёт. На рынке всё-таки удалось отыскать нечто похожее.
После обеда мы покинули Актау и поехали в сторону Сенека. По пути мы остановились возле впадины Карагие (случайно увидели указатель) — 132 м ниже уровня моря. Дикий пафосный пейзаж.
Жанаозен — город посреди пустыни, что-то в этом есть… Предполагали, что заправок больше не будет (так и оказалось). Заправили полный бак и двинулись дальше, навстречу пустыни.
Пейзаж за окном снова начал меняться. И в один момент нашему взору открылась настоящая пустыня! Уходящие вдаль пески и барханы… Вот оно! Мы приехали.
Вечерело. Выехав за пределы Сенека, поставили палатку прямо посереди песков. Чувство восторга достигло апогея. Ночью мы наблюдали за всякой живностью: непонятными огромными жуками, скарабеями, ящерицами и даже видели пустынного ежа.
7 день. Позавтракав, первым же делом отправились гулять по барханам. Зрелище потрясающее, по крайней мере, для жителя средней полосы. Ничего подобного мы не видели. Как говорится, радости полные штаны, развлекались как дети =) Правда впоследствии, песок… он везде! Им забилась почти вся техника, объективы камер перестали открываться; вся машина, палатка, всё! Это не обычный речной песок, это очень мелкий и вездесущий песок. Впрочем, это никого не разочаровало, ведь оно того стоило.
Наразвлекавшись вдоволь, двинулись в сторону Устюртского заповедника. Дорога — настоящее внедорожное приключение. Тот редкий момент, когда реально нужен экспедиционный внедорожник. Впрочем, можно попробовать и на паркетнике. Чери ехал нормально, AWD системы полного привода хватало, чтобы преодолевать сложные участки. Но с клиренсом 20 см я уже не мог ехать по колее, проделанной огромными колесами. В таком режиме проехали порядка 30 км. До самого заповедника не добрались (по словам местных 150-200 км по бездорожью до него), но не из-за дороги, а из-за отсутствия канистр с бензином. Как-то не подумали, ведь по навигатору до него километров 70, но в реале намного-намного больше.
Впрочем, острого чувства неполноценности это не вызвало. Мы не видели заповедник, однако само плато Устюрт мы видели, с лихвой. Возвращаться к Сенеку не стали, съехали с дороги и напролом поехали к подножию плато. В окрестностях мы встретили степную гадюку и черепах больших размеров. Там же и заночевали.
День 8. Пора было возвращаться в Казань. Прощаемся с удивительным миром пустыни, и отправляемся в путь. Хотим доехать до скал, возле которых тусили в 4-ый день. К вечеру оказываемся на месте. Там же и ночуем.
День 9. Утром поднялся очень сильный ветер, раздувающий вездесущую пыль. Пришлось выехать раньше запланированного. Так в условиях постоянной пыли проблемно приготовить даже еду.
Пейзаж за окном меняется, степь вновь становится зелёной. Холодает. Пора снова доставать теплую одежду.
День 10. Проехали 1050 км, вернулись в Казань. Ушло на это примерно 17 часов, вместе с прохождением таможни, остановками пообедать и почаевничать…
Вот такое вот путешествие. И вот такой вот мой первый отчёт =)