Путешествие к Шавлинским озерам. Алтай

12.10.2018 | 35461 просмотр

Приветствую, уважаемые читатели рубрики Автопутешествия сайта Drom.

Предлагаю вам отчет о путешествии к Шавлинским озерам.

До самих озер можно добраться только пешком, поэтому автопутешествие заняло у нас 2 дня, а остальные 12 пеший поход.

Шавлинские озёра считаются одними из красивейших озер горного Алтая. И мне очень хотелось увидеть их вживую, поэтому я выбирал маршрут, проходящий через эти озера. Сбор нашей команды был назначен в г. Барнаул в небольшом уютном хостеле.

На следующий день в 6 утра приехал наш водитель на Toyotа Hiace и, загрузившись в этот довольно комфортный микроавтобус, мы отправились в своё алтайское путешествие.

До начальной точки нашего похода предстояло проехать около 620 км по Чуйскому тракту до недостроенной Чуйской ГЭС.

Остановка у развилки Туекта—Усть-Кан.

Ехать по Чуйскому тракту одно удовольствие, на протяжении всего путешествия открываются потрясающие виды. Некоторые известные достопримечательности Алтая можно увидеть, если просто ехать по этой трассе.

Проезжаем Семинский перевал. Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте, отличный асфальт.

Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и сложнее чем Семинский — перевал Чике-Таман. Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года.

Чуйский тракт / Р256.

Ближе к вечеру мы доехали до начальной точки нашего пешего маршрута — реки Чуи (район недостроенной Чуйской ГЭС). Разгрузили провизию, рюкзаки и поставили палатки.

На этом наше авто путешествие закончилось, далее двинемся пешком...

Расстояние, которое нужно будет пройти за следующие 12 дней, составляет около 90 км.

1 День. Утром прощаемся с нашим водителем и начинаем собирать рюкзаки. По плану сегодня дойти до слияния рек Маашей и Каракабак. Оперативно завтракаем и выходим на тропу.

Долина реки Чуи.

Примерно через три часа мы вышли к Мажойскому мосту. Это деревянный пеший мост через Чую, расположенный на слиянии рек Маашей и Чуи. Как выяснилось позже, проход по мосту платный. В одну строну 100 и в обратную 50 деревянных рублей. Прошли этот чудо-мост, но никого в районе моста так и не встретили. Позже вечером, когда мы, уютно рассевшись у костра, сушили носки, сборщик дани нашел нас и забрал свою плату.

Мажойский мост.

В паре сотен метров от моста на берегу реки имеется отличная стоянка со столом, на ней-то мы и остановились, чтобы немного перекусить и отдохнуть. Выпили два котелка чая, полазили по каменистому берегу, набрали воды и продолжили поход. По долине реки Маашей (Мажой) — это один из самых крупных левых притоков Чуи.

На этой горной реке часто можно увидеть каякеров. Пока мы обедали, мимо нашей стоянки проплыло несколько любителей данного вида спорта.

После подъема мы вышли в долину Маашей, река при этом осталась слева внизу в каньоне. Тропа тут отличная, поэтому идти одно удовольствие.

Вскоре начался небольшой лес, и на очередном привале на дереве была обнаружена вот такая находка. Годы идут, а старые кроссы преданно ждут возвращения своего хозяина...

Сколько км было пройдено, сложно сказать. К вечеру мы, наконец-то, вышли к нашей запланированной стоянке.

Очень хотелось поскорее заморить червяка и завалиться у костра с кружечкой чая. Оперативно разбили лагерь, собрали дрова и стали ждать, пока дежурные повара порадуют нас рисово-консервным супом.

2 День. Вдоль реки расположено несколько стоянок. И как мне показалось, именно эта одна из самых интересных, но места тут всего на пару палаток. Зато какой вид!

Долина реки Маашей (Мажой). Где-то там впереди в 6 км расположено бывшее озеро Маашей. Плотно завтракаем и выдвигается к озеру.

Тропа до озера не сложная, идти легко. Нужно только немного терпения и пару часов свободного времени, чтобы дойти до бывшего озера Маашей.

И вот оно, чудо природы! Очень красивое место, несмотря на то, что от озера ничего не осталось...

Бывшее озеро Маашей.

Озеро Маашей образовалось около ста лет назад в результате схода оползня, перегородившего ручей с ледника. Но несколько лет назад сильными дождями размыло морену и вода из озера ушла. Теперь на месте озера течёт сильно загрязненная река.

Чтобы набрать питьевой воды нужно пройти метров 300 по правому берегу до небольшого горного ручейка.

Набрав котелок воды, мы заварили чай и устроили себе пир — чай и бутерброды с паштетом. Мелочь, как говорится, но приятно.

Хорошо отдохнув, мы расстаемся с этим загадочным местом и возвращаемся в лагерь.

3 День. Продолжаем наш поход, впереди еще много интересного, и пора двигаться дальше. Собираем рюкзаки и начинаем двигаться в сторону Каракабакских озер. Тропа от нашей стоянки сразу уходит вверх. Подъем довольно крутой, но не продолжительный.

Чем выше поднимаемся, тем всё более интересный открывается вид на долину реки Маашей. На фото ниже хорошо видна вся долина Маашей. Озеро, на котором мы вчера были, находится дальше в долине. Наслаждаемся видом и уходим далее в долину реки Каракабак.

Вид на долину реки Маашей.

Долина река Каракабак. Где-то там впереди между горами лежат красивые Каракабаские озера, из которых вытекает эта река. И завтра мы сходим посмотрим на эти горные озера.

Река Каракабак.

Ближе к четырем часам мы вышли к большой стоянке, оборудованной деревянным столом.
На ближайшие две ночи эта стоянка станет нашим домом. Разводим костер и готовим ужин.

Звездное небо красивее всего, если наблюдать за звездами в горах. Тогда виден и Млечный Путь, и некоторые планеты, и сами звезды. Можно просто развалиться на матрасе и смотреть на звездное небо.

4 день. Погодка сегодня так же радует, но ночью было довольно прохладно. Выползаем из палаток, умываемся в ледяной реке и с тарелками собираемся у стола. Пора завтракать и отправляться в на Каракабакские озера.

Раннее утро. Стоянка не берегу р. Каракабак.

Около двух часов мы шли по лесной тропе (примерно 4 км) вдоль реки Каракабак и вскоре вышли к горным озерам . Первое, что поразило, это цвет воды у озер — насыщенный бирюзовый.

Каракабакское озеро.

Полюбовавшись на озера и набравшись сил, пора отправляться обратно в лагерь.

5 день. Сегодня предстоит длинный ходовой день. Нужно пройти примерно 16 км.

С самого утра погода начала немного портиться. Поэтому мы довольно быстро собрались и отправились в путь. С этой стоянки тропа сразу уходит вверх. И преодолев длинный затяжной подъем, мы вышли на плато Ештыкель.

Вид на долину р. Каракабак. Стоянку, на которой мы останавливались, отсюда уже не видно (расположена она где-то внизу за деревьями).

Пейзаж резко изменился, хвойные леса сменились степной растительностью. Небо затянуло тучами, и начался мелкий дождик.

Плато Ештыкель.

Устраиваем перекус под дождем и топаем дальше. Сегодня по плану у нас дойти до стоянки на реке Шабага.

Дождь усилился, и пока добрались до нашей запланированной стоянки, промокли насквозь. Первым делом поставили палатки, натянули тент и отправились на поиски дров. Очень хотелось поскорее развести костер и согреться.

Река Шабага.

Стоянка, на которой мы остановились, расположена в очень живописном месте на берегу реки Шабага. Чтобы подойти к реке, нужно спуститься метров на 10 по крутому обрыву.

Набрали дров, развели костер и расселись вокруг него, пытаясь как-то согреться и высушить мокрую одежду. День сегодня выдался довольно непростой, но интересный, прошли примерно 16 км и завтра с новыми силами продолжим свое путешествие к Нижнему Шавлинскому озеру.

6 день. Всю ночь лил дождь, и рано утром выбравшись из палатки, я первым делом посмотрел на небо. Серые тучи уплывали вдаль, оставляя чистое голубое небо. Наверняка сегодня будет тепло и солнечно, и это радовало, так как идти с рюкзаком под дождем не очень приятное занятие. В течение часа наши дежурные повара организовали вкусный завтрак, и наша команда с ложками и кружками собралась вокруг котелков. Пшенная каша с сухарями и стакан горячего кофе и мы вновь готовы выйти на тропу.

Тропа, идущая через лес, привела нас к слиянию рек Шавлы и Шабаги. От стоянки, где мы сегодня ночевали, это расстояние составило около 5 км.

Участок тропы вдоль Шавлы довольно живописный. Идти одно удовольствие. За сезон тут проходит приличное количество туристов.

Река Шавла.

Тропа к озеру идёт по правому (орографически) берегу реки Шавлы.

До озера остается пара км, и мы делаем небольшой привал на берегу Шавлы.

Последний рывок и вот мы на берегу озера! Выбираем себе стоянку и ставим палатки.

Нижнее Шавлинское озеро.

7 день. Сегодня у нас запланирована интересная прогулка к Верхнему Шавлинскому озеру, которое расположено вблизи крупного Шавлинского ледника. Вернемся мы к вечеру, поэтому берем с собой небольшой запас еды и начинаем двигаться по берегу озера.

Недалеко от нашей стоянки расположена поляна с деревянными идолами, но самое интересно там — дерево с табличками.

В начале озера можно увидеть некое подобие каменного городка, построенного туристами. В основном это пирамиды и башни из камней. На фото можно заметить тропу, которая идет вдоль берега и затем теряется между деревьев, по ней мы и продолжим путь к леднику.

Пройдя вверх по берегу реки, мы вышли к большому моренному валу, который полностью скрыл под собой реку. Отсюда уже очень хорошо можно рассмотреть вершины гор, самая высокая гора на фото имеет название Красавица, та что левее, за елью — Сказка и еще левее — Мечта.

Проходим Среднее Шавлинское озеро.

Теперь предстоит преодолеть самый трудный и последний участок к леднику — затяжной подъем на морену.

Тропа к леднику.

Отдыхаем, фотографируемся на фоне гор и ледника и начинаем потихоньку спускаться.

Во время спуска открывается отличный вид на Среднее и Нижнее озера. Если посмотреть выше и правее, то можно увидеть гору, покрытую тенью, это безымянная вершина, которую туристы называют Пирамидой. И завтра мы постараемся на нее подняться.

Среднее Шавлинское озеро.

К вечеру мы вернулись на нашу стоянку и начали готовить ужин. Можно с уверенностью сказать, что денёк удался! Надеемся, завтра погода не изменит наших планов забраться на Пирамиду.

Нижнее Шавлинское озеро

8 день. С погодой нам сегодня опять везет, поэтому оперативно завтракаем, берем немного еды и отправляемся в новую прогулку. Тропа на Пирамиду начинается с крутого подъема. Довольно тяжелое начало, медленно, но верно топаем вверх и вскоре выходим к небольшому озеру.

Начинаем подъем на пирамиду. На нижнем фото хорошо виден Нижнешавлинский перевал.

Пирамида имеет высоту около 3000 метров, но до вершины я так и не добрался. Преодолев примерно половину пути, я решил остановиться, сделать фото, немного отдохнуть и начать спуск. На фото хорошо видно начало Нижнешавлинского озера, а также Среднее озеро и ледник, к которому мы вчера ходили.

Нижнее Шавлинское озеро.

Вид на долину реки Шавлы. На фото можно заметить еще одно интересное озеро Левое Шавлинское. Пока занимался видео- фотосъемкой, потерял из виду всю нашу группу, все разбрелись по склону кто куда. Несколько человек, которых уже сложно было рассмотреть на фоне каменной горы, продолжили восхождение, а остальные повернули обратно.

В течение часа собралась вся группа, и мы организовали долгожданный обед. Пока обедали, заметили семейку горных козлов на курумнике. Фото сделать не успел, а вот на видео заснял этих интересных животных крупным планом.

В наш палаточный лагерь вернулись только к вечеру. К этому времени ветер стих и удалось сделать красивые фото озера.

9 день. Сегодня у нас день отдыха на этом красивом озере, и завтра мы продолжим свой поход.

В конце озера недалеко от нашего лагеря можно увидеть множество поваленных высушенных деревьев. Древесина у деревьев легко отслаивается и хорошо горит, но и так же годится для изготовления табличек. Так что мы тоже решили сделать свои таблички и закрепить их на дереве.

Отдыхать на озере замечательно, но нужно двигаться дальше, и завтра утром мы продолжим наш поход.

10 день. За три дня, проведённых на озере, уже успели немного отвыкнуть от тяжелых рюкзаков за плечами. Но сегодня у нас будет возможность это исправить. Оперативно завтракаем, собираемся и начинаем возвращение в цивилизацию.

Возвращаемся мы по той же тропе. Поэтому ничего нового сегодня не увидим, но, как говорится, поход в обратную сторону — тоже поход. Более шести часов у нас сегодня ушло на дорогу. Остановились на той же стоянке, на которой были в пятый день нашего похода.

11 день. По плану сегодня нужно дойти до ручья Орой, но сперва нужно выйти к верховью Шабаги и затем пройти плато Ештыкель. В общем, предстоит интересный ходовой день!

Через два часа мы вышли на плато Ештыкель. Начался длительный монотонный переход через эту долину.

Пройдя несколько км, останавливаемся на небольшой отдых.

Плато Ештыкель.

Тропа через плато привела нас на несложный перевал, после которого открылся отличный вид на Северо-Чуйский хребет. Плато Ештыкель осталось позади и основная часть пути пройдена. Осталось преодолеть еще несколько км по лесу до ручья.

Вид с перевала на Северо-Чуйский хребет.

12 день. Завершающий день похода. Проходим Оройский мост и далее двигаемся по дороге.

Оройский мост через реку Чуя.

Выходим на финишную прямую. От моста до села Чибит идет хорошая грунтовая дорога.

А вот и долгожданное село Чибит.

Село Чибит.

Первым дело направляемся в ближайший магазин, а затем на турбазу, где у нас запланирована ночевка.

Дошли до сельского магазина, но ничего путного там не было, хлеб, макароны и консервы. Но, к нашей радости, была рядом заправка с магазином, в котором оказалось много интересного, от пива до сладостей. Затариваемся и топаем к турбазе, где у нас запланирована сегодня ночевка.

Турбаза Кочевник расположена в паре км от Чибита на слиянии горных рек Чуя и Чибитка.

Турбаза Кочевник.

Турбаза расположена на берегу реки, если вы путешествует на машине по Чуйскому тракту, то можно переночевать на этой турбазе. Есть домики, беседки со встроенными розетками, баня, стоянка.

Ну и как обычно на подобных турбазах, пришлось потрудиться, чтобы найти администратора. И договорившись о месте размещения нашего палаточного городка, мы разбили лагерь и начали готовить ужин.

Поход закончен, и завтра утром мы отправляемся домой. Немного грустно покидать такие красивые места, но, думаю, у меня еще будет возможность вернуться сюда...

Видео отчет:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Кроссы мхом поросли )))

Алтай сила - велком http://altay.online

Вот это настоящий Горный! Жалею что в этом году не вырвался.
все хорошо 8).

любителям дайвинга - есть компания отмороженных дайверов на Алтае
почти все озера излазили.

Мало кто знает еще, но в Казахстане недавно появился город Алтай,
переименован был Зыряновск (столица Рудного Алтай)
по замыслу переименовальщиков новое название города должно привлечь туриков в регион.
Места конечно очень красивые.
Но может ли простое переименование города привлечь туристов?

По-моему в первую очередь нужно развить инфраструктуру для отдыха и поумерить аппетиты жолполовцев.

Seymur
Северск
Какие мощные фотографии!! 5++
5+++++++++++++++++++++++++++++

норильск
Тоже планировали с женой поход к Шавлинским,в последний момент планы изменились и пошли опять на Ак-кем,так как были ограничены по времени
audi 80-была.ваз 2111-был.ваз 2110 -был.ваз 2131-был.дальше будет?????
А где автопутешествие?

Потрясающие фото! Мечтаю побывать на Шавлинских, но тяжелый рюкзак таскать не люблю, эх)

А где автопутешествие?
тоже хотел спросить,НО пешим с рюкзаками-Уважуха!!!

А где автопутешествие?
да хрен с ним. посмотрите какие фотки!

Курчатов
поход супер. отчет немного суховат. в следующий раз добавьте немного эмоций (хотя бы пару матов))
нифига себе у вас фотик ночное небо фоткает! фотки просто класс!
А почему "только пешком"? На конях туда тоже норм.
Мне вот интересно, пешики, а мусор вы с собой тащили до Чибита?
Столько в этом году мусора увез со стоянок, даже на ЮБТО туристы умудрились на косе гору из бутылок сделать. (5 мешков 240л стеклотары упер до базы)
За поход всегда пять!
Сколько по ценнику за групповой трек отдали с человека?
Lexxx
В этом году...собирались с женой на Алтай, один из маршрутов тоже рассматривал через Шавлинские озера. Но потом опять на Урал уехали...и походили хорошо.
Мне вот интересно, пешики, а мусор вы с собой тащили до Чибита?
Туристы- это свиньи на двух ногах. Загадили всю нашу природу.Хотя из 1000,только 10 уберут за собой.А на скалах **** пишут всякую бредятину.Один раз увидел на Чикете такое такими матами оттянул. И турики были с Новосиба молодеж. Убогие малолетки.

Мне вот интересно, пешики, а мусор вы с собой тащили до Чибита?
Мусор мы за собой сжигали на костре. Пустые банки обжигали и расплющивали. И после этого они примерно за год разваливаются в труху. А по поводу мусора, его там много на самом деле, это пустые бутылки из под бухары и тп. В основном мусор в виде бутылок оставляют - Лайты ) Это те кто ходят или точнее ездиют в конные походы. На себе же ничего тащить не нужно лошадка все допрет. Поэтому они берут мешки с жратвой и кучу бухла. А пешие туристы типа нас мы же не идиоты брать стекло в поход , оно тяжелое ) Ну и после лошадей конечно все ******о в хлам, от тропы до стоянки, на которой потом сложно палатку поставить )

За поход всегда пять!
Сколько по ценнику за групповой трек отдали с человека?
По бюджету где то 12 тр

Вот это я понимаю, от фотокарточек глаз радуется. Спасибо. Может, повторю как-нибудь

А почему "только пешком"? На конях туда тоже норм.
На вертушке
T.me/chinamarka - ТГ канал про китайские автомобили

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН

openspace
Просто чудотворная красота
-= Улыбаемся и пашем =-

Очень красивые места!

В этом году обратил внимание сколько мусора местные «горноалтайцы» прямо на ходу из окон машин выбрасывают на Чуйском тракте выбрасывают - и бутылки, и пакеты, и памперсы. Так что не надо про туристов - так называемые хозяева такие же свиньи. Не лечится это в России

Усть-Каменогорск
Наверное одно из красивейших мест после Белухи, недоступное для автомобилей. И слава Богу!

Усть-Каменогорск
Vikings
любителям дайвинга - есть компания отмороженных дайверов на Алтае https://www.instagram.com/3_at... почти все озера излазили. Мало кто знает еще, но в Казахстане недавно появился город Алтай, переименован...
Да, мало того еще и самую красивейшую реку этого края, Тургусун, полностью заблокировали от туризма, теперь там будет новая ГЭС. И уже недоступен для туристов будет памятник истории - одна из старейших в Российской Империи Тургусунская ГЭС, а также старый советский туристический маршрут "Таежным тропами Алтая". Вот такое вот развитие туризма.. Одно слово - ономасты, блин...
svop
Vikings
Зыряновск переименовали, на . х . на он так назывался со времён царя гороха и "красные" тут не при чём
суровый
Можно много об этом говорить! Всё зависит от воспитания и желания человека помочь природе.Так что остаётся верить в людское понимание о чистоте и любви к природе.

Камень-на-Оби
на шавлинских нет такой живности

Камень-на-Оби
Я не понял а для чего вы от Чуйчкой ГЭС до мажойского моста пешком шли. Там автомобильная дорога от Чибита есть есть.

Новосибушка
Хоть бы накатили где. А то скучища жуткая. Но за природу лайк, конечно.
Жажа.
это невероятно здорово!
ходил в Непале теперь надо походить на Алтае. Подскажите где можно черпануть информацию про тропы? Советские карты?
Олег
Лузино
Нет там дороги.

норильск
это невероятно здорово!
Какие именно маршруты интересуют?
audi 80-была.ваз 2111-был.ваз 2110 -был.ваз 2131-был.дальше будет?????

Фотографии шикарные

Lavr911
Да, прям ностальгия, мне приходилось бывать на этих озерах около 20-23 лет тому назад. Скажите, а вы рыбачить в тех местах пробовали? Если мне память не изменяет, там, в верховье нижнего шавлинского озера чуть ниже впадающего устья речушки ловился хариус. Вода, правда, в этом озере ледяная, чуть окунёшься и ноги сводит до невозможности.

Снежинск
Красивое среднегорье. Но взимание мзды (даже небольшой) за "воздух" оставляет неприятный и запоминающийся осадок. В Крыму, кстати, все природные объекты стали бесплатными для посещения (БКК, Мангуп-Кале, ...).

Хабаровск-Москва
Какие охуи...тительные фото, красота одним словом. И все это у нас

Красивые места

Фотки просто офигительные особенно.....9 день и фотка сразу перед этим (облака в озере)....Озеро Каракабак. Если буквально дословно, то у нас мусульман - Каракабак - Кара( Чёрная), Кабак (тыква) Чёрная тыква )

Серенький 13
Наверно вы немного путаете ) Если посмотреть первое фото - день 1. Там видно около горы машину. Так вот дорого только до этого места. Дальше нужно перелезть через гору и понеслась ) Это кстати видно на моем видео в самом начале)

красота
Можно пару глупых вопросов: какой вес у рюкзака и чем снимали?

Офигенный маршрут!!!Фото, видео - супер, как будто снова там побывал спустя почти 10 лет! Мы в августе 2010 ходили на Шавлинские, тогда оройский мост был гораздо экстримальнее и еще успели застать озеро Маашей, а вот на каракабакском не были.

Grig-Ka
Если вы посмотрите на мое фото то машины стоят в 100 метрах от этого моста.

Олег
Нет там дороги.

Ниче я не паутаю вот фото
А как же я до этого моста на машине тогда проехал. Машина двенашка .еще и филдер был.

Ниче я не паутаю вот фото
Почему то фото загрузить не могу

Серенький 13
Автор же вроде написал что начали свой поход с Акташской ГЭС (50.253102, 87.662356) вдоль Чуи, автодороги от ГЭС до слияния Чуи с Мажоем нет, есть только тропа. А вы на слияние ехали с Чибита вдоль Мажойского каскада, как бэ разные направления.

chmel02
Какие именно маршруты интересуют?
в том-то и дело что я не курсован и вопросом этим не занимался. Где можно почитать про маршруты допустим вдоль чуйского тракта

Ниче я не паутаю вот фото
Наверно вы, про дорогу которая с другой стороны подходит к мосту. Я ее не знаю, может она там и есть ). На карте что то такое видно.
А мы двигались вдоль Чуи к этому мосту. Там только тропа...

Ребята, спасибо вам большое, что вернули меня на 20 лет назад на этот маршрут (будучи школьниками). Я прям вспомнил все, как вчера. Мы там даже лавину видели, сошедшую с ледника, следы ирбиса на другом леднике и незабываемые красоты. Сейчас, в силу здоровья, уже вряд ли с тяжелыми рюкзаками осилю этот маршрут, но если представится такая возможность у мох детей, настоятельно рекомендую пройти этот маршрут

Единственное, мы на ледник вышли из Чибита

Алекс
Классный отзыв......хочу туда. Очень люблю Алтай!!! Ребята...+5 !!!!

Grig-Ka
Ну консервные банки на самом деле разлагаются до 50-ти лет. На северном урале, на не большом плато, на хребте, встречали, стоянку геологов, еще с 60-х, начала 70-х, так как дров там нет, спускать вниз по отвесному куруму до леса нужно, костер геологи жгли крайне экономно и банки не жгли, лежат все еще, ну зато прям таки..олду скул:))) Да и после обжига костром...тоже заразы еще долго гниют. Но это не самое страшное конечно, а вот пластик (бутылки, упаковка) оставленный..это пиндец....теперь пластик только в каких епунях не встречаешь, даже с собой приходится уносить.

Grig-Ka
То есть единственное, что вас останавливает от мусорения там, это необходимость сначала донести туда мусор на своем горбу? И на этом основании вы считаете, что кто на лошадях - тот мусорит больше вас?

Красивые места и отличные фото.

Серж
Фотки шикарные. Бери любую и ставь на заставку))

В этих местах мы были сорок лет тому назад, в сентябре 1977 г. Эти горы Визбор называл самыми красивыми в мире.

6PAT
Невероятно качественное видео.

DuckWader33
да хрен с ним. посмотрите какие фотки!
Да понятно что красивые! Просто для подобных отчетов есть другие ресурсы! А здесь хотелось бы почитать, да поднабраться опыта, именно по автопутешествиям!!!

Курчатов
ёпть, на машине ж прыехали )
бывает наоборот, работу всеъ агрегатов и болтиков от и до опишут, а красоты по нулям.
пусть будет гармония!

А мы двигались вдоль Чуи к этому мосту. Там только тропа...
Я точно знаю что там есть дорога . Этим летом мы там проехали на легковых автомобилях

Iamalex82
Но конечная точка мост через ЧУЮ один и тот же. Для чего было ползти через горы если сразу можно было до моста на автомобиле доехать. При желании даже на легковом.

А мы двигались вдоль Чуи к этому мосту. Там только тропа...
Когда мы стояли на этом мосту и делали фото видели несколько человек которые по этой тропе шли на ГЭС. Не вы случаем были. И когда возвращались по другому мосту разве не видели что дорога дальше до Мажоя ижет

Серенький 13
Ну я думаю такая договоренность с водителем была который заброску делал, ему видимо не в прикол 15 км по грунтовке ехать до моста, когда можно группу было выбросить около ГЭС которая рядом с трассой.

Серенький 13
Да и маршрут у них пеший, кстати если говорить о маршруте то он логичный как минимум, они зашли на маршрут по одной дороге, а вышли по другой вдоль мажойского каскада.

Iamalex82
Ну сам маршрут я поддерживаю если есть возможность вернуться по другой тропе. За один поход посмотреть в 2 раза больше.

Iamalex82
Ну как то на машине 15 не то же самое что 5 в горах пешком.

Grig-Ka
По поводу обжигания банок. Сколько ходил по маршрутам кучи таких обожженных банок только растут и никакой трухи ни разу не видел. Про 1 год вы сами придумали? В основном пишут 2-3 года, и то не факт нужно провести эксперимент. Возможно раньше туристы и обжигали и закапывали и это была нормой, но народу столько на маршрутах не было. А кучи этих обожженных банок растут, про другой мусор и писать не буду. И почему то это какая то норма "обжег, сплющил, бросил в кучу" - молодец, ведь так все делают через 2 года в труху будет, только вот пока ваши буду разлагаться накидают еще и куча будет расти и расти. По тому же маршруту Шавлинских ходил 3 раза, и с каждым годом куч с банками становилось все больше. Поэтому если уж нашли силы притащить жестянку в горы, то "обжег, сплющил, бросил себе в рюкзак".

Николай
Ну уж вы и наговорили китайские вилки алюминиевые ржавеют. А уж жесть на банках да еще и после костра. Да еще и когда чуть не каждый день дождиком поливает. это не пластик. Я сколько в горах был не видел свалок мусора.
Серенький 13
Ну это хорошо, что не видели, возможно бываете в тех местах где его нет (мало народу) или убирают и вывозят или не замечаете этого. Под "кучами банок" я понимаю 1-3 ямы возле костровищ, которые с горкой наполнены этими самыми банками, возможно часть людей вообще на это внимание не обращают, а не "свалка мусора" в понимание прям откровенной свалки (хотя такие свалки тоже встречались, но уже на автостоянках и это не про жестяные банки, а про мусор в целом). И я говорю, то что вижу, а вижу кучи банок обожженных и не обожженных возле костровищ по таким массовым и популярным маршрутам как Шавлинские, Маашей, Кучерла, Дарашколь, Куйгук ну и авто стоянки на Чулышмане, Чуе. Ну разумеется где нибудь на нижнем, среднем Мультинском этого нет, так как там егеря все убирают, спасибо им за это. Ну и там где поток туриков не большой тоже мусора мало или нет, взять тот же Киндыктыкуль, Джазатор и другие, слава богу, мало посещаемые места. Не видел, чтобы банки после костра за год разлагались, года 2-3 думаю нужно, а не обожженные жестяные банки находят и 50 летней давности, правда и банки тогда были другие.

Серенький 13
И если не верите мне про горы банок, то может поверите ребятам из экспедиции "Чистые тропы Алтая", вот что пишут: "ГОРЫ консервных банок, газовых баллонов, шесть мешков стеклянных бутылок из под разного содержимого, лабутены, нижнее белье различных марок и цветов и многое — многое другое было найдено нами и утилизировано. Ужас, с этим нужно что-то делать!!!" https://www.altai-poxod.ru/clear_altai/

Николай
Я как то предпочитаю бывать за Чемалом. В прошлом году Джумалинские карагемский прорыв. Ачик в этом году примерно так же . Пешком не хожу здоровье уже не позволяет . А нам на машине увезти мусор до бака не составляет труда. Видно и другие кто там бывал до нас мусор забрали с собой.

Николай
Вот особенно про лабутены интересно. Наверное Москвичи их там оставили.