Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Древний Новгород и торфовозная узкоколейка

Древний Новгород и торфовозная узкоколейка

12.12.2018 | 4899 просмотров

В июньские праздники мы решили посетить Великий Новгород и Тесовскую узкоколейную железную дорогу. Экипаж: я, жена и Киа Соренто.

09.06. забрав жену с работы, в 13:55 выехали из района Выхино. Ехать решили сначала по платнику, а после объезда Вышнего Волочка уже по старой М10. Особо глухих затруднений не было, слегка потолкались в Солнечногорске и Клину, скорей бы уж конец 2018, когда обещают полностью закончить строительство М11 (МКАД — КАД). В Новгород, в гостиницу «Амакс»  (Россия) (3000 руб./сут) прибыли в 21:10. Вечером немного прогулялись по городу и улеглись спать. Гостиница очень удачно расположена, рядом с Ярославовым Дворищем, на берегу Волхова, из окна открывался красивый вид на реку с кремлем.

Если б еще в номерах не воняло канализацией, было бы совсем хорошо. Пробег за день 559 км, средняя скорость по борткомпьютеру 77 км/ч.

10.06. Утром отправились гулять по городу, в Красной Избе взяли пешеходную обзорную экскурсию по кремлю. 1,5-часовая экскурсия понравилась, хоть мы и были в В. Новгороде ровно 10 лет назад, освежить память всегда полезно))).

После неё мы сели на т/х «Вече»  и, пользуясь хорошей и относительно теплой погодой, поплыли до озера Ильмень, любуясь Юрьевым монастырем:

Рюриковым Городищем:

и собственно Новгородским кремлем:

Слегка набравшись сил на борту, после речной прогулки мы пошли осматривать остальные достопримечательности города на левом берегу: Духов монастырь (от него остались только 2 церкви)

древняя церковь XV века Петра и Павла.

Зверин монастырь. К 20:00 вернулись в гостиницу, немного отдохнули и пошли в центр на празднование дня города, около часа на Софийской площади смотрели выступление хора Турецкого, потом любовались великолепным фейерверком на набережной Волхова под стенами кремля. Такого красивого салюта я не видел давно. Вообще, день города отмечался очень широко, практически в каждом сквере были праздничные мероприятия.

11.06. Решили начать день с осмотра загородных древностей и около 9:00 выдвинулись в сторону Рюрикова Городища. По дороге заехали в ц. Спаса на Ковалеве, красивый красно-кирпичный храм XIV века, одиноко стоящий на холме.

Затем остановились у белокаменного храма 1198 г. Спаса на Нередице,

ну и наконец приехали в Рюриково городище. Это небольшой холм на слиянии Сиверского канала с Волховым с законсервированными руинами церкви Благовещения и огромным 76-тонным Княжим камнем, водруженном как памятник российской государственности в 2012 году.

Погуляв немного по городищу и полюбовавшись Юрьевым монастырем на противоположном берегу Волхова,

мы залезли на старую 1915 года насыпь недостроенной железной дороги, с которой очень хорошо видно Новгородский кремль.

Дорогу начали строить в начале 20-го века, но 1-я мировая война помешала строительству, и теперь опоры недостроенного моста через Волхов служат своеобразным памятником той эпохи.

К 14:00 мы вернулись в город и отправились на 3-часовую автобусную обзорную экскурсию «Летопись исчезнувших времен» . Нас провезли по основным достопримечательностям города, в Никольском соборе на Ярославовом Дворище продемонстрировали фильм об истории дворища и торга. Мы снова посетили ц. Спаса на Ковалеве, немного поучаствовали в веселом хороводе под руководством массовика-затейника. Ну и завершилась экскурсия дегустацией настоек в фирменном магазине местного завода «Алкон» . Кстати, настойки очень даже хороши, прикупили пару бутылочек))). После экскурсии мы еще раз сходили на Ярославо Дворище (очень интересное старинное место), прошлись к ц. Спаса Преображения на Ильине, грациозно стоящей посреди тихой площади на окраине города рядом со Знаменским собором.

Вечером погода стала портиться, и мы, слегка промокнув под дождем, вернулись в гостиницу. На этом наше пребывание в В. Новгороде заканчивалось. Он очень понравился, несмотря на потери во ВМВ (98% было в руинах), много исторических памятников восстановлено и отреставрировано, думаю, по их концентрации Новгород лидер среди областных центров России. Гуляя по нему, всюду чувствуешь дыхание старины и древней истории. Да и сам город находится в достаточно неплохом состоянии, хотя, конечно, есть куда стремиться.

12.06. Попрощавшись с Господином Великим Новгородом, мы отправились в поселок Тёсово-Нетыльский, лежащий в 65 км к северу от Новгорода.

В этой глуши еще сохранилась действующая торфовозная узкоколейка, раньше это было передовое предприятие, снабжавшее торфом среди прочих 2 ленинградские электростанции, протяженность путей составляла 180 км, ежегодная торфодобыча 2000000 т. Сейчас от всего этого «изобилия»  осталось 16 км путей, добыча упала до 5000 тонн. При УЖД группой энтузиастов создан музей, главной изюминкой которого является поездка на торфополя. В зависимости от количества туристов и погоды возят либо на дрезинах-пионерках,

либо на автомотрисе ТУ-6П,

ну а если народу много, то цепляют вагон ПВ-40. Так как погода была не айс, то после 50-минутного осмотра техники мы отправились на торфоразработки на ТУ-6П. Автомотриса идет не быстро, км 10-15 в час, так как путь в очень плохом состоянии, шпалы прогнили и местами рельсы лежат практически на земле. Как сказал машинист, шпалы меняются только по факту схода, здесь это не опасно, скорости «пешеходные», пострадавших не бывает. Сошедший вагон или локомотив затягивают на путь «лягушкой», кладут новую шпалу, и все идет дальше своим чередом. Но нам спешить было некуда, не на работе, мы спокойно любовались пейзажами этого лесного края.

Где-то посередине пути мы остановились около памятника партизанам, 16 бойцам, погибшим в бою с немцами в этих глухих болотах в 1942 году. Памятник сделан из подручных материалов (из труб, применявшихся для торфодобычи гидравлическим способом) работниками предприятия. Причем, со слов экскурсовода, установлен он нелегально, так как здесь воевала 2-я ударная армия, командиром которой был небезызвестный Власов, то тень его предательства в советское время легла на всех бойцов и Советская власть разрешения на установку не давала. Сейчас, конечно, никто не выступает против.

После остановки мы воспользовались предложением машиниста встать впереди дрезины на площадку.

Не воспользоваться было бы глупо, из салона обзор, мягко говоря, не очень. Главное, следить за ветками, зачастую локомотив продирается прямо сквозь них.

Рядом с линией шла дренажная канава с осинками, поваленными бобрами, были видны характерные пеньки, затем мы на путях увидели крупного тетерева, когда он улетел, практически прямо из-под колес разбежались тетеревята. Тут жена сказала: «Наверно, сейчас и медведь появится». Не прошло и 10 секунд, как метрах в 100 от нас дорогу перебежал небольшой медвежонок, ростом где-то со стол.

Даже хорошо, что погода была периодически дождливая и прохладная, на площадке дрезины помещается только 3 человека, будь народу побольше (а из-за дождя половина людей вообще не приехала) мы бы вообще никого не увидели. А так народу было мало, вперед вылезли только мы и еще 1 человек, остальные остались внутри. На торфополях работа в этот день не велась, было слишком мокро, поэтому просто осмотрели технику, представили, как все это работает, и отправились обратно.

По возвращении на базу нас напоили чаем с плюшками в вагоне-столовой, продали красивый магнитик))).

Ну и затем за дополнительные 400 руб. (основное мероприятие 700 руб.) под руководством машиниста дали самостоятельно управлять тепловозом ТУ-4.

Я (жена осталась в авто) пару раз проехал туда-сюда в общей сложности ~ 4 км. Интересно! Совсем не похоже на автомобиль, особенно пневмотормоза, вроде открыл тормозной кран на половину, воздух шипит, а тормозит еле-еле. И как эти поезда тормозят, если у большинства вагонов тормозной системы нет вообще?! В общем, от УЖД мы в восторге, жаль только, что предприятие банкрот, до недавнего времени торф шел в 3 котельные Тесово-Нетыльского, сейчас 2 из них перешли под влиянием угольного лобби на уголь (он дороже, но в кредит). Предприятие будет продаваться, и вполне возможно, что его купят на металлолом, да даже если и нет, то не факт, что новый хозяин захочет сотрудничать с музеем. В любом случае, если движение прекратится, то музей, скорей всего, закроется, вся фишка в поездках на действующей технике, ради статичной экспозиции сюда никто не поедет. Так что, как говорится, спешите видеть, пока не поздно.

Дальше начинается грустная история. В 18:00 мы стартовали в сторону дома, где-то через 100 км раздался сильный свист, похожий на утечку воздуха, пропала тяга, замигал check engine. Я подумал, что слетел/порвался патрубок с турбокомпрессора, но ничего не нашел. Надо было сразу вызывать эвакуатор, но поскольку Сорик худо-бедно ехал 60-80 км/час, я сдуру решил дотянуть. Километров через 30-40, в Новой Ситенке, тяга упала совсем, из трубы повалил серый дым, я заглушился и больше завестись не смог. При попытке запуска раздался тихий металлический «тук»  и все, стартер не смог провернуть вал. Далее 1,5 часа ожидания эвакуатора из Вышнего Волочка. ~ в 21:00 он приехал, загрузил нас, и таким способом мы добрались до дома к 5:30, проделав путь в 400 км.

Вскрытие показало, что из-за начавших лить 2 форсунок произошел гидроудар во 2-м цилиндре. Судя по всему, скопившееся топливо и не давало провернуть коленвал стартеру сразу после того, как я заглушил мотор. Турбокомпрессор разрушился — лопнул вал. Итог: замена одного шатуна, турбокомпрессора и правка коленвала. Сейчас авто уже отремонтировано и пробежало ~ 9000 км (Крым, Питер).

Все фото: https://yadi.sk/d/r4au-kGJ3YTpzz


Дром

Комментарии

 
Санкт-Петербург
Сообщений: 7167
Огорчу Вас, завершение строительства М 11 перенесено на конец 2019 года, в этом году может откроют еще маленький отрезок до реки Шоша. Не построенный мост через Волхов входил в строительство железной дороги Нарва - Валдай. Из того проекта остался действующий участок Новгород-Луга, и ныне заброшенный участок Валдай-Крестцы, на котором есть красивый каменный мост через Ярынью, правда он в глухом лесу, пройти сложно. Про торфоразработки интересно.
13
1
Ответить
   
автор
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 776
Забыл написать, что изначально стартовал из Железнодорожного.
У моста через Ярынью были в июле 2015-го. Очень высокий и живописный мост.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
3
 
Ответить
9930850
Севастополь
Недалеко от Юрьева монастыря есть замечательный музей деревянного зодчества "Витославлицы".
4
 
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 37381
Интересная поездка выходного дня. Мне было интересно. Экзотика для меня.
4
 
Ответить
Раман
Благодаря местным властям, которые смогли сохранить хоть что-то от древней архитектуры, сегодня мы можем видеть на фасадах храмов древние руны, дохристианские кресты в круге (такие есть как на храмах так и на одной из крепостных башнях). Такое ни везде можно увидеть. Жаль, что многое кануло. Старый Новгород прекрасное место! Кстати в городе Юрьев-Польский есть храм где ни все фасады успели залепить христианскими мотивами и лепниной (фото прилагается). Кое-где остались китоврасы, львы, да сказочные славянские птицы.
6
1
Ответить
   
автор
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 776
9930850
Недалеко от Юрьева монастыря есть замечательный музей деревянного зодчества "Витославлицы".
Знаю, были там в мае 2008.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
1
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Не повезло.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
Евгений
Москва
Город старый и для России исторический. Гостиничный фонд города удручающий. Нормальных гостиниц нет. С этим там очень плохо, к сожалению.
1
 
Ответить
    
Улан-Удэ
Сообщений: 52
Не ВМВ а ВОВ - Великая Отечественная Война. УЖД жаль если на металлолом растащат...
1
4
Ответить
Александр
Великий Новгород
Сам из Новгорода.... Разворовали весь город, разруха везде, работы нет кроме "химии", малый бизнес задушили наглухо,дороги как на танковом полигоне причем чем дальше от города в глубинку ,тем хуже. А так по сабжу, город красивый есть чего посмотреть. Один из самых старых городов России
2
1
Ответить
DEEBOR
Екатеринбург
Дорогая поездочка вышла...во сколько встал ремонт, если не секрет?
 
 
Ответить
   
автор
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 776
DEEBOR
Дорогая поездочка вышла...во сколько встал ремонт, если не секрет?
221000. Здесь подробности
Накрылся дизель
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром