Из Казани на Таганай через Пермский край

18.01.2019 | 12882 просмотра

Всем добра!

Август 2018. Август — пора отпусков. Хотели куда подальше (на Алтай, к примеру), но бюджет подвел. Решили куда поближе, но чтоб насыщенно. В радиусе 1000 км от Казани кроме Урала, в общем-то, и ехать некуда. Так и решили. Осталось маршрут продумать.

Вроде бывали уже и в Пермском крае, и в Челябинской. Но как-то неполноценно всё, галопом, однако и этого было достаточно, чтобы понять, что места шикарные. Вот и решили изучить более подробно.

Видеоотчет (в четырех частях):

Маршрут был таков: доезжаем до Перми, фоткаемся на набережной, едем в Музей лагеря ГУЛАГа, несколько дней тусуемся в Усьве, отправляемся в Кунгурскую пещеру, из Кунгура двигаем в Челябинскую на Таганай, где оставляем машину и отправляемся в пеший поход. Собственно, всё как и хотели: интересных пунктов в пути очень много, больших расстояний нет.

Времени было без малого две недели, так что ехать можно было вальяжно, не торопясь. Вот и решили поэкспериментировать и вместо того, чтобы ехать по нормальной дороге через Челны, поехали через Малмыж (Кировская область). Как оказалось, эта дорога большей частью щебенка, дебри жуткие, но есть в таких местах какая-то своя романтика. В утренних сумерках одинокие деревья и коряги на опушках глухих лесов приобретают какие-то особенные мистические очертания.

Всякий раз, проезжая Кировскую область, обращал внимания на местные леса, они словно заколдованные, как будто именно в них и происходили все события русских сказок. Но именно в предрассветном тумане это ощущается сильнее всего.

Ехали до самого рассвета, пересекли Вятку по наплавному мосту. Остановились на ночлег.

Поспали пару часов. Утро, слепни… Очень много слепней. В дальнейшем слепни стали неотъемлемым атрибутом этой поездки. Днем спасения от них не было, можно было только привыкнуть и принять всё как есть =)

Вечером прибыли в Пермь, сфоткались на набережной и двинули дальше…

Уже в темноте нашли более-менее уединенное место неподалеку от какой-то деревни на берегу Чусовой, кинули палатку и заночевали.

Утром, вдоволь накупавшись, мы привели себя в порядок и прибыли к одному из ключевых пунктов нашего путешествия — музей лагеря ГУЛАГа, что расположен в деревне Кучино.

Мемориальный комплекс политических репрессий «Пермь 36» — очень жуткое место со страшной историей, которая чувствовалась даже в ясный солнечный день. В лагере было два участка: особого и строго режима. Участок особого режима был организован на территории некогда бывшей лесопилки, остатки которой сохранились и по сегодняшний день.

Участок строго режима расположен по дороге чуть ниже основного. Заключенных отбывавших срок в этом участке иногда выпускали на прогулку в так называемый прогулочный дворик размером 2*2 метра с колючей проволокой наверху:

Примечательно, что на входе/выходе из музея можно приобрести магнитики и брошюрки, так что, если кто соберется посещать, есть возможность привезти домой магнитик с Зоны.

А далее наш путь лежал в Усьву, куда мы благополучно добрались ближе к вечеру. Палатку поставили в живописном месте, недалеко от дороги на заброшенный рудник (на который мы в итоге так и не поехали). Так закончился третий день нашего путешествия.

Утром четвертого дня мы оставили разложенную палатку и отправились шататься по самому поселку. Очень красивые места: необычный холмистый ландшафт, скальники; быстротечная река разделяет поселок надвое, остатки старинного моста… Есть в Усьве какая-то своя магия, своя атмосфера.

Купание в местной одноименной реке отдельная тема. Это самое настоящее джакузи, только в дикой природе!

Во второй половине дня мы направились в Каменный город, который расположился в пяти минутах езды от Усьвы. Пешая тропа к Каменному городу длилась всего около 2 км, так что мы успели обернуться до темноты. Зрелище монументальное:

Вечером мы вернулись в наш лагерь и провели еще одну ночь в Усьве. Пятый день начался точно так же, как и предыдущий — с водных процедур (слишком уж всем понравилось).

Далее в наших планах лежало посетить Усьвинские столбы. Вдруг, начиная с обеда, погода стала хмуриться: ливень, гроза, ветер. Благо продолжалось это всё недолго. Мы решили не менять курс, а заранее сложить лагерь и отправиться искать нужный путь.

В поисках тропы к Усьвинским столбам наткнулись на толпы туристов (как оказалось, весьма популярное место среди сплавщиков), которые объяснили дорогу.

Тропа длиной 5 км проходит вдоль берега реки Усьвы. Чем ближе к столбам, тем живописнее природа вокруг. Местами мы шли размытой от дождя тропкой, перешагивая корни деревьев, а где-то тропа превращалась в широкую дорогу. Примерно посередине пути мы вышли на непонятную площадь, выстланную небольшими бетонными блоками (может, кто-нибудь знает, что это, пишите в комментах):

И вот на горизонте появился Чертов палец (одна из скал Усьвинских столбов), оставалось недолго. Дорога свернула в сторону, и начался подъем. Пришлось немного полазать. Наверху нас ждала небольшая площадка, с которой открываются потрясающие виды:

Кстати, место весьма популярное, именно здесь проходили съемки фильма «Географ глобус пропил». Кто-то даже прикрепил к дереву знаменитый кадр из фильма.

Возвращались к машине уже в поздних сумерках. Дождь шел чаще и чаще… Так мы покинули Усьву.

Изначально наш маршрут подразумевал заезд в деревню Кын-завод. Да что-то непогодилось. Перспектива спать в уже насквозь отсыревшей палатке не очень-то радовала. Так было принято решение отправиться сразу в Кунгур и снять хостел. Как только выехали из Усьвы (дорога шла в гору), сотовая связь заработала (в поселке сети не было), и мы успешно забронировали хостел за 300 руб. в сутки.

Начался шестой день. Нормально отоспавшись, решили не медлить и сразу же отправились в Кунгурскую ледяную пещеру. Вход в пещеру окружен небольшим парком, в котором можно увидеть большое количество выполненных из дерева персонажей русских сказок.

Экскурсия по пещере обошлась нам по 700 руб. с человека. Дороговато, но оно того стоило. В пещере очень много подземных озер, огромных гротов, а хорошо организованная подсветка подчеркивает общую атмосферу подземного царства.

Далее нас ждала дорога до Златоуста. Правда, прогуглив про окрестности, решили заехать на камень Ермак, полюбоваться в последний раз видами Пермского края.

В Челябинской области заночевали в машине, не доезжая 50 км до Златоуста. Временами шел дождь.

Следующий день был «разгрузочным». В Златоусте мы заселились в гостевой дом «Домашний», где и отдыхали целые сутки. Это была, пожалуй, самая комфортная ночевка среди всех моих путешествий. Полноценный номер в гостинице: зомбоящик, холодильник, мини-кухня с микроволновкой и плитой, санузел и душ! Всё это за 400 руб. с человека (1200 руб. за номер)! Больше такого нигде не видел.

Утром восьмого дня мы въехали на территорию национального парка Таганай. Всё очень цивильно (даже слишком): парковка, сувенирка, хорошая администрация… Там же придумали пеший маршрут (девушка из администрации всё объяснила), который должен был занять по нашим расчётам 4 дня. Карта выдается бесплатно на группу.

К вечеру мы отправились в поход. На территории парка имеются кордоны, где можно заночевать в своей палатке (30 руб.), арендовать домик, подзарядить телефон и т.д. Но мы решили уединиться и поставили палатку поодаль от первого приюта на нашем пути «Белый ключ», о чем потом пожалели. Утром, когда пришло время готовить завтрак, мы столкнулись с полным отсутствием дров. Дров в округе нет вообще, видимо, огромные потоки туристов всё сжигают (не мы одни такие умные), а егерь не продает дрова, если не стоишь на официальной стоянке. Так что пришлось обломаться.

К обеду мы оставили вещи у егеря и отправились подниматься на «Двухголовую сопку» — это одна из основных вершин горного массива Таганай. Подъем достаточной простой: начинается лестницей, затем тропы, местами курумы. Виды открываются потрясающие:

На последнем фото видно Каменную реку. Каменная река это такой огромный курум на равнине протяженность около 6 км. Обратной дорогой мы посмотрим его вблизи.

Спустившись вниз, мы забрали вещи с кордона и добрались до приюта «Гремучий ключ». На «Гремучем ключе» остановились уже на территории егеря и купили дрова. Охапка дров обошлась нам в 100 руб., но этого достаточно, чтобы приготовить еду утром и вечером.

Начинался 10-ый день нашего путешествия. Утром в нашем лагере появилась лиса. Видимо, животные на Таганае настолько привыкли к туристам, что совсем не боятся людей. В общем, лиса оказалась почти ручной, туристы подкидывали ей еду, на которую она и рассчитывала =)

А нас тем временем ждал переход в 7км к приюту «Таганай» и подъем на Круглицу (самая высокая вершина на Таганае — 1200 м). Чем дальше вглубь парка мы продвигались, тем меньше становилось туристов и тем живописнее места открывались вокруг. Дорога до приюта «Таганай» проходит через «Откликной гребень». Собственно, вот он:

Добравшись до пункта назначения, мы решили арендовать армейскую палатку с лежаками (наши совсем отсырели). Эта палатка заменяет полноценный домик, которому не страшен никакой дождь, а стоит всего лишь 150 руб. с человека. В общем, мы расположились и отправились подниматься на Круглицу. Это было самым ярким событием за всё путешествие.

Подъем на Круглицу оказался весьма непростым и представлял собой курум из огромных и шатких валунов, по которым нам предстояло карабкаться. А туманная погода в сочетании с низкими облаками и вечерними сумерками добавляла в это мероприятие особую атмосферу таинственности.

Вскоре после начала подъема мы оказались над облаками. То были незабываемые ощущения.

На вершине горы оказалось плато из таких же огромных булыжников. И, конечно же, открывались сказочные виды всего Таганая.

После небольших приключений мы вернулись в лагерь и заночевали в комфортной палатке. На следующий день нас ожидал обратный путь к машине через Каменную реку.

Путь был непростым, мы попали под проливной дождь и промокли до нитки, полпути шли практически по воде. Прямая тропа от приюта Таганай до парковки парка длится порядком 15 км. На ней нет кордонов, так что негде спрятаться от дождя. Впрочем, оно того стоило, виды Каменной реки с лихвой окупили затраченные усилия.

Вечером того же дня мы были уже у машины, где устроили пиршество под крышей одной из беседок на территории парка. Ночевали в машине, измотались настолько, что проспали сидя 8 часов =)

В 12-ый день мы отправились в сторону дома. На дорогу ушло около 14 часов размеренной езды с остановками на отдых и прочее.

Кстати, это было мое последнее путешествие на Chery Tiggo, который достойно (или почти достойно) всё выдерживал. В следующий раз мы отправимся в дорогу на новеньком Ларгусе…

Вот, собственно, и The End :) Обязательно напишу отчеты о других путешествиях!