|
Идея этого путешествия зародилась сильно заранее, еще в конце 2017 года. Вообще, мы с женой очень любим различные поездки, но рождение трёх детей надолго сделало нас сильно осёдлыми людьми. Но дети росли, мы ждали, мечтали, подбирали варианты и, наконец, решились.
Для поездки было выделено две недели, больше мы позволить себе могли. То, что поедем на машине, стало ясно сразу после того как мы ознакомились с ценами на авиабилеты. Машина у нас самая простая, народная Лада Гранта, купленная в 2013 году. На момент поездки пробег был около 75000 км, техническое состояние не внушало опасений, всё, что нужно, было обслужено, заменено, заправлено и т.д.
В Грузии раньше никогда не были, поэтому ориентировались на отзывы путешественников, в том числе и на этом сайте. Обязательно было решено побывать в Тбилиси, после чего съездить на море (это для детей). Поскольку опыта дальних поездок с маленькими детьми у нас к тому моменту ещё не было, маршрут разбили на комфортные отрезки, по времени не превышающие 12-14 часов пути, со всеми остановками.
По плану, в первый день доезжаем до Ростова-на-Дону, ночуем, отдыхаем. Вторая ночевка предполагалась во Владикавказе, после чего рано утром мы должны были отправиться на штурм границы. К сожалению, ехали мы в самое пиковое время — в начале августа. Но другой возможности у нас не было, поэтому к прохождению границы я морально готовился заранее, и иллюзий по быстрому проникновению в Грузию не было. Забегая вперед, скажу — так и оказалось.
Состав экспедиции — я, жена Юля, старший сын Лев (9 лет) и двойняшки Витя и Лида (по 4 года). Я за рулём, старший сын сидит впереди, жена с двойняшками сзади. Все дети пристегнуты в автокреслах. Тесновато, но все поместились. Основной минус гранты тут, что некуда сложить вещи для задних пассажиров — нет карманов в дверях, нет никаких ниш или полочек. Ну, да откуда они тут возьмутся. В общем, наш девиз: в тесноте, да не в обиде. Спасает ситуацию то, что на дворе не зима и на нас нет зимней одежды, а также то, что жена стройна как кипарис, поэтому легко помещается между двумя детскими автокреслами. Однако эта поездка всё-таки окончательно убедила меня, что на будущее нам нужна машина побольше.
День первый
Выезжаем рано утром 11 августа в субботу. Вещи собраны заранее и сложены в багажник — он в гранте большой, так что решили в плане одежды себя не ограничивать, брали всё, что может пригодиться. Выезжаем на трассу М2 и едем до Тулы, после чего, проехав через ещё спящий город, сворачиваем на М4. Это основная дорога на юг, на календаре август, да ещё и суббота, и это значит, что вся страна едет на море. Едет, естественно, по М4, поэтому движение очень плотное, даже рано утром. Впрочем, пробок ещё нет, они ждут нас впереди.
Трасса М4 известна большим количеством платных участков, поэтому, чтобы не терять время на пунктах оплаты, я заранее купил транспондер. Штука оказалась очень полезная и сэкономила нам, помимо денег, ещё довольно много времени, поскольку позволяет проезжать не через общую очередь, а через выделенные для машин с транспондерами полосы. Заранее скажу, что на всю дорогу туда и обратно со счёта списалось примерно тысяча рублей. Вполне приемлемо, на мой взгляд. Про саму трассу писать подробно смысла нет, упомяну лишь, что на сегодня это одна из лучших автодорог России, хотя, конечно, и она не идеальна. Очень хорошее качество асфальта в Московской, Тульской и Липецкой областях. В Воронежской похуже, Ростовская область на последнем месте. Но везде минимум четырёхполоска (кроме участка между Лосево и Павловском), а это значит нет необходимости выходить на обгоны, это значит безопасность, а это я ценю очень высоко.
Вообще, отвлекаясь, именно такого уровня должны быть по умолчанию все федеральные трассы. Это позволило бы сохранить многие тысячи жизней каждый год, ибо народ бьётся друг об друга со страшной силой. Везде нужны минимум чётыре полосы и отбойники, желательно бетонные.
После проезда объездной Воронежа проверили состояние дороги впереди по картам. Впереди нас ждало Лосево. Про пробку в этом селе хоть раз слышал каждый едущий на юг летом. Стояние в ней может отнять до 4-5 часов времени, и единственная возможность избежать этого, либо проезжать это место ночью - рано утром, либо искать пути объезда. Поскольку на часах было уже за полдень, пробка впереди образовалась приличная. Мы решили объезжать, но не по обочине, а по параллельным дорогам через деревни, ибо придерживаемся принципа — лучше плохо ехать, чем хорошо стоять. Обочинщиков, кстати, презираю. На этот раз дорожники даже заблаговременно установили большой щит с предложением не переться в пробку и объезжать по второстепенным дорогам. Большинство, впрочем, этим советом пренебрегает. Мы же свернули по указателю на Средний Икорец, далее на Лиски, потом курс на Россошь, и, в итоге, вышли снова на М4 в районе Богучар. По времени объезд занял часа 2, дорога вполне нормальная (местами не очень), ехать нужно внимательно, чтобы не попасть в яму, но главное, там очень низкий трафик, никаких проблем с обгонами, есть заправки, магазинчики, вся необходимая инфраструктура. В общем, смело рекомендую этот маршрут по пути на юг, если на основной трассе пробки.
К вечеру доехали до первого пункта ночевки — хостелу «Аксай», в одноименном городе. Предварительно заехали в местную Ленту, пополнили припасы. Хостел бронировали заранее на букинге. Расположен он какой-то заброшенной промзоне, но территория самого хостела вполне обустроена.
Номера небольшие, но всё необходимое есть, включая душ и туалет в номере, миникухню, набор посуды и кондиционер. Обстановка из Икеи, что вполне норм. Не понравилось, что в номере не было шампуня, но это можно пережить или просто купить шампунь на ресепшене. Кстати, там можно купить и приготовленные в горшочках блюда — плов, борщ, жаркое и что-то ещё. Цены вполне божеские, приготовлено вкусно, нам, во всяком случае, понравилось. В общем, как место промежуточной ночёвки по пути на юг хостел вполне подходит. Когда заселялись, других проживающих почти не было, а утром, когда уезжали, поразились, сколько машин стоит на парковке. Видимо, основной контингент проживающих приехал ближе к ночи, когда мы уже отрубились.
День второй
Встаём очень рано, в 4 утра мы уже в дороге. Я считаю, что утренние часы самые лучшие для путешествия. Уже светло, а машин на дороге ещё почти нет, все спят. Поэтому стараюсь проехать как можно больше именно в эти утренние часы. Семейство быстро отрубилось досматривать сны.
Всё же движение на трассе нельзя назвать слабым даже рано утром. Народ едет на море. Довольно быстро доезжаем до развилки и сворачиваем на трассу М29 «Кавказ». Основной поток машин уносится дальше, в сторону Черного моря, а мы километров 10 едем вообще в полном одиночестве. Вскоре начинают попадаться редкие машины, но интенсивность движения пока очень низкая.
Цель сегодняшнего дня — Владикавказ, где нас ждёт отдых и сон перед прохождением границы. Дорога двухполосная, но едется пока вполне сносно. Пейзаж ещё вчера сменился на типичный южный, с бесконечными полями кукурузы и подсолнечника. Направление движения на Тихорецк — Кропоткин — Армавир. Постепенно слева начинает вырастать холмистая гряда, как бы намекая на предстоящую встречу с горами. Но пока, если честно, не очень верится, что вечером вокруг нас будут настоящие ГОРЫ.
В Невинномыске заправляемся на Роснефти, заодно перекусываем. Рядом с нами заправляется пожилой мужчина на Оке с питерскими номерами. Ока с прицепом, явно видавшая виды, вся обклеенная наклейками с названиями разных городов. Сразу видно, бывалый путешественник. Перекусив, отправляемся дальше.
Вскоре подъезжаем к Минеральным Водам и Пятигорску. Пейзаж как-то сразу меняется с более-менее равнинного на горный. Также резко меняется трафик, машин становится больше в разы. Объездная Пятигорска обросла многочисленныими рынками и магазинами, а поскольку день воскресный, народ активно в них закупается. В итоге, движение еле тянется, временами вообще встаём. Но длится это недолго, вскоре покидаем сферу притяжения Пятигорска и опять ускоряемся. Въезжаем на территорию Кабардино-Балкарской республики. Вокруг множество фруктовых садов, яблони, груши, абрикосы. Видно, что фрукты выращивают здесь в промышленных масштабах. Вдоль дороги местные жители продают то, что выросло в их садах. Решаем остановиться и прикупить немного витаминов. Покупаем очень вкусные сливы, малину, ежевику, груши, персики. Цены вполне умеренные, но не задаром, естественно.
Заметно изменились и реки, став такими, типично-горными. Т.е. вместо выраженного русла с берегами, как на большинстве равнинных рек, здесь просто размытое место, по которому бежит поток воды. Вокруг огромное количество камней, различных размеров, которые вода притащила сюда с гор. Именно такой пейзаж почему-то необъяснимо притягивал жену для фотосессии, поэтому решили остановиться возле одной из таких рек и посмотреть на неё вблизи. Вода течёт ледяная, и это в августе!
После небольшой фотосессии решили прихватить несколько камешков с собой, на память. У нас недавно появился земельный участок, который мы обустраиваем, в меру сил, а для создания красоты камни незаменимы. В итоге, набрали их в багажник столько, что машина здорово просела. Я хотел было воззвать к разуму и сказать, что тащиться в Грузию с камнями в багажнике несколько нелепо, но в итоге просто махнул рукой и присоединился к сборщикам камней. Так камни с нами и пропутешествовали в итоге.
Постройки местные, кстати, все из камня, поскольку здесь это самый доступный строительный материал. Из дерева зданий не видели, что тоже объяснимо, всё же не Владимирская область. В принципе, едем уже не спеша, любуясь видами, которые уж очень хороши. На этот день нам предстоит проехать всего около 700 км, так что особо не торопимся, в гостиницу должны приехать довольно рано. Проезжаем через различные деревеньки, дорога, кстати, довольно хорошая.
Вскоре въезжаем в республику Северная Осетия. На въезде стоит довольно внушительный блокпост, охраняют который люди в бронежилетах и с автоматами. Всё серьезно, я даже поискал взглядом БТР, так как смотрелся бы он здесь очень уместно. Нас остановили, осмотрели бегло машину и пассажиров, спросили, куда едем. Потом попросили отогнать машину в сторону и пройти с документами в здание блокпоста. Там зачем-то отсканировали мой паспорт и водительские права, пока жена и дети ждали в машине. Я так понимаю, делается это во имя борьбы с террористами, причем такой процедуре подвергаются все приезжие в республику. Местные проезжают свободно.
Вскоре едем дальше. В местных сёлах бродит довольно много живности: коровы, овцы, куры. Причём горные коровы заметно отличаются от равнинных. Бродят они везде совершенно свободно с совершенно невозмутимым видом. Но вскоре был замечен ослик! Он почему-то привёл в совершенный восторг мою жену, и она захотела его пофотографировать. Очередная фотоостановка, ослик запечатлён, ура!
Скоро приезжаем во Владикавказ. Отель наш расположен на окраине, поэтому проезжаем через город, разглядывая его.
Город очень зелёный, центр неплохо обустроен. На центральной площади стоит памятник китайским добровольцам, воевавших на стороне красных в гражданской войне на Кавказе. Я про этот факт истории знал, поэтому не удивился, в жизни бывает и не такое.
Гостиница наша называется отель «Диамонд». Бронировал я её также на букинге, сильно заранее. Гостиница нам понравилась, внутри неплохой ремонт, персонал очень доброжелательный. Опять-таки всё необходимое для жизни есть. Из недостатков — расположена она на отшибе, вокруг промзона, бегает довольно много крупных собак. Те, что возле гостиницы, неагрессивные, а вот когда я пошёл пешком в поисках магазина с продуктами, то был очень недружелюбно встречен стаей блохастых, охранявших какой-то склад. Ну да ладно, в принципе, это мелочи. Поужинав, и приняв душ, отправляемся спать, завтра нас ждёт Грузия!
День третий
Встаём, как и накануне, очень рано, грузимся в машину и отправляемся. От Владикавказа до границы с Грузией совсем недалеко, поэтому через полчаса мы уже останавливаемся. Но не возле пропускного пункта, а в хвосте огромной пробки. В общем-то, именно в пробке мы и провели почти весь день. Вызвана эта пробка огромным количеством машин, проходящих границу, поскольку сейчас пик туристического сезона. К прохождению пробки я готовился заранее, постоянно мониторил группу вконтакте, посвященную ситуации на КПП «Верхний Ларс».
По отзывам людей, среднее время прохождения составляет 10-12 часов. Движение в пробке рваное, хаотичное. Стоишь по 20-30 минут без движения, потом продвигаешься вперёд на 50-100 метров. Много людей спит за рулём, и именно в этот момент, когда очередь впереди поехала, в образовавшийся разрыв, как шакалы влезают самые наглые. Лезут как со встречки, так и с обочины. Поэтому спать не надо, дистанцию до передней машины лучше держать минимальную, сантиметров 10-15.
Стоим в пробке. Очередь впереди на 10 километров.
Я выспался, поэтому чувствовал себя бодро, а вот многие соседи по пробке спали, видимо, приехав сюда прямо с трассы, проведя весь день за рулём. Вскоре рассвело и стали видны очертания гор вокруг нас. А ведь в красивом месте стоим! Детям быстро наскучило сидеть в машине, и они с женой отправились изучать окрестности. Рядом протекает река Терек, вот по берегу они и бродили, рассматривали камешки, играли.
С утра было как-то прохладно...
Я тем временем потихоньку продвигался вперёд в очереди. По встречке довольно часто проносятся машины с осетинскими номерами, их останавливает экипаж полиции, но почти всегда после краткого разговора их пропускают. Я так и не понял, то ли это местные жители, живущие в Нижнем Ларсе, то ли работники таможни или торговых точек, расположенных возле КПП, то ли просто самые наглые. Впрочем, некоторых разворачивали обратно, в хвост очереди.
Само стояние, конечно, унылый процесс, но в ходе познакомился с соседями по пробке. Впереди стояли грузины, едущие из России навестить родину, позади семья армян, на машине с питерскими номерами, едущие транзитом через Грузию дальше в Армению. Им вообще не позавидуешь, так как дорога у них получается больше, чем время, проведенное собственно в Армении.
Постепенно, из-за очередного поворота дороги, показывается российский пропускной пункт. Рядом с ним расположены несколько магазинчиков, обменных пунктов, мест, где продают автостраховку. С марта этого года для всех иностранных машин, въезжающих в Грузию, ввели обязательную страховку, вроде нашего ОСАГО. Суть в том, что если ты повредишь машину какого-нибудь грузина, то страховая возместит ему ущерб. Это, конечно, правильно, но что будет, если повредят твою машину, нигде не сообщается. Видимо, договариваться на месте и взывать к совести виновника, поскольку для самих грузин наличие страхования не обязательно. Почему так, непонятно. Впрочем, слава богу, с нами во время пребывания в Грузии никаких автопроисшествий не случалось.
Поскольку на руках у нас нет грузинской валюты, решаем обменять в одном из обменников небольшую сумму на лари. Небольшую потому, что тут, возле границы, курс самый невыгодный. Посылаю жену, а сам тем временем почти подъезжаю к воротам КПП. Волнуюсь, успеет ли вернуться жена с детьми и не придется ли мне провести отпуск в одиночестве, но жена успевает ))).
Итак, въезжаем на пропускной пункт «Верхний Ларс». Смотрю на часы — от начала пробки прошло 12 часов! Я за год столько не набираю, в обычном режиме ))) На самом КПП нас надолго не задерживают. Проходим довольно формальный осмотр, таможенники проверяют паспорта, задают несколько вопросов и всё, можно ехать дальше. Если честно, камни в багажнике меня довольно сильно беспокоили, в том смысле, что таможенники не поймут, вернее не поверят, зачем мы их везём и решат, что внутри какого-нибудь из камней спрятан тайник с наркотиками или ещё чем-нибудь запрещённым. Но обошлось, на камни даже не взглянули. Но радоваться ещё рано. Впереди у нас нейтральная территория, растянувшаяся на три километра и проходящая через два тоннеля в горах. На прохождение нейтралки ушло ещё два часа.
Пробка на нейтралке, вид на тоннель, ведущий в Россию.
Так долго стояли потому, что встречный поток (из Грузии) наглухо забил один из тоннелей (обе полосы) и движение по нему стало просто невозможно. Обстановку на нейтральной территории никто не регулирует, люди предоставлены сами себе, вокруг хаос и анархия. Видел, как у людей просто не выдерживали нервы, и они готовы были вцепиться друг в друга. Хотя пара патрулей, регулирующих движение через тоннели, могла бы решить большую часть этих проблем.
Кое-как добрались до грузинской территории! Грузины вообще нашу машину не смотрели, проверили документы, спросили наличие страховки и всё. Пару минут эта процедура заняла, не больше. Почему-то пассажиры проходят границу отдельно от водителя, в отдельном здании. Там также формально смотрят документы и всё. Воссоединяемся на грузинской территории, немного переводим дух, и едем дальше. Задерживаться некогда, ведь всего мы потратили на границе больше 14 часов! Уже вечер, скоро начнёт темнеть, а ведь нам ещё надо добраться до Тбилиси. Поэтому только вперёд.
Говорят, театр начинается с вешалки, а первое впечатление о стране у меня складывается от дороги, которая нас встречает. Дорогой назвать то, что начинается сразу после грузинского КПП, язык не поворачивается. Совершенно разбитая, без признаков асфальта, не поддающаяся описанию грунтовка. Я в курсе, что её периодически размывает, с гор сходят сели и всё такое, но Грузия не единственная горная страна в мире. Не знаю, есть ли ещё где-то такое безобразие. Перед поездкой много читал о Грузии, и сложилось впечатление, что власти страны заботятся о своём имидже в глазах туристов. Если так, то с дорогой явно надо что-то делать, это какой-то позор. Впрочем, этот ужас длится недолго, пару километров, потом начинается вполне сносный асфальт.
Виды за окном начинаются просто сказочные. Грузинские горы очень красивые! Необыкновенно красивые! Начинаю понимать, что не зря мы проходили через весь этот кошмар на границе. Дорога начинает идти на подъем, петляя по серпантину, взбираясь на Крестовый перевал. Там находится арка Дружбы Народов авторства Церетели и отличная смотровая площадка. Но времени задерживаться совершенно нет, хочу до наступления темноты (а она в горах всегда приходит внезапно) спуститься на равнинную часть. Ещё на границе мы установили связь с хозяйкой забронированной квартиры, которая сообщила, что она сейчас не в Тбилиси, но оставила телефон своего помощника, Кобы, который и должен нас встретить.
Темнота застаёт нас километров за сто от Тбилиси. Горную часть мы уже миновали, так что спокойно катимся в общем потоке машин. Я немного опасаюсь, как мы доберемся до нужного нам адреса. В поездках по России мы пользуемся навигатором с закачанными на него картами Навител. Но карт Грузии у нас для него нет, решили на этом пункте сэкономить. В качестве навигатора я собрался использовать бесплатную программу Maps.me с заранее закаченными туда картами Грузии. План был хорош, но только в теории. На практике, Maps.me как навигатор для машины оказался просто ужасным. Почему-то постоянно терял спутники, курсор съезжал куда-то в сторону и прочие приколы. Надо было мне заранее, ещё в России, как следует его протестировать, но почему-то я решил, что всё будет хорошо. В итоге мы едем в темноте, в чужой стране, по незнакомой дороге с ненормально работающим навигатором. Хорошо, что я заранее выучил маршрут, примерно знаю, где и куда сворачивать и могу ориентироваться по указателям. Но на будущее я урок учту.
Въезжаем в Тбилиси. Время десятый час, движение в городе очень оживлённое. Грузины довольно лихо ездят, постоянно обгоняют друг друга, сигналят и вообще, к ПДД относятся с большим пофигизмом. Моя семья уже уснула в машине, я тоже довольно несвежий, в голове одна мысль — как бы не заблудиться. Еду, как будто вчера получил права — вцепившись в руль с выпученными глазами, считаю оставшиеся километры до ночлега. Впрочем, постепенно и, как мне кажется, довольно быстро, я всё-таки добираюсь до последней контрольной точки в моей голове. Наша квартира находится совсем рядом, до неё не больше 200 метров. И вот на этих последних метрах я и заплутал. Свернув, как мне казалось, в нужный двор, я понял, что свернул не туда. Проезд перегорожен шлагбаумом, а его там быть не должно. Во дворе тесно, не развернуться, сзади меня уже подпирает другая машина. Кое-как выезжаю задним ходом на дорогу, лихорадочно соображаю, куда надо ехать. Еду, как мне кажется, в нужном направлении, но вскоре понимаю, что опять заехал не туда.
После ещё нескольких неудачных попыток сориентироваться звоню Кобе, но он ничем не может мне помочь, кроме того, что ждёт меня, как договаривались. На часах одиннадцать. Приходится прибегнуть к помощи местных жителей. На русском языке обращаюсь к прохожим с просьбой объяснить, куда мне ехать. И о чудо! Хотя первый прохожий нужного мне адреса не знал, но уже второй начал что-то объяснять. К сожалению, по-русски он говорил плохо, хотя и понимал меня. Видя, что я ничего не понимаю из его слов, он просто довёл меня пешком до нужного дома. Оказывается, он был совсем рядом, и в темноте я просто не заметил въезд во двор и несколько раз проехал мимо. Тут же во дворе обнаруживается Коба с компанией местных жителей. Я возвращаюсь к машине, сажусь за руль и через минуту уже заезжаю в нужный нам двор. Коба отдаёт нам ключи, показывает квартиру, мы заносим часть вещей внутрь и проваливаемся спать. Всё остальное завтра, главное мы добрались!
День четвёртый. Знакомство с Тбилиси
Отоспавшись, просыпаемся в хорошем настроении. Решаем организовать завтрак на скорую руку и поскорее отправиться знакомиться с городом. Выхожу во двор и вижу Кобу, который, оказывается, работает пекарем и печёт лепёшки прямо во дворе в тандыре. Лепёшки прямо с пылу, с жару, рука не терпит. Возвращаюсь домой и рассказываю о лепёшках. Тут же дети подрываются за ними (1 лари, кстати), и через 5 мин мы уже завтракаем свежайшим, очень вкусным хлебом и сахарным арбузом. Лепёшка слегка солоноватая, арбуз сладкий, сочетание просто отличное! Одной лепёшки как раз хватило нам на всех.
Заодно осматриваюсь в квартире, вчера было не до этого. В общем, в нашем распоряжении довольно тесная, но двухкомнатная квартира, с необычной планировкой. Вход в неё отдельный, прямо со двора. Нужно подняться по крутой лестнице снаружи здания на третий этаж, открыть дверь и войти в, не знаю, как назвать, предбанник, что ли. Там стоит стиральная машина, роутер и находится входная дверь в наши апартаменты, а также в ещё одну квартиру.
Вид на дом, где мы жили. Лестница ведет прямо к нашей двери.
Войдя в нашу дверь, вы не окажетесь в самой квартире, а увидите винтовую лестницу вверх ещё на один этаж, поднявшись по которой вы окажетесь, наконец, в самой квартире. Подниматься (и особенно спускаться) надо очень осторожно, чтобы не свалиться и не сломать что-нибудь. В нашей квартире есть маленькая спальная с очень скрипучей кроватью и полуразвалившимся шкафом ещё советской постройки. В основной комнате расположены два дивана, также очень древних и полуразвалившихся, кухонька и вход в душ, совмещённый с туалетом. Кстати, во всех грузинских жилищах, в который мы останавливались, без исключения, мы видели именно такой вариант обустройства душевой — совмещенный с унитазом. Система слива душа — дырка в полу. Мне очень это не понравилось, потому, что не предусмотрено никакого барьера между душем и туалетом, в итоге, когда моешься, вода растекается по всему полу, который потом остается мокрый. В итоге заходишь в туалет, например, после того как кто-нибудь принял душ, и ноги у тебя мокрые. А пол скользкий, кафельный. В общем, античеловеческая какая-то система. На кухне тоже бардак, если честно. Первая квартира, в которой я не нашёл минимального набора для комфортного проживания — тарелок, вилок, ножей, чашек, стаканов. Что-то разрозненно есть, но всё какое-то пожёванное, затёртое, старое. В общем, незачёт полнейший. Жене, правда, понравилось, антураж, говорит, колорит. Ну, не знаю, кому и кобыла невеста.)) Хорошо, что мы люди не избалованные комфортом и приехали гулять по городу, а в квартиру планируем приходить только ночевать. Справедливости ради надо сказать, что в квартире есть кондиционер, но нам он не пригодился, так как было не жарко.
В общем, выходим на улицу после завтрака и отправляемся в нашу первую прогулку по городу. Изначально было решено машиной в Тбилиси не пользоваться, а максимально ходить пешком, пользоваться общественным транспортом, в первую очередь метро, которое тут, к счастью, успели построить до распада СССР. Выходим на улицу Виктора Долидзе и двигаем в сторону улицы Мераба Коставы. Заодно бросаем взгляды на окружающие нас пейзажи. Район для проживания мы выбрали не туристический, а самый что ни на есть народно-грузинский. Здания вокруг давно требуют ремонта, во всяком случае косметического. Множество торговых точек на улице, в основном торгующих разнообразной едой и продуктами. С голоду тут точно не умрёшь. Обозревая окрестности, постепенно спускаемся к Площади Героев. Она названа так в честь погибших в войнах за независимость грузин в 20-21 веке.
В районе той площади за нами увязалась уличная собака, довольно дружелюбно нас провожавшая долгое время. Собака, кстати, хоть и уличная, но с чипом в ухе, значит учтённая, и скорее всего, стерилизованная.
Под площадью есть система подземных переходов, расписанная всевозможными граффити, некоторые довольно интересные. Пофотографировав, отправляемся дальше и доходим до здания большого концертного зала Тбилиси, или попросту грузинской филармонии. Там, естественно, проходят всевозможные концерты, но лично для меня здание имеет другую ценность — историческую. Дело в том, что здесь, еще в 1980 году проходил первый (или один из первых, как посмотреть) в истории СССР рок-фестиваль! Конечно, назывался он тогда по-другому, в духе советского официоза — «I всесоюзный фестиваль Молодежный музыки. Весенние ритмы-80». Несмотря на название, на сцене выступали будущие звезды рок- и поп-музыки СССР и России. Одним из организаторов выступала, например, такая известная впоследствии личность как Артемий Троицкий. Ну а одними из лауреатов конкурса стала команда «Машина времени», добившаяся там официального признания, что позволило им впоследствии выступать с концертами по стране. Выступал там и Борис Гребенщиков с «Аквариумом», не добившийся, впрочем, официального признания (зато добившийся неофициального). В общем, кому интересно, тут можно прочитать побольше.
Скульптура перед зданием филармонии.
Постепенно доходим до проспекта Шота Руствели. Возле памятника самому Шота, рядом со зданием академии наук Грузии, на улице торгуют различными сувенирами. Сувениры совершенно стандартные — картины, магниты, фигурки, и прочая дребедень. Но в одном месте глаз зацепился за интересную чеканку, явно авторскую. Разговорились с автором — Н. Рехвиашвили. Это пожилой уже человек, прекрасно говорящий по-русски, продаёт свои работы, а также картины своей жены. Оказывается, он бывал в нашем городе, естественно, ещё во времена СССР, вообще, по его словам, изъездил весь Союз. Так мы первый раз столкнулись с таким явлением — ностальгией грузин старшего возраста по давно ушедшим временам. Мы решили купить у него небольшую чеканку, изображающую фрагмент охоты.
Про сам проспект Шота Руставели много писать не буду. Это один из главных проспектов Тбилиси, его лицо и гордость. Всё очень красиво, но нас он не особо впечатлил, нечто подобное мы видели уже много раз, в других городах. Но, тем не менее, сделали несколько фото.
На главной площади Тбилиси — площади Свободы продают различные экскурсии, как по самому Тбилиси, так и в различные точки Грузии. Мы решили приобрести автобусный тур по городу, так как понимаем, что времени, отведенному нами на Тбилиси — 3 дня, катастрофически не хватит на полноценный осмотр. С автобуса всё-таки можно хоть крупными мазками охватить всю картину, понять, что тебе больше интересно, чтобы потом получше познакомиться с этим местом. Но экскурсию купили на следующий день, сегодня решили походить сами.
Отдохнув на площади свободы и перекусив мороженым, отправились к следующей цели — пешеходному Мосту Мира. Мост выделяется своей современной архитектурой, спроектирован итальянским архитектором Микеле де Луки и вызывает немало споров относительно того, уместна ли такая современная архитектура в городе с древней исторической застройкой. Моё мнение — конечно да! Мост выглядит очень легким, воздушным и, на мой взгляд, отлично вписывается в архитектуру центра Тбилиси.
Вид на Мост Мира со стороны парка Рике.
Перейдя по мосту мутную Куру, попадаем в парк Рике. Парк такой же молодой, как и Мост Мира — он появился в Тбилиси в 2010 году по инициативе беспокойного президента Михаила Саакашвили. В парке очень много цветов, молодых деревьев, различных инсталляций, современных детских площадок. Но сильнее всего притягивают взгляд две огромные «трубы» культурного центра, выходящие в центр парка и напоминающие два опрокинутых кувшина. В общем, этакий «хайтек» в центре города. Мне это тоже нравится, на мой взгляд, современная архитектура значительно омолаживает облик Тбилиси, очень ему к лицу. Внутри вроде находится современный концертный центр и какая-то галерея. А сам парк вместе с Мостом Мира и «кувшинами» культурного центра вместе составляют замечательную композицию. Говорят, по вечерам тут всё красиво подсвечивается, играет музыка, но, к сожалению, проверить это нам не удалось. Значит, в другой раз…
Вид на мост Мира из кабинки канатной дороги.
Дальше по плану подъём на канатной дороге на вершину горы Мтацминда, возвышающейся над центром Тбилиси. Подняться туда можно прямо из парка. Что приятно, канатка включена в систему городского транспорта и оплатить проезд можно той же карточкой, что и за метро. Отстояв приличную очередь (желающих много!), садимся в вагончик.
Двери закрываются, и мы отправляемся наверх. По пути любуемся видом на Тбилиси сверху.
Классический вид на старый Тбилиси.
Очень красиво, даже жаль, что так быстро добираемся до вершины. Немного погуляв наверху и вдоволь налюбовавшись видами, решаем, что на сегодня мы уже прилично устали и не пойдем в саму крепость, а также в расположенный рядом Ботанический сад. Сад решили оставить на завтра, а сегодня спуститься с горы, съездить домой отдохнуть и перекусить, чтобы вечером ещё раз съездить в центр Тбилиси и посмотреть его в темноте.
Спускаемся по узким улочкам древнего города. Впрочем, жизнь тут кипит. На каждом метре расположено кафе, ресторан, магазинчик или отель, повсюду много туристов. Обратно ехать решаем на метро. Ближайшая к нам станция называется «Площадь Свободы», расположена рядом с одноименной площадью. Добираемся до неё мы по улице Котэ Абхази, одной из туристических улиц старого города. Тут очень много винных магазинов, сувенирных лавок, туристических фирм, ресторанов и всего такого прочего. Выложена улица брусчаткой, отчего ездить по ней на машине, наверное, удовольствие так себе. Машин, кстати, ездит очень много, как по этой узкой улице, так и вообще в центре, да и во всём городе.
Спускаемся в метро. Оплата метро производится карточкой, которую мы уже приобрели у станции канатной дороги. Стоимость проезда 0,5 лари (около 14 рублей), что, на мой взгляд, очень недорого. Наша домашняя станция — «Технический университет» или текникури университети по-грузински. Доезжаем быстро, по пути делая одну пересадку. В вагоне, кроме нас, туристов я не заметил. Местные немного нас разглядывали с любопытством, но дружелюбным. Заметил, что тут очень любят детей.
Муж попросил меня оставить комментарий к нашему наблюдению о любви грузин к детям. Удивительное несоответствие осталось в памяти: за то время, какое мы провели в Грузии (и в Тбилиси, в частности) лично мне встретилось довольно мало детей на улицах, а вот магазинов с товарами для маленьких граждан — наоборот, просто невероятное количество. И эта по-южному горячая и, возможно, нерастраченная любовь грузин к детям с лихвой пролилась на наших детей. Типичная в общем для нашего края картина бабушки, умиляющейся чужому младенцу и вкладывающей ему в ручонку конфету, здесь расцветает не только в лице пожилых дам, но и дедушек и, что еще более невероятно, молодых людей. К метро к нашим детям запросто подсаживались разговорчивые девушки и парни. Прохожие могли погладить ребенка по голове, даже особо не вглядываясь в него. Обязательно кормили конфетами. Здоровались с нашими мальчишками за руки. Махали Лидке из окон автобусов. Поднимали детей, чтобы помочь им напиться из фонтанчиков, хотя сами товарищи грузины в этот момент, вроде бы, даже и не находились рядом, а словно вырастали из-под земли, если на этом самом клочке земли стоял ребенок. Поначалу мы довольно сильно смущались от такого внимания, но не могу сказать, что оно было бестолково-навязчивое, скорее этакое невозможно-щедрое гостеприимство, которое приятно принимать. Собственно, грузины даже не скажут про тебя — турист, а ласково назовут «гость», и глоток этой домашней радости не оставит тебя равнодушным…
Добрались до дома, отдыхаем. Я отправляюсь в супермаркет за продуктами. Обнаружил, что тут очень много продуктов из России и Украины. Те же самые бренды, к которым мы привыкли, вроде «домика в деревне», «простоквашино», печенье юбилейное, да и много всего другого. Даже надписи на русском языке на упаковке оставили. Цены, по ощущениям, примерно как у нас.
Вечером отправляемся ещё побродить по центру, как и планировали. Но силы уже потрачены на дневную прогулку, поэтому довольно быстро сворачиваемся, так как дети устали. До парка Рике мы не добрались, просто походили по Руставели и Котэ Абхази. Ожидали, что будет красиво подсвечен фонтан у оперного театра, но почему-то он был выключен, хотя днём работал.
Обратили внимание, что рядом со зданием старого грузинского парламента, помимо грузинского, развевается флаг Евросоюза. Я аж подумал, что за время, пока мы ехали, Грузию приняли в Евросоюз, но нет, флаг просто «для красоты» и, видимо, обозначает стремление Грузии влиться в братскую семью европейских народов. Нагулявшись, также на метро вернулись домой и после ужина и душа легли спать.
День пятый. Поездка на автобусе. Ботанический сад. Дом хлеба
Итак, по плану у нас сегодня поездка на туристическом автобусе. Жена у меня давний фанат двухэтажных автобусов, и вот, наконец, её мечта осуществится (ну почти, потому что ведь это не тот самый автобус, а так, туристов возить, но всё равно приятно). С утра позавтракав уже привычно свежеиспечённым хлебом и арбузом, отправляемся к площади Свободы, для разнообразия немного изменив маршрут. Идём, любуемся городом. С погодой, кстати, повезло, пока не жарко. Не люблю, когда жарко. Жена вот жару любит, она называет её тепло.
Город очень красив, если закрыть глаза на его небольшую неухоженность. Тбилиси очень зелёный, и это здорово. Ещё здорово, что нет мусора. Не знаю, почему, потому что не мусорят, или потому что хорошо убирают, но факт, мусора под ногами почти не попадается. Проходим по площади Революции Роз. В нашей семье я единственный знаю, что это за революция, и почему она так называется. И это, наверное, хорошо, ну её, эту политику. А площадь красивая, с фонтаном. Вот, кстати, небольшое наблюдение. В Тбилиси очень много фонтанов. В разной форме, вплоть до питьевых фонтанчиков.
Дошли до площади Свободы. А вот и наш автобус. Забираемся на второй этаж, рассаживаемся. Вскоре подходит наш гид, его тоже зовут Коба. Он, представившись, замечает, что, слава богу, не в честь того Кобы. Ну, не в честь того, и ладно. Загружаются ещё несколько человек, и мы поехали. Маршрут сначала проходит по Шота Руставели, по которой мы уже нагулялись вчера, да и сегодня. Потом проезжаем площадь Героев, которую мы тоже уже знаем и сворачиваем на мост Царицы Тамары. Попадаем на левый берег Куры, на котором мы ещё не были.
Всё это время наш гид непрерывно рассказывает про места, мимо которых мы проезжаем. Рассказывает хорошо, интересно, мы с интересом слушаем, вертим головой и стараемся запомнить интересные места, чтобы потом вернуться туда и посмотреть подробнее. Проезжаем по улице Давида Агмашенебели или Давида Строителя. Эта улица застроена очень красивыми зданиями, всё отреставрировано по высшему уровню. Решаем на следующий день вернуться сюда и погулять. Сворачиваем на левую набережную и снова пересекаем реку рядом со знаменитым Сухим мостом, одной из самых известных барахолок Тбилиси, естественно, давно работающей почти исключительно на туристов. Сюда нам совершенно точно надо сходить, но не сегодня, сегодня другие планы. Дальше автобус идёт по набережной Звиада Гамсахурдиа, мы снова проезжаем мимо парка Рике, Моста Мира. Затем начинаются классические открыточные виды на маленькие домики, стоящие на отвесном левом берегу Куры, как бы нависающие над водой. Смотрится очень красиво. Возле памятника Багратиону автобус разворачивается и начинает обратный маршрут. Мы решаем не ехать обратно к площади Свободы и просим высадить нас возле Метехского моста, рядом с памятником Вахтангу Горгасали и храмом Метехи.
Спрашиваем у нашего гида, где бы он посоветовал нам пообедать, ибо ресторанов и кафе вокруг столько, что глаза разбегаются и выбрать очень трудно. Он советует нам несколько мест, и мы выбираем одно из них — ресторан «Хлебный дом», рядом с Тбилисскими серными банями.
Маленькое отступление про еду. Естественно, перед поездкой в Грузию мы начитались про местную кухню и очень хотелось попробовать разные блюда, не только хинкали и хачапури. Но вот в чём загвоздка — дети не едят незнакомые блюда, поэтому приходится заказывать то, что им привычно, а именно — хинкали, по сути, большие пельмени или точнее манты. Я себе заказал что-то отдельно, что уже не помню, плюс купаты, жене тоже что-то плюс, кажется, чебурек, на младшее поколение взяли хинкали. Ну и бокал сухого красного для меня. Младшее поколение пило лимонад. Хинкали оказались отличными! Тонкое тесто, сочная начинка, всё как полагается. Больше всего почему-то поразил чебурек. Он тоже оказался очень вкусным, полным ароматного сока, с очень нежным мясом и тонким тестом. Это самый вкусный чебурек, из тех что я ел в жизни, вот клянусь! Счёт тоже приятно удивил, итоговая сумма оказалась около 50 лари, причём только бокал вина стоил около 10. В общем, всем рекомендуем, сами с удовольствием посетим это место, если ещё приедем.
Наевшись и отдохнув, переходим в парк Рике, чтобы снова подняться на канатной дороге на вершину Нарикалы. Поднявшись, находим вход в ботанический сад. Народу тут немного, относительно других туристических мест, это хорошо. Вход платный, но сколько, уже не помню. Гуляли мы тут долго, не меньше трёх часов. Площадь парка очень большая, все закоулки так и не обошли. Что не очень понравилось — мало информации о растениях на территории парка. Таблички иногда встречаются, но большая часть увиденного осталась для меня загадкой, так как ботанику знаю плохо. Но в целом место неплохое, есть очень красивые уголки.
Вышли в районе серных бань. Ноги уже гудели, и тут нам пригодился замечательный бонус от нашей автобусной поездки. Оказывается, купив экскурсию на автобусе, ты получаешь право в течение дня использовать автобусы этой фирмы в качестве обычных рейсовых. Поскольку они ходят довольно часто, и по конкретному маршруту, можно в любой точке этого маршрута сесть в автобус (в местах, где разрешена остановка), выйти и так неограниченное число раз в течение дня. Увидев невдалеке знакомый уже красный автобус, мы подошли к нему и снова встретились там с Кобой. Воспользовавшись этим транспортом, мы вскоре уже снова были на Площади Свободы. День уже заканчивался, поэтому мы отправились домой на привычном уже метро.
Пара слов про метро. Больше всего тбилисское метро похоже на московское, только не на центральные станции, а на те, что строились уже в 70-80 годы, например, на серую или оранжевую ветку. А именно: всё строго функционально, никаких архитектурных излишеств, но оно есть и работает и это его самый большой плюс. Входы в метро не всегда сразу заметны с поверхности, но обозначаются также как в Москве — большой красной буквой М. Вокруг входов кипит жизнь, много стихийной уличной торговли, в том числе и в подземных переходах. В Москве это всё давно зачистили, теперь там тишь да благодать, а тут как-то шумно и грязновато, сказать откровенно. В центральных подземных переходах, прямо возле площади Свободы, расположены ларьки с сувенирами и какими-то шмотками, тут же какие-то забегаловки самого отталкивающего пошиба, много попрошаек. Напомнило мне это подземный переход в Ижевске, возле собора Александра Невского, до того как там тоже всё зачистили. В общем, тут Тбилиси незачёт, надо улучшать имидж туристического города.
День шестой
На этот день у нас были планы пройтись по левому берегу Куры, по улице Давида Агмашенебели, которую мы видели вчера из окна автобуса, посетить барахолку у Сухого Моста и потом съездить в парк аттракционов на горе Мтацминда. Вышли из дома привычным уже маршрутом до метро и доехали до станции Марджанишвили. На этой улице расположены очень красивые и пафосные дома, по виду примерно середины-конца 19-го века. Всё отреставрировано, кондиционеры с фасадов домов убраны (о чём нам с гордостью говорил вчера гид). Хотя, опять же, на мой вкус, выглядит как-то всё немного обезличенно. Улица с такими домами вполне может быть и в Москве, и в Петербурге, и в любом другом городе. Можно и не понять, что находишься в Тбилиси.
А вот это здание понравилось. Бывшее российское посольство.
Прогулявшись по ней (отметили очень необычного вида здание, оказалось бывшее российское посольство), дошли до начала пешеходной части улицы.
Движение автомобилей там перекрыто, повсюду кафе, рестораны, магазинчики. Опять же всё украшено, сверху натянуты гирлянды. Вечером тут, наверно, очень красиво. А сейчас ещё утро, народу очень мало, а тот, что есть, какой-то сонный ))). Дошли до Саарбрюкенской площади, тут уже начинается автомобильное движение. Перешли Куру по одноимённому мосту и подошли к знаменитой барахолке.
История рынка началась в 90-е годы, когда в очень тяжёлые времена на это место стали приходить местные жители, которые продавали свои вещи хоть за какие-то деньги, чтобы выжить. Сейчас ситуация совершенно другая. В основном тут торгуют либо профессиональные перекупщики, либо мастера, изготавливающие вещи на продажу туристам. Продают тут буквально всё. Монеты, значки, посуда, картины, статуэтки, книги, старинные плакаты и даже газеты. И это далеко не всё. Есть интересные предметы, но большая часть, на мой взгляд — просто куча бесполезного барахла. Это только моё мнение, многим нравится бродить и рассматривать старинные и не очень произведения искусства. Жена присмотрела набор каких-то ложек из подозрительного сплава, правда, выглядящих действительно красиво. Детям приглянулись самодельные мягкие игрушки, которые продавал их же автор. На мой взгляд, ничего особенного, такого товара сейчас много продают и в России, в том числе и через Интернет. Но детям чем-то понравилось, поэтому решили на память купить.
По пути зашли перекусить в ещё один ресторан, расположенный на улице Пушкина. Не могу сейчас вспомнить название, но как-то оно связано с Пушкиным. На противоположной стороне улицы видно здание с бывшим когда-то красивым синим деревянным балконом. Увы, сейчас его вид вызывает скорее жалость. Но, может, когда-нибудь отреставрируют, прежде чем он рухнет на чью-то голову. В ресторане хорошо перекусили и отдохнули. В общем, всё вкусно, обслужили быстро и вежливо.
После блошиного рынка наш путь лежал на гору Мтацминда, в парк развлечений. Это, конечно, для детей. Проходим через парк имени Г. Леонидзе, вскоре выходим к зданию старого парламента Грузии на Руставели и поднимаемся в гору по улице 9 апреля. Кстати, новый парламент у грузин в Кутаиси, из обжитого местечка в Тбилиси их выселили. Как, кстати, и многие правительственные учреждения. Не берусь судить, хорошо это или плохо для страны. У нас, помнится, тоже периодически раздаются предложения перенести столицу из Москвы в провинцию, а вместе со статусом столицы и государственные учреждения. Грузины вот столицу оставили в Тбилиси, а рабочие места чиновников перенесли в регионы.
На вершину Мтацминды ведёт линия фуникулёра (не путать с канатной дорогой на вершину Нарикалы). Фуникулёр — это такой вагончик, который едет по рельсам, а тащит его канат.
Вагончик фуникулёра. Не путать с канатной дорогой.
Когда один вагончик едет вверх, навстречу ему, с вершины, спускается другой, а в середине пути они встречаются. Там находится остановка, на которой желающие входят/выходят и путь продолжается. На этой остановке, кстати, находится Пантеон, где захоронены многие знаменитые грузины, а также чета Грибоедовых. Оплата подъёма производится карточкой, которая одновременно позволяет оплачивать развлечения в самом парке. Счёт на карточке можно пополнить в кассах парка. Жаль, что эта карточка несовместима с карточкой транспортной системы Тбилиси. В общем, покупаем карточку и, отстояв очередь, проходим внутрь станции фуникулёра. Желающих подняться на гору очень много, поэтому на посадку тоже приходится отстоять очередь. Наконец, мы занимаем места внутри, и подъем начинается. Подъем в гору очень крутой, но вагончик движется быстро, и через пару минут мы достигаем своей цели. Внутри парка мы провели несколько часов, побывав почти на всех аттракционах. Они, в общем-то, стандартные, как в других парках, писать про это подробно нет смысла. Зато дети отвели душу!
Жена с детьми отрывается на аттракционах.
Потратив отведённую на проматывание сумму на карточке, спускаемся вниз. Отмечу, кстати, что с вершины прекрасный обзор на Тбилиси и его окрестности. Вниз спускаемся по улочкам старого города, в очередной раз отметив, что ремонт тут давно не просто желателен, он просто необходим! Причём здесь ведь живут люди. Как им там живётся, среди пусть живописной, но всё-таки разрухи, ума не приложу. Кстати, с одним из жителей мы даже разговорились. Наше внимание привлёк гибридный автомобиль Шевроле Вольт, стоящий на зарядке возле одного из домов. Я начал рассказывать жене и детям, что это за машина и почему в неё воткнут провод. Услышав наш разговор, владелец машины, стоявший невдалеке, подошёл к нам, открыл машину и разрешил старшему сыну сесть внутрь и завести двигатель. Сын был, конечно, в восторге. Сам хозяин машиной доволен, с её помощью он экономит кучу денег, бензин в Грузии дорогой.
Заканчивался наш последний день в Тбилиси. Поначалу я опасался, что три дня будет многовато, что детям будет скучно бродить с нами по улицам незнакомого города, думал, может, сократить наше пребывание тут. Но сейчас понимаю, что тут и недели и двух будет мало. За остаток дня мы ещё побывали на дезертирском рынке, купили чурчхелы и фруктового лаваша с собой, в Россию. Прошли по винным магазинчикам, продегустировали и купили вина. Не буду подробно писать про это подробно (мы попали туда уже почти к закрытию, и, к сожалению, торговцы уже расходились). Купили ещё с собой грузинского лимонада, так как он очень понравился детям. Вечером собирались в дорогу, отдыхали от долгих прогулок, обсуждали увиденное за эти три дня. Тбилиси нам очень понравился, туда мы обязательно вернемся!
День седьмой
В этот день нам предстояло пересечь Грузию с востока на запад и добраться до черноморского побережья. Местом отдыха выбрали посёлок Уреки, в первую очередь из-за песчаных пляжей и мелководного побережья. К тому же песок здесь необычный, чёрный, магнитный и, говорят, целебный. Ну, нам пока его целебные свойства ни к чему, а вот всё остальное показалось довольно привлекательным. Поэтому с помощью букинга в Уреки была забронирована комната в гостевом доме ещё с весны.
Из Тбилиси выезжаем утром, часов в 9. За день предстоит проехать примерно 320 км. Вроде немного, но дорога горная, желания торопиться нет совершенно, а есть желание, наоборот, внимательнее рассматривать пейзажи за окном. Однако после выезда из Тбилиси с пейзажами как-то не везёт, дорога проходит по равнинной части страны. Дорога неплохая, четырёхполоска, качество покрытия отличное. Но такое счастье длится недолго, примерно 100 км. Потом начинается двухполоска, скорость движения резко падает из-за фур, а сама местность вокруг начинает преображаться в горы. Дорога проходит через множество деревень и даже через один город — Кутаиси. Качество асфальта остаётся довольно высоким.
Ездят грузины довольно лихо. Больше всего запомнилось с какой легкостью они обгоняют там, где делать это запрещено. Едва только представится случай — сразу идут на обгон. Иногда приходится прижиматься вправо, чтобы дать такому лихачу место для обгона. Впрочем, аварий я не видел, но в России как-то народ дисциплинированней, что ли. Автопарк состоит в основном из старых немцев. Самая почитаемая марка — мерседес. Каких я только мерседесов не видел в Грузии. Возраст большинства из них в районе 15-20 лет, состояние разное, от дров до очень ухоженных машин. Вторая по популярности модель — тойота. Причем не любая, а приус. В Тбилиси иногда кажется, что приусы составляют половину автопарка. Ещё одна особенность автомобилей в Грузии — очень мало новых машин, до 3 лет. Почти все подержанные. Совершенно не видел там такие популярные у нас машины как солярис, рио, дастер, новые вазы. Если такая машина и попадалась, то с российскими номерами.
Начиная от Хашури, дорога начинает идти через горы. Попадаются тоннели, пейзажи довольно красивые. В Зестафони вдоль дороги развёрнута активная торговля разными глиняными изделиями. Кувшины, горшки, тарелки, статуэтки — просто глаза разбегаются. Жена порывается купить что-нибудь, но решаем, что правильно будет сделать это на обратном пути. Продают, кстати, и огромные кувшины для выдерживания вина — квеври. Они от 200 литров, размер соответствующий, с собой в машину его не положишь, так что это, получается, уже не для туристов.
После Самтредиа рядом с автомобильной дорогой идёт железная, но движение на ней вялое. Пару раз видели составы, в том числе и один пассажирский. Деревеньки начинают идти одна за другой, так что скорость держим небольшую. Впрочем, как я говорил, мы не торопимся. В районе посёлка Супса, послушав жену и навигатор, зачем-то сворачиваю с основной дороги влево. Хотя маршрут таким образом можно сократить на несколько километров, делать так не рекомендую, ибо дорога там просёлочная, используется только местными жителями, сильно разбитая. Хорошо, что дождей не было, а то можно было бы и утонуть там в яме какой-нибудь. Впрочем, мучились мы недолго, вскоре снова выехали на дорогу Тбилиси — Батуми. Отсюда до Уреки всего несколько километров, и вот мы уже сворачиваем к нашему гостевому домику.
Там нас уже ждут хозяева, пожилая пара. Хозяйку зовут Тамара, её мужа не помню как. Повариху на кухне зовут Майя. Помогают по хозяйству дети и другие родственники. Хозяйка оказалась очень радушным человеком, постаралась помочь нам в одной небольшой просьбе, хотя была не обязана это делать. Нас заселяют в номер — маленькая комната, обитая вагонкой, с одной двуспальной кроватью и двумя двухярусными. Есть свой душ и туалет — такого же типа, что у нас был и в Тбилиси. Есть кондиционер и шкаф для одежды. Ещё есть маленький балкончик, где можно развесить сушиться полотенца. Сам домик какой-то замысловатой конструкции, я так и не сумел понять, сколько там этажей, то ли два, то ли полтора. Во дворе находится кухня и место для принятия пищи — несколько столиков со стульями. В принципе, нас всё устроило. Во дворе растёт виноград Изабелла и ещё какой-то, можно рвать и есть.
Быстро осмотревшись и заказав себе ужин на вечер, идём знакомиться с морем. По пути покупаем себе и детям резиновые тапки. На главной улице Уреки несусветная толчея, люди и машины хаотически двигаются во всех возможных направлениях. Сам посёлок абсолютно ничего примечательного из себя не представляет — везде стоят гостиницы и гостевые дома, а также магазины, кафешки, ресторанчики.
Вот наконец и море. Сегодня нам повезло, волнение минимальное, что бывает здесь далеко не всегда, как мы позже убедились. Само купание описывать бессмысленно, это везде одинаково. Море как море. Вода не очень прозрачная, это связано с песчаным дном. Песок действительно, ну, не чёрный, но тёмный. Это, кстати, не очень хорошо, потому, что на тёмном фоне хорошо заметен различный мелкий мусор, которого хватает. Море было тёплым. Рельеф дна очень пологий, что для детей опять-таки очень хорошо. В общем, дети отдыхали, собирали ракушки, ныряли.
Мы тоже старались не отставать от них. Людей на пляже очень много, причём основная масса — грузины. Русских голосов я слышал очень мало. Естественно, в наличии были и типичные развлечения, типа катания на банане, гидроциклы, парапланы и дельтапланы. Накупались до посинения и трясения детей и отправились обратно в гостиницу, перекусить. Заметили такую деталь — Уреки стоит на болоте, в частности заболоченный участок обнаружился возле нашего дома, но вот комаров не было. Видимо, нам крупно повезло, ибо все знают, как эти твари способны отравить не то что отдых — само существование.
В общем-то, на этом день для нас и закончился. Поужинали и отправились спать, так как порядком устали. Про ужин сказать особо нечего, повариха явно старалась, но сказать, что мы были в восторге, нельзя. Но и плохого ничего не скажешь, стандартное меню, с голоду не умрёт никто. Немного познакомились с другими отдыхающими. Кроме нас, из России было две пары. Одни ребята уже собирались уезжать, откуда они были — не помню. Ещё одна семья была из Нижнего Новгорода. Вроде все нормальные люди. Вообще, конфликтов отдыхающих друг с другом, а также с местным населением не было, всё было тихо-благородно.
День восьмой
Если честно, день этот никак не отложился в моей голове, поскольку никаких особенных событий не происходило. Мы купались, ходили на море два раза. К сожалению, на море поднялось волнение, поэтому вода стала мутной, а валы порой сбивали с ног даже взрослых, не говоря уже о детях. Но всё равно, купались до посинения. Завтракали, обедали, ужинали, словом, писать особо не о чем. На следующий день решили съездить в Батуми, посмотреть на второй по величине город Грузии и на одно из самых популярных мест для отдыха. Сказано — сделано.
День девятый
Итак, в этот день, прямо с утра пораньше мы поехали в Батуми. Дорога от Уреки идёт хорошая, хоть и двухполоска. Ехать примерно час или чуть больше. Оставили машину не в самом центре, но достаточно близко к нему, чтобы немного пройтись пешком. Кстати, припарковались мы в зоне платной парковки (она вроде в Батуми, да и в Тбилиси, если ты паркуешься на улице, везде платная), но, где и как платить за парковку, я не понял. В итоге вечером мы так и уехали, не заплатив. Будем считать это маленьким бонусом. Кстати, гранта привлекла внимание двух местных таксистов, которые такие машины видят явно нечасто.. Мужчины осмотрели машину, поцокали языками, спросили стоимость и ещё ряд подробностей. В итоге сказали, хорошая машина.))
В Батуми мы гуляли в основном по набережной. Имея времени только один день, весь город не осмотреть, решили мы.
Поэтому были отсмотрены основные достопримечательности: площадь Европы (ничего так), набережная, памятник Али и Нино и ряд других. Что можно сказать про Батуми в итоге? Чувствуется, что город тропический. Везде растут пальмы, набор растительности отличается даже от Тбилиси, не говоря уже о наших городах.
Жена и бамбук. Созданы друг для друга.
Набережная вполне благоустроенная, много зелени, есть детские площадки (неплохие). Особенностью Батуми я бы назвал множество электроскутеров и каких-то самодвижущихся тележек, которые тут же сдаются в аренду многочисленными пунктами проката. Для них выделена отдельная дорожка на набережной, но правила их наездники не особо соблюдают, выезжают и на пешеходную зону, а пешеходы ходят вообще как попало.
Та самая велодорожка и электроповозка на ней.
В итоге надо постоянно следить, чтобы на тебя не наехала такая повозка. Не очень приятно, если честно. Погода стояла очень жаркая, так что было решено покататься по морю на прогулочном катере, которых тут великое множество. Прогулка примерно получасовая, катер отходит немного от причала, проходит вдоль набережной и, не доходя даже до её конца, разворачивается и идёт обратно. В море видели медуз и стаи рыб, довольно крупных. Решили, что это знаменитая черноморская кефаль. Однако жара донимала всё больше, и в итоге мы решили не истязать себя и детей блужданием по жаре, а отправляться на пляж, в воду.
Пляж тут очень длинный, места много. Отличие от Уреки состоит в том, что на берегу довольно крупная галька, в море тоже, глубина нарастает быстро, а вода очень прозрачная. Волн, кстати, не было, так что нам повезло. За плесканием в воде провели остаток дня. Оказалось, что все члены нашей семьи неравнодушны к собиранию камней. Галька тут попадается довольно красивая, есть и цветная. Когда она влажная и блестит, то кажется лучше драгоценного камня. Камней мы насобирали довольно много и решили с ними не расставаться, а увезти с собой, на память. Килограммов так пять или шесть. )) В общем, если сказать вкратце, Батуми показался нам интересным городом, но больше для молодёжи. Видно, что тут много ночных клубов, кафе, ресторанов, дискотек и тому подобного. Но и так просто погулять тут интересно, есть что посмотреть. Также понравилось море и пляж с галькой.
Вид с моря на центральную часть Батуми.
Башня с буквами грузинского алфавита.
А это кусочек другого Батуми, не туристического…
Ну а мы, поскольку наступил вечер, отправились в Уреки.
День десятый
В этот день решили съездить в посёлок Кобулети, посмотреть что там и как. Собрались, поехали. В общем, рассказывать про Кобулети особо и нечего. Сам посёлок сильно вытянут вдоль моря. Пляж большой, в основном галька, правда, помельче, чем в Батуми. Хотя в силу больших размеров пляжа можно найти разные участки, и с крупной галькой, и с мелкой, и даже что-то похожее на песок имеется. Народу много, купаются, загорают. Море также чистое, дно хорошо видно. Вокруг понастроены гостевые домики, всюду объявления о сдаче жилья. Сувенирные лавки, а также забегаловки, кафе и рестораны присутствуют. В общем, ничего особенного. Запомнились разве что две вещи. Первое — сосновые деревья, растущие в некоторых местах вдоль пляжа. Второе — то ли разрушенные, то ли недостроенные большие корпуса гостиниц и санаториев, выходящие на тот же пляж. Возможно, часть из них осталась ещё с советских времён. Мы традиционно купались, дети ныряли, охотились за красивыми камешками, загорали.
На обратном пути заехали в интересное место, Парк музыкантов, расположенный возле большого концертного комплекса, Black Sea Arena. Здание этой арены, хорошо видное с дороги, и является ориентиром. Рядом ещё расположена деревушка Шекветили, но она с другой стороны дороги. Сам парк нам понравился. Суть в том, что в парке расставлены скульптуры выдающихся музыкантов мира, всех жанров и направлений музыки, от оперы до рэпа. Когда подходишь к такой скульптуре ближе, начинаешь слышать музыку из небольших динамиков. В общем, получаешь информацию о самом певце из надписей и одновременно слышишь его самые известные песни. Сам парк благоустроен, есть скамейки, деревянные скульптуры.
Пущинская троица и ливерпульская четвёрка.
В общем, идея нам понравилась. Правда, скульптуры не всегда похожи на свои прототипы, но это на наш взгляд. Народу было немного, так что мы спокойно ходили от одной скульптуры к другой и слушали музыку. Вроде бы все самые известные и заслуженные певцы представлены, правда, с двумя особенностями. Очень много грузинских фамилий (что, в общем-то, понятно, но мне кажется, что грузины туда включили всех мало-мальски приличных своих певцов и композиторов, даже тех, про которых никто никогда и не слышал, кроме продвинутых знатоков музыки). Ну, и совсем неожиданно, нет представителей СССР и России. Вообще никого. Я понимаю, что такова сейчас официальная «линия партии», но как-то обидно, причем не за Россию, а почему-то за Грузию. Мне кажется, подобным отношением Грузия больше унижает себя, чем подчёркивает свою независимость. Какая-то детская обида видится мне в этом. Раз уж в парке представлены музыканты со всего мира, можно было бы найти место хоть для одного-двух представителей некогда единой страны. Неужели, если в парке появилась бы скульптура Шаляпина или Муслима Магомаева, это уязвило бы гордость одной маленькой независимой республики? Мне кажется, совсем наоборот. Ну да ладно, парк всё равно замечательный, хотелось бы и в России когда-нибудь подобный аналог увидеть.
Вечер провели в сборах, покупке съедобных сувениров и тому подобной возне. Сходили искупались напоследок. Окончательно понял, что галечный пляж мне нравится определённо больше, чем песчаный. ))
День одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый. Обратная дорога
Утром традиционно рано собираемся в дорогу. Прощаемся с хозяйкой дома и покидаем Уреки. Вряд ли мы ещё вернёмся именно в это место, хотя кто знает... За день нам предстоит пересечь всю Грузию, добравшись к вечеру до Степанцминды. Там нас ждёт отдых и ночёвка, а на следующий день пересечение границы и дорога домой по России.
Едем традиционно, не спеша, рассматривая окружающие пейзажи. Останавливаемся возле Зестафони, чтобы купить обещанную жене керамику. На выбор предлагаются множество горшков, кувшинов, сувенирных статуэток самого разного размера, стоимости и внешнего вида.
Какая-то крепость, сфотографированная из окна машины.
Порадовала объездная Кутаиси, отличная дорога. Жаль, что она работает только в одном направлении — из Батуми в Тбилиси. На пути туда пришлось ехать через сам Кутаиси, потеряв там довольно много времени на перекрёстках, зато обратно проехали по отличной дороге, с ветерком. Покупаем арбуз у местного жителя. Цену он, увидев российские номера, заломил какую-то несусветную, но желания торговаться на жаре у нас нет, так что расстаёмся с деньгами. На радостях от удачной сделки продавец вручает нам ещё небольшую дыньку в подарок. Арбуз купили в первую очередь из-за необычной формы — он длинный, светло-зелёного цвета и без полосок. Похож на кабачок-переросток, одним словом. Дома у нас таких нет, так что решили попробовать. Довезли его до России и вскрыли там. Сразу скажу — ничего особенного в этом арбузе не обнаружилось, арбуз как арбуз. Зато теперь знаем.
Докатились до развязки возле Тбилиси и свернули на Военно-Грузинскую дорогу, в направлении Владикавказа. Дорога начинает взбираться в гору, пейзажи становятся интереснее. Остановились возле Ананури, чтобы посмотреть с высоты на Жинвальское водохранилище.
Вообще, на обратном пути останавливались несколько раз, чтобы получше рассмотреть местные красоты, ведь при въезде в Грузию времени на это не было. Самую долгую остановку сделали на знаменитом Крестовом перевале, возле арки Дружбы Народов. Виды там открываются самые завораживающие.
Перевал прочно облюбовали парапланеристы и любители покататься на квадроциклах (и покатать желающих, за деньги). В наличии также лошади и поездки на них.
Не сфотографировать лошадей мы не могли.
Мы ни на чём кататься не стали, просто осмотрелись вокруг и, замерзнув на холодном ветру, уселись обратно в машину. Преодолев перевал, направляемся в Степанцминду. Это небольшое село возле самой границы служит местом отдыха путешественников, направляющихся как в Грузию, так и из неё. Тут много гостевых домов, есть пункты обмена валюты, магазины, кафе и прочие атрибуты туристического места. Ещё рядом с селом располагается местная достопримечательность — Троицкая церковь в деревне Гергети. Туда можно подняться пешком, а также заехать на машине. Правда, приличной дороги нет, поэтому всех желающих туда также возят на полноприводных Деликах, а также квадроциклах. Мы порядком устали за день, приближался вечер, поэтому на гору забираться уже не стали, хотя с вершины её и открывается прекрасный вид на Казбек и окрестности. Нашли наш гостевой дом, хотя и не без небольших затруднений. Почему-то он сменил название, хотя на букинге было ещё старое название, так что пришлось поспрашивать дорогу у местных жителей. Сам дом нам понравился. Нам достались большие апартаменты с двумя спальнями, большой гостиной, кухней, санузлом со всеми удобствами.
Наше последнее пристанище в Грузии.
Везде было чисто, аккуратно, всё необходимое для проживания было. К тому же бонусом мы получили сад со сливовыми деревьями и беседкой. В саду, к радости детей, обнаружили двух щенков хаски, с которыми они играли весь оставшийся вечер. В общем, из всех наших грузинских пристанищ, это понравилось больше всего. Жаль, что мы по сути тут только проездом на один вечер и ночь.
Остатки грузинской валюты решено было промотать в каком-нибудь заведении общепита. Для этого выбрали какой-то модный ресторан с названием Green Sheep. Неплохо поужинали, готовят там вполне неплохо, только ждать приходится. Цены на уровне тбилисских, но это нам было всё равно, везти оставшиеся лари в Россию или обменивать их на рубли мы не собирались.
Вечером я вышел за продуктами в магазин, и тут мне немного улыбнулась удача. Облака, закрывавшие вершины гор рассеялись, и я увидел вершину Гергети с силуэтом Троицкой церкви, а самое главное Казбек! К сожалению, фотоаппарата с собой не было, пришлось довольствоваться телефоном. Но что есть, то есть. Будем считать, что так Грузия попрощалась с нами.
Казбек и силуэт Троицкой церкви.
Последнее наше фото из Грузии.
На следующий день опять пришлось рано вставать и выезжать к границе. По плану, к вечеру мы должны доехать до хостела в Аксае. До границы добрались без приключений, грузинский пост прошли за несколько минут. Немного постояли на нейтралке перед российским постом. Немного это примерно полтора часа, но по сравнению с тем, что творилось тут пару недель назад, это пустяки. В этот раз на нейтралке за порядком в очереди следили какие-то военные, которые пропускали машины порциями, по 5-6 штук, в соответствии с вместимостью постов на таможне.
Никакого хаоса, всё чётко организовано. Дождались своей очереди и мы. Немного переживали за вино, которое мы купили в Грузии и рассовали по сумкам. Купили мы немного, но всё равно получилось больше, чем разрешено к вывозу в Россию. Часть бутылок оставили на виду, специально, чтобы показать, если будут спрашивать. Всё равно ведь не поверят, что ничего не купили. Вообще, большая часть бутылок у нас была с лимонадом. Хотя, может, и на лимонад с минералкой тоже есть какой-то лимит, мы не узнавали. Но на таможне на наш груз не обратили практически никакого внимания. Задали стандартные вопросы кто, куда, зачем, и пропустили с миром. Вот мы и в России!
Обратили внимание, что очередь желающих въехать в Грузию значительно уменьшилась. Если бы мы захотели поехать туда сейчас, то стояли бы не больше одного-двух часов. На будущее, как говорится, учтём. Не останавливаясь, проехали через Владикавказ и свернули в направлении на Ростов. Особо интересного за день ничего не происходило. Отмечу только, что нас опять остановили на границе Осетии и Кабардино-Балкарии для проверки документов. Это вылилось минут в сорок потерянного времени, так как на посту была пересменка. Вообще, эти посты здорово снижают желание проехать там ещё раз. Не знаю почему, вроде вежливо общаются, но атмосфера там какая-то очень недружелюбная.
Кроме этого, немало времени потеряли в пробках из-за ремонта дорог, но к вечеру добрались до своей основной цели — тому же хостелу «Аксай», в котором мы ночевали по пути в Грузию. Отдохнув, на следующий день с раннего утра выехали на трассу М4. Ехали по ней очень хорошо, спасибо транспондеру. Пробку перед Лосево опять объехали по указателям через какие-то деревни по второстепенным дорогам, которые вывели в центр этого самого Лосево. Опять обратил внимание, что большинство предпочитает почему-то стоять в пробке, вместо того, чтобы воспользоваться объездной дорогой. В остальном путешествие до дома прошло без приключений. В Воронежской и Липецкой областях у дороги стоят продавцы местных фруктов. У меня было большое желание купить ведро персиков или абрикосов, но места в машине не было уже совсем. А жаль, конечно. В Тульской области сменили трассу М4 на М2, проехав через город Ясногорск. Всё бы ничего, но навигатор вывел на дорогу, которая, судя по всему, должна была капитально ремонтироваться. Она вся была перепахана тракторами, скорость по ней у нас не превышала 10 км/ч. Немногочисленные местные жители, встретившиеся нам на этой дороге, смотрели на нас как на сумасшедших. Ну ничего, сами мы не местные, нам простительно. Это было последнее препятствие на пути домой. Примерно через час после этого мы приехали в свой родной городок. Путешествие закончилось!
Наши трофеи. Все ещё целы, ещё ничего не выпито и не съедено...
Попробую подвести некоторые итоги.
Дорога туда-обратно, плюс перемещения по Грузии составила примерно 5200 км. Средний расход 95-го бензина за всё время пути составил 6,3 литра/100 км. Это с учётом всех пробок, серпантинов, перегрузки и прочего. Считаю это великолепным результатом, не могу представить, чтобы какая-то машина смогла бы проехать ещё экономичнее. Разве что гибрид какой-нибудь, да и то только за счёт пробок, так как по трассе у него преимущество исчезает. Машина наша проявила себя просто замечательно. Никаких поломок, никакого выноса мозга за время пути не было. Кондиционер нас замечательно выручал, ехали с комфортом. Несмотря на большой вес взятого в багажник барахла, двигатель спокойно вынес эту нагрузку, в том числе и на горных подъемах.
Итак, плюсы Грузии:
Красивая природа. Честно, очень красиво почти везде. Тбилиси отдельная песня, очень интересный город со своим лицом.
Доброжелательное отношение. Люди очень приветливые. Хотя в туристических местах превалирует отношение деньги-товар (и это правильно, на мой взгляд), простые люди по-прежнему рады видеть в приезжих из России не только кошельки на ножках. Чувствуется, что у нас по-прежнему много общего. К русскому языку отношение везде доброжелательное, по-русски в Тбилиси говорят и понимают почти все.
Вино и национальная кухня. Вино пробовали только с нормальных виноделен, никакой кустарщины. Для меня открытием года стали белые вина, выдержанные в квеври на мезге. Это очень интересный, совершенно отдельный вид вин, сами грузины называют их «эмбер» (янтарные). Еда простая, но вкусная, калорийная. Мужская кухня, я бы сказал. Цены в кафе и ресторанах умеренные (если не ходить по совсем уж пафосным местам)
То, что нельзя назвать ни плюсом, ни минусом:
Море не впечатлило, если честно. Оно как бы есть, но по сравнению с Крымом… В общем, лучше не сравнивать…
Как следствие длительной разрухи, многим зданиям требуется ремонт и реставрация. Вовсю процветает уличная торговля, как у нас в 90-2000 годы. Что творится на площади возле жд вокзала, я уж не стал писать, но это пипец, если честно. Но зато везде живое общение, можно немного поторговаться, кому-то это, наверное, понравится.
Отсутствие официального русского языка. Именно на официальном уровне. Ни одного указателя, вывески, объявления на русском нет. Английский да, пожалуйста, сколько угодно. При этом все вывески магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц и прочий частный сектор обязательно дублируют все важные надписи на русском. Это понятно, ведь туристы из России оставляют в Грузии большие деньги. Вот такое вот двоемыслие. Нас это никак напрямую не коснулось, но всё равно не очень приятно.
Минусов как таковых не заметил, кроме разве что весьма специфического устройства туалета и душа. Но будем думать, что это нам так не повезло, и нормальный подход к этому делу у грузин присутствует.
Вот так закончился наш отпуск в Грузии. Это первое наше путешествие полным составом семьи, тем более на такое большое расстояние. Считаю, съездили удачно, при случае обязательно повторим. Грузия, мы не прощаемся!
Ссылки на места, где мы ночевали: Хостел Аксай, Отель Диамонд, Аппартаменты в Тбилиси, Гостевой дом в Уреки, Гостевой дом в Степнцминде.