|
Добрый вечер, а может быть добрый день, уважаемые дромовчане. Я яркий поклонник этого уважаемого ресурса и не помню, был ли в моей жизни такой день, когда я бы не заглянул на вашу страницу, за исключением тех дней, когда не было интернета.
Этот рассказ не будет коротким, и, скорей всего, он будет состоять из нескольких частей и будет предназначен для тех, кто только вынашивает идею автомобильного путешествия и еще сомневается, быть этому или нет. Еще для тех, кто этим просто живет и не пропускает ни одного рассказа на DROM.Ru об автопутешествии, и для тех, кто хочет скоротать длинные зимние вечера с кружечкой горячего чая у монитора любимого компьютера, грезя о предстоящем лете.
Кто-то скажет, что за такие деньги только Турция или что-то подобное с авиаперелетом, на том основании, что суммы затрат примерно соизмеримы, но речь пойдет именно об атопутешествии, потому что, наверное, это стиль жизни такой.
С чего это все началось. Работая на станции технического обслуживания, я ремонтировал автомобиль своему однокласснику, который рассказывал, как он этим летом ездил на своем автомобиле ВАЗ 2108 на Черноморское побережье, а было это в начале века. Я не то чтобы ужаснулся этому, но был удивлен тому, что люди на откровенном хламе едут в дальний путь, и кроме как авантюрой такое предприятие назвать не возможно. На такой машине 100 км до Челябинска страшно было бы ехать, а он с энтузиазмом рассказывал о ночевке в Пугачеве и какой длинный мост через Волгу около Саратова, как он сломался на этом мосту и успешно отремонтировался.
Было много поездок. Первая на Фольксвагене Пассат В3 в Нижнеяблочный Котельниковского района Волгоградской области, как всегда, первое помнится лучше других. Это была пробная поездка, которая решала быть или не быть такому виду отдыха. Оказалось — быть! Дальше был Геленджик, потом Лазаревское, но уже на Тойота Короне и уже на автомате и с климат-контролем, Адлер, Лоо, снова Геленджик и опять Адлер.
В 2010 году мы решились на Крым, в 2011 году мы повторили поездку в Крым, а заодно посмотрели Киев и Одессу. Впечатлений, конечно, масса. Были поездки в Санкт-Петербург и Минск на концерты, в Астану, но уже на ТОЙОТА ЭСТИМА 2003 г.в., а до неё путешествовали на ТОЙОТЕ ГАЙЯ. Эти марки автомобилей очень хорошо подходят для дальних путешествий.
Сейчас постараюсь перечислить оборудование, которое помогает нам в дальней дороге. Не буду перечислять по степени значимости, а в том порядке, в котором я вспоминаю о своих электронных и неэлекторонных помощниках.
1. Навигатор — уже второй, который служит верой и правдой. Первый был маленький, но служил долго, на смену ему пришел Пролоджи 5-дюймовый, который стоит на автомобиле по сей день. Очень полезная вещица, даже тот случай, когда бензина в баке мало и можно посмотреть, есть ли впереди заправка или проще повернуть назад. На трассе не очень необходим, а вот в городах, да еще в темное время суток, просто незаменим. Попутно сообщу, что старался уровень в баке не оставлять меньше половины и стремился сразу же заправляться. Но как, говорится, в каждом правиле бывают исключения. Исключением стала ситуация где-то на серпантине по дороге в Сочи, и спасибо навигатору, который сказал, что ближайшая заправка впереди.
2. Видиорегистратор, хорошо, что есть, но еще лучше, что он не пригодился — аварийных ситуаций не было.
3. Радиостанция — сначала была простая СВ, для связи с дальнобойщиками и другими путешественниками, а потом всеволновая с неограниченным радиусом действия, которая позволяла на Алтае связаться с домом на расстоянии 2500 км, не выходя из машины, в движении, это в то время, когда не было сотовой связи.
Тут хочется сделать особое отступление, ну вот, люблю я это дело — радиосвязь. Возможно, осталось после службы в армии, когда приходилось налаживать радиосвязь с вертолетами, или мечта детства, сейчас уже трудно сказать, какие были корни этого увлечения. В общем, без радиостанции для меня — никуда! В дороге, без сомнения, очень нужный помощник, который дает возможность узнать о состоянии дороги, объездов, о причине остановок, да много чего. Например, когда ехали в Адлер в 2014 году, в Лазаревском была огромная пробка, в эфире сказали — причина ДТП и перспективы дальнейшего движения не было, мы поставили машину в ближайшем переулке и направились на пляж, где прекрасно провели время, пока пробка рассосалась.
4. Маршрутный бортовой компьютер мультитроникс, который может рассказать, чем болен автомобиль и можно ли в такой ситуации двигаться или лучше доехать до мастерской на «веревке».
5. Радар-детектор — древний Мангуст, даже сегодня нужная вещь, но устаревшая.Планирую заменить на современный сигнатурный Silver Stoun Sochi. Думаю, что аппарат прилично экономит денежные средства, несмотря на то, что стараюсь быстро не ехать.
6. Так как автомобиль праворульный, помогает видеокамера для обгона. Не так чтобы необходима (в путешествии всегда сидит рядом штурман), но, тем не менее, очень удобно.
7.Парковочный радар на 8 датчиков — перед-зад и камера заднего вида — просто незаменимая вещь в городах, на парковках (длина автомобиля больше обычных машин).
8. Мультимедийная магнитола с мультивидеоплеером для развлечений — в пробках просто необходим. В одном из путешествий, в пробке около Джугбы, успели посмотреть два фильма и поужинать. Во время движения практически не нужна, ну разве только для создания музыкального фона.
9. Преобразователь на 220 В для зарядки.
10. Мини-газовая плита. Нужна однозначно.
11. Холодильник — лучше есть, чем когда его нет, но не самая необходимая.
12. Набор инструментов в кейсе не пригождался никогда, но грел душу!
13. Ну и всякие мелочи, как фонарь, набор для ремонта колес. Бензин в канистре никогда не брал, даже в поездку в Астану. Количество заправок на дороге позволяет ездить без канистры.
14. Жидкости на доливку (масло, тормозная жидкость), тоже не пригождалась.
15. Нетбук брали пару раз, для перезаписи с фотоаппарата и видеокамеры.
16. Зеркальный фотоаппарат — нужен.
17.Цифровая видеокамера — нужна.
18. Комплект переносных радиостанций.
Вот, кажется, и все из техники. Про компрессор, буксировочный трос и прочее не говорю, потому что это обязательный набор.
Итак, о главном, о путешествии на Горный Алтай и его подготовке.
Последний раз мы ездили на побережье в 2014 году, основное место было Адлер и передвижение вдоль побережья до Бугазской косы, недалеко от Анапы. Потом ввиду жизненных обстоятельств, поездок не было. И вот приходит 2018 год, я уже и не мечтаю куда-то съездить, но спасибо дочери, которая очень успешно закончила университет, причем с красным дипломом,
и мы в награду за это предлагаем ей съездить куда-нибудь, по путевке, например, в Турцию. На что она ответила: «А я бы лучше в горы!», тогда я ей говорю: «Давай на Алтай!»
На том и порешили. Поговорили мы в субботу, а во вторник, через неделю, мы уже колесили по России на Восток. Что самое интересное, я последние полгода не пропускал ни одного рассказа на DROMе об Алтае. Перспектив попасть туда не было, потому что моя семья предпочитает море. Но, как ни странно, я читал и читал. Спасибо всем авторам! А после принятия решения ехать, перечитывал с карандашом в руках, составляя себе план поездки с точными указателями километража Чуйского тракта с достопримечательностями в этих точках, кто-то отставлял GPS-координаты, и я записывал эти данные, которые потом очень пригодились. Конкретный план был один — проехать по Чуйскому тракту до Кош-Агач и посмотреть все интересное, что будет на пути, без привязок по времени. Т.е. ничего заранее не планировалось, где ночь застала, там и ночевали, прямо в машине, где захотелось покушать, там и останавливались. Правда, было несколько мест, обязательных к посещению, но это уже по ходу.
Так как сайт у нас автомобильный, то просто необходимо рассказать о главном — об автомобиле, ну как водится по традиции, о его подготовке.
Автомобиль ТОЙОТА ЭСТИМА 2003 г.в. на день старта пробег составлял, наверное, около 230 тыс. км, точной цифры я не помню
Приобретать этот автомобиль не планировалось, потому что считал его очень большим, а мечтал об ТОЙОТЕ ИПСУМ в 21 кузове, но мечтам не дано было сбыться — живых аппаратов в наших краях не нашлось, зато «нарисовалась» ЭСТИМА, которую мы успешно приобрели в 2011 году в очень приличном состоянии.
Из подготовки автомобиля к поездке — замена масла в двигателе, коробке и замена тормозных колодок, естественно, проверка давления в колесах. Вот, пожалуй, и все, ну и, конечно, все помыто, протерто и пропылесосено.
Никогда не брали столик и стульчики, потому что на природе не планировали долгое пребывание, исключением стала последняя поездка.
Итак, последний день июля, на одометре нули, настроение на высоте, погода соответствующая. Раннего старта, как обычно, нет, потому что в этот раз движемся на Восток, Уральские горы покорять не надо, до того, как проснутся дальнобойщики и, соответственно, движение без напряга. Когда стартовали на юг, перед поездкой почти всю ночь не спал, не хочу сказать, чтобы волновался, но беспокойство было, и первые 200 км, «вкатываясь» в дорогу, выключал магнитолу, прислушивался к работе двигателя, коробки, слушал, не брякает ли подвеска. А когда рассветало, и мы уже были на приличном расстоянии от дома, волнение уходило, а взамен ему чувство свободы и ощущение отпуска, потому что впереди море!
Совершенно недавно, в каком-то рассказе прочитал, что главное не цель, куда ехать, а дорога с её прелестями. Ну, пусть пробки, ну и пусть невысокая скорость передвижения — мы же на отдыхе!
Сейчас вспомнил случай, когда мы «застряли» на ремонте Симовского мост. В атмосфере чувствовалась «гроза» (это в канале дальнобойщиков), все ужасно нервничали, да еще и жара. Говорю в эфир: «Давайте, расскажите смешной анекдот!» Что тут началось!!! Прошло пять лет, а я до сих пор вспоминаю с улыбкой этот момент. Все по очереди начали рассказывать что-то, но запомнилась басня, на очень русском языке, как пчелка вышла замуж за медведя. Как прошли пробку, никто не помнит, мне кажется все, у кого были радиостанции, хохотали до колик! Атмосфера мгновенно разрядилась, и мы поехали дальше.
Что-то я отвлекся от первого дня нашего путешествия на Алтай.
Итак, стартуем в 8:00, завозим жену на работу, и мы с дочкой вдвоем держим путь на Челябинск. К сожалению, втроем поехать не удалось — трудности на работе. Ощущения того, что едем далеко, нет .Вообще и не было, наверное, до вечера. Кстати, выпустил момент — все вещи грузим в машину с вечера и заправка тоже вечером, для того, чтобы утром не отвлекаться.
Движемся в сторону Кургана, хотелось заехать посмотреть озеро Медвежье, на него мой приятель ездит каждый год и, которое по концентрации соли приравнивается к озерам в Соль-Илецке. Но озеро не улыбнулось, т.к. дул холодный ветер и погода не располагала к купанию. Качество дорожного покрытия оставляло желать лучшего, но по загруженности, ну никакого сравнения с М5, в сторону юга.
На дороге появились велосипедисты в сопровождении микроавтобусов с московскими номерами, спрашиваю у дальнобойщиков: Что за соревнования ? Никто не знает. На следующий день узнали, что это велопробег «Москва—Владивосток». Днем во время перегона Курган—Омск, когда за окном проплывали ничем не примечательные «красоты», моя дочь Юля смотрела фильмы, которые предварительно качнула на жесткий диск, дабы скоротать время. Я же только слушал звуковое сопровождение, лишь изредка бросая взгляд на экран.
Когда первый раз с мультимедийной магнитолой поехали на юг, я думал, всю дорогу будем что-нибудь смотреть, какое там, все взгляды были направлены только в окно!
День заканчивался, как раз в это темное время суток можно очередной раз поклониться японцам, т.к. ближний ксеноновый свет в купе с дальним галогеновым дают очень хороший результат! Галогеновый свет в Эстиме очень замечательный, что не скажешь о противотуманках.
Мы благополучно объехали по объездной Омск и вскоре встали на ночевку. За первый день проехали 1100 км без напряга и гонок. Всегда и всем говорю — отпуск начинается тогда, когда сел за руль, радуйся всему — дороге, машине, получай удовольствие от видов за бортом, от всего что увидишь и никаких рекордов!
Из дневника моей дочери Юли:
«Первый ездовой день, вообще, не был богатым на природу краем. Курганская область запомнилась лишь плохими дорогами и сомнительно влияющими на её качество ремонтами. Еще тут встречались странные названия населенных пунктов — такие как «Локти» или «Сумки», никакой фантазии у людей! А в Тюменской области, наоборот, дорожное покрытие на славу, приятное, как коврик для йоги. Завершается ездовой день первым сибирским (недосибирским) городом Омском. За окном ночь».
Заночевали в машине, те вещи, которые были на среднем ряду и на полу, мы переложили на передние сиденья, сдвинули средний ряд вперед, опустили спинки и раскатали постельку, которая была свернута в рулон, находившийся в третьем ряду, а утром в обратном порядке.
Омск—Новосибирск.
В дороге ничего примечательного не было, кроме появившихся в невероятных количествах камер видеофиксации, половина из которых не работала. В районе 11 часов заехали в Новосибирск.
Из дневника Юли: «Первоначально Новосибирск не глянулся. Заезжали, видимо, не с самого красивого ракурса. Город встретил серыми панельками — все, как везде. Первая остановка — авторынок Столица — Мекка угорателей по правому рулю. Папа повздыхал у машины своей мечты TOYOTA VELLFIER, посидел в новом WISH-е и поехали дальше.
Решили сходить в Галилео, учитывая, что в Челябинске тоже такое есть, но там посетить как-то не довелось. В общем, особо не впечатлило. При выдаче входных билетов предупредили, что на них написан номер телефона, на тот случай, если вам не удастся найти выход из лабиринта. Ага, нашли детей и чтобы мы заблудились, да ни в жизнь. Наивные были! Ну, слушайте, зеркальный лабиринт — это просто вынос мозга! Сначала мы были вдвоем, потом к нам присоединилась шумная компания, и никто не может найти выход! Смотришь и не знаешь, реальный это человек или его изображение, причем не в единичном экземпляре, и для того, чтобы убедиться, надо дотронуться рукой. Ну, в общем, пришлось прибегнуть к помощи персонала. Все это напоминало кадры из фильма «Чародеи», где Семен Фарада искал выход. Так и хотелось крикнуть — выпустите меня отсюда!!!
А после мы увидели тот самый красивый, современный Новосиб, с классной жилой архитектурой, с тем, как она органично смотрится на местном рельефе, Покатались на метро, проехались по метромосту.
В общем, что могу сказать, Новосиб нужно посетить, в нем есть своя атмосфера, но мне она, к сожалению, в душу не запала, видимо, Казань и Питер наложили отпечаток.
До глубокого вечера гуляли по городу и когда, казалось, сносили уже все ноги, дошли до машины и выдвинулись в сторону Алтая. Ночь нас застала около отеля «Грани Алтая», где мы благополучно заночевали прямо на стоянке, а утром приняв душ и позавтракав в «Гранях Алтая», мы двинулись на юг. Всю ночь шел дождь, а вот как только рассвело, солнышко осветило нам путь. Стоит отметить, что погода благоволила нам просто постоянно.
На самом въезде в Алтайский край висит постер: «Алтайский край — территория соблюдения ПДД».
Брехня, алтайцы — дикие гонщики, для них нет сплошной линии, знаки «обгон запрещен», видимо, стоят только для гостей. Их можно понять — все красоты они уже видели, а дорога располагает надавить на педаль, ну, в общем, примерно как в Абхазии.
Здесь начинаются холмы, живописные и зеленые. Мы заезжаем в поселок Сростки, где родился Шукшин. Нашей целью был холм, где установлен памятник Василию Макаровичу. Вот это сила, вот это свобода! С замиранием сердца смотришь на эту красоту и думаешь, в этом самом месте, наверное, рождались литературные шедевры мастера.
Там нами закуплена была первая партия домашнего меда и медовухи. Выезжаем из деревни, на горизонте появились горы. Те самые горы, ребята!
Еще буквально несколько километров и появляется она… бирюзовая величественная Катунь! Сердце просто замирает! До этого мы видели это все на фото, а теперь наяву! Здесь же начало республики Алтай как таковой! До этого никак не могли понять, что есть Алтайский край, а что республика Алтай.
Водичку в Катуни можно потрогать, подождать, когда отмерзнут ноги и ехать дальше.
Решили заехать в Горно-Алтайск, пусть он был немного не по пути (путешествие наше лежало по Чуйскому тракту).Очень позитивный, яркий городок, чем-то напоминающий курортный, несколько километров после него, кстати говоря, идет такая плотненькая туристическая зона, напоминающая по своей атмосфере морское побережье: кругом палатки с сувенирами, горячая кукуруза, сдаются дома на берегу реки и всякое такое, даже пешеходные переходы, напоминающие юг!
А тут, внимание, те у кого нет МТС и Билайна, могут спокойно ехать дальше, а счастливые обладатели ТЕЛЕ-2 вступают в зону супертуризма! После Горно-Алтайска значок no SERVISE преследовал нас до самого конца. И в этом есть своя прелесть на самом деле!
Виды и пейзажи Горного Алтая можно описывать бесконечно, но лучше посмотреть самому, ну хоть раз в жизни!!!
Двигались по Чуйскому тракту, бросилось в глаза, что очень мало съездов с дороги и очень узкая обочина, которая не предназначена для остановки. И, тем не менее, есть прекрасные места у рек и речушек, куда можно подъехать для отдыха, надолго и не очень.
В одном таком месте мы остановились на отдых. Название речушки не помню, но место было просто изумительным. Здесь же познакомились с семьей из Тюмени. Они рассказали, что в этих краях они не впервые, но постоянно тянет сюда вернуться. ПосоветовалиЮ что и где интересного посмотреть, а самое главное, дали ценнейший для меня совет — «сбрасывать давление» колес на грунтовке. Ну, об этом я еще расскажу. Отдохнули, покушали, повалялись на травке и в путь.
Следующая остановка на турбазе с посещением водопада и прогулкой до него, по лесу где-то около 3 километров. Зашли на территорию (платная) и направились по подвесному мосту через Катунь.
Перед входом на подвесной мост — правила, что запрещается на мосту, в том числе, раскачивать конструкцию. Но мы немного похулиганили, ну самую малость — просто проверили раскачивается мост или нет. Оказалось, даже в нескольких плоскостях. Дошли до водопада, пофотографировались.
Вернулись на тракт — дело к вечеру. Выдвинулись дальше, но вскоре стемнело и надо было становиться на ночевку. Съехали с дороги к небольшой речке, дочка приготовила ужин, а я попытался установить радиосвязь с домом. Мы предварительно договорились, что если сотовая связь пропадет, мы будем выходить в эфир ровно каждого часа на 15 минут. Я поднял раскладную мачту с закрепленной антенной и включил радиостанцию. К сожалению, докричаться до дома не смог — то ли неудачно антенну установил в темноте, то ли место неподходящее для этого было. В эфире было только два радиолюбителя, разговаривающих между собой, я пытался их вызвать, для того, чтобы они подошли на нашу связную частоту, но они, наверное, были слишком увлечены беседой и не отвечали мне, Так и хотелось сказать : «Да, хватит вам болтать обо всякой ерунде, я не могу с женой связаться, а вы все трепитесь!»
Вот так, весь в расстройствах о том, что наш старший штурман уже полдня не получает вестей о нас, мы выдвинулись дальше в сторону Семинского перевала. Стояла полная темнота, а нам была просто необходима связь и поэтому решено было ехать до ближайшего отеля, где был Wi-Fi.Проехали совсем немного и справа от дороги увидели то, что нам было надо. Заказали по кружке горячего чая, словили сеть, послали сообщение и, спокойные, отравились ночевать в машину.
Проснувшись утром, привели себя в порядок, позавтракали и покатили навстречу новым впечатлениям. А день должен был быть очень богатым на это дело. Проскочили незаметно и без остановки Семинский перевал, не почувствовав его совершенно.
То ли мощи двигателя (160л.с.) достаточно, то ли мы закаленные на Сочинском серпантине, в общем, преодолели! Дальше перевал Чике-Таман. Тоже технических сложностей не предвещалось, но зато началась неописуемая красота! На перевале остановились, никакой торговли еще не было и, мы взяв с собой оптические приборы, отправились на гору, чтобы еще с большей высоты увидеть божественную красоту этого края!
Двигаемся дальше по Чуйскому тракту. Очень интересное место, где у дороги добывают строительный песок. Ну, целая стена из песка.
И вот оно, красивейшее место слияния двух рек Чуи и Катуни, виды — взгляд не оторвать, хочется смотреть и смотреть, и фотографировать! (2404,2407,24-9,2411,2414,2418,2423)
Далее по километражу памятник строителям тракта и Кольке Снегиреву с его душещипательной историей. Даже не предполагал, что на постаменте можно написать стихи, трогающие почти до слез.
Следующая достопримечательность — это водопад Шерлак. Около водопада ведется бойкая торговля, чем мы и воспользовались, но уже на обратном пути.
До водопада от дороги метров 200, но туда идут все, включая мамочек с очень маленькими детьми. Так и лезет в гору разновозрастная экспедиция по созерцанию прекрасного!
Едем дальше, следующая цель нашего путешествия поселок Акташ. Там обедаем, пробуем местный лагман, манты. Заправляемся до полного бака и выезжаем в сторону перевала Кату-Ярык. Забегая вперед, скажу, что на это место не планировалось много времени, просто хотелось попытаться доехать. Многие в своих рассказах писали, что это сделать не так просто и что почти все прокалывают колеса маленькими острыми камнями.
Выехали с Акташа, асфальт, все прекрасно, но тут он как-то быстро заканчивается и начинается грунтовка. Едем, а на обочинах то одна машина на домкрате, то другая, ну, думаю, началось! Между тем едем как бы нормально и без напряга, вспоминаю, что кто-то рассказывал, что дорога уж больно напоминает стиральную доску, но что мы по таким дорогам впервые, что ли! Все было сносно, но началась стиралка!!! И ехать стало совершенно невозможно, пробовал двигаться быстрее и медленнее — ничего не помогало. Машина входила в резонанс и казалось, что сейчас отлетят не только колеса, но и все, что может отвалиться! Подвеска на ЭСТИМЕ короткоходная и на такой дороге на ГАЙЕ было бы комфортнее, но делать нечего, гайка продана и мы на Эстиме! Вовремя вспомнил совет тюменцев, съехали на обочину, приспустили колеса и поехали, как по асфальту! Доехали до «Красных Ворот», виды замечательные, но на фотографиях выглядит лучше, в чем причина на самом деле — пыль от дороги, которая покрывает красные скалы.
Умылись у речки и двинули дальше. Грунтовка сменяется асфальтом, асфальт грунтовкой и так несколько раз.
В общем, дорога, как дорога, но виды…
Проезжаем озеро, которое в рассказах упоминается как «озеро с открытки».
Посмотрели, как-то не впечатлило, а вот на обратном пути остановились здесь же, и вид совершенно противоположный, причина — свет, солнышко засветило под нужным углом, и озеро заиграло! И название «с открытки», ну прямо на все 100 соответствовало.
Едем и ждем видов гор со снежными вершинами, а их все нет и нет. Тем временем проезжаем Улаган с последней заправкой, на которой, кстати, прекрасный кофе. Маршрут на перевал был проложен навигатором и до конца оставалось всего ничего, и тут открывается шикарнейшая панорама — это что-то! Ехали только глянуть, а тут такое, что просто, ну даже слов-то не подобрать. До перевала еще километра полтора, а тут хорошая площадка для стоянки, да и антенну можно развернуть без труда, решили встать и дальше прогуляться пешком, что мы и сделали, хотя можно было доехать. Но остановиться в одиночестве там уже бы не получилось. Красоты вокруг неописуемые, как заставка шикарного рабочего стола на компе или картина талантливого художника! Подошли к краю, а там бездна. Не знаю, какая высота, вернее глубина, но дух захватывает!
На фотографиях видна дорога в долину реки Чулышман и кажется, что это простая извилистая дорога, но самом деле это не так.
Длина спуска 3,5 км, но каких! Машины, в основном внедорожники, подъезжают на старт, останавливаются и кажется, что крестятся перед спуском и потихонечку спускаются вниз. Это очень напоминает старт горнолыжника или прыгуна с трамплина — перекрестился и в бездну!!!
До этого на стоянках, наслушались страшных рассказов о том, что на машине спуститься еще можно, а вот подняться наверх суждено не всем, кто бампер отрывает, кого трактор вытаскивает. Смотрим мы в бинокль — точно, тащат на веревке бедолагу. И решили мы сходить вниз пешком. Был еще ранний вечер, мы развернули лагерь, я поставил мачту, натянул антенну, провел несколько связей, в том числе с радиолюбителем, который живет недалеко от моего города, и конечно же с домом.
Поужинали, отдохнули и снова на перевал, никак не хотелось сидеть на месте. А кругом просто сказочные виды!
Еще раз посмотрели вниз и твердо решили — одного дня мало, остаемся ночевать, а завтра, пока не жарко, потопаем вниз.
Проснулся рано, дочура спит, отправился посмотреть окрестности.
А посмотреть есть что!
Чуть позже уже вдвоем доосматривали местность, ну а потом вниз. Машины идут одна за другой, разных мастей, был даже древний то ли Фольсваген, то ли Опель, точно уже не помню, в общем, авто — обнять и плакать, явно с билетом в одну сторону. И тем не менее, молодые ребята, правда с остановками, благополучно спустились вниз. Единственное, осталось загадкой, как они поднялись! Когда мы шли вниз, из неудобств была только пыль, поднимаемая колесами проезжающих мимо авто.
Спускались недолго — около получаса, в это время было не жарко, наверху даже дул прохладный ветер, а вот внизу — ни ветерка. В долине реки, скорей всего, свой микроклимат, и вода в Чулышмаене показалась не такой холодной, как в других реках.
А машины вниз идут и идут, отдыхающих много, но всем хватает места. Попили речной водички, умылись и собрались обратно. В это время большой «Урал» привез группу туристов, которые должны были самостоятельно подняться наверх. Вот этой веселой компанией мы отправились в обратный путь, но вместе были недолго, потому что молодежь быстро унеслась вперед, и мы остались вдвоем. Не торопясь мы поднялись за 2,5 часа, не скажу, что это было легко, ко всему прочему взошло солнце и нещадно палило с небес. Машины, поднимаясь, некоторые «закипали», многие останавливались отдохнуть, и мы с перерывами шли вперед, а наверху нас ждал прохладный ветерок и вода! Гордые тем, что мы сделали это, направились в наш лагерь: подкрепиться, умыться, набраться сил и отправиться дальше, навстречу новым открытиям!
Из дневника моей дочери:
«Это место заслуживает отдельного поста. Потому что это что-то просто невероятное: объединение сказки с реальностью, космоса с землей, песков с лесами.
Но обо всем по порядку.
Дорога наша лежала вдоль по Чуйскому тракту до поселка Акташ. Отмечу, что качество дорожного покрытия здесь просто бескомпромиссное — ни одной трещины, ямки, волны. Асфальт мечты, да и только. Мало того, все камеры, фонари питаются от собственных солнечных батарей, все природные и культурные достопримечательности обозначены специальными указателями. Чуйский тракт входит в топ самых живописных дорог в мире, и это совершенно неспроста.
Все время нашего пути я ощущала себя маленьким хоббитом, совершающим своё большое путешествие. Дайте мне только кольцо, и я пойду! Я долго не могла понять, не в Средиземье ли я? Так похоже!
Акташ — место уже менее туристическое. Здесь кругом местное алтайское население, в каждом дворе, при каждом доме национальный домик аил. Во всех кафе работают дети. Серьезно. Каникулы у них такие себе.
Из Акташа, заправив полный бак, едем в одно из самых волшебных мест Горного Алтая — перевал Кату-Ярык.
Путь составляет больше 100 км грунтовой дороги по горам и лесам. Но это стоит того!
По пути несколько бонусных природных достопримечательностей: Красные Ворота (дорога пролегает между красноватых скал) и горные озера на фоне заснеженных вершин. Сам перевал Кату-Ярык — это зигзагообразная грунтовая дорога, длиной 3,5 км, опускающаяся с вершины горы в долину реки Чулышман.
99% съезжающих туда людей — водители внедорожников. Мы, опасаясь, что не сможем заехать обратно, оставили машину наверху. Вот отсюда-то и открывается один из самых удушающе-захватывающих видов на земле! Кажется, что это просто картинка на баннере, который растянули от земли до небес! Ты стоишь недалеко от края обрыва, под тобой около двух километров свободного падения. И чувство безграничной свободы.
Эта локация мне очень напомнила клип моих любимых водителей самолетов Jumpsuit. И мы достигли Траншеи, ребята)) поэтому я прикреплю сюда эту песню в символ того ощущения свободы и наслаждения, что я испытывала.
Там мы и заночевали, благо, наша большая машина позволяла нам ночевать, где вздумается.
На следующий день, так как мы не рискнули съехать вниз на машине, мы отправились туда пешком. Внизу замечательные и невероятно уютные турбазы у речки, где сдаются деревянные домики, можно порыбачить и покататься на лодке.
Подъем наверх — это не самое простое испытание. Если спуск занял у нас минут 30, то поднимались мы не менее 2 часов. Песок с дороги постоянно поднимали машины, солнце палило так, что с кожей на шее и плечах пришлось распрощаться, ветерок почти не дул, а воду с кепками мы даже не прихватили, подумав, что они нам не пригодятся.
Этот непростой путь был нами гордо пройден, пусть не с самыми жизнерадостными лицами по завершении маршрута, зато теперь мы с папой знаем, на что способны.
Выводы:
1. Это место, которое стоит посетить ОБЯЗАТЕЛЬНО, если ты оказался в Республике Алтай.
2. Подняться вверх по перевалу под силу любому автомобилю, даже маломощному (зря мы волновались).
3. А если все-таки хочется пройтись пешком, берите с собой воду, головные уборы, и повязку от пыли.
4. И не забудьте побольше фотографировать».
После перевала мы отправились снова в Акташ, там нужно было покормить бибику, покормиться самим и посетить еще одну природную красоту: гейзерное озеро. Едем в сторону Акташа, и тут неожиданно появляются виды с заснеженными вершинами, и все это в августе. Для нас это просто нереальная картина.
В отчетах читали про эти виды, но думали, за лето уже все растает и нам не повезет полюбоваться такими картинами.
Природа в Горном Алтае вообще, кстати говоря, устроена очень логично: по нарастающей по мере продвижения. Горы выше, пейзажи все необычнее. В Акташе мы перекусили, приняли душ в кемпинге и поехали искать гейзерово озеро. Искать долго его не пришлось, потому что на дороге стоит указатель.
Рядом с гейзерным озером впервые настолько близко стало видно то, чего я, откровенно говоря, ожидал от Алтая больше всего: гор- трехтысячников, с ледниками на макушке. Когда такая картина совмещается с зеленеющими лугами..., а если там еще и коровы пасутся, или лошади... это, вообще, та еще жвачка для глаз!!! Кстати о коровах, они тут просто потрясные. Рыжие, чистые, с пушистыми ушами! Их тут невероятно много, и они бродят просто везде! Общипывают травку на каждом квадратном сантиметре Алтая. Без них, наверное, это место не было бы таким колоритным.
Гейзерное озеро не соизволило проявлять свою активность в нашем присутствии: может, стеснялось, а может, просто уже спать легло — дело было к вечеру. Размером оно с большую лужу, только небесно голубого цвета с круговым рисунком, который нарисовал гейзер. Кстати говоря, рисунок никогда не повторяется, каждый раз разный.
Следующая цель нашей поездки — это «Марсы», так гордо называют местные это место. Выезжаем на тракт, и тут вскоре открываются такие виды, что даже дух захватывает — снежные вершины гор, да так много, просто АХ!
Уже в темноте встали на ночевку на окраине населенного пункта Чаган-Узун. Эта была единственная ночь, когда мы плохо спали, долго ворочались, обычно только ляжешь и сразу срубает в сон, ну, наверное, день был перенасыщен впечатлениями.
А наутро нас ждали «Марсы» и интересная дорога к ним. Проснулись, посмотрели на местных телят, погоняли сусликов, которых было, ну просто не меряно и отправились в путь. До конечной цепи было примерно 12 км. На пути оказалась небольшая речушка, через которую надо было проехать, но так как Эстима далека от внедорожных качеств, я сначала пешком прошел и посмотрел, где помельче брод и поменьше камушки. Воды было в полколеса, в общем, миновали водную преграду без потерь. Пока крутили головой, дорога закончилась на «Марсах».
На Марс мы прибыли спозаранку, туристы еще не подъехали, солнце особо не светило, и поначалу это место пришлось не по вкусу — казалось, что ничего особенного. Уже собрались в путь исследовать место, но обнаружили, что фотоаппарат безнадежно разряжен. Вернулись к машине и очень не зря.
Благодаря этому мы познакомились с чудесной парой из Испании. Эти ребята 14 месяцев путешествуют по Европе, России и Азии в микроавтобусе и проехали уже 37000 км! Отличный был шанс вспомнить дочери английский, да и, вообще, узнать, как другие путешествуют.
Когда выглянуло солнце, Марс предстал совсем в другом виде. Это почти полностью лишенные растительности горы красного цвета, изредка украшенные пучками белёсой травы с очень приятным ароматом.
— А что это за трава? — спросила дочь у местных.
— Да это ж полынь! — ответили нам.
Действительно, на полынь похоже. Низкорослая только слишком. Но чтобы она могла пахнуть как редчайшие пряности?! Бываааает...
Забираться на такие горы легко. Иногда нелегко спускаться. Сверху виды и вправду марсианские — пустынные холмистые просторы, а в самом далеке виднеются заснеженные пики. И каждый день на Алтае я говорю себе: это самое прекрасное место, что я видел! Каждый день находится место еще красивее предыдущего!
После Марса мы отправились в крайнюю точку нашего путешествия — поселок Кош-Агач. Там всего пара десятков километров до монгольской границы, а степи уже повсюду.
Из дневника дочери. «Степной дух вселился в мое бренное тельце, и именно здесь я впервые попробовала кумыс. Это детище лактобактерий, оказалось немного не по мне, мне кажется, в моей крови слишком мало казахского для кумыса!
В наш последний день на Алтае мы тарились.Чай, мед, мази, конечно же, медовуха! Папа купил мне варган (как же я его хотела!) Сижу вот я на берегу горной речки, тренькаю на варгане, и жизнь прекрасна! И будто я немного шаман. Напоследок прокатились по лесу на лошадях. Последний раз я так ездила лет так десять тому назад. Ездок из меня, конечно, еще тот, но дух леса на пару с конем ощущается сильнее. В этом и есть романтика этого большого приключения: единение с природой, активное познавание мира вокруг.
В заключение нашего путешествия обедаем на берегу Катуни, прихватив хавчика из гипермаркета местного разлива «Мария Ра».Увидели там челябинскую ариантовскую колбасу, аж скупая слеза с примесью челябинской заводской пыли покатилась по моей щеке. До свидания, Республика Алтай! Мы возвращаемся домой! Но обещаем вернуться!»
На этом повествование дочери Юли закончено, а я продолжу с того момента, где мы были на Марсах. Поднимаясь в гору, встретились с веселой компанией, которая громко обсуждала запахи местной травы, мужчина с пучком в руке, говорит: «Вот приеду домой, сделаю настойку на алтайских травах!» Думаю, нарвать, что ли, но Юля об этом уже рассказала, что это всего навсего полынь.
Все то время, когда мы были на Алтае, погода была прекрасной, а когда выехали в обратный путь из Кош-Агач, пошел дождь. Мы долго ехали без остановки, потому что уже почти все намеченное посмотрели и, конечно же, остановились на фотосессию с видом на заснеженные вершины.
Было пасмурно, и горы слились с облаками — шикарных фотографий не получилось.
Где-то нас застала ночь, я увидел небольшой съезд с дороги и, отъехав метров 50, остановился. Только улеглись спать, как перед машиной возник свет. Мы стоим на дороге, посреди поля, кругом трава по пояс, уже разложились, в общем, отъехать и пропустить машину быстро не удалось, я прошел по предполагаемому месту объезда, камней и прочих препятствий я не обнаружил и предложил объехать нас по траве.
Утром, пока дочь спала, я пошел обследовать местность. Красотища!!! Оказалось, мы метров 100 не доехали до шикарной стоянки, около речки. Доехали до этого места, развернулись, подняли антенну, приготовили завтрак, Юлька потренькала на варгане. В общем, хорошо отдохнули в этом месте.
Дальше задумались, то ли возвращаться домой, то ли поехать в сторону Чемала. Остановились на развилке, на заправке с большой стоянкой. Посмотрели по навигатору, помнилась мне до этого цифра больше 100 км, а сейчас по яндекс картам показывало 43 км. В общем, решили подумать и в это время прокатиться на лошадях.
Здесь же на стоянке предлагались прогулки от одного часа продолжительностью. Мы взяли на два часа. Тихим шагом забрались в горы, растительность в этом месте точно такая же, как на Южном Урале, и высокая полынь, и точно такой же репей, сосны, в общем, один в один. Прокатились замечательно, и решили, что до Чемала вроде не далеко, а вот туда и обратно получается многовато и приняли решение возвращаться домой
Чуйский тракт по прежнему радовал глаз прекрасными видами и, конечно же, прекрасным дорожным покрытием со свежей разметкой. Снова едем вдоль Катуни, проезжаем Манжерок, где делаем небольшую остановку. Сходили в магазин, побродили по улочкам, уж очень сильно напоминающим небольшой городок на Черноморском побережье. Около магазина «Мария Ра» пасется матерый козел в ошейнике. Его мы не раз видели на фото в отчетах других путешественников. Он по-прежнему приставал к прохожим, и тем, кто ему не понравился, приходилось убегать. Ну, прямо киношный персонаж! Фото этого чуда у нас не оказалось, наверное, в это время мы растерялись.
На обратном пути решили проехать через Барнаул, попали к концу рабочего дня, и транспорта на улицах города было много, может, поэтому город не впечатлил.
Новосибирск проходили уже в темноте, улицы уже немного знакомы, на объездную выходили в другом месте, не там, где заезжали. Заночевали недалеко от города .
Дальше дорога на Омск с бесконечным количеством камер видеофиксации. Радар-детектор периодически подавал сигналы тревоги, и казалось, я не всегда успевал оттормаживаться. Не знаю из каких соображений на трассе стоят знаки с ограничением 70, вот на этих отметках и стоят камеры. Как потом уже оказалось, 3 раза не успевал.
Омск прошли по новой объездной по указателям, навигатор этих дорог еще не видел (надо будет обновиться). На Курган решили не ехать, а в Ишиме пошли в сторону Тюмени — трафик поменьше, да и покрытие получше. Предложил дочери переночевать на горячих источниках около Тюмени, крюк надо было сделать небольшой, но она не захотела. По дороге где-то нас застал сильнейший ливень. Никто не хотел останавливаться, да и, наверное, это и небезопасно было, так и ехали сплошной вереницей в дожде со скоростью километров 20 в час, щетки не справлялись, но длилось это недолго. Вскоре тучи исчезли и дождь прекратился. Остановились, заночевали и утром со свежими силами двинули домой, благо оставалось совсем немного.
Когда возвращались с юга, никогда не делали ночевку вблизи дома и ехали до последнего. Эта последняя поездка была исключением, мы до последнего километра не отходили от девиза «мы в отпуске», и поэтому раз застала нас где-то ночь, значит надо отдыхать.
На длинных перегонах до Омска, от Омска до Новосибирска развлекал себя разговорами с радиолюбителями на коротких волнах — не для дела, так, в качестве хобби или отдыха. Дальних связей не было, был Краснодар, Тамбов, Подмосковье, со стороны Востока никого не было. В общем, хорошо скоротал время в пути, когда за окном проплывали скучные пейзажи.
Вот мы и дома. Цифр получилось не много.
Потрачено 462 литра, пробег составил 5462 км, средний расход составил 8 литров на 100 км. Для такого авто очень скромный показатель, думаю, связано с тем,что не было плотного трафика движения и везде была возможность без напряга обогнать тихо идущий транспорт.
Поехал бы я еще раз? Да, поехал, потому что на Алтае есть еще что посмотреть.
Если доведется еще раз побывать в этих краях, то обязательно спуститься в долину реки Чулышман, съездить на Белуху (может, даже на лошадях или на УАЗе), подняться бы на Мультинские озера. Да мало ли еще куда можно съездить!
У поездки был один маленький минус — не было мест, где можно было искупаться. Погода позволяла, а горные реки с холодной водой — нет.
Вот, пожалуй, и все. Спасибо всем, кто дочитал до конца и, если кому-то рассказ помог сделать выбор в пользу отдыха на колесах, я буду рад!