|
Здравствуйте, уважаемые коллеги, единомышленники и просто будущие друзья!!!
Немного предыстории.
Посетив все с нашей точки зрения более или менее интересные места нашей любимой Сибири, а именно Новосибирск, Красноярск, Абакан, республику Горный Алтай, Телецкое озеро (зимой и летом), Саяно-Шушенскую ГЭС, село Шушенское и т.д., решили обратить свой взор на Монголию. Осталась неизведанной Томская область, но на то есть своя причина, о которой вы узнаете из дальнейшего повествования.
Вы спросите, почему мы выбрали именно Монголию? При совершении автопутешествий мы стараемся придерживаться своего оригинального принципа: маршрут должен быть максимально приближен к кольцу, т.е. нужно минимизировать проезд по одной и той же дороге дважды. Так как таковых маршрутов в Сибири для нас практически не осталось, было принято решение посетить Монголию.
Разрабатывать маршрут, теперь уже «Я», начал в новогодние каникулы 2018 года. Как и прежде, была цель обеспечить «кольцо». В итоге это удалось, и по одной дороге мы проехали всего 60 метров, выезд и въезд в гаражном кооперативе нашей малой родины — городе Осинники Кемеровской области.
На просторах всемирной «помойки» много информации об автопутешествиях по Монголии, но, к сожалению, в большинстве своём они несут информацию больше развлекательную, чем познавательную. Это моё личное мнение, могу ошибаться, а может и плохо искал.
Техническое задание маршрута было следующим: кольцо, не более 10 дней, посещение максимума новых мест, получение знаний о путешествии за границу на автомобиле. Рассмотрев различные варианты, остановились на следующем маршруте: г.Осинники — г. Междуреченск — пос. Ортон — пгт Вершина Тёи — г. Абаза — г. Ак-Довурак — село Хандага́йты (госграница) — г. Улаангом (Монголия) — озеро Увс-Нуур (Монголия) — озеро Уурэг-Нуур (Монголия) — г. Улгий (Монголия) — пос. Цагаанур (Монголия) — село Ташанта — г. Горно-Алтайск — г. Бийск — г. Осинники. В итоге пробег составил 2405 км, уложились в 10 дней, как и планировали.
Основное представление о маршруте было составлено (Привет и низкий поклон единомышленникам!!!), но возникало несколько вопросов, на которые «курение интернета» не давало ответов: проезд участка дороги Ортон — Вершина Тёи; необходимость наличия международного водительского удостоверения (не путать с обычным удостоверением);
сборы и поборы на границе; хождение рублей в Монголии; наличие кемпингов и туристических баз; минимальный остаток ГСМ в баке; потребность в дровах и ином топливе и т.д.
Половина команды была давно спевшимся и спившимся коллективом, вторая половина на тот момент — только спившимся. По итогам поездки ещё и спелись! Кони были определены, т.е. уже имелись в наличии: Toyota Town Ace Noah (бензин, 4WD, стандарт); Land Rover Defender (дизель, 4WD, подготовлен для путешествий). Мне и ещё одному другу предстояло найти и приобрести коней для себя. Я остановил свой выбор на Toyota Town Ace в 30 кузове, 4WD; друг — на MITSUBISHI PAJERO 2-го поколения, 3 двери. После долгих поисков автомобили были приобретены, но, к сожалению, друг поехать не смог. Описание подготовки и сборов, наверное, никому не интересно. Единственное, на что необходимо обратить ваше внимание, это наличие рации. Ее необходимо взять с собой, очень выручает во время движения. Остальное по вашему опыту поездок. Наступил предпоследний день перед поездкой, он совпал со вторым днём свадьбы моего старшего сына!!! Поэтому последние приготовления были очень своеобразными…
Итак, день первый! Начало!
Сбор был объявлен в 6:00 06.08.2018 г., старт произошёл практически без задержки. Ну вот, уважаемый читатель скажет, опять одно и то же!
Поэтому сразу напишу ответы на все вопросы, на которые мы получили ответы, так и не найдя их на просторах Всемирной «помойки»:
Проехав 20 км, один из экипажей обнаружил полное отсутствие документов и денег (экипаж на свадьбе не был), пришлось вернуться. В первый день он был назначен ответственным за все будущие происшествия, и они, к сожалению, не заставили себя ждать. Дорога до Ортона описана 100 раз. А вот дальше стало интересно. Природа стандартная для этой местности, посмотреть не на что. Будете проезжать несколько приисков: и старых, и «черных копателей», и один новый. У нас в Кузбассе все ругают угольные разрезы, но что после себя оставляют гидромониторы золотых приисков!.. Это реально безжизненные места на многие века. Движение на 1-2 передачах в режиме 10 м по луже, 20 — по суше. Основная опасность — острые камни, на одном из них и порезал боковину совершенно нового колеса водитель «косячного экипажа» буквально на 3 км пути. Буквально перед нами проехал бульдозер и подровнял особо плохие участки. Положительных моментов проезда по этой дороге мы увидели всего два: значительное сокращение времени в пути и, соответственно, расхода времени и денег при движении в сторону Хакасии и Тывы через Кемерово по абсолютно неинтересной дороге и, как компенсация, там не возбраняется выпить граммов сто, в рамках разумного, так сказать, для снятия напряжения.
После проезда КПП прииска будет стела, вам направо на «Аскиз».
Плачевное зрелище представляет рудник в Вершине Тёи, кстати, там расположен знак, указывающий на Аскиз, но установлен он неправильно, имейте это в виду. По всему пути нашего маршрута проблем с АЗС не было, мы доводили уровень до ¼ и заправлялись до полного. Ночевали в Абазе (комплекс «КЕДР»; номер 500 рублей; удобства в коридоре; ориентир — «Узел связи»), дорогу показали сотрудники ГИБДД, даже хотели проводить. Привет, ребята! В гостинице есть кафе, где нас и покормили.
Итого: Проехали — 474 км за 13 часов; асфальт — 60%, остальное— 40%.
Итак, день второй! Решающий!
Выезд опять в 6:00, сбор прошёл чётко и слаженно. Всем хотелось в путь, поставили задачу оказаться на границе в обед, т.к. опять не было информации о её загруженности и, соответственно, о времени ее прохождения.
Здесь уже начинается красивая природа, но и она 100 раз описана.
Следующая остановка в Ак-Довураке. При подъезде к нему пришли воспоминания из 90-х, а именно, регистрация сотрудниками ГИБДД всех проезжающих в целях их же безопасности. Не хочу обидеть жителей Тывы, но случаи имеют место быть, хотя отморозков и дебилов хватает везде.
В Ак-Довураке пообедали в столовой вполне приличного уровня, еда стоит копейки, вкусно, большие порции, много мяса, чисто и аккуратно. Были в этой столовой 5 лет назад, и ситуация не изменилась.
Отсутствие запасного колеса у «косячного экипажа» вынудило нас посетить местный автосервис (расположен около кругового движения при въезде в город), тоже супер! Оборудование, скорость выполнения работы. Заварили боковой порез, у нас бы за такой порез вряд ли взялись. Но, учитывая качество дорожного полотна в Тыве, местные шиномонтажники стали настоящими виртуозами.
В Хандагайты приехали в 14:00, посёлок очень приличный, АЗС есть, про гостиницы не узнавали.
Итого: проехали — 411 км за 8 часов; асфальт — 90%, остальное — 10%.
Вот и госграница РФ — Монголия. На нашей границе будьте готовы достать всё из автомобиля, часть багажа придётся занести в здание для досмотра при помощи системы рентгенографической инспекции. Всё прошло в рамках приличия, быстро и подчёркнуто вежливо. Монголы вытаскивать не заставляют, т.к. процесс досмотра проходит в их прямой видимости, а только смеются над нами. В общем, жалеют нас и себя. Не забудьте попросить на Монгольской границе специальный бланк, в котором укажите информацию о себе и следующем пункте выезда. Без него могут не выпустить и отправить обратно в пункт въезда.
Главным при переходе границы является собственник автомобиля, у него с собой водительское удостоверение, загранпаспорта, свидетельство о регистрации на автомобиль. Остальные ходят за ним «гуськом».
Следующим пунктом был монгольский город Улаангом, за въезд в который с вас возьмут символическую плату (1000 тугриков, можно рублями). Город — аналог любого нашего города с населением 30-60 тыс. человек. В навигации по городу помогут монголы старшего поколения (знают русский язык) или ребята на машинах с тывинскими номерами, их там много. Это информация для тех, кто не признаёт современные гаджеты с навигационными программами.
Второй день завершился на туристической базе озера Увс-Нуур, в 10 км от города, оттуда 25 км ехали по жуткой гребёнке.
Сначала мы ехали очень медленно, но местные ехали 90-100 км/ч, мы попробовали, и всё получилось. Колёса не попадают в резонанс, и автомобиль просто всплывает над дорогой. Проживание в юртах разной вместимости (6200 руб. за 8 человек), кормили очень вкусно и только свежеприготовленными блюдами, под столовую отведена отдельная юрта. С питанием связано несколько нюансов: готовить будут около 1-1,5 часов, уточняйте размер блюд, практически нет овощей и фруктов (не растут и очень дорогие), нет крепкого спиртного. Ориентир стоимости: 1 большая боза (наш мант) — 20-25 рублей; банка пива — 50-75; кола — 35-40, это в местах отдыха, в городах дешевле.
Озеро огромное, немного солёное, берег пологий, есть развлечения.
Итого: проехали — 170 км за 4 часа, асфальт — 80%, гребёнка — 20%.
Итак, день третий! Базарный!
Попытки найти другую турбазу, а их на озере несколько, не увенчались успехом, хотя мы и не очень этого хотели. Т.к. основная цель была в посещении максимума новых мест.
Вернулись обратно в Улаангом, заправились, заехали на местный рынок. Рынок довольно большой, основные направления торговли: товары для проживания кочевников, китайский ширпотреб и монгольские товары для туристов. Ориентир цен: качественная кашемировая женская шапка — 1200 руб., майка с изображением Тамерлана — 500, спальный мешок из верблюжьей шерсти —1200.
На озеро Уурэг-Нуур прибыли после обеда, размещение в домиках на 2 или 6 человек. База новая и пока единственная на озере. Проживание и питание по стандартной схеме. Разнообразие обеспечили присоединившиеся к нам управляющий базы и внезапно появившийся молодой мотоциклист. Оказалось, что парень из Австралии путешествует по Монголии на мотоцикле. Он подошёл к нам с просьбой дать зарядку для Айфона, т.к. его сломалась. Итогом доброты русской души и непревзойденным умением помогать людям стало проведение внепланового чемпионата Мира по армрестлингу и отход ко сну в 3 часа ночи. Международная встреча удалась!
Более-менее поняв ситуацию с дровами и углём, приняли решение передать в дар монголам уголь, а дрова оставить себе. Монголы углю были несказанно рады.
Итого: проехали —150 км за 4 часа, асфальт — 30%, гребёнка — 70%.
Итак, день четвёртый! Чревоугодный и беззаботный!
Основных задач было поставлено две: поесть барана и порыбачить. Порыбачить не получилось! Баран, хоть он и баран, но сумел захватить всё наше внимание всего четвёртого дня.
С утра обсуждалось несколько тем: кто раньше встал, того и тапки, но в нашем случае — пиво, осталось 4 банки, а хозяева еще спали; предстояло чётко определить и навсегда разграничить значения глаголов «проснулся» и «очнулся»; выяснить происхождение звуков, похожих на рёв дракона.
В 8:00 победители соревнования по «тапкам» во главе с управляющим базы выехали к пастухам для приобретения барана. Процесс поездки, выбора и трагической гибели барана, хотя монголы применяют очень гуманный способ разделки; передачи 2500 рублей за 35 кг вкуснейшего мяса и закладки мяса в казан составил примерно один час.
У австралийца случилась очередная дорожная неисправность — прокол колеса. Мы, конечно же, помогли. Австралиец вырвался из наших лап, сфотографировался с нами на память и был таков.
Мы с ним списались по Ватсапу, с ним всё хорошо, он добрался до Австралии, но уже на самолёте.
Тем временем начали готовить мясо барана, с применением всех самых современных и древних, традиционных и извращённых способов. Кушали весь день, а утром пятого дня обнаружили факт дегустации приготовленного нами мяса даже местными коровами.
Помимо чревоугодия весь день загорали, купались, играли в мяч и бадминтон. Последнее получалось плохо, т.к. к вечеру в игре откуда-то появилось уже 2 волана.
Место вокруг базы красивое, озеро и берег чистейшие, вход в воду очень комфортный, пляж — мелкая галька. Малолюдно.
Глоток полезной информации: сотовая связь работает практически везде, роуминг — 200 руб. входящий, 100 — исходящий; я попросил разрешения позвонить с телефона управляющего базы, дал без проблем, денег не взял.
Итого: проехали — 5 км за 1 час; гребёнка —100%.
Итак, день пятый! Внедорожный!
Кто очнулся, кто проснулся; опять соревнования, но уже за вкуснейшим монгольским чаем. Оставили о себе памятный адрес около барной стойки и начали собираться.
Решено было выдвигаться дальше, т.к. первую часть необходимого минимума сочли выполненной, принято решение ехать в сторону Ташанты.
Ехали и тряслись, тряслись и ехали, и опять ехали, и опять тряслись.
Заехали в посёлок угледобытчиков, чем вызвали небольшой ажиотаж на центральной площади. В посёлке есть всё: магазины, банк, АЗС, учреждение культа и т.д. Т.к. эта дорога не основной туристический маршрут, то изредка встречали иностранных коллег, останавливались и общались. Больше особенного ничего не происходило, но природа красивая, есть места и для дикого отдыха и любителей фотографии.
Примерно в 18:00 нас гостеприимно встретил последний населённый пункт перед границей. Обязанности встречи туристов в посёлке-герое Цагаанур возложены на гостеприимного паренька, который предложил все возможные услуги: от ночёвки в собачьей будке с питанием там же за 500 руб. до элитной рыбалки. Такой широкий набор услуг объяснялся фактически неплохим владением русского языка и, скорее всего, теоретическим родством с высокопоставленным сотрудником таможни, который решит здесь все вопросы. Принимая во внимание, что за несколько километров до посёлка, а так же и в нём самом, имеется информация о нахождении в пограничной зоне, а нарушать законодательство грешно, мы приняли решение в лучших традициях современного менеджмента (весь состав нашей команды — это руководители разных уровней). Проголосовали единогласно (не управляющие директора поездки, т.е. дети, участия в голосовании не принимали), выбрали вариант с ночёвкой на озере, с правом поставить палатки, а возможно, и порыбачить. В комплекс услуг входила бутылка местной водки, половину которой наш гид с нами и выпил, закусывая привезёнными им бозами, которые оплатили мы. Бозы оказались холодными и невкусными.
Итого: проехали — 230 км за 8 часов; гребёнка — 80%, маршрут пролегал через город Улгий. Город большой, россияне посещают его с целью приобретения монгольских товаров и начала путешествия по Монголии при въезде со стороны Горного Алтая.
Итак, день шестой! Прощальный!
Требование, а точнее ПРИКАЗ: быть на границе к 8:00, а то и раньше, т.к. опять нет понятия об очереди и времени прохождения границы.
В итоге на границе оказались к 9:00, проехав при этом 30 км. Нас встретила очередь из 9-10 автомобилей. Тут же подбежали монгольские бабы, по-другому не назовёшь, и давай требовать оплату транспортного налога. БАБ и налог — срочно в ЛЕС, это развод.
В этой части Монголии живут этнические казахи, которые любят бывать в гостях у своих родственников в Казахстане. Все они едут через Республику Алтай и дальше. Здесь надо быстро вспомнить самые лучшие примеры, которые показывает наш «быдляк» и срочно их применять. Эти «родственники» лезут вне очереди, занимают очередь на 2-3 машины для своих земляков и т.д. Но при этом они очень трусливые и в явный конфликт вступать боятся. Монголы, кстати, к ним относятся с пренебрежением. Но и не это страшно, а пассажирские автобусы и обеденный перерыв у монгольских пограничников. Стоимость для нас — минимум 1,5 часа дополнительного ожидания, а мы пропустили 2 автобуса, но, как вам известно, это общемировая практика. Казахи, работающие на границе, очень славятся своей любовью к чаю, что ж, напиток действительно хорош, но приём его должен проходить не в ущерб другим. Стоимость обеда для нас — 1 час официальный, 1 час — чаепитие. Итого, наш прогноз был неутешительным: 3 часа, автобусы, впереди стоящие автомобили и мы попадаем на обед. А дальше еще дорога до нашей территории по нейтральной полосе — 57 км, где даже останавливаться нельзя, а впереди опять автобусы…Утешение было в наличии холодного пива в местных «минисупермаркетах», а в «ресторанах» — еды. Про еду и пиво — чистая правда.
Но как бы ни издевалась судьба-злодейка, знайте, что нужно водителю со всеми паспортами посетить спецбудку около ворот и зарегистрироваться.
При пересечении границы в Тыве в один паспорт поставили другую дату въезда, «17» вместо «07», разбирательство длилось около 2 часов, так что очередь в какой-то степени нам сыграла на руку.
Мы попивали пиво и молились всем богам, и они, кажется, услышали нас. За 10 минут до обеда, когда на него уже отправились монгольские пограничники и таможенники, произошло чудо: подъехал на мотоцикле фирмы «ИЖ» модели «Планета» председатель всего монгольского таможенно-пограничного кооператива, т.е. начальник поста, кстати, по национальности монгол. Судя по всему, была применена особая форма отдачи приказа и обещание сексуального премирования, но служивые побежали обратно. Мы всей дружной компанией, с коей познакомились и собирались весело провести время до понедельника٭, после появления начальника прошли все процедуры за 15 минут и покинули дружественную Монголию, а она действительно такая, и русских они очень ценят и уважают.
П٭ очему до понедельника? А мы на границе были в субботу, когда сокращённый рабочий день, а воскресенье — выходной.
Родину нам позволили увидеть только через 2,5 часа, досмотр был с особой тщательностью, особенно тех автомобилей, в которых были признаки рыболовных или охотничьих снастей.
И вот примерно в 16:00 посёлок Ташанта.
Внимание отдыхающим в Горном Алтае: если хотите посетить Монголию, то планируйте на это 2-3 дня, т.к. очень много времени займёт переход границы.
Итого: проехали — 87 км за 8 часов; гребёнка — 40%
Итак, седьмой - десятый дни! Скалолазание, рыбалка, баня, пиршества и т.д.!
Горный Алтай, про который написано, рассказано, показано и т.д. и т.п.
Всем спасибо!
Удачи Вам и Вашим близким!
P.S. Ждём предложений о совместной поездке по интересному маршруту: середина июля 2019 года, 10-15 дней, автомобили практически без подготовки.
SUPER P.S. До последнего момента держался, но не смог!!! Простите, если что не так!!! Это мой первый опыт написания отчёта!