|
Маршрут: Новокузнецк — Славгород — Кулунда (граница с Республикой KZ) — Павлодар — Нур-Султан — Караганда — Балхаш — Алматы — Карасу (граница с Республикой KGZ) — Бостери — Карасу — Шу — Балхаш — Караганда — Павлодар — Кулунда — Яровое — Новосибирск — Новокузнецк.
Доброго времени суток, уважаемые читатели, хочу представить вашему вниманию рассказ-отчет об автомобильном путешествии из города Новокузнецка Кемеровской области до жемчужины республики Кыргызстан — озера Иссык-Куль.
Отпуск в данном направлении начали планировать за полгода. Прошлым летом съездили до Балхаша, а в этом хотелось уже куда-нибудь подальше. Изначально планировалось 3 семьи на 2 машинах, но в дальнейшем, как это часто бывает, кто-то не смог, кто-то не захотел и в итоге осталось 2 семьи и одна машина.
1 день. Новокузнецк — Славгород, 796 км, 9 часов 45 минут в дороге.
На часах 05:00 12.07.2019 г. по местному новокузнецкому времени, вся поклажа загружена. Автомобиль Ниссан Х-трейл, команда путешественников: Я — основной водитель и штурман, моя жена Ксения — штурман и совсем иногда водитель, мои родители — люди, никогда не ездившие на такие расстояния, но очень этого желающие, папа еще и второй водитель.
Первая остановка была запланирована в Новосибирске. Про дорогу Новокузнецк — Новосибирск можно сказать в 2 словах. Качество покрытия на хорошем уровне, до Ленинск-Кузнецкого она четырехполосная, дальше двухполосная. Камер много, но утром еще стоят не все.
В Новосибирск заехали в 9:00. Покушали в столовой «Солнечный день» (бывшие «Подсолнухи» — хорошие недорогие столовые). И так как это была пятница, город, даже в такое время, встретил нас пробками на выезд из города. Время прохождения Новосибирска, без учета завтрака, 1 час 20 минут.
Следующая остановка — Масляха. Чтобы затариться рыбкой местного копчения и соления.
Трасса Новосибирск — Крутиха очень хорошего качества, широкая, покрытие ровное.
После Крутихи качество покрытия падает, появляются волны и небольшие ямы, но до Хабаров она все равно на приемлемом уровне, не считая небольшого участка после переезда, у деревни Панкрушиха. От Хабаров дорога переменного качества, есть и новые участки дороги, но есть и совсем убитые.
Итак, 14:45 и мы на главной площади города Славгорода (моей родины). Первая остановка — у родственников. Вечером — банька, пиво, рыбка из Масляхи и вкусные свиные ребрышки. Отбой в 22:00, так как на следующий день в дорогу. Кстати, о пиве. В Славгороде есть небольшой пивзавод, при нем есть магазин, именно там и советую покупать пиво. Оно всегда там свежее и вкусное.
2 день. Славгород — Кулунда (граница с KZ) — Павлодар — Нур-Султан, 650 км, 12 часов в дороге.
Выехали из Славгорода в 6 утра. До Кулундинской границы около 60 км. Дорога в нормальном состоянии, хотя есть и волны, и ямы. Перед Кулундинской границей делаем страховку на а/м на 15 дней — 1500 рублей (стоимость не зависит от числа застрахованных, у нас — 3 было).
В 7:00 подъезжаем к границе и упираемся в очередь из 30 машин перед нами. Причем очередь здесь одна: и легковые, и фуры стоят вместе. Стоим 2 часа, очередь движется очень слабо, пропускная способность 5 автомобилей в час.
Все возмущаются и негодуют. Но в 9:00 происходит пересмена на пограничном пункте и… О! Чудо! За полчаса очередь доходит до нас. Прошли российскую границу, постояли чуть-чуть перед казахской (на казахской нужно заполнить бирку на прохождение границы и миграционную карту), и в 10:15 мы в степях Казахстана. Следующая остановка в Павлодаре на покушать, купить сим-карту и поменять рубли на теньге.
Дорога от границы до Павлодара хорошего качества, лишь иногда встречаются небольшие волны. Едем на круизе со скоростью 97 км/ч. Все в предвкушении и пока еще неизмотанные тоскливыми пейзажами Казахстана. От границы до Павлодара примерно 130 км, поэтому спустя полтора часа мы в Павлодаре. Меняем рубли в Цесна-банке по курсу 1 рубль — 6,07 теньге, покупаем сим-карту билайн сроком на 2 недели, кушаем в столовой в ТЦ «Артур» и дальше в путь.
Выезжаем из Павлодара в 13:30 и двигаемся в сторону столицы. Заправляемся в Павлодаре на КазМунайГаз: 149 теньге/литр. Решили по Казахстану и Киргизии заливаться 92-м бензином.
Подробно про строящуюся трассу Павлодар — Астана Нур-Султан)). Состояние на 13.07.2019 г.
От Павлодара до Ленинского трасса четырехполосная с разделительной. Скорость 110 км/ч.
От Ленинского примерно 30 км магистраль. Скорость 140 км/ч.
Далее идет еще строящийся участок дороги: кое-где он четырехполосный, кое-где двухполосный, знаки ограничения скорости почти всегда стоят 60 км/ч, хотя есть и 80 км/ч, и 40 км/ч. Протяженность данного участка — 200 км. Здесь много экипажей ДПС работают. Трасса очень оживленная, если не охота плестись 60 км/ч по новенькой, идеально гладкой 4-полоске, то либо цепляешься за машиной, которая будет ехать с подходящей тебе скоростью, либо грудью на амбразуру, на свой страх и риск (у нас получалось и так и так, потому что даже местные водители не любят ездить по этой трассе во главе эшелона). Благо встречные машины предупреждают об экипажах, но вследствие специфичной работы казахских гаишников, с движением навстречу движущемуся транспорту, не всегда это предупреждение актуально.
Ну, а за 200-230 км до столицы начинается магистраль. Вот где удовольствие.
В Нур-Султан заезжаем в 18:00 и переводим часы. Итого 17:00 местного. 12 часов пути пройдено. Ждем заселения в эту красивую многоэтажку. Жилой комплекс Триумф.
Квартира на 23 этаже.
Квартира, кстати, очень понравилась. Расположение — супер. Чисто, свежий ремонт, кондиционер, хорошее постельное белье и полотенца, удобные диван и кровать, хорошая посуда, ну, и самое классное — вид из окна. За двое суток отдали 24 тысячи теньге.
Пару часов на отдых и приведение себя в порядок и вперед — на ужин и прогулку по вечерней столице, на бульвар Нуржол. Рядом есть ТРК «Сарыарка», там есть где покушать на любой вкус и кошелек. Мы кушали в Bar Grill. Очень вкусно, но чек выше среднего. Салат + горячее и по кружке пива — 30000 теньге.
Ну, и прогулка по вечернему Нуржолу.
Хан-Шатыр — торгово-развлекательный центр с пляжем на 4-м уровне.
3 день. Нур-Султан.
В прошлом году мы были в Астане 4 дня, многое успели посетить, в этом году цель была провести обзорную экскурсию по Нур-Султану для родителей, ну и самим еще раз восхититься этим новеньким, «одетым» с иголочки городом, с разнообразными интересными строениями. Вечером по плану ресторан и отмечание папиного дня рождения.
Начали с Экспо.
Далее спортивные объекты: Астана Арена и Барыс Арена.
Потом «галопом по Европам» (Нур-Султану))
Казахстанский национальный университет искусств.
Сходили в главную достопримечательность сегодняшней столицы, монумент Байтерек. Оттуда открывается вид на весь центр Нур-Султана. Правда, стеклянный шар никто не моет, поэтому фотографировать оттуда — так себе занятие.
Вид с Байтерека на Бульвар Нуржор и Резиденцию Президента.
Вид с Бейтерека на бульвар Нуржол и Хан Шатыр.
Монумент Байтерек — это символ столицы. Символ переноса столицы из Алма-Аты в Акмолу в 1997 году.
Столица меняет свои названия, символ остается все тот же!
Ну и немного вечерних видов Нур-Султана.
Вечером посещение ресторана национальной кухни «Саксаул». Остались в восторге. Кухня, обслуживание на высоте. Говяжьи рёбрышки и шашлык из барашка — просто чудо. Мороженое из кумыса не очень)).
Отбой в 22:00, завтра самая долгая и утомительная дорога всего автопутешествия.
4 день. Нур-Султан — Алматы, 1240 км, 18 часов в дороге.
Выехали из столицы в 06:00, по моим расчетам и прошлогоднему опыту в Алматы должны были быть к 22:00. Заправились до полного на КазМунайГаз. 149 рублей/литр. Списались с хозяином квартиры, выдвинулись в путь. По началу шло все хорошо, платная магистраль до Темир-Тау — 400 тенге за участок в 150 км. Плотный завтрак в кафе на выезде из Караганды.
А потом началось…
Как оказалось, Нур-Султан и Алматы хотят соединить скоростной магистралью. По левую или правую (в зависимости от участка) сторону от существующей дороги начинают прокладку новой трассы. И почему-то по всей трассе ограничение скорости 50 км/ч. Хотя никакого ремонта нынешней дороги нет и в помине. Ремонтируют только небольшой участок от Караганды протяженностью километров 20, там уже начали строить объезды. Настроение резко упало. Как??? Оставшиеся 1000 км со скоростью 50 км/ч??? Экипажей ДПС на данной трассе очень много, это самая насыщенная гаишниками трасса Казахстана. Естественно, мы не могли себе позволить ехать 50 км/ч. Поэтому на подъезде к Балхашу, когда папа был за рулем, мы попались. При разрешенной 50 км/ч, на радаре 101 км/ч. Договорились, поехали дальше.
Плотный обед в кафе «у Иваныча», и в 16:00 мы проехали город Балхаш.
Но проблемы остались те же. 50 км/ч ограничение (правда уже не везде) и много экипажей ДПС. Но первые 300 км хоть дорога была хорошая, плюс вид на озеро Балхаш хоть как-то отвлекал глаз от унылых степей.
А после того, как дорога вдоль озера Балхаш закончилась, и на развилке Алматы — Шу, мы взяли курс на бывшую столицу Республики, дорога стала очень плохая, огромные волны, выбоины, ямы.
И без того невысокая скорость упала еще. К тому же, чем ближе мы подъезжали к Алматы, тем больше было фур и объездов.
Итог, в Алматы заехали в первом часу ночи, заселились в квартиру в 01:00. Итог от дороги — 18 часов пути.
5 день. Алматы.
В Алматы остановились в жилищном комплексе «Айгерим». 18 этаж. Окна на обе стороны. Красота! Экономия на колесе обозрения! 2 суток — 30 тысяч тенге. Квартира огромная. Но по внутреннему убранству и комфорту хуже, чем в Астане. И нет кондиционера, а, когда за окном +38, он жизненно необходим.
Проснулись, заказали пиццу, покушали и поехали на Медео.
Там решили пренебречь услугами фуникулера и воспользоваться внедорожниками на газе. Покатались по горам, пофотались. 3 часа гор обошлись нам в 20000 тенге. На своей машине туда не пускают — экология.
Покатались по Алматы, посмотрели достопримечательности.
Вечером сходили погулять в «Парк Первого президента Республики», поменяли рубли на сомы по курсу 1 рубль — 1,07 сома.
Алматы красивый город, город парков, жалко, что у нас был всего день на осмотр бывшей столицы, но Нур-Султан оставил у нас больше впечатлений и желание вернуться туда снова, Алматы — нет.
6 день. Алматы — Бостери, 490 км, 8 часов в дороге.
По традиции в 06:00 стартуем из Алматы в пиковую точку нашего путешествия, курорт Бостери. На выезде из Алматы последний гвоздь в наше настроение невозврата в Алматы вбивают алматинские гаишники. Я за рулем, останавливают, начинают докапываться, дают дунуть в алкотестер, итого 0,77 промиле. За прошлый день я выпил 0,5 пива днем и 0,5 пива вечером. А тут 0,77, как будто я полторашку час назад всадил и поехал. Я в отказ, они машину на штрафстоянку. Желания ехать в больницу не было, терять весь день, да и мало ли какие у них связи в больницах. Ребята, я так понял, серьезные остановили, на Ауди А8. Ну, хотели они с меня 30000 рублей. Договаривались минут 40. Договорились.
Ещё 230 скучных пейзажей Казахстана и мы в Карасу.
По отзывам в интернете решили проходить границу именно там. И не прогадали, 10 минут на казахской, 10 минут на кыргызской и мы в Кыргызстане.
И Киргизия с первых километров начала приятно удивлять: дороги, пейзажи, все на высшем уровне. Нам предстояло 230 км от границы до Бостерей. Дорожка прошла на ура. В отличие от унылых пейзажей Казахстана, тут прям глаз радуется: горы, ущелья, горные реки, и через 120 км на горизонте появляется насыщено-синие цвета воды озера Иссык-Куль. Дорога практически везде идеальная, 4 полосы.
К 14:00 мы в Бостерях, покупаем сим-карту, ищем нашу базу отдыха, приезжаем в нее, находим хозяйку и… она в шоке!! И мы в шоке!! Говорит: никакие уведомления с Букинга ей не приходили, и номеров нет свободных. Но разобрались достаточно быстро, она позвонила сестре, именно сестра, как оказалось, в ответе за сотрудничество их базы с Букингом. Сестра подтвердила нашу бронь, и через полтора часа наши номера были готовы. Кому-то не повезло, кого-то куда-то переселяли. А пока готовили наши номера, мы пили чай с чудесным абрикосовым вареньем. Итог: настроение ни у кого не испорчено, все хорошо. Хозяева оказались очень гостеприимными людьми.
Заселяемся, переодеваемся и на пляж. В Бостерях пляж идет на протяжении всего поселка, есть центральный, где стоят торговые палатки, колесо обозрения и американские горки, а есть разных пансионатов и санаториев.
7-12 день. Бостери.
Три первых дня в Бостерях мы просто наслаждались пляжем и озером. Температура воздуха вполне комфортные + 25, +28, воды +21 градус по Цельсию, не очень теплая, конечно, но по 15-20 минут в воде находиться вполне комфортно, солнце жарит насквозь, без зонтика вообще нереально, высота над уровнем моря дает о себе знать, все таки 1600 метров примерно.
Аквапарк, кстати, не работает, потому что горки выходят на… песок.
Виды с колеса обозрения на горы и на озеро.
Пляж огромный.
Самый большой прогулочный теплоход в Бостерях. Билет 500 сомов на дневные круизы и 800 на вечерний, с дискотекой и файер-шоу.
Цены в магазинах, даже супермаркетах дороже, чем в России. Цены на фрукты, можно сказать, такие же. В припляжных палатках такая же история.
Чтобы насладиться ценами на фрукты, нужно либо идти на ярмарку, которая в Бостерях по выходным, либо уезжать чуть дальше и покупать у местных вдоль дорог. Там, например, 7-литровое ведро абрикосов, крупных и спелых, можно купить за 200 сом.
За эти 3 дня покатались и на американских горках и на колесе.
На парашюте за катером как-то не рискнули, небезопасно все это выглядит.
Также для услуг отдыхающих предлагают прокат водных мотоциклов, катание на плюшках и банане, катание на теплоходе. По пляжу ходят предлагают вареную кукурузу, копченую, вяленую рыбку, мороженое и фрукты. Главное!!! Везде нужно торговаться.
Примерно так:
— Почем рыбка?
— 200!
— Блин, дорого!
— Давай 150!
— Дружище есть только 120!
— Давай за 120!
Все, рыбка твоя!
Кушали всегда в кафе недалеко от пляжа. «У Алихана», «Азиза».
Очень вкусные лагманы, а в кафе «У Алихана» очень вкусный шашлык — Особый.
Вкусное пиво «Арпа»!
Вечерком посиделки за фруктами с коньячком «Кыргызтан» и «Бишкек».
10 день. Исследование окресностей Бостерей.
Всевозможные экскурсии, которые предлагают, нас особо не прельщали, весь день ездить в жарком микроавтобусе и следить постоянно за временем желания не было, поэтому, прочитав в интернете и спросив у хозяев, решили поехать в Георгиевское ущелье. Расстояние от Бостерей 35 км.
К тому же, как оказалось, дальше есть дорога к горным озерам и через перевал к Семеновскому ущелью. Для поездки к озерам желательно иметь автомобиль с высоким клиренсом.
Полный привод нужен, если хотите проехать повыше.
На обратном пути пообедали свежей форелью. Ловишь сачком в пруду, и тут же тебе в течение 20 минут её готовят на мангале.
Вернувшись из поездки по горам, решили не идти на пляж, а поехать на термальные источники.
Территория чистая, народа немного, правда это и время было вечер воскресенья.
Остальные 2 дня были проведены на пляже, под солнышком.
Крайний день нашего пребывания на базе был ознаменован посиделками за чаем с медом и, еще раз повторюсь, вкуснейшим абрикосовым вареньем с хозяевами базы отдыха. Они рассказывали про свою страну, мы про свою. Диалог был очень увлекательным и интересным. Спасибо им за гостеприимство и оперативное решение возникающих вопросов. Кстати, стоимость базы отдыха — 11 тысяч сом за двухместный номер с удобствами на 7 суток.
13 день. Бостери — Балхаш (через Шу), 850 км, 14 часов в пути.
Когда ездили в Георгиевское ущелье, встретили там путешественников из Кемерово на таком же Х-трейле, как у нас, и они нас заверяли не ехать чрез Шу, потому что там совсем нет дорог — говорили они. Но у нас была своя точка зрения, дорогу через Шу мы, конечно, не знали, но знали, что дорога через Алматы тоже далека от идеала, а разница в 200 км и впечатления от встречи с алматинскими гаишниками лишь добавляли нам уверенности — обратный путь держать через Шу.
И опять выезд, по традиции, в 06:00. Дорога до Карасу выше всяких похвал. Киргизскую границу прошли за 10 минут, а вот на казахской пришлось задержаться. Все автомобили, которые направляются из Киргизии в Россию, отправляют на просвечивание. Пришлось ждать около часа.
Дорога до Шу хорошего качества, иногда только колейность и выбоины встречаются. И советую заправиться в Шу, дальше заправок нет до самой Алматинской трассы. Мы так чуть без бензина не остались. Трасса становится хуже, газ-тормоз, расход увеличивается.
После Шу началась самая убитая дорога. Выбоины, большие ямы, колея такая, что, если едешь на седане, цепляешь «пузом», отметины об этом четко дают это понять.
Но еще более убитая она становится после поворота в поселке Бирлик. Там ямы уже не представляется возможным объезжать, и ты, снижая скорость до 10 км/ч, едешь по ним. После поселка Хантау дорога становиться лучше. Хотя бдительность снижать не нужно, после 5 км ровного асфальта может начаться участок, как после бомбежки. Колеса оставить без проблем. Кстати, их там очень много валяется по обочинам.
Участок Шу — Хантау 80 км.
В итоге в 15:00 мы на Алматинской трассе, перекус своими продуктами и в дальнейший путь. 9 часов и 550 км пройденного пути. Плохой дороги всего 80 км. Не пожалели, что поехали так, а не через Алматы. Получилось явно быстрее.
Остановку на ночевку планируем в районе города Балхаш.
Но когда до города Балхаш осталось 100 км, а на часах было еще 18:30, было решено заехать в «город-курорт» озера Балхаш — поселок Торангалык. В интернете найдена база «Айгерим», позвонил, спросил есть ли места, сказали, что есть. 4-местный люкс, с удобствами в номере и кондиционером за 20000 тенге в сутки. Вспомнив прошлогоднее путешествие на Балхаш и жару, которая нас сопровождала, решили, что кондиционер необходим и это супер предложение, решили — берем!!
В 20:00 мы уже заехали на базу. Номер вызвал полное разочарование. Пять кроватей в ряд, шкаф, куча комаров, еле дующий кондиционер и вода в душе, которая набирается из озера и нагревается солнечными лучами. Но мы усталые и что-то другое искать уже не хотелось, смирились, заселились и купаться. Вода в Балхаше ощутимо теплее воды в Иссык-Куле.
Но Казахстан совсем не развивает свое озеро. Сервис там… Ну такое…
Покушать нашли в кафе какой-то базы. Покушали и спать.
14 день. Балхаш — Павлодар, 840 км, 12 часов в дороге.
Утром купание, завтрак и в путь.
Выезжаем в 10:00, в Караганде в 15:00, кушаем в «Шашлыкове» на бизнес-ланче и в 16:00 выезжаем из Караганды. На всем протяжении дороги старались держаться за местными. Перед нами ДПС поймали пару машин, мы в этот раз не попались. На участке Караганда — Шидерты есть участок в 50 км с плохой дорогой, в остальном дорога хорошая. Если бы поехали через Нур-Султан по магистралям, дольше было бы. И, кстати, на участке Караганда — Шидерты очень мало ДПС.
Смог от красноярских пожаров в Казахстане тоже очень заметен был.
В Павлодар заехали в 21:00. Сняли квартиру на букинге (как и раньше всегда), погуляли чуть-чуть по городу и гипермаркету «Гринвич», истратили все тенге и спать.
15 день. Павлодар — Яровое, 200 км, 5 часов дороги.
Выезд в 10:00 на границе в 11:30. Границу прошли за полтора часа в общем. В 14:00 в Славгороде. Закупаемся в гипермаркете «Магнит» и на Яровое. Там наши дороги расходятся, нас на Яровом ждут друзья и съемное жилье, родители останавливаются у родственников.
16-17 день. Яровое.
Озеро. Пляж. Ночная жизнь. Думаю, отдых на Яровом не нуждается в особом представлении.
Причал 42 и ресторан-караоке Ялта.
Ну и как на самом звездном озере России не сфотографироваться со звездой.
Ездили на Малое Яровое, мазались голубой глиной, кушали арбуз))
Квартиру снимали двушку за 7500 рублей на 3 суток.
18 день. Яровое — Новосибирск, 400 км, 5 часов пути.
Утром аквапарк на 3 часа за 1200 рублей с человека и в путь. Пиво Славгородское и рыбу из Масляхи с собой.
19 день. Новосибирск — Новокузнецк, 350 км, 4 часа в пути.
Итого по маршруту:
За 19 дней пройдено в пути 5900 километров, 3200 километров туда, 2700 километров обратно.
Средний расход бензина за все время 8,9 литров на 100 км. Итого в литрах 520 литров.
175 литров в России, 45 литров в Киргизии и 300 литров в Казахстане.
Впечатления: Киргизия — очень красивая страна с гостеприимными людьми. Если бы до нее не надо было добираться через 1700 км Казахстана, я бы хотел вернуться туда следующим летом.
Казахстан — дальше Нур-Султана большего одного раза ехать не стоит. Нур-Султан не перестает впечатлять второй год подряд.
Спасибо за внимание. Готов к диалогу в комментариях.