|
Вот уже два года подряд мы, семья из двух взрослых и двух детей возраста 2 и 4 лет, ездим летом на автомобиле отдыхать на море за 3 тысячи км от дома. Думаю, что наш опыт может оказаться полезным для тех, кто собирается, но ещё ни разу не ездил с детьми на далекие расстояния.
Режим движения и отдыха, питание в дороге
Перед первым путешествием нагуглили много чужого опыта поездок с детьми. В основном люди старались выезжать рано утром со спящими детьми и ехать, пока те не проснутся. Далее остановка на завтрак, длительный отдых, потом ещё один перегон, приуроченный к дневному сну детей и т.п. У нас так не получилось.
Ночевать в пути мы предполагали по возможности в палатке, поэтому с собой везли полный набор необходимой походной экипировки: палатку, спальники, газовую плитку, посуду, продукты и т.д. Такие ночевки, естественно, вносили свои коррективы и в график движения, так как на все эти «кемпинговые» дела уходило ощутимое количество времени.
В связи с этим нам удобнее оказался следующий режим: мы выезжали не очень рано, часов в 10, а то и в 12 дня, и ехали практически без остановок весь день, суммарно находясь в дороге часов 12-14. Останавливались только на заправку и по «туалетным» делам. Продолжительность остановок — не более 10-15 минут. Суммарно за день остановки отнимали не более часа-полутора.
Кушали мы прямо в машине не останавливаясь. Рядом с супругой стояла заранее подготовленная сумка с фруктами, овощами, бутербродами, орехами, вареными яйцами и т.п. Всю дорогу мы потихоньку что-нибудь жевали.
Практика показала, что меня, водителя, такой режим движения не напрягает. Я не уставал, при условии, что нормально выспался. Жевание, кстати, очень хорошо справляется с сонливостью, поэтому в одном из подстаканников у меня постоянно стояла кружка, в которую жена периодически подсыпала орехи.
Дети, к большому нашему удивлению, такой режим езды перенесли более чем нормально. Я был морально готов к гораздо более худшему их поведению. Для них в дорогу брали игрушки, планшет с мультиками и детские аудио-рассказы. По итогу игрушки пригодились меньше всего. Играть ими, будучи пристегнутыми в кресла, неудобно. Игрушки вечно падают на пол, а самостоятельно детям их не поднять. В общем, больше мучений, нежели пользы. А вот мультики и аудио-рассказы очень пригодились.
Экипировка
Говоря про экипировку, остановлюсь лишь на, как мне кажется, не очень очевидных вещах.
Докатка. В моём автомобиле, как и во многих других, вместо запасного колеса лежит докатка. До недавнего времени у меня не было сомнений в её полезности. Но загрузив автомобиль перед поездкой вещами под завязку, я вдруг подумал, что в случае установки докатки мне некуда будет девать снятое колесо. В отсек для докатки оно не войдет, а больше места свободного в машине нет… Так что есть смысл поразмышлять на эту тему перед поездкой, может быть, вообще решите её не брать, ограничившись ремкомплектом для бескамерных шин. Я же решил в случае необходимости закатить колесо «в ноги» пассажирам задних сидений. А чтобы не испачкать салон, я приготовил здоровенный полиэтиленовый пакет.
Запасная канистра с топливом. Я пять лет возил с собой 5-литровую канистру, и ни разу в ней не было необходимости. Перед второй поездкой на юг хотел даже оставить её дома, чтобы место не занимала. Но не оставил. И в дороге впервые она пригодилась. Как-то излишне задумался на трассе и в нужный момент проворонил заправку. Бортовой компьютер сначала сообщал «топлива хватит на 60 км», «… на 50 км», а потом вдруг нарисовал прочерк и стрелка в ноль упала. Остановился, достал канистру, заправил автомобиль. Может быть, и без этого доехал бы до заправки, но не хотелось, чтобы машина высасывала со дна бака весь мусор.
Палатка. Как я уже писал выше, мы брали с собой палатку для ночевки в дороге. Но даже если бы мы намеревались ночевать только в гостиницах — иметь в машине хотя бы небольшую простейшую палатку было бы не лишним. Она может пригодиться в случае вынужденной ночевки в незапланированном месте. Чтобы хотя бы детей уложить.
Крепление для планшета. Для удобного просмотра детьми мультиков купил на алиэкспрессе вот такой держатель, крепящийся за ножку подголовника переднего кресла.
Термос-кружка. Отдельно хочу отметить такую крайне полезную вещь для водителя как термос-кружку. Я долго выбирал, долго боролся с жабой, но в итоге разорился на Zojirushi SM-SD36-BC объемом 0,36 л.
Покупал на ebay.com, там цена раза в полтора ниже, чем в российских интернет-магазинах. Термос настолько понравился, что через год я купил ещё один. Можно во время езды не боясь облиться, потихоньку попивать кофе не отвлекаясь от дороги. Двух таких термосов мне как раз хватало на целый день езды.
Термоконтейнер. Вместо обычной термосумки мы использовали медицинский термоконтейнер «МТП-L10» с набором хладоэлементов.
В нём мы везли скоропортящиеся продукты (сливочное масло, сыр, мясо). Места он занимает, конечно, много в сравнении с мизерным полезным объемом, но зато продукты без опаски можно везти без холодильника 2-3 суток. Чтобы минимизировать время, когда контейнер открыт, мы заранее все продукты разделили на одноразовые порции. Приоткрываешь контейнер, быстро хватаешь нужные пакетики и тут же закрываешь.
Саперная лопатка. Весьма неприятное и даже шокирующее впечатление на нас в дороге произвели обочины федеральных трасс. Где бы мы ни останавливались — везде горы мусора: бутылки, бумажки, салфетки, пакеты и т.п. В траву даже боязно было заходить, велика опасность наступить на «мину». Свой мусор мы, естественно, везли с собой, не уподобляясь этим свиньям. А детские «мины» из горшка я на обочине закапывал, для чего у меня под рукой была саперная лопатка.
Навигация
Опыт нашей первой поездки показал, что вполне можно ехать «в полную неизвестность», целиком полагаясь на Яндекс-навигатор (наличие палатки и приличный запас еды серьезно уменьшали мандраж). Возможно, нам просто очень повезло, поэтому, конечно, не лишним будет заранее прикинуть маршрут и наметить места возможных ночевок. Я нагуглил несколько специализированных сервисов, которые с точностью до километра планируют маршрут. Но по факту сам пользовался только Яндекс-картами. Их возможностей мне полностью хватало.
Пару слов о Яндекс-навигаторе. Как показала практика, ему вполне можно доверять. Например, он помог мне объехать (по проселочным грунтовым дорогам!) Волгоград с его пробками. Не сравнивал его с другими навигационными программами, возможно, они не хуже, но хотел бы выделить несколько полезных моментов:
При использовании Яндекс-навигатора не лишним будет загрузить оффлайн-карты, так как мобильная связь, а стало быть и интернет, есть не везде. В частности, в упомянутом выше случае объезда Волгограда по проселочным дорогам у меня неожиданно пропала карта (так как пропал интернет) и я 30 км ехал по полям, глядя вот в такой экран:
То есть геолокация работает, маршрут есть, но вместо карты — белый лист в клеточку.
Обычно я строил маршрут до населенного пункта, в котором планировалось ночевать. Но в некоторых случаях, особенно когда дорога мне известна, я строил маршрут не по населенным пунктам, а по заправкам. Это оказалось удобнее.
Минусом Яндекс-навигатора является то, что он не запоминает трек. А это иногда может быть полезно. Мы как-то съехали с трассы на проселочную дорогу в поисках места для ночевки в палатке. Покрутились, место не нашли и уехали, но на одной из остановок случайно выронили детский тапочек. Записанный трек помог вернуться и найти тапок. Кроме того, запись трека может быть полезной для последующего анализа поездки при планировании будущих путешествий.
Для записи трека я использовал приложение «Геотрекер»:
Опять же, с другими приложениями не сравнивал, но все мои хотелки тут присутствуют и реализованы довольно-таки удобно.
Отдельно хочу заметить, что обязанности штурмана по возможности не помешает переложить на кого-нибудь из пассажиров.
Форс-мажор
Дальняя поездка — штука опасная, поэтому не лишним будет заранее подготовиться к различного рода форс-мажорам, в том числе и очень страшным. Считаю, что тут лучше перебдеть, чем потом кусать локти. Итак, что можно сделать:
Заключение
Несмотря на очевидные и не очень трудности автопутешествия с детьми на большие расстояния вполне реальны и относительно бюджетны. Надеюсь, что наш опыт будет кому-то полезен.