|
Доброго дня всем! Ниже описание моего путешествия в Турцию в 2016 году. К сожалению, два года назад я его не дописал, поэтому выкладываю только сейчас, так как за исключением цен более-менее всё актуально — античные руины всё те же и всё там же.
Это было моё второе автомобильное путешествие в Турцию. Так получилось, что более двух лет я никуда не выезжал, да и в целом накопилось напряжение. Пораскинув, куда можно съездить, я отсёк Таиланд (почему не знаю, отзывы о нём я слышал только восторженные, но, видно, до него я еще не «дозрел»), я принял решение рвануть в Турцию. Начав искать билеты, я понял, что с ценами какой-то трэш — в подходящие мне даты до Стамбула были только Туркиши с запредельной ценой в 28 косарей. От кризиса я еще не шибко оправился и вообще считал, что это просто запредельные ценники. Пришлось искать «варианты» — как результат вылет в воскресенье из Москвы Пегасом без жратвы, но с багажом за 12+ косарей. Сапсаны обошлись мне в смешные 3 тыс. рублей туда-обратно (нарвался на распродажу).
Маршрут прокладывался исходя из моих хотелок. В этот раз мне очень хотелось посмотреть на Трою — всё-таки легендарный город, хотя есть версии, что в Турции не та Троя, но об этом чуть позже, а также доехать до ЭКСПО-2016, посмотреть, что это из себя представляет (был и профессиональный интерес). Естественно, по пути также осмотреть как можно больше достопримечательностей.
Учитывая, что между Троей и Антальей примерно 800 км, в качестве города, откуда начнется мое путешествие, я выбрал Измир, так как это ближайший к Трое крупный город, где можно взять машину по разумным ценам, и расстояние между Антальей и Измиром было для меня подъемным.
Прилетев в Стамбул вечером, я поехал на автовокзал и взял билет на ночной автобус до Измира, с тем чтобы по приезде утром взять машину и дальше уже определяться чего делать.
Опять убедился, что, глядя на карту, трудно понять реальный масштаб — на карте кажется, что метро расположено не очень далеко от автовокзала, но по факту я бы вряд ли с чемоданом дошёл куда-нибудь. Идти нужно минут 35 при условии, что вы знаете куда. Кстати, у автобусных компаний есть бесплатные шаттлы до метро, нужно просто спросить, где они находятся и показать на посадке билет на автобус.
Автомобиль я забронировал заранее и, приехав в Измир, получил ключи от новехонького красного Citroen Cactus. Учитывая, что 70-80% машин в Турции белые, я понял, что незамеченным, если что, не уйду)))
Мой верный конь на ближайшие 2 тыс. км.
Немного о машине. Я получил дизельный (вроде 82 л.с.) с роботом Cactus. Дизель мне очень понравился, приемистый и экономичный — средний расход за всё время составил меньше 5 литров, учитывая конские ценники на топливо в Турции, это было просто замечательно. К роботу, который, насколько я знаю, хают все кому не лень (с одним сцеплением, ставится на многие модели), у меня претензии были только на парковке. Суть в следующем — я привык, что на автомате, даже если машина стоит на уклоне, она либо начинает трогаться в том направлении, куда ты планируешь, либо просто стоит, а здесь она начинает катиться под уклон, даже если немного нажимаешь на газ. А сильно жать было стрёмно, так как тогда он слишком резко трогался и можно было зацепить впереди стоящую машину, благо иногда парковались очень плотно. Во всех остальных ситуациях у меня претензий не возникло — ускорялась машина очень живо и, вообще, вела себя адекватно (а может, это я такой неприхотливый). Салон очень приятный, машинка небольшая, но как-то с задумкой сделана. В общем, это b-класс, в котором если даже и сэкономили, то это ощущается не так остро.
Погрузившись с чемоданом в машину, я отправился к новым открытиям, и первым был Пергам.
Пергам
Это один из самых впечатляющих городов. Монументальность построек вызывает уважение. Город расположен, как и значительная часть других древних городов, на возвышенности. Под Пергамом расположился современный небольшой турецкий городок Бергама, который запомнился мне длинной узкой и петляющей улицей, наполненной гомоном людей и сигналящими машинами. Есть фуникулёр, но так как я был на машине, я заехал повыше и далее пошёл пешком. Также в Бергаме есть музей, но туда я не успевал попасть.
Амфитеатр, с которого открывается великолепный вид на окрестности.
Зато заехал в Асклепион, он находится чуть в стороне. Рядом военная часть, я сначала даже не понял, можно туда проезжать гражданским или нет, так как рядом с дорогой висел кирпич. Чуток постояв и увидев, что все проезжают, я тоже проехал. Там меня настиг легкий дождик. Парковка у Асклепиона платная, стоит 5 лир. Причем парковкой трудно это назвать — оставляешь в чистом поле машину, я даже подумал, что это развод, но дяденька с некоторой обидой, что я засомневался в его намерениях, тут же распечатал мне чек. На обратном пути заехал в Turk Telekom и купил симку — мне предстояло еще найти отель для ночевки, а времени было около семи вечера.
В общем, если будете в районе Измира и найдется свободный день, съездите, не пожалеете.
Троя
Через интернет я забронировал номер в одном из небольших отельчиков на побережье (даже не скажу, что это за населенный пункт) с очень хорошими отзывами. Я очень надеялся, что мне не придётся его искать, так как я уже очень устал после полусонной ночи в автобусе. К счастью, вывеска была очень большой, и, дорулив до ближайшего разворота, я быстро добрался до места. Заселившись, я очень быстро вырубился и проспал где-то до пол-одиннадцатого, несмотря на кучу будильников. Завтракал я в гордом одиночестве, и вообще чувствовалось, что сезон закончился — при +20 особо не покупаешься. Но в сезон, я так понял, побережье Эгейского моря излюбленное место для отдыха турков — мне попадалось очень много небольших пансионов, и в целом атмосфера больше напоминала европейские небольшие прибрежные городки. Никаких крупных сетевых отелей — всё очень мило и по-домашнему.
Позавтракав и попрощавшись, я погнал в Трою (порядка 90 км). Собственно, одна из целей поездки впечатления не произвела. Чувствуется, что город сравняли с землей еще несколько тысяч лет тому назад. Историю описывать нет смысла, кто не читал, фильм наверняка смотрел. Естественно, на входе стоит деревянный троянский конь. От города фактически ничего не осталось, кстати, говорят, что Шлиман достаточно варварски раскапывал её и очень много артефактов погибло во время тех раскопок. Теперь о том, что Троя не та Троя. Например, по одной из версий настоящая Троя была на самом деле в Крыму, также ряд исследователей считает Шлимана мошенником, который умело сыграл в нужное время. Не буду вступать в дискуссии, так как ни разу не специалист, но мой совет — если вы не фанат древностей, а на дорогу нужно больше часа — успокойтесь и отдыхайте, в Турции есть множество намного более интересных мест. Побродив в Трое, я двинулся в обратный путь.
Храм Аполлона Симентиона
Заехал, возвращаясь из Трои. Для того чтобы его посетить, пришлось ехать не по главной трассе. Ну, руины совсем руины, если честно, но неплохие рощи, поэтому в целом достаточно живописно. Также по пути попалась какая-то крепость, названия уже не вспомню.
Асос
В этот город я буквально забежал за 30 минут до закрытия, так как сначала свернул не туда. Находится на вершине холма, куда я бежал вприпрыжку, чтобы успеть проскочить. Открывается великолепный вид на море, не хочется уходить, сами руины не поражают воображение — стандартный древний город. Амфитеатр находился внизу за забором, к нему я подъезжал в поисках входа.
Классический (и практически единственно возможный) вид Асоса.
На этом осмотр достопримечательностей в этот день был окончен, солнце клонилось к закату, а мне нужно было допилить до Кушадас порядка 350 км, так как именно здесь была запланирована моя следующая остановка. Из минусов — дорога до Измира проходит по населенным пунктам, но у меня была надежда на то, что за Измиром большую часть пути я проделаю по платной дороге, что позволит добраться до отеля в удобоваримое время.
Фактически, 250 км до Измира я ехал почти 4 часа, поэтому в Кушадасы я уже приехал ближе к 10 вечера. И дальше началось самое поганое — я не мог найти отель. Понимая, что он где-то рядом, я в конце концов отчаялся и, увидев мирно отдыхающих мужиков, подошёл к ним и попросил позвонить в отель, чтобы кто-то вышел на дорогу меня встретить. Мне помогли, и я наконец после всех перипетий доехал. Именно этот отель, который обошёлся мне в 14 евро за ночь (напомню, это 2016 год, сезон, из-за того, что мы закрыли Турцию, в тот год был провален, и цены были низкие везде) дал мне понимание, что из себя представляет бюджетный отдых и определил мой дальнейший выбор отелей. Вкратце так — переночевать как я (приехал в 23, уехал в 8), гуд, но отдыхать — mission impossible. Туалет с душем на этаже и как из общежития. Отопление (через кондиционер) не работало, поэтому спал я в одежде, да и вообще было желание сократить до минимума контакт неприкрытого тела с кроватью. Персонал очень приветливый, ничего не могу сказать. Но я лучше буду в два раза реже ездить отдыхать, чем жить в подобных условиях.
Позавтракав, я погнал дальше.
Приена
К своему стыду, ничего об этом городе не знал до поездки. Но накануне, строя маршрут, обратил внимание, что по пути есть какие-то руины и в отзывах народ очень их хвалил. От Кушадас — чуть больше 40 км. Соответственно, я решил заехать по пути и посмотреть. Скажу сразу — этот город попал в тройку наиболее понравившихся древних городов в Турции, вместе с Пергамом и Термесоссом. Он обладает двумя преимуществами — находится далековато от туристических троп (хотя автобусы туда приезжали и при мне), и он реально город — ты идешь по улицам с остатками зданий, а не по выжженной солнцем территории между хаотично разбросанными постройками. Хвойный лес придает особый шарм этому месту. Однозначно рекомендую к визиту.
Уж кто-то постарался оставить свой след в истории)))
А вот на той скале наверху была верхняя часть города.
Милет
Милет… Об этом городе слышали (хотя наверняка некоторые и забыли) все, у кого в школе или в институте преподавали философию. Это именно тот город, где была первая древнегреческая научно-философская школа (Милетская школа). Представители данной школы — Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Когда-то Милет был одним из наиболее влиятельных городов, общее число колоний достигало 80-90. Геродот называл его «жемчужиной Ионии»…
Милет запомнился роскошным амфитеатром и огромным количеством черепах. Территория города достаточно обширна, но, в отличие от Приены и Пергама, это, скорее, раскиданные на территории отдельные постройки, т.е. для того, чтобы понять, каким был город, нужно очень богатое воображение. Неплохо сохранились термы, где также в обилии ползали черепахи. Туристы в основном ползали по амфитеатру. Музей я прохлопал, так как возвращался по той же дороге, по которой и подъехал к нему, а нужно было выбрать другой объездной путь (хотя по фотографиям из интернета у меня не защемило сердце, что я упустил сокровище).
Милет — остатки былого великолепия.
Амфитеатр — главная достпримечательность в Милете.
Погуляв по городу, я двинулся дальше — в Дидиму.
Дидим
Городок одной достопримечательности, но зато какой! На самом деле очень приятный курортный город, там было достаточно много иностранцев. Собственно о достопримечательности — это руины храма Аполлона, поражающие своими размерами. По преданиям, храм был построен раньше Милета, и в это верится. Некоторые исследователи утверждают, что технология строительства данного храма схожа с технологией строительства Баальбека.
Чтобы понять масштаб, присмотритесь к правому углу — там в кадр попала группа туристов.
Чувствуешь себя Индианой Джонсом.
Точно не помню, но вход стоил достаточно дорого, я прошёл по Muze карте, но несмотря на то, что посмотреть на храм можно и не заходя на территорию, посетить это место однозначно стоит, чтобы подойти к огромным колоннам, пройти внутрь и прикоснуться к гигантским блокам, составляющим основание этого храма…
Да и ещё забавный факт — в Дидиме я увидел тюнинговую Таврию, было очень необычно встретить это чудо техники так далеко.
Бафа
На озеро Бафа я заехал по пути из Дидимы в Бодрум, куда я решил заехать посмотреть остатки одного из семи чудес света — Галикарнасского мавзолея. Озеро примечательно тем, что раньше оно было частью Эгейского моря, но потом оказалось изолированным, соответственно, вода в озере солёная. Перед поездкой я прочитал, что климат на Бафе такой уникальный, что даже на установку кондиционеров народ выбивает себе разрешение — всё только бы не нарушить хрупкую экосистему. По факту, пока я ехал километра два (может быть, чуть больше, не знаю) по извилистым дорожкам за трактором, который вез кучу молодых спиленных деревьев так, что его объехать не представлялось возможным, я чуть не задохнулся в прямом смысле слова. Вряд ли кондиционер наносит больше вреда, чем такой удушающий трактор.
Итак, собственно озеро. Цвет воды и запах очень специфические, пахло полусгнившими водорослями, в общем, на любителя. Рядом есть очень интересные скалы. На небольшом островке руины византийской крепости. Также я заехал в деревню, где меня отловили местные торговки, которые пошли показывать мне руины одного из древних городов Гераклея. Пришлось на 40 лир купить каких-то бус))) Совет — если даже будет интересно, не заезжайте в деревню на машине, каким чудом я оттуда выбрался не без помощи этих тетенек, до сих пор не понимаю, при том, что у меня была очень компактная машина. Лучше пройти 300 метров, с машиной ничего не случится.
В целом место на любителя, специально туда ехать я не вижу смысла, только если у вас будет знающий гид, иначе только по пути.
Тлос
Именно здесь находится гробница легендарного героя Беллерофонта, которому благоволила Афина, подарившая ему крылатого коня Пегаса и который сражался с Химерой.
Сам Тлос был основан около 4 тыс. лет назад. Являлся одним из шести основных городов древней Ликии. Город был населен до последнего времени, в связи с чем руины очень разнообразны. Это и ликийские гробницы, включая гробницу Беллерофонта, находящуюся в городе с незапамятных в самом прямом смысле времен, и античные руины, и развалины византийской базилики, и даже кое-что оставшееся от османского владычества.
К руинам можно просочиться и бесплатно — территория не огорожена, а по самому городу вряд ли кто-то будет бегать за вами. Но учитывая, что билет стоит 5 лир (я прошёл по музейной карте), мне кажется это напрасными ужимками.
Основные достопримечательности:
Такой вид открывается, если забраться повыше.
Как и во многих других городах, складывается ощущение, что начинали строить одни, а заканчивали другие — слишком велико различие в кладке.
Бодрум
В Бодрум я заехал условно случайно. Трезво представляя себе уровень «сохранности» одного из семи чудес света — Мавзолея, специально я бы туда не поехал. Но это был ближайший крупный город, где я мог бы переночевать и отдохнуть денёк, поэтому я зарулил в него.
Купальный сезон закрыт, но солнечные ванны принимать можно.
Ликийские гробницы в Дальяне. Подсветки я не дождался, хотя уезжал, когда уже стемнело.
Демре
Сам город не является лучшим образчиком турецкого градостроительного искусства — какой-то он недостроенный и пыльный. В городе две ключевые достопримечательности — церковь Святого Николая и руины амфитеатра, красочно окруженные ликийскими гробницами. Сначала я попал к амфитеатру и гробницам. На подъезде, когда я искал парковку, меня отловил турок и показал, куда парковаться. Я спросил сколько стоит парковка, он мне сказал, что бесплатно, и тут же стал предлагать экскурсии на Кекову и еще куда-то))) Я вежливо отказался, он мне показал, где его кафе, я пообещал на обратном пути зайти и выпить чего-нибудь (что и сделал, выпил гранатового сока, от экскурсий отказался, сославшись на очень плотный график. В принципе, не соврал — во-первых, у меня не было никакого желания платить конские деньги за экскурсию, а во-вторых, времени реально у меня не было, до Анталии пилить и пилить еще).
То, что вы подходите к достопримечательностям, можно понять по росту количества табличек на русском — под конец их подавляющее большинство. Так же как и у церкви — рядом с ней вырос огромный торговый квартал, где продаются иконы, ладан и различная церковная утварь. Мне повезло, и в храме я оказался один — смог спокойно всё осмотреть и обдумать. Советую взять аудиогид — он подскажет куда смотреть, так как фресок сохранилось мало, и они не в лучшем состоянии, можно пройти мимо интересных вещей.
Также по пути я заезжал и в Олимпос, но о нём я расскажу в следующий раз, вкратце место мне понравилось, поэтому я вернулся туда в одном из своих следующих путешествий.
Этот вид знаком всем, кто хоть раз заглядывал в экскурсионное бюро в Турции.
Театр очень неплохо сохранился.
Анталья
Анталья была первым городом, где меня стало напрягать нахождение за рулем. Въезжал я, уже когда стемнело, и неприятным сюрпризом были перебегающие шестиполосные магистрали граждане в неосвещенных местах. В целом, трафик в Анталии сочетает в себе мощь города-миллионика с пофигизмом южных городов, когда товарищи на мопеде могут ехать во все стороны, пешеходы скачут тоже в произвольном порядке, что дает достаточно жгучую смесь. Ни в Измире, ни в Стамбуле такого я не видел.
Жил я в районе Лары, по достопримечательностям особо не ходил, так как к своему приезду уже умотался.
В целом план был такой: посетить Термессос, ЭКСПО (ради чего я доехал сюда, по большому счёту), Перге, погулять в центре Анталии. Забегая вперед скажу, что до Перге я не добрался, заменил его походом в хамам)))
В самой Анталье мне очень понравился музей — считаю, что он обязателен к посещению! Большой, просторный, есть нормальный паркинг. Центр Антальи — Калеичи достаточно мил, есть забавные здания, которые хозяева пытались стилизовать под старину. Общественные пляжи меня не интересовали, так как у отеля был свой выход к морю — пляжем это не назвать, побережье скалистое, установлены лежаки, вход в воду был, как в бассейн, по лестнице, глубина метра 2,5 у входа, т.е. походить побрызгаться нельзя, либо плывешь, либо нет.
Термесосс
Один из самых интересных городов, который я посещал. Дорога до него хорошая — нормальная трасса, с которой просто нужно свернуть и проехать чуть-чуть до ворот музея.
Город оставил очень сильные впечатления. Был основан мифическим народом солимами, которых победил тот самый Беллерофонт, гробницу которого я видел несколькими днями раньше. Этот город не смог взять сам Александр Македонский, в результате он постарался пожечь в округе все оливковые рощи. Термесосс был покинут, предположительно, после крупного землетрясения, в результате которого была разрушена система водопроводов.
То, что такой пейзаж можно наблюдать каждый день, для меня, жителя равнины, представляется маленьким чудом.
Термесосс находится достаточно высоко, поэтому, выехав из Антальи в футболке утром, я вначале чуть не околел — температура была там ниже градуса на 4, чем в городе. Также хотел бы предупредить тех, кто путешествует с детьми, — несмотря на то, что этот город очень интересен, я считаю, что он может быть несколько опасен — дело в том, что для некоторых достопримечательностей нужно идти по кучам камней, есть места, где можно навернуться или просто сорваться. Вообще, блуждая по этому городу, чувствуешь себя первооткрывателем — там никто особо не пытался ничего убрать, поэтому, чуть свернув, ты идешь как будто первый открыл этот город и самостоятельно пытаешься найти свой путь. Благодаря тому, что город находился далеко, труженики средних веков забыли про него и не использовали как каменоломню. Некоторые здания по виду вполне могли бы сойти за современные. Удивительный вид открывается из амфитеатра — горы и вдалеке море.
Многое ли изменилось в архитектуре за последние пару тысяч лет?
Термессос — остатки былого величия.
Также в городе огромный некрополь, на меня он произвёл очень давящее впечатление — на значительной территории десятки вскрытых и частично разрушенных саркофагов… Даже немного пожалел, что туда пошёл, было ощущение, что я вторгся туда непрошенным гостем… Город произвел впечатление очень сильного места, но не уверен, что я бы захотел туда вернуться еще раз, очень смешанные чувства у меня там были.
ЭКСПО
С ЭКСПО я в результате немного ступил, решив поехать туда во второй половине в воскресенье, наивно посчитав, что народу будет поменьше, так как завтра рабочий день. На подъезде я к ЭКСПО я встал в пробку, простоял 30 минут, и меня, как и многих других, развернули (что именно по-турецки мне сказали, я не понял, но догадался — мест нет). В результате, погоняв еще минут 20 по шоссе, поразворачивавшись туда-сюда, я съехал по грунтовке куда-то, где стояли машины, и встал рядом с каким-то трубопроводом. Некоторые кидали машины прямо на трассе, но я не рискнул, так как, если бы ее эвакуировали, я бы вообще не знал, что делать. Секрет внезапной популярности объяснялся просто — организаторы месяцем ранее, посмотрев на пустую территорию, скинули цены в 3-4 раза, после чего народ и повалил. В результате вошёл я на час позже, чем планировал, около 16:00. Территория была огромная, по ней курсировали паровозики, которые были забиты, я правда сумел втиснуться. В целом, было достаточно красиво, но это не то мероприятие, за «честь проведения» которого нужно биться…
Кроме тружеников села, были мамонты и всякие разные зверушки.
Вообще, имхо, вся суть этих экспо, разнообразных игрищ и прочих форумов — развод на бабки развивающихся стран. Угадайте, что теперь с территорией Экспо — правильно, она зарастает пылью. Нет, наверно, там будут ещё какие-нибудь выставки проводить, но стоило ли это таких финансовых вливаний??? В приличных странах типа Дании и Швеции почему-то совсем не рвутся все эти мероприятия проводить.
Лаодикея
В этот город я поленился заехать за два года до этой поездки, когда заехал посмотреть Паммукале и Иераполис. И вот, на обратном пути, когда я гнал из Антальи в Измир, дошла и до него очередь. Лаодикея была очень известным и важным городом — в ней была расположена одна из «Семи церквей» Анатолии, о которой упоминается в Откровении Иоанна Богослова и в Посланиях апостола Павла. Город достаточно большой, очень активно ведутся раскопки, вряд ли бы я увидел столько двумя годами ранее. В городе очень много колоннад. Приятно удивили рабочие — очень приветливые, машут руками, улыбаются.
Остатки былого великолепия в Лаодике.
Итог
Перед поездкой было немного тревожно — я понимал, что в Турции, так же, как и у нас более года до моего визита, рассказывали всякие ужасы про то, что Россия исконный враг и т.п., но надеялся, что народ, как и у нас, за исключением особо одаренных всё-таки разделяет мух от котлет. Так и оказалось — я нигде не сталкивался с негативным отношением, народ либо просто был приветлив, либо прагматичен — высказывая озабоченность ситуацией на политическом фронте, мандарины не продашь, поэтому все улыбались. Такой реакции, с какой столкнулся потом на Кипре, когда у пары итальянцев вытянулись лица, от того что на их вопрос откуда я ответил «from Russia», мне не довелось увидеть. Несколько раз меня останавливала жандармерия и полиция в рамках каких-то массовых проверок, никаких проблем не было. Усиленный контроль на дорогах, как я понял, был эхом недавней попытки переворота и имел под собой основание — как я потом узнал, один раз я проехал по дороге, где несколькими часами ранее был ракетный обстрел. Проезжая мимо того места, я подумал, что там была авария, так как была какая-то движуха с мигалками, но что конкретно, я не понял.
В целом, я остался очень доволен своим экскурсионным спринтом, и с удовольствием остался бы в некоторых местах на более длительное время (спойлер, я так и сделал потом).