В Дагестан на майские праздники 2021 года

28.09.2021 | 10201 просмотр

Всем привет. Расскажу о нашей поездке в Дагестан на майские праздники 2021 года.

Идея съездить в этот край зрела давно, но все как-то мы выбирали другие направления.

Автомобиль VW Caravelle 2012 г.в., пробег 250 тыс. км, дизель. Экипаж: я, жена и сын 15 лет.

Нитка маршрута: Питер — Ростов-на-Дону — Пятигорск — Грозный — Казеной — Ам-Гуниб — Дербент — Элиста — Волгоград — Питер. Ну, с отклонениями на достопримечательности.

Начитавшись форумов по теме, начали сборы. Изначально планировалось совместить культурную программу со спортивной. Мы хотели совершить «восхождение» на гору Пабаку. Но мне не удалось получить через госуслуги пропуск в погранзону, на месте, как я понял, этого сделать не получится. И далее прочитали, что в это время года там еще много снега, и мы подумали, что у нас просто нет такого количества времени и возможностей сейчас, и решили отложить восхождение на следующий раз.

Поэтому решили взять с собой походное снаряжение и ограничиться радиальными выходами, если такие будут.

29 апреля выехали в ночь в сторону Москвы. Освещенная платная дорога, это, конечно, очень удобно. Практически не устаешь. В 5 утра проскочили Москву и поехали дальше. Описывать дорогу не вижу смысла. Все как у всех. Много машин. Периодически пробки, ночевали в Ростове-на-Дону. 30 апреля были в г. Пятигорск, где и остановились на ночлег.

Пятигорск очень понравился. Залезли на Машук, понаблюдали радугу. Но самое приятное это «бесстыжие ванны» — дикие горячие источники на склонах Машука. Конечно, ничего не оборудовано, темно, но, тем не менее, нам очень понравилось. Мы нашли свободную ванну с горячей водой и погрузились в нее. Внизу освещенный Пятигорск. Красота.

Утром, проснувшись, сходили к Провалу. Успели к открытию, так что были одни.

Погуляв еще немного и купив зарядку для ноутбука в DNS, поехали дальше.

По дороге заехали на соленое озеро Тамбукан. Сделали привал. Очень хорошее место для дикого ночлега. Также дальше заезжали в серные купальни. Очень понравилось, до тех пор, пока не приехали 2 автобуса с туристами. Сразу стало тесновато, и мы ретировались.

Девичьи косы — потеря времени.

Неспешно поехали дальше.

Кафе-ресторан в поселке Старый Черек, проверенное место и нами и по отзывам других путешественников. После моста сразу направо. Ссылки нет, но найти нетрудно. Рекомендуем.

Вечером остановились в Нальчике. Квартиру бронировали через букинг.

Утром, проснувшись и позавтракав, выехали в Чеченскую республику. По дороге слушали аудиокнигу Л. Толстой «Хаджи Мурат». Очень в тему. На въезде суровые полицейские проверили документы, спросили, куда едем. Мы сказали в Грозный, а затем на озеро Казенной Ам. Пожелали всего доброго, и мы уехали.

Вообще, блок-посты и люди на них впечатляют своей колоритностью. Как уже говорил, готовясь к поездке в этот непростой край, перелопатили кучу информации. Отзывы о пребывании в регионе были разные и в основном восторженные. Принимая во внимание менталитет, религиозность, исторические отношения, ну и суровую природу вокруг, сложилось ощущение, что они очень самодостаточный народ, а мы просто заехали к ним в гости. Ну, что ж с вами делать? Заехали, так заехали… Всё вежливо и серьезно. На данном этапе времени хорошо, что так. Но, конечно, разительный контраст с Дагестаном и особенно Грузией.

Посетили мечеть Сердце Чечни. Очень понравилась. Красиво, богато и со вкусом.

Там проходила экскурсия, а поскольку кроме нас и небольшой группы туристов больше никого не было, мы тоже с удовольствием послушали очень образованного молодого человека, который рассказывал про строительство мечети, которую строили турецкие мастера. Узнали много нового.

Погуляли в центре города. Красиво. Людей мало. К сожалению, не смогли отведать никаких вкусных блюд, т.к. был священный месяц Рамадан. Все рестораны и кафе были, естественно, закрыты.

Поехали дальше. Шали, Ведено…

Проверки документов… Вопросы… Все достаточно корректно и нейтрально.

Приехали на озеро Казенной Ам.

На чеченской стороне озера находится база парусного спорта, которую курирует сам Рамзан Кадыров. Погуляли вокруг. Сходили в заброшенное село Хой.

Там идет реконструкция. Вернулись на базу. Зашли в ресторан. Так себе...

Ночевать мы планировали в машине на дагестанской стороне озера.

Так и поступили.

Только приехали на место ночевки, как пришли местные дагестанские парни, сказали, что кемпинг еще не открыт, а они рабочие. Но они нам рады и что мы можем располагаться, где хотим, только травку, если можно, не топчите. Вообще, всячески выказывали нам свое радушие. Мы так и сделали. Вечером посидели, посмотрели на звезды. Легли спать и отлично выспались.

Далее порулили через горы в Ботлих… Хунзах. Можно проехать и цивилизованной дорогой, но мы простых путей не ищем и поехали через горы. Надо сказать, что перед поездкой я вместо летней резины поставил зимнюю нешипованную и не пожалел. Т.к. автобус не джип, по горам на нем ездить не очень, то на обычной летней резине я бы, наверно, даже и не проехал. Зимняя, т.к. мягкая, проглатывала камни, цеплялась протектором.

Впечатляют сторожевые башни. Много останавливались, смотрели. Природа красивая, но жили тут люди, конечно, не просто .

Горные дороги — это отдельная песня, но автобус не подвел.

Горы очень красивые.

Наконец приехали в Ботлих. По дороге попалась уличная кафешка, где местные женщины накормили нас вкусными чуду.

По-моему, это было лучшее кушанье за весь Дагестан. Мы расплатились и подарили им шоколадки с видами Петербурга.

Далее был Хунзах. Очень хорошо побродили около каньона.

Виды там сумасшедшие. Мы думали переночевать на берегу этого каньона, но внезапно погода испортилась, налетел сильный ветер с дождем и молниями. Вечерних посиделок на природе под звездами не получилось, пришлось снимать домик.

Отдельно хочу выделить автомойки самообслуживания в Дагестане. Это, конечно, не наши питерские писалки. Напор воды сносит. Реально профессиональная мойка. И вода не кончается. За 100 руб. я, честно говоря, устал ее мыть. Уже просто ходил вокруг чистой машины и поливал ее. В это время мой сын познакомился с местными ребятами, и они дали ему покататься на пит-байке. Все очень вежливые и дружелюбные. Разговорились с ними о том, о сем. Отблагодарили сувенирами.

Далее по плану был Гуниб. Решили остановиться в нем на пару дней.

Для ночлега выбрали бывшие казармы русской армии, а ныне недействующий детский лагерь.

Сложилось ощущение, что Дагестан не был готов к такому количеству туристов (по крайней мере, нашего формата), которые поняли, что границы надолго на замке, а ехать отдыхать куда-то надо. Место, где мы поселились, называлось Туркомплекс «Крепость Шамиля». Историческая информация по ссылке. Хозяин оперировал круглыми суммами, шашлык 500, место под палатку 1000, комната 2000 руб. Еще бы. К нему вдруг приехало столько денег. При этом он совершенно ничего не убирал и палец о палец не ударил, чтобы как-то улучшить состояние подведомственного заведения.

Кругом грязь и пыль. Ладно, мы жили в палатке и автобусе. Группа туристов жила в номерах. И только их заселили, как раздались женские вопли, которые были слышны нами на улице. Оказывается, в номерах и даже под одеялами засели в засаде огромные сороконожки.

Другая пара с ребенком, приехав издалека, через букинг сняла отдельную комнату, но она оказалась не убрана и холодная. Отец семейства был в гневе!

Но хозяина эти происшествия ничуть не смущали. Хорошо иметь такой здоровый пофигизм и крепкую нервную систему.

Вид на Гуниб из кемпинга.

Отдельно хотел бы сказать про питание. Мы реально не могли поесть. В кафе, которые были открыты для туристов, нам говорили, что кормят только группы, на улице же при попытке купить хотя бы шашлык выяснялось, что он по записи уже до вечера распределен. Хорошо, что у нас с собой было, но, в конце концов, хотелось бы и местной кухни отведать.

Сходив на гору Маяк, мы вернулись в кемпинг. Смотрим, хозяин собирается делать шашлык. Спросили его. Окей – говорит, часам к восьми. Рядом с нами стояли с палаткой парень с девушкой из Москвы. Мы с ними познакомились. Они тоже заказали ему пару шашлыков. Часов в семь, он начал палить какие-то доски. Доски гореть не хотели. Глядя на эту дымовую вакханалию, мы на всякий случай разожгли примус и сварили макароны. Со вздохом открыли последнюю банку тушенки, всемирно известного бренда «Совок». Подкрепились. Часа через два, нам были явлены 2 палки обгоревшего мяса. Хозяин честно сказал, что шашлык не удался, и он готов отдать их за 200 руб. Купили, погрызли, а остальное отдали собакам, которые видимо обалдев от такой щедрости, записали нас в свои друзья и встали в режим охраны палатки, изредка отлучаясь по своим собачьим делам. Наутро, мы уехали в Дербент.

По дороге решили посетить Гамсутль — покинутый аварский аул, в самом сердце Горного Дагестана, всего в нескольких десятках километров от Гуниба. Как мы узнали, недавно, умер последний житель этого аула. Дедушка жил там совсем один, но периодически ходил в соседний аул за 18 км. в библиотеку. И это по горам. Крепкий был дед.

Что вам сказать? Несмотря на ранний час, огромное количество людей. Уединения вы там не найдете. Думаю, аул так долго не выдержит! Обратно спускались, а навстречу просто демонстрация… Ну, уехали кое-как…

В Дербент мы приехали вечером и решили пробыть две ночи и один день, а потом двигать домой, но судьба распорядилась немного иначе.

Заселившись через букинг в домик, мы сходили на море. В темноте нифига было не видно, но все равно море — оно и есть море!))

На следующий день посетили крепость Нарын-Кала и пошли гулять по городу. Очень понравился рынок.

Купили ковер, сувениры. Фрукты какие-то. Движение на улицах оживленное. Пешеходов не пропускают. Один местный товарищ смотрел-смотрел, как мы ждем пока машины проедут, потом не выдержал, говорит «пошли» и решительно шагнул на мостовую, бормоча, что тоже мне Бомбей тут устроили… А вот он только из Питера приехал, и там пешеход друг и товарищ водителя)).

Зашли в кафе, где нет туристических автобусов. Народу много. Дорого, долго и вкусно.

Наконец решили посетить магазинчик при дербентском коньячном заводе. Но и он оказался закрыт.

Вернувшись в машину, собрались ехать домой, но не тут-то было. Завожу, руль дрожит, не поворачивается, вой какой-то. Короче, приехали. Сальники рулевой рейки приказали долго жить. Начал собираться народ. Все хотят помочь. Ехать практически невозможно, но кое-как доезжаем до улицы, где одна сплошная ремзона. Докупаем жидкость ГУР. Где, говорим, можно починиться? Путем каких-то немыслимых посылов, типа «поедешь туда, там будет Мага, скажешь от Гоги», находим человека, который специализируется на ремонте рулевых реек. Зовут его Алислам. С трудом доковыляли до его гаража-ремзоны. Но у него до среды все занято. На часах 18:00 . Пятница. Звоним в Махачкалу. Немыслимые цены, немыслимые сроки, все закрыто, а главное — как ехать? Литр ГУРа на 500 метров.

И тут выходит Алислам (до этого мы, оказывается, разговаривали с его помощниками) и говорит, что ладно, оставляйте вашу машину, я попробую что-нибудь сделать….. Наверное, есть там кто-то наверху, кто сжалился над нами. Ибо этого человека послал нам, наверное, сам Аллах.

Когда-то давно Алислам учился в Питере в автотехникуме и теперь специализируется на ремонте рулевых реек. Так как с запчастями там полный швах, то он изготавливает все сам. Машину оставили. Его друзья, которых там вокруг было много и которые сказали, что если он не починит, то никто не починит, довезли нас до дома, где мы жили. По дороге пообщались.

Вечером все те же лепешки с мясом.

На следующий день в ожиданиях мы вызвали яндекс-такси. Приехал молодой парень. Разговорились. Говорит, работы нет. Уезжать не хочет. Весь город таксует. Заплатили по тарифу и немного сверху от себя, т.к. на нашей поездке он почти совсем не заработал. Подарили сувенир. Надо было видеть его искреннюю радость. Подарю, говорит, жене. Затем мы долго гуляли по Дербенту. Целый день ходили. Зашли в чайхану.

Очень вкусный чай. Недалеко от нас сидели два дагестанца, тоже пили чай и очень эмоционально играли в карты.

Потом мы пошли на море.

Наконец позвонил Алислам. Говорит, готово! Он всю рейку перебрал, долго её точил, шлифовал, что нужно изготовил и заменил, параллельно все в машине проверил и сказал, что мы доедем. На вопрос, нужно ли по прибытии домой менять рейку, сказал, что можно уже не спешить. Мы заплатили не очень большие деньги, отдали все сувениры, которые остались, обменялись телефонами и пригласили в гости. Он все жалел, что не может угостить нас коньяком)). Очень хороший человек!

Выехали от него в ночь. Уехав подальше от Махачкалы, остановились спать.

Дальше была степь с песчаными переметами. Очень необычно.

Затем Элиста с посещение буддистского храма.

Приехали в Волгоград. 10 мая. Все перекрыто. Остановки запрещены. Попросил полицейских, что я немного постою на аварийке, пока мои сходили, хотя бы издалека посмотрели на Родину-мать.

Заночевали где-то на окраине.

Ну, а дальше уже пилили до самого Петербурга без остановок, периодически меняясь за рулем.

Итого пройдено почти 6 тысяч км. 100 литров дизеля я вез с собой, чтобы не заправляться в Дагестане, т.к. по отзывам солярка там не очень. Каравелла очень экономичная и поэтому, несмотря на загрузку и бокс на крыше, средний расход был 7,3 л/100 км. Я не привожу ссылки на гостиницы/мотели, т.к. на вкус и цвет все фломастеры разные, и при том многообразии выбора в поисковиках каждый может найти себе размещение по душе. Часто ночевали просто в машине, так как внутри специально сделан удобный съемный лежак. Из дома берем матрас и все такое, и очень удобно спать. Специально ничего не бронировали, все по пути в зависимости от ситуации.

Изначально была спланирована только нитка маршрута с местами, которые хотели посетить. Никаких острых ситуаций не было. Все очень дружелюбны или просто вежливы. К сожалению, мы не посмотрели бархан Сарыкум и Сулакский каньон т.к. из-за поломки очень спешили домой.

P.S. А с этой рулевой рейкой я так до сих пор и езжу. Через некоторое время позвонил Алисламу, еще раз сказать спасибо. Путешествие нам понравилось. Возможно, повторим, но немного в другом формате.

Вот этого я не понял. Какая погранзона? Гора Пабаку находится в Лакском районе Дагестана, практически в середине республики, недалеко от районного центра Кумух, а конкретнее, в 17 км от села Бурши. Правда, добираться туда лучше на кроссовере. А дальше на лошадях или пешком, как мы. См. по ссылке https://travel.drom.ru/81861/ глава про восхождение на Пабаку.
Пропуск нужен для поездки в село Куруш на границе с Азербайджаном и восхождения на гору Базардюзю. Но туда без альпинистской подготовки соваться не рекомендуется.
Почти ничего вы не увидели в Дагестане.

Хорошая поездка. В путешествии каждый видит то, что хочет увидеть. Все сразу просто не охватить. Удачи на дорогах!

Спасибо за отчёт. Вот ещё один человек на своём опыте убедился, что в Дагестане и Чечне не так страшно, как в интернетах пугают. Как я и предполагал, огромный и резкий поток туристов может "развратить" Дагестан, цены поднимутся, качество отдыха упадёт до "ширпотреба". Похоже, местами это уже и происходит, судя по вашему рассказу.
Про Пабаку Вам уже объяснили, в чём ошибка заключалась. Если идти с турбазы на лошадях, то 3 дня поход занимает, есть шанс подняться на вершину (даже лошади не гарантия). Если пешком, то лучше закладывать минимум 4 дня. И самое подходящее время для восхождения - это август. Удачи в следующей попытке! )

Спасибо за интересный рассказ. Обязательно повезу внучек в Чечню и Дагестан.

На мой взгляд очень сумбурно все описано, Хой за 2 года очень преобразился и, мне, кажется, когда идут категоричные заявления, их надо как-то комментировать "Девичьи косы — потеря времени".
Нам нравиться Кавказ, горы, еда, да уклад жизни кардинально отличается от нашего и когда первый раз с этим сталкиваешься это может вызвать негативные эмоции, но в последующие разы ты уже к этому начинаешь относиться спокойнее.
Мы в 2018 году отдыхали в Дагестане, посетили Дербент и съездили на Салтинский водопад, 2 дня уделили Чечне - озеро Казеной-Ам, Грозный, Итум -Кали и Нихалоевские водопады.
в 2019 отдыхали в Ставропольском крае (Пятигорск, Есентуки, Кисловодск, Железноводск) и выезжали в КБР на Эльбрус, Чегемские водопады и с. Эльтюбю
в 2020 снова отдыхали в Дагестане, съездили на Сулакский каньон и водопад Тобот, к каспийскому монстру, потом перебрались в КБР, съездили на озера и в Верхнею Балкарию, поднялись к водопаду "Девичьи косы".
И это мы поверхностно пробежались по главным достопримечательностям регионов, при том еще не все объяли.
AlloyWork
Спасибо за рассказ. Интересно написано.

Салтинский водопад очень понравился.

Доброго дня!
В этом году летал один раз в апреле в Чечню на два дня с женой.
А потом в Дагестан в июле на 10 дней с женой и сыном.
Первый раз брали машину в Грозном и отдыхали в Аргунском ущелье на кемпинге Нихалоевские водопады. Объехали все Аргунское ущелье и все Шаро Аргунское ущелье на легковом Мерседесе w213, осмотрели Шали и Аргун. За двое суток выходных масса грандиозных впечатлений и с погодой, и совстреченными нами людьми очень повезло. Одним словом - просто ВВВВАААААУУУУ!
В июле решили усилить впечатления от Кавказа и взяли древний, но вечно живой Lexus GX 470 в Махачкале.
Проехали за 9 полных суток по маршруту Махачкала - Хасавюрт - Аргун - Ведучи (прекрасный отель в горах с сумасшедшими видами) - Шарой - Казеной Ам - Сулакский Каньон (Зубутль) - Гуниб - Чох - Мегеб - Гамсутль - Салтинский водопад - Кубачи - Дербент - Махачкала.
В Дагестане уже чувствуется избыточное давление туристов на местную инфраструктуру. Напрягло наличие мусор в горах, что невозможно себе представить в вылизанной Чечне.
Но люди - дружелюбные и гостеприимные повсеместно, еда вкусная и проблем указанных автором у нас не отмечалось.
Жилье бронировали на Букинге и АйрБиЭнБи. Оказались довольны всеми локациями.
Но ВВВВААААУУУУ уже не случилось, просто тихая любовь...
Поеду ли еще раз, наверное да.
Хочется осмотреть высокогорные районы Дагестана на границе с Азербайджаном.
Если будут деньги и время.
Мне было очень трудно ездить там в горах. Потому, что каждые 100 хотелось остановиться и фотографировать. Тоже ехал с Кезеной-Ам на Ботлих. Задумываюсь о повторном посещении.

Всем спасибо за комментарии. Добавить мне особенно нечего, но хотел бы сказать следующее. Согласен с мнением, что каждый видит и ищет в поездках то, что хочет и через призму своих ощущений и восприятий. Для нас автопутешествие- это еще и возможность побыть вместе, поговорить, пока серая лента дороги бежит под колеса, когда не надо бежать на работу, в школу, в магазин и т.д.. Почти все, что хотели – мы увидели, а залезать в каждую щель региона, не вижу смысла. Зачем? Чтобы поставить галку, что был? Мы любим и ходим в походы разного формата уже 30 лет. Также не хотел превращать свой рассказ в историческую справку, или о том в какой пятерочке что купил…, а изложил все так, как посчитал нужным. Кто готовится – и так найдет то, что именно ему интересно. Своим рассказом я просто хотел показать тем кто планирует поехать, но может быть еще колеблется , что сейчас регион безопасен для посещения. Что он необычен и красив и нужно быть готовым к разным ситуациям. Но хочу подчеркнуть, что именно люди формируют мнение о том или ином крае, а люди там хорошие и пропасть не дадут. Согласен с мнением, что массовый туризм «испортит» Дагестан, да и любую точку Земли.

Эрик
Грозный
EdsonSPB
Передаю большой Салам из Чеченской Республики. Спасибо Вам, за объективный и позитивный отзыв. Приезжайте еще раз, когда соскучаетесь по Северному Кавказу. Вы посетили много интересных мест, но большую часть оставили на потом (я так думаю).

Хорошая поездка, написано отлично!

Тоже были в Дагестане в 2021 г только в июле. Все за раз не охватишь. Но все понравилось, жена в восторге.

Очёр
Новый Дагестанец
"Мы хотели совершить «восхождение» на гору Пабаку. Но мне не удалось получить через госуслуги пропуск в погранзону" Вот этого я не понял. Какая погранзона? Гора Пабаку находится в Лакском районе...
Наверное имели в виду Шалбуздаг, просто ошиблись.

McSusanin
EdsonSPB
Ха, прикольно))). В июле 2022 ездил по Дагестану. При переезде из Гуниба в Дербент потекла рейка. Хорошо потекла. Два дня бегал по Дербенту, все отправляли к одному дядьке, догадайтесь к кому, но у него очередь на неделю, даже разговаривать не стал. В одном сервисе у моря практически уговорил человека сделать, показал фотки с описанием того что сделать нужно. Делал он ровно часа, денег запросил в два раза больше чем договаривались, но и за это спасибо. До сих пор езжу, но менять рейку нужно.А машина моя на фото, Хунзах. Кстати на следующий день после того как фото сделано в каньон машина упала с семьёй из Оренбурга, буквально через час как мы уехали.