Путешествие на юг в мае 2021

06.04.2022 | 14840 просмотров

На майские праздники 2021 г. решили мы посмотреть на мир с Эльбруса и Чегета, ну и птичек в Калмыкии, в заповеднике Черные Земли. Экипаж, как обычно: я, жена и Киа Соренто.

29.04. В 6:08 выехали из дома (г. Железнодорожный, Моск. обл.) на Элисту, до Каширы ехали по платке, а далее по Р22 (бывшая М6). С дорогой повезло, заторов практически нигде не было, да и сама трасса в хорошем состоянии, единственное, что напрягало, так это обилие треног в Тамбовской области. В 18:30 в Волгограде вышли поразмяться в квартале «Старая Сарепта» — историческом немецком поселении, возникшем в 18-м веке, как религиозная миссия, когда Екатерина II разрешила селиться немцам в этих местах. Сейчас здесь несколько музеев, но все уже были закрыты, да и были мы здесь в мае 2017-го.

Погуляв часик, мы поехали в Элисту, в гостиницу «Mini-Hotel Chance» (2500 руб./сут). Время было позднее (22:40), день длинный, поэтому улеглись спать. Одометр насчитал за день 1264 км.

30.04. С утра мы поехали в мемориальный комплекс «Исход и Возвращение», посвященный депортации калмыков в сталинское время. (В прошлый раз мы до него не добрались). Мемориал состоит из монумента и вагона-теплушки, к котором размещена экспозиция. Нам провел интересную экскурсию смотритель, а в конце подарил книгу своих стихов.

Покидали музей с грустью в душе, но такова история нашей страны. Затем мы отправились в главный буддийский храм: хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Зашли внутрь, посидели на службе и потом немного погуляли по Элисте.

Город произвел благоприятное впечатление, достаточно чистый и ухоженный. Ну а в 13:00 мы уже были в селе Приютном, где нас ожидала Буханка от заповедника «Черные Земли» для поездки по программе «Птицы озера Маныч-Гудило». Дорога до Приютного очень красивая, степь до горизонта, покрытая цветущими краснокнижными тюльпанами Шренка, это надо видеть, ведь цветут они всего раз в год в течение нескольких дней.

Прилетел на обед.

Экскурсия интересная, гид-водитель очень хорошо и увлеченно рассказывал о заповеднике и его обитателях. Нас удивила его острота зрения, он одновременно умудрялся и рулить, и замечать птиц где-то на горизонте, мы далеко не всегда их могли увидеть сразу. Главная изюминка заповедника — розовые пеликаны, но к ним близко не подобраться, пугать нельзя, могут бросить кладку или птенцов, поэтому наблюдали их в подзорные трубы и бинокли. (Фото нет, тут нужна мощная оптика). И вообще, многих птиц можно было наблюдать только из УАЗика или стоя рядом с ним. А вот к лебедям можно было подойти, они мирно плавали в озере метрах в 300 от нас, гид мне сказал: «Если хочешь, попробуй к ним подойти». Ну я естественно пошел, взлетели они только тогда, когда я подошел к самой кромке воды.

Журавль.

Кулики.

Полевой лунь, строящий гнездо.

Из четвероногих никого не видели (в 2017 видели лисят около норы). В общем, нам очень понравилось: познавательно и красиво. Экскурсия закончилась около 18:00 и мы поехали в Минеральные Воды, в отель «Гранат» (3200 руб./сут.), пришлось немного поплутать, навигатор указывал на соседний квартал. В отель прибыли в 21:25, пробег составил 368 км.

01.05. После бассейна (входит в стоимость проживания) и завтрака мы выехали в Железноводск. Сначала запаслись минералкой в бювете 1 (Лермонтовский).

Вкус, конечно, на любителя. Потом пошли в курортный парк:

Пушкинская галерея (1-майский концерт).

Дача Бухарского эмира.

Курортная лестница.

Вид на город.

Прошли в 400-метровую рукотворную пещеру, пробитую для изучения вечной мерзлоты, познакомились в ней с летучими мышами (не ели), осмотрели окрестности с горы и спустились в город.

Тут начался тропический ливень, мы еле-еле успели укрыться в машине. Через полчаса дождь закончился, мы осмотрели старый вокзал и закрытые на данный момент ванны Островского.

Затем мы выехали в гостиницу «Куанч» (3000 руб./сут.) на поляне Чегет у подножия одноименной горы около п. Терскол. Приехали уже в темноте, в 20:55, пробег за день 193 км.

02.05. Наконец-то начинаются гвозди программы: сегодня Эльбрус! От нашего уютного отеля до поляны Азау (откуда начинается подъем на Эльбрус) ехать всего 5 км. Но сначала мы позавтракали под открытым небом в одном из бесчисленных кафешек на поляне Чегет. Сидишь, завтракаешь и любуешься на горы.

Запарковались в Азау на платной парковке и пошли на канатку, подъем на Эльбрус осуществляется с пересадками (на 3000, 3500 м) в 3 этапа, после каждого можно выйти и любоваться горами.

Самая высокая точка Гара-Баши 3847 м. Но мы поднялись еще выше на снегоходе, до высоты ~ 4300, можно еще выше, но это стоит уже совсем не гуманных денег, да и риск словить горную болезнь повышается. Вот так на фоне темно-синего неба выглядит белоснежная вершина Эльбруса:

А так окрестности.

Завалило.

Очень повезло с погодой: -3С, ясно и ни ветерка! Впервые почувствовал высокогорное солнце, чтобы увидеть экран фотоаппарата (обычного видоискателя нет) приходилось снимать очки, ощущения как от электросварки. Слегка начала сказываться высота, при относительно резких движениях возникало кратковременное легкое головокружение и иногда сам собой случался глубокий вдох. Минут через 20 за нами вернулся снегоход и вернул нас на Гара-Баши. Ну и стали мы спускаться по канаткам в Азау.

Оттуда мы прошли к одноименному водопаду, идти недалеко, около 600 м по Баксанскому ущелью.

Красивое место, вода падает с высоты 30 м.

Вечером немного погуляли в районе отеля, поужинали, и на этом день закончился.

03.05. Чегет. Небеса к нам благосклонны, опять безоблачно и безветренно. Здесь пониже, подъем в 2 этапа: 2100 — 2750 — 3000 м, но тоже очень красиво.

Да и Эльбрус виден лучше, чем с самого Эльбруса:

Потеряли)))

Обсерватория.

Водопад Девичьи Косы (Чыранбаши-су).

Погода такая, что можно загорать.

Сидя на канатке,

очень хорошо наблюдать спортсменов, по-спортивному поднимающихся в гору.

Спустившись вниз, после обеда пошли в долину нарзанов. Нарзанные источники бьют из-под земли, окрашивая все в ржавый цвет. Приятная прогулка вдоль р. Баксан около 4 км.

04.05. Планировали сходить пешком на водопад Девичьи Косы (от Терскола пешком 5 км, с перепадом высоты 720 м). Но, как говорится, хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах: то ли купленный накануне сыр был не свеж, то ли повар, готовивший лагман, был в плохом настроении, но жена сильно отравилась, и я потопал к водопаду в гордом одиночестве. Идти не очень тяжело, к водопаду идет хорошая дорога.

Местами есть бесплатный Wi-Fi:

Главное взять с собой воду. Погода испортилась, с утра было пасмурно, а на обратном пути и дождик заморосил.

Какие-то непонятные пирамидки на дальнем склоне.

Можно было бы пройти и дальше, к обсерватории, но я что-то устал))).

Полюбовавшись водопадом, вернулся в Куанч, жена оклемалась, и мы вечерком прогулялись по окрестностям.

05.05. День планировался насыщенным: Чегет — Чегемские водопады — Эльтюбю — Гедуко — Пятигорск.

Чегемские водопады мы уже посещали в 2016, когда возвращались из Армении. По сравнению с прошлым разом они обмелели, если внизу это мало заметно, то вверху (подъем по лесенкам) они вообще отсутствовали, во всем виновата засуха в 2020, воды не набралось.

Малый Чегемский водопад.

Большие Чегемские водопады.

В общем, на этот раз водопады не впечатлили. Далее мы отправились в «Город мертвых» в Кабардино-Балкарское село Эльтюбю. Дорога от водопадов очень живописная, несколько раз останавливались, чтобы полюбоваться.

В Эльтюбю находятся древние захоронения — кешэнэ. По некоторым данным в них хоронили еще до 10 века!

В общем очень красивое историческое место. В самом селе стоит древняя башня князей Балкаруковых, по легенде её построил Ахтуган Балкаруков, чтобы скрыться от преследования родственников Кериме, украденной в жены им из Дагестана.

Затем мы выехали в Пятигорск, но по дороге заехали в Гедуко (оздоровительный комплекс с горячими источниками). Есть общие бассейны, есть индивидуальные, мы взяли индивидуальный: небольшой бассейн под открытым небом с примыкающим помещением, и все это полностью отгорожено от других посетителей. Поплескаться в теплой водичке после долгого дня было очень приятно.

После водных процедур, немного разомлевшие, мы поехали в красавец-Пятигорск, в съемную квартиру в центре города. Квартирка оказалась очень интересной: капитальная одноэтажная пристройка к многоэтажному дому. Но это мы увидели уже утром, а вечером (20:20) было уже темно и хотелось спать. Пробег за день 319 км.

06.05. В 14:10 мы были записаны на обзорную экскурсию по Пятигорску, а пока пошли просто гулять. С первых пройденных кварталов город очень понравился: красивая архитектура, море зелени, цветущие клумбы, малоэтажный центр, отсутствие толп на улицах.

Зашли с экскурсией в дом-музей Лермонтова (фактически это небольшое поместье с домом и хозяйственными постройками), посмотрели, как жил поэт в последние месяцы своей короткой жизни. Так, достаточно скромно, но со вкусом.

Недалеко от Лермонтовского музея находится еще 1 музей, Алябьева, он попроще, но тоже интересно. Тут как раз и время обзорной экскурсии подошло. Нас провезли/провели по основным достопримечательностям этого замечательного южного города.

Обелиск на месте дуэли Лермонтова.

Знаменитая карстовая пещера «Провал» с озером внутри.

Эолова арфа 1831 г. (когда-то она издавала звуки от дующего ветра).

Вид на город.

Грот Лермонтова.

Символ Пятигорска.

После экскурсии мы по канатной дороге поднялись на г. Машук, с которой весь Пятигорск виден как на ладони.

Единственное, надо было одеться теплее, вечером на горе был ветерок, и мы довольно-таки сильно замерзли.

Вот и Балашиха попала в хронику))).

07.05. В этот день мы решили прокатится в Ессентуки и Кисловодск. В Ессентуках сразу пошли в Курортный парк, павильон Цандеровского института механотерапии. Павильон был куплен в 1898 году на Нижегородской ярмарке после её закрытия, перевезен в Ессентуки и в 1902 году швед Густав Цандер разместил в нем тренажеры собственной конструкции. Прошло более 100 (ста!) лет и эти аппараты работают, на них можно позаниматься! И не мудрено: все сделано основательно, из массивного чугуния, стали и дерева, никакого пластика и ДСП. Правда, некоторые аппараты наводят мысли о пытках))).

Мы почему-то не попробовали, сейчас жалеем. Немного погуляли по парку.

И поехали в Кисловодск, на дачу Шаляпина. Очень красивое, помпезное сооружение с богатыми интерьерами, посетили с экскурсией.

После мы отправились гулять по Курортному парку (да, здесь в каждом городе парк называется курортным).

Около 16:00 мы выехали обратно в Пятигорск, можно было бы еще побродить по Кисловодску, мы наверно и половины достопримечательностей не увидели, но очень хотелось еще напоследок погулять в Пятигорске.

Остап Бендер.

Вечером снова поднялись на Машук, посмотреть на ночной город сверху.

Пробег за день ~ 100 км.

08.05. Пора брать курс на север (((. Но на прощание мы снова заехали на Машук (в 1-й раз фото получились не очень).

Эльбрус.

Жорику Вартанову привет))).

И в 10:55 стартовали в Воронеж, как же хорошо было на Юге, под Ростовом было +30С, а в Воронеже +7 (!) и дождь. В гостиницу «Авторский отель Шале» (2000 руб./сут.) приехали в 21:50. Пробег за день составил 1055 км.

09.05. В такую холодрыгу по Воронежу гулять не хотелось, поэтому сразу поехали в Рамонь, в имение Ольденбургских. Захотелось сравнить, что изменилось с нашего прошлого посещения в 2016 году. Реставрация продолжается, но так, ни шатко ни валко, если в прошлый раз был открыт подвал и 1-й этаж, то сейчас только подвал, но тем не менее посетили не зря, место красивое и интересное. Имение построено в «староанглийском стиле» в конце 19 века. Его хозяйка, княгиня Евгения Ольденбургская основала 1-ю в России конфетную фабрику с применением паровых машин. После Октябрьского переворота княгиня уехала за границу, а в замке располагались различные организации, доведшие его до аварийного состояния, но сейчас всё потихоньку восстанавливается.

Памятник Мосину, уроженцу Рамони.

После экскурсии мы пообедали в местной кафешке и в 14:35 выехали домой, куда и благополучно прибыли в 20:40. Пробег за день 535 км.

Общий пробег составил 3855 км. Все очень понравилось, что запланировали посетить, посмотрели. Происшествий никаких не было. А еще меня не покидало одно грустное сравнение: вот население Пятигорска 150000 и Железнодорожного 150000, а какая разница (естественно не в пользу последнего).

Сыгда
Тоже бывал

Хорошее путешествие. В этом году тоже хочу скататься в этом направлении(если ни что не помешает). Фото зачетные. Молодцы! Удачи на дорогах!

Между дорогами на Эльбрус и на Булунгу можно проехать напрямую через перевал Актопрак. Очень красивые виды.
Великолепные фото.

Андрей Гаврилов
VALERY 70
Подскажите, через перевал Актопрак в конце апреля на переднем приводе и летней резине можно проехать?
Арсений
Киров
Ессентуки хороши! Жалко в последний раз не увидели знаменитых белок, кушавших с рук в середине 90-х!
Может быть старожилы скажут что с ними случилось?

А так, в Ессентуках отличные воды, в Кисловодске красивый фарфор, а на Эльбрусе замечательный воздух!

Андрей Гаврилов
Я не местный, увы. Ма ехали в середине мая 2021 года, было сухо и нормальная грунтовка. Местные гоняют там на Жигулях но по суху, если дождь или снег, с их слов, можно в некоторых местах встрять. Мы ехали от Чегемских водопадов - там более плавный подъем, в сторону Эльбруса - там спуск покруче. Когда сухо то так:

Кирилл
Кадр из фильма Балабанова "Война". По фильму главные герои идут вызволять заложников в Чечне. Один-в-один с вашим фото.
Игорь Екат
Добрый день! Да, хорошее путешествие, хороший отзыв!!! Так же в этом году, перед поездкой на побережье моря, хотим заехать в те края. Спасибо за инфо!!! Удачи!!!

Туапсе
отличный трип.. тоже всё хочу пробежать по городам Ставрополья, теперь ещё больше захотелось.
Мой отзыв: Kia Rio 2013

Отличный рассказ и фотки прекрасные!
Когда прочитал "...красавец-Пятигорск.." автоматически вспомнилось "Среди высоких гор и широких равнин:
присел на корточки красавец Пятигорск", или как там было в Comedy Club ? :-)
7199075
Красиво однако

ЯМАЛ
Хорошее путешествие! Молодцы! Всё по делу.

красноярск
А вот нам Элиста не понравилась.Были в конце августа в последний год перед пандемией.Все перекопано, пыль, чувство какой то неустроенности.Буддийские святыни впечатляют, сам город не тянет на столицу. Местные могут на меня обидится, Уж извините.
Мой отзыв: Daewoo Matiz 2010

Niko
Хорошие места, можно проехать дальше за Элютюбю до альплагеря, очень красивый перевал Думала от Эльтюбю до Безенги но там все упирается в ваш полный привод и состояние ручья пострянно размывающего дорогу. Также настоятельно рекомендую к посещению село Верхняя Балкария и альплагерь Безенги

golfowod
Заречный
На Суворовские термальные источники можно было ещё съездить, недалеко от Пятигорска. Когда в Кисловодске отдыхали в 2017 году, почти каждый вечер ездили. Очень классно, когда на улице 14 градусов и дождь, а ты в горячей воде.

Доброго времени суток. Подскажите как дорога от Элисты до Ставропольского края через Дивное, по которой вы ехали. А то в прошлом году поехал через Кевюды, там километров 70 (по Калмыкии) убитая дорога.
Мой отзыв: Toyota Sprinter 1999

Железнодорожный моск. обл.
Да там практически везде нормальный асфальт, проблем не было.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3

Ксюша123
Классная поездка!

Ксюша123
Кавказ впечатляет откуда не смотри, были в Грузии, Осетии, Адыгее, кабардино-Балкарии везде шикарно.