Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Знакомство с Пензой

Знакомство с Пензой

22.04.2022 | 7779 просмотров

На ноябрьские праздники мы очень удачно и интересно съездили в Мордовию в Саранск, изучили этот город, покатались по окрестностям, узнали для себя много нового. Такой формат путешествий — коротких, но подальше, с насыщенной программой, но без упарывания, на несколько дней — пришелся нам по вкусу, и в период новогодних праздников мы выбрали 4 дня, чтобы реализовать подобную поездку. Выбор стоял между Чебоксарами и Пензой, но в Чебоксарах мы были, а про Пензу ничего не знали. Так что выбор пал на Пензу.

Интересно посещать новые города, не входящие в список писка моды путешествий (как Казань, Ярославль и т. д.) — никогда не знаешь, что тебя в них ждет. Забвение, горделивость, простота, яркость, уныние? Нет смысла гадать, нужно собраться и поехать!

В качестве верного и главного друга-путешественника выступил традиционно Ssang Yong Kyron. Тем более, мне надо было протестировать новопоставленный предпусковой подогреватель Бинар, а в Пензе как раз обещали ночные температуры до минус двадцати.

День 1

Москва — Рязань — Шацк — Зубова Поляна — Нижний Ломов — Мокшан — Пенза

Поездка началась с кучи мелких неисправностей, не критичных, но слегка смущающих. Недалеко от дома при взлетании на горку у Кайрона глюкнул датчик температуры охлаждающей жидкости, выдавший мгновенный, за пару секунд, зашкал температуры и истошное пищание аварийного датчика, которые так же мгновенно вылечились методом «включить — выключить». Долго гадали со штурманом, то ли осталась воздушная пробка в системе после установки Бинара, то ли случайный редкий глюк, так и не сошлись в едином мнении, но глюк более не повторялся. Еще через пару минут завоняло незамерзайкой — у бутылки, валяющейся сзади на коврике, вывалилась центральная часть крышки, и жидкость разлилась по полу. Еще минут через двадцать выскочил значок «поменяй мозги двигателю, а может себе», он же «желтый глаз». Считывание по бортовому компьютеру выдало целую россыпь ошибок, среди которых нашлись и те самые ошибки-глюки датчиков температуры. Ошибки сбросили, и более значок «водитель, мне грустно, и я требую внимания!» нас не беспокоил в течение всей поездки. До кучи обнаружили, что охлаждайки в машине по минимальной отметке — долили. Видимо, тоже последствия установки Бинара.

Пока мы доехали из Подмосковья до Москвы, Кайрон получил свою порцию заботы и внимания благодаря всем этим мелким приколам, а потому вся дальнейшая поездка прошла без каких-либо технических сложностей. А, нет, была одна сложность. В какой-то момент бортовой компьютер ушел в полный ребут и полностью сбросил настройки, хотя до этого 5 с лишним лет работал без сбоев. Пришлось по новой его настраивать. Я так растерялась, что сразу не вспомнила, какой протокол для дизельного Ssang Yong выставляла вручную, но тут мне на помощь пришли мои же старые записи в бортовом журнале на сайте Драйв2. Как полезно сочинять отчеты и рассказы, я и сама по ним порою вспоминаю забытое!

В Москве мы были немного позже 8 часов утра, оттуда взяли курс на Рязань. Утром новогоднего выходного дня Москва быстро и свободно летела по пустым шоссе.

Дорога до Рязани ничем особенным не запомнилась. В Рязани зашли пообедать, двинулись дальше в дорогу, где-то там же заправили Кайрона. В некоторые места в здешних окрестностях мы заезжали опять же в прошлый раз, когда ездили в Мордовию, так что участок от Рязани до Шацка прошли без остановок. Но в прошлый раз из-за короткого светового дня мы некоторые любопытные точки не посмотрели, так что решили наверстать упущенное.

За Шацком, ближе к Зубовой Поляне, на территории Мордовии есть населенный пункт Журавкино. Туда мы и свернули с основной трассы, попав в сумеречное снежное царство. Смеркалось, и мы торопились успеть.

До Журавкино шла широкая деревенская дорога, покрытая снегом. Пройдя крутые зимние повороты, выехали к железной дороге, по которой как раз прогромыхал длинный состав, перевалились через переезд. Дорога бежала дальше, пока не превратилась в легкую снежную колею.

Рискнули проехать — проехали. Тем более, мы тут в местных деревнях легковые автомобили видели, значит без-дорога — фигня (позже оказалось, что там есть другой заезд, нормальный, а мы заехали через какие-то снежные выселки). За снежной колеей нас снова ждала нормальная дорога, вот только своротка в сторону архитектурной достопримечательности ныряла в глубокий овраг с ручейком внизу с неизвестной плотностью льда, поэтому оставили Кайрона в снегу и дошли до точки пешком.

А интересовала нас вот эта чудесная и необычная церковь. Ура, успели почти засветло, чтобы сполна оценить цветовое сочетание — белое с голубым.

Здание нам очень понравилось. Да что там, как и подобные архитектурные шедевры, оно привело нас в восторг. Постройка деревянная, с красивой резьбой — она напоминает, скорее, терем, а не церковь. В мою голову пришла ассоциация с теремом в Асташово в Костромской области, который мы посетили год назад в рамках новогодней поездки в Тотьму, Сольвычегодск и Кологрив.

Да, деревянная постройка в Журавкино не имеет такого же разнообразия резных деталей и такой же потрясающей масштабности деревянного строительства, как терем в Асташово, но она гармонична и слаженна ровно в том виде, в котором существует: ей нужны именно это сочетание цветов, именно такая резьба, именно такие украшающие орнаменты.

Естественно, обошли архитектурное чудо со всех сторон.

Очень просто, но красиво сделаны витражи — они так же гармонично вписаны в общую концепцию здания, как и остальные орнаменты.

Казалось бы, всё очень просто, но одновременно с этим — невероятное разнообразие деталей, каждая из которых выверена и точно подобрана.

И вправду как будто сказочный деревянный терем!

Местный котик. Он громко и грозно сказал «МРЯЯЯУУ!» и горделиво удалился со ступенек, так что фотографию я успела сделать только одну, а не сто тысяч пятьсот, как обычно.

Тот случай, когда подсвеченное окно и желтый свет лампы становятся дополнительным декором, точно сочетающимся с выбранной цветовой гаммой. Белый свет в окне тут бы не смотрелся, а вот желтый — идеален.

Осмотрев церковь, вернулись к Кайрону. К тому моменту сумерки почти захватили окружающий мир, так что ничего сверх бело-голубой церкви в этот день мы посмотреть не успевали. Нашли нормальную дорогу и на основную трассу вернулись по ней. Взяли курс на Пензу.

Проехали Умёт, который запомнился по прошлому разу обилием едальных заведений, доехали до Зубовой Поляны. Если за Зубовой Поляной свернуть налево, то можно попасть в Саранск, а если продолжать ехать прямо, то можно приехать в Пензу. До которой по темноте ехалось тяжеловато из-за еле видной разметки, подзаметенной дороги, одновременно залитой реагентом, который заляпывал фары и лобовое стекло. Так что шли, в основном, на ощупь и по приборам. Ехать приходилось по накатанной в снежной каше колее, а она далеко не всегда соответствовала разметке.

Пролетели Нижний Ломов, пролетели Мокшан и вскоре прибыли в Пензу. Ну как — вскоре. Время к тому моменту было к 8 часам вечера. Итого неспешная дорога из Москвы с остановкой в Рязани, с заездом в Журавкино заняла 12 часов, хотя расстояние от Москвы до Пензы небольшое — меньше 700 км.

Пенза встретила нетипично. Часто города начинаются с промзоны или каких-то складов или кучи торговых гипермаркетов, представляющих собой нагромождение квадратных и прямоугольных бетонных зданий, где ничего нет, кроме здоровенных парковок. Как правило, промзоны страшненькие — нужно преодолеть унылые городские окраины, чтобы добраться до городской красоты и наконец-то увидеть сам город. Пенза удивила. Она сразу встретила городом. То есть едешь по трассе, едешь, и тут — оп-па, Пенза! Не промзона, не заборы и железные конструкции окраин, а небольшой микрорайон с подсвеченными многоэтажными домами. Да, видимо, типичный «человейник», но здания довольно симпатичные, с подсветкой, живые, ухоженные. И сразу появляется ощущение, что приехал в город. А за микрорайоном — городские дороги и развязки, круговые движения, светофоры, здания, магазины, улицы. Нет страшного преддверия, а сразу начинается город — по первому взгляду приятный, ухоженный, практичный и работящий.

Дальше на дороге мы увидели памятник самолету. Город, который встречает самолетом, не может быть плохим!

Доехали до улицы Суворова, где забронировали квартиру, воткнули уставшего Кайрона на парковку, заселились, после чего сил осталось только на то, чтобы дойти до продуктового магазина, вернуться в квартиру, прикинуть завтрашние планы и уйти спать. По пути в магазин встретилась красивая пензенская филармония, но поскольку я оставила фотоаппарат в квартире, не сфотографировала ее, так что фотографию пришлось делать глазами и записывать на жесткий диск мозга.

День 2

Пенза — Рамзай — Мокшан — Николо-Азясь — Фатуевка — Пенза

Сегодняшний день решили посвятить окрестностям Пензы и покататься за ее пределами. Нам очень повезло с погодой: мороз около 15 градусов сочетался с солнцем — это идеальный момент для созерцания зимних пейзажей. Если бы этот день выдался пасмурным, мы бы определенно не впитали часть природной красоты, которая раскрывается во всей полноте именно в солнечное время.

Пензу покинули по тому же шоссе, по которому вчера приехали. При свете дня посмотрели на памятник самолету. Позже прочитала, что это истребитель-перехватчик Су-9, установленный тут в 1981 году к 9-му мая. Истребитель оригинальный, привезенный с аэродрома Бобровка под Самарой. Пишут, что внутри разобран, двигатель снят, удалены другие внутренности для снижения веса. В 90-х памятник забросили, его немного попортили вандалы, но в начале 2000-х ему вернули прежний вид.

От Пензы быстро докатились до соседнего села Рамзай, свернули с трассы в сторону гостиничного комплекса «Чистые Пруды», чтобы добраться до скульптурного парка под открытым небом «Легенда», находящегося как раз на территории гостиницы. Парк расположился в чудесном месте, рядом с озером с холмистыми берегами.

Дорога, пейзажи, солнце — класс! То, чего так не хватает в пасмурном, сером, вечно темном Подмосковье.

Доехали до «Чистых Прудов». На территории гостиницы воткнули Кайрона на парковку поближе к сугробу и отправились на прогулку.

Итак, скульптурный парк «Легенда». Как всегда, мы сюда ехали, не сильно представляя, что увидим и какие получим впечатления. Исторические справки, рассказы о территории, описание местности — в последнее время я их читаю перед поездкой вскользь, чтобы не забивать голову чужим восприятием. Я изучаю только необходимый фактический минимум, чтобы понять, может ли это быть для меня интересным, а вот после посещения места, когда собственное впечатление составлено, я иду в интернет за более подробной информацией и, в том числе, за впечатлениями других людей — интересно сравнить свою точку зрения с другими. Так было и с «Легендой».

Парк очень большой — по описанию, в его коллекции имеется более 300 скульптур. Родился он в 2008 году, когда на территории отеля впервые прошел Международный Скульптурный Симпозиум, организованный на частные средства одного отдельно взятого человека, по всей видимости, личности очень неординарной. Суть этого симпозиума заключалась в следующем: сюда съехались скульпторы со множества стран мира, им было предоставлено всё необходимое (проживание, материалы, территория для работы, кому-то частично оплачивались билеты), и задача скульпторов была одна — творить, ни о чем не думая. Идеальные условия для вдохновения и создания шедевров. Да и природа вокруг к этому очень располагает. Условие было только одно: после симпозиума каждый скульптор должен был оставить парку одно из своих творений.

Подобный симпозиум прошел и в следующем году, и в 2010-м, и так далее и проводился каждый год, имея свою тематику работ (например, «Мифы и легенды» в 2010-м году, «Движение» — в 2013-м). На официальном сайте симпозиума есть информация об этом празднике творчества, прошедшем в 2018-м году, а вот про последующие годы ничего не написано.

За такое количество времени парк собрал у себя уникальную коллекцию творений самых разных скульпторов (из 72 стран мира, по информации с сайта гостиницы «Чистые Пруды»). Помимо скульптур, здесь имеется и живопись, т. к. в какой-то момент симпозиумы смогли посещать и живописцы на тех же условиях.

Парк известен, и многие туристы едут в Пензу из других уголков страны именно ради этого места. А идейными вдохновителями парка и теми, кто реализовал эту потрясающую идею, можно только восхищаться: создать такое уникальное место (парк считается одним из крупнейших в мире) — это дорогого стоит. Это люди, которые творчеством, созерцанием и созиданием меняют весь мир, причем не важно, в какой точке планеты это происходит. Им не нужно уезжать в большие знаменитые города для реализации своих потрясающих идей: они оборачивают свои идеи так, что большие города начинают ехать к ним.

Нас парк привел в восторг, ничего подобного мы ранее не видели.

Скульптур очень много, так что, естественно, все не покажу. Фотографий получилось намного больше, но лучше один раз съездить самому, чем 100 раз читать чужие отзывы.

Скульптура Семья, у меня прошла ассоциация с Удмуртией и деревянными фигурами в тамошнем этнографическом музее Лудорвай.

Парк как бы разделен на две части — та, что ближе к гостинице, и та, что находится в поле за большим домом, огороженным высоким бетонным забором (вероятно, дом владельца парка?). Дом, кстати, тоже очень необычен и крут в плане архитектуры, но толком его рассмотреть сложно по причине высоты сплошного забора. Но те разнонаправленные резкие линии крыш, которые видны, впечатляют — ну, раз этот человек придумал такой парк, неудивительно, что и дом себе он придумал не обычный.

Та часть парка, которая ближе к гостинице, как будто более понятная, более приближена к конкретному пониманию вещи, задумки легко прослеживаются, к тому же, к каждой скульптуре имеется табличка с названием, чтобы замысел скульптора был еще более понятен. Та часть, которая находится в поле, уходит куда-то в абстракцию и начинает играть уровнями сознания, а до кучи у этих скульптур мы не нашли табличек с названиями, что сделало их осознание более интересным: тут уж можно было развернуться полетом мысли и фантазии на всю глубину образного мышления, а может абстрактного, а может конкретного, да где вообще заканчивается абстракция и начинается конкретное?

Так что отсутствие табличек с названиями было в разы занимательнее. На сайте симпозиума я потом нашла перечень скульптур, и там удалось найти названия «безымянных» скульптур, что добавило интереса: оказывается, многие вещи воспринимались совершенно по-своему, не как задумал художник. Где еще так поиграешь в мышление и восприятие?

Скульптура Сизиф.

Тяжелая ноша? А может радостная? Она может приносить и радость, и счастье, правда, объективно тяжелой быть от этого не перестает.

Это тоже скульптура или остатки строительства? Где грань между творчеством и нагромождением старого строительного мусора?

Почему эта скульптура из металла воспринимается чудесным творением, а фигуры из металлического мусора на набережной Ижевска — свалкой и безвкусицей, вгоняющей в тоску?

Раковина? Аммонит? Образное представление мозговой деятельности?

Владыка хаоса, который тащит этот хаос за собой! Потом прочитала, что всё проще, это фавн.

Волна, вплетенная в окружающий пейзаж. Тоже смазанная грань окончания человеческого творчества и начала природы.

Природные пейзажи окрестностей Пензы очень порадовали: бесконечные холмистые поля. Природа и простор до горизонта.

Плачущая женщина.

Сначала не понял, а потом как понял!

Любящие друг друга кубики! Любовь, выраженная через геометрию! Ан нет, оказалось «Балет».

Природные пейзажи и скульптуры, один из многих общих видов.

Интересная скульптура — если посмотреть определенным образом, то кажется, что она едет то в одну сторону, то в другую.

Водяная мельница — гений инженерно-конструкторской мысли? Или же инопланетная птица, гений образной мысли?

Изображаю атланта, поддерживающего гигантскую птицу. Ну, полет фантазии, все дела, не только же титанам небесный свод держать.

В мире животных. Когда природа и скульптура опять чудесно дополнили друг друга: деревья тут очень в тему.

Было еще много интересных скульптур, а уж природные пейзажи сопровождали нас безостановочно. Нагулялись от души.

В музей с выставкой художественных работ (Арт-Пенза) не пошли, иначе бы не успели к другим запланированным точкам в течение светового дня. Но на заметку художественную часть парка взяли. Потому что вернулись бы сюда с удовольствием. Например, летом. В буйную зелень на этих просторах скульптуры могут заиграть другим пониманием и раскинуть воображение в совсем другую сторону. Так что коллекцию живописи оставили как этакий крючок для себя же самих — вескую причину, по которой сюда нужно обязательно приехать вновь.

Вернулись к Кайрону, от Рамзая доехали до соседнего поселка Мокшан, до его центра. Там нашли классную пожарную каланчу очень необычной архитектуры. Нетипичность ее в том, что она похожа, скорее, на колокольню, но нет, это каланча. Некоторые варианты архитектуры, пожалуй, находятся вне назначения постройки; не важны задачи здания — важен полет творческой мысли. Так что остаётся отбросить конкретные цели и просто любоваться увиденным, воспринимаемым напрямую.

Построена каланча во второй половине 19 века.

Из интересного — рядом располагается храм, имеющий такой же стиль и цветовую гамму, что и каланча. Как будто храм и каланча — единый архитектурный комплекс.

Рядом с каланчой расположился небольшой сквер.

Чуть ниже по улице мы нашли местный магазин «Витязь», в котором обнаружили местную же пензенскую конскую колбасу, коей с удовольствием закупились. Казылык, кстати, оказался хорош по составу — кроме конины, соли и специй, в нем ничего больше нет.

От Мокшана уехали в деревни к природе и прокатились по местным дорожкам, которые принесли смесь чувств: красоты, свободных просторов, вкусного морозного сухого воздуха, былого творчества. За что люблю путешествия, что глобальные многодневные, что короткие на пару-тройку дней — за гамму и сочетание самых разных эмоций. Есть простые эмоции, базовые, выраженные в одном конкретном чувстве, а есть сложные эмоции, представляющие собой большой ком, сочетание и переплетение самых разных чувств, наложенных одно на другое и порою противоречащих друг другу, но находящихся в этом едином клубке. И мозгу нужно немало ресурса, чтобы этот клубок осознать, переварить и прочувствовать целиком, порою разложив на составные элементы. И это только эмоционально-чувственная часть путешествия, а есть еще познание и визуальное восприятие красоты.

Мы прокатились по небольшому маршруту по заброшенным местным церквям. От Мокшана проехали чуть дальше по трассе до Богородского и осмотрели тамошнюю старую постройку. Справа — Кайрон, такой маленький на фоне здоровенного здания.

Лирические деревенские пейзажи.

Церковь в Богородском не очень впечатлила — искушенному зрителю, прокатившемуся по целой куче заброшек, подавай что-то не совсем типичное. Вернувшись в Мокшан, свернули с трассы в сторону деревень Елизаветино, Нечаевка и проехались по заснеженной дороге несколько десятков километров до Фатуевки.

Зимние пензенские дороги по деревням. Сначала на них проглядывал асфальт, позже они стали полностью белыми.

Снежное поле похоже на застывшее белое море или озеро. А дорога — мост по водно-снежной поверхности.

Дорога вьется змеей и убегает вдаль. Пейзажи Пензенской области зацепили холмистостью. Здесь не просто ровные многокилометровые поля, здесь они сочетаются с холмами, и это делает природные пейзажи разнообразными, не скучными. Глаз цепляется, и хочется бесконечно любоваться, так же бесконечно, как тянутся вдаль просторы.

Церковь в селе Успенское.

Построена в начале 19 века. Сохранилась только одна часть.

Глыбы могут рухнуть в любой момент.

Дорога между деревнями Успенское и Фатуевка.

Заброшенная церковь в деревне Николо-Азясь, 19 век. Основная часть была построена в 1820-м году, а в конце 19 века — новая колокольня. В 1888-м была удлинена трапезная. Поэтому стили двух частей здания отличаются между собой.

В церкви обнаружился проход на колокольню по хорошо сохранившимся ступенькам, так что сумели выбраться на крышу.

По крыше ходить не стали, технику безопасности никто не отменял, но с уступа, кажущегося крепким, на панорамные окружающие виды посмотрели.

Колокольня. Перекрытия рухнули, так что до самого верха добраться не получится.

Внутри церкви.

Теперь купол церкви — это небо. Небесный свод.

Пожалуй, зима — лучшее время для посещения заброшек. Змеи спят, клещей нет, других насекомых нет, борщевик не лезет за шиворот, в кустах не притаилось никакое существо животного мира, пытающееся тебя сожрать. А высокая трава и листва деревьев не закрывают архитектурную достопримечательность, так что она хорошо видна и открыта со всех сторон. А летом нужно ездить в большей степени за природными красотами. Хотя зимнюю красоту природы (особенно освещенную солнцем!) тоже никто не отменял.

Еще немного зимних пензенских пейзажей. Кайрон слева опять для масштабности.

В завершение покатушки прибыли в деревню Фатуевка.

Здесь обнаружилась церковь с очень необычным куполом колокольни. Построена в середине 19 века.

Снаружи постройка цепляет именно куполом.

А вот внутри — арочными проходами, идущими один за другим и создающими ощущение бесконечного лабиринта, но лабиринта не в классическом его понимании, ведь лабиринт запутанный, а здесь — длинный прямой проход. Многошлюзовой портал в другое измерение.

Церковь, как и остальные подобные постройки, оббежали кругом. Очутившись в салоне Кайрона, прикинули дальнейший план и докатились до села Азясь в надежде найти тропинку до следующей церкви. Увы, дорогу расчистили лишь до края деревни Азясь, да и то некоторые участки дороги требовали включения полного привода. А идти пешком 4-5 километров в одну сторону по снежной целине было бы отчаянной затеей преодоления и подвигов. Причем и навигатор, и Османд в один голос утверждали, что до церкви дорога есть и мы можем замкнуть маршрут в кольцо, выйдя в Богородское. Реальность не совпала с картами и была неумолимой, так что выбрали запасной вариант досуга на остаток дня и поехали обратной дорогой через Фатуевку, Успенское, Нечаевку и Елизаветино обратно на трассу в Мокшан, откуда прибыли в Пензу. Пора начинать знакомство с этим городом, новым для нас. Городом, который многие почему-то путают с Пермью, хотя это два совершенно разных города, и по территориальному расположению, и по атмосфере, и по увиденным достопримечательностям.

И первое, чем запомнилась Пенза — крутостью улицы Красной. Центр Пензы расположен на высоченном холме, на который круто подниматься как пешком (пензенские марафоны наверняка пользовались бы популярностью, с таким-то перепадом высот, тут можно к горным трейлам готовиться!), так и на машине. Уклон городской улицы для подъема в центральную часть города, к музею Савицкого, напомнил мне крутейшие дороги горного Дагестана, а в Дагестане горные дороги так же круты, как и их красота. Уклон в 20%? Вряд ли, скорее, вертикальный. А уж светофор на улице Красной, загоревшийся красным цветом, заставил сполна посочувствовать всем начинающим водителям города, особенно тем, которые только обучаются троганию в горку. Я даже слегка забеспокоилась, что сейчас сама тронуться не смогу, но всё обошлось, и Кайрон благополучно покатился вперед, а не назад.

Этот подъем определенно добавляет Пензе крутости. В прямом смысле слова.

Кайрона оставили на парковке возле Спасского собора (о котором мы узнаем больше завтра) — через дорогу находилась интересующая нас Картинная галерея им. Савицкого, куда мы и направились.

Картинная галерея состоит из двух зданий — основного (в который мы пошли) и соседнего Губернаторского дома. Мы посетили только основное здание. В нем экспозиция располагается на двух этажах: русское и зарубежное искусство 18-20 веков (постоянная экспозиция), областная выставка Пензенского регионального отделения Союза художников России и выставка Русского географического общества, посвященная Узбекистану. Осмотр у нас занял около часа.

Наверное, мне ближе всё-таки современное искусство, но и среди классических произведений попадаются очень интересные и цепляющие меня картины. Как здорово переданы эмоции в этой сцене.

Понимаю, фотографировать картины — занятие совершенно бессмысленное и беспощадное, но некоторые образцы хотелось сохранить для себя в виде этакой зацепки для памяти.

На втором этаже музея несколько залов, плюс частично работы висят в длинном коридоре. Понравился зал, посвященный авангарду.

Тактильная картина, небольшой зал сделан специально для слабовидящих людей, в тактильные копии перенесены те или иные картины.

Картины и направления живописи в этом музее разнообразны: есть небольшой отдел иконографии, работы непосредственно К. А. Савицкого, есть другие русские художники, встретилось несколько картин Шишкина и Айвазовского, зарубежные авторы. Пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетные сцены.

Несколько картин с выставки Союза художников.

Выставка по Узбекистану не зацепила абсолютно, в ней были представлены фотографии мест и людей Узбекистана. Наверное, я в этом плане опять же слишком искушенный зритель.

Общее впечатление о галерее у меня сложилось хорошее. Я не увидела в ней чего-то сверх восторженного, невероятного и покоряющего, она не зацепила меня так, как Мордовский музей Эрьзи в Саранске, который некоторыми своими картинами и скульптурами очень запал в душу, но картинная галерея в Пензе показалась мне добротной и имеющей хороший уровень. Она качественная, интересная и стоит того, чтобы ее посетить, причем главный корпус не займет много времени (оставила себе зацепку на будущее — занесет в Пензу во второй раз, нужно будет зайти в Губернаторский дом и посетить вторую часть галереи). Самолет на въезде в Пензу, крутой перепад высот в городе, хорошая картинная галерея — всё это сложилось в первое впечатление о городе, которое в дальнейшем укрепилось. Скорее всего, Пенза не покорит с первого взгляда, ее нужно хорошо изучить и раскопать ее спрятанные глубины. Она не претендует на лоск, понты и яркую внешность, но в ней сокрыты простые черты, которые по мере познания пробуждают симпатию к городу. Ухоженность, добротность, трудолюбивость, практичность, порядочность, пригожесть — вот ассоциации, которые приходят на ум, когда думаешь о Пензе. Просто город без кричащего пафоса, знающий, что в нем тоже есть интересные здания, места, музеи, но не выставляющий их заносчиво напоказ. И всё в нем направлено на поддержание этой атмосферы: новые многоквартирные здания симпатичны, старые улицы центральной части города миловидны, набережная простая, но ласкает взор, и при этом всё есть: современные торговые центры, заправки, памятники, пешеходная улица, множество круговых движений, сетевые магазины и маленькие частные магазинчики, красивые старые дома и музеи. Пожалуй, Пенза — город, который не так просто разгадать с первой попытки.

Когда мы вышли из картинной галереи, на улице давно наступил вечер, стемнело. Здание музея в вечерней темноте.

Соседнее здание Спасского собора.

Мимо чего нам теперь, после посещения Армении в 2019 году, сложно пройти мимо, и что мы безошибочно выделяем среди городского пейзажа? Конечно, хачкар. Он расположился рядом с собором.

Вернулись к Кайрону и из центра города скатились вниз по крутым улицам на Суворова в свое временное жилище. Прямо напротив нашего дома расположился торговый центр с магазином «Перекресток» и заправкой «Лукойл», при желании можно было дойти километр до супермаркета «Спар». Кайрону залили полный бак, себе купили вкусняшек на вечер и отправились набираться сил для завтрашнего познания нового.

День 3

Пенза

Этот день мы полностью посвятили осмотру Пензы. До центра опять же докатились на Кайроне, Пенза — город немаленький и идти пешком было бы долго. Об автомобильном движении в Пензе по итогу трех дней покатушек по городским улицам хочу сказать, что всё в городе замечательно, кроме одного — отсутствия разметки. То ли ее не считают нужным рисовать, то ли она покоится с начала зимы под слоем снежной каши, воды и реагента. Как бы там ни было, разметку я не нашла ни на пешеходных переходах, ни на полосах, ни на поворотах, ни на круговых движениях, коих в Пензе очень много, прямо-таки «в любой непонятной дорожной инфраструктуре в Пензе делай круговое движение или круговую развязку». Местами это довольно удобно, но поначалу сбивает с толку, особенно в условиях отсутствия разметки, из-за чего большая часть автомобилистов едет в соответствии со своими расчетами ширины полос, и расчеты эти у разных людей не совпадают. Стоп-линий на светофорах тоже нет.

В части автомобильного движения это единственная «претензия» к Пензе.

В центре припарковались там же, где вчера, на парковке возле Спасского собора. И, в первую очередь, сходили осмотрели его.

Собор интересно сделан внутри, я подумала, что это очень хорошо отреставрировали старое здание, которое построили, скорее всего, где-нибудь в конце 19 — начале 20 веков, но реальность оказалась занимательнее.

Внутри собора обнаружился небольшой музей, посвященный как реконструкции собора, так и непосредственно Пензе и некоторым достопримечательностям Пензенской области. В основном, были стенды о заброшенных церквях соседних деревень, но попалась информация и о местных усадьбах.

Схема подземных ходов под Пензой. Почти как карта метро.

По Пензенской области разбросано много интересных мест. Если хочется охватить большую их часть, то короткой поездкой на несколько дней сюда не отделаешься. Пензенская область оказалась богатой на такого рода достопримечательности.

Сам Спасский собор был построен в начале 19 века, сохранились его старые фотографии, которые я позже в больших количествах нашла в «этих ваших интернетах», более подробно изучая историческую справку. Особенно собор гордился своей настенной живописью (в некоторых статьях есть упоминание о том, что это была своеобразная картинная галерея), которую создал в середине 19 века руководитель Саранской (ага!) школы живописи Макаров К. А. и его ученики. После революции 1917 года собор закрыли, а в 1934 взорвали, причем якобы не осталось никакой информации о взрывах в газетах, поэтому точно никто не знает дату этого события. Руины пролежали на площади около 13 лет, только затем были убраны. А в 2010-м году собор решили полностью воссоздать с нуля, и в 2011 году начались масштабные работы. И вот итог — почти готов. Стоит. Идут отделочные работы. Если сравнивать со старыми фотографиями, то, конечно, надо отдать должное архитекторам, реставраторам, строителям и другим людям, задействованным в воссоздании — нынешний вариант приближен к оригиналу. Нереально воссоздать живопись — по словам реставраторов, никаких фотографий и эскизов не сохранилось, есть картин пять из 80-ти, и всё.

Интересный потолок снаружи, внутри местами есть подобное. Как полезно порою глядеть в самых разных направлениях, а не только вниз и вперед.

Рядом с собором обнаружилась фотовыставка, посвященная истории и воссозданию здания. Тоже почерпнули из нее разную информацию.

А дальше отправились на прогулку по городу, по местной пешеходной улице.

Собор расположен на высокой точке города (видимо, одной из самых высоких), поэтому является некоей центральной архитектурной фигурой, от него открываются городские панорамы Пензы, а он, в свою очередь, виден с разных улиц города, расположенных ниже по склонам. С пензенскими перепадами высоты многоуровневые городские пейзажи — это нечто! Пожалуй, перепады высоты в городе — это полноценная пензенская достопримечательность.

От собора прошлись вниз по пешеходной улице. Типичные здания центральной части Пензы все сплошь исторические. Их таких очень много в городе.

Эта часть улицы была по какой-то причине перекрыта, то ли локальная какая-то причина, то ли какие-то работы продолжаются. Не все исторические здания Пензы находятся в хорошем состоянии, но большинство всё-таки отреставрированы и приведены в пригожий вид. Да, попадаются неухоженные, исписанные надписями, с отвалившейся краской и штукатуркой, но у Пензы, думаю, всё впереди. Раз большую часть зданий привели в порядок, осилят постепенно и остальные.

Еще одна фотография для передачи городских перепадов высот. Определенно, я хотела бы пробежать тут какой-нибудь забег (потом тогда в горы можно).

Вид на Спасский собор, фото сделано на приближении, и это мы еще не до конца спустились вниз.

Другой ракурс с другой части улицы. Кажется, в этом городе архитекторы попытались реализовать то, что обычно делают в деревнях с их малоэтажной застройкой и что сложно сделать в городе ввиду застройки многоэтажной — выделить одну ключевую архитектурную композицию, чтобы она возвышалась над городом и была самой высокой в населенном пункте. Не факт, что это получилось на 100%, но оно где-то очень близко.

Нетипичные маленькие элементы городского пейзажа, которые не всегда и не сразу бросаются в глаза, чаще незаметны, и надо быть очень внимательным, чтобы их заметить.

Масштабная и хорошо сохранившаяся (или ее приводили в такой хороший вид?) советская мозаика в Пензе. Обращать внимание на мозаики я начала только после поездки в Ухту и Ижму, меня этим заразила подруга, которая очень круто разбирается во всякой архитектуре и любит ее. Теперь вот тоже замечаю такие штуки. Хотя при такой масштабности мимо этой мозаики было бы трудно пройти, не обратив на нее внимания.

Посвящена она крестьянским восстаниям 1861 года.

В этом тоже проявляется рассудительность и симпатичность Пензы: город не отрицает что-либо, а старается сохранить разные периоды истории, и старые церкви, и здания 19 — начала 20 веков, и советское творчество.

Московская улица (пешеходная), по которой мы шли, видимо, является местным Арбатом со всеми прилагающимися атрибутами: кучей магазинчиков и кафешек, рядами старых зданий. Опять же, и вроде нет ничего, что приводит в безудержный восторг, но не покидает чувство непрерывной симпатии.

Фонтанная площадь с качельками. Судя по следам на потолке этих архитектурных «будочек», многие пытаются тут сделать «солнышко».

На этой же площади обнаружилась очень странная скульптура «Аллегория архитектуры» и скалодром на детской площадке в виде гусеницы. Не порадовало только количество надписей-граффити на стенах «будочек» с качелями. Город ухоженный, а тут такая гадость.

Другие исторические здания Пензы. Их очень, очень много!

С пешеходной улицы ушли в сторону, поглядели на здание Музея сценического искусства им. В. Э. Мейерхольда.

Когда в том или ином городе натыкаешься на подобную табличку, невольно задаешь себе вопрос «Согласен?» или же отпускаешь комментарии по этому поводу в соответствии с увиденным в городе. В данном случае, скорее, да, согласен. =)

Новое и старое, встреча истории и современности: современное здание драматического театра Пензы и явно историческое здание прямо по курсу.

Немного прогулялись по набережной. Опять же, ничего особенного в ней нет, но всё равно она симпатичная и приятная.

Оказывается, в Пензе тоже есть свой пешеходный маршрут. Для меня не в новинку, впервые я подобное встретила в Иркутске и Перми, но классно же!

Правда, на тротуарах линии не увидела. Впрочем, как я могла ее найти, если я на автомобильных дорогах разметки не нашла.

Вид на мост Дружбы, пешеходный.

Вид с моста на одну из многочисленных панорам города (в этот раз — панораму горизонтальную, без дичайших перепадов высоты). Слева виден шпиль городской мечети.

С набережной снова углубились в город скакать по холму. В Пензе иногда попадаются довольно интересные образцы деревянного зодчества. Да, не сравнится с Вологдой, с Тверской областью (тем же Бежецком), Костромской областью. Но оно есть, и оно красивое! Плюсик в копилку симпатии к Пензе!

Одно из исторических зданий. Эх, табличку бы стилизовать...

Один из монастырей города. Кажется, женский. Вход на территорию свободный, немного прогулялись.

Больше исторических зданий, больше! Они расположены не только на центральной пешеходной улице, но и в больших количествах разбросаны по другим улицам в центральной части города и, вероятно, не только в центральной.

Еще один образец деревянного зодчества, но не так хорошо себя чувствующий, как другие.

Недалеко от краеведческого музея нашли очередную классную городскую панораму.

Позже в одном из рассказов других путешественников о Пензе я прочитала интересную мысль: в Пензе нет культа какого-то определенного человека, а ведь Пензе есть, кем гордится. Но Пенза не вываливает свою славу напоказ. Да, есть такие и такие знаменитые личности, захотите о них больше узнать — велкам. А не захотите, так никто не будет их навязывать.

Еще бросились в глаза придомовые парковки многоэтажек. Их большая часть была огорожена. Для меня это первый город, где такое количество «своих» парковок возле домов, с воротами или шлагбаумами. Заборы, конечно, не очень радуют и тут, и здесь, но ведь практичная и удобная штука для жильцов.

Постепенно дошли до конечной цели длинного городского прогулочного маршрута — Пензенского государственного краеведческого музея. Еще минут 50 потратили на его осмотр.

Музей расположен в красивом историческом здании, имеет несколько залов. Глядя на здание музея снаружи, я подумала, что мы там сейчас потеряемся и зависнем часика на три, но музей оказался небольшим. На первом этаже находится зал, посвященный ВОВ и некоторым другим войнам.

Из него хотелось бы показать занимательную коллекцию зажигалок...

...и оригинальный подсвечник.

На втором этаже расположились остальные несколько залов. Один из самых интересных — зал палеонтологии, которую я очень полюбила после посещения краеведческого музея в Ухте в Республике Коми.

Природа — лучший творец! Экие она оригинальные шедевры создает. Люди создают скульптуры, а природа рисует на каменной породе. Отпечатки листьев дуба.

Редкий экземпляр, которым Пенза гордится по праву, — отпечаток плиозавра. Отпечаталась не только голова, там еще позвоночник, ласты и лопатки.

Куда без аммонитов!

Этот красавец прибыл из Саратовской области.

Этот аммонит тоже из Саратовской. Но там были и из Пензенской, и из Ульяновской. А один отпечаток аж из Москвы.

Интересно, насколько эти аммониты были безобидными созданиями?

Вообще здоровенный!

И, конечно, куда без мамонта!

Брахиоподы в породе.

Губка из Тульской области.

Трилобиты, кстати, там тоже были. =)

В коридоре второго этажа была представлена небольшая коллекция различных камней. Меня больше всего заинтересовал циркон — именно из него получают цирконий, который потом используют, например, для производства трубок ТВЭЛ, циркон является природным силикатом циркония, а до кучи из него выделяют добавки, например, гафний.

Ну какой краеведческий музей без зала фауны. В Пензе такой зал тоже был. Птицы, животные, насекомые, почва.

Милейшая котейка вот.

Оставшаяся пара залов была посвящена истории, не такой древней, как период аммонитов и трилобитов, а более приближенной к нам. Ну вот примерно той поры, откуда этот деревянный граммофон.

В музее воссозданы некоторые интерьеры 19 — начала 20 веков.

Редкая вещь — печные изразцы. Ну, для меня редкая. В тех усадьбах, в которых я бывала, что заброшенных, что отреставрированных, с печами были сложности, и они, как правило, были белыми, т. к. изразцы не было возможности как-либо воссоздать. В одной из усадеб, помнится, изразцы нарисовали на печке по образу и подобию. А тут — прям настоящие!

Тоже интересный экспонат — труба городского водопровода Пензы 18-го века.

Осмотрев музей, вновь выползли в город и отправились на изучение местных едальных заведений. Попытались на пешеходной улице зайти в грузинский ресторан, но там было много народу и нас опечалили тем, что все столики забронированы и их освобождения в ближайшее время не ожидается. Тогда мы дошли до другой улицы и нашли там армянский ресторан под названием «Ереван» (мы были с той стороны здания, где написано «хинкальная»), после посещения которого мы были очень рады, что не смогли попасть в грузинский (и опять Армения оказалась к нам более благосклонна, чем Грузия). В армянском мы чувствовали себя так, будто снова очутились в Армении с их потрясающими блюдами: долмой с бараниной, хашламой, супом под названием спас, пахлавой и чаем-компотом с кучей ягод. Удивительно, что в этом ресторане было не особо много людей, там очень вкусно и очень классно. Обожаю армянскую кухню.

И это еще один огромный плюсик в симпатию к Пензе. А ресторан-хинкальную возьму себе на заметку (ул. Кирова, 42), ибо что-то мне подсказывает, что я с удовольствием вернусь в Пензу еще разок.

К тому моменту, как мы выкатились из ресторана (после армянских кафешек всегда так!) и покатились вверх по склону к Кайрону, на улице начало темнеть. Да и мы на прогулочные и познавательные подвиги более не были способны, а потому доехали до квартиры и легли пораньше спать — завтра надо было ехать домой в Подмосковье.

День 4

Пенза — Зубова Поляна — Сасово — Касимов — Спас-Клепики — Егорьевск — Подмосковье

Утром выехали очень рано, чтобы по максимуму захватить короткий световой день, старт был в 5 часов утра. К четвертому дню короткого путешествия испытания Бинара успешно закончились. Вот и сегодняшним утром он без проблем отработал положенные 40 с небольшим минут, прогрел охлаждающую жидкость. Так что нам оставалось потратить только несколько минут на очистку Кайрона от снега, прогрев салона и настройку навигатора, после чего мы покинули славный город Пензу по знакомому шоссе, проехав сначала мимо здоровенного монумента воинской и трудовой славы, подсвеченного по периметру красными лампами, а затем мимо полюбившегося нам памятника Су-9, указывающего направление полета — на Москву.

За Пензой наступила тьма.

Сначала дорога была нормальной — нечищеной, со слоем снега, под которым уютно умостился слой льда. Свет отражался от снега, в лобовое стекло ничего не летело, и ехалось хоть и медленно, и временами на полном приводе, дабы избежать заноса, но комфортно. Но какое-то время спустя приятная снежно-ледовая зимняя дорожка стала почищенной, снег ушел и остался один только реагент и грязе-водяная взвесь, которая мгновенно заляпывала и фары, и все стекла по периметру автомобиля. Скорость стала не намного выше, но комфорт передвижения за рулем провалился в разы.

Вчера в краеведческом музее в зале природы и фауны я видела милейшее создание, похожее на крота — слепыша обыкновенного. Вот именно им я себя и чувствовала, катясь по этой трассе то ли по приборам, то ли на ощупь. Кто придумал всю эту Солнечную систему с этими вращениями планет и такими короткими зимними световыми днями?

Легче стало только с рассветом, но Кайрон к тому моменту превратился в танк — сколько ни делай остановок для протирки боковых стекол, по итогу остается только расчищенная дворниками амбразура на лобовом стекле.

После рассвета солнце не выглядывало, было пасмурно, и окружающая серость вгоняла в уныние. В основном, виды за пределами автомобиля были такими (с таким же качеством изображения).

В районе Зубовой Поляны нашлась заправка с кофе, нельзя же взять и не остановиться, чтобы купить большой кофе по цене маленького, да и с серой унылой трассы мы захотели сбежать на местные уютные дорожки, а крупных заправок там не предвиделось, так что заодно докормили Кайрона до полного бака.

Не доезжая Шацка, свернули в сторону Сасово, где нас встретила заметенная дорога с ямами. Ямы были недолгими, быстро утомились хватать автомобиль за колеса и уступили место нормальному асфальту. Реагента и грязи стало меньше, а снега и льда — больше. За это мы и любим двухполосные местные дорожки с маленьким трафиком.

Была и другая причина, по которой мы свернули на дорожку Сасово — Пителино — Касимов, попав в Рязанскую область. Здесь находились две очень интересные точки, которые мы решили посетить. Нельзя же весь день только сидеть за рулем и смотреть единственное кино «Снежная зимняя дорога». Нужны разнообразие и возможность размять ноги.

Почти сразу за Сасово свернули в деревню Каргашино, где расположилась заброшенная усадьба Владимира Федоровича фон дер Лауница. Оставили Кайрона и прогулялись по руинам.

Даже в руинированном состоянии усадьба поражает. Размах усадебной территории тут был невероятный, помимо усадебного дома тут также был конный завод, не менее красивый, чем усадебный дом. Какое из двух зданий, расположенных на удалении друг от друга, является конным заводом, а какое — усадебным домом, вживую не определишь и легко перепутать, а в других отчетах написано разное. Красиво выглядит и одно здание, и второе.

Сначала осмотрели первое здание. Удивительно, но комплекс не является памятником архитектуры и по какой-то причине никому не сдался, так что постепенно разрушается. Вероятно, так никому он нужен и не станет.

Архитектурный ансамбль выполнен в стиле псевдоготики.

Позже, когда я гуглила историю этого места, выяснилось, что очень много статей посвящено непосредственно фон дер Лауницу, его родственным связям, деятельности, смерти, а очень мало — непосредственно усадьбе. Имя архитектора точно неизвестно, дата постройки тоже неизвестна. Усадьба и конный завод перешли В. Ф. фон дер Лауницу по наследству, а до этого ими владел его дед Николай Иванович Карачинский, чья дочь София Николаевна Карачинская вышла замуж за Федора Федоровича фон дер Лауница. И кто из них строил этот комплекс — непонятно. Одни отчеты говорят, что он строился на протяжении всего 19-го века, другие говорят про 18-й век. Среди возможных архитекторов упоминается Баженов, чьим близким другом был дядя первого вероятного владельца усадьбы. Может быть весь этот комплекс вообще начал строить отец деда В. Ф. фон дер Лауница...

Но обо всем этом мы узнали потом, когда полезли скрашивать тянущуюся зимнюю дорогу историческими справками из интернета, а пока что мы бродили по заброшке, восхищаясь орнаментами, стрельчатыми окнами, зубцами на башне, «кокошниками» сверху окон.

Интереснее всего читать историю места после того, как его посетил и хорошенько впечатлился. Восхищение требует дальнейшего познания.

Дошли до второго здания, такого же красивого и масштабного, осмотрели и его.

Обалденно сделанный стрельчатый проход с повторяющимися арками.

Это же помещение внутри.

И здесь тоже — узоры, орнаменты.

Жаль, что такая архитектура, вероятно, через некоторое время будет утеряна.

Общий план второго комплекса зданий.

Немного поближе.

Местная каргашинская котейка. Торопится по своим котеечным делам.

Из Каргашино вернулись на дорогу Сасово — Касимов через деревню Любовниково.

Проехали немного дальше и свернули в деревню Пёт.

Если в Каргашино мы увидели разрушение архитектурного величия и красоту, впадающую в забвение, то в деревне Пёт нас ждала противоположность — возрождение былой красоты и любовное ее созидание.

В Пёте расположилась старая церковь, которая впечатлила нас по фотографиям. Имеющая необычную архитектуру, она требовала срочного посещения вживую. Приехав в Пёт, заприметили церковь с дороги, доехали до нее. Думали, сейчас осмотрим снаружи да поедем дальше, но не тут-то было! Оказалось, что здесь с историей архитектуры всё не просто хорошо, а более чем прекрасно!

Пока мы парковали Кайрона и выползали из него, до нас дошла милая женщина с лопатой, безошибочно распознав в нас туристов, желающих прикоснуться к истории. Лопата ей была нужна вовсе не для того, чтобы выпроводить нас отсюда, а, наоборот, почистить тропинки, если кто-то из нас провалится в сугроб. Оказалось, что она — одна из тех людей-энтузиастов, что поддерживают церковь в подобающем виде и постепенно ее восстанавливают. Да-да, это тот самый вариант, когда Дело (с большой буквы!) происходит благодаря отдельно взятым людям-созидателям, которые поставили в жизни цель — сохранить, возродить, показать другим, чтобы прикоснулись к истории и красоте. Женщина провела нам замечательную экскурсию, рассказала кучу интересной информации (которую наверняка не нагуглишь). Вместе с женщиной к нам прибежали классная дружелюбная собака и трехцветная пушистая кошка, безостановочно урчащая, и всей этой веселой компанией (мы вдвоем, собака, кошка, ее котята, женщина-реставратор) мы ходили вокруг церкви, а потом отправились внутрь. Но внутрь с нами отправилась только трехцветка, собака застеснялась. Закономерно, что на каждую фотографию церкви на моем фотоаппарате приходилось пять фотографий кошки. Прекрасный образец старой архитектуры и чудесная урчащая кошка — это беспроигрышное сочетание. Подумала, не пора ли записаться в волонтерский отряд, чтобы приезжать сюда, помогать проводить реставрационные работы, а заодно тискать урчащее трехцветное создание.

Но вернусь к церкви. Итак, в чем же ее крутость. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на ее общий вид.

Церковь построена в 1912-1913 годах на средства купца Портнова молодым архитектором А. Г. Молокиным в популярном тогда неорусском стиле (модерн, более конкретно — северный модерн). На тот момент он учился в одном из петербургских университетов, и эта церковь стала его выпускной работой. Обалдеть, все бы такие выпускные работы делали!

После ее строительства Молокин уехал в Харьков.

В советское время церковь была закрыта и использовалась как зернохранилище. Потом разрушалась, но ей повезло. Где-то года с 2015-го ею занялись энтузиасты и начали ее постепенно приводить в порядок.

У церкви есть своя группа в социальных сетях. Позже я ее нашла и с интересом почитала. Пишут много, с любовью, рассказывают обо всех событиях, выкладывают классные фотографии и видео процесса реставрации. Энтузиасты создали краудфандинговую платформу, собирают на ней деньги, параллельно ищут спонсоров, которые тоже помогают финансово. И на эти деньги восстанавливают чудо, едва не утраченное.

Работа проделана колоссальная, особенно по части спасения крыши, кровли, куполов. Вот наглядно: было — стало.

Летом сюда приезжают разные волонтерские отряды (я не знала о существовании таковых), помощь они оказывают самую разную, от уборки мусора до прокладки новой проводки.

— Вот старый крест, мы его сняли и хотели отреставрировать, а заодно покрыть позолотой, нитридом титана, — рассказывала реставратор. — В общем, за реставрацию старого креста с нас попросили 380 тысяч рублей, а сделать новый стоит 280 тысяч. Ну выбор был очевиден, так что на куполе сейчас новый крест стоит. А этот думаем перенести в музей, ну вот пока здесь оставили.

Разные люди помогают реставраторам как могут: кто-то денег переведет, кто-то своими силами приедет помогать, кто-то приедет подарит подсвечник или кадило.

В процессе разговора женщина упомянула, что ей 75 лет... Выглядит она максимум на 60. Бодрая, подвижная, вчера, говорит, парковку вот откопала перед церковью, вдруг туристы приедут, по лестницам поднимается не медленнее нас, ум цепкий, ясный. Она оказалась очень образованной и хорошо разбирающейся в вопросах реставрации и строительства. Чтобы нам всем быть такими же в ее возрасте! И, главное, так же гореть идеей, гореть деятельностью, мотивироваться, стремиться, делать!

Туристам здесь очень рады. Реставратор так и сказала, мол, вы рассказывайте другим про нас, пусть приезжают, приезжайте сами снова, привозите остальных. Вот, собственно, рассказываю. =) Приезжайте, не поленитесь приехать сюда специально или сделать крюк на каком-нибудь маршруте! Здесь есть и архитектурная красота, действительно очень нетипичная и поражающая, и уютная теплая атмосфера, и классный рассказ с информацией, которую больше нигде не найти, и хорошие, добрые люди, и классные питомцы, сопровождающие вашу прогулку.

Кстати, село Пёт (Пят) так называется якобы потому, что раньше здесь был железный рудник. Здесь их было несколько, и на территории здешнего села располагался как раз пятый рудник. Пятый — Пят — Пёт. Вот и случилось название.

При создании церкви Молокин руководствовался не только красотой форм, но и грамотными инженерными решениями. При строительстве использовался «новаторский железобетон», внутри было реализовано калориферное отопление. Продумывал архитектор постройку здания так, чтобы, например, снег правильно скатывался с крыш и не создавал ненужную влажность там, где не надо. Не все решения удалось верно воссоздать сейчас. Колокольня из-за разрушения здания была перекошена, клонилась в бок. Ее выпрямляли.

Женщина рассказывала, что за некоторые реставрационные решения их ругали, но, говорит, других вариантов не было. Ошибки не очевидны и будут видны только специалистам. В данном случае стоял выбор: или сделать с ошибкой, допуском, или не делать никак, и тогда проблема усугубится. Естественно, выбирали первый вариант.

— Мы в этом случае говорим: приезжайте, помогайте. Если есть возможность сделать максимально правильно, так помогите нам в этом вопросе! Мы рады помощи.

Пачка фотографий чудесной трехцветной кошки.

Она очень любит людей, ластится ко всем, урчит безостановочно и ходит хвостиком.

Мы полезли в снег — и она за нами. Смешно проваливалась, карабкалась, но как же люди без нее, нужно быть рядом.

Кошка прибилась к реставраторам не так давно, да и осталась здесь жить.

Кошку любят, холят, кормят и дают необходимую порцию почесушек. А кошка в ответ усиливает теплую и дружелюбную здешнюю атмосферу.

Ну посмотрите, какая шерсть!

А это один из ее котят. Всего было трое, одного забрали домой, двое живут здесь.

Котята, в отличие от кошки, пугливые и тусят сами по себе, срываясь в побег в любой непонятной ситуации.

А это классная добрая собака, которая тоже всех любит и «ее хлебом не корми, лишь бы гладили».

Котейка и Котяйрон.

Подробные исторические сведения о здании.

Собака внутрь идти застеснялась и осталась ждать снаружи, чтобы потом люди вернулись и ее погладили.

Внутри архитектура храма поражает не меньше, чем снаружи.

Храм огромный!

На входе висит много фотографий «до реставрации — после». Тоже фотографии «до». Как стало «после» — можно выйти и посмотреть вживую снаружи.

Росписи практически не сохранились, их осталось совсем мало.

В части реставрации очень много было сделано, но еще больше предстоит сделать.

Поднялись на второй этаж, на хоры. Кошка, само собой, сопровождала нас всю дорогу, чтобы мы не заблудились. Правда, это нам приходилось не забывать ее в помещениях, куда закрывались двери.

Пара фотографий внутренностей церкви с хоров.

На втором этаже реставраторы сделали небольшой краеведческий музей, посвященный храму и селу Пёт.

Музей сделали в 2020 году, здесь можно найти исторические справки, как о постройке, так и о селе, предметы крестьянского и купеческого быта и интерьера, есть немного церковных экспонатов и немного фарфора и фаянса.

Колокольня внутри. Туда мы прогулялись после музея.

Поэтическая битва реставраторов, случившаяся в вынужденный отдых, когда атаковала плохая погода и ее нужно было переждать.

В общем, задержались мы там надолго, но оно того стоило. Надеюсь, таким подробным рассказом я тоже внесла свою лепту в процесс воссоздания этого места и кому-то тоже захотелось его посетить. =)

Мы же загрузились в успевшего остыть Кайрона и двинулись дальше в дорогу — домой. Больше в тот день мы никуда не заезжали, впечатлений хватило с лихвой, да и приятно было закончить путешествие на прекрасной ноте, когда от посещенной точки остались самые приятные впечатления, ставшие чудесным завершением поездки и оставившие самое лучшее послевкусие, которое только можно было придумать.

Прошли Касимов и Гусь-Железный, в котором обратили внимание на еще одну обалденную по архитектуре церковь, но решили оставить ее подробный осмотр на следующий раз. Всё-таки познавать надо вдумчиво, а не галопом и для галочки. Дорога, в основном, была такой.

Проехали Спас-Клепики и вернулись в Подмосковье, по просторам которого успешно долетели до дома, причем не столь поздно, часов в 19.

Итоги

Протяженность маршрута составила около 1700 км.

Кайрон не подвел, всё окей. Заодно протестировала свежеустановленный Бинар, всё супер, всё работает, я довольна и пищу от автомобильного счастья. Случилась пара мелочей, которая поначалу напрягла, но, как оказалось, ничего существенного.

По финансам. На двоих человек ушло: около 8 000 руб. на солярку, 5 900 руб. на проживание, 700 руб. на музеи, около 5 000 руб. на еду, итого примерно 19 600 на двоих.

Количество впечатлений — неизмеримо. Важность впечатлений — бесценна. В Пензу стоит ехать — теперь у меня появились новые идеи маршрутов. Надеюсь, удастся реализовать.


Дром

Комментарии

  
Пенза
Сообщений: 12015
Разметки у нас нет. Как, впрочем, и дорог.
Вы заехали с Самолета через новый район (Арбековская застава). С других сторон промзона.
Суворова - Московская - самый центр города. На окраинах всё намного хуже)

В следующий раз езжайте летом в Сердобск Пензенской области. Там есть что посмотреть.
Cujusvis hominis est errare; nullius, nisi insipientis in errore perseverare.
19
3
Ответить
Александр
Кодинск
Не лениво подготовленные отчеты - пример для подражания! Класс!!!
23
 
Ответить
7092763
Пермь
Какой же это фавн? Скульптура женская.
1
 
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17808
Проезжал мимо Пензы неоднократно, но в городе, к сожалению, не был.
Городок крайне интересный
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
10
 
Ответить
Сыгда
Самара
Провинция удручает.
Все соки выжаты, дальше уже некуда.
21
9
Ответить
   
Димитровград
Сообщений: 821
Да, отчёт и поездка познавательные, но как говорят каждому своё, нас с женой зимние путешествие, если где то с гор покататься, а так нет. Вот на лето да,можно ваш отчёт в закладки поставить.
2
2
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
Vuvazik, очередное большое спасибо за очередной прекрасный отчет.
"Я Вам сейчас один умный вещь скажу, только Вы не обижайтесь" (С) "Мимино" - Вы очень классный и светлый человек.
Я Рим или Дублин с Мадридом знаю лучше, чем провинциальную Россию, о которой Вы пишете. Вы заполняете эту пустоту и вызываете интерес к этим прекрасным местам.
Раньше думал, что Пенза знаменита только остроумным дрищом Павликом Волей. А тут, оказывается, столько красоты, даже зимой.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
15
2
Ответить
Сыгда
Самара
Поставил Вам плюс
7
1
Ответить
 
Сообщений: 193
"Провинция удручает.
Все соки выжаты, дальше уже некуда."
Видимо, не все еще. Не церковные же развалины защищать, клепают всякие "Сарматы" и "Калибры".
Есть пока, что продать. А на вырученные бабки все, что нужно, "вертикаль" купит себе и при санкциях.
19
12
Ответить
   
ж/д разъезд 604 км.
Сообщений: 868
Удивительно как много вы можете писать про обыденное и в своей массе неинтересное. Пять баллов за талант.
24
 
Ответить
     
Пенза
Сообщений: 3541
Есть что у нас посмотреть,причем и летом и зимой )!
8
2
Ответить
     
Omsk
Сообщений: 149430
За поездку 5, за рассказ и фото 5+
Грусть-печаль отечества во всей красе.
Видимо, это ещё не предел.
11
3
Ответить
RulonAboev
Ейск
Пенза туристический город? Разбитые дороги, разбитые церкви и усадьбы. Очень мрачно.
8
6
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 1019
Спасибо.
Летом Пенза, конечно гораздо красивее.
Зелёный город.
OUTLANDER 2013
7
2
Ответить
KERS
Магнитогорск
Светлана - вам "пятёрочка" с +.
Прочитал все ваши отчёты.
Очень интересно, история, исторические места.
А попробуйте промышленный туризм - цепляет, впечатляет, как говорится "лучше один раз увидеть"!
Экскурсии идут постоянно, разноплановые, цены весьма демократичные.
6
2
Ответить
Андрей Penza
Разметки у нас нет. Как, впрочем, и дорог.
Вы заехали с Самолета через новый район (Арбековская застава). С других сторон промзона.
Суворова - Московская - самый центр города. На окраинах всё намного хуже)

В следующий раз езжайте летом в Сердобск Пензенской области. Там есть что посмотреть.
А что можно посмотреть в Сердобске?
3
 
Ответить
Приезжайте лучше летом в Пензу, очень зеленый город и красивый. Могу сдать квартиры посуточно, люксовые.
3
6
Ответить
За бетонным забором, загородный дом Волкова, типа дачи. Он туда с друзьями в баню ездит.
2
2
Ответить
Даже не посетили набережную в спутнике, пещеры в наровчате, парк Белинского.
5
 
Ответить
Cucumber Owl
Летом Пенза поинтереснее выглядит - тихо спокойно, провинция. Только в районные центры не заезжайте, депресняк накроет.
4
 
Ответить
     
Екатеринбург
Сообщений: 104
В очередной раз скажу огромное спасибо. Ваш постоянный читатель.
Мой отзыв: Volvo 940 1993
3
 
Ответить
Москва
Сообщений: 2
Как уже говорили ,летом в Пензе и окрестностях интереснее. Советую посетить городище "Золотарёвское" памятник археологии. Так же рекомендую Тарханы "Лермонтовский музей заповедник".
3
 
Ответить
Правый руль
Приезжайте в Якутию летом
2
 
Ответить
Ксюша123
Саратов
Умничка! Всегда найдет интересное, там где все как обычно.
1
 
Ответить
В общем, неплохой обзор. Что касается Пензы и Спасского собора. Не с того ракурса смотрели. Нужно было спуститься до конца улицы Московской. Вот тогда увидели бы чудо: парящий над городом храм! Серебристо-белый с золотом куполов! А снимать из-под горы - неудачная затея.
 
 
Ответить
 
Мелекесс
Сообщений: 5769
вот так вот в России кроме церквей и смотреть больше нечего.
сколько раз собирались поехать куда-то. Начинаешь шерстить интернет - из достопримечательностей одни церкви.
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград
Мой отзыв: Kia Ceed 2011
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром