Путешествие на четыре моря

12.06.2022 | 14862 просмотра

Екатеринбург — Белое — Баренцево — Балтийское — Черное

«Мы путешествуем не для того, чтобы сбежать от жизни,
а чтоб она от нас не убежала».

Не помню, кто сказал.

Год 2020 високосный и коронавирусный. С 18 марта в стране введен жесткий карантин и только в июне начинаются незначительные послабления, в зависимости от ситуации в регионах. Но нашим планам суждено сбыться. Читаю инстаграм, вижу, что многие начинают путешествовать по стране, но без ночёвок в гостишках, т. к. они закрыты. А вот букинг работает и квартиры бронируются и сдаются. Мы тоже забронировали в Мурманске комнату в мини-гостинице «Три зайца».

Планы у нас на лето такие Екб — Казань — Йошкар-Ола — Н. Новгород — города Золотого кольца — Мурманск — Териберка — Карелия — Выборг — Питер — Псков — Прохоровка — Крым. Быт был рассчитан на автомобиль, подушки, одеяла, посуда, газовая горелка, стол, стулья, продукты — все с собой. Как всегда, через 200 км сдох автохолодильник, штекер в прикуривателе нагревается и плавится, смещаются детали и контакт исчезает. Надеялись в этот раз на предохранитель, но история повторилась. Но это нас не особо и расстроило, значит ящик будет просто для хранения продуктов.

По достопримечательностям особого плана не было, т. к. не были уверены, что открыты музеи и храмы. И объять все за раз невозможно, поэтому решили, хотя б по одной достопримечательности посмотреть, отметиться, так скажем, во всех городах, что будут на пути. Зафиксированы были две даты: бронь в Мурманске и бронь в Крыму. Вот к этим числам 29.07 и 6.08 был привязан маршрут.

Материалы, адреса, наводки на достопримечательности и знаковые места распечатаны, маршрут прописан, музыкальный плейлист обновлён, приложения установлены, автомобиль подготовлен, вещи загружены. Приложение, которое нас выручало maps.me. Навигатор, Navitel. Чаще всего были включены два навигатора, на разных устройствах, они, конечно, спорили и тут уже подключались мы и решали, как поступить.

Выехали мы на рассвете из Екатеринбурга 24 июня.

Да, еще надо сказать про экипаж в машине Kia Sportage (передний привод), это мама Лариса и дочь Даша, на тот момент двенадцати лет.

1 день

За первый день, когда еще полны сил, мы всегда делаем максимальное расстояние, и в этот раз 1084 км.

Первое, с чего мы начали свое познавательно-эмоциональное путешествие, это город Суксун, памятник Самовару (в мапсе забили «Самовар» и навигатор нас привел к парку).

Это первый в России памятник самовару, т. к. именно в этом городе в 1741 году был сделан первый самовар. Памятник высотой 3 метра и весом 900 кг.

На трассе, на перекрестке поехали в противоположную сторону от Кунгура, все по главной дороге, никуда не сворачивая, еще 46 км (Троельга, Ерши, Бым, Калинино, Кордон) в деревню Белая гора, ул. Монастырская, д. 1. Там находится Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь и Крестовоздвиженский собор.

Виды, конечно, с горы очень красивые на леса и холмы Предуралья, но и ветер знатный, с ног сдувал.

Крестовоздвиженский собор.

На въезде в село Калинино на берегу пруда гостей встречает памятник медистому песчанику.

Он был открыт 15 августа 2014 года. Памятник посвящен породе, благодаря которой был основан медеплавильный завод, и возникло село. Памятник представляет собой кусок медистого песчаника на постаменте, обрамленный двумя лентами — медной и железной, словно ладонями.

Потом мы проскочили город Чайковский. Город назван в честь великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, родившегося в Воткинске (это 37 км от Чайковского). К слову название поселку/городу было дано по желанию жителей. Градообразующее предприятие — Воткинская ГЭС, что построена в 1961 году на Каме.

Плотина Воткинской ГЭС.

В Удмуртии мы целенаправленно едем на Сидоровы горы. Место присмотрели в постах инстаграма. Высокий берег Камы, внизу церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери.

И оказалось, очень много комаров, даже ветер с ними не справлялся.

Мы там были не одни, популярное местечко... Просто паломнический склон: уехали байкеры, подъехали музыканты, парни большую часть года живут в Мексике, сейчас застряли у родителей из-за пандемии. Еще были травники, здесь они собирали лекарственные травы. Интересное место, интересные люди…

Сейчас расскажу, как добраться до места. Из Чайковского мы двигались в сторону Ижевска, повернули на село Перевозное, проехали его по прямой, пересекли, затем по полю, не стремясь приблизиться к реке. Дорога вывела к забору, как оказалось, там строится дом для матушки монастыря, и рядом находится это волшебное место.

Тут мы устроили ранний ужин или поздний обед. Хотя, надо сказать, мы всю дорогу что-нибудь точим.

Дело было к вечеру. На завтра, на рассвете, чтобы избежать пробок, была запланирована Казань. Поэтому мы ускорились, ночевку организовали на подъезде к столице Татарстана. Организовали, конечно, громко сказано, припарковались на АЗС и развалились на задней половине автомобиля.

2 день

В 5:44 мы уже были на площадке центра семьи Казан, фото на память с видом на Казан и на Кремль.

Что значит один день в Казани, ничего… «Галопом по Европам».

Потом мы поехали к Храму Всех Религий

Вселенский храм находится в поселке Старое Аракчино, Старо-Аракчинская улица, дом 4, в 9,5 км от Казани, по пути в Свияжск.

Ждать открытия храма мы не стали, внешне обошли со всех сторон и выдвинулись в Свияжск.

Свияжск. Успенский собор.

Свияжск не впечатлил вообще, не зашел, так скажем. Это жилой район, со своим миром, устоями, правилами. Прошлись по улочкам, съели церковный пирожок и отправились дальше, т. к. у нас большие планы на день.

Свияжск. Собор Иконы Божией Матери и жилой дом.

Давно хотела посмотреть на марийскую «Бельгию» и мы, как говорит моя подруга, для бешеной собаки сто верст не круг, отправились в Йошкар-Олу. Заскочив в Раифа (крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии), поехали в столицу Марий Эл.

Набережная Брюгге в Йошкар-Оле застроена в едином стиле северной готики. Весь центр — памятники мировой культуры, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. Внешне Брюгге напоминает небольшой пряничный городок. Вдоль набережной разноцветные фасады административных и офисных зданий, и, говорят, есть музеи.

Йошкар-Ола.

В Йошкар-Оле в 2011 году появилась необычная скульптурная композиция «Йошкин кот». Несмотря на причудливое название, монумент имеет глубокий смысл. Он демонстрирует образ кота, который отдыхает с довольной мордочкой на уличной скамейке. Рядом с животным лежит газета «Голая правда» и рыбный скелет. Буквы «йо» в названии памятника символизируют первые буквы названия столицы республики Марий Эл. При этом образ кота совпадает с популярным в народе выражением русского языка «Ёшкин кот».

Поужинали мы уже где-то по дороге к Нижнему Новгороду, и где-то там же ночевали. Быт наш скромен. На ночлег мы останавливаемся уже в темноте, поэтому без особой придирчивости к месту. Главное, чтоб было более-менее безопасно, это значит не на трассе, не на дороге. Или это парковочные карманы, или стоянки, или АЗС, или просто съезды в поля.

3 день

И мы снова, до пробок ранним утром, заехали в Нижний Новгород. Полюбовавшись на улочки и спокойно припарковавшись в центре, прогулялись по Нижегородскому Кремлю, по набережной, поднялись по Чкаловской лестнице и двинули к городам Золотого кольца.

Нижний Новгород. Чкаловская лестница.

По городам Золотого кольца можно гулять днями, неделями, месяцами. Углубляться в историю и подробности. Но у нас было выделено максимум два дня. Поэтому в основном любовались из окна автомобиля: ГороховецКлязьма — Боголюбово — Суздаль — Юрьев-Польский — Сергиев Посад.

По дороге мы смотрели (а кто-то слушал) проект Рюриковичи, отличный фильм, познавательный и красочный.

В Боголюбово посетили Храм Покрова на Нерли.

Как добрались, это отдельная история. Навигатор нас привел почти к мосту через реку Нерль на железной дороге. А пешеходный мост через железную дорогу оказался правее, за забором. Надо было направо поворачивать на первом перекрестке после магазина «Магнит». Следовательно, пришлось нам пролезать в уже имеющиеся дыры в сетчатом ограждении дороги. Троп там много, мы не единственные нарушители.

Покрова на Нерли.

В Суздале почти все храмы были закрыты по причине пандемии.

Мы поднялись на Евфросиниевскую (Преподобенскую) колокольню, полюбовались на Суздаль сверху и сделали вывод: надо будет вернуться.

Святые ворота Ризоположенского женского монастыря.

К вечеру направились в сторону Сергиева Посада, где и ночевали.

4 день

Утро было солнечным. Позавтракали, умылись (на АЗС), отправились в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Лавра была открыта, велась утренняя служба, иностранной речи не слышно, спокойно, без суеты.

Успенский колодец.

И тут у нас зазвонил телефон… Пригласили в гости в столицу, и мы не смели отказать. Да и душ нам уже не помешал бы. В общем, обедали мы уже на 14 этаже в Коньково.

5 день

Отоспавшись на диванчике в московской квартире у сестры, проснулись на рассвете и опять же до пробок мы покинули столицу. Как говорится, кто рано встает — тому бог подает.

День выдался насыщенным. Сначала Переславль-Залесский, потом Плещеево озеро, Ростов Великий, Ярославль, Вологда, Кирилло-Белозерский монастырь, Вытегра, гора Андома, Онежское озеро. И ночь застала уже на Беломоро-Балтийском канале у деревни Повенец.

Переславль-Залесский милый городок с преобладанием частной старой застройки. В городе на берегу Плещеева озера имеется шесть монастырей и девять церквей. Среди них Спасо-Преображенский собор, в котором, по преданию, крестили Александра Невского.

Спасо-Преображенский собор. Памятник Александру Невскому.

На Плещеево озере много туристов, палаток и автомобилей, это излюбленное место москвичей. А еще на озере находится Синий камень — его использовали во время ритуалов славяне-язычники. Во время дождя цвет камня меняется от серого к синему — отсюда и название. Туристы загадывают у Синего камня желания. Ну и мы камень не обошли стороной. С камнем связана какая-то мутная история, то он появлялся, то исчезал с поверхности. Якобы излечивает от недугов, а, по-моему, это байка высосанная из пальца.

Синий Камень. Плещеево озеро.

Один из древнейших городов на Руси Ростов Великий, который упоминался в Повести временных лет — в летописи 862 года, мы проехали быстро вдоль стен Кремля, не задерживаясь.

Ярославль тоже проехали мимо, мы там уже как-то были в 2015 году. А вот в Вологде решили остановиться у дома Резной палисад (ул. Засодимского, 5) и прогуляться по набережной.

На берегу реки Вологда стоит памятник Электрическому столбу, к столетию электрификации, а рядом писающая собачка (ул. Ленина, 21).

Набережная в Вологде приятно удивила, старинные купеческие дома, брусчатка, горбатые мостики через реку, так и хотелось облачиться в кружевное длинное платье, да взмахнуть платочком.

Берег реки Вологда.

Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове произвел неотразимое впечатление. Обитель создана в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского и хорошо сохранилась до сих дней.

Стены Кирилло-Белозерского монастыря.

Огромная территория, и хотелось бродить по ней, но увы нам нужно двигаться дальше. На завтра мы должны были быть уже в Мурманске.

Следующей остановкой была Вытегра. Долго мы искали Подводную лодку Б440. Находится музей на краю городка, за жилыми пятиэтажками, в камышах. Внутрь мы не попали, на часах уже было 19:30.

В инете прочитала один свежий отзыв, что на гору Андома очень опасная дорога вдоль Онежского озера. Мол, путь лежит над оврагом, дорога узкая. Но все, что описывалось, мы не нашли. Грунтовая добротная дорога, широкая, никаких опасных участков нет. А ведь еще было сомнение, ехать или нет. Злюсь по этому поводу, какие порой неправдоподобные отзывы.

На берегу Онежского озера много мест, где можно подъехать, организовать пикник или остаться на ночь (надо взять на заметку на будущее). Прохладно только, сильный ветер дует с озера, а вид прекрасный и места подъезда к озеру удобные.

Гора Андома. Время 21:50.

Часовня на горе Андома.

Ночевали мы на площадке, переехав по мосту через Балтийско-Беломорский канал, у церкви во имя Святителя Николая Чудотворца, полностью построенной из дерева, там, где как раз берет начало канал.

История поселения Повенец берёт начало в 1563, есть достопримечательности времен Петра I.

Но опять же скажу, не объять необъятное, поэтому едем дальше.

Беломорск-Балтийский канал.

6 день

В Медвежьегорске цель у нас была найти огород (ул. Нижняя, д. 12), где стоит та самая голубятня, где Василий Кузякин разводил голубей в фильме «Любовь и голуби». Спасибо хозяину огорода, он не демонтировал строение, а отреставрировал голубятню и продолжает разводить голубей.

Голубятня (ул. Нижняя, д. 12).

Потом мы вышли на трассу Кола, и нас ждало 790 км без населенных пунктов. Лишь мимо проносилась густая тайга, болота и, как оказалось, участки ремонта дорог, что тормозили нас в пути. Без особой надобности из машины не выйдешь, обилие комаров видно через стекло. Но комары были в южной части Колы, через 400 км лес становился реже и комары пропали, справа и слева болота и вымокшие, а потом и высохшие стволы деревьев. Тайга сменилась лесотундрой.

Северный участок Колы, где уже виднеются Хибины со снежниками.

Трасса Кола. Пирамиды счастья и благополучия.

Вдоль всей трассы Кола стоят пирамидки, мы тоже построили. А строители дорог, видимо используя экскаваторы, строят огромные пирамиды из валунов.

И вот он долгожданный Полярный круг.

Полярный круг.

Первое море, в котором мы должны были помочить ручки — это Белое море. Поэтому завернули в Кандалакшу, в городок провинциальный. Что характерно для провинциального городка? Сразу закончилась хорошая дорога.

Кандалакша. Белое море.

Оу, нам уже звонят!! Девочки из отеля «Три зайца» (ул. Октябрьская, 29, блок 2) интересуются: где мы, не заблудились ли.

В Мурманск мы приехали в 19:05, преодолев 4650 км от дома. Было пасмурно и небо говорило о том, что сейчас будет дождь. Расстроились. А как же белые ночи, а солнце в час ночи?? Увы, видимо не в этот раз.

7 день

Фу, отоспались и никакая полярная ночь нам не помешала. Моросил дождь, но мы все ж собрались и поехали в Териберку. Через 20 км дождь прекратился. Пасмурно, относительно тепло и поражающая воображение красота за окном. Шикарная тундра, цветы, лишайники, мох, снег, озера… Афигеть, карликовые березы. И я это все вижу своими глазами. А ведь еще год назад я б сказала: невозможно. Сила инстаграм творит чудеса, посты множества людей разрушают стереотипы. Все доступно, дороги имеются, бандитов не дорогах нет, медведи и лоси на трассу не выходят.

Териберка это отдельная тема. Это шикарно! Это надо увидеть и прочувствовать!

Я пишу рассказ спустя три месяца после поездки, и уже в новостных лентах читаю: слишком много туристов, надо регламентировать, контролировать (а меж строк читается: и собрать бабло) и организовать природный парк.

День провели в Териберке, Лодейном и на Баренцевом море, было пасмурно, но тепло. Время не ощущалось и небо нам об этом ничего не подсказывало. Просто пасмурно.

Тундра.

Териберка. Баренцево море.

Тот самый мост из фильма А. Звягинцева «Левиафан», а я стою на месте дома Коли из этого фильма. Собственно, этот фильм и сподвиг туристов всего мира ехать в Териберку и дал вторую жизнь поселку.

Северный Ледовитый океан. Баренцево море.

Дороги грунтовые после Лодейного, но может аккуратно и седан проехать.

Водопад без названия, ручей вытекает из Малого Батарейного озера и впадает в СЛО.

Как добраться до водопада? С Териберки уйти налево, мимо кладбища затопленных кораблей в поселок Лодейное. Там повернуть между яркими зданиями: школой и дет. садом. А затем налево по указателю, и все прямо, прямо мимо берега моря. Потом будет площадка, видно, что это парковочка, и дальше пешком вперед метров 200.

Купили в Старой Териберке у рыбаков, что живут в передвижных домиках на берегу, печень трески, «ум отъешь», вкуснятина.

За банку 500 грамм отдали 500 рублей.

8 день

Эмоции вчерашние улеглись. Собираемся в дальний путь: помыться, побриться, купить еды в «Пятерочке». Прокатились по Мурманску до «Алеши», «Ждущей» и «Ленина».

Конечно, была мысль сгонять на хребет Муста-Тунтури, но уже неделю идущий дождь напугал, там же грунтовая дорога.

«Ждущая» — памятник женщине, ждущей своего моряка (ул. Чумбарова-Лучинского, 46).

«Пусть всех, кто в море надолго уходит,
Рыбацкие суда и корабли.
Пусть их в родимый порт, домой приводит
Вот эта Ждущая — как образ всей земли».
(В. Тимофеев)

Ледокол «Ленин».

Атомный ледокол «Ленин» — первое в мире судно с ядерной энергетической установкой. В течение 30 лет обеспечивал навигацию на Северном морском пути и служил «атомным университетом». С 5 мая 2009 года атомный ледокол «Ленин» ошвартовался в центре города Мурманска у морского вокзала.

Памятник защитникам Советского Заполярья в годы ВОВ. Очень ветрено на горе.

Поплутав малость по дорогам Мурманска, без особого рвения выехали из города. Мысли гоняли о вчера увиденных красотах. Даа, как-то мало мы времени уделили Заполярью.

870 км без остановок — это сильно, и ночевали уже в районе Гирвас.

9 день

С утра поехали на Гирвас. Древний вулкан и речушка, на которой образуется водопад, нас не впечатлили. Ну, во-первых, поток был минимален, просто ручеек, да и сама застывшая лава ничем не поразила. Камни как камни. Не нашли мы никаких причудливых форм. Может не дошли, конечно, до нужного места спросонья.

Потом поехали на Кивач. Здесь уже работала касса, заплатили 300 рублей (200+100) и были пока единственными посетителями.

Прогулялись по деревянным мосткам до водопада. Там все огорожено, сделаны подмостки для осмотра. В общем, это парк.

Прошлись по тропинкам до дендрария, где на 50 кв. м. растут разные растения и имеются таблички с описанием. Есть еще зона из деревянных сказочных героев, кафе, ну и собственно все. Нам не понравилось. Не посоветую.

Заехали в город Петрозаводск, прогулялись по набережной, полюбовались на арт-объекты. А еще там есть целые комплексы тренажеров под открытым небом с видом на Онежское озеро.

Следующая намеченная точка в Карелии — это парк Рускеала.

А пока любуемся трассой, озерами и карельскими лесами.

Что примечательно, здесь можно подъехать к озеру, подойти, это на Урале берега заболочены, а в Карелии скалисты.

Озеро Саксъярви.

Парковка у Рускеалы огромная и на половину уже была заставлена машинами, на кассах очереди. Народу в парке очень много, скорее это объясняется тем, что в период пандемии дали послабление, разрешили перемещаться по стране, и начали открываться парки. Карьер мраморный красив, спору нет, но обвешан проводами, тросами, страховками. Опять же все облагорожено и создан комфорт для ленивых, забыв о природе.

Прокатились на платформе (плот), ждали своей очереди часа два. Особых впечатлений не оставил парк. О нем говорят, как одной из лучших достопримечательностей Карелии, а мы этого не оценили. На Рускеальские водопады не пошли, и так слишком много денег уже оставили в Карелии, не получив удовлетворения и эмоционального заряда.

Мраморный карьер. На платформе заплыли в грот.

Дальше нам нужно было добраться до Выборга. Вот никак не ожидала, что прямой дороги нет. Навигатор повел по грунтовке, пыльной и извилистой. Думаю, сейчас проедем пару км и все наладится, а пыльная дорога не прекращалась. Так мы проехали километров 80. В Выборг приехали мы уже в ночи, хоть и белые ночи, но так как лил дождь, было темно. Желания оставаться там не было. Утро вечера мудренее.

10 день

Утро было пасмурным и мы поехали в Питер, уже знакомый и любимый. По пути забронировали хостел в центре. Машину оставили прям на улице и побежали заселяться. И надо же, встретили актрису Ольгу Павловец. Она играет молодого следователя в нашем любимом сериале «Тайны следствия». Поздоровались, сфотографировались. Заселились, взяли наши самокаты и погнали по Петербургским улочкам.

Намотали около 10 км, поели шавермы, купили вкусняшек и упали на кровать у телевизора. Все, отдыхаем.

11 день

По дороге в Псков мы еще заехали в Гатчину к родственникам на обед. А еще мы подъехали к Балтийскому морю, чтоб смочить ручки. Это было третье море.

Одиннадцатый день на колесах, конечно, темп снижен и уже никуда не спешим.

В Пскове прошлись по центру, случайно встретили памятник, посвященный литературным героям романа В. А. Каверина «Два капитана» — Татаринову и Сашке Григорьеву, это было неожиданно и приятно, т. к. Даша только закончила читать это произведение.

Ночевали где-то в полях в районе Великих Лук, там всю ночь ездили большие машины Великолукского мясокомбината.

12 день

Потом заскочили в Смоленск.

Стены Смоленского КремляСмоленский Кремль, XI—XVIII вв.

Преподобный Авраамий Смоленский.

Между городами Смоленск — Рославль — Брянск — Курск — Орел шли ремонтные работы и дорога утомляла реверсивным движением. После Белгорода ушли на Прохоровку.

Прохоровское поле — очень атмосферное место. Были мы на поле как раз 5 августа, в день, когда 77 лет назад начался перелом в ВО войне.

Вечерело, но мы успели и по полю погулять и в Прохоровку заехать к музейному комплексу. Период пандемии и музей закрыт, и не было столь обидно, что мы приехали поздно вечером. Полазили по траншеям, увидели, как выглядит блиндаж. И, конечно, скульптура «Таран» поразила своей мощью.

Таран.

Прохоровское поле.

Звонница на Прохоровском поле, в память о павших здесь в крупном танковом сражении 12 июля 1943 г.

Под куполом подвешен колокол весом 3,5 тонны. Три раза в час бьет колокол, оповещая ударами о великой роли трех ратных полей в истории России.

13 день

Мы выехали на трассу М4-Дон. Не нравится мне эта дорога. Или ремонты или едешь как маятник: в правую, левую полосу перестраиваешься. На АЗС всегда очереди, что за бензином, что за кофе. А еще очень «важные персоны» считают, что можно постоять со вставленным шлангом в бензобак и в этот момент попить кофе, или справить нужду. Вот это столичное отношение к людям сильно раздражает. Поэтому стараюсь заправляться заранее и минимизировать прогон по М4. Местами был ремонт, дорога сужалась и образовывалась пробка. Поэтому с нетерпением ждала поворота на Батайск — Азов. А там уже полями в сторону Крыма. Дорога вполне нормальная, местами волнисто-ребристая, но это не смущало. Путешественников на этой трассе не много, едешь спокойно, не спеша.

Конечно, много времени ушло на подъезд к Крымскому мосту, много машин на трассе и ремонты.

А потом еще задержали пробки на объездной Симферополя. А нам надо было попасть на западный берег полуострова, в Николаевку, где мы провели последние 10 дней отпуска, купаясь и путешествуя по Крыму.

В 21:00 мы уже сидели за столом, делились впечатлениями. 13-дневное путешествие было насыщенным и впечатляющим. Многое увидели, исколесили «пол-Европы», российской части Восточно-Европейской равнины точнее.

Крым. Николаевка. Чёрное море.