Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Из Москвы в Крым в июле - августе 2022 года (часть 2)

Из Москвы в Крым в июле - августе 2022 года (часть 2)

28.11.2022 | 8718 просмотров

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Предлагаю Вашему вниманию 2-ю часть рассказа о нашем автопутешествии, которое охватило практически всю территорию Крыма.

Итак, после 2-недельного пребывания в Евпатории, было решено проехать по южному побережью полуострова с 2-3-х дневными остановками, где приглянется. Приглянулось, как оказалось, в Алуште, Судаке и Феодосии. Причём в каждом таком месте планировались, по возможности, осмотр известных (и не очень) достопримечательностей и пляжный отдых. Напомню, что в Севастополе и Ялте мы были в прошлом году, поэтому эти населённые пункты и, соответственно, огромное количество принадлежащих им памятно-героических «точек» остались за скобками этой части нашего маршрута. «Нитка» маршрута второй части путешествия представлена ниже.


Маршрут второй части поездки …

Свернув с трассы за Саками направо (если ехать из Евпатории), встречаешь практически нетронутую природу. Автомобильный «трафик» минимален, а населённых пунктов по этой дороге вообще нет, либо они, судя по указателям, находятся в стороне.


В этих краях вот такой пейзаж …

Здесь встречается много фруктовых «развалов» — однако сразу спешить к их владельцам не следует. Как оказалось позднее, самый дешёвый рынок находится прямо на трассе в районе сёл Вилино — Угловое: там есть всё по совершенно «бросовым» ценам. Например, мы, после поворота за Саками брали персики по 120 руб./кг, а арбузы предлагались по 20-25 руб. /кг. Заехав же в Угловое, поняли, что  несколько поторопились
с закупками: самые дорогие персики продавались здесь по 80 руб./кг, но можно было, при желании немного поторговавшись, найти их ещё дешевле (60-70 руб./кг). Арбузы стоили по 10-15 руб./кг. Плюс картошка, лук, сливы, абрикосы и прочее. Набрали столько всего, что потом с удовольствием ели их на всём протяжении оставшейся недели, переезжая из города в город по побережью. Когда позднее окончательно выезжали
на материк, то немного добрали с собой похожего товара в районе Керчи (но цены, разумеется, были уже не те, что в Угловом).

Так как время позволяло (выдвинулись из Евпатории рано утром), то попутно заехали в первую, заранее намеченную, «точку» — Инкерманский завод марочных вин под Севастополем (благо всё по дороге).  


Инкерман …

Возле завода имеется небольшая стоянка машин на 10-15, и тут же расположен фирменный магазин, где можно приобрести соответствующую продукцию. На дегустацию, естественно, не ходили — «за рулём». Стоимость бутылки вина начинается от 220-250 руб. (по состоянию на 1 ноября текущего года в московских магазинах цена её уже вплотную подобралась к 400 руб.) В целом посещение завода рекомендую, выбор большой, проводятся всевозможные акции (типа, 3 штуки по цене 1). Ассортимент также понравился — первые два ящика этого товара пополнили коллекцию в багажнике автомобиля.

Кстати, пару лет назад на DROMe кто-то публиковался с весьма подробным рассказом об успешно пройденных точках винного туризма по Крыму (надо будет перечитать на досуге).

Первая ночёвка была запланирована в Алуште. Поэтому, в процессе пемещения к ней, заезжали везде, куда могла завести фантазия. Вначале — Сапун-гора (бесплатная стоянка возле входа на мемориал имеется).


Начало обзора Сапун-горы …

Вход сюда тоже бесплатный. Здесь вполне комфортно находиться и при необходимости можно посидеть в тени деревьев, если устал. Присутствуют несколько магазинчиков с «сувениркой» — и здесь, и через дорогу перед входом. Там же есть возможность перекусить в кафе (про стоимость блюд не готов сообщить — не заходили).

На центральной аллее, которая ведёт к зданию диорамы «Штурм Сапун-горы», расположено большое количество военной техники — артиллерия различных калибров, танки, корабельные орудия, морские мины, якори и прочее с поясняющими надписями. Детям (да и не только им) просто раздолье. Посещение самой диорамы также полезно — экскурсия проводится 1 раз в полчаса, а качество рассказов вполне на высоте. Под зданием диорамы находится огромная смотровая площадка, с которой открываются виды окрестностей. Стоимость билета — 400 руб., льготы есть.


Здание диорамы. Чуть ниже — смотровая площадка …

Удивило наличие миномётной дивизии (!). Справа — 4-я гвардейская ...

Говоря современным языком — созданная группировка войск (сил) …


Полотно диорамы …


Вид от здания диорамы «вживую» …

Следующей остановкой «по требованию» стала Балаклава. Однако, не скажу точно где, при спуске с Сапун-горы дорога внезапно оказалась напрочь перекопана. Соответственно, до города пришлось добираться через какие-то поля и частный сектор. Сама Балаклава также разочаровала: встать просто негде. Возле набережной — тупик, а все парковочные места заняты местными «дельцами от туризма» и предназначены для тех, кто поедет с ними на морскую прогулку. Даже за деньги эти «редиски» не соглашаются уступить место, если хочешь просто побродить по этому району. Пришлось Штурмана отправлять на набережную с фотоаппаратом, а самому,  естественно, без всякого настроения, приткнуться на обочине, загораживая целый ряд стоящих авто с сидящими внутри водителями (на фото они справа, не видны, и слева, с…ки, — тоже стоЯт). И наблюдать, что, как только находился очередной желающий подняться на борт белоснежной (и не очень) «яхты», припаркованная машина отъезжает, уступая место счастливому автовладельцу. Ну, не здорово, мля! Такое ощущение, что «советской власти» здесь, отродясь, не бывало. 


Пока я сиротливо стою на обочине …


… Штурман в гордом одиночестве наслаждается видами городской набережной, Балаклавской бухты и крепости Чембало …

В силу сложившихся обстоятельств от подъёма к крепости Чембало тоже пришлось отказаться. Балаклавскую бухту, разумеется, оттуда также не увидели, а визит в подземный музей (тот, что в СССР был базой подводных лодок) не планировали. Обидно, но ладно, отложим на следующий раз. Придётся покопаться в Интерненте выяснить, как народ поступает в данном случае (надеюсь, подсказки будут). Короче говоря, с Балаклавой получилось не совсем. А может, мы уже торопились и не очень стремились к этому. При этом, в свете известных осенних событий, невольно посещает мысль — а будет ли это актуально в следующем году?

С не очень довольными лицами (особенно я) выдвигаемся по намеченному маршруту далее: Балаклава — Гончарное — Орлиное (Байдарские ворота) — Форосская церковь и, уже без остановок, — Алушта. Почему так? А потому, что со смотровой площадки у Байдарских ворот открываются, как оказалось, умопомрачительные виды и на Форосскую церковь и на большой отрезок побережья Чёрного моря.


Состояние дороги до Байдарских ворот …


Байдарские ворота …

Справка:

памятник архитектуры, который сооружён в 1848 году в честь окончания строительства шоссе Ялта — Севастополь. К двум видовым площадкам, находящимся в верхней части ворот, ведет лестничный марш.
С этих видовых площадок открывается панорамный вид на поселок Форос, Форосскую церковь и Байдарскую долину.
У Байдарских ворот расположен известный ресторан «Шалаш».

Перед Байдарскими воротами расположены хорошая автомобильная стоянка (бесплатная) и небольшой рынок, где местные умельцы споро торгуют всякой всячиной: вареньем и другими домашними заготовками, всевозможными меховыми изделиями, турецким «ширпотребом», поделками из овчины и прочей продукцией формата «народные промыслы». Если на стоянке мест нет, то машину можно оставлять совсем рядом с этим местом прямо на обочине — ширина проезжей части вполне позволяет. Замечу, что цены — не очень демократичные, причём вопрос «а поторговаться?» рассматривается как провокационный. Однако пару кожаных домашних тапочек (якобы, из Турции) Штурман таки привёз в Москву. Здесь же — достаточно неплохой выбор сувенирной продукции.

В широко разрекламированный ресторан «Шалаш» не заходили, в связи с чем информацией по ассорименту и стоимости блюд поделиться с уважаемой аудиторией не представляется возможным. В целом, прекрасное видовое место, чудесная природа, горный воздух и прочие сопутствующие прелести «здешнего» бытия. Вся дорога представляет из себя серпантин — как до Байдарских ворот, так и далее — до ворот Форосской церкви. Трасса в отличном состоянии, ехать вполне комфортно.

Как говорилось выше, справа от Байдарских ворот расположены большие смотровые площадки с видами Черноморского побережья. Отсюда же можно наблюдать Форосскую церковь и, повторюсь, приличный кусок морского побережья. Так как уже наступал вечер, то заходящее солнце ещё более придавало особый шарм морю и скалам, за которые цеплялись редкие облака. Настоятельно рекомендую. А если имеется возможность, то заранее следует запастись биноклем, который позволит более качественно созерцать открывающиеся живописные пейзажи — как на море, так и на суше.    


На переднем плане видна Форосская церковь. Там будем чуть позже  …


Форос …


Спуск по серпантину к Форосской церкви …


Она самая …

Однако стремительно темнеет, и пора уже думать о ночлеге. Уставшие, но довольные, едем в Алушту, где нас уже давно ждут в одноимённой гостинице «Алушта».


До Алушты остаётся совсем немного…

Бодренько, насколько позволяло состояние экипажа (всё-таки весь день в дороге с осмотром достопримечательностей — подустали немного), промчались по Южнобережному шоссе и, захватив вечерние ялтинские «пробки», а также опускающуюся на полуостров темноту, заселились в искомую гостиницу. Наши стандартные требования в чек-листе — автостоянка, wi-fi, завтрак, оплата по карте, наличие горячей воды
и кондиционера — были удовлетворены в полном объёме за 3900 руб. в сутки.

Так как приехали затемно, ниже представлены утренние фотографии.
Не совсем повезло с прогулкой по городской набережной — во время нашего пребывания она находилась на ремонте, и громкий звук камнедробильных  механизмов сопутствовал всему времени нашего пребывания на ней. Но, несмотря на это, в самой  гостинице неоднократно наблюдались группы туристов, которые, выходя из неё, садились в экскурсионный автобус и убывали, как думается, на осмотр города и его окрестностей.


Гостиница «Алушта» …


Вид на утреннюю Алушту с балкона номера …


Там же …

От гостиницы до пляжа недалеко — пару остановок на троллейбусе, потом немного пешком (всего по времени — минут 15). Стоимость проезда в общественном транспорте (при оплате банковской картой) — 20 руб.

Ещё одна современная «фишечка» местного туристического бизнеса заключается в том, что на пляжах все удобные для купания места … да-да … «приватизированы». Соответственно, приходиться выбирать — либо стоишь в толпе совершенно незнакомых тебе людей (опасаясь за оставленные на берегу вещи при заходе в воду), быстро «сгорая» на солнце через полчаса, либо, заплатив 250-350 руб. за лежак, располагаешься под навесом совершенно в комфортных условиях. Приходилось выбирать второе — дешевле для здоровья и собственного спокойствия.

С приёмом водных процедур тоже не совсем получилось. Видимо, с вечера где-то поднялся шторм, «отголоски» которого наблюдались утром на городских пляжах Алушты. При этом, несмотря на то что море нешуточно штормило, желающих испытать судьбу было предостаточно.  


Набережная Алушты …


На пляже — битком. Но платные места пустуют …


Море штормит, вода грязная, но бесстрашных пловцов это не пугает …


Где-то в стороне от центральных улиц города …

В один из дней, отведённых для осмотра Алушты и её окрестностей, посетили Массандровский дворец.


Всё удобно обозначено указателями …

  
Возле самого дворца парковаться неудобно …

Автомобиль лучше оставить чуть ниже на обочине и спокойно подняться сюда пешком.


Массандровский дворец …

Представляется, что это одна из самых недооценённых достопримечательностей Крыма — расположено это великолепие недалеко от Ялты, есть места для парковки автомобиля, большая придворцовая территория, торговые ряды с «сувениркой», красивый парк с высоченными соснами и множеством видов цветов. Погулять, а потом посидеть в тени — очень хорошее начало летнего дня.

В «автомобильно-шаговой» доступности от Массандровского дворца расположен винный завод «Массандра». Доехать туда не составляет особенного труда, поставить машину рядом с заводом вполне возможно, хотя такой стоянки, как возле его собрата в Инкермане нет. И, честно говоря, мы для себя в этот раз сделали настоящее открытие — всегда отдавали предпочтение европейским винам (Германия, Испания, Потругалия, Болгария, Сербия и др.), но, попробовав вина Крыма, поняли, что они ничуть не хуже, а порой и превосходят, как сейчас модно говорить, «зарубежные аналоги». «Херес», «Мускатель», «Чёрный доктор», «Мадера», «Портвейн» (белый, красный и розовый), «Каберне» — всё это в количестве 2 коробок в очередной раз было с удовольствием засунуто в багажник машины. Причём «летние» цены на продукцию этого предприятия уже отличаются на 250-300 руб. в сторону увеличения от имеющихся сегодня в московских магазинах. Отмечу также, что персонал магазина является настоящим знатоком своего дела — никто не предлагал к приобретению самые дорогие бутылки, наоборот, рекомендовали попробовать то, что не особенно звучит. Так, например, при фразе «А попробуйте Портвейн!», у всех, рождённых в СССР, сразу возникает стойкая ассоциация с «великолепными» напитками из нашей молодости («Агдам», «777» и проч.), которые частенько употреблялись на танцплощадках по известным случаям. Но нет — это совсем другое, совсем! На дегустацию, увы, опять не ходили — «за рулём».     


«Массандра» — райский уголок  …

Следующим пунктом развлекательной программы нашего пребывания в Алуште стал подъём на канатной дороге на гору Ай-Петри.  У Штурмана, как оказалось, особенная страсть к этому виду транспорта. Ещё бы — в её активе «канатки» на: Эльбрус, гору Машук, Красную поляну, Кок-Тобе (Алматы), Сочинский дендрарий, а также проезд в г. Бор Нижегородской обл.


Ай-Петри …

Ориентирую, что внизу, возле подъёмника на гору, ситуация как и везде — бесплатных мест для парковки нет, либо только кое-как можно приткнуться на обочине. Однако (как и в Бахчисарае) приветливые молодые люди с большим удовольствием встречают Вас и, радостно взмахивая руками, предлагают оставить автомобиль на охраняемой стоянке. Я цитирую: « … всего за каких-то 300 руб. на весь день … ». Что же — рекомендую следовать их совету и не искушать судьбу, бросая машину на обочине с неопределёнными перспективами, касающихся её сохранности на время Вашего отсутствия. Вновь уверен, что это не такая уж и большая плата за собственное спокойствие.

Стоимость билета в одну сторону — 600 руб. (льготы также имеются). Кроме того, местные «бизнесмены» настойчиво предлагают подняться на вершину горы на их собственных (это произносится с гордостью) «Джипах» (слово не моё!) за 2500 руб. Не, не, спасибо — мы лучше «на халяву», по льготам.


Подъём выглядит вот так …


Так …


И вот так …

«Висеть» в воздухе — минут 15, с одной пересадкой.


Вверху, на плато горы Ай-Петри. Видимо, это те самые «Джипы» …


Вид на побережье со смотровой площадки …

Казалось бы, всё — но нет, есть ещё к чему стремиться.


Верхняя точка Ай-Петри (1234 м). Идём туда …

Скрывать не стану — подъём на оставшуюся часть горы очень нелёгок. Ситуация аналогична нашему «штурму» Чуфут-Кале (вывороченные корни деревьев, россыпи скальных пород и прочие неудобства). Причём склон здесь ещё круче и приходилось, в буквальном смысле, карабкаться по нему. Поделюсь личным опытом — подниматься нужно правее относительно направления основного потока «альпинистов», которые этого не знают.
Там не камни, а трава и земля, что облегчает проведение запланированного восхождения. Спускаться рекомедую там же. На самом верху Ай-Петри (на предыдущем фото видно) находятся все условия для любителей экстремальных развлечений: хождение по веревочной лестинце «над бездной» и спуск на подвеске вниз на плато (где стоят машины). Картина стандартная — громкие крики радости и безумно-счастливые глаза пролетающих мимо. Пейзажи внизу — соответствующие.


Ура! Очередная горная вершина покорена …

Неожиданно небо закрыли чёрные тучи, и все посетители дружно ринулись к станции канатной дороги в надежде быстренько спуститься вниз. Но — нет, получилось не у всех, возникла очередь минут на 30.  


Очередь на спуск. Тучи, но дождь, зараза, так и пошёл …

Спустились без происшествий. На обратном пути проехали мимо «Ласточкина гнезда». Не были, оставили «на потом».


Вон оно — виднеется правее на скале …

Возвращаясь вечером в Алушту, посетили Ливадийский дворец.


Ливадийский дворец …


Памятник Императору Александру III


Монумент величайшим людям своей эпохи. Он, почему-то, теперь находится на задней части Ливадийского дворца …

Однако время, отведённое для осмотра Алушты и её ближайших окрестностей, ожидаемо быстро закончилось. Особого впечатления Алушта (пусть не обижаются её жители) не произвела — обычный курортный город, типа, Геленджика или Адлера. Забегая вперёд, скажу, что Судак и Феодосия оказались более колоритными, что-ли (это исключительно личные впечатления). К сожалению, нами остались не охваченными Ласточкино гнездо, Воронцовский дворец и дворец Харакс (на стоянке которого, как говорят, можно оставить автомобиль за 200 руб. если посещать Ласточкино гнездо). Также не хватило времени для поездки в село Запрудное (оно находится недалеко от Алушты), где растёт и продаётся знаменитый сладкий ялтинский лук. Что же, делаем «закладку» и, надеюсь, туда всё-таки удастся добраться в обозримой перспективе.

Рано утром следующего дня выезжаем в Судак, где запланирована остановка в ТОКе «Судак» (появилась какая-то устойчивая традиция жить в гостиницах с одноимённым с городом названием) за 3600 руб. в сутки.  

По совету нашего «симферопольского» товарища, перед тем, как выехать из Алушты в сторону Судака, посетили памятное место, где установлен бюст Кутузову М.И. Оно знаменито тем, что здесь он, будучи в 1774 году подполковником и командуя гренадёрским батальоном, при отражении атаки неприятеля получил тяжёлое ранение турецкой пулей. Она попала в левый висок и вышла у правого глаза. Как известно, у него позднее было ещё два похожих ранения в голову — при осаде Очакова (1788 г.) и в битве при Аустерлице (1805 г.). После чего граф Кутузов стремительно вошёл в историю российского государства со своей знаменитой чёрной повязкой на правом глазу. Тут же находится горный источник, из которого, якобы, и была промыта рана полководца. Место это находится за Верхней Кутузовкой по левой стороне дороги (если следовать из Алушты в Симферополь) и, почему-то, никак не обозначено —  мы даже несколько раз «проскакивали» мимо. К сожалению, в глаза бросается какая-то неухоженность мемориала (надеюсь, что со временем всё будет исправлено).


Общий вид …


Там же …

Автостоянки здесь не оказалось, а съезд с дороги на площадку возле бюста был перекопан — активно велись какие-то строительные работы. Соответственно, пришлось аккуратно парковаться на обочине, что было
не совсем удобно — тут поворот. Оказывается, как рассказали знакомые с ситуацией люди, в 2014 году, после успешного «возвращения Крыма в родную гавань», «кутузовский» источник, после многих лет забвения, внезапно ожил и по нему снова потекла вода. Но на момент нашего посещения, он снова не подавал никаких признаков жизни, хотя говорят, что весной 2022 года функционировал в полном объёме.

Напротив, через дорогу расположен ресторан «Граф Кутузов», который, по отзывам из Интернета, весьма недурён. Мы не заходили, поэтому что-то сообщить о нём не представляется возможным. Далее, дабы не возвращаться на трассу назад в район Алушты, решили проехать горами в направлении Лаванда — Лучистое — выход на шоссе в сторону Судака. Состояние дороги нормальное, но сплошной серпантин.


Серпантин хорошо виден на фото …


Дорога вниз …


Интересно, как тут зимой ездят?

Выбравшись к побережью, сделали несколько фотографий.


Вдали — гора Аю-Даг (с биноклем смотреть ещё лучше) …


Виден храм-маяк в Малореченском. Там мы будем чуть позже …


А вот и он. Парковаться рядом удобно, стоянка есть …

Ближе к вечеру добрались до Судака и «упали» в гостинице «Сурож».


Вид с балкона номера. На левом «зубце» видна Генуэзская крепость …


Вот она вблизи …

Весь вечер отдыхали от дороги, а утром выдвинулись в Новый свет.


Дорога до Нового Света …


Виды по дороге …


Новый Свет …


Вот весь Новый Свет — от горы до горы (которая чуть левее) …

Посёлок расположен на горах, поэтому припарковать где-то автомобиль проблематично, особенно бесплатно: весь населённый пункт представляет собой комплекс домов отдыха вперемешку с частным сектором на любой, полагаю, кошелёк. 

Первым делом проехали до завода шампанских вин в надежде поставить машину у магазина и прикупить соответствующей продукции. Но, как упоминалось ранее, не совсем получилось: проезд к нему перегорожен цепью, возле которой «мальчики» внезапно стали требовать 50 руб. за стоянку на время похода в магазин (наверное, «акция» проводилась: каждый какой-то — за деньги). Не стали тратиться, и, как впоследствии, оказалось, не зря: чуть позже, когда машину удалось «пристроить», прогулялись пешком до указанного магазина.

Не понравилось — безумные цены и недовольно ворчащий в ответ на любой вопрос персонал быстро испортили настороение. Полное разочарование по сравнению с Инкерманом, Массандрой и Коктебелем.


Разочаровал. Справа — князь Голицын Л.С. в кресле …

Но вокруг завода побродили, несколько фотографий окрестностей сделали — см. ниже. 


В сквере напротив завода …

Автостоянки в Новом Свете работают по той же схеме, что и везде в Крыму — просторная (правда, не заасфальтированная) площадка со стоимостью машиноместа за 50 руб./час или за 300 руб. на весь день. Единственным «минусом» оказался следующий аспект: все такие площадки похожи друг на друга и располагаются в одинаковых с виду кустах. То есть при спуске на пляж требуется определить для себя какие-то бросающиеся в глаза ориентиры — так, при внезапно возникшей необходомости подняться с пляжа за фруктами в багажник припаркованного на стоянке собственного автомобиля, пришлось обойти пару их штук (стоянок). Причём такие поиски спровождались пульсирующим в мозгу вопросом: «Мля, а машина-то где?» Впрочем, это следует отнести на расслабленность и невнимательность конкретного индивидуума (это я про себя) в процессе отдыха. Встали удачно — практически, возле центра набережной.


Набережная. В конце её — вход на тропу Голицына …


Вот так это выглядит …


Сама тропа — в таком состоянии. Камни, идти не совсем удобно …


По пути открываются потрясающие воображение пейзажи …


С погодой повезло — солнце и небольшой шторм …


Недалеко от грота Голицына. Дует сильный ветер, сбивающий с ног …


В своё время и император тут хаживал. Сам!!! Ногами!!!


Дошедшие до грота сразу «падают» на лавки. Всем нужен отдых …


Там же. Остатки имперской роскоши (см. Интернет) …

Каюсь — смалодушничали и дальше от грота не пошли. Хотя, при желании, можно было добраться до мыса Капчик и, по Царской тропе, через можжевеловую рощу, вернуться в посёлок с другой стороны. К сожалению, также остался обделён вниманием и Дом-музей Голицына Л.С.  Ну, устали, было жарко — но в обязательном порядке всё неосмотренное запланировано на следующий год (обещаю рассказать, если получится доехать). В итоге, посидев какое-то время в гроте, вернулись на набережную.

Как и ожидалось, «схема пляжного отдыха» была предложена та же, что и в Алуште: все удобные места предоставляются исключительно за плату. В данном конкретном случае — по 350 руб. за лежак (что делать, пришлось брать два). Повторюсь, немного штормило, и это придавало особый отпечаток приёму водных процедур в этот период — качание на набегающих волнах, радостные крики в момент подныривания под них
и поиски тех, кого неожиданно накрыло стеной воды — всё стандартно. Понравилось, полагаю, всем присутствующим на пляже в этот день.
Мы просидели здесь часов 5, уходить совершенно не хотелось.  


Просто песня …

Невольно стали свидетелями небольшой семейной сцены.


Дама зорко наблюдает за своими (перед ней — муж, справа — сын) …


«Я ещё раз Вам говорю, где можно купаться!!!»


«Ну ты чё, не понял меня, а!?»


Вечером уставшие, но довольные возвращаемся в Судак …

В Судаке с удовольствием провели очередные три дня оставшейся части нашего отпуска. Скажу честно — здесь понравилось более всего из объезженного в этот отпуск в Крыму: тихо, чисто, всё рядом и народу поменьше. Из «минусов» — в гостинице «Сурож» оказались очень маленькие по площади номера: даже вдвоём трудно разминуться. Плюс вещи надо куда-то поставить, а шкафов не оказалось вообще. Очень тесно, но на 2-3 дня вполне сойдёт. Завтраки также не баловали разнообразием — скромно. Сами номера оказались тоже в стиле «поздний СССР», но это никак не повлияло на получение соответствующих положительных впечатлений от посещения этой части Крыма. Стоимость 2-местного номера — 3600 руб. в сутки.

Так как в гостинице предоставлялся только непритязательный завтрак, то обедали или ужинали в столовой, запечатлённой на фото ниже. Она находится по дороге на набережную (такая сеть столовых встречалась практически по всему Крыму). Стоимость обеда или ужина вполне демократична и на двоих составляла 500-600 руб. Кроме того, вечером на сцене появлялся «эстрадный певец» и весьма недурственно, «вживую», исполнял различные шлягеры известных и не очень исполнителей конца 90-х годов XX века. Нормально, столовую рекомедую.


Столовая …

К сожалению, только в  день отъезда обнаружилось, то в каких-то 15 км от Судака, в посёлке Миндальное, располагается ещё один винзавод с названием «Солнечная долина». Доехать до него уже не успевали,
но в городе, в специализированном магазине, прикупили очередной ящик соответствующей продукции. Дома пробовали — тоже оказалось неплохое вино.

Всё, здесь закругляемся и далее, на пару дней, едем в Феодосию.
Попутно «заскочили» в знаменитый Коктебель.

Справка: существуют несколько основных версий происхождения названия Коктебель. Согласно одной из них Köktöbel следует переводить с крымскотатарского как «край голубых холмов» (kök - серо-голубой, töbe - холм, el - край, местность). Эту «поэтическую» этимологию названия посёлка можно встретить в большинстве путеводителей. Известен и как место проживания русского советского поэта и художника Волошина М.А. (16 мая 1877 - 11 августа 1932 г.).


Дорога до него — горный серпантин в хорошем состоянии …

В данном населённом пункте организованные автомобильные стоянки возле набережной отсутствуют напрочь. Морально мы были готовы, поэтому объехав половину посёлка в надежде самостоятельно разрешить эту проблемку, быстро поняли, что нашими силами задача нерешаема: то уже нет парковок, отмеченных на Maps Me, то имеющиеся заполнены «под завязку». Встать же вдоль основной трассы на обочине просто невозможно — занято всё. Пришлось брать «языка» из местных, по совету которого удачно припаковались на улочке за аквапарком (той, что обращена в сторону моря) в районе гостиницы «Андре». Оттуда и совершили променад по набережной Коктебеля. Забегая вперёд, сообщу, что выезжать оттуда пришлось с огромным трудом и моральным напряжением — когда мы ставили машину, сия улица был занята автомобилями с одной стороны.
Когда выезжали — «умные» люди организовали парковку и с другой её стороны. Причём некоторые из этих «чудаков» оставили свои машины некорректно — на проезжую часть торчал или капот или багажник. Плюс
к этому — заезжающие и выезжающие посетители аквопарка. Был кошмар.  

Пляж Коктебеля оказался вот таким — см. фото ниже.


Взгляд налево …


Взгляд направо …

Море слегка штормило и было пасмурно.

Не спеша добрели до дома-музея Волошина М.А.

Дом-музей Волошина М.А. Туда не попали — был длинный перерыв.


Памятник поэту на набережной …

Поделюсь также сложившимися о Коктебеле впечатлениями. Настоятельно  прошу не обижаться ценителей отдыха в этой части Крыма — эти впечатления сугубо личного характера и получены за очень короткий промежуток времени, что даёт автору шанс переосмыслить их в случае более длительного нахождения здесь в обозримой перспективе (в планах на будущее значится и восхождение к могиле Волошина М.А. на гору Кучук - Янышар).

Итак, сразу возникло ощущение какой-то лёгкой неухоженности пляжа и набережной: в ходе прогулки по ней отчётливо ощущался, очень похожий на канализационный, запах сточных вод. Спуск на набережную в районе аквапарка приходилось осуществлять вдоль бесчисленного количества «шаурмичных» с сооветствующим антуражем по разбитым до камней тропинкам. Тропинки проложены, в основном, в глиняной почве,
что позволяет представить картину, возникающую в момент выпадения осадков. На набережной расположены какие-то нелепые аттракционы времён начала «перестройки» в СССР, которые приходиться обходить по улицам посёлка. Это если коротко.

Естественно, был нанесён визит в магазин завода марочных вин, который находится после выезда из посёлка по правой стороне трассы и отмечен белыми арками (проехать мимо совершенно невозможно).


Начало дороги к магазину завода …

Дорога за арками немного подразбита, что вызывает справедливые нарекания у его посетителей (подсмотренно в Интернете). Ну, мы — на Прадо, нам до состояния дороги дела нет (шучу!).

Если серьёзно, то магазин при заводе также понравился: очень большой выбор продукции — вино и коньяк в бутылках и «на разлив». Разливное вино потребляли уже в Феодосии по приезду, а пара ящиков с бутылками «поселилась» в багажнике автомобиля. За магазином расположены обширные виноградники, дары которых предлагаются к приобретению тут же возле магазина. Виноград (белый и чёрный) — по стоимости, если не ошибаюсь, что-то около 200 руб. за 1 кг.


Заводской магазин …

Традиционное место для фоторграфирования (как у стелы Москва — Владивосток). Автомобиль, такой же как наш, случайно проезжал мимо …

Следующий пункт назначения и проживания — Феодосия.

Справка: «Феодосия» в переводе с древнегреческого языка означает «Богом данная». Поселение основано в VI веке до н. э. греками, которые дали ему название Θεοδοσία. Первое упоминание - 355 год до н.э.

В XIII веке на месте Феодосии было основано генуэзское селение Кафа (итал. Caffa, турецк. Kefe, крымскотат. Kefe), которое в 1475 году было завоёвано османами.

В 1783 году, после присоединения Крыма к Российской империи Кафа была переименована в «Феодосию»; с 1787 года поселение получило статус города.


Въезд в город. С этого направления — скромно  …

Время праздно провели в ТОК «Феодосия», который располагается в шаговой доступности от городской набережной. Стоимость 2-местного номера (с учётом стандартных для нас требований, о которых подробно излагалось ранее) составила 3800 руб. в сутки. Номерной фонд также находится в соответствующем состоянии — современный ремонт у администрации находится, видимо, только в отдалённых планах. Представляется, что в соотношении «цена — сервис» в Крыму явно преобладает перекос в сторону первой части этой нехитрой формулы — речь идёт об обычных гостиницах, предназначенных для «транзита» и «бюджетного» отдыха среднего уровня. Для тех, кто может себе позволить большее (имеются ввиду дорогие дома отдыха), это не так заметно.

В целом Евпатория произвела очень приятное впечатление: она самобытна и в ней находится много исторических мест. Город большой, поэтому за 3 дня посетили то, что успели: дом-музей писателя Грина А.С. (автора таких широко известных произведений как «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир»), музей древностей, храм Святой Великомученницы Екатерины, Генуэзскую крепость (до неё прошлись пешком аж от картинной галереи им. Айвазовского И.К.). Картинная галерея, куда очень хотелось попасть, к сожалению, оказалась закрыта на реставрацию, удалось посетить только могилу художника. Вечерами просто гуляли по городу, с интересом рассматривая его своеобразную архитектуру.


Возле городской набережной …

Сама набережная сумела удивить — на неё попасть можно через железнодорожные пути с постоянно проезжающими составами.


Поезд из Москвы …


На городском пляже …


Памятник десанту на набережной …


Непременный атрибут нашей действительности …


Фонтан Любви. Только что закончился дождь …


Дом-музей Грина А.С. — справа …


Внутри …


Памятник Поддубному И.М.


Парк …


Мечеть …


Вид на Генуэзскую крепость. Внутри не очень ухожено …


Храм Святой Великомученницы Екатерины …

Именно в Феодосии нас и застало окончание отпуска. Увы, всё хорошее рано или поздно приходит к завершению: ждёшь-ждёшь это событие, а оно — раз, и быстро прошло. Ранним утром следующего дня, наскоро собрав вещи и с сожалением погрузив их в машину, выдвигаемся в сторону дома. На обед снова заехали в село Батальное в кафе «В гостях у Марты».

Изначально планировалось, что, разделив дорогу на 2 части (примерно, по 850 км каждая), заночуем где-то за Ростовом-на-Дону, а на следующий день спокойно вернёмся в родные места. Но не тут-то было — опять становимся участниками дичайших пробок в Темрюке и Славянске-на-Кубани, а также «раскопок» на М4. К вечеру добрались только до Кореновска, проехав за весь день всего 420 км. Соответственно, встал вопрос незапланированной ночёвки. Выход неожиданно был найден на заправке «Роснефть» (расположена после Кореновска справа по М4, если ехать в сторону Москвы), где совершенно случайно углядели мотель «Поляна». В нём за хороший 2-местный номер типа «Стандарт» было уплачено 1600 руб. Стоянка для автомобиля — прямо под окном номера.  


Фото с «визитки», картинка соответствует увиденному. Рекомендую …


Вдруг кому-то пригодится …

Оставшиеся от мотеля до дома 1300 км. были мужественно преодолены на следующий день. Тяжеловато, конечно, но, как говорится, другого выбора у нас не было. По итогу поездки автомобиль не подвёл, а экипаж, несмотря на непростые дорожные условия (многочасовое стояние в «пробках»), готов к новым свершениям.

В качестве общих выводов по всему путешествию представляется необходимым отметить следующее:

имевшеесяся первоначально скептическое отношение к отдыху в этом регионе страны изменилось в лучшую сторону;

лично для себя была открыта новая «ниша» относительно винной продукции (на момент написания рассказа цены на неё в Москве ощутимо подросли);

из всей географии Крыма больше всего «легли на душу» Щёлкино, Судак и Феодосия;

стоимость проживания в Крыму показалась неоправданно завышенной;

«сервисное наполнение» оказываемых услуг не всегда соответствует запрашиваемым на эти цели деньгам;

в Крым, скорее всего, будет сделана ещё одна «вылазка» — естественно,
с учётом складывающейся обстановки по общеизвестным аспектам.

Традиционно за качество фотографий прошу не критиковать,
так как вновь не ставилась задача выиграть приз на фотовыставке.
Все они являются любительскими и делались, исключительно, для себя
(ну, и в надежде, что кому-нибудь пригодятся запечатлённые на них пейзажи при планировании собственных автопутешествий).

Общий бюджет поездки составил 245500 руб., в том числе:

проживание в отеле и местах отдыха — 138700 руб.;

топливо — 27600 руб.;

оплата М4  —  4200 руб. (округлено);

всевозможные экскурсии, посещение достопримечательностей и покупка сувениров — 6600 руб.;

стоянка для автомобиля и него мойка — 2750 руб.;

покупка продуктов в магазинах, обеды в кафе и ресторанах — 16650 руб.;

билеты в автобусах и такси — 1050 руб.;

лекарства (те, что в Крыму, на удивление, оказались дешевле) — 5850 руб.;

винная продукция — 16750 руб.;

крымская косметика (и мужская, и женская) — 12300 руб.;

фрукты и овощи из Крыма с собой — 4950 руб.;

товары на вещевых рынках (куда ж без этого!) —  4400 руб.;

общехозяйственные расходы (пакеты, упаковка и проч.) — 2600 руб.;

пляжные расходы (лежаки) — 1100 руб.

штрафы — 0 руб.

На этом — все, благодарю за внимание! 


Дром

Комментарии

Regular Name
Запустили полуостров за много лет хохлопитекской бесхозяйственности и воровства.
54
83
Ответить
   
Электроугли
Сообщений: 20
"В целом Евпатория произвела очень приятное впечатление: она самобытна и в ней находится много исторических мест..." - Феодосия
27
 
Ответить
  
Орел
Сообщений: 496
В настоящее время, что бы попасть в Балаклаве в музей подводных лодок, надо на окраине Балаклавы оставить свой автомобиль на огромной бесплатной парковке, там же дежурит автобус под номером 2 и бесплатно подвозит туристов к музею. А через час отвозит обратно до парковки. Вся информация есть на официальном сайте музея. Это сделано в связи с ремонтом реконструкцией набережной возле музея. Мы поступали именно так.
Что касается развалин крепости Чембало, то мы проезжали практически до неё, в самой Балаклаве надо взять выше в горочку и по узкой улице подняться до упора и там тоже есть парковка машин на четыре, пять, правда не уверен, что летом там будет пусто, но в то время, когда были мы, она была совершенно пустая, потом поднялись пешком и оттуда открываются прекрасные виды, фото я размещал в вашей первой части. Удачи! Замечательная поездка, всё подробно расписано.
Ну и несколько фото из музея.
24
9
Ответить
  
Орел
Сообщений: 496
Крестиком помечена парковка.
11
7
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
57ВалеRUS
В настоящее время, что бы попасть в Балаклаве в музей подводных лодок, надо на окраине Балаклавы оставить свой автомобиль на огромной бесплатной парковке, там же дежурит автобус под номером 2 и бесплатно...
Да, понял! Спасибо!
11
6
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
57ВалеRUS
Крестиком помечена парковка.
Ок
7
6
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
Arkady
"В целом Евпатория произвела очень приятное впечатление: она самобытна и в ней находится много исторических мест..." - Феодосия
Да, конечно! Виноват, ошибся...
10
6
Ответить
Александр
Пенза
Как можно незнать про завод Солнечная долина ),вина кстати в центральной части РФ стоят частенько дешевле и существенно чем в Крыму ((, в Судаке 3600 ух.....((
7
4
Ответить
Лыко
Prefer Nottosay
Запустили полуостров за много лет хохлопитекской бесхозяйственности и воровства.
Теперь наша очередь заниматься разгильдяйством и воровством
51
18
Ответить
fizzeg
Владивосток
"Интересно, как тут зимой ездят?" Когда зимой +10, то думаю без проблем ;)
14
 
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
Александр
Как можно незнать про завод Солнечная долина ),вина кстати в центральной части РФ стоят частенько дешевле и существенно чем в Крыму ((, в Судаке 3600 ух.....((
Оказывается, можно...
6
5
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
fizzeg
"Интересно, как тут зимой ездят?" Когда зимой +10, то думаю без проблем ;)
Тогда да...
7
5
Ответить
Сыгда
Самара
5 тыс р. на овощи и фрукты по цене от 10 до 100 р... с учетом стоимости тонно-километра это накладно.
для справки - тонно-километр на Прадо составляет 6,5 млн руб/300 тыс км (ресурс до капремонта)*2 (грузоподъемность 0,5 т)+0,12 л/км*2*55 р=56 р
умножаем вес этих овощей на расстояние и цену=56р*1700 км*0,10-0,15т (примерно+-)=9520-14280 р....

Вино на 16 тыс - это хорошее вложение.
4
11
Ответить
Сыгда
Самара
и это только в первом приближении, без учета прочих расходов на обслуживание и ремонт авто
4
3
Ответить
  
Омск
Сообщений: 466
Спасибо за рассказ о своем путешествии!
Отдельное за фото Судака и Новый Свет, обожаю эти два места!

Приятных путешествий вам!
Иногда хочется сказать так много и честно, что понимаешь, лучше промолчать))!!!
8
5
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
Сыгда
5 тыс р. на овощи и фрукты по цене от 10 до 100 р... с учетом стоимости тонно-километра это накладно. для справки - тонно-километр на Прадо составляет 6,5 млн руб/300 тыс км (ресурс до капремонта)*2 (грузоподъемность...
Приветствую! В любом случае везли, что называется, себя. Поэтому, с учетом приведенных вами расчетов, овощи и вино ехали... бесплатно.
9
4
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
Сыгда
и это только в первом приближении, без учета прочих расходов на обслуживание и ремонт авто
Ну, поездка на автомобиле, тем более в отпуск, априори предполагает последующие расходы на его обслуживание. И это как раз тот случай, когда финансовые ресурсы выделяются по потребности.
10
4
Ответить
Сыгда
Самара
Ivanyc1
Приветствую! В любом случае везли, что называется, себя. Поэтому, с учетом приведенных вами расчетов, овощи и вино ехали... бесплатно.
не совсем бесплатно, повышенный износ резины, расход ГСМ, износ ходовки, тонно-километры в-общем
бывает родственники отгружают халявные овощи, много не беру, дешевле дома купить, чем везти например через Урал..
9
11
Ответить
 
ЯМАЛ
Сообщений: 4194
Сыгда
5 тыс р. на овощи и фрукты по цене от 10 до 100 р... с учетом стоимости тонно-километра это накладно. для справки - тонно-километр на Прадо составляет 6,5 млн руб/300 тыс км (ресурс до капремонта)*2 (грузоподъемность...
Как Вы вообще живёте. Лучше сразу родиться и умереть, дешевле будет чем всю жизнь деньги тратить.
31
1
Ответить
Сыгда
Самара
sarbaz81
Как Вы вообще живёте. Лучше сразу родиться и умереть, дешевле будет чем всю жизнь деньги тратить.
я то нормально живу, не считаю сколько стоит арбуз или картоха - вообще фиолетово
за сезон кило арбузов съел, пару персиков и несколько абрикосов с дерева сорвал

расчеты теоретические, чтобы не казалось, что возить овощи на тысячи км можно бесплатно
2
19
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
Сыгда
я то нормально живу, не считаю сколько стоит арбуз или картоха - вообще фиолетово
за сезон кило арбузов съел, пару персиков и несколько абрикосов с дерева сорвал

расчеты теоретические, чтобы не казалось, что возить овощи на тысячи км можно бесплатно
Ну, подождите. Причем здесь овощи!? Поставленная цель (задача) - в отпуск провезти, в первую очередь, себя с соответствующими расходами. В том числе, и последующими - то, что обсужалось выше: ТО, бензин и проч. Они будут априори. А овощи так, попутно, расходы на их доставку уже, как бы, учтены в моих расходах на авто и отпуск. То есть, они - овощи- едут бесплатно, если покупались. На их доставку деньги не планировались! А вот если бы я ехал в Крым только за овощами и фруктами, тогда да - тут ваши расчеты уместны. Целевые установки изначально разные: я рассказываю о расходах в отпуске безотносительно привезенного ПОПУТНО товара, а вы считаете, что я поехал только за овощами и возвращаюсь сразу обратно. Так понятно?
20
3
Ответить
Сыгда
Самара
Ivanyc1
Ну, подождите. Причем здесь овощи!? Поставленная цель (задача) - в отпуск провезти, в первую очередь, себя с соответствующими расходами. В том числе, и последующими - то, что обсужалось выше: ТО, бензин...
А предложите перевозчику бесплатно привезти попутный груз.
 
14
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
Опять двадцать пять! Еще раз: здесь другая задача, которая не предусматривает перевозку. И таки да - бывает, они соглашаются передать небольшие посылки по маршруту.
8
2
Ответить
Galantizzz
Ангарск
Поселиться в Алуште чтобы потом посетить Массандра, Ай-Петри и Ливадию???
Да вы те ещё затейники/извращенцы...))
2
5
Ответить
Renato Familia
Следующий сезон визовый
14
19
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
Galantizzz
Поселиться в Алуште чтобы потом посетить Массандра, Ай-Петри и Ливадию???
Да вы те ещё затейники/извращенцы...))
Да, есть немного... А вы бы как поступили, интересно?
3
3
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
Renato Familia
Следующий сезон визовый
Будем надеяться, что сию горькую чашу мы пить не будем!
11
9
Ответить
Galantizzz
Ангарск
Ivanyc1
Да, есть немного... А вы бы как поступили, интересно?
Ну логично же- поселится в Ялте на это время и скататься один раз в Алушту, раз уж вам так хотелось её посетить!)
И то что вы были в Ялте в предыдущие ваши поездки в Крым ничего не меняет! Ялта, как по мне, просто напичкана разными интересностями, их там гораздо больше чем в любом другом месте ЮБК да и всего Крыма!))
4
5
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
Galantizzz
Ну логично же- поселится в Ялте на это время и скататься один раз в Алушту, раз уж вам так хотелось её посетить!) И то что вы были в Ялте в предыдущие ваши поездки в Крым ничего не меняет! Ялта, как по...
Да, ваша мысль понятна. Но Ялта нас, в силу изложенных мною обстоятельств, интересовала мало. Были. Поэтому немного сместили акценты на те места, куда не доехали ранее. Как-то так.
8
2
Ответить
Палыч
Владивосток
Сыгда
5 тыс р. на овощи и фрукты по цене от 10 до 100 р... с учетом стоимости тонно-километра это накладно. для справки - тонно-километр на Прадо составляет 6,5 млн руб/300 тыс км (ресурс до капремонта)*2 (грузоподъемность...
Наша Советская Родина нас хорошо выучила. И Вы пытаетесь высчитать рентабельность перевозки, и у Вас это хорошо получилось. Только забыли учесть КИГ (коэффициент использования грузоподъёмности). То, что выше 0,7 - очень рентабельный показатель. У автора этот показатель явно не дотянул до рентабельной цифры. Ну да ладно, вспомнили лекции на кафедре эксплуатации АТ. А если по житейски - то загрузить свободное место в багажнике продуктами для себя любимого - очень даже рентабельно!
12
 
Ответить
Сыгда
Самара
Палыч
Наша Советская Родина нас хорошо выучила. И Вы пытаетесь высчитать рентабельность перевозки, и у Вас это хорошо получилось. Только забыли учесть КИГ (коэффициент использования грузоподъёмности). То, что...
да были времена
транспортная задача на сети...
2
 
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 822
Очень понравился рассказ! Начал читать и прочел до конца. Не скучно, не тенденциозно, без нытья, бравады и пошлых шуток. Без штампов(!). Без словоблудия. Без провокаций на актуальные темы. Хотя, рассказывая про Крым, это довольно сложно сделать.
Автору удалось в своем изложении пройти между Сциллой и Харибдой, так сказать. Прочитаю 1 часть обязательно - я ее пропустил как-то.
Единственная ремарка - М.И Кутузов никогда не носил повязку на глазу! Это придумка советских кинорежиссеров! Поищите, можно найти, когда. Причем, кажется, еще до Гусарской баллады. Если не ошибаюсь, то до Великой Отечественной М.И. Кутузов никогда не изображался с повязкой.
7
3
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
Палыч
Наша Советская Родина нас хорошо выучила. И Вы пытаетесь высчитать рентабельность перевозки, и у Вас это хорошо получилось. Только забыли учесть КИГ (коэффициент использования грузоподъёмности). То, что...
Вот совершенно согласен, именно это и пытаюсь выразить словами.... Спасибо за понимание!
5
1
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
Klavir
Очень понравился рассказ! Начал читать и прочел до конца. Не скучно, не тенденциозно, без нытья, бравады и пошлых шуток. Без штампов(!). Без словоблудия. Без провокаций на актуальные темы. Хотя, рассказывая...
Даже не буду возражать, все это показывалось в кинофильмах, просмотренных в детстве. Полагаю, что 99,9 процентов населения нашей страны именно такое восприятие Михаила Илларионовича считает подлинным.
6
1
Ответить
Galantizzz
Ангарск
Ivanyc1
Да, ваша мысль понятна. Но Ялта нас, в силу изложенных мною обстоятельств, интересовала мало. Были. Поэтому немного сместили акценты на те места, куда не доехали ранее. Как-то так.
Ну так никто и не заставляет интересоваться Ялтой! Там удобнее всего было поселиться чтобы посетить все те места куда вы ехали из Алушты!))
1
2
Ответить
  
автор
Москва
Сообщений: 395
Galantizzz
Ну так никто и не заставляет интересоваться Ялтой! Там удобнее всего было поселиться чтобы посетить все те места куда вы ехали из Алушты!))
У нас были свои соображения, озвучивать которые здесь не представляется возможным...
4
 
Ответить
2519856
Очень интересно и содержательно. 5.
Касаемо упомянутой в тексте 4-й гвардейской миномётной дивизии - несколько таких соединений были созданы в Красной Армии в составе различных фронтов. Своё наименование получили по основному виду вооружения - машине БМ-13, известной под народным наименованием «Катюша» и именовавшейся в те годы гвардейским миномётом.
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром