|
Некоторые наши знакомые совершали автопробеги из Якутии в разные части страны, об этом не найдете ничего — скромничают. Я всё же решила написать о нашей поездке, так как, поехали мы в первый раз, да и накануне я сама искала полезную информацию, думаю, именно по этому маршруту её не так много. Наше путешествие планировалось заранее. Мы с мужем хотели купить авто в Хабаровске, на нём поездить по Хабаровскому краю: погостить у родных и друзей и пригнать её домой в Якутию.
Что, впрочем, примерно так и вышло. Не буду вдаваться в подробности нашего пребывания в Хабаровском крае, отмечу только, что летели мы на Ан-24 (думала, что такие самолеты только в кино можно увидеть: весь в заплатках, всё трещит, кажется, что летишь вообще без обшивки) с очень недовольной тетенькой стюардессой, которая обслуживала нас с таким грозным видом, что пассажиры испытывали чувство неконтролируемой вины.
На следующий день после прилета в Хабаровск, купили авто. Скажу сразу: споры по поводу машины не прекращались, а перед выездом достигли своего апогея и окончательно запутали нас обоих. Знали только, что нужна машина с клиренсом повыше, экономичная и без проблем с запчастями и расходниками (именно у нас в Якутии, потому как это может стать большой проблемой: у меня, например, была «хонда-ложка», все запчасти заказывались и превращались с доставкой в золотое руно, пришлось её продать. Хотя машинка супер, в том же Хабаровске запчастей на неё завались и стоят копейки. Там можно ездить хоть на чём. Поэтому многие удивляются, что в Якутии ездит много одних и тех же марок, это люди практичные, потому что выпендриться — себе дороже). Мне хотелось минивэн или микрик, с трансформером салоном, так что пересмотрены были все варианты от «ноахов» до «надь», «гай», «ипсумов» и т.п.
В общем, на вопрос: «А что вам нАдо-то?» точного ответа дать уже не мог никто, короче, хуже нет, чем так идти на авторынок. В итоге, муж купил Toyota Probox без пробега — просто увидел его и купил, я дулась пару часов — абсолютно не представляя, как можно на этом, в моем представлении, квадратном и деревянном, вообще «путешествовать».
Наш Прохор. 2007, полусупер, передний привод, объем 1.5. Практичный рабочий конёк.
Отдельное спасибо Саше с родственниками и дяде Игорю, которые очень помогли при покупке и передвижению по лихому Хабаровску. Темп и манера вождения в Хабаровске с изюминкой, со своим шармом, а без знания города вообще превращается в сплошной ужастик.
Через пару дней мы тронулись в Комсомольск-на-Амуре, на том автопутешествие и закончилось. Машину оставили в гараже, а сами двинули в низовья на метеоре, посмотрели практически весь Амур, не доехали до Николаевска-на-Амуре, конечный пункт был с. Богородское — погостили, обратно ехали на такси — «Т- Королла» — до Комсомольска.
Эта машинка лихо провезла нас по бездорожью 800 с лишним км.
Сейчас рассказ пойдет собственно о перегоне. Муж в прошлом водитель-профессионал, права у него — столько не живут, поэтому у меня за рулем всегда комплекс неполноценности, когда рядом он. Для меня же это первый опыт вождения на такие расстояния, но с чего-то надо начинать, хотя было страшновато, выдержим ли, ведь с нами сын. Выехали из Комсомольска-на-Амуре мы с утра, свеженькие, сытые и довольные. С собой была 1 запаска, ключи, скотч, термос, ведро, нож, пятилитровая бутылка с технической водой, два пледа, фонарик, атлас дорог России, автозарядка для телефона и фотоаппарат. На доливку и ремонт мы ничего не взяли: ни масла, ни ремкомплекта, ни холодной сварки, ни-че-го. Мысли такие были, но муж сказал, если что, все купим по дороге.
Колеса мы тоже не меняли — как купили, так и стояли там родные на 13. Правда, перед выездом поставили защиту фар и усиленные пружины назад, не сказала бы, что там жестко все стало выше, если только чуток. В телефон закачала легенды трасс М-56, М-58, которые нам особо не пригодились. Ну и еще родные в дорогу нам дали вкусную курицу и пирог, что явно поднимало настроение. В общем, поехали.
Зная, что транзитки у нас просрочены, ждем, что на мосту нас точно штрафанут, морально к этому готовы. При въезде в Комсомольск нас об этом предупредили: «На обратном пути ваши транзиты будут просрочены — остановим!». Оба-на, тот же гаишник, сверил номера и отпустил, желая «Счастливого пути!». Мистика, подумали мы и двинули. Ха, не тут-то было, в нескольких км. от Комсомольска нас остановили другие и таки штрафанули на 300 руб.
Едем дальше, встречные мигают, скидываем скорость — смотрим, гаишники, МЧС-ники, скорые едут, я за рулем, краем глаза вижу, с трассы слетел автобус синего цвета, лежит такой несчастный.
Внутри всё холодеет, нехороший знак, в голове мысль, хоть бы никто не погиб, эти рейсовые автобусы там обгоняют всё и вся, подрезают беспардонно. На асфальте стараются нагнать время, видимо, потому как ходят на огромные расстояния. Потом по радио услышали про эту автокатастрофу, пострадали люди, но все остались живы.
Гигантские насекомые врезаются в корпус, вся машина облеплена лепешками, крыльями, ножками, отмыть трудно!
Ближе к Хабаровску деревья становятся выше.
Доезжаем до Хабаровска, идем по объездной, к мосту через Амур, там ЕАО.
Мост через Амур очень красивый.
ЕАО проезжаем — природа пейзажная и отличные дороги. Просто прелесть.
Тепловоз подъехал, колонна стоит, у нас красный. Мужик с тепловоза начал махать нам рукой, мол, проезжайте! Все и поехали.
В ЕАО была сухая гроза, резко потемнело, погремело, и ни капельки дождя не выпало.
В некоторых местах природа напоминала африканскую саванну, не хватало только жирафов, носорогов и слонов.
Проехали п. Пашково, въехали в Амурскую область — понимаем — надо отдохнуть.
Первая ночевка. Как это правильно делается — мы не знаем, поели по дороге, просто подъехали к столовой «Восток», умылись и завалились спать в машине, думать и чего-то бояться сил уже просто не было. Проснулись часов в 7 утра, самое интересное — засыпаешь — одни машины, просыпаешься, другие рядом стоят. Залили в термос кофе и топнули, умылись и переоделись уже на трассе, покушали в первой ближайшей закусочной.
Первая ночевка у столовой «Восток» — ужасные туалеты.
Амурская область протяженная — федералка, ехать одно удовольствие.
За полдня проехали всю Амурскую, по дороге купили мёд на трассе разных видов, купались в водоемах, жара, лето, красота.
То шел дождь, даже ливень, то выглядывало солнце.
Турохота по путевкам. К нам под колеса выскочил красивый фазан, перебежал дорогу и скрылся в траве. А вообще по дороге видели лис, зайцев, бурундуков и лягушек.
Не протока, а целая река. Есть удобные подъезды к берегу метров за 100 до моста.
Видели машины с разных регионов страны от Москвы до Магадана. Что такое 75 регион?
Едем, на дороге стоит парень на «Т-Креста», остановились, у него нет ключей, купил машину во Владивостоке, гонит в Тверь. По дороге вскипает двигатель, открутили термостат, дали ему воды. Пожелали друг другу удачи.
Едем дальше. В голове рождаются подозрения, когда же закончится асфальт, а может, — о, чудо, — он и не кончится, потому что едем мы! Доезжаем до Невера, красивая развязка, настроение отличное, нам направо, стрелка указывает на Якутск. Я довольная поворачиваю, иииииии, видели бы вы наши лица в тот момент: несколько десятков метров асфальт федералки, а дальше что-то непонятное, всё приехали.
Про себя сразу вспомнился весь арсенал непереводимой лексики. Захотелось повернуть обратно и уехать в Читу или еще куда-нибудь по асфальту, но нам же надо СЮДА. Да, мы на родной трассе М56 «Лена», надо просто смириться. В месте поворота на развилке нужно поставить камеру и снимать лица водителей, потом в «Улетном видео» показывать, особенно таких, как мы, которые впервые тут. Про дорогу до Тынды можно сказать так: она не то чтобы с грейдером ни разу не знакома, нееет, такое впечатление, что её специально бомбят каждый день. Ямы, ямки и ямищи сменяются колдобинами и невообразимых размеров колеями, местами лежат камни с футбольный мяч, а самое смешное, что везде стоят ограничения скорости — 90, 80, 60, 50 и т. д. — это что местный прикол? В общем, наша скорость упала до невозможности, так я тащилась до 8 км, потом сердце мужа не выдержало, он прогнал меня на место пассажира, но я и не сопротивлялась особо. Дальше вел практически он, я садилась за руль уже эпизодически, чтобы он просто немного передохнул, потому как дороги уже, увы и ах.
Настроение упало, не знаем, что нас ждет дальше.
Местами неплохая гравийка, отрезки по «5 минут счастья», потом снова кошмар.
Поужинали в закусочной где-то в районе Соловьевска, покормили вкусно, рядом сидел мужчина, пил водку, поболтали. Спросили, как дорога до Тынды, потому как решили ночевать там. «А, легко доедете!» — утвердительно сказал мужичок, закусил, взял бутылку, сел на свой микрик и умчался со свистом. Да, говорю мужу, по этим дорогам нужно, видимо, ездить только с чекушкой, а лучше с поллитрой.
Отправились дальше, едем, едем, Тынды нет. Дорога показалась бесконечной. Вымотались и, не доезжая 40 км до Тынды остановились на ночлег. Переночевали возле кафе «Домашняя кухня», рядышком с дальнобойщиками и перегонами. Утром проснулись, налили кофе в термос и рванули дальше.
В Тынде заехали на шиномонтаж, хотели подкачать колеса, в итоге нам их наоборот сдули немного, еще сервис их удивил. Выкатили нам этот аппарат для подкачки и всё, разбирайтесь сами, как хотите, на выходе взяли денег, распрощались. С рассветом дорога уже не кажется такой ужасной, а может, мы просто привыкли, местами асфальт, в основном неподалеку от населенных пунктов. Едем.
Подъезжаем к «Придорожному» кафе, дизайн интересный, типа избушки охотника, плюс всякой ерунды навешано, в общем, полный китч. Официантка рвет и мечет, громко ругается матом, швыряет посуду и пинает блоки с водой. Кто-то ей с утра сильно испортил настроение, муж говорит, не будем тут есть, с нами же ребенок. Выхожу, спрашиваю у дальнобоя, далеко ли следующее кафе, говорит: «Лучше поешьте тут, ехать еще долго». Остаемся кушать у злюки, покормили сносно, и чего было так нервничать.
Едем дальше, въезжаем в Якутию, ура, мы почти дома! Вставляем в телефоны свои симки.
Места проезжали обалденные.
Опрокинутая фура. Лобовое стекло было разбито, водителя не наблюдалось.
На некоторых участках дорог просто вывалены огромные булыжники, и кому это надо? Объехать их, не пропоров пузо, верх мастерства. То тут, то там валяются остатки покрышек, сын насчитал их больше 100 штук, пару раз видели бамперы и глушители.
Дорога в Нерюнгринском и Алданском районах местами просто ужас, местами хороший асфальт, везде отрезками идет ремонт и строительство нового полотна. К 2018 году, кажется, должна быть готова федеральная трасса «Лена», пока везде объезды, но и это радует.
Где была возможность, мы покупали питьевую воду. Есть места, где нет ни рек, ни озер. Не доезжая до Алдана, сделали остановку, покушать, стоит фура — двое парней. Сломались, без питьевой воды, до ближайших источников далеко, жара. Дали им бутылку воды, если что, надеемся, нам тоже помогут.
Тит, снег растаял почти весь. Муж вёз и рассказывал про эти места, но сопки со снегом так и не увидели.
Чем ближе к дому, тем дороже бензин.
Долго, долго ехали по гравийке, лил противный дождь, дорогу местами размыло. Недалеко от Алдана начался асфальт. Почти все, кто ехал неподалеку от нас, остановились на ночевку в Алдане, но мы так обрадовались асфальту, решили ехать дальше до Якокита или Томмота. Асфальт продолжался до самого Томмота, поэтому переночевали там, возле дальнобоев и перегонов.
Кафе в Верхней Амге. Кушали именно здесь, потому что символично родное название. Цены дороже на порядок, еда не вкусная, туалет ужасный.
Покупались в родной речке, жаль, что не было снастей.
Овощи везут с открытыми дверьми.
Отрезок Улуу—Качикатцы вела сама, пыль столбом, местами ничего не видно практически. Рассеивается дымка, на дороге стоят три ДПС-ника, смотрят аккурат на нас. Тормозят всех, на обочине стоят фуры и другие машины. Я по тормозам, анекдот, нервно дергаем ремни безопасности, но фишка в том, что у нас пикает пикалка, если не пристегнут (спасибо заботливым японцам), поэтому в такую жару ремни пристегнуты сзади. Муж с ремнем справиться не может, плюёт «Да езжай уже! Увидели!». Нет, говорю, пристегивайся! Короче говоря, отстегиваемся — пристегиваемся по форме прямо на глазах у изумленной публики, морда кирпичом, подъезжаем. Гаер проверил документы, про ремни ничего не сказал, у меня от такой неожиданной встречи руки затряслись. Задал вопрос на засыпку: «Почему не поставили машину на учёт?», я аж растерялась: «Да вот, как бы едем!» — говорю. Что спросил, сам не понял. Пожелал счастливого пути. Третий гаишник на всём пути следования, двое первых у Комсомольска и всё, видимо, нам просто повезло.
После Качикатцев заехали на оптовку в Нижнем Бестяхе, благо успели до закрытия. Затарились продуктами, накупили всякой всячины, дома ждут. Путь с Н.-Бестяха казался таким легким, мы почти уже дома, осталось-то всего 180 км. Какой там, на нашей родной трассе дождь стеной, гроза, размыв полотна в одном месте капитальный, ехали настороженные, все-таки не вэдовая машина. Было бы очень обидно встать рядом с домом, проехав такое расстояние. В общем, эти 180 км мы добирались чуть ли не 5 часов. И вот мы дома! Немного уставшие, счастливые и полные впечатлений. Кстати, с утра душа рвалась ехать куда-нибудь еще .
Итог поездки
Пройдено около 4 тыс. км. На дорогу потрачено времени четыре световых дня, три ночи. Если не делать много остановок, не любоваться видами, можно доехать намного быстрее.
В среднем на питание ушло около 3 тыс. рублей. Цены в кафе разные, мы укладывались в сумму от 300 до 600 руб.: три первых блюда, три вторых, чай, десерт + по дороге заезжали в магазинчики, покупали продукты на перекус и питьё — большая экономия. Покрышки, как ни странно, стерлись в ноль.
Нам очень повезло, наверное, что ни поломок, ни бандитов, ни злых гаишников, ни ужасной погоды бог нам не послал. Хотя в Якоките к нам пристали какие-то наркоты, впятером на «москвиче», очень настойчиво предлагали купить у них сотовый. Настойчиво настолько, что ехали за нами почти до самого Томмота, светили нам, требуя, чтобы мы остановились. Я даже испугалась, думала, ну всё, привет, нам пришёл каюк. Но муж хладнокровно вёл машину, не обращая на них внимания, потом им эта погоня надоела, они обогнали нас и уехали вперед.
Про машины: На всем пути встречались нам совершенно разные машины, больше, конечно, джипообразных, но видели и малолитражки, и машинки с полным обвесом — ничего, едут себе потихоньку.
Про перегонщиков
Перегон перегону рознь. Видели очень красиво идущих перегонов. Например, был пожилой мужчина на синем «суксиде» и с ним молодой парень, на «платце» что-ли. Ну так красиво летели, как ласточки, мы за ними наблюдали долго, дорога была вся в перевалах, глаз радуют. Уехали в сторону Читы. Гонят, в основном по одному, но были и по двое и больше. Нормальные перегоны несутся только там, где это возможно, обгоняют вежливо. Также видели одного перегона из другого замеса. На белом «суксиде», машина обклеена так, что становится смешно, думаешь, какой заботливый, но по ходу он только кузов и довез. Нёсся по такой страшной дороге сломя голову, как будто дома забыл утюг выключить. И что за странный перегон, который нас, ползущих, умудрился три раза обогнать. Обгонит, а потом то ли спит, то ли ест, то ли в кусты бегает, уж не знаю. На обгоне, прижимается и обдает нас градом камней, было желание догнать и набить морду, но вырывалось только: «Ты что творишь, чума?». После очередного такого обгона налетел на насыпь посреди дороги, подвеску всю себе рассыпал, даже не остановился, стыдно стало, так и уехал. Больше его не видели. Самое ужасное, что кто-то у него купит эту машину «без пробега».
Про женщин
За всё время пути за рулем встретилась только одна девушка, думала, будет больше. Эта девушка обогнала нас на спортивной машине в Амурской области. Смотрим, машина её как подлетит вверх, страшный удар о землю, как их с трассы еще не выкинуло. Мы скорость тоже сбросили, они остановились, парень пересел за руль, дальше ехали уже не так быстро. Если б не эти ребята, то там подлетели бы мы, потому как скорость была не меньше 120. Оказалась огромная волна на полотне, полезно давать себя обгонять.
Про бензин
Может кому-то будет полезна следующая информация. Выложу наши заправки, правда, только в рублях (не в литрах). Машина объемом 1,5.
Селихино — 500 руб.,
Биробиджан — 950 руб.,
Сиваки — 900 руб.,
Невер — 500 руб.,
Тында — 750 руб.,
Томмот — 993 руб.,
Улуу — 350 руб.
Заправлялись, кажется, на «Альянсе» только. Нигде не было критической отметки, везде доливались, хотя если бы знали точно места АЗС, можно было бы не заправлять так часто. До дома доехали, еще почти неделю на том бензине катались. В итоге на всю дорогу ушло около 5 тыс. руб.
В целом, масса положительных эмоций. Мы рады, что решились и путешествие состоялось. Видели места такой красоты, которые словами не опишешь, это надо просто видеть. Сопки, перевалы, серпантины, реки и озёра, леса и поля. Наша страна — самая красивая страна в мире, это факт. Всем удачи!