После двухнедельного перерыва Формула 1 вернулась на трассу в Шпильберг с весьма насыщенным расписанием. В один уикенд с чемпионатом мира на трассе Red Bull Ring выступали оба молодежных чемпионата — Formula 3 и Formula 2, а также местный кубок Porsche. Формульная молодежь из младших серий показала себя весьма энергично: гонщики входили в сложные повороты по трое, машины сталкивались, взлетали, переворачивались через голову, к счастью, без серьезных для пилотов последствий. При эвакуации очередной разбитой техники эвакуатор даже повредил рекламную растяжку над треком, которая обрушилась прямо на асфальт. Уборка и починка ограждений заняли некоторое время, но гонка Ф1 началась вовремя. О происходившем в Австрии читайте в нашем обзоре.
Новый кандидат на пост босса Alpine
После ухода Оливера Оукса с этой должности обязанности руководителя команды временно исполняет Флавио Бриаторе, однако заниматься этим постоянно Большой Флав не хочет. Alpine рассматривали уже несколько кандидатур на это должность, но кто-то конкретный появился только сейчас.
По сообщению различных СМИ, им является Стив Нильсен, который давно и хорошо знаком с Флавио Бриаторе.
В 2000-х годах Нильсен проработал десять лет в Benetton/Renault в качестве спортивного директора, а за свою долгую карьеру в Ф1 успел потрудиться также в Lotus, Tyrrell, Honda, Arrows, Caterham, Toro Rosso и Williams — как в качестве менеджера команды, так и в качестве спортивного директора.
Некоторое время тому назад он был одним из спортивных руководителей в FOM, а в 2023 году перешел в FIA в качестве спортивного директора, где проработал до конца года.
В мае Бриаторе сделал ему предложение перейти в Alpine, но Нильсен отказался. Однако Флавио умеет убеждать. Сообщается, что сейчас переговоры находятся «на продвинутой стадии».
Бриаторе хочет, чтобы Нильсен сосредоточился на управлении текущими делами команды и в целом взял на себя ту работу, которой занимался Оукс. Но точная его должность пока не определена.
Предполагается, что решение может быть принято уже после летней паузы. Единственной проблемой может оказаться необходимость «отпуска по уходу за садом» (хотя календарный год уже давно прошел), т. к. Нильсен имел доступ к конфиденциальной информации в ФОМ. Но итоговое решение об этом будет принимать сама Формула 1 — если принципиальное соглашение будет достигнуто.
Лука ди Монтедземоло — в McLaren
Бывший босс Ferrari стал одним из девяти членов совета директоров холдинга McLaren Group, который, в том числе, владеет пакетом акций и управляет McLaren Racing.
Ди Монтедземоло покинул Ferrari в 2014 году после разногласий с руководителем FIAT Серджио Маркионне. Именно Монтедземоло считается основой успеха Ferrari в их золотую эпоху: это он привлек в будущую команду-чемпиона Жана Тодта и Росса Брауна, именно он приложил руку к переходу Михаэля Шумахера.
Его работа в Совете директоров McLaren может оказаться чисто формальной относительно команды, тем более что McLaren Group принадлежит сейчас инвесторам из Бахрейна. Однако столь блестящего топ-менеджера никогда нельзя списывать со счетов.
Ренни вместо Ламбьязе
В этот уикенд с Максом Ферстаппеном работал инженер Саймон Ренни. Ламбьязе взял выходной по семейным обстоятельствам.
У Ренни имеется огромный опыт работы в Формуле 1, в том числе с Red Bull и Дэном Риккардо. Последние шесть с лишним лет он работал на базе Red Bull, но теперь возникла необходимость вернуться на трассу.
Для Макса это первый опыт работы с другим инженером кроме Ламбьязе, но справились они неплохо.
Жером Д'Амброзио заменил Вассера в воскресенье
В воскресенье Ferrari подтвердили неожиданную информацию, что Фред Вассер был вынужден вернуться домой по личным причинам. На трассе его заменил Жером Д'Амброзио.
Напомним, что в Катаре 2023, когда Жером Д'Амброзио впервые заменял Тото Вольффа в Mercedes, Расселл и Хэмилтон, стартовавшие вторым и третьим, столкнулись в первом повороте, пытаясь атаковать Ферстаппена.
Red Bull Ring увеличился на восемь метров
Удивительная история произошла незадолго до Гран-при Австрии.
Ежегодно перед каждым Гран-при сезона специалисты чемпионата проводят замеры трассы. Делается это по одной и той же методике аналогичным оборудованием. Но протяженность трассы Red Bull Ring в этом году оказалась выше, чем в прошлом, на восемь метров. Если по данным на 2024 год длина трека составляла 4318 м, то в этот раз результаты измерений показали 4326 м!
При этом конфигурация кольца не менялась и никакие модификации в него не вносились.
Протяженность трассы FIA неизменно определяет одним способом, используя измерение осевой линии. Ну а система, которую она использует для сканирования, не показала изменений ни на одной другой трассе.
Никаких очевидных объяснений данному явлению нет, однако все же кое-что могло произойти.
Первая версия событий касается природных явлений. Колебания почвы (где-то поверхность приподнялась, а где-то опустилась) могли привести к таким изменениям.
Второй вариант может быть связан с расширением некоторых зон на трассе при ее неизменной конфигурации. Например, последний поворот трассы был расширен, а поребрики отодвинуты, так что теоретически измеряемый радиус мог оказался шире.
Увеличение длины трассы на восемь метров привело к тому, что и дистанция гонки в этом году увеличилась. Теперь она составила не 306,452 км, как в 2024-м, а уже 307,02 км.
Еще один интересный, но уже вовсе не загадочный момент, о котором стоит упомянуть, связан с оформлением Red Bull Ring в эти выходные. Lego и Формула 1 в рамках очередной совместной акции установили необычные таблички в зонах торможения. Выглядели они как детали конструктора Lego:
В воскресенье было объявлено, что Гран-при Австрии продлили вплоть до 2041 года. Возможности планирования у FOM поистине безграничны. На данный момент — это самый длинный контракт у чемпионата с автодромом: договор до 2041 года есть только у еще одного Гран-при — Майами.
Обновления у шести команд перед Гран-при Австрии
McLaren: очередное обновление аэрооперения передней подвески для оптимизации протекания воздушных потоков, а также адаптированные под него элементы воздуховодов передних тормозов. Обновленная в том числе под новую аэродинамику геометрия задней подвески.
Техническое руководство команды отметило, что эти изменения были сделаны в том числе для того, чтобы помочь Норрису с управлением автомобилем.
Ferrari: большое обновление днища. Более округлый «плавник» тоннеля Вентури в глотке, небольшие изменения в районе боковин, другие профили элементов. Есть и «невидимые» обновления центральной части днища и диффузора. Все это новинки призваны оптимизировать протекание потоков воздуха, формирование и протекание вихрей под днищем. Главная цель — расширить рабочее окно, добиться более стабильной прижимной силы от всего днища под разный дорожный просвет.
При этом итальянские СМИ пишут, что последующее обновление, которое Ferrari планировали представить в Сильверстоуне, скорее всего, к этапу в Британии будет не готово. Так ли это — узнаем на следующей неделе.
Red Bull: новый край днища в районе задних колес. Это должно было помочь стабилизировать протекание потоков воздуха в этой области для получения большей прижимной силы в этой части днища.
Mercedes: увеличенные воздуховоды передних тормозов. Более открытое пространство для отвода горячего воздуха из-под кожуха двигателя (горлышко бутылки).
Racing Bulls: обновленные переднее и заднее крыло для повышения эффективности элементов.
Sauber: очередное обновление боковин днища под квалификационный режим. Попытка улучшить протекание потоков воздуха от глотки в сторону диффузора. Более аэроэффективная версия загруженного заднего крыла.
Шины и трасса
Pirelli привезли в Австрию составы С3, С4, С5, до недавнего времени бывшие самым мягким сочетанием шинных комплектов. Это то же сочетание, что было и в прошлом году, но надо помнить, что, по оценкам самих шинников, составы в этом стали мягче примерно на шаг.
Большие перепады высот и жесткие поребрики оказывают влияние на подвеску и шины: в 2024 году ни один из пилотов не рискнул провести гонку с одним пит-стопом. К тому же серьезное торможение сразу перед тремя поворотами (1, 3, 4) также влияет на состояние резины. К воскресенью температура воздуха поднялась, что стало дополнительным фактором при работе с шинами.
Pirelli предсказали, что самой быстрой станет стратегия с двумя пит-стопами, в которой команды будут использовать шины хард и медиум.
Свободные практики
Температура воздуха +24 – +26 °С, температура трассы +35 – +40 °С.
В первой практике участие принимало два новичка. Дино Беганович сел за руль машины Шарля Леклера, а Алекс Данн пилотировал вместо Ландо Норриса. И если для Бегановича сессия сложилась крайне неудачно и он почти весь час провел в боксах, пока инженеры и механики разбирались с проблемами с днищем, Алекс Данн получил возможность не просто попробовать свои силы, но и раскрутить машину на максимум, показав итоговый четвертый результат.
Проблемы в первой сессии возникли и на машине Хэмилтона: Льюис также провел много времени в боксах из-за проблем с коробкой передач. Многие жаловались на тормоза, было несколько разворотов и вылетов — в том числе у Алонсо и Окона.
Лучшее время первой сессии показал Джордж Расселл, Макс уступил ему всего в 0,065 секунды.
Вторая пятничная сессия также не могла похвастаться событийностью. 13 пилотов показали результаты менее чем в секунде друг от друга, при этом в топ поднялись оба McLaren. Первое время показал Ландо Норрис, сняв примерно секунду с лучшего круга Рассела в первой практики.
На удивление высоко оказался Лэнс Стролл — четвертый; Алонсо неоднократно жаловался на постоянную раскачку машины. Оба Sauber говорили об отсутствии держака, Хэмилтон сообщал о плохом балансе и темпе.
Проблемы возникали и на машине Лоусона — на торможении блокировалось правое переднее колесо, машину уводило вправо. Механики разобрались с проблемой, Лиам вернулся на трассу.
Гасли был настолько разочарован машиной, что даже предположил наличие на ней повреждений, но по телеметрии инженер не увидел проблем. Колапинто опять последний. Не было темпа в этот раз и у Williams.
Начало третьей практики команды традиционно проигнорировали и стали выходить на трассу только уже через некоторое время после начала сессии. Пиастри слегка повредил днище, подпрыгнув на поребрике, заехал в боксы, получил небольшой ремонт и вновь вернулся на трассу.
Хаджар, Цунода, Ферстаппен, Колапинто покрутили на трассе пончики: машины разворачивало из-за отсутствия грипа.
Лучшие времена показали Норрис и Пиастри с разницей в 0,1 секунды, второй по скорости машиной стала Ferrari, а на последних кругах между двумя командами вклинился Ферстаппен. С машиной Макса работали почти всю сессию, продолжая подбирать настройки. Поскольку Макс перестал ругаться на машину, похоже, что это получилось.
Результаты по-прежнему плотные: Топ-14 пилотов менее чем в секунде друг от друга.
Квалификация
Температура воздуха +28 °С, температура трассы +47 °С. Сухо
В первом сегменте квалификации вновь доминировал Ландо Норрис, Пиастри испортил попытку, но все равно стал вторым. Лиам Лоусон неожиданно для всех показал третье время — в этот уикенд ему удавалось демонстрировать хороший темп.
Первая часть квалификации оказалась очень неудачной для Хюлькенберга, которому предстояло стартовать в гонке последним, вместе с ним дальше не смогли пройти Стролл, Окон, Цунода и Карлос Сайнс. Williams весь уикенд в Шпильберге испытывали различные проблемы, а для Юки этот вылет в первом сегменте стал уже третьим подряд.
Во второй части заезда два Mclaren вновь соревновались друг с другом по скорости, обмениваясь лучшими кругами, но примерно в середине сессия была остановлена красными флагами: в последнем повороте загорелась трава после вылета Хэмилтона. После возобновления худшими стали попытки Алонсо, Албона, Хаджара, Колапинто и Бермана.
В третьем сегменте на питлейне произошел инцидент при выпуске из боксов Расселла, который едва не врезался в Ferrari и Ферстаппена. Стюарды рассмотрели произошедшее и вынесли предупреждения Mercedes и Расселлу.
Первая попытка финального сегмента была, скорее, пристрелочной — все решалось традиционно на последних минутах. Норрис сумел улучшить собственное время, собрав полностью фиолетовые сектора. Леклер показал второе время. А вот Пиастри и Ферстаппену помешал Пьер Гасли, которого развернуло на трассе, что стало причиной желтых флагов.
Сенсацией австрийской квалификации стали шестое место Лиама Лоусона, показавшего лучшее время среди четырех пилотов Red Bull, и восьмой результат Габриэла Бортолето, впервые прошедшего в третий сегмент.
McLaren и Ferrari расположились в шахматном порядке, распределив между собой места на первых двух рядах.
Стартовая решетка
В этот раз изменений на стартовой решетке по сравнению с квалификацией не произошло. Все гонщики стартовали с тех же позиций.
Гонка
70 кругов. Температура воздуха +31 °С, температура трассы +50 °С. Сухо
Еще не успел стартовать прогревочный круг, как в пелотоне начались проблемы. Не смог покинуть стартовое поле Карлос Сайнс, так и оставшись на решетке. По радио он сообщил команде, что у него возникли проблемы с коробкой: не переключаются передачи. Маршалы помогли ему тронуться с места и передачи заработали.
К этому моменту гоночный директор уже объявил об отложенном старте — это означало, что все машины вновь вернутся на грид и механикам будет разрешено к ним подойти и использовать грелки для колес. По правилам Сайнс должен был после этого стартовать с питлейна. Подъехав к светофору на питлейн, он остановился, и на его Williams мгновенно задымились и загорелись задние тормоза. Механики поспешили к машине с огнетушителями, но машина № 55 получила повреждения и была снята с заезда.
Время старта было перенесено на 15 минут.
На рестарте прогревочного круга слегка замешкался на решетке Нико Хюлькенберг, стартовавший последним. Однако это была ложная тревога.
Почти все гонщики выбрали для старта комплекты шин медиум. На софте в первой десятке стартовал только Пьер Гасли, и, судя по темпу после нескольких первых кругов, это было не совсем верное решение: хотя на первом круге Гасли и отыграл четыре позиции (с учетом Ферстаппена и Антонелли), шины стали быстро изнашиваться, что сказалось на темпе и последующей потере мест.
На софте на старт выехали также Хаджар, Колапинто, Берман и Хюлькенберг.
1-й круг. Пиастри сразу же обогнал Шарля Леклера и поднялся на вторую строчку. Колапинто выдавил Бермана, но судьи сочли это инцидентом первого круга.
В первом повороте Антонелли не рассчитал скорость и на блокировке колес вынес Макса Ферстаппена. На трассу вышел автомобиль безопасности.
После финиша стюарды рассмотрели эту аварию и наказали Антонелли штрафом в три позиции на старте следующей гонки и двумя штрафными баллами в лицензию.
4-й круг. Маршалы очень быстро сумели эвакуировать обе машины, и на четвертом круге был дан рестарт гонки. На первых кругах после рестарта Джордж Расселл провел несколько атак на Хэмилтона, но безуспешно.
10-й круг. Алекс Албон, стартовавший 12-м, обгоняет Пьера Гасли за шестое место.
11-й круг. Пиастри, державшийся в зоне ДРС напарника, начинает атаковать Норриса. Между двумя McLaren разворачивается красивая и аккуратная борьба. Пиастри обгоняет Норриса, но Ландо возвращает позицию.
12-й круг. Габриэл Бортолето обгоняет Пьера Гасли за седьмое место. Гасли заезжает на пит-стоп и получает комплект хард.
15-й круг. Столкновение Лэнса Стролла и Юки Цуноды. Судьи не наказывают никого из гонщиков, сочтя это гоночным инцидентом. Тем не менее машина Стролла теряет в темпе.
17-й круг. Алекс Албон заезжает в боксы и сходит. В комментариях после гонки Джеймс Ваулз расскажет, что у обеих машин были проблемы разного характера, и надежность техники — на данный момент слабое место Williams, притом что они по темпу могли спокойно претендовать в гонке на шестое место.
20-й круг. В борьбе с Норрисом Пиастри блокирует шины и едва не сносит Ландо. На его колесе появляется большая проплешина. Однако в боксы первым заезжает Норрис, а Оскар еще четыре круга остается на трассе. После пит-стопа Пиастри выезжает почти в шести секундах позади напарника.
30-й круг. Столкновение Юки Цуноды и Франко Колапинто.
Обе машины повреждены. Франко остается на трассе, Юки заезжает в боксы, где ему меняют переднее крыло. Остановка длится более десяти секунд. Стюарды наказывают его еще десятью секундами и двумя штрафными баллами за этот инцидент.
34-й круг. Первый и единственный пит-стоп Алонсо. С одной остановкой гонку провели только два пилота: Фернандо и Лиам Лоусон. Обоим удалось сохранить темп и финишировать на высоких позициях.
36-й–37-й круги. Пьер Гасли вновь жалуется на машину, предполагая, что на ней что-то может быть сломано. Темп у Alpine настолько низкий, что Гасли уступает позиции не самым быстрым соперникам — например, Олли Берману. После радиопереговоров он заезжает на очередной пит-стоп.
Тем временем отставание Mercedes Расселла от Ferrari Хэмилтона составляет уже 15 секунд. Жаркие погодные условия на трассе вновь помешали Mercedes показывать высокий темп. Техническая проблема, которая присутствует у команды на протяжении нескольких сезонов, до сих пор не решена.
49-й–50-й круги. Пиастри начинает догонять Норриса, сокращая отставание с шести до трех секунд. Однако во многом этому способствует слипстрим и ДРС от круговых пилотов.
52-й–53-й круги — «бесплатные» пит-стопы лидеров. Норрис и Пиастри после остановки возвращаются в пелотон на первой и второй позициях.
55-й круг — круговой Колапинто едва не выносит с трассы Оскара Пиастри. Пиастри вынужден уходить от столкновения глубоко на обочину. После финиша Колапинто получит штраф.
59-й круг. Пиастри вновь наращивает темп и отправляется в погоню за Норрисом. Норрис по радио просит помощи с темпом у команды. По радио ему сообщают о небольшом повреждении переднего крыла, которое может приводить к дисбалансу машины.
Цунода после отбытия наказания на 60-м круге выезжает на трассу последним с отставанием от Стролла более чем в полминуты.
70-й круг. В борьбу двух McLaren на победу неожиданно вмешались две круговые машины. Габриэл Бортолето на последних кругах пытался атаковать Фернандо Алонсо (также являющегося менеджером Бортолето) в борьбе за седьмое место. Несмотря на то что шины Алонсо были на 16 кругов старше, Фернандо не уступил позицию. Четыре машины сражались за позиции буквально в одном и том же месте на трассе.
Штрафы
Кими Антонелли за столкновение с Максом Ферстаппеном на первом круге в первом повороте: три позиции на старте следующей гонки + два балла в суперлицензию.
Юки Цунода за столкновение с Франко Колапинто на 30-м круге в четвертом повороте: десять секунд + два балла в суперлицензию.
Франко Колапинто за выдавливание за пределы трассы Оскара Пиастри на 55-м круге между третьим и четвертым поворотами: пять секунд штрафа (добавлены в итоговый протокол) + один балл в суперлицензию.
Ландо Норрис выиграл Гран-при Австрии, второе место у Оскара Пиастри, третье — у Шарля Леклера. Хэмилтон финишировал четвертым, Расселл — пятым, в 33 секундах позади Льюиса.
На награждении медаль «президента» за первое место Ландо Норрису вручил 94-летний Берни Экклстоун. Об этом его попросил Мохаммед бен Сулайем, который вынужденно отсутствовал на этапе в Австрии.
По итогам Гран-при Габриэл Бортолето набрал свои первые очки в Формуле 1 и стал пилотом дня. Обе машины Sauber впервые финишировали в очках. Алонсо после финиша подошел поздравить своего подопечного с хорошим результатом.
Кими Антонелли сразу же извинился перед командой и Максом Ферстаппеном за аварию и полностью взял всю вину на себя. Тем не менее сход Ферстаппена может оказаться тем самым поворотным моментом в его возможной борьбе за титул.
Ландо Норрис немного сократил отставание от Оскара Пиастри. Разница в очках между ними теперь составляет 15 баллов. Макс отстает от Оскара на 61 балл. Джордж Расселл позади Ферстаппена всего в девяти очках.
После удачного финиша команда из Маранелло вернула себе второе место в Кубке конструкторов.
Уже через неделю чемпионат продолжится этапом в Сильверстоуне.
Результаты гонки
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Л. Норрис | McLaren | 1:23:47,693 | 216,737 | 2 |
2 | О. Пиастри | McLaren | +2,695 | 216,621 | 2 |
3 | Ш. Леклер | Ferrari | +19,820 | 215,886 | 2 |
4 | Л. Хэмилтон | Ferrari | +29,020 | 215,493 | 2 |
5 | Д. Расселл | Mercedes | +62,396 | 214,080 | 2 |
6 | Л. Лоусон | Racing Bulls | +67,754 | 213,855 | 1 |
7 | Ф. Алонсо | Aston Martin | +1 круг | 213,579 | 1 |
8 | Г. Бортолето | Sauber | +1 круг | 213,557 | 2 |
9 | Н. Хюлькенберг | Sauber | +1 круг | 213,312 | 2 |
10 | Э. Окон | Haas | +1 круг | 213,216 | 2 |
11 | О. Берман | Haas | +1 круг | 212,589 | 2 |
12 | И. Хаджар | Racing Bulls | +1 круг | 212,458 | 2 |
13 | П. Гасли | Alpine | +1 круг | 212,244 | 2 |
14 | Л. Стролл | Aston Martin | +1 круг | 212,185 | 2 |
15 | Ф. Колапинто | Alpine | +1 круг | 211,841 | 2 |
16 | Ю. Цунода | Red Bull | +2 круга | 210,418 | 3 |
Лучший круг: Оскар Пиастри (McLaren) — 1:07,924 (60-й круг, 229,249 км/ч).
Гонщик дня: Габриэл Бортолето