У обывателя понятие «дрифт» скорее ассоциируется с хулиганством, громким выхлопом и опасным неадекватным движением на дорогах общего пользования. Но дрифт не есть покатушки на парковках вокруг столба или на улицах города. Дрифт — это искусство управления автомобилем в заносе, и реализовывать это в городе в полной мере не только невозможно, но и опасно для окружающих и самих дрифтеров.
Дрифтеры Абакана это понимают и устраивают соревнования на замерзшем промышленном карьере в 9 км от города. Мероприятия имеют официальный характер, пройдены все необходимые процедуры и получены разрешения.
Абакан находится на юге Сибири — возможность покататься на карьере есть с декабря по апрель. Соревнования проходят в двух дисциплинах — Time Attack и Drift. Участвовать может любой желающий, достаточно иметь автомобиль и выбрать для себя дисциплину.
В Time Attack организаторы разделили несколько классов в зависимости от типа привода (перед, зад, полный) и покрышек (липучка, шипы, супершип). Участники приезжают на своих гражданских автомобилях, специальной подготовки автомобиля не требуется. На трассе можно встретить любые машины — от вазовской классики до Витцов, Субару Форестер, и даже Ниссан Эльгранд.
В дрифт-соревнованиях участвуют автомобили только с задним приводом на гражданских шинах. Самой популярной на соревнованиях является вазовская классика. Почему классика? Где же Марки и Сильвии? Поскольку все проходит на чистом льду, чрезмерная мощность не является преимуществом, скорее, наоборот. Большая масса и инерционность тех же маркообразных не дает плюсов перед легкими и маломощными «Жигулями». К тому же дрифт — контактный вид автоспорта, где второму участнику нужно максимально близко подъехать к первому гонщику.
Рецепт для участия весьма прост. Берем классический ВАЗ от 2101 до 2107, минимум переделок. Как правило, за основу используют схему с «Красного кольца». Это блокировка дифференциала (достаточно старой доброй «заварки»), уменьшение клиренса (многие тупо пилят один-два витка пружин подвески), увеличение выворота (уменьшение «сошек) и установка «гидроручника». Это тот минимум, с которым можно успешно участвовать в соревнованиях и заехать на «тумбочку». Есть и множество заводских исполнений, дисковые блокировки, тюненые рычаги и подвески и т. п. Каждый участник готовит автомобиль по своим возможностям и желаниям.
Первый этап Winter Drift Battle-2018 проходил 20-21 января. Трасса в этом году получилась весьма скоростной: длинная прямая разгона, постановка вблизи бруствера, длинная дуга с замедлением, перекладка в клиппинг-зонах и большая дуга с разгоном по широкой траектории вблизи бруствера. Скорость постановки достигала 110 км/ч.
Температура воздуха в эти дни в Хакасии держалась на отметках 33-38 градусов холода. Но это не помеха для настоящих сибирских мужиков! На старт вышли 29 участников, планировалось больше, но некоторые не завели свой транспорт («Жигули» все-таки, да и не новые они), некоторые не успели подготовить автомобили.
При такой температуре техника работает на грани и иногда не выдерживает нагрузок и мороза. Опытные водители знают, что лед при -5°С и при -35°С — это разный лед. При -35°С он становится практически как асфальт и имеет очень сильный зацеп. Это стало проблемой для маломощных моторов объемом 1,2 и 1,3 л. Более мощные автомобили чувствовали себя комфортнее. Также замерзала подвеска и рулевое, участникам приходилось бороться не только с холодом, но и с автомобилем.
Выбранный карьер весьма удобен для зрителей, не нужно мерзнуть на открытых трибунах, люди удобно паркуются вдоль берега на своих машинах, настраивают радио на трансляцию соревнований. Организаторы привезли «полевую кухню» в виде плова, шашлыка и горячего чая. Несмотря на холода, вся линия берега была заполнена зрителями, люди приветливо сигналили клаксонами и фарами, приветствуя красивый парный дрифт.
Результаты соревнований:
1 место: Адил Субраков, ВАЗ-2102
2 место: Аркадий Рева, ВАЗ-2105
3 место: Азиз Ахмедов, ВАЗ-2101
P. S. Зимний дрифт, пожалуй, самый зрелищный и доступный вид автоспорта. Множество информации по подготовке автомобиля в интернете, отзывчивое и доброжелательное сообщество и бесценный опыт контраварийного вождения на льду. Я в этом году приобщился к этому занятию. В гражданской жизни у меня Хонда Фит 1.3 на вариаторе. Для дрифта в гараже стоит ВАЗ-2107, и по выходным я выезжаю на лед и получаю массу эмоций, опыта и удовольствия. Вся постройка автомобиля — от покупки, страховки, подготовки до резины и т. п. — вышла около 50 000 рублей. Это средний по характеристикам компьютер или мобильный телефон.
Занимайтесь любимым делом! Пробуйте! Рискуйте!