Борьба для Сироткина началась еще до того, как он получил место пилота в команде Williams. До последних сезонных тестов в Абу-Даби его даже не особо рассматривали в качестве претендента — основные переговоры велись с Кубицей. Но в Абу-Даби Сергей просто сел в машину и показал, на что способен. Команда была настолько впечатлена его профессионализмом и техническими знаниями, что после сравнения всех результатов решила, что варианта лучше, чем Сергей, им не найти.
Несмотря на не слишком опытных пилотов, Williams тем не менее рассчитывали на успешный год. Новую машину для предстоящего сезона спроектировали и построили под руководством главного технического специалиста Пэдди Лоу. В 2018 году перед командой стояла задача вырваться из болота, в которое их затянуло последние годы. Понятно, они не рассчитывали вступить в борьбу с тройкой лидеров (Мерседес, Феррари и Ред Булл), но на высокий результат во втором эшелоне надеялись. Однако все получилось совсем иначе.
Первая половина сезона 2018 стала для Williams настоящим кошмаром. Вместо поступательного движения вперед команда оказалась далеко позади — настолько далеко, что сейчас замыкает Кубок конструкторов, который выигрывала девять раз. Для решения проблем Падди Лоу разработал целый комплекс мер, но и он, и вся команда признают, что для этого потребуется немало времени.
Все эти сложности совершенно не на руку Сироткину, чьей задачей сейчас является доказать, что он заслуживает места в F1. Но как это сделать, когда в твоем распоряжении машина с кучей проблем?
«Задача не из легких, — прокомментировал Сергей в интервью Formula1.com. — Мы не можем показать желаемый результат, да и темп у машины совсем не тот, на который мы рассчитывали. Конечно, было бы намного проще сесть за руль автомобиля, полностью готового включиться в борьбу за очки. Но на самом деле я даже рад такому выпавшему на мою долю челленджу. Сейчас мы со всей командой работаем плечо к плечу, и благодаря этому гораздо крепче ощущаем себя единым целым. Это командная работа, и у меня в ней есть собственная, определенная роль. Поэтому когда мы наконец разберемся со всеми проблемами, я надеюсь, мы будем полностью вознаграждены.»
Подход Сергея к своей работе поистине впечатляет. В перерыве между официальным анонсом контракта и первым днем предсезонных тестов он почти каждый день приезжал на фабрику команды. И специально купил квартиру в 20 минутах от базы команды в Гроуве, Оксфордшир. И сейчас в промежутках между гонками почти все время работает на базе.
«Иногда я просто приезжаю на фабрику, чтобы пообедать с парнями, немного потренироваться, а потом возвращаюсь домой, — говорит Сергей. — В другой раз я провожу там целый день на встречах, тренировках и симуляторе. Мне очень нравится находиться на базе, работая и отдыхая. Иногда мы проводим групповые тренировки с инженерами и механиками. Как-то я даже пошутил, что впервые после возвращения из Монако увидел, как выглядит моя квартира при свете дня. До этого я все время уходил и возвращался затемно».
Такой подход к своей работе очень впечатлил Williams. Стало понятно, что Сергей готов работать с полной самоотдачей, чтобы добиться высоких результатов и выжать из автомобиля по максимуму. Эта его страсть к работе проявляется абсолютно во всем, команда видит его усилия, ценит результаты и отдает ему должное.
Сироткин совершенно не стыдится того факта, что он попал в команду при финансовой поддержке SMP Racing. И на самом деле он совершенно не заслуживает прилипшего ярлыка «рента-драйвера». Просто потому, что это несправедливо.
Да, он является выпускником программы молодых пилотов SMP Racing, которая охватывает всю Россию, часть Восточной Европы и Скандинавию, но в программе помимо него участвовало еще почти 1500 претендентов, а Сироткин стал первым, кто оказался в F1. У него есть талант, а SMP Racing лишь оценили его и поддержали, решив, что он и в самом деле достаточно хорош для F1.
И вот именно этот факт, что от тебя ждут результатов, и оказывает на него определенное давление: и хотя Сергей отрицает его воздействие, он все же признается, что случаются моменты, когда отсутствие результата действует ему на нервы. «Бывает, что я не могу заснуть ночью, особенно последнее время, и у меня в голове постоянно крутится мысль: я снова не набрал очков. Но сейчас мы не в том положении, чтобы думать об очках».
«И по утрам меня будит не желание заработать очки, а страсть к тому делу, которым я занимаюсь. Прошлый год, который мне пришлось по разным причинам провести без гонок, напоминает мне, насколько я это люблю. Тогда было ощущение, что кто-то отнял у меня часть души. Так что даже просто вернуться за руль — для меня уже огромная награда».
До тех пор, пока Кубица остается в команде в роли резервного пилота и пилота по развитию, слухи о том, что он может заменить одного из пилотов в основном составе, не прекратятся. Считает ли Сергей Сироткин, что Кубица представляет для него угрозу?
«Вообще нет. У него есть свое место в команде, у меня свое, и у меня с ним очень хорошие отношения, кто бы что ни думал. Он отличный парень, открытый и дружелюбный. Иногда он напоминает мне немного меня самого в прошлом году в Renault, когда уже чувствуешь себя ненужным, но все еще пытаешься что-то сделать. Даже если ты не садишься за руль, это все равно интересная работа. Вот почему я его так сильно уважаю. Наверное, вы не поверите, но я рад, что он с нами в команде. Две головы хорошо, а три лучше!».
Сироткин лидирует по количеству выигранных квалификаций у Стролла 4:3, но на финише смог опередить его лишь однажды. И если у Стролла уже есть четыре очка за финиш на восьмой позиции в Баку, то Сироткин еще не открыл счет.
Хорошо, что в Williams способны смотреть на результаты шире и ценить ту огромную работу, которую проделывает Сергей для своей команды. И больше всего им, пожалуй, довольны инженеры. А Клэр Уильямс утверждает, что у нее нет никаких претензий к выступлениям ни Сироткина, ни Стролла: «Это нелегко — быть новичком в Формуле 1, выступать в квалификации, выходить на старты гонок и понимать, что и в этот раз ты, скорее всего, финишируешь в самом хвосте пелотона», — добавляет она.
Считает ли Сироткин, что он делает достаточно, чтобы доказать свое право выступать в Формуле 1?
«Конечно, я мог бы сказать да, — говорит он. — Но мне неудобно говорить так о самом себе. Прежде всего я должен сделать так, чтобы мою работу увидели и оценили другие, а не я сам».
Конечно, сейчас еще очень рано делать какие-то прогнозы, но именно из спортсменов с таким характером и таким подходом к делу и получаются победители.