Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Как закалялась Спа. История автодрома и гонок
19.07.2018 | 2142 просмотра

Как закалялась Спа. История автодрома и гонок

Автор: Stephan Rattel Organization (SRO)
Перевод: Мария Мельникова
Фото автора, пресс-службы SRO и из открытых источников
Источник: Дром

В 2018 году гоночный марафон Total 24 Hours of Spa празднует свое 70-летие. Гонка на выносливость, проходящая на одной из самых сложных в мире трасс — Спа-Франкоршам, является не только очень трудной и опасной (про знаменитую «Красную воду» в гоночной среде складываются легенды), но и одной из самых непредсказуемых. А главным действующим лицом во многих гонках становится погодная стихия. Проливные дожди, являющиеся здесь, пожалуй, частью пейзажа, очень часто в корне меняют ход событий на гоночной трассе. Ну а количество страшнейших аварий уже давно стали притчей во языцех. Тем больше появляется желающих испытать на этой трассе как свои автомобили, так и себя лично.

В рассказе, состоящем из трех частей, мы подробно опишем историю этого автодрома и гонок.

Часть первая: 1924–1953

После Первой мировой войны вся автоспортивная Европа стремилась вернуться к своей привычной жизни. В том числе и проводя гоночные соревнования.

В 1921 году в бельгийских Арденнах, около деревушки Франкоршам, недалеко от местечка Спа была построена новая гоночная трасса. Год спустя Бельгийская автомобильная федерация и Королевский автомобильный клуб Бельгии провели первый Гран-при; а после того как в 1923 году в Ле-Мане прошел первый пробный марафон, руководители федерации решили организовать свою собственную гонку на выносливость. Их задачей было дать «зеленый свет» бельгийским автопроизводителям и их продукции на домашней трассе.

Трасса Спа-Франкоршам в оригинальной 15-километровой конфигурации (1922 г.)

 

Первый Гран-при Бельгии состоялся 19–20 июля 1924 года, на стартовую решетку вышло 27 автомобилей. Поскольку фары на них были слишком слабыми для ночной гонки, по периметру 15-километровой трассы установили две сотни ацетиленовых ламп. А в субботу даже организовали фейерверки! По правилам, в автомобиле должно было всегда находиться два человека — пилот и механик, но если водители за рулем могли сменять друг друга, то вот механик этого сделать не мог и проезжал всю гонку от старта до финиша. Первое соревнование почти полностью прошло под дождем и в густом тумане, а победителями стали Анри Спрингель и Морис Бекке за рулем Bignan 2,0 л, продемонстрировав среднюю скорость в 78 км/ч.

Марафон 1924 года прошел с невиданным энтузиазмом как со стороны производителей, так и команд, этот же энтузиазм наблюдался и в дальнейшем, и хотя гонка «24 часа Спа» никак не могла соперничать по популярности с Ле-Маном, тем не менее она собирала на старте до 48 автомобилей. В 1925 году победителями стали Андре Лагаш и Рене Леонард на 4,0-литровом Chenard & Walker, а на следующий год победу «от старта до финиша» одержали Андре Бойло и Луи Ригаль на Peugeot 18 CV.

Старт гонки (1926 г.)

В 1927 году гонку выиграл бельгийский производитель Excelsior, однако мало кто из зрителей это видел: погоды хуже, чем в том году, в Спа, пожалуй, никогда и не было — дождь лил почти 20 часов. Именно эти погодные условия стали причиной аварии другого Эксельсиора: ранним утром автомобиль вылетел с трассы, снес на своем пути почти 50 метров ограждений безопасности и врезался в дерево. К счастью, надежное шасси Excelsior 'Albert I' (названное в честь бельгийского короля) спасло жизнь водителю.

Excelsior 'Albert I' 1927 года

В следующем году бельгийские машины вообще не вышли на старт гонки, американцы были представлены семью автомобилями (пять Chrysler, Auburn и Studebaker), а все остальное стартовое поле заняли европейские производители.

Тогда впервые в 24-часовом марафоне за Францию выступал Bugatti, а честь Италии защищали спортсмены на Alfa Romeo. Победили в итоге итальянцы, а французы Ивановски и Маринони установили новый рекорд дистанции, пройдя 2463 километра.

1929 год стал годом мирового спада производства, под который попали и многие автопроизводители, а бренд «Минерва» (Minerva) оказался последним бельгийским брендом, который еще хоть как-то мог сражаться за победу. Но и эти автомобили стали для бельгийцев настоящей бедой. Одна из Минерв вылетела с трассы, насмерть сбив маршала, а вторая, доехавшая до финиша, впоследствии была дисквалифицирована за получение «внешней помощи». Трагедией обернулся и инцидент с участием одного из самых популярных гонщиков Бельгии Фредди Шарлье. По ходу гонки он потерял порядка 50 минут на ремонт своего Bugatti Type 43, которые решил нагнать, непрерывно рискуя на трассе. В итоге он не справился с управлением на участке Masta, врезался в ограждение и погиб.

На протяжении нескольких последующих лет постоянными лидерами «24 часа Спа» становились Alfa Romeo, которые в период между 1929 и 1938 годами одержали пять побед с моделями 6C и 8C, а Аттилио Маринони побеждал три раза подряд. И только 54 года спустя Ханс Хайер сумел повторить рекорд Маринони. А в 1931 году разработанный Фердинандом Порше Mercedes SSK стал первой реальной угрозой итальянской армаде. В тот год после проблем с электрикой у лидировавшей Alfa Romeo 7,0-литровый монстр под управлением Гоффредо Зехендера и русского князя Димитрия Джорджадзе завоевал первую победу для немецкого бренда.

Занявшие первые три места Alfa Romeo после финиша в 24-часовой гонке 1930 года

Во второй половине тридцатых годов отголоски событий на Уолл-стрит отразились и на благополучии всего мира моторов: из-за мировой депрессии в 1934, 1935 и 1937 годах 24-часовой марафон не проводился. В 1936 и 1938 годах победу вновь завоевали Alfa Romeo, оба раза под управлением Франческо Севери. Ну а в 1939-м случился очередной кризис, на этот раз политический: Европе, ступившей на порог Второй мировой войны, было уже не до автогонок.

Афиша гонок 1938 года

 

Война сурово обошлась с автодромом Франкоршам: он был почти полностью разрушен. Сражения в Арденнах суровой зимой 1944/45 годов не пощадили ни близлежащий городок под названием Ставелот, ни саму кольцевую трассу. Бóльшая часть населения города погибла, защищаясь от немцев, инфраструктура была практически полностью уничтожена.

И только к 1948 году энтузиасты смогли восстановить разрушенный автодром, а гонка «24 часа Спа» вернулась в международный автоспортивный календарь — за год до того, как были даны старты и в Ле-Мане.

Финиш Луиджи Чинетти (1948 г.)

И хотя основная часть стартовой решетки в 41 автомобиль была заполнена довоенными моделями, заводская команда Aston Martin (выкупленная в предыдущем сезоне промышленником Дэвидом Брауном) представила новый DB1. Его пилоты Джон Хорсфолл и Лесли Джонсон сумели занять первую ступеньку подиума после невероятно сложной дождевой гонки.

В отличие от нее, марафон 1949 года прошел по сухой и солнечной погоде, и впервые обе гонки — в Ле-Мане и в Спа — выиграл один и тот же пилот: Луиджи Чинетти на Ferrari 166. Он чуть было не лишился заслуженной победы, когда за 30 минут до финиша поскользнулся на пролитом кем-то масле и вылетел с трассы. Однако ему удалось доехать до боксов, быстро отремонтировать машину, вернуться на трассу и одержать победу.

…После общего снижения интереса к 24-часовым марафонам, организаторы «24 часа Спа» решили на время заморозить проведение соревнования и вместо этого сосредоточиться на двухчасовых гонках автомобилей класса «Продакшн».

Spa — быстрая конфигурация 1950 года (14,120 км)

 

В 1953 году было объявлено о создании чемпионата мира спортивных автомобилей, что ненадолго позволило возродить «24 часа Спа». Но проведение в эти же даты «Гран-при Лиссабона» серьезно повлияло на заполнение стартовой решетки, так что гонка не смогла собрать то количество участников, на которое рассчитывала. Тем не менее и Ferrari, и Alfa Romeo заявили на старт нескольких своих знаменитых пилотов, а именно Аскари, Виллорези и Фанхио, в то время как Бельгию представляли такие мастера, как Гендебьен, Фрир и Свотерс. Победу для Ferrari в тот год привезли Нино Фарина и Майк Хоторн, но уже очень скоро после этого Спа потеряли свой статус чемпионата мира, и 24-часовая гонка исчезла из календаря. Вплоть до 1964 года.

Часть вторая. 1964–2000

Прошло 11 лет, прежде чем организаторы сумели перезапустить это легендарное соревнование. Инициаторами стали Убер де Арлез из Королевского автомобильного клуба Бельгии и журналист и гонщик Поль Фрир. Их идея была столь же блестящей, сколь и простой: дабы разграничить себя с «24-мя часами Ле-Мана», нужно организовать соревнование для автомобилей класса «Туринг».

Старт гонки 1964 года

 

На старт были заявлены заводские команды Alfa Romeo, BMC, BMW, Citroën, Glas, Ford, Lancia и Mercedes, что помогло собрать кворум на старте. Событие 1964 года получилось массовым и красивым. Победителями стали Роберт Кревиц и Гюстав Госслин на Mercedes 300 SE. Несмотря на то, что на финише у машины осталось только две передачи из пяти, экипаж смог победить с преимуществом в целый круг над BMW 1800Ti экипажа Аалтонена–Хана.

В течение следующих двух лет баварцы сумели взять реванш над Mercedes. В 1965 году победу одержали Паскаль Икс и Жерар Ланглуа на автомобиле BMW 1800 TISA, а в 1966-м — Жаки Икс и Юбер Хан на 2000 TI. Оба автомобиля, разработанные на базе BMW 1500, помогли в прямом смысле спасти немецкий бренд от разорения после провала огромных седанов V8.

Как ни странно, но к стартам в той гонке были допущены также и Porsche 911, которые не имели никакого отношения к «Турингу», а по праву считались чистокровными GT. И в следующие три года Porsche полностью господствовали на подиуме — 1967 год: экипаж Габан–Педро, 1968 год: Кремер– Келленерс–Каузен, в 1969 победу одержали Шассоль и Балло–Лена.

Конец 60-х запомнился довольно экзотичным обновлением автопарка: в Арденны привезли Mazda R100. Японская фирма была заинтересована в Европе как в автомобильном рынке, и Бельгия показалась им правильной страной для начала бизнеса. Литровые твин-роторные двигатели Ванкеля стали открытием для Европы, а их звук в 150 децибел просто-таки ее оглушил.

Mazda R100

Золотые 70-е ознаменовались продолжительным поединком между Ford Capri RS и BMW 3.0 CSL. А в 1973 году более 100 000 зрителей стали свидетелями очень плотной борьбы между этими двумя производителями, но ночью произошло два трагических инцидента, унесших жизни сразу трех пилотов.

…А скорость автомобилей все продолжала расти. В 1973 году средняя скорость на круге у Ханса Иоахима Штука составляла 221,5 км/ч, а максимальная достигала почти 260 км/ч. Для повышения уровня безопасности требовалось принять ряд мер, и Королевский автомобильный клуб Бельгии установил новый свод правил, который назвали «Groupe Francorchamps». Этот новый регламент позволял дорабатывать менее мощные автомобили Группы 1 в отличие от более быстрых автомобилей Группы 2. Именно эти правила и легли в дальнейшем в основу будущего международного автоспортивного регламента FIA.

Но эти изменившиеся правила никак не повлияли на неизменные победы BMW, продолжавшиеся вплоть до 1977 года.

В 1977 году произошло следующее изменение регламента: теперь организаторы допускали к гонке только автомобили Группы 1 — слегка модифицированные машины класса «Продакшн». И следующие два года победителями становились BMW и Ford соответственно.

В 1979 году в очередной раз изменили конфигурацию трека: теперь гонки проводились на 7-километровом кольце. Первое место заняли братья Жан-Мишель и Филипп Мартан из Бельгии на Ford Capri — подвиг, который они смогли повторить и в следующем году. Все последующие годы, за исключением 1981-го (тогда победила Mazda RX-7 Тома Уокиншоу и Пьера Дьедонне) и 1984 года (когда первым стал Jaguar XJS Уокиншоу–Хайера–Перси), стали историей противостояния марок Ford и BMW и, надо сказать, в большинстве случаев оно заканчивалось в пользу последних. Не стал исключением и 1985 год. Тогда, несмотря на многократные отключения электричества на треке и мощнейший ливень под конец гонки, победа досталась экипажу Равальи–Бергера–Сурера. И в тот же год случилось еще одно важное событие: в течение гонки был преодолен рубеж в 500 пройденных кругов.

Ford Capri (1978 г.)

К концу 80-х годов начался закат класса «Туринг». В 1987 году чемпионат мира практически провалился, а в 1989 году FIA вообще отменили европейский чемпионат ETCC. Таким образом, «24 часа Спа» фактически лишился большинства своих участников, и организаторам ничего не оставалось, как принять решение о допуске к соревнованиям автомобилей группы N и GT, а точнее, любых автомобилей, которые подходили под бельгийскую интерпретацию регламента группы N.

Неожиданно это решение оказалось весьма популярным и помогло не только до отказа забить стартовую решетку, но и получить такие необычные автомобили, как Ferrari Mondial экс-чемпиона мира F1 Кеке Росберга.

После того как в 1991 году победа досталась мощному и технологически продвинутому Nissan Skyline, заявок от автомобилей класса GT становилось все больше и больше. В 1992-м машины класса «Туринг» все еще были конкурентоспособны: тогда победу одержал Стив Сопер, который на последних кругах обогнал своего товарища по команде Эрика ван де Поэла и выиграл у него с разницей всего в 0,48 секунды. Благодаря этому штурман и ко-драйвер Сопера Жан-Мишель Мартан стал первым в истории гонки четырехкратным победителем «24 часа Спа».

В 1993 году гонка была остановлена ранним утром в связи с известием о смерти бельгийского короля Бодуэна I. Однако до этого момента все лидирующие позиции занимали автомобили Porsche. Это сподвигло организаторов на то, чтобы вновь изменить спортивный регламент, и на этот раз топовой категорией стали автомобили класса 2, известные как «Super Touring».

Изначально эти 2,0-литровые машины строились под короткие спринтовые гонки, но, как оказалось, они чувствовали себя ничуть не хуже и в эндурансе.

Хотя заводские команды Audi, Honda, Opel, Peugeot и Toyota лезли буквально из кожи вон, чтобы пробиться в лидеры, доминировать продолжала баварская команда, выигрывая подряд все гонки в период с 1994 по 1997 годы. Ну а Тьерри Тассин сумел по количеству титулов догнать Жан-Мишеля Мартана и также стать четырехкратным победителем «24 часа Спа».

BMW Alpine на гонке «24 часа Спа»

В 1998 году из-за слишком высокой стоимости участия технический регламент был изменен, а вместо Super Touring на старт вышли более дешевые Super Production. Это привело к тому, что машины стали выглядеть беднее и скучнее, а это, в свою очередь, снизило и ценность марафона. Он перестал быть столь же привлекательным не только для зрителей, но и для самих участников.

Именно в такие периоды и следует начинать новую главу истории…

Часть третья: 2001–2017

2001 год стал началом новой эпохи знаменитой гонки. Он подвел черту под участием автомобилей категорий «Туринг», «Супер-туринг» или «Супер-продакшн» и распахнул двери навстречу категории «Гранд-туризмо» чемпионата FIA GT.

Современная конфигурация трассы Спа-Франкоршам

 

Зрелищные, агрессивные и мощные машины, особенно чудовищный монстр Chrysler Viper, произвели на зрителей неизгладимое впечатление. Американский автомобиль, оснащенный огромным V10, который взяли на вооружение топовые команды вроде Larbre Compétition, Belmondo Racing и Carsport, сразу выиграл первые же две гонки «24 часа Спа» нового формата.

В топе лучших брендов и команд постоянно держались такие производители, как Lister и Ferrari, но в 2003 году неожиданную победу одержала швейцарская команда Freisinger Racing, выступавшая на Porsche 996 GT3-RS. Автомобиль был заявлен не в самой мощной категории — N-GT, но в типичных бельгийских условиях дождя, который лил не переставая 22 часа из 24-х, Стефан Ортелли, Марк Либ и Ромен Дюма смогли провести идеальную гонку.

А в следующем году победа досталась экипажу на Ferrari 550 Maranello, который в 2003-м финишировал на втором месте. В квартет пилотов вошли три итальянца — Лука Каппеллари, Фабрицио Голлина и Энцо Кальдерари, а вот четвертой в экипаже стала швейцарка Лилиан Бринер (первая женщина, когда-либо выигравшая 24 Hours of Spa). Сам же автомобиль был разработан и построен британской командой Prodrive.

2005 год дал старт новой эпохе доминирования Maserati MC12. Несмотря на то, что первые версии автомобиля больше попадали под характеристики гоночного прототипа, MC12 полностью соответствовала требованиям класса GT1 того времени. В период с 2005 по 2008 год автомобили с трезубцем на капоте трижды побеждали на гоночной трассе в Спа, и всегда в ливреях немецкой команды Vitaphone. А завоевал победу все три раза экипаж, состоявший из владельца команды Майкла Бартельса и пилота Эрика ван де Пойе.

Maserati MC12

Благодаря этому бельгиец «Тинтин» ван де Пойе стал первым в истории пилотом, сумевшим пять раз одержать победу в «24 часа Спа». Свои первые две победы «Тинтин» завоевал еще в эпоху туринга в 1987 и 1998 годах, обе за рулем BMW. Его рекорд из пяти побед до сих пор остается непревзойденным.

Однако это только кажется, что никто не мог составить конкуренцию Maserati. Aston Martin DBR9 был очень близок к победе в 2006 году, но был вынужден уступить лидерство. Corvette C6R оказался чуть более успешным в своем стремлении победить MC12. В 2006 и в 2009 годах он дважды первым пересекал финишную черту, и оба раза им управлял голландец Майк Хеземанс. Любопытно, что отец Майка Хеземанса — Тоин — выиграл «24 часа Спа» в 1973 году, более чем за 30 лет до своего сына.

В 2010 году все автомобили категории GT1 были переведены в спринтерские соревнования чемпионата мира FIA GT1, а 24 Hours of Spa перестала быть чемпионской гонкой, хотя и получила титул Coupe d'Europe FIA GT2 — Кубка Европы в категории GT2. Теперь здесь выступали автомобили четырех младших категорий: GT2, GT3 и GT National, а также совершенно новой категории GT4, которая сейчас стала исключительно популярной. Автомобили GT3 дебютировали в 2008 году и с первой же гонки стали самым массовым классом: на старт вышла 21 машина. Среди них был единственный представитель Mosler — Mosler MT900R, а также три Ford GT, которые выбрали как самый популярный бренд зрительским голосованием, особенно с учетом того, что два из трех Фордов выступали за Marc VDS Racing из Шарлеруа.

Финал гонки 2010 года был весьма драматичным. Еще за час до финиша лидерство упорно удерживали BMW на автомобиле BMW M3, и это была бы их 22-я победа в «24 часа Спа», но незадолго до отмашки клетчатым флагом они сошли из-за проблем с рулевым механизмом, и победа досталась экипажу на Porsche: Бергмайстеру, Раггингеру, Хенцлеру и Дюма. Что же касается Ромена Дюма, то это была для него вторая очень важная победа подряд: за шесть недель до этого он выиграл гонку «24 часа Ле-Мана».

В 2011 году Total 24 Hours of Spa перешла к организатору новой серии Blancpain Endurance. Созданный компанией SRO Motorsports Group и Стефаном Раттелем, этот чемпионат собрал на своих стартах практически все бренды категории GT3, невероятно популярной как у пилотов и команд, так и у производителей. Для поднятия статуса за победу здесь присуждались двойные очки, и это помогало пилотам и командам бороться за титул. В 2011 году на стартовой решетке были представлены 13 мировых брендов, включая такие редкие для Европы автомобили, как Ford Mustang FR500 или Chevrolet Corvette. Среди остального пелотона превалировали Audi и Ferrari. Благодаря различным популярным мерам количество участников на старте резко выросло. Если раньше организаторы набирали 40-45 участников, то сейчас их стало более 60. Эти годы стали началом самой успешной эпохи бельгийской гонки на выносливость.

В первых двух соревнованиях нового формата безоговорочное лидерство удерживали Audi R8 LMS, а экипажи-победители представляли команды Audi Sport Team WRT (2011) и Audi Sport Team Phoenix (2012). Однако конкуренция между брендами непрерывно росла, и в 2013 году исход гонки был решен в поединке между Manthey Porsche и HTP Mercedes-AMG. Победу одержал экипаж на автомобиле Mercedes в составе Максимилиана Бука, Макси Геца и Бернда Шнайдера. Для 49-летнего Шнайдера эта победа стала второй на гонке в «24 часа Спа» — 24 года спустя после его первой победы в 1989 году.

2014 год принес еще одно золото команде WRT на Audi R8, но Вантхор, Винкельхок и Раст вышли в лидеры всего за 13 минут до финиша, а на последнем круге их отделяло от экипажа команды Marc VDS на BMW Z4 7,7 секунды! Но уже в следующем году бельгийская команда на BMW взяла реванш.

В 2016 году гонка Total 24 Hours of Spa стала частью нового Intercontinental GT Challenge. С переходом BMW на новый M6 GT3 роль фаворитов взяли на себя три других производителя: Audi, Mercedes-AMG и Bentley. После 23 часов очень плотной гонки разрыв между первым и вторым экипажами составлял всего 35 секунд, но внезапный ливень, разразившийся за 35 минут до финиша, создал на трассе настоящий хаос. Алекс Симс, Филипп Энг и Максим Мартан на BMW M6 команды Rowe Racing внезапно вырвались на первое место. Для Максима Мартана это было одним из самых важных и эмоциональных событий: ведь таким образом он наследовал победы своего отца Жана-Мишеля, ставшего победителем в 1979-80, 1987 и 1982 годах, и дяди Филиппа Мартана, выигравшего гонки 1979 и 1980 годов.

Гонка 2017 года также стала в своем роде исторической: не только шесть автомобилей сумели финишировать в одном круге (такая кучность для суточных марафонов редкость), но и был установлен рекорд по количеству смен лидера за гонку — 58 раз. В итоге команда Audi Sport Saintéloc на Audi R8 в составе Винкельхока, Хааза и Гунона выиграла у экипажа Bentley (Сусек, Суле и Абриль) с разницей в 11 секунд!

Что же нас ждет в этом году?

На старт новой гонки, которая пройдет с 26 по 29 июля, выйдут автомобили 11-ти брендов. Марафон будет многообещающим…

Комментарии

Александр
Челябинск
Сильверстоун, Монца и легендарная Спа, классика!!!
14
 
Ответить
Александр
Челябинск
А совремееные "тилькедромы" мягко говоря уже задолбали.
11
 
Ответить
 
Сообщений: 4279
Классная трасса, настоящая! А в молодости в автосимуляторах всегда больше всех нравилась. Сейчас легендарный поворот О Руж постоянно проезжаю по трассе в Красноярск. Возле города Бородино есть очень похожий по профилю поворот, только не такого качества)) https://travel.drom.ru/36409/
Это наша зима! ;)
11
 
Ответить
Погнали!
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром