Сложно забыть, как два года назад на открытии автодрома «Форт Грозный» во время 4-го этапа RDRC несведущая в вопросах дрэг-рейсинга журналистка одного из телеканалов, стоя на проклеенной части дрэгстрипа, рассказывала в прямом эфире про «свежий асфальт, который все еще липнет к обуви».
И если тогда это оказалось лишь неграмотной метафорой, то вот в прошедшие выходные подобное выражение становилось реальной действительностью. Раскалившийся до 65 градусов асфальт в прямом смысле слова становился липким, а заезды по нему оказывались испытанием как для машин, так и для людей. Более того, клей, нанесенный на стартовую зону дрэгстрипа, начинал даже закипать, а по утверждениям свидетелей, при прикосновении рукой к шинам на пальцах оставался тонкий черный след: резина тоже не выдерживала столь высоких температур.
Можно только представить, каково было в полном облачении пилотам дрэгстеров и промодов, чьи костюмы безопасности включают в себя не просто комплект белье + комбинезон + ботинки + перчатки + шлем и подшлемник, но состоят из 14 предметов, в том числе специальных несгораемых штанов, куртки и сапог.
Усложнил ситуацию тот факт, что в субботу удалось провести очень мало заездов из-за начавшегося дождя, поэтому большинство заездов пришлось переносить на воскресенье. И здесь важную роль сыграло одно примечательное обстоятельство.
Еще при строительстве автодрома «Форт Грозный» (или как его еще называют «Крепость Грозная») была учтена возможность проведения ночного освещения. Однако, из-за финансовой составляющей это не было сделано сразу, хотя руководители автодрома и не отказывались от своих слов.
Второй этап Чемпионата России по дрэгрейсингу сезона 2018 должен был пройти на новом автодроме в Кабардино-Балкарской республике, но как иногда случается, открыть трассу к указанным срокам не успели (на данный момент в Кабардино-Балкарии запланировано закрытие сезона), и этап пришлось переносить. Организаторы Чемпионата встретились с руководством «Форта Грозный», и те пообещали сделать освещение ко второму этапу, и обещание свое сдержали. Что невероятно помогло.
Правда, электрического освещения хватило лишь на стартовую зону и дрэгстрип, оно не распространяется на всю кольцевую трассу. Впрочем, этого вполне достаточно: 24-часовые марафоны проводить здесь пока никто не собирается, а вот дрэг-рейсинг пользуется в Чечне успехом.
Как ни удивительно, но помимо того, что после заката температуры воздуха и асфальта здесь достигают вполне комфортных значений (+25 воздух и +40-45 асфальт), оказалось, что в ночном дрэг-рейсинге есть и еще один плюс. После опроса большинства пилотов выяснилось, что в темноте им нравится ездить больше потому, что... их ничто не отвлекает от заезда!
«Есть освещенная дорожка, и ты на ней, а все остальное ты не видишь, и сосредоточен на этой дорожке», — рассказал Дмитрий Саморуков, управляющий промодом Dodge Viper, который во время второго квалификационного заезда установил рекорд этапа, показав время в 6,733 секунды. Правда, это время засчитано не было, так как это был классический «брейк-аут», то есть время, выходящее за нижнюю разрешенную границу в 7 секунд для автомобилей класса US, соревнующегося в Чемпионате России.
Однако, для Дмитрия этот заезд завершился крайне неудачно. Уже ближе к финишу на его промоде развалилась коробка передач — это случилось впервые за три года выступлений в соревнованиях. И теперь в сжатые сроки предстояло это коробку поменять. Механики с этой задачей успешно справились, и уже к первым четвертьфинальным заездам Дмитрий был в строю.
По словам председателя комитета по дрэг-рейсингу РАФ и организатора соревнований Тиграна Сеферяна, этот этап стал очень сложным в плане проблем с техникой.
— Этап был тяжелый: не было команд, у которых не было проблем, у всех что-то случалось, — рассказал Тигран. — У Саморукова развалилась коробка, и все масло вылилось на трассу, пришлось долго убирать. Вообще разливов технических жидкостей было очень много, в том числе и у Владислава Кузнецова на Lancer Evo 10 из Находки, у которого взорвался мотор и все масло также оказалось на трассе.
Кстати, очень радостный момент для нас всех был, когда на этот этап приехали два автомобиля, можно сказать, с другой стороны России — из Уссурийска и Находки. Они выступали в младшем классе FSL и хорошо себя показали, а Андрей Огородников на Nissan GT-R R35 даже оказался на подиуме, завоевав бронзу в своем классе.
Проблемы были не только у «сложных» автомобилей: очень много поломок было у переднего привода, просто кто-то сумел починиться, а кто-то нет. Сошли такие фавориты, например, как Яна Сотова и Гарик Гаракишиев. Было очень обидно.
Очень тяжелым стал этап и для команды Алания Моторспорт из Симферополя и их пилота Мустафы Муртазаева. За время 2-го этапа у них трижды возникали серьезные проблемы с двигателем на автомобиле VAZ 2108. Сначала команде еще во время практики пришлось заменить головку блока цилиндров, затем перед квалификацией произошла еще одна полная замена мотора, и опять на ВАЗе были проблемы со стартами. В результате Мустафа не сумел пройти после квалификации в четвертьфиналы, и команда пребывала в некотором унынии. Но затем произошло то, что иначе как счастливым случаем и не назовешь. У одного из потенциальных участников четвертьфиналов также случаются технические проблемы, и благодаря «правилу запасных» Муртазаев, у которого следующее лучшее время, получает шанс выйти в финальную часть соревнований. И тут уже Мустафа своего не упускает. Сначала он чисто выигрывает в полуфиналах у Эльшана Асланова, а затем побеждает Артема Демихова и оказывается на высшей ступени пьедестала в своем классе!
«Надо признаться, что еще в 11 утра воскресенья мы хотели уехать домой, но потом команда совершила чудо — собрала из первого и второго моторов, которые сломались, третий. К финалу барнаульцы на Honda Civic сломались, и по правилам нового регламента я, как запасной участник на технически исправной технике, встал на их место в финальных заездах и поехал с самыми сильными пилотами класса. Первым был Владимир Третьяк, потом легенда дрэг-рейсинга Эльшан Асланов. Для меня честь соревноваться с ним. Я не ожидал, что выиграю. В финале моим соперником стал Артем Демихов, который за три дня доказал, что на сегодняшний день он самый стабильный: постоянно едет 9,1-9,2 секунды. Спасибо команде, болельщикам и, конечно, организаторам за сумасшедшую в хорошем смысле слова трассу. Зацеп был отличный, и сейчас вечерние гонки напоминают американские — за счет подсветки: всё видно, технически всё безопасно», — поделился своими впечатлениями после победного финиша Мустафа Муртазаев.
Не менее яркими были финалы и в других классах. В классе FSB невероятный дрэг продемонстрировал Константин Крапивин из Омска на своей белоснежной Toyota Supra. Он буквально летел на крыльях по чеченскому дрэгстрипу, сначала обыграв Сергея Савинова, а затем и Романа Нагервадзе. Важно отметить, что в полуфинальном заезде с Сергеем Савиновым Константин Крапивин показал удивительное время реакции: 0,079 секунды!
— Было сложно: жарко, тяжело, машина сопротивлялась, но мы победили, и она выехала из 9 секунд. Своей цели в этом плане мы достигли, как и с выходом в финал, — рассказал Константин. — Хорошие впечатления остались от заездов с Романом Нагервадзе. Когда десять лет назад он выступал, я приезжал, смотрел и не ожидал, что когда-нибудь мы с ним встретимся и особенно в финале. Интересный заезд получился с Сергеем Савиновым. Мы с ним очень близко шли: финишируем, я парашют дергаю, газ отпускаю, а мимо Савинов пролетает!.. Сначала у меня были мысли, кто победил, я или он? Приехал в боксы, ребята говорят: «Поздравляем!» И тогда я понял, что выиграл. Очень хороший уикенд получился.
Что же касается Романа Нагервадзе, то сейчас, по завершению второго этапа, можно говорить о его возвращении в российский дрэг-рейсинг. Длительная реанимация его боевой машины продолжалась много лет, пока, наконец, в июне этого года Роман не вышел на старты 1-го этапа Чемпионата. Однако в Нижнем Новгороде не все прошло гладко, и Роман сошел в начале соревнований по техническим причинам. В Грозный он приехал уже готовым к дальнейшим сражениям, однако, вновь с самых первых стартов начались проблемы.
Расстроенный Роман уже в буквальном смысле слова не знал, что делать:
— Нет мощности, и непонятно, в чем причина, — говорил он после очередного неудачного заезда в квалификации. — Либо мозг от высоких температур сходит с ума, но горячую машину в заезде начинает троить, старт проваливается, и во время движения она начинает «строчить». Либо это проблемы с мотором, но мы проверили уже все, что можно, и в чем дело, так и не поняли. В воскресенье мы до 5 утра пытались ее настроить и у нас нет разумных объяснений.
Однако после того как температуры стали снижаться, лимонно-желтый Nissan Skyline GT-R Романа Нагервадзе стал вести себя более адекватно. В итоге Роман добрался до финальных заездов и финишировал, заняв второе место в классе FSB.
— Последний раз я участвовал в дрэг-рейсинге в 2010 году, — рассказал Роман Нагервадзе, — и я могу сказать, что, конечно, многое изменилось: совсем другой уровень организации, трасс, машин. Но для меня важно, что сохранилась та же атмосфера. Те, кого я помню раньше, за эти годы выросли — у них другая техника, другие скорости. Но люди остались те же. И это очень важно.
Больше всего зрители, а их даже в темное время суток осталось на трибунах немало, ожидали финальных заездов чемпионата России по дрэг-рейсингу, которые совпадают с заездами в классе US. Здесь были заявлены самые быстрые и мощные автомобили российского дрэг-рейсинга, и в самом деле тут было на что посмотреть: классический сигарообразный дрэгстер Александра Альбина, два топовых Nissan GT-R Станислава Лунева и Сергея Савинова, ярко-голубая Toyota Soarer Максима Кривобокова с огромным клювом воздухозаборника на капоте, VAZ 2110 Эльшана Асланова и, конечно, два мощнейших промода Андрея Кравченко и Дмитрия Саморукова.
Главной надеждой этих заездов была возможная встреча в финале двух постоянных соперников — Андрея Кравченко и Дмитрия Саморукова, которые вот уже несколько соревнований подряд никак не могут выяснить между собой отношения, да и не всегда удается им встретиться в финале. В этот раз оба пилота дошли до финальных заездов и вышли на старты заключительного поединка друг с другом, однако, и в этот раз полного удовлетворения им получить не удалось: Андрей Кравченко допустил фальстарт, а после этого по регламенту победителем считается Дмитрий Саморуков.
Дмитрий Саморуков: «Конечно, досадная ошибка Кравченко в финале помешала, но я все равно воспринимаю заезд как трудную победу и благодарен Андрею, что он мотивирует на лучшее не только меня, но и мою команду и весь класс».
Результаты 2 этапа Чемпионата России по дрэг-рейсингу SMP RDRC
Класс FSL
Класс FSA
Класс FSB
Класс US
Вместе с этапом Чемпионата России по дрэг-рейсингу SMP RDRC проходил этап Кубка Чеченской Республики по дрэг-рейсингу.
Тигран Сеферян рассказал, что в этот раз в Кубке принимало участие большое количество местных пилотов. «Была жаркая борьба, которая иногда перемещалась и за пределы дрэгстрипа, но все закончилось благополучно. Нужно отметить положительный сдвиг в числе участников местного чемпионата — происходит это и благодаря тому, что автодром активно продвигает автоспорт и постоянно проводит местные соревнования. Но есть и обратная сторона: многие ребята боятся участвовать потому, что мы по-серьезному подходим к подготовке трассы. Их машины в большинстве своем пока еще не готовы к такому клею и таким нагрузкам, и могут очень быстро выбыть из соревнований по техническим причинам. А ведь большинство гонщиков приезжает участвовать пока еще на своих повседневных машинах и понимают, что случись поломка, то они фактически окажутся без машины. Ведь у многих из-за финансовых трудностей нет возможности иметь много запчастей — запасные моторы, коробки, привода и пр.»
Тем не менее организаторы были впечатлены составом пилотов, представленным на Кубке Чеченской республики, и считают, что развитие такими темпами приведет к тому, что Чечня будет представлена в дрэг-рейсинге наиболее массово.
Победителями и призерами в соревнованиях стали:
Класс FSL
Класс FSA
Класс FSB
Класс US