Чешский этап чемпионата Европы по ралли — легендарное Barum Czech Rally Zlin — финишировал в воскресенье в исторической области Моравия.
Забегая вперед, сообщим, что «наши» мальчики полностью выполнили поставленные задачи, и оба российских экипажа, стартовавших на этом ралли, «приехали в призах». Да еще каких! Но об этом чуть позже!
А пока расскажем про автоспорт в небольшом городке где-то посередине чешской республики. Город с населением всего в 75 000 человек, но здесь каждый житель назовет вам фамилии всех гоночных пилотов, кто блистал в Европе последние годы. Местная федерация автоспорта расположена в том же здании, что и автошкола, и каждый, кто начинает подготовку себя как будущего водителя, волей-неволей близко познакомится с историей и развитием автомобильного спорта Чехии. Здесь в каждом классе, залах, коридорах заботливо развешаны по стенам плакаты, фотографии, афиши и награды чемпионов прошлых лет.
Ралли в Злине имеет многолетнюю историю и приставка «Барум», ставшая нарицательным именем, у чешского этапа Европейской серии уже давно. Многие российские водители, скорее всего, еще помнят шины «Барум Бравурис», которые выпускались как раз в Злине, но сейчас фабрика выкуплена концерном «Континенталь», откуда шины расходятся по всей Европе. В этом году предприятие отмечает юбилей — 70 лет. Шинный завод распахнул свои ворота для команд технической поддержки — тут как раз и располагается сервисный парк ралли, а из-за большого количества спортивных экипажей, участвующих в ралли, парк этот растягивается не на один километр. К слову, заявок на гонку было внушительное количество! Гоночный пелотон участников в международном зачете насчитывал 80 автомобилей, в зачет чемпионата Чехии было заявлено 57 машин.
Еще 94 машины заявились в отдельный зачет Historic и Rally Legend, где раллийные красотки, уже ставшие классикой, такие как Lancia Delta HF Integrale, Ford Escort RS Cothworth, Audi Quattro, Lada VFTS, Skoda 130 LR, Trabant 601 R и другие, радовали зрителей своим видом и басовитым ревом моторов. Но и это еще не все!
К ним присоединились 24 автомобиля в зачете Grand Prix Bugatti и 24 суперсовременных автомобиля в зачете Green Rally, где электрические Тесла, Jaguar I-Pace, Fiat 500e наравне с гибридными Hyundai Ioniq, BMW i8, Toyota Auris и другими ехали в зачете «Стандарт», конечно, больше напоминая шоу-парад, чем скоростное соревнование.
Для сравнения: этап чемпионата России, прошедший в июне по дорогам Карелии, собрал на старте всего 49 ралли-каров, финишировали лишь 26… Причиной тому может служить затянувшийся кризис…
На ралли «Барум», которое все эти годы проходит при поддержке «шинников», всего 46 лет и последние шесть лет абсолютными победителями становятся исключительно чешские экипажи. Найти необходимое количество километров асфальтовых дорог непросто. В России, к примеру, найти такой парк ровных дорог, интересных со спортивной точки зрения, и удобную инфраструктуру пока что вообще нереально — у нас все больше по гравию растут специалисты. В Чехии же с асфальтом нет проблем — заасфальтировано тут все, что можно, даже дорожки между полями. Так что насобирать более 200 километров интересных, петляющих, узких, по-настоящему раллийных скоростных дорог для спецучастков труда для организаторов не составляет.
Признанный асфальтовый мастер Ян Копецки в седьмой раз стал победителем Barum Czech Rally Zlin. «Гонза» знает эти дорожки наизусть, но в этом году соперники заставили его серьезно напрячься. Во-первых, отличилась погода. Где-то наверху решили, что интриги маловато, и ровно после того, как первые экипажи проехали стартовый подиум, был включен режим «дождь». Он прекратился аккурат на середине завершающего, 15-го спецучастка гонки, когда все лидеры уже финишировали. Во-вторых, заявки на ралли «Барум-2018» были поданы совсем не медленными пилотами — Дани Сордо, заводской пилот «мировой» команды Hyundai, Алексей Лукьянюк, Николай Грязин, Вацлав Пех и другие…
Болельщики перед началом ралли предвкушали острую борьбу между заводскими пилотами Шкоды и Хендэ, а также дуэль между Лукьянюком и Магальяэшем, защищающими свои позиции в чемпионате Европы. Однако уже после первой субботней секции стало ясно, что Лукьянюк хоть и едет не «в полную силу», вполне способен навязать борьбу топ-пилотам заводских команд. Выиграв первый день у Копецки (того преследовала череда проколов колес на спецучастках), экипаж двух Алексеев финишировал в первый день с семью бонусными очками, что позволило ему «отодвинуться» от Магальяэша. Последний, похоже, не смог подобрать оптимальные настройки амортизаторов и подходящие покрышки на гонку, поскольку прочно обосновался в самом конце первой десятки «Абсолюта» на протяжении всего этапа до самого финиша ралли.
В этом году Barum Czech Rally Zlin преподнесло болельщикам неприятный сюрприз —дождливая погода добавила седых волос пилотам и инженерам — вопрос выбора резины стоял как нельзя остро. Осадки выпали строго по расписанию: дождь, начиная с первого спецучастка ралли и заканчивая последним, был самым главным «игроком», который передал эстафетную палочку солнцу лишь за час до начала церемонии торжественного финиша.
Информация о сходах с трассы начала появляться с первых километров, спортивный канал проредился на треть — количество досрочно завершивших гонку к концу ралли перевалило за отметку 50 экипажей. Напомним, что гоночный канал насчитывал в общей сложности 124 автомобиля.
Воскресенье началось дождем, и каждый экипаж буквально жаловался на крайне сложные условия на спецучастках из-за очень гладкого, но мокрого асфальта. Утренняя секция получилась довольно-таки разнообразной — три спецучастка выиграли три разных экипажа, причем все оказались представителями «чешской сборной». Однако такой «калейдоскоп» не смог скрыть одной очень важной подробности — Копецки, который поначалу и проигрывал «локальные» бои за лучшие времена на спецучастках, но при этом упорно сокращал отставание от лидера гонки Алексея Лукьянюка.
Лукьянюк аккуратничал и старался не ввязываться в борьбу с Яном Копецки, обороняя позицию в серии чемпионата, что ему и удалось сделать с максимально возможным результатом — получить семь очков за победу в первый день, забрать 18 очков за второе место по итогам гонки и получить три дополнительных очка за пятое место на воскресных спецучастках! В это же время его основной конкурент по чемпионату Европы Бруно Магальяэш сумел получить лишь два очка за девятую позицию — счет между россиянином и португальцем стал 148:113.
Однако российский экипаж двух Алексеев нежданно получил еще одно «экстра»-очко в копилку уже после финишного подиума. Крис Инграм, выступавший на Skoda Fabia R5, перед пунктом контроля времени до заезда на финишный подиумом увлекся общением и фотографированием с фанатами, да настолько, что его штурман не смог ни дозвониться до него, ни найти. В сложившейся ситуации, когда уже оставалось 30 секунд до «своей» минуты, Росс Виток подогнал машину на пункт контроля времени, но судьи отказались ставить отметку. Ведь основное правило судьи гласит, что ставить отметку нужно только тогда, когда в зоне контроля есть три составляющих — оба пилота и их автомобиль. Резюмируя, Инграм «заработал» минус одну позицию в итоговой ведомости ралли, что и подняло Алексеев на четвертую позицию виртуального зачета лидеров на воскресных спецучастках, добавив еще одно зачетное очко.
Алексей Лукьянюк, пилот: «Мы финишировали вторыми, наступив собственной песне на горло. Есть удовлетворение от хорошо проделанной работы и от реализации поставленных задач. Мы набрали много очков, значительно укрепили свои позиции в чемпионате и на шаг приблизились к нашей заветной цели — это очень позитивный улов. Я рад! Наконец-то все закончилось потому, что была напряженная, очень тревожная гонка, теперь можно расслабиться и отдохнуть.
В первый день мы старались ехать надежно, практически не сделали ни одной ошибки, лишь несколько помарок на спецучастках, но в целом очень ровно и стабильно провели гонку, фактически в том темпе, в котором и хотели. Наверное, можно было бы ехать чуть быстрее, и был соблазн попытаться выиграть последнюю асфальтовую гонку сезона, но это бы привело к чуть большему риску. Мы пересилили себя, «медленно» тоже нужно уметь ездить, я не пытаюсь угодить всем — мы получили, нужные нам очки, чтобы сохранить позицию в серии».
Что касается еще одного российского экипажа в составе Николая Грязина и Ярослава Федорова, то на этом ралли парни тоже смогли сдержать себя и выполнить поставленные задачи. Выиграв квалификацию, они сразу обозначили свои амбиции, заявив о своей скорости и потенциале, а дальше методично работали на результат, держась на первом месте зачета U-28. Даже на заключительном спецучастке, когда пришлось ценой двух позиций в зачете пропустить вперед пару экипажей, все это было сделано ради поставленной задачи и первой позиции в своем классе.
Впереди в календаре чемпионата Европы еще два гравийных этапа, следующая гонка пройдет в конце сентября в Польше по трассам близ города Миколайки, на которых много лет подряд регион принимал этапы высшей раллийной серии планеты — World Rally Championship. В текущем году на этих трассах попробуют свои силы участники Европейской гоночной серии, а учитывая нынешний расклад по очкам, польский этап может решить исход борьбы в ERC и назвать имена новых чемпионов досрочно.
Место | Номер | Пилот / Штурман Авто |
Итоговое время | Разница с лидером Разница с предыдущим |
1 | 4 | Kopecký Jan / Dresler Pavel Škoda Fabia R5 |
02:07:47.2 | 00:00:00.0 00:00:00.0 |
2 | 1 | Lukyanuk Alexey / Arnautov Alexey Ford Fiesta R5 |
02:07:54.7 | 00:00:07.5 00:00:07.5 |
3 | 5 | Sordo Dani / Del Barrio C. Hyundai i20 R5 |
02:08:40.8 | 00:00:53.6 00:00:46.1 |
4 | 27 | Jakeš Miroslav / Machů Petr Škoda Fabia R5 |
02:08:41.1 | 00:00:53.9 00:00:00.3 |
5 | 9 | Gryazin Nikolay / Fedorov Y. Škoda Fabia R5 |
02:09:00.4 | 00:01:13.2 00:00:19.3 |
6 | 7 | Kreim Fabian / Christian Frank Škoda Fabia R5 |
02:09:45.4 | 00:01:58.2 00:00:45.0 |
7 | 21 | Tarabus J. / Trunkát Daniel Škoda Fabia R5 |
02:10:01.2 | 00:02:14.0 00:00:15.8 |
8 | 11 | Ingram Chris / Whittock Ross Škoda Fabia R5 |
02:10:15.0 | 00:02:27.8 00:00:13.8 |
9 | 2 | Magalhães B. / Magalhães Hugo Škoda Fabia R5 |
02:13:13.0 | 00:05:25.8 00:02:58.0 |
10 | 10 | Pellier Laurent / Combe Geoffrey Peugeot 208 T16 |
02:14:50.3 | 00:07:03.1 00:01:37.3 |