«Сочи Автодром» был открыт в сентябре 2014 года на территории Олимпийского парка в Адлерском районе Сочи и стал седьмым действующим автодромом на территории России. А первой гонкой стал этап Российской серии кольцевых гонок, на котором обкатывали все технологии проведения соревнований. Идея вписать автодром в олимпийский парк не нова: этот же подход был использован в Канаде (Автодром имени Жиля Вильнева) и Испании (Автодром Барселона-Каталунья).
Главное преимущество «Сочи Автодрома» в том, что здесь практически круглогодично стоит хорошая погода, позволяющая проводить гонки и другие мероприятия. Помимо Формулы 1 здесь проходят этапы РСКГ, гонок Mitjet Series Russia и даже соревнований по дрифту RDS.
Интересно, что до открытия автодрома в Сочи проходило несколько шоу-событий «Формула Сочи», на которые приглашались команды Формулы 1 и младших серий, а Себастьян Феттель и Дэвид Култхард приезжали сюда по приглашению Red Bull для инспекции трассы.
Уже к первому Гран-при России одна из трибун (Т4) получила имя Даниила Квята. Впоследствие имена российских пилотов Виталия Петрова и Сергея Сироткина были присвоены и другим трибунам. Без имени остался на данный момент Гранд-Стенд. Его пообещали назвать в честь чемпионства российского пилота в Формуле 1.
В этот год за рулем машины STR 9 команды Toro Rosso выступал дебютант чемпионата Даниил Квят, а его партнером был Жан-Эрик Вернь. В тот год еще существовала команда Marussia F1 Team, а на предыдущей гонке в страшную аварию на трассе Сузука попал Жюль Бьянки. Фернандо Алонсо еще выступал за Ferrari, а Себастьян Феттель — за Red Bull вместе с Даниэлем Риккардо, которому проиграл сезон в личном зачете, финишировав лишь пятым по итогам года.
На квалификации в Сочи Даниил Квят показал очень высокий пятый результат. Победа в 2014 году досталась Льюису Хэмилтону, который выиграл и Гран-при Сочи. Любопытно, что подиум тогда с ним разделили Нико Росберг и Валттери Боттас, а Даниил Квят стал 14-м.
Однако, несмотря на общий успех Гран-при в Сочи и присвоение ему статуса лучшего Гран-при сезона, все признали, что сама гонка была скучной и неинтересной, с малым количеством обгонов и борьбы. Способствовала этому и отличная погода, которая установилась в Сочи в те дни.
Гонками поддержки в 2014 году выступали GP2 (теперь Formula 2) и GP3; в первой серии Россию представляли команда Russian Time и Артем Маркелов, а во второй — Николай Марценко. Для обоих русских пилотов эти гонки стали неудачными.
В этом году произошло несколько важных перестановок: Себастьян Феттель перешел в Ferrari, а Даниил Квят — в Red Bull. Для Даниила это была головокружительная карьера; его место в Toro Rosso занял дебютант Макс Ферстаппен.
В пятницу на трассе шел дождь, первая тренировка была отложена по техническим причинам, вторая — из-за дождя. А на третьей тренировке в субботу попал в серьезную аварию Карлос Сайнс, которого извлекали из машины порядка 20 минут. По этой причине на субботу даже перенесли первую гонку GP3.
Гонками поддержки вновь стали GP2 и GP3 традиционно с участием российских пилотов: в GP2 выступали Russian Time и Артем Маркелов, а в GP3 на старт вышли Сергей Сироткин (команда Rapax) и Константин Терещенко (Campos Racing). В первой гонке Сергей Сироткин смог вплотную приблизиться к подиуму и занять четвертое место, Артем и Константин не могли похвастаться высокими результатами.
В воскресенье сразу же после старта F1 произошло две аварии: Хюлькенберга и Эрикссона, а затем и Ромена Грожана. Ну а перед финишем не поделили трассу Боттас и Райкконен. Благодаря штрафу в 30 секунд, который получил Кими Райкконен, Даниил Квят закончил Гран-при на пятом месте. Победу же одержал Льюис Хэмилтон, который также стал чемпионом 2015 года, а на подиуме раздавали шапки-ушанки.
Сочи- 2015 прославился и выбежавшим на трассу перед Феттелем маршалом, про которого немецкий пилот сказал, что «это очень быстрый русский». Маршал убирал обломки с трассы.
В этом сезоне Даниил стал седьмым в личном зачете, а на Гран-при Венгрии поднялся на вторую ступень подиума, опередив Даниэля Риккардо.
В 2016 году Гран-при России перенесли на майские праздники — и прогадали: зрителям больше нравился бархатный сезон в Сочи. В этот год появилась команда Haas, команда Manor (перелицованная Marussia) доживала свой последний сезон.
Гран-при Сочи стал последним Гран-при для Даниила Квята за команду Red Bull и, пожалуй, самый запоминающимся для наших зрителей. Именно здесь произошла двойная авария Квята и Феттеля, после которой Даниил был разжалован в Toro Rosso, а ему на смену пришел Макс Ферстаппен.
В этом же году официальным тест-пилотом команды Renault Sport F1 Team стал Сергей Сироткин, который проехал в Сочи свои первые тестовые сессии. Контракт с командой Renault Сергей подписал как раз перед стартом российского уикенда.
Победителем Гран-при России стал Нико Росберг, он же оказался и чемпионом по итогам года. Даниил Квят стал лишь 14-м.
В 2017 году сменилась администрация Формулы 1, теперь политику стал определять Чейз Кери. Перед началом Гран-при России российский журналист Олег Карпов представил книгу о Данииле Квяте, а сам Даниил приехал на гонки вместе со своей девушкой Келли Пике.
Сергей Сироткин продолжил карьеру тест-пилота команды Renault Sport F1 Team, однако в Сочи ему не удалось провести полноценные тренировки: из-за технических проблем он сошел уже после первого круга в пятницу.
Лучший дубль в квалификации на этот раз показали пилоты Ferrari, однако повторить его на подиуме им было не суждено. Победителем Гран-при стал Валттери Боттас, нарушив уже заведенный режим «кто победил в Сочи, победил и в сезоне». Чемпионом мира вновь стал Льюис Хэмилтон.
Даниил Квят по итогам гонки стал 12-м, а после Сингапура его гоночная карьера в Toro Rosso и вовсе завершилась. «Молодых бычков» в прошлом году сильно штормило: следом за Квятом покинул команду Карлос Сайнс, который перешел в Renault, а их места заняли дебютанты Гасли и Хартли. Команда Williams еще занимала пятое место по итогам сезона…
В этом году организаторы чемпионата приняли решение вновь вернуться к осеннему проведению Гран-при России. На старте этапа будет всего один российский пилот — Сергей Сироткин, однако все с нетерпением ждут обещанного анонса состава Toro Rosso на будущий год от доктора Хельмута Марко. Возможно, к тому моменту, как этот материал будет опубликован, мы уже будем знать, что Даниил Квят займет место боевого пилота в Toro Rosso и снимет с себя красную одежду Ferrari.
Однако в первой пятничной практике на трассу выйдет еще один россиянин — Артем Маркелов, который в этом году выполняет функции тест-пилота и пилота по развитию команды Renault Sport F1 Team. Это будет его уже второе появление за рулем действующей машины Формулы 1: впервые он опробовал ее на тестах в Венгрии. Артем также выступит на Сочи Автодроме в двух гонках серии Formula 2.
Что же касается Сергея Сироткина, он следующим образом оценивает предстоящий этап: «Моя “домашняя” гонка всегда получается хорошей, но, как и во всем в жизни, бывают и взлеты, и падения. Огромное удовольствие выступать перед домашними трибунами. Меня поддерживают болельщики всей страны. В то же время этот уикенд будет очень насыщенным. Будет много работы, гораздо больше, по сравнению с другими уикендами, и будет непросто найти время и энергию, но я постараюсь сделать все возможное. Это уикенд, которого я с нетерпением жду, но в то же время знаю, что он будет непростым».
Перед этапом в России объявление о составе пилотов на 2018 год сделала команда Заубер: Маркуса Эрикссона все же заменит Антонио Джовинацци.
Что касается общего зачета, то здесь с отрывом в 40 очков лидирует Льюис Хэмилтон. Все предыдущие этапы в Сочи победы одерживали Mercedes, что должно внушать надежду болельщикам этой команды. Что касается Ferrari, то про них вновь можно сказать, что трасса в Сочи подходит под конфигурацию их машин, но, как мы помним, в их случае это не является решающим моментом.
Pirelli привезли в Сочи три мягких состава — soft, ultrasoft и hypersoft: такой же набор, что и в Сингапуре. Возможно, пропуск одного состава и поможет сделать гонку зрелищной, но низкоабразивный асфальт в Сочи обычно диктует стратегию всего с одним пит-стопом. Кстати сказать, это будет двухсотый в истории Формулы 1 поул на шинах Pirelli.
Нужно также заметить, что пилотам следует быть максимально внимательными на первых кругах гонки: все коллизии, повлиявшие на исход Гран-при в Сочи, происходили в самом начале.
Еще несколько дней тому назад прогноз погоды обещал осадки в воскресенье, однако сейчас уже все поменялось и гонка предполагается сухой. Ну что ж, с другой стороны, мы знаем, что предыдущие гонки были хороши своими неожиданностями и сюрпризами и без поддержки дождем, так что будем надеяться на хорошее зрелище!
В четверг в Москве состоялась встреча журналистов с двумя пилотами команды Renault Sport F1 Team — Нико Хюлькенбергом и Артемом Маркеловым. В программу дня у пилотов входило также посещение московского завода Renault, а Нико Хюлькенберг побывал на Красной площади. После чего оба пилота отправились в Сочи. Предлагаем вашему вниманию выдержки из беседы с ними.
Нико Хюлькенберг: В этом году у нас, как и у остальных команд, непростая вторая половина сезона, так как мы очень плотно работаем над развитием машин к 2019 году. Приходится искать золотую середину между работой на итог текущего сезона и работой на будущее. Мое желание — сохранить или даже улучшить свою текущую позицию в личном зачете (седьмое место), что касается команды — мы уступаем топовой тройке (Mercedes, Ferrari, Red Bull), но четвертое место в Кубке конструкторов говорит о том, что у нас есть потенциал. Мы стремимся развиваться.
Приход в команду Даниэля Риккардо должен нам помочь в том числе и в развитии — Даниэль много знает и сможет дать полезную информацию. Что же касается, будет ли мне с ним комфортнее из-за более близкого возраста (Хюлькенберг — 1987 г. р., Риккардо — 1989 г. р., Карлос Сайнс — 1994 г. р.), здесь нет точного ответа. В рамках Формулы 1 настолько высокая конкуренция, что возраст уже не так важен. Могу сказать, что с Дэном нам в любом случае будет легко ладить.
Артем Маркелов: Я пока не знаю, как у меня сложится следующий сезон, конечно, мне хотелось бы оказаться в команде Формулы 1 за рулем боевой машины, но сейчас пока бессмысленно говорить, получится это или нет. Моя задача — как можно лучше завершить сезон в Формуле 2 и как можно более эффективно работать с командой Renault Sport Formula 1 в качестве тест-пилота. Про команду Williams мне пока тоже нечего сказать.
Если говорить о том, что в этот уикенд окажется для меня важнее — Formula 1 или Formula 2, то я сделаю все, что в моих силах, чтобы выложиться по полной в обеих сериях, для меня нет в данном случае ни одного приоритета. Formula 1 является моей главной целью, и если для того, чтобы оказаться в ней в кресле боевого пилота, надо подождать еще год, я подожду. Но лучше бы, конечно, уже в следующем сезоне!