Стартовая решетка была весьма любопытной. Да и не только решетка. В Остине в этот раз все было любопытным. Дождевые практики и сухие квалификация и гонка, неожиданные аварии на старте, еще более неожиданный финиш и две дисквалификации уже по итогам — все это оживило американский этап и добавило немного интриги в происходящее под занавес сезона.
Первым сюрпризом стали привезенные в Остин довольно солидные обновления по машине у Ferrari. Несколько крупных аэродинамических элементов установили еще перед стартом свободных заездов. Это весьма обрадовало Тото Вольффа, который заметил, что раз Ferrari уделяют такое внимание актуальной машине за четыре Гран-при до финиша сезона, значит, над новой машиной они еще не работают в полную силу. Тото Вольфф мог бы также заметить, что это означает, что Ferrari еще не потеряли надежды выиграть хотя бы Кубок конструкторов, поскольку, конечно, за чемпионство борьба уже не идет. 78 очков — это довольно много, но когда речь идет про две машины, то количество сразу сокращается почти в два раза, и изменить ситуацию оказывается не так уж и невозможно. Гонка в Остине это доказала: стоило Ferrari поставить на правильную лошадь, и вот оно — 78 очков превратились в 66. Конечно, не стоит надеяться, что Mercedes проиграет за три этапа такое количество баллов, но бороться всегда нужно до конца. А там чем черт не шутит — только дайте Кими возможность бороться!
Нет, ну Кими-то каков!!! После победного финиша даже бровью не повел, позволил себе лишь слегка улыбнуться. Мартин Брандл: «Ты счастлив, что финишировал первым после 113 Гран-при без победы?». Кими Райкконен: «Да, я более счастлив, чем когда приезжал вторым».
Прекрасный результат для финна, которому совсем недавно исполнилось 39 лет и который через три этапа перейдет в Sauber и, скорее всего, уже никогда больше не получит шанса победить. За всю гонку он ни разу не ошибся, подшутил над Хэмилтоном, сделав обманное движение как при заезде на пит-стоп, на старой резине продолжал сдерживать Макса и Льюиса, и во время этой гонки в ответ на свой вопрос, может ли он обогнать Себа, наконец-то услышал заветное «да, можешь».
Впрочем, после очередных пончиков Феттеля, испеченных по недавнему рецепту из Японии, удивляться уже ничему не приходится. В этот раз причиной опять стал Red Bull — только не Ферстаппена, а Даниэля Риккардо — в 13-м повороте на первом круге и, кажется, уже всерьез встает вопрос, того ли пилота Ferrari ссылают в Sauber. Будем надеяться, что это и в самом деле просто черная полоса для Феттеля, но не может же столь опытный спортсмен, как четырехкратный чемпион мира, допускать несколько раз подряд одну и ту же ошибку? Ему можно поставить «пятерку» за настырность и упрямство, но за технику и анализ собственных ошибок — прям даже не двойку, а кол!
Началось все с того, что во время первой практики в пятницу Феттель недостаточно замедлился под красными флагами и получил плюс три позиции на старте и два штрафных балла. Многие пилоты и представители команд говорили, что наказание слишком суровое и критерии замедления надо рассматривать иначе, но прецедент уже был создан ДО этого момента, а именно — Риккардо в Мельбурне и Окон в Сузуке получили аналогичные штрафы за аналогичные нарушения. Так что Феттель в некотором роде стал жертвой прецедента.
Показав в квалификации второе время и оказавшись всего на 0,061 секунды медленнее обладателя поул-позиции Льюиса Хэмилтона, Себ тем не менее отправился на пятое стартовое поле — позади довольно сложных соперников в лице Даниэля Риккардо, Валттери Боттаса и Кими Райкконена.
Думаю, этих троих Себастьян предполагал пройти довольно быстро, особенно с учетом того, что Кими уступил бы ему позицию без боя, а главный сдерживающий фактор в лице Макса Ферстаппена стартовал с 18-й позиции! Дело в том, что голландец повредил машину во втором сегменте квалификации, стал по итогам 15-м, а еще три позиции получил за замену коробки передач. Но кармическое наследство Ред Булла пока не отпускает Себастьяна Феттеля. Если рядом нет Макса, то «дружеское плечо» всегда подставит Риккардо, а Себу останется опять «крутить пончики» и пропускать весь пелотон.
Так что этот сценарий оказался не реализован, а отличный старт Кими Райкконена на Ultrasoft, его обгон Хэмилтона в первом повороте и лидерство с первого круга гонки свели на нет и другой сценарий, где Льюис становится чемпионом в Остине.
Кроме того, надо сказать, что в Америке Mercedes перемудрили с тактикой, и их совет Хэмилтону на 11-м круге во время виртуальной машины безопасности «заезжай на пит-стоп, если Кими не поедет» поначалу казался отличной идеей, если бы шины soft, в которые переобули британца, стартовавшего на supersoft, могли бы выдержать еще 45 кругов. Но они не смогли, и за 20 кругов до финиша Льюису пришлось заезжать на второй пит-стоп, в результате чего он оказался опять на soft, но позади и Кими, и Макса, и Валттери. Боттас-то ладно, не помеха — один раз пропустил в начале гонки, пропустит и еще раз, а вот Макс Ферстаппен, который к этому моменту ехал уже на хорошо изношенном суперсофте, оказался твердым орешком. Более того, на последних кругах, когда Льюис на гораздо более свежем комплекте предпринял попытку обгона, он не просто защищался, но и смог отстоять свою позицию до самого финиша. С другой стороны, Хэмилтон, в отличие от Феттеля, умеет включать голову в горячих ситуациях и хорошо знает, к чему может привести поспешная атака на Ферстаппена, а потому предпочитает в таких случаях иметь синицу в руке, а не журавля в небе. Он правильно посчитал, что лучше заработать 15 очков, чем ни одного, и не стал упираться, тем более что к тому времени Феттель уже сумел довольно жестко пройти Боттаса за четвертую позицию, и обгон Льюисом Макса все равно уже не принес бы британцу чемпионства.
Кстати, у Mercedes оказалась весьма неудачная тактика пит-стопов в Остине у обеих машин. На своем пит-стопе уступил позицию и Боттас, которого передержали на трассе, а в итоге он после возвращения на трек проиграл позицию голландцу.
Еще один сценарий гонки в Остине касался Риккардо. Стартовав четвертым, он имел все шансы оказаться на подиуме и собирался за это активно бороться, но на восьмом круге у него начались проблемы с силовой установкой, он был вынужден сойти. И кто бы мог подумать, как сказали по тим-радио Максу, что, стартовав 18-м, Ферстаппен сумеет финишировать вторым? За что совершенно справедливо получил в очередной раз звание Пилота дня.
Для Феттеля сценарий гонки дал небольшой сбой, когда ему велели пропустить Кими Райкконена на более свежей резине, чтобы не терять время и не губить покрышки (Себ к тому времени еще не побывал на пит-стопе и ехал медленно). Скорее всего, при ожидаемом развитии сценария Кими бы пропустил Феттеля обратно, но не тут-то было. Кими (благодаря второму пит-стопу Хэмилтона) улетел вперед, а Себастьян так и остался сзади. Единственный, кого он смог обогнать, это Боттас. Так или иначе, но теперь разрыв между двумя претендентами на титул увеличился с 67 до 70 очков, несмотря на то, что один финишировал третьим, а другой — четвертым.
Говорят, перед гонкой в Америке представители команд собирались за спиной FIA и Liberty Media, чтобы обсудить, как сделать гонки в Формуле 1 зрелищнее? Что ж, решение по Остину оказалось удачным (это шутка, если не все поняли) 😊
Теперь вернемся к остальным пилотам этого сезона, твердой серединке пелотона, которую сейчас все чаще называют Формулой 1,5.
Здесь разворачиваются свои бои, иногда без правил, которые не имеют никакого отношения к сражению за титул, тем интереснее за ними наблюдать.
К Гран-при Америки за спинами ведущей шестерки расклад был следующим:
7. Cерхио Перес Racing Point Force India — 53
8. Кевин Магнуссен Haas F1 Team — 53
9. Нико Хюлкенберг Renault Sport Formula 1 Team — 53
10. Фернандо Алонсо McLaren F1 Team — 50
11. Эстебан Окон Racing Point Force India — 49
12. Карлос Сайнц Renault Sport Formula 1 Team — 39
Ромэн Грожан отставал еще больше, чем Сайнс, а после Остина, где он врезался в Sauber Шарля Леклера и сошел на втором круге, результат стал вообще плачевным. Это, безусловно, отразится и на положении в Кубке конструкторов команды Haas, которая вместо того чтобы сократить отставание от Renault, только еще больше его увеличила.
К сожалению, сразу несколько позиций в личном зачете после Америки потерял и Фернандо Алонсо, который на удивление умудряется держаться наравне с Renault и Force India на машине уровня McLaren этого года. Лэнс Стролл на первом же круге снес ему половину правого борта, после чего испанец сошел, а Стролл получил штраф проездом через питлейн. Грожан, испортивший гонку Леклеру, тоже отделался относительно легко: плюс три позиции к старту в Мексике и один штрафной балл.
Лучше всего выступили на этом этапе Renault. Оба ее пилота финишировали в очках с отличным результатом — шестое и седьмое место, несмотря на пятисекундный штраф Карлоса Сайнса, получившего преимущество в гонке за счет срезки трассы.
Этим, правда, все не закончилось. Уже после финиша судьи приняли решение дисквалифицировать двух пилотов: Эстебана Окона и Кевина Магнуссена — обоих за превышение расхода топлива. Так что теперь список F1.5 возглавляет Нико Хюлькенберг: у него 61 очко.
Что касается Williams и Сергея Сироткина, то для них гонка в очередной раз сложилась не самым удачным образом. Надежды на дождевой Гран-при не оправдались, а на сухой трассе, да еще на тактике с двумя пит-стопами, бороться с соперниками было совсем сложно. К тому же у обоих пилотов в начале гонки произошли контакты — и у обоих с McLaren. После дисквалификации Окона и Магнуссена Сергей стал 13-м, а Лэнс — 14-м, или последним. Обе Toro Rosso финишировали в очках.
Сергей Сироткин: «Это была жесткая гонка. У меня был очень хороший старт, когда я сумел отыграть довольно много мест. Правда, на первом круге после контакта с одним из McLaren моя машина получила некоторые повреждения, но с точки зрения динамики все было ок — несмотря на то, что я постоянно находился в грязном воздухе, а вокруг постоянно случались какие-то инциденты. У меня был хороший темп и, учитывая ущерб, я мог держаться примерно на равных с машинами впереди и все выглядело хорошо. Но после пит-стопа все перестало работать. В то время как все сумели набрать нужный темп, у нас просто не было скорости и перформанса, чтобы сдерживать атаки тех, кто сзади. Как выяснилось, те повреждения днища, что я получил, и которые не имели значения в грязном воздухе, в чистом значительно повлияли на наши возможности. Поэтому все, что я пытался потом сделать, — это доехать до финиша, не растеряв все позиции. Не думаю, что мы могли бы выступить лучше…»
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит |
---|---|---|---|---|
1. К. Райкконен | Ferrari | 1:34:18.643 | 196.205 | 1 |
2. М. Ферстаппен | Red Bull | +1.281 | 196.161 | 1 |
3. Л. Хэмилтон | Mercedes | +2.342 | 196.124 | 2 |
4. С. Феттель | Ferrari | +18.222 | 195.575 | 1 |
5. В. Боттас | Mercedes | +24.744 | 195.351 | 1 |
6. Н. Хюлкенберг | Renault | +87.210 | 193.227 | 1 |
7. К. Сайнс | Renault | +94.994 | 192.966 | 1 |
8. C. Перес | Racing Point | +101.080 | 192.762 | 1 |
9. Б. Хартли | Toro Rosso | +1 круг | 191.636 | 1 |
10. М. Эриксон | Sauber | +1 круг | 191.593 | 1 |
11. С. Вандорн | McLaren | +1 круг | 191.546 | 2 |
12. П. Гасли | Toro Rosso | +1 круг | 190.770 | 2 |
13. С. Сироткин | Williams | +1 круг | 190.360 | 2 |
14. Л. Стролл | Williams | + 2 круга | 188.463 | 3 |
Лучший круг: Л.Хэмилтон (Mercedes) — 1:37.392 (40-й круг, 203,783 км/ч).