СУ 5 (11.01.2019): Такна — Арекипа
Мото/квадро: Спецучасток: 345 км. Общая дистанция: 511 км. Лиазон: 431 км
Внедорожники/мотовездеходы/грузовики: Спецучасток: 517 км. Общая дистанция: 664 км. Лиазон: 197 км
Пятый этап финишировал в пятницу, 11 января, в Арекипе — участники «Дакара» вернулись на тот бивуак, где два дня назад оставили команды технической поддержки. В субботу, во время официального дня отдыха, разделяющего марафон на две половины, механики смогут приступить к ремонту техники, а участники наконец-то отдохнуть.
Такна — самая дальняя точка в Перу по отношению к Лиме, которая находилась на маршруте у участников «Дакара». Отсюда начался их обратный путь к столице Перу, но уже по другому маршруту по сравнению с дорогой в Такну. Впереди их ожидала хорошая порция феш-феша, жесткие каменистые дороги и широкие живописные каньоны — мечта фотографов и операторов.
Первый отрезок пути проходил через дюны Ило, которые оказались на дистанции у всех экипажей, а вот для внедорожников, мотовездеходов и грузовиков был организован еще один СУ из дополнительных 137 км, который запомнился удивительно мелким феш-фешем. Стефан Петрансель, как раз застрявший в его плену, рассказал, что феш-феш был больше похож на снежную пыль нежели на песок.
На этом этапе в Такне был организован смешанный старт автомобилей и грузовиков, а для зрелищности организаторы устроили еще и масс-старт, когда на спецучасток машины уходили в парах джип с джипом, грузовик с грузовиком.
После не совсем удачного старта на первых этапах этого Дакара, Сэм Сандерленд наконец-то сумел продемонстрировать свое мастерство и еще раз напомнить, почему он стал победителем на Дакаре 2017. Гонщик команды КТМ сумел одержать победу над лидирующим в генеральной классификации Рикком Брабеком, и теперь его отставание сократилось до одной минуты.
Во время прохождения СУ разница во времени между Сандерлендом и Брабеком составляла порядка 7,5 минут и он числился 14-м в зачете этапа, но после того, как судьи вычли из его результата время, которое он потратил, остановившись для помощи потерпевшему аварию Пауло Гонсалесу, стало понятно, что именно он претендует на первое место.
Рикки Брабек финишировал только 11-м, менее, чем в семи минутах от лидера, что говорит о совершенно фантастической плотности результатов.
Рикки Бабек: «Я не знаю, сон это или реальность. В начале у меня было большое отставание, но сейчас оно сократилось всего до одной минуты, так что отыграть ее вполне реально — впереди еще несколько дней. Дакар очень сложная гонка, и я много работал, потратил много времени и денег на тренировки в последние месяцы перед этим Дакаром, и сейчас я просто пожинаю плоды своего труда. Я полностью доволен своим мотоциклом, мне на нем очень комфортно. И я совершенно счастлив своим результатом. Сейчас я скрестил пальцы и надеюсь, что мне удастся выиграть следующий после дня отдыха этап, а старт в стиле мотокросса, который нас ожидает, может дать мне хорошую возможность для победы — я умею это делать.
Сейчас, конечно, на мне лежит большая ответственность — ведь я могу стать первым американцем, выигравшим Дакар, а также прервать, наконец, многолетнюю гегемонию КТМ. Но я не позволю этому давлению испортить мне радость от момента и удовольствие, которое я надеюсь получить в ближайшие пять дней».
Вторым на этапе финишировал Ксавье де Солтре. Маттиас Уолкнер лишь 10-й, что отбросило его на 7-ю позицию в генеральной классификации.
Дмитрий Агошков, выступающий за команду Troyka Team, совершил великолепный прорыв на этом этапе, финишировав на 57-й строчке в общем зачете «Мото» и на 7-м в зачете «Original by Motul», Благодаря этому он поднялся на 13-ю строчку в генеральной классификации. А среди новичков он и вовсе сумел показать лучшее время. К сожалению, получив 24 минуты штрафа из-за невзятия нескольких точек, результат мог быть и лучше.
Настя Нифонтова немного отстала от Дмитрия — 79-я в общем зачете по итогам дня: сказывается усталость. Тем не менее, она держится молодцом, а день отдыха поможет ей собраться с силами для второй половины марафона. К сожалению, на этом этапе сошла Сара Гарсия, вторая мото-девушка в зачете «Original by Motul», так что теперь Настя осталась здесь одна.
Анастасия Нифонтова: «Сегодня вопреки ожиданиям (хоть и удалось поспать), организм отказывался нормально работать и практически весь спецучасток я еле ехала, из серии лишь бы хоть как-нибудь, но доползти. То самое чувство, когда ты себя ненавидишь за то, что происходит, а сделать лучше сил нет. Однако, когда закончились почти 300 км камней, сухих русел рек, феш-феша и гравия, а передо мной выросли фантастической красоты и гигантских размеров дюны, то улыбка на лице появилась сама собой. Песок был мягкий, сложный, местами с кочкарником. Я падала через руль, заваливалась на бок и просто закапывалась, но счастью не было предела! Сама удивляюсь, ведь сил не было вообще, а как увидела песочек, то как будто резервный кран открыли. Резвилась финальные 50 км от души, как маленький щеночек! С навигацией отработала на 100% и вспоминала добрым словом уроки Джеймса Веста. Не спешила, останавливалась и высматривала правильную траекторию на штурм вершины, не лезла в лоб, как пытались делать многие. В итоге, очень много гонщиков пропустили кучу точек, заплутали, а я даже кого-то вывела на правильный путь и оказалась на финише без штрафов! До бивуака доехала к 8-ми вечера, сразу отнесла колеса в шиномонтаж, а уж все остальное буду делать с мотиком завтра. Дня отдыха толком не будет. Посплю и бегом крутить гайки, а в 17:00 уже выезд на лиазон до следующего бивуака».
Результаты после 5-ти этапов:
В категории квадроциклов на финише этапа аргентинцы заняли уже пять верхних строчек зачета. Николас Кавильяссо продолжает лидировать в генеральной классификации, вновь триумфально завершив очередной этап. Теперь его отрыв от остальных соперников составляет почти 50 минут, что позволяет ему начать вторую половину марафона в спокойном состоянии духа.
Второе место и на этапе, и в генеральной классификации занимает Иеремия Гонзалес Фериоли. Третий — Густаво Гальего.
В зачете мотовездеходов победу на 5 этапе одержал чилиец Рейналдо Варела, который отлично стартовал и буквально пулей пролетел всю дистанцию. Более того, Варела оказался одним из немногих, кто успел проехать вторую часть спецучастка до того, как ее отменили.
Рейналдо Варела: «Этот этап запомнят все, настолько сложным он оказался. Всегда обидно, когда отменяют часть дистанции, но пыль и туман были настолько густыми, что было сложно увидеть даже вытянутую руку. Пыль была везде — в носу, в глазах. Опустившийся туман не облегчил задачу. В итоге СУ решили вообще отменить — после того, как мы уже стартовали».
Что касается экипажа Сергея Карякина, который накануне выиграл этап, но приехал на бивуак с пробоиной в коробке передач, то понятно, что своими силами такое повреждение полностью исправить было невозможно. Тем не менее, ребята смогли кое-как залатать дыру, чтобы выйти и финишировать на пятом этапе. Однако одной коробкой проблемы не закончились. Так что можно сказать, что отмена части СУ была им только на руку.
Тем не менее, Сергей смог финишировать с минимальными потерями: по предварительной информации от команды он занимает 2 место в генеральной классификации с отставанием от Жерара Фаресс Гуэлля в 8 минут 31 секунду. Но результаты могут быть скорректированы.
Сергей Карякин: «Все шло одно за другим. Сначала произошла утечка в коробке передач. Трещина увеличилась, и масло стало вытекать сильней. Потом у нас слетел пыльник привода. Пришлось менять привод, не было гайки, потом еще взорвался ремень. В общем, где-то 40 минут мы потеряли из-за этих технических неполадок. Быстро ехать не получилось. Каждые 40-70 километров приходилось останавливаться и доливать масло. Но иначе мы бы вообще не доехали. Так что это лучше, чем ничего».
Предварительные результаты после 5-ти этапов:
В зачете внедорожников 5-й этап вновь выиграл Себастьян Леб. Похоже, надо привыкать, что у французского чемпиона на этом Дакаре то густо, то пусто. Экипаж Леба и Элены «привез» пришедшему вторым Нассеру Аль Аттия 10 с лишним минут, однако, в генеральной классификации Пежо отстает от Тойоты на 40 минут.
Однако, даже после финиша на 2-м месте Нассер Аль Аттия не мог скрыть своего удовлетворения результатом, тем более, что в отличие от француза, и он, и Стефан Петрансель предпочитали лишний раз не рисковать и пользовались принципом «Тише едешь, дальше будешь». Получилось это в том числе и потому, что за 40 км до финиша Петрансель все же допустил ошибку, на исправление которой ушло более 20 минут. Теперь Петрансель занимает 2-е место в генеральной классификации, уступая катарцу 24 минуты.
Нассер Аль Аттия: «Лебу нечего терять, ему приходится давить на газ и рисковать, чтобы отыграть потерянное на предыдущих этапах время. Что касается меня, то мне нужно прежде всего сосредоточить свое внимание на Петранселе, потому что именно его следует опасаться больше всего. Сегодня мы проделали хорошую работу. Мы увеличили отрыв от Стефана, и я доволен. Знаете, последняя часть пути была настоящим кошмаром. Было очень сложно, ничего не видно, непонятно, куда ехать. Но Мэтью (штурман и ко-драйвер Аль Аттии) отлично справился с задачей, и у нас все получилось».
Стефан Петрансель: «Был хороший день, но за 40 км до финиша мы как следует застряли в феш-феше. Он был больше похож даже не на песок, а на пудру, пыль, снежную пыль. Всего один метр в сторону — и мы по уши застряли в этой пудре. Пришлось ждать Нани Рому, который нас выдернул из ловушки. Мы поехали дальше, но это была моя ошибка…»
Поначалу создавалось впечатление, что Карлос Сайнц может выиграть этот этап, но после 200 км СУ испанец был вынужден остановиться, и потерял на этом порядка получаса, так что на финише проиграл Лебу 43 минуты.
Что касается нашего экипажа Дениса Кротова и Дмитро Цыро, то они благополучно прошли этот сложнейший этап, действовали четко и разумно, и в итоге смогли финишировать 15-ми (!!!), а в генеральной классификации поднялись на 12-е место, опережая даже Карлоса Сайнца, который сейчас расположился на 16-й строке зачета.
Результаты после 5-ти этапов:
Драмой для команды «КАМАЗ-мастер» закончился 5 этап Дакара. КАМАЗ Андрея Каргинова совершил наезд на одного из зрителей, в результате чего тот получил серьезные травмы ноги. При этом зрители находились на неразрешенном участке трассы, наблюдая за происходящим с ближайшего расстояния, а организаторов на месте для обеспечения безопасности зрителей не было. Тем не менее, экипаж Каргинова решением организаторов снят с гонки.
Заявление команды «КАМАЗ-мастер» в связи с инцидентом:
«На 5-м этапе ралли грузовик экипажа Андрея Каргинова задел одного из зрителей стоявшего на спортивной трассе. После старта на скоростном спецучастке на его машине вышел из строя редуктор переднего моста, экипаж ехал на заднем приводе, с большим трудом преодолевая дюны.
На одном из сложных подъемов в песках собралось большое количество хаотично стоявших групп зрителей. Пилот пытался преодолеть подъем и объехать находившуюся на дюне группу людей. Зрители стали убегать с траектории движущегося грузовика. Но один из них споткнулся в мягком песке и ногой попал под заднее колесо машины. Пилот не видел этого момента и о случившемся узнал только по приезду на бивуак.
Команда «КАМАЗ-мастер» сожалеет о случившемся и готова оказать всяческое содействие в лечении пострадавшего, если это будет необходимо.
К большому сожалению, решение организаторов ралли по данному случаю оказалось чрезвычайно жестким — экипаж А. Каргинова дискалифицирован с гонки».
Неудачи продолжают преследовать экипаж Айрата Мардеева. На 160-м километре его грузовик остановился из-за проблем системы подачи воздуха в двигатель. На устранение поломки потребовалось около часа.
Три из четырех наших КАМАЗов (за исключением экипажа Айрата Мардеева) успели проехать последний СУ до его отмены, но результаты дня определялись по отсечке времени на третьей контрольной точке (СР3). По итогам 5-ти этапов гонки экипажи команды «КАМАЗ-мастер» занимают первые три строчки в генеральной классификации. Лучшим стал Эдуард Николаев (№ 500), вслед за ним через три минуты финишировал Дмитрий Сотников (№ 514), а вот третью позицию в шести минутах позади Сотникова занял экипаж «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович (№ 501), который отыграл еще несколько позиций и поднялся с 17го места на девятое в генеральной классификации.
Сергей Вязович: «На финиш приехали вместе с лидерами зачета: Николаевым, Каргиновым и Сотниковым. Наш экипаж проехал спецучасток в их темпе. Учитывая наши неприятности во второй и третий день, мы очень довольны вернуться на данные позиции».
Алексей Вишневский: «Я думал, что этот спецучасток будет попроще, но он оказался ужасным! Ехали по каньонам, руслам пересохших рек, кучам камней, по «грейдерам» — там было все, что только можно. К финишу опустилась низкая облачность и заехав в «феш-феш», когда загоралась «точка», мы просто ехали по направлению, так как видимость нулевая. Проехали, в целом, как смогли».
Экипаж Мартина Мацика был единственным, кто еще мог сопротивляться натиску российских КАМАЗов, но на 5м этапе серьезные технические неприятности случились и у него. После лидирования на 2-й контрольной точке, он остановился на 205-м км маршрута и потерял более часа из-за проблем с передней подвеской.
А после дисквалификации Андрея Каргинова третье место в генеральной классификации займет экипаж Жерара де Роя — хотя и с отставанием почти в 2 часа от лидирующего Эдуарда Николаева.
Результаты после 5-ти этапов:
В субботу на «Дакаре» день отдыха: участники проведут его на бивуаке в Арекипе, а 13 января, в воскресенье, стартует вторая часть ралли-рейда — караван техники начнет путешествие обратно в перуанскую столицу.
Лиазон: 502 км. СУ: 336 км