СУ 10 (17.01.2019): Писко — Лима
Спецучасток: 112 км. Общая дистанция: 359 км. Лиазон: 247 км
Итак, 41-й «Дакар» финишировал. Десять невероятно сложных этапов остались позади — десять дней радости, боли, побед и поражений. Были проблемы и сложности, ошибки и недопонимания, но совершенно точно одно: этот «Дакар», как и все предыдущие, навсегда останется в памяти тех, кто принимал в нем участие — и не только за рулем, штурмуя горы и дюны, но и организаторов, механиков, журналистов и просто зрителей и болельщиков. За эти десять дней, незаметно проскальзывающих мимо нас в обычной жизни, произошло столько, что могло бы хватить и на целую жизнь. Наряду с победителями до заветного финиша и торжественного проезда под аркой в районе Магдалена-Дель-Мар на берегу Тихого океана доехали 179 участников: 75 мотоциклистов, 15 квадроциклистов, 76 экипажей на автомобилях, включая 20 гонщиков на багги и 13 на грузовиках. Всего же было заявлено 462 спортивных экипажа из 61 страны, а стартовало 334.
Были на этом «Дакаре» и особые люди, про которых мы по каким-то причинам не упоминали в наших обзорах, но мимо которых нельзя пройти. Например — Йошимаса Сугавара, 77-летний японец, выступающий за рулем грузовика Hino. Для него этот «Дакар» стал 36-м в жизни, но, к сожалению, закончился очень рано: уже на втором этапе, совсем недалеко от старта, его грузовик застрял в песках, и в итоге экипаж сошел. Его сын Терухито, выступающий на втором грузовике за ту же команду Hino Team Sugawara, благополучно финишировал на десятом этапе и занял девятое место в грузовом зачете.
Йошимаса Сугавара — живая легенда ралли. Несмотря на свой возраст, он все еще рвется в бой, и если и не готов бороться за титул с главными соискателями, то вполне может показать, на что способен опытный пилот. Свой первый «Дакар» он прошел в 1983 году за рулем мотоцикла, выступал также и на внедорожниках, но затем в 1992 году переключился на грузовики. А в 2018 году японец принял участие и в ралли «Шелковый путь», финишировав девятым в грузовом зачете.
Еще один необычный человек родом из Перу — Лукас Баррон — участвовал в этом «Дакаре» в качестве штурмана в экипаже своего отца Жака Баррона. Но для Лукаса этот «Дакар» стал, наоборот, первым. Дело в том, что Лукас болен синдромом Дауна. Тем не менее он получил гоночную лицензию и был допущен к старту. Отец и сын выступали в зачете внедорожников на машине марки Polaris, но, к сожалению, этому необычному экипажу тоже покорилось только два этапа.
Этот год стал рекордным по участию россиян в марафоне. В каждой категории, за исключением квадроциклов, выступал как минимум один наш соотечественник.
Но в мото на старты вышли двое — Анастасия Нифонтова и Дмитрий Агошков. Дима показывал блестящие результаты, но на восьмом этапе он крайне неудачно застрял в «феш-феше» во время тумана, и его мотоцикл отказался ехать дальше.
В зачете мотовездеходов команда SNAG Racing из Екатеринбурга выставила сразу два экипажа — № 344 Сергея Карякина и Антона Власюка и № 417 Александра Доросинского и Олега Уперенко. Экипаж 417 попал в аварию на шестом этапе и был вынужден сойти, а следом за ними в аварию попал и Сергей Карякин, который перед этим одержал победу на этапе. К счастью, Карякин и Власюк смогли финишировать в этом марафоне.
В зачете внедорожников на старты 41-го «Дакара» одним из фаворитов вышел Hilux под управлением Владимира Васильева, которому ассистировал Константин Жильцов. Но звезды не встали в нужном порядке, и на третьем этапе из-за технических проблем экипаж выбыл из борьбы.
Зато остался Денис Кротов, выступавший на аналогичном Mini с украинским штурманом Дмитро Цыро. И у ребят «Дакар» задался.
Ну и, конечно, наши любимые грузовики и Синяя Армада команды «КАМАЗ-мастер»! Два экипажа выбыли из борьбы. Андрея Каргинова дисквалифицировали за инцидент со зрителем — причем не за сам наезд на туриста, стоявшего на траектории движения автомобилей в запрещенном месте, а за то, что «КАМАЗ» не остановился. Но вряд ли бы наши ребята не остановились, если бы видели, что несчастный зритель попал под колесо. Да и в целом на «Дакаре» происходили и не такие ситуации, а дисквалификации никто не подвергался. Не повезло и Айрату Мардееву — трещина в двигателе его «КАМАЗа» оказались фатальными, и после дня отдыха было принято решение о снятии его с гонки.
Но главное, что «Дакар» вновь был взят, и два оставшихся «КАМАЗа» Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова заняли две высшие строчки грузового зачета.
Ну а Настя Нифонтова… Она просто стала героиней этого марафона.
Настя — да!!!
Анастасия Нифонтова стала первой и единственной девушкой на данный момент за всю историю «Дакара», которая проехала всю дистанцию ралли и финишировала на мотоцикле в зачете Original by Motul без технической поддержки. Все — сама: крутить гайки, менять масло, перекидывать колеса, ремонтировать поломки, падать и подниматься дальше, убегать из-под колес грузовиков, фактически не спать, на последних этапах пересиливать усталость и ехать через «не могу». И вот финиш есть! И не просто финиш — а девятое место в зачете Original by Motul!
Подробное интервью с Анастасией про ее невероятный «Дакар» скоро можно будет прочитать на Drom.ru в рубрике «Автоспорт», ну а пока мы ее поздравляем от всей души и гордимся невероятно!
Вот небольшое видео с ее финиша на спецучастке:
Что же касается общего мотозачета, то, к сожалению, единственный гонщик заводской команды HUSQVARNA 32-летний Пабло Кинтанилья так и не смог подняться на подиум. На последнем этапе он упал в самом начале спецучастка, получил травму ноги, но все равно поднялся и отправился в бой. На финише он проиграл лидеру почти 20 минут, но все равно претендовал на бронзовый подиум, и даже в новостях на официальном сайте «Дакара» написали про его третье место, но уже спустя несколько минут поступила информация, что судьи отменили ранее наложенный на Сэма Сандерленда штраф, и Пабло Кинтанилья лишился последней надежды. По итогам марафона он занял лишь четвертое место.
В очередной раз победу одержала команда Red Bull KTM Factory Team, а ее гонщики полностью заняли весь подиум. Первое место на десятом этапе и в нереальной гонке этого года завоевал австралиец Тоби Прайс — несмотря на поврежденную руку он смог себя превозмочь и стать лучшим на этом «Дакаре». Это его вторая победа на марафоне после 2016 года. С разницей в девять минут на вторую строчку поднялся австриец Маттиас Уолкнер, третьим с отставанием в 13,5 минуты оказался англичанин Сэм Сандерленд.
Тоби Прайс: «Это какое-то безумие — сидеть здесь и понимать, что мы только что выиграли “Дакар”, причем ни разу не одержав победу на этапе. Я еще не понимаю, что будет с моей рукой, да сейчас и не до этого, но могу сказать, что вся боль и пытки стоили того, чтобы их терпеть. Все свои ощущения в руке я могу описать, как будто пять человек по очереди втыкают мне туда нож, но победа лечит любую боль. Я даже не представлял, что смогу это сделать. Было столько парней, кто реально мог выиграть эту гонку: Пабло и Рикки Брабек, Сэм Сандерленд, Маттиас Уолкнер… все очень сильные. Кевин Бенавидес и Адриен ван Беверен проделали невероятную работу. Мы все сражаемся ради победы. Я не люблю сдаваться и не люблю бросать начатое. Зато люблю ездить на мотоцикле и чувствовать себя вместе со своими дакаровскими братьями. Да, мы крутые!».
Результаты на финише ралли:
Практически весь марафон, за исключением одного этапа, в этой категории лидировал 27-летний гонщик Yamaha из Аргентины Николас Кавильясо. На самом деле выиграть девять из десяти этапов — подвиг совершенно беспрецедентный в истории «Дакара» во всех категориях. К тому же для Кавильясо это всего второй по счету «Дакар».
«Это было нелегко, — сказал Николас. — Я очень хотел участвовать, и я очень хотел победить. Для этого я много работал и тренировался, но я реализовал свою мечту, и я очень счастлив». Вторым финишировал 23-летний Иеремия Гонсалес Фериоли — единственный, кто смог обыграть Николаса на третьем этапе. Третьим стал их же соотечественник Густаво Гальего.
На последнем этапе задача перед Сергеем Карякиным была доехать до финиша. Не торопясь, в спокойном темпе, так как восьмичасовое отставание на финише уже никак нельзя было компенсировать. Главное было — пересечь финишную черту. Ребятам удалось сохранить свое место в десятке сильнейших, хотя все их надежды рухнули после злосчастного падения с песчаной ступеньки на седьмом этапе марафона.
Конечно, все едут на «Дакар» побеждать, и Сергей уже однажды доказал, что он может это сделать. Конечно, он расстроен, конечно, надеялся, что этот марафон сложится иначе, но несмотря на все сложности команда не теряла присутствия духа и боролась до самого финиша.
Сергей Карякин: «Позади длинный и сложный “Дакар”-2019. Мы на финише и это наша Победа. Я горжусь своей командой, только слаженная работа всего коллектива позволила нам преодолеть все трудности и добраться до финишной арки. Всем спасибо за поддержку!».
Победителем этого «Дакара» стал бывший участник зачета мотоциклов Франсиско Лопес, который ранее дважды упускал титул в двухколесной категории, но в этом году приложил все силы, чтобы стать победителем. Лопес трижды одерживал победы на этапах в 2019 году и сумел опередить своих конкурентов в лице Жерара Фарреса Гуэля, который занял вторую строчку в генеральной классификации, и Рейналдо Варелу, ставшего третьим.
Результаты на финише ралли:
И в этой категории нам есть чем похвастаться. Экипаж Дениса Кротова и Дмитро Цыро спокойно и уверенно привез результат, о котором не всегда смеют мечтать даже самые маститые гонщики. 15-е место в общем зачете для новичка «Дакара», коим является Денис, да еще в такой продвинутой и многочисленной категории, это просто фантастический результат!
Впрочем, зато имя победителя в этом году не стало сюрпризом. На «Дакаре»-2019 лишь один экипаж показал по-настоящему филигранную и слаженную командную работу, избежав всех ловушек и ошибок, поняв все тонкости навигации и найдя ту важную грань между скоростью и осторожностью. «Принц пустыни» Нассер Аль-Аттия вместе со штурманом Мэттью Баумелем уверенно привел Toyota Hilux № 301 к финишу с отрывом в 46 минут от следующего соперника, коим стал Нани Рома! Ни Себастьян Леб, ни Стефан Петрансель, ни тем более Карлос Сайнс, допускавшие множество ошибок, терявшие время в песках, и из-за механических проблем своих автомобилей не смогли составить конкуренцию катарцу. Кстати, удивительно, несмотря на то, что Toyota, пожалуй, поставляет самое большое число автомобилей для «Дакара», она впервые выигрывает этот марафон. Всегда находился кто-то, кто ей мешал, будь то Peugeot или Mini.
Что касается Mini 4x4, то в этом году команда X-Raid добилась лучшего результата, заняв второе место благодаря Нани Роме, и четвертое место благодаря Якубу Пржегонски. Третьим стал Себастьян Леб.
Результаты на финише ралли:
И вновь победа на самом сложном марафоне в мире победа в зачете грузовиков досталась нашей команде «КАМАЗ-мастер»! Эдуард Николаев выиграл свой четвертый по счету — и третий подряд — ралли-марафон «Дакар»! В 25 минутах от него на втором месте финишировал Дмитрий Сотников. Третьим стал Жерар де Рой.
После двух первых выигранных этапов Эдуард Николаев немного поостыл. И хотя считалось, что на этом «Дакаре» равных ему не будет, он все равно ощущал серьезное давление со стороны своих сокомандников Андрея Каргинова и Дмитрия Сотникова, поэтому неудивительно, что после восьмого этапа он уступил лидерство в генеральной классификации экипажу Сотникова. Видимо, это стало для него хорошей встряской, потому что уже на девятом этапе Николаев собрался и ответил совершенно безупречной победой, которая помогла ему вернуть лидерство.
Предполагалось, что одним из основных соперников станет трехкратный призер Дакара Жерар де Рой, однако, он так и не смог составить «КАМАЗам» реальной конкуренции.
На десятом этапе основной задачей для двух наших грузовиков было спокойно проехать этап и финишировать с сохранением позиций в гонке. И оба «КАМАЗа» с этим справились.
Эдуард Николаев: «Огромное счастье, что наконец-то можно выдохнуть. Финиш и победа! Гонка складывалась довольно драматично. Экипажи “КАМАЗ-мастера” с самого начала задали темп. Было очень важно “довезти” результат до финиша в Лиме. Прессинг соперников был очень мощный. Непредсказуемые и тяжелейшие в прохождении перуанские дюны также в любой день могли внести коррективы в ситуацию в классификации. Но командная тактика, самоотверженный труд всего коллектива команды и, конечно, поддержка болельщиков помогли нам в достижении замечательного командного результата: золото и серебро “Дакара” поедут в Россию!».
Видеоблог команды «КАМАЗ-мастер»:
Благополучно закончился этот «Дакар» и для белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто», все три грузовика которой финишировали на десятом этапе «Дакара». Сергей Вязович стал шестым в итоговой ведомости, Александр Василевский — восьмым, Алексей Вишневский приехал на финиш 11-м.
Сергей Вязович: «Мы на финише этого непростого "Дакара”-2019". Гонка сложилась для нашей команды неоднозначно: были сложные моменты; психологическое давление; были ситуации, с которыми мы никогда прежде не сталкивались. Но были и позитивные моменты! Тем нем менее наша команда без потерь добралась в Лиму и, учитывая то, как много автомобилей выбыло из борьбы, в этом году лишь две команды финишировали без потерь: "МАЗ-СПОРТавто" и "Ивеко". Нам есть чем гордиться, наша техника показала надежность, мы имеем плотный результат — шестое, восьмое, одиннадцатое места. Благодарю свою команду за волю, силу духа, а также хочу поблагодарить наших болельщиков и партнеров. В следующем году мы обязательно вернемся и сделаем все, чтобы стоять на финишном подиуме!».
Результаты на финише ралли:
А теперь наши спортсмены возвращаются домой, и в аэропорту Шереметьево будет организована торжественная встреча команды «КАМАЗ-мастер» — 20 января в 19.15 на первом этаже (в зале прилета) терминала D!