Настроить двигатель и подвеску, почистить комбинезоны, купить шипованные колеса, заказать бензин… Дел перед стартом всегда много, но в конце января более полусотни спортивных машин на прицепах прибывают в Лахденпохью, чтобы принять участие в ралли «Карелии» — первом этапе чемпионата страны.
В этом году спортсмены приехали из Карелии, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, Хабаровска, Перми, Екатеринбурга, Комсомольска-на-Амуре, Жигулевска, Красногорска, Смоленска, Челябинска, Химок, Тулы, Ярославля, Самары, Туапсе, Люберцов, Одинцово, Ханты-Мансийска, Минска.
Примечательно, что в прошлом году в российском ралли появились прототипы, которые команды стали строить вместо исчезающих серийных Лансеров и Субару» группы N4. На них заканчивается омологация FIA, машин становится все меньше, запчастей тоже, а прототипы быстрее, легче, задорнее. Фантазия инженеров, которые строят «болиды» на базе какого-либо автомобиля, конечно, ограничена спортивными требованиями Российской автомобильной федерацией, но тем не менее новые машины заметно мощнее серийных. Проще говоря, прототип — конструктор из деталей различных машин, у которого есть ограничения по ширине, кинематике передней подвески, ограничен минимальный вес (1200 кг), разрешается любой двигатель до четырех литров, или, к примеру, 2,0-литровый, но с турбиной, с обязательным к нему рестриктором (ограничитель воздуха) в 34 мм и в 36 мм, также разрешена любая коробка и трансмиссия.
«Мини-космолеты» на первый этап выставили сразу несколько команд, и целых пять прототипов и две машины класса R5 боролись в «Абсолюте» вместе со старыми, добрыми серийными Mitsubishi и Subaru.
Но мы то с вами понимаем, что «тачка» это лишь инструмент на пути к цели, и главные персонажи здесь те, кто ими управляет. Состав вышел отличный, но, глядя на стартовый лист, исход борьбы никто не мог предсказать.
16-кратный чемпион России и вице-президент РАФ Сергей Успенский; самый известный российский автогонщик, но новичок в ралли — Виталий Петров; обладатель Кубка мира по ралли-рейдам Владимир Васильев; чемпион России по ралли-кроссу Егор Санин; председатель комитета по дрифту РАФ Тимофей Кошарный, плюс целый список чемпионов и обладателей Кубка России по ралли и просто хорошие люди, кто решил рискнуть и проехать в такие морозные дни гонку.
-30 °С за бортом с утра в первый день ралли, четыре вечерних спецучастка, пять экипажей безопасности и 38 экипажей на старте. После первых же скоростных километров положение в турнирной таблице заставило удивленно вздохнуть всех болельщиков, не ожидавших схода экипажей, которые были явными фаворитами и претендентами на подиум: Успенский, Буланцев, Аршанский…
Зато неожиданно отличное время показали кольцевики и кроссовики, которые привыкали к стенограмме и новой технике. Виталий Петров, впервые севший на раллийную полноприводную машину, по итогам первого дня оказался на шестой позиции. Лидерство после двух спецучастков Сергей Попов передал Илье Лотвинову, который оказался быстрее лишь на 1,2 секунды по итогам первого гоночного дня.
На следующий день природа пожалела зрителей и участников, температура воздуха значительно поднялась, но зато пошел снег, да такой плотный, что видимость упала до 30–50 метров. Такую погоду раллийные старожилы не могли припомнить, а пилоты стали уповать на точность записанной стенограммы, ведь гонщики должны были ехать с максимально возможной скоростью.
«Ничего не видно было, ехали на ощупь, — рассказывает на сервисе Константин Жильцов, штурман Владимира Васильева, заслуженный мастер спорта, обладатель Кубка мира по ралли-рейдам. — Конечно, в стенограмме прописаны дорожные связки, повороты, трамплины и расстояние до них. Но в такую метель определить, 200 метров осталось до поворота или 100 — практически невозможно».
«Осторожно. Медленно и очень осторожно, — комментирует трехкратный чемпион России по ралли Дмитрий Воронов. — Стена снега, практически ничего не видно. Поэтому медленно и осторожно».
Тем не менее «осторожно», по мнению Дмитрия, выливалось в 98–105 км/ч средней скорости на спецучастках во время обильного снегопада.
Первый российский пилот Формулы 1, попав в раллийный автомобиль, не растерялся. «Это было сложно, но гораздо сложнее стало, когда пошел снег, потому что во многих позициях стенограммы я не писал метраж — для меня было и так слишком много информации, и мы решили этот момент опустить. И это было главной... не то чтобы ошибкой, нет, но это опыт. Для меня все впервые. А когда шел снег, мы просто не знали, в какую сторону ехать, из-за этого проигрывали очень много времени на прямых участках, там, где не нужно было сбавлять скорость. Я не сильно расстроен этим фактом, это был первый опыт, но сейчас бы я стенограмму записал абсолютно по-другому. Без опыта, без этой гонки я в дальнейшем бы и не понял, как ее надо было писать», — комментирует Виталий Петров.
В первый день экипажу Виталий Петров/Дмитрий Яковченко по сумме четырех спецучастков удалось зафиксироваться на шестой позиции, что для дебюта в совершенно новой дисциплине неплохо. А во второй день удалось подняться выше, но пробитое колесо с последовавшей его заменой на спецучастке привело к потере восьми минут, и в итоге Петров/Яковченко заняли 13-е место «Абсолюта» и четвертую позицию в зачетном классе N4. Что, впрочем, судя по фотографиям на финишном подиуме, особо настроение Виталию не испортило.
Как уже выше упоминали, в этом сезоне пилоты пересаживаются на прототипы, но в строю остаются старые добрые серийные автомобили, которые значительно упали в цене, и «войти» в чемпионатную серию многим теперь становится легче.
Победитель гонки Дмитрий Воронов сумел объехать «навороченные» машины и приехать к финишу за наименьшее время по сумме всех спецучастков. В чем секрет?
Дмитрий Воронов, победитель ралли: «Собрали машину из разномастных комплектующих, простояла она у забора у нас семь лет, и решили, что пора уже в гонки. Стоит она, бедная, скоро совсем заржавеет. Их уже лампами называют, а я все на них не гонял. Собрали, посмотрели, амортики-колесики, туда-сюда за последнюю неделю были выезды тестовые. Я много лет в ралли и на протяжении многих сезонов становился чемпионом страны за рулем моноприводных машин. В этом году меня поддержала команда «Супротек Рейсинг» и я смог впервые сесть за руль полноприводного автомобиля, выступить на этапе чемпионата после нескольких сезонов на Ладе Калине. В такую снежную погоду мы сделали правильный выбор шин и подвески. Шины «Ёлка»— протектор представлял собой на вид елочку, когда шашки по диагонали слева и справа, как стрелочками получаются. Они хорошо тормозят и ускоряются, потому что вырывают себе колею. Вообще общепризнанная, самая распространенная резина для полного привода в таких условиях — асимметрия, т. е. это «елочка», поставленная по диагонали с одной стороны, по другой диагонали на шине — продольный протектор с шипами. И такая схема очень хороша и в повороте, и на ускорении, но по такому рыхлому снегу она проигрышная. Мы ехали первый день на ней, поэтому вчера были хороши, но не убедительны, а сегодня получилось стать первыми».
Если такой состав экипажей останется и примет участие в следующих этапах чемпионата страны, а пилоты обещают продолжать борьбу, то раллийный сезон-2019 обещает быть очень интересным.
Следующее ралли в статусе этапа чемпионата страны пройдет в Тверской области в окрестностях поселка Пено. Озерный край, известный благодаря озеру Селигер, примет участников второго этапа 8–9 февраля.
Первый этап чемпионата России по ралли:
Оформили сход — 12 экипажей: