В российском ралли завершился зимний сезон, чемпионат России по ралли «уходит на каникулы» — позади два этапа по снегу и льду, а также совершенно непредсказуемые промежуточные результаты серии. Впрочем, этим никого не удивишь в начале года.
В лидеры абсолютного зачета серии вышел Александр Осипов на прототипе Ford Fiesta, вторую позицию с отрывом в шесть очков (64 против 70) удерживает Александр Зайцев. Мы привыкли, что борьба за чемпионство в абсолютном зачете ведется пилотами на полноприводных мощных машинах, но сейчас очков на серебро серии накопил экипаж, управляющий моноприводной и нетурбированной Фиестой. Это говорит лишь о том, что умение водить автомобиль и известная толика удачи в ралли играют большую роль.
В Тверской области в минувшие выходные дни завершилось ралли «Пено-2019», штаб-квартира которого располагается в одноименном поселке уже более 15 лет. Впервые на финишном подиуме красовалась тройка призеров на автомобилях-прототипах, о которых мы писали в обзоре первого этапа. Сместив группу пилотов «серийных» полноприводных автомобилей, прототипы Тверской области заявили о себе со всей серьезностью. И если в Карелии при гоночной эксплуатации этой спортивной техники еще обнаруживались какие-то «детские» болезни или были вопросы с настройкой компонентов, то здесь, в Пено, все складывалось более радужно: на старт вышли семь свежепостроенных машин, на которых пилоты смогли показать и скорость, и красоту филигранного вождения.
В текущем году ралли «Пено» прошло в однодневном формате. Организаторы из-за переменчивых погодных условий не стали строить снежно-ледовую «зрительскую» трассу для парных заездов, а ограничились классической для этой гонки схемой: две секции по три спецучастка, следующие один за другим. Минимальное количество перегонов — и заключительный спецучасток финишировал всего в паре сотен метров от заезда в сервисную зону ралли. Удобно для гонщиков, оптимально для механиков. Прекрасная, по сравнению с первым этапом, погода не помогла спортсменам: первый же спецучасток «исключил» из ралли несколько экипажей. Сход оформили пилоты, которые на предыдущем этапе чемпионата России как раз таки одержали победу (Дмитрий Воронов и Григорий Трегубов).
Ралли завершилось триумфом «короля» местных дорог и основателя гонки Сергея Успенского. При помощи штурмана Марины Даниловой он довел синий Субару до финиша с минимальным временем по сумме шести спецучастков. Хотя ралли не было легким, экипаж на заключительной секции умудрился разбить левое переднее колесо автомобиля и, сбавив темп езды, потерял довольно много времени в ходе спецучастка, пытаясь финишировать с наименьшими разрушениями.
Если добавить справочной информации, то «занимательная математика» выглядит так: 37 экипажей было заявлено предварительно, 33 стартовало и 18 из них финишировало. Кто-то по разным причинам не смог принять участие в ралли, хотя изначально планировал, а кое-кто «списал» свой автомобиль в ходе тестовых заездов; ряд гонщиков отличился со знаком минус в ходе ралли.
Читать как некто из экипажей, скрупулезно отыгрывая секунды шел к победе, обычно не очень интересно. Гораздо волнительнее узнавать занимательные и необычные истории из тех, что случаются на гонке. В Пено такой мистической проблемой с электрикой нас «порадовал» экипаж под управлением Тимофея Андрющенко из Комсомольска-на-Амуре. Совершенно нетипичным поведением отметились пять катушек зажигания: они сгорали одна за другой во время работы двигателя Лансера седьмой эволюции. Причина так и не была обнаружена, но накануне гоночного дня она самоустранилась, что позволило Тимофею не только стартовать в ралли, но и выиграть его в зачетной группе «N4». Девиз «Я хочу кататься», расположенный на бортах автомобиля, оправдал себя полностью.
У потенциального лидера гонки Сергея Попова, показавшего лучшее время на первом спецучастке, машина тоже решила устроить забастовку: «чихала-кашляла» (из-за проблем с электрикой двигатель работал неровно и глох), в итоге заглохла окончательно и не поддавалась «реанимационным» действиям 42 минуты. Экипаж критично опоздал на следующий пункт контроля времени и по правилам проведения ралли — за опоздание свыше 15 минут — был исключен из ралли.
Станислав Травников в сезоне 2019 года решил не бороться за российский чемпионский титул. Гонку в Карелии пропустил, на вторую решил поехать, но вне зачета чемпионата — устроив себе этакую «боевую» тренировку. А штурманом в гонку взял чемпиона Европы и своего тренера по совместительству Алексея Лукьянюка. «Разминка» шла своим ходом, но после дневного сервиса экипаж, выехав на вторую секцию ралли, обнаружил проблему с амортизационной стойкой: ее заклинило в разжатом положении. Экипаж вернулся к механикам, они быстро устранили неисправность, но после окончания ралли экипаж за этот маневр был исключен из ведомости. Зато Стас и Алексей успели показать самое быстрое время и даже выиграли бы гонку, опередив Сергея Успенского, если бы не было «неуставной» езды из сервиса в сервис, пренебрегая указаниями дорожной книги.
Чем еще запомнилось ралли «Пено-2019»? Стало совершенно очевидно, что сменилась эпоха, в которой «правили бал» серийные автомобили. Они окончательно сдали позиции, а их место занимают машины нового класса «R5» и прототипы (в отличие от серийных, эти машины могут иметь более мощные двигатель и трансмиссию, а также оснащаться более энергоемкой подвеской). Российское ралли хоть и находится в состоянии затянувшейся «спячки» (экономическая ситуация и спад покупательских возможностей дают о себе знать), но все же есть позитивные ноты: интерес к ралли проявляют немалое количество участников, а парк техники обновляется. Для выхода из состояния кризиса дисциплине не хватает генерального финансового партнера и единого промоутера, иначе ралли могло бы заявить о себе громко и ярко.
Посмотрим, как подготовятся спортсмены к летнему сезону — самая пыльная и фотогеничная гонка в статусе чемпионата России пройдет в начале мая, в окрестностях шахтерского города Гуково Ростовской области.