Новый сезон ралли-рейдов традиционно открывает соревнование в Карелии, и в этот раз ничто не нарушило привычного уклада — баха «Россия — Северный лес» назвала имена первых победителей во внедорожных соревнованиях этого года.
Однако в текущем году появились существенные изменения. Высшая гоночная серия планеты в дисциплине ралли-рейды последние годы представляла из себя огромное количество соревнований с географией от Карелии до Арабских Эмиратов. Затраты на логистику росли, и чтобы завоевать желанный титул обладателей Кубка мира, приходилось решать сложные задачи, высчитывая стоимость своих передвижений и выгоду от участия в тех или иных соревнованиях в погоне за очками.
Часть соревнований проходила в формате линейных ралли-рейдов, другая часть представляла собой скоротечные бахи, для которых был установлен полуторный коэффициент начисления очков. Где-то состав участников был малочисленнее, увеличивая шансы на победу кому-то из заявившихся участников… В итоге осенью прошлого года Международная автомобильная федерация (ФИА) приняла решение и разделила многоэтажную серию на две: Кубок мира по бахам и Кубок мира по ралли-рейдам. 13 этапов теперь имеют разный «вес», и участникам приходится выбирать, в какой из серий участвовать.
Если раньше на баху в Карелию выбирались самые отчаянные пилоты или те, кто желает получить очки вкупе с необычным опытом езды по льду, то сейчас отказ от участия отдаляет шансы на победу в серии.
Большое количество гонок сложно раскидать по календарной сетке, и в этот раз накладки коснулись сразу двух этапов — сезон в Кубке мира по ралли-рейдам стартует сразу после первого этапа в серии по бахам: сразу после Карелии начинаются административные проверки на гонке в Катаре. Многие отдали предпочтение привычным песчаным рейдам вместо лесных гонок на шипованной резине и выбрали участие в ралли в Катаре.
15-го числа баха «Россия — Северный лес» отметила свой 15-й юбилей, а на гонку собрались представители из 15 стран! Правда, к старту было допущено 25 экипажей, которые пересекли стартовую арку в горном парке «Рускеала» — там прошла церемония открытия самого северного ралли-рейда в мире.
К тому моменту пилоты уже успели попробовать снег и лед, проехав короткий, всего 19 километров, спецучасток — «Пролог». На первых же километрах узнали про коварство снега малоопытные пилоты — гости из Аргентины и Омана сразу поняли, что копать снег и песок — совершенно разные физические упражнения. Однако последующие дни пилоты были уже максимально аккуратны, разве что ломали амортизаторы да пробивали колеса…
Быстрейшие десять экипажей смогли принять участие в церемонии выбора стартовых позиций, и здесь преимущество имел победитель: Владимир Васильев, после победы на «Прологе» снова взял себе первую позицию для старта на следующем этапе (дне ралли-рейда).
Ехать и «открывать» трассу не так-то просто, однако если дороги знакомы, то лучше не «сидеть на хвосте» у соперника, а исследовать свои скоростные лимиты и выжимать максимум.
«Было сложно оценить, какая борьба велась у нас с Тапио, ведь мы ехали первыми и не видели на финише его результаты. А ему уже можно было оценивать свою позицию и атаковать. У нас были небольшие технические неполадки с машиной, но мы ехали в хорошем темпе, не теряя его, хотя не все получалось так, как хотелось бы», — прокомментировал штурман экипажа Константин Жильцов.
Быстрейшим после первого дня стал финн Тапио Лауронен на Mitsubishi Pajero, он давно работает в этом регионе в лесозаготовительном бизнесе, и данные дороги для него практически родные. Владимир Васильев на Mini Cooper Countryman уступил финну всего две минуты.
У россиянина в первый же день «вылезла» проблема с мотором — одна из турбин перестала работать, по словам пилота, «дула» в атмосферу» вместо того, чтобы добавлять мощности дизельному двигателю. Чтобы поддерживать мощность, Васильеву приходилось «перекручивать» обороты мотора.
Что касается других участников, то у них борьба шла как-будто в другом ралли — отставание третьего экипажа превышало десять минут от лидера, и каждый последующий имел еще больший запас минут в итоговой классификации.
Всего участникам было предложено пять спецучастков: пролог в 19 км и два дня по два спецучастка протяженностью 274 км в субботу и 229 км — в воскресенье. Примечательно, что средняя скорость лидеров была по 100 км/ч. Выиграл ралли финский дуэт отца и сына Лауронен: Тапио и Тони второй раз побеждают в Карелии, однако пару лет назад их победа была не на этапе Кубка мира, а на этапе чемпионата России, который проходил в рамках мероприятия по тем же самым дорогам. Вот уже на протяжении многих лет, с 2013 года, россиянам все никак не удается обуздать непокорные карельские дороги и взять награды за первое место. Максимальное количество очков за первый этап увозят каждый год иностранцы, оставляя наших с вами соотечественников на второй позиции.
В 2019 году повезло с погодой: в дни гонки температура не опускалась ниже 0 С и проблем никто не испытывал, как бывало в другие годы, когда машины не могли стартовать вовремя из ночного «закрытого парка», а экипажи подолгу пытались завести двигатели. Не повезло в другом: сильный ветер, поднявшийся в воскресенье, вмешался в ход борьбы. На пятом, заключительном спецучастке начали падать деревья, перекрывая дорогу. Первые два экипажа смогли форсировать небольшие елочки, упавшие на трассу, и финишировать, однако остальным участникам не повезло — крупная пихта заблокировала движение и вынудила гонщиков остановиться и ожидать помощи организаторов. Экипажам пришлось записать одинаковое время (результат Лауронена).
Ежегодно за результатами первого этапа Кубка мира пристально следит дирекция ралли-марафона «Шелковый путь». Ралли-марафон, также организованный россиянами, много лет сотрудничает с «Северным лесом», и 2019 год не стал исключением.
Результаты:
1. Тапио Лауронен/Тони Лауронен (FIN, Mitsubishi Pajero) 5:19.07
2. Васильев/Жильцов (RUS, Mini All4 Racing) +2.21
3. Ванагас/Боба (LT/PL, Toyota Hilux Overdrive) +12.26
4. А. Новиков./В. Новиков (RUS, G-Force BARS) +17.07
5. Рудской/Загороднюк (RUS, G-Force BARS) +28.12
6. Кротов/Цыро (RUS/UA, BMW X3) +30.30