«Прежде чем критиковать кого-то, попробуйте влезть в его шкуру. Потому что если вы все же решитесь критиковать, вы будете хотя бы одеты. В его шкуру» — так говорил один из лучших комиков мира Стив Мартин. Конечно, это метафора, но ее смысл — прежде чем судить кого-то, надо хотя бы испытать то же, что и этот человек. Об этом даже пел Элвис, так что в этом есть зерно истины.
Однажды я попробовал. В смысле попробовал побывать в чужой шкуре. Как-то раз мы с семьей отправились в гости, и я был одет неподходящим образом, так что мне дали одежду моего двоюродного брата, которая не подходила по размеру. Поносив ее какое-то время, я отлично понял смысл поговорки. Когда ты примеряешь неподходящую тебе вещь, ты не просто смешон, но и становишься для многих настоящей головной болью. Так что я воспринял этот опыт правильно, и именно это в свое время привело меня в Формулу 1.
Размышляя о пилотах, от которых мы с самого начала ожидали высоких результатов, мы прежде всего думаем о двоих: Даниэле Риккардо и Пьере Гасли. Два имени, которые по итогам двух первых Гран-при принесли разочарование их поклонникам и всем, кто смотрит Формулу 1.
Оба этих пилота невероятно талантливы, с ними считаются, и они вполне заслужили огромное уважение. Но что же случилось? Не могли же они за зиму забыть, как нужно ехать? Конечно нет. Но оба они испытали существенные сложности и огромное давление с того момента, как закончили прошлый сезон в Абу-Даби в одних командах и начали новый в других, за рулем машин, которые строили без учета их возможностей и стиля управления.
В разговорах с ними обоими во время тестов и первых двух Гран-при вскрылись общие реакции и видение тех задач, что стоят перед ними в данный момент.
Оба понимают, что им придется нелегко. Машины, которыми они управляют с начала этого сезона, совершенно не подходят под их индивидуальный стиль пилотирования. Кроме того, они оказались еще и в непривычной и незнакомой среде, в которую необходимо интегрироваться как можно быстрее и безболезненнее; обоим важно максимально быстро внести важные изменения в настройки автомобилей и привыкнуть к набору уже имеющихся, чтобы выжать из машин максимум возможного.
На мой взгляд, это и есть та необходимость побывать в чужой шкуре, и не просто побывать, а носить ее неопределенное время. А это крайне болезненный процесс.
«Мы уже практически достигли поставленных задач, — сказал мне Даниэль Риккардо в субботу в Бахрейне. — Мне кажется, я уже сделал все возможное, чтобы заставить эту машину работать так, как мне нужно, и остается адаптировать еще пару вещей. Мне не хочется чувствовать, будто я опять застрял на половине пути, как это было с Red Bull, но с этой машиной приходится работать совершенно иначе».
«Я уже многого добился, но это еще не 100% возможностей. И я знаю, что это будет довольно долгий процесс. Я чувствую, что каждый раз учусь заново и узнаю массу новых вещей, развиваюсь и помогаю развиваться команде, придаю уверенности и себе, и им. Но только когда я сумею достичь нужной скорости, тогда наступит настоящий прогресс».
Да что рассказывать, ведь мы и сами могли наблюдать все это! Очевидно, что ответственность за столкновение с Хюлькенбергом в Бахрейне лежит полностью на Риккардо, вернее, на том дискомфорте и неуверенности, который он испытывает, сидя в своей новой машине.
Для Пьера Гасли это чувство неуверенности имеет те же самые корни: «Сейчас моя задача просто работать, чтобы понять, что я могу улучшить. Я понимаю, что не добьюсь результата просто нажимая на газ, так что мне надо понять, что и как я могу изменить, чтобы выжать из нее максимум».
Когда я спросил, не думает ли он, что надо прежде всего изменить что-то в себе, а не в машине, он ответил, что, конечно, «и там и там. Я считаю, что надо приложить определенные усилия, чтобы приспособиться к каждому новому автомобилю, потому что разница между ними огромная. Возможно, в прошлом году машина больше подходила моему стилю управления, и потому мы смогли найти подходящие настройки чуточку быстрее, чем в этом сезоне. Сейчас мне приходится с ней прямо бороться. Я все еще чувствую себя в этой машине пассажиром. У меня не получается атаковать».
Помимо всего прочего оба пилота находятся еще и под давлением своих партнеров по команде — в попытке заработать очки. В то время как сами команды высказывают пожелания, чтобы пилоты работали вместе, дабы быстрее улучшить машины и добиться успеха, сами гонщики никак не могут преодолеть чувство конкуренции.
Наверное, это неплохо. Конкуренция только подстегивает развитие. Иногда именно этого нам и не хватает.
Потому что на каждого Риккардо и Гасли есть свои Кими Райкконены, Карлосы Сайнсы и Шарли Леклеры. Которые тоже перешли в новые команды и сели в новые машины. Так же, как и упомянутые выше двое, они оказались в совершенно новых условиях, тем не менее сумели быстро к ним приспособиться и добиться эффективности в новом окружении.
Произошло ли это благодаря «эластичности» гонщиков, или в этом заслуга команд или машин, сейчас сложно определить, ведь Alfa Romeo, McLaren и Ferrari находятся в стадии серьезных изменений. Более того, двоим из них приходится соревноваться с новичками, что в случае поражения только усугубит их положение. Но если в Red Bull и Renault между пилотами ощущается антагонизм, то вот в Alfa и McLaren царит полная гармония…