Тогда первым финишную черту пересек знаменитый Нино Фарина на Alfa Romeo, который полностью доминировал на трассе и продемонстрировал первый в официальной истории Формулы 1 хет-трик, завоевал поул-позицию, показал быстрейший круг и в итоге поднялся на высшую ступень пьедестала.
Удивительно, но в тот день в Сильверстоуне было тепло, сухо и солнечно: редкая погода для Англии этого сезона. Собственно, это и стало причиной, почему 1000-й Гран-при проводят не там же, где Формула 1 получила свое рождение. Владельцы и организаторы серьезно размышляли над календарем этого года, чтобы переделать его под проведение 1000-го Гран-при как раз в Сильверстоуне, но затем изучили метеосводки за последние десятилетия и поняли, что лучше этого не делать. Погода в это время в Сильверстоуне просто ужасная: холод и дождь, иногда даже переходящий в снег.
Так было решено, что 1000-й Гран-при состоится именно там, где по календарю в это время проходит традиционный этап, а именно — в Китае на шанхайском автодроме.
Раз уж организаторы и владельцы Формулы 1 определили именно этот Гран-при как тысячный, мы с ними, конечно, согласимся: приятно же получить большой и красивый праздник.
Но по большому счету с ними можно поспорить, если заниматься буквоедством.
Обратите внимание: при определении юбилейного Гран-при Международная автомобильная федерация учитывала только зачетные гонки (за которые начислялись очки), а ведь вплоть до 80-х годов были и внезачетные этапы Формулы 1.
В то же время в зачет шли и те соревнования, которые проводились на американских овалах. Например, с 1950-го по 1960-й годы в календарь Формулы 1 был включен «Инди 500» — несмотря на то, что для участия в этой гонке добирались лишь единицы европейских гонщиков, а в соревновании принимали участие преимущественно местные спортсмены, которые выступали по собственному регламенту. Например, Билл Вукович стал седьмым в чемпионате Формулы 1 в 1953 году и шестым в 1954-м, хотя участвовал в единственном этапе — «Инди 500», который оба раза и выиграл.
Кстати, Вукович ни разу не управлял машиной Формулы 1 за всю карьеру, однако он стал одним из рекордсменов Ф1, собрав за пять гонок две победы, один поул, три самых быстрых круга и 19 очков — и все в «Инди 500».
А в 1952 и 1953 годах чемпионат Формулы 1 проводился по правилам Формулы 2, т. к. машин Формулы 1 не хватало для того, чтобы заполнить минимум стартовых мест на решетке, и их нехватку компенсировали машинами Формулы 2.
Так что по сути 26 Гран-при из 1000 как минимум не соответствуют регламенту Формулы 1…
Интересно, что Гран-при Великобритании на самом-то деле и не был первым в календаре в 1950 году. Его предваряли четыре незачетных этапа: два во Франции и по одному в Италии и Англии, на которых проходили «обкатку» многие решения.
А вот еще любопытный факт: в самом первом Гран-при принимали участие пилоты тех национальностей, что всегда были редкостью в Формуле 1, но вышли на старты и в этом году. Так, на Maserati выступал принц Бира из Сиама (Таиланд) — а в этом году впервые после принца Таиланд представляет Александер Элбон на машине Toro Rosso. В 1950 году на Maserati 4CLT за заводскую команду на старты вышел монегаск Луи Широн. Был в Формуле 1 и еще один монегаск: в сезоне-1994 за команду «Ляррусс» выступал Оливье Беретта, правда, закончил сезон без единого очка. И вот в прошлом году сначала в Alfa Romeo, а затем и в Scuderia Ferrari пришел третий за историю Формулы 1 монегаск Шарль Леклер.
Что касается Ferrari, то именно в первом Гран-при 1950 года они решили не принимать участие, но уже в следующем Гран-при — в Монако — на старт вышла Ferrari 125, которую по тем временам из всего гоночного гаража Скудерии было легче всего адаптировать под регламент Формулы 1. Любопытно, что именно за рулем этой машины два года назад выступал все тот же Нино Фарина. В тот первый сезон Ferrari принимала участие в незачетных Гран-при — и на 125-й, и на 166-й; 125-я показала себя намного лучше, но к участию к первому Гран-при Ferrari оказались не готовы.
В первом Гран-при приняли участие 22 пилота. Стартовая решетка тогда была непривычной для современного взгляда: гонщики стартовали в шахматном порядке, в первом ряду было четыре автомобиля, потом три, потом опять четыре и так далее. Так вот, весь первый ряд заняли заводские Alfa Romeo — три «Фа» (Фарина, Фаджиоли, Фанхио) и Редж Парнелл. А вот следующий ряд возглавлял принц Бира.
Невероятно, но по свидетельствам современников, в тот день в Сильверстоуне собралось 200 тысяч зрителей, и среди них был почти весь королевский дом Британии.
Из 22 пилотов тогда финишировала ровно половина, остальные сошли из-за различных поломок и механических проблем. Из четырех Alfa Romeo до финиша добрались три и полностью оккупировали весь подиум. Только Фанхио сошел незадолго до финиша из-за проблем с маслопроводом. Из семи Maserati под клетчатым флагом проехали лишь две, а также еще две ERA и четыре Talbot-Lago.
1950 год стал официально первым сезоном Формулы 1, проведенным Международной автомобильной федерацией. Но, конечно, это не значит, что до этого гонок и не было — просто у них были другие организаторы, и назывались они иначе.
В первом сезоне состоялось семь Гран-при, и проходили они преимущественно в Европе: Великобритания, Монако, Швейцария, Бельгия, Франция и Италия, но для привлечения внимания и за океаном третий этап провели в США, и им стал «Индианаполис 500». Благодаря этой гонке в списке пилотов того сезона прибавилось 39 гонщиков из Америки. Всего же список спортсменов за 1950 год включает в себя 97 имен!
Интересные факты
Впервые Гран-при Китая состоялся в сентябре 2004 года. Международный автодром был построен по проекту Германа Тильке за 18 месяцев на заболоченной местности недалеко от Шанхая. Длина трека составляет 5,451 км, всего трасса содержит семь правых и семь левых поворотов.
Автодром Шанхая — не первая трасса в Китае, построенная для Формулы 1. За несколько лет до этого в Чжухае (на юге Китая) была построена другая трасса, однако она не соответствовала необходимым требованиям.
Первый Гран-при Китая выиграл Рубенс Баррикелло. Ставки на его победу принимались из расчета 5:1.
Подготовка к 1000-му Гран-при в Шанхае идет вовсю. 12 и 13 апреля в парке Синьтяньди состоится Фестиваль Формулы 1, который Liberty Media проводит в крупнейших городах с 2017 года. Подобные фестивали включают в себя выступления музыкантов, различные развлекательные мероприятия и демозаезды боевых машин.
Всего в этом году намечено провести четыре таких шоу — Шанхае, Чикаго, Лос-Анджелесе и Сан-Паоло.
Также специально для Гран-при Китая были созданы специальные коллекционные плакаты и специальные призовые бутылки с шампанским для подиума. Над плакатами трудилась дизайн-компания Automobilist, давно работающая в мире Формулы 1. Создание двух таких плакатов заняло у них порядка шести месяцев. Один из плакатов (белый с золотом) символизирует Формулу 1 во всей ее совокупности, второй, в красном цвете, соотносится с историческим регионом Китая, где пройдет юбилей. Оба можно приобрести в официальном магазине Формулы 1.