Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
11.04.2019 | 3010 просмотров

1000

Текст: Мария Мельникова
Источник: Дром
Страшно подумать — 1000-й Гран-при! Всего месяца не хватило, чтобы провести юбилейный Гран-при день в день: ведь первый зачетный Гран-при Формулы 1 состоялся 13 мая 1950 года в Великобритании на автодроме Сильверстоун.

Тогда первым финишную черту пересек знаменитый Нино Фарина на Alfa Romeo, который полностью доминировал на трассе и продемонстрировал первый в официальной истории Формулы 1 хет-трик, завоевал поул-позицию, показал быстрейший круг и в итоге поднялся на высшую ступень пьедестала.

Финиш Нино Фарины на Гран-при Великобритании, 1950 г.

Удивительно, но в тот день в Сильверстоуне было тепло, сухо и солнечно: редкая погода для Англии этого сезона. Собственно, это и стало причиной, почему 1000-й Гран-при проводят не там же, где Формула 1 получила свое рождение. Владельцы и организаторы серьезно размышляли над календарем этого года, чтобы переделать его под проведение 1000-го Гран-при как раз в Сильверстоуне, но затем изучили метеосводки за последние десятилетия и поняли, что лучше этого не делать. Погода в это время в Сильверстоуне просто ужасная: холод и дождь, иногда даже переходящий в снег.

Так было решено, что 1000-й Гран-при состоится именно там, где по календарю в это время проходит традиционный этап, а именно — в Китае на шанхайском автодроме.

Тысячный ли?

Раз уж организаторы и владельцы Формулы 1 определили именно этот Гран-при как тысячный, мы с ними, конечно, согласимся: приятно же получить большой и красивый праздник.

Но по большому счету с ними можно поспорить, если заниматься буквоедством.

Обратите внимание: при определении юбилейного Гран-при Международная автомобильная федерация учитывала только зачетные гонки (за которые начислялись очки), а ведь вплоть до 80-х годов были и внезачетные этапы Формулы 1.

В то же время в зачет шли и те соревнования, которые проводились на американских овалах. Например, с 1950-го по 1960-й годы в календарь Формулы 1 был включен «Инди 500» — несмотря на то, что для участия в этой гонке добирались лишь единицы европейских гонщиков, а в соревновании принимали участие преимущественно местные спортсмены, которые выступали по собственному регламенту. Например, Билл Вукович стал седьмым в чемпионате Формулы 1 в 1953 году и шестым в 1954-м, хотя участвовал в единственном этапе — «Инди 500», который оба раза и выиграл.

Билл Вукович, победитель «Инди 500», 1953 г.

Кстати, Вукович ни разу не управлял машиной Формулы 1 за всю карьеру, однако он стал одним из рекордсменов Ф1, собрав за пять гонок две победы, один поул, три самых быстрых круга и 19 очков — и все в «Инди 500».

А в 1952 и 1953 годах чемпионат Формулы 1 проводился по правилам Формулы 2, т. к. машин Формулы 1 не хватало для того, чтобы заполнить минимум стартовых мест на решетке, и их нехватку компенсировали машинами Формулы 2.

Так что по сути 26 Гран-при из 1000 как минимум не соответствуют регламенту Формулы 1…

Самый первый Гран-при

Интересно, что Гран-при Великобритании на самом-то деле и не был первым в календаре в 1950 году. Его предваряли четыре незачетных этапа: два во Франции и по одному в Италии и Англии, на которых проходили «обкатку» многие решения.

А вот еще любопытный факт: в самом первом Гран-при принимали участие пилоты тех национальностей, что всегда были редкостью в Формуле 1, но вышли на старты и в этом году. Так, на Maserati выступал принц Бира из Сиама (Таиланд) — а в этом году впервые после принца Таиланд представляет Александер Элбон на машине Toro Rosso. В 1950 году на Maserati 4CLT за заводскую команду на старты вышел монегаск Луи Широн. Был в Формуле 1 и еще один монегаск: в сезоне-1994 за команду «Ляррусс» выступал Оливье Беретта, правда, закончил сезон без единого очка. И вот в прошлом году сначала в Alfa Romeo, а затем и в Scuderia Ferrari пришел третий за историю Формулы 1 монегаск Шарль Леклер.

Принц Бира, 1951 г.

Что касается Ferrari, то именно в первом Гран-при 1950 года они решили не принимать участие, но уже в следующем Гран-при — в Монако — на старт вышла Ferrari 125, которую по тем временам из всего гоночного гаража Скудерии было легче всего адаптировать под регламент Формулы 1. Любопытно, что именно за рулем этой машины два года назад выступал все тот же Нино Фарина. В тот первый сезон Ferrari принимала участие в незачетных Гран-при — и на 125-й, и на 166-й; 125-я показала себя намного лучше, но к участию к первому Гран-при Ferrari оказались не готовы.

В первом Гран-при приняли участие 22 пилота. Стартовая решетка тогда была непривычной для современного взгляда: гонщики стартовали в шахматном порядке, в первом ряду было четыре автомобиля, потом три, потом опять четыре и так далее. Так вот, весь первый ряд заняли заводские Alfa Romeo — три «Фа» (Фарина, Фаджиоли, Фанхио) и Редж Парнелл. А вот следующий ряд возглавлял принц Бира.

Alfa Romeo Alfetta 158, 1950 г.

Невероятно, но по свидетельствам современников, в тот день в Сильверстоуне собралось 200 тысяч зрителей, и среди них был почти весь королевский дом Британии.

Из 22 пилотов тогда финишировала ровно половина, остальные сошли из-за различных поломок и механических проблем. Из четырех Alfa Romeo до финиша добрались три и полностью оккупировали весь подиум. Только Фанхио сошел незадолго до финиша из-за проблем с маслопроводом. Из семи Maserati под клетчатым флагом проехали лишь две, а также еще две ERA и четыре Talbot-Lago.

Самый первый сезон

1950 год стал официально первым сезоном Формулы 1, проведенным Международной автомобильной федерацией. Но, конечно, это не значит, что до этого гонок и не было — просто у них были другие организаторы, и назывались они иначе.

В первом сезоне состоялось семь Гран-при, и проходили они преимущественно в Европе: Великобритания, Монако, Швейцария, Бельгия, Франция и Италия, но для привлечения внимания и за океаном третий этап провели в США, и им стал «Индианаполис 500». Благодаря этой гонке в списке пилотов того сезона прибавилось 39 гонщиков из Америки. Всего же список спортсменов за 1950 год включает в себя 97 имен!

Интересные факты

  • Всего за всю историю чемпионата мира Формулы 1 было представлено 72 трассы на всех континентах, включая Африку (Гран-при ЮАР в Порт-Элизабет и Йоханнесбурге и Гран-при Марокко в Касабланке).
  • Всего в Марокко было проведено 13 Гран-при, и все в Касабланке, однако в официальный календарь Формулы 1 вошел только единственный Гран-при 1958 года, который выиграл Стирлинг Мосс.
  • Из самых необычных Гран-при по регионам был, наверное, Гран-при Тихого океана, который проходил на трассе Танака в Японии.
  • В 1997 и 1998 годах проводился Гран-при Люксембурга. Этот Гран-при придумали специально, чтобы проводить его в Германии, на Нюрбургринге, т. к. по регламенту нельзя проводить два национальных Гран-при, а Формула 1 проходила в те годы в Хоккенхайме.
  • Больше всего этапов Формулы 1 прошло в Италии — 96. Из них 66 — в Монце.
  • Меньше всего этапов Формулы 1 прошло в Марокко: один.
  • За всю историю Формулы 1 участие хотя бы в одном Гран-при принимали 910 пилотов, но 144 из них ни разу не стартовали в гонке.
  • 33 пилота хотя бы раз становились чемпионами мира, из них 17 — всего только раз.
  • Больше всего титулов у Михаэля Шумахера — семь. По пять титулов — у Хуана Мануэля Фанхио и Льюиса Хэмильтона. На один отстают от них Ален Прост и Себастьян Феттель. Еще пятеро — Джек Брэбем, Джеки Стюарт, Ники Лауда, Нельсон Пике и Айртон Сенна — становились чемпионами трижды. Альберто Аскари, Джим Кларк, Грэм Хилл, Эмерсон Фиттипальди, Мика Хаккинен и Фернандо Алонсо дважды оказывались лучшими по итогам сезона.
  • Больше всего чемпионов подарила миру Великобритания — десять. Следующую ступеньку занимают Финляндия, Германия и Бразилия — по трое. У остальных еще меньше. У России пока нет ни одного чемпиона мира в Формуле 1, но, надеемся, что все же когда-то будет.
  • Больше всего участников стартовало на Гран-при Германии на Нюрбургринге в 1953 году: 34 пилота.
  • Меньше всего гонщиков вышло на старт Гран-при США 2005 года — шесть человек. Связано это было с разыгравшимся скандалом с резиной Michelin и забастовкой клиентов этой компании.
  • Самая длинная трасса за всю историю Формулы 1 — итальянская Пескара: 25 579 метров. Трасса была проложена по дорогам общего пользования недалеко от Римини, где в 1957 году состоялся Гран-при Пескары. Интересно, что там тоже, как и в единственном Гран-при Марокко, выиграл Стирлинг Мосс.
  • Дистанция всех гонок за это время составила 322 476,07 километра, или 65 196 кругов.
  • Самый маленький отрыв между пилотами на финише был зафиксирован на Гран-при Италии 1971 года и составил 0,01 секунды. Первым финишировал британец Питер Гетин (BRM), а вторым — швед Ронни Петерсон (March–Ford). Между Топ-5 пилотами на финише был зафиксирован разрыв 0,61 секунды!

В Шанхае

Впервые Гран-при Китая состоялся в сентябре 2004 года. Международный автодром был построен по проекту Германа Тильке за 18 месяцев на заболоченной местности недалеко от Шанхая. Длина трека составляет 5,451 км, всего трасса содержит семь правых и семь левых поворотов.

Автодром Шанхая — не первая трасса в Китае, построенная для Формулы 1. За несколько лет до этого в Чжухае (на юге Китая) была построена другая трасса, однако она не соответствовала необходимым требованиям.

Первый Гран-при Китая выиграл Рубенс Баррикелло. Ставки на его победу принимались из расчета 5:1.

Подготовка к 1000-му Гран-при в Шанхае идет вовсю. 12 и 13 апреля в парке Синьтяньди состоится Фестиваль Формулы 1, который Liberty Media проводит в крупнейших городах с 2017 года. Подобные фестивали включают в себя выступления музыкантов, различные развлекательные мероприятия и демозаезды боевых машин.

Всего в этом году намечено провести четыре таких шоу — Шанхае, Чикаго, Лос-Анджелесе и Сан-Паоло.

Также специально для Гран-при Китая были созданы специальные коллекционные плакаты и специальные призовые бутылки с шампанским для подиума. Над плакатами трудилась дизайн-компания Automobilist, давно работающая в мире Формулы 1. Создание двух таких плакатов заняло у них порядка шести месяцев. Один из плакатов (белый с золотом) символизирует Формулу 1 во всей ее совокупности, второй, в красном цвете, соотносится с историческим регионом Китая, где пройдет юбилей. Оба можно приобрести в официальном магазине Формулы 1.

Комментарии

Zzz...
Москва
Будет интересно!
6
2
Ответить
     
Красноярск
Сообщений: 78
Блеем за Квята!
XA50_E81
9
2
Ответить
Cadavre
Благовещенск
Вот смотрю на эти снимки (где 4 машины на первом ряду на старте и тот, что с принцем за рулём), вспоминаю свой опыт управления машинами, достигающими 100 км/ч за 2 сек. без каких-либо ремней безопасности...

...этот запах бензина, нагретых металлов и резины...

только в отличие от моего случая, это совсем не картинг, а на головах пилотов нет даже шлема...

и эти люди ГОНЯЛИ, гонялись на полном серьёзе, переворот, вылет с трассы и с кокпита - практически смертный приговор...

Просто капец. Очень, очень хорошие снимки.
Потому хорошие, что вызывают прямо-таки реально осязаемые ощущения!

Очень спасибо!
12
2
Ответить
     
Сообщений: 2807
Мария, Вы как всегда Молодец. Спасибо за очередной очерк. Жаль, что пишите Вы мало и только по заказу.
Пишите чаще,Мария.
Везёт тому, кто везёт.
Посади дерево на http://www.maraquia.com/ru/
7
2
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17783
Не будет у России чемпиона Ф1.))
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
2
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром