Удивительно, но Чечня во второй половине апреля встретила российских спортсменов дождем и холодом. Холодный и мокрый асфальт, сложности с прогревом шин, многочисленные вылеты и аварии, контакты, технические проблемы и при этом отчаянная борьба в каждом классе до клетчатого флага — именно таким стал первый этап Российского чемпионата по кольцевым гонкам СМП РСКГ, который состоялся на автодроме «Крепость Грозная» в прошедшие выходные.
В предыдущем обзоре мы рассказали об обновлениях в регламенте, составе машин и составе пилотов. В итоге все это сыграло на руку, и первый этап оказался ярким, его было интересно смотреть и поболеть тоже было за кого. Но Lada Sport Rosneft постаралась никому не оставить шансов — и, надо сказать, что это произошло не потому, что они выступали на более продвинутой технике (регламент технически уравнивает все автомобили), а потому, что они приехали максимально подготовленными к сезону после полноценных зимних тренировок и с хорошим межсезонным вкатом. А это было именно то, чего не хватало многим другим спортсменам, о чем они признавались в послефинишных интервью.
В 2019 «АвтоВАЗ» и Lada Sport участвуют сразу в трех классах РСКГ — «Туринге», «Суперпродакшн» и S1600 — двумя машинами в каждом. Еще зимой, перед Рождественской гонкой Звезд в Тольятти, «АвтоВАЗ» представил новые гоночные автомобили на сезон-2019 и заявил о своем намерении бороться за подиумы и награды во всех классах, где они будут выступать.
В кольцевом автоспорте сразу две машины можно назвать новыми — это Lada Granta R1, подготовленная для класса S1600 (бывший «Национальный»), и Lada Vesta TCR, которая была глобально переделана и получила новые основные узлы (двигатель, подвеска, тормоза), позволившие представителям TCR считать ее фактически новым автомобилем и провести специальные тесты BOP (Balance of Performance) в начале сезона в Барселоне. В результате этих тестов инженеры TCR вернули Ладе 100% мощность и убрали часть весового гандикапа, наложенного в прошлом сезоне.
В S1600 для получения высоких результатов были командированы очень надежные и быстрые Владимир Шешенин и Михаил Митяев. В «Суперпродакшн» за руль Lada Vesta сели Владислав Незванкин и Андрей Петухов, ну и в «Туринг» за победой были отправлены Кирилл Ладыгин и Михаил Грачев.
Результаты квалификации были в пользу Lada: разрыв между Ладыгиным и Грачевым составил всего 0,017 секунды, да и Иван Лукашевич на Hyundai i30N не сильно от них отстал — 0,126 секунды. Все десять пилотов суперпоула уместились в секунде друг от друга, и, что характерно, в этой десятке были представлены все бренды класса, включая автомобили на DSG.
Очень радуют результаты Ивана Чубарова, который показал восьмое время, выступая в своем первом в жизни этапе кузовных гонок, да еще и на Seat Cupra с коробкой DSG, которая априори считается более медленной. 19-летний Клим Гаврилов начал выступать в РСКГ еще в 2016 году в классе «Туринг-лайт», а сейчас проводит же третий сезон в «Туринге» на Audi RS3. Его результаты не перестают радовать: в квалификации он показал четвертое время, опередив опытнейших Михаила Митяева, Алексея Дудукала и Дмитрия Брагина.
Кстати, в этом году возник интересный прецедент: пилот «АвтоВАЗа» Михаил Митяев параллельно с выступлением в S1600 за Lada Sport Rosneft заявлен и в классе «Туринг» за другую команду — Rumos Racing. Главное, что такое положение дел всех устраивает!
В первой гонке «Туринга» Кирилл Ладыгин, стартовавший с поула, сразу оторвался от остального пелотона и почти без приключений финишировал первым. Неожиданным для Кирилла оказался тот факт, что бороться с лидером вдруг решили… круговые пилоты.
— Я старался не рисковать, особенно в поворотах, — прокомментировал Кирилл. — Ждал прямые и тогда их обгонял. Делал все с запасом. Иногда можно «поскользнуться» о кругового и для тебя все закончится.
В это же время за спиной у Кирилла происходила серьезная борьба. Контакт в первом же круге между Дмитрием Брагиным и Иваном Лукашевичем закончился вылетом первого и наказанием второго проездом через питлейн. Так что обоим пришлось вновь прорываться наверх из самого хвоста пелотона. В итоге Дмитрий Брагин финишировал шестым, а Лукашевич только 12-м. Третьим стал Андрей Масленников из «Лукойл Рейсинг Тим».
Трасса в Грозном, несмотря на свою кажущуюся простоту, на деле очень сложна и интересна для пилотирования, что отмечают все гонщики.
— Здесь очень интересные повороты, они все идут на доворот, и все заезжаются на торможении, а не на разгоне: так реализовано большинство поворотов и на европейских трассах, — рассказал Кирилл Ладыгин. — Повороты так закручиваются, что становятся все острее и острее. Именно торможение в повороте дает интересные варианты в пилотаже, когда можно и догнать, и выбрать другую траекторию.
— Но завтра будет еще интереснее. Ждем обгонов при старте с реверсивной решетки, но надо учитывать, что победители будут ехать с довесом, и даже с четвертого или пятого ряда им будет не так просто догнать лидеров. У меня, например, разница с остальными будет в + 30 кг. Количество обгонов всегда связано с уровнем машин и уровнем пилотов. В этом году в «Туринге» машины примерно все сравнялись по мощности, а уровень пилотов, по крайней мере тех, кто едет в первой десятке, очень высок. Так что борьба в сезоне будет сложной.
Лучшие моменты первого дня соревнований:
Как Кирилл предполагал, так и получилось. Во второй гонке обе желтых Lada стартовали с третьего и четвертого рядов, и Алексей Дудукало и Дмитрий Брагин совершенно не спешили поделиться с ними лидерством во второй гонке.
Но именно вторая гонка оказалась невероятно насыщенной по борьбе и очень зрелищной. Сначала Алексей Дудукало проигрывает Дмитрию Брагину позицию на старте — процедура старта на автомобилях класса «Туринг» совсем не такая простая, как может показаться. Алексей Дудукало рассказал, что нужно подъехать к месту на гриде, затянуть «ручник», зажать кнопку лонча, нажать газ, потом плавно все отпустить в нужной последовательности.
«Моторика здесь тоже непростая, — сказал Алексей. — И в результате у меня машина немного забуксовала на старте, я прикрыл газ и уступил Брагину. Надо тренироваться на стартах с места».
Зато контакт и вылет в третьем повороте для Ивана Чубарова стали поводом показать, на что он способен — с последнего места подняться вновь на девятую позицию. Вот это мастерство у парня!
«Гонка была очень горячая, но мне не повезло на первом круге, после контакта я ехал последним и понял, что у меня нет другого варианта, как ехать “на все деньги”. Подъезжал, обгонял, уезжал, потом помог автомобиль безопасности, который сократил разрывы, и я сумел отыграл еще одну позицию. К сожалению, после контакта возникла проблема с подвеской, колеса стояли не так, как должны были, сильнее терлись и перегревались. На последних кругах вообще не осталось шин, начали лезть нитки корда, оставалось только молиться, чтобы колесо не взорвалось. Еще бы один-два круга, и я бы не доехал!»
В гонке было много борьбы, столкновений, вылетов, и в итоге двое соперников, стартовавших впереди Lada — Григорий Бурлуцкий и Клим Гаврилов — уступили места Михаилу Грачеву и Кириллу Ладыгину, финишировавшим третьим и четвертым соответственно. В итоге — очередная командная победа Lada Sport Rosneft, но вот в личном зачете Ладыгина и Грачева разделил в турнирной таблице Дмитрий Брагин, который при равенстве очков с Грачевым вышел вперед за счет имеющейся победы.
Не менее насыщенная борьба происходила и в других классах. В зачете S1600 в субботу под моросящим дождем произошло большое количество контактов и аварий, но Владимир Шешенин и Михаил Митяев без проблем удержали победный дубль. Молодой Павел Кузьминов финишировал третьим, но был оштрафован за контактную борьбу и отдал свою награду Борису Шульмейстеру. Во второй гонке судьба наград на трассе решалась практически на последнем круге, но официальные результаты до сих пор не опубликованы, т. к. были поданы протесты. Предварительно первым стал Василий Кораблев, а Митяев и Шешенин заняли две другие тумбочки.
В «Суперпродакшн» оба дня лидировали Владислав Незванкин и Андрей Петухов в желтых комбинезонах — только менялись между собой местами. Евгений Мейтес лишился бронзы в первой гонке, но сумел в очень красивой и грамотной борьбе повторить ее в воскресенье:
«В квалификации у меня было второе время, — рассказал Евгений. — Я долго держался первым, но на последнем круге Владислав Незванкин перебил его на 0,056 секунды. Так что это неплохой задел, и на таких техничных трассах, как Нижний Новгород, Смоленск, Мячково у нас будет возможность побороться. В Сочи же нужна чистая скорость, в прошлом году разница по максималке достигала 15 км/ч, и на прямой это огромная разница. Что касается второй гонки, то да, я уступил Владу Незванкину в последнем повороте. Он готовил эту атаку. Прошел чисто, молодец. Мне же хотелось корректной борьбы, особенно после вчерашних экзерсисов на обочине, за которые я получил три штрафных очка. Еще шесть, и я буду вынужден пропустить гонку».
«Наши победы и подиумы являются закономерным результатом, — прокомментировал итоги первого этапа Владислав Незванкин. — Мы стали готовиться к новому сезону фактически сразу после окончания прошлого. И начинаем мы это делать в начале января с Рождественской гонкой в Тольятти. Помимо этого у нас проходит многоэтапный ледовый Кубок в Тольятти, и будем рады всем, кто захочет к нам присоединиться в этих мероприятиях. К сожалению, для большинства пилотов эта гонка была первой после зимнего перерыва, и пройдет еще много времени, прежде чем они «вкатятся» и начнут показывать хорошие результаты».
В классе «Туринг-Лайт» субботние награды пилоты распределили в течение заезда, а вот решение по второму подиуму затянулось, т. к. судьям необходимо было рассмотреть целый ряд инцидентов. Роман Агошков, пересекший линию финиша вторым, был наказан за обгон в зоне желтых флагов — и его место занял Роман Голиков, третьим же стал Ефим Гантмахер. Победа оба дня доставалась всеобщему любимцу Владимиру Череваню.
Лучшие моменты второго дня соревнований:
С этого сезона класс «Национальный Юниор» получил статус первенства России. На первом этапе на старты вышло 11 участников в возрасте от 15 до 18 лет. Оба дня победу завоевывал Рустам Фатхутдинов из команды AKHMAT Racing Team. Петр Плотников и Егор Фокин заняли второе и третье места.
Гонкой поддержки на первом этапе СМП РСКГ стала серия SMP Formula 4. Самым результативным стал Павел Буланцев, серебро завоевал Иван Носов, бронзу — Алексей Несов. Ирина Сидоркова, перешедшая в формульный класс в статусе победительницы первенства СМП РСКГ «Национальный Юниор», не смогла финишировать из-за аварии.
Следующий этап Российской серии кольцевых гонок пройдет на автодроме «Нижегородское кольцо» 18 и 19 мая. Здесь вновь соберутся представители пяти кузовных классов СМП РСКГ и участники турнира SMP Formula 4. Кроме того, зрителей ждет масштабная развлекательная программа: выступления кавер-групп, активности для всей семьи, заезды дрифт-каров и 3000-сильного дрэгстера, гоночное такси, этап чемпионата по киберспорту Forza Motorsport и многое другое.
Результаты первого этапа можно посмотреть на сайте серии.
Также можно посмотреть трансляции всех заездов.