Дрифт — это концентрат автоспорта
08.05.2019 | 3824 просмотра

Дрифт — это концентрат автоспорта

Текст: Мария Мельникова
Фото автора, а также официальные фото американской серии Formula D
Источник: Drom.ru
Интервью с организатором соревнований по дрифту в Республике Беларусь Айком Симоняном.

Во время открытия сезона российского чемпионата по дрифту RDS GP мы встретились с вице-председателем Белорусской автомобильной федерации, основателем Racing.By и организатором соревнований по дрифту и дрэг-рэйсингу в Беларуси, и поговорили о том, что происходит в дрифте в настоящее время в разных странах, какие тенденции существуют и какое будущее ожидает такую дисциплину автоспорта, как дрифт.

— В этом году исполняется 15 лет команде Racing.By, которую ты возглавляешь, но начиналось все, насколько я помню, с дрэг-рэйсинга, а не дрифта. Сколько же лет ты занимаешься именно организацией соревнований по дрифту?

— Дрифт мы проводим с 2009 года, т. е. в этом году уже 11-й сезон, и это произошло тогда совершенно спонтанно: я где-то увидел, загорелся, решил провести, все смотрели на меня как на сумасшедшего, т. к. в 2009 году вообще еще не понимали, что это и зачем нужно. Я иногда задумываюсь, что мы стали свидетелями рождения чего-то очень большого — очень красивой дисциплины, являющейся, с моей точки зрения, концентратом автоспорта, которую многие до сих пор воспринимают скептически — не как спорт, а как уличное хулиганство. И все потому, что нет классических для автоспорта критериев оценки. Но ведь есть спортивные олимпийские дисциплины, которые тоже оцениваются субъективно — как, например, художественная гимнастика или фигурное катание.

— Ты помнишь, как это было десять лет назад?

— Конечно! Как будто сейчас) Это была такая тусовка фанатиков дрифта, которая развивалась на полустоковых машинах, но за прошедшие десять лет произошла колоссальная трансформация всего движения. Сейчас это настоящая спортивная дисциплина, это признала даже Международная автомобильная федерация, которая уже два года проводит Кубок мира. В декабре прошлого года в Санкт-Петербурге состоялась ежегодная конференция FIA, на которой президент FIA Жан Тодт много раз подчеркивал, что это новая дисциплина, которую очень важно поддерживать.

Я, например, считаю, что единственным конкурентом дрифта среди автоспортивных дисциплин является ралли-кросс. Потому что это тоже коротко, зрелищно и совершенно понятно зрителям.

— А дрэг-рэйсинг? Тоже ведь «коротко, зрелищно, понятно»?

— У дрэг-рэйсинга есть один большой минус — зависимость от погоды и дождя, ведь по мокрой трассе заезды не проводятся. К тому же сейчас дрэг-рэйсинг уже очень сильно зависит от бюджетов. 12-секундные машины, которые раньше были победными, сейчас уже не котируются, т. к. с таким временем может проехать обычный гражданский автомобиль. Другое дело — профессиональный дрэг-рэйсинг, где выступают промоды и топ-фьюэлы. Это 1000% зрелище, но чтобы провести такие заезды, нужны идеальные и безопасные трассы, идеальная погода и очень дорогие тачки. Намного дороже, чем для дрифта.

— Давай вернемся к дрифту. Ты сказал, что дисциплина трансформировалась из уличных гонок в профессиональный спорт. Что же конкретно произошло?

— Произошло самое главное: из любительского междусобойчика дрифт превратился в профессиональный автоспорт с быстрыми и сложными автомобилями и большими бюджетами. Многие серии изжили себя, растеряли своих участников. Раньше хватало 400–500 л.с., чтобы быть максимально конкурентоспособным, сейчас это уже слишком мало; сейчас используют совсем другие шины, мягкие, широкие и довольно дорогие, которых при имеющейся мощности двигателей хватает в лучшем случае на два проезда. Нужны моторы по 800–1000 л.с., секвентальные коробки, редукторы по много тысяч долларов и много-много другого, что влетает в копеечку. Плюс не надо забывать про стоимость выездных соревнований: если раньше пилот был сам себе механиком, перекидывал колеса, и на этом все обслуживание автомобиля заканчивалось, то сейчас с такими сложными машинами своими силами уже не обойтись.

— Можешь назвать примерный бюджет, который пилот/команда расходует на гонку? На сезон?

— Не знаю, как в России, но в Беларуси на один этап «бомжедрифта» надо как минимум 1000 евро. И это при том, что ты в лучшем случае пройдешь квалификацию. А так, чтобы достойно проехать этап, нужно как минимум 3000 евро. Плюс надо подготовить конкурентоспособную машину, на сезон это 40 000–60 000 евро. Т. е. получается, что если у тебя не будет поломок или аварий, то еще 20 000 евро к стоимости машины на сезон. Таковы бюджеты. Да, это дорого, но это способ перерождения тех соревнований по дрифту, которые мы имеем, в нечто большее и нечто более интересное…

— Во что же?

— В профессиональный автоспорт. Со спонсорами, охватами, бюджетами. Ты можешь воспринимать дрифт как цирк шапито, но если ты хочешь войти в большой спорт и заработать, то ты должен дать возможность пилотам реализовать себя с коммерческой точки зрения.

— Это в принципе удел любой дисциплины — перерождение в профессиональную историю? Это закономерность развития?

— Нет, не всегда. Мы же знаем достаточное количество примеров, когда у серии есть бюджеты, но нет зрителей — просто потому, что это неинтересно. Нет зрителей — нет охватов, нет спонсоров.

Что касается профессиональной истории, то могу привести пример как раз из этой области: есть такая профессия в дрифте, как споттер, которая у нас только зарождается.

Споттеры — это люди, которые находятся на гоночной трассе, наблюдают за пилотом в движении и помогают ему правильно проезжать траекторию. Они дают правильные подсказки, отмечают ошибки и в целом улучшают пилотирование. В Америке в «Формуле Дрифт» эта система очень развита, можно сказать, что сейчас гонки выигрывают именно споттеры. Они анализируют заезды своего подопечного, других дрифтеров, дают советы, как можно улучшить движение. Причем это споттерство направлено не только на «своего» пилота, но и на соперников, чтобы понимать их особенности управления автомобилем, знать, какие ошибки они допускают и пр. Могу сказать, что у того же Фредерика Аасбо очень крутые споттеры, которые серьезно помогают ему во всех достижениях.

У нас многие до сих пор этому сопротивляются, считают, что им это не нужно — типа «я сам за рулем, сам все вижу». Но я уверен, что для вхождения в профессиональный спорт такие люди спортсменам просто необходимы.

— Мы говорили о субъективности судейской оценки в дрифте. Есть ли вообще какие-то правила общения с судьями? Совсем недавний пример: на первом этапе RDS GP Никите Шикову присудили поражение в заезде с Кабой, но Никита с этим решением не согласен, насколько я знаю.

— С судьями важно общаться. Слушать их, допытываться от них конкретики по судейским заданиям, чтобы понимать, чего они хотят. Потому что от этих трех людей зависит, какой балл ты получишь. От их решения зависит твоя судьба, так что прежде всего нужно понимать, чего они от тебя хотят. Иногда пилоты стесняются лишний раз подойти к судьям, и очень зря. Прежде чем выйти на трассу, ты должен собрать этот пазл прежде всего у себя в голове, и именно судьи помогут тебе это сделать. Еще очень важно понимать, с какой точки судьи смотрят заезды — что они видят, чего они не видят и даже что им хочется видеть. В дрифте все подстраивается под «дирижеров».

— В какой стране сейчас самый красивый дрифт и самые крутые пилоты?

— По моему мнению, самый крутой чемпионат — это «Формула Дрифт» в Америке. Раньше многие считали, что американский дрифт — это скучно и неинтересно, и весь результат там зависит от мощности; а вот в Японии — другое дело. Но мы видим, что в Японии уровень дрифта резко снизился, а в Америке все очень активно развивается.

— А чем отличается японский дрифт от американского?

— Японский дрифт более инерционный, все задания судей связаны с определенной манерой управления автомобилем, стилем движения: то машину нужно «закидывать», то «ловить» и т. д. В Америке — силовой дрифт, они часто используют свои трассы с бэнкингом (углом наклона), сами по себе трассы там быстрые, ну и мощностей это требует немаленьких: 1000–1200 сил, иначе ты не проедешь.

Автоспорт — это коммерция. Всегда. Нет коммерции — нет автоспорта. И, похоже, что японцы в какой-то момент эту коммерческую составляющую упустили, хотя сами пилоты там суперкрутые. Но ведь все может измениться…

— А как обстоят дела в Европе?

— В Европе есть серия «Дрифт-мастерс» — интересная серия с большими бюджетами, но я пока еще не могу сказать про нее ничего конкретного. Это европейский чемпионат, в котором принимают участие спортсмены из многих стран. Но…

Я считаю, что в Западной Европе сейчас есть определенные проблемы с дрифтом. Такие страны, как Франция, Испания, Германия, Италия — там уровень пилотов в принципе не слишком высок. Очень сильны в дрифте поляки. Еще десять лет назад мы проводили совместные этапы EEDC (чемпионат Восточной Европы), и они уже тогда были на высоте. Сейчас у них два или три своих чемпионата, и развитие продолжается. А их спортсмен Петр Виенцек в прошлом году стал вице-чемпионом в «Формуле Дрифт Америка». А чемпионом стал ирландец Джеймс Дин — так что Европа в прошлом году показала свои зубы. Кристапс Блушс был четвертым, и вообще он считается одним из топ-пилотов в мировом дрифте.

Что касается Прибалтики, то лет пять-шесть тому назад латыши были очень сильны, хоть их и было не много. Сейчас там ситуация несколько изменилась, сильной молодежи практически нет. Я общался с их организаторами и считаю, что причина в том, что они стали делать упор на «стритовые» полупрофессиональные классы. Когда допускаешь в соревнования бюджетные машины и бюджетных пилотов, то развития не получается — так как и конкуренции нет и быть не может. Кристапс этих пилотов называет «скрипачами» — потому что они ездят и скрипят колесами. Сейчас их в Латвии порядка 40 человек, они соревнуются между собой, развития дисциплины нет, поэтому для «Про-класса» они иногда не могут собрать и восьми человек. У литовцев одно время тоже были серьезные проблемы, когда «старички» ушли, а молодежь не подросла, но они стали экспериментировать с различными классами, и вот сейчас у них уже вырисовывается свой чемпионат.

— А про Россию что скажешь?

— Чемпионат RDS с приходом Дмитрия Добровольского начал активно развиваться, идти вперед большими шагами. И делается все очень правильно. Понятно, что в RDS вкладываются огромные бюджеты, но это хорошие инвестиции, и Добровольский как бизнесмен очень хорошо знает, что они принесут свои плоды. И вот, пожалуйста, «Лукойл» уже возвращается. И таких случаев будет еще много. Плюс трансляции, телевидение. Уровень пилотов, даже с учетом иностранного состава — максимально крутой. И даже если убрать всех иностранцев и посмотреть на состав, то все равно он мощный. Очень сильные сибиряки: Гоча, Аркаша, Лосев, Федоров, Никулин. А вот Москва и Питер почему-то ослабели. Хотя здесь тоже может быть та же ситуация, что и в Прибалтике: просто кто-то отошел «рыбу половить», а новенькие еще не пришли. А вход в эту тему уже дорогой. Если раньше молодой парень 20-22 лет мог еще что-то придумать, чтобы построить конкурентную машину, то сейчас это уже очень сложно. Нужна поддержка, как и во всех других автоспортивных дисциплинах.

Большой плюс RDS в том, что они привлекают иностранных пилотов, потому что это, в свою очередь, подтягивает иностранную аудиторию, их знают за рубежом. К тому же приезжие дрифтеры задают планку мирового уровня, и ты хочешь-не хочешь, но должен подтягиваться, чтобы дотянуться до них. Плюс это своеобразный обмен опытом: ты видишь, у кого какие технические решения, какой стиль езды — и все это в совокупности дает очень хороший продукт, и мы это сейчас видим.

— А как дела с дрифтом обстоят в Беларуси?

— С дрифтом у нас все в порядке, вот, к сожалению, с автоспортом у нас проблемы… Как вице-председатель БАФ я это очень хорошо знаю. Во-первых, у нас нет ни одной трассы — и пока не предвидится. А говорить о том, что автоспорт может развиваться, не имея ни одной трассы, глупо. Для дрифта у нас есть различные площадки, и чемпионат у нас достаточно сильный — я бы даже назвал его чемпионатом Восточной Европы, потому что на протяжении многих лет к нам постоянно приезжают пилоты из Литвы, России, Украины и пр. Наших пилотов не так много — белорусов обычно 15-20, плюс еще столько же всегда иностранцев. Так что как минимум 30 пилотов мы собираем, из них 16 проходят квалификацию. И уже четвертый год мы едем по таблице «дабл» с двойным выбыванием, мне очень нравится, потому что элемент случайности уже не столь существенен, пилоты больше рискуют, и ты получаешь более красивый дрифт. И на пьедестал поднимаются те, кто этого на самом деле заслужили. У нас хороший охват, хорошие зрители, телетрансляции, онлайн-трансляции. Я сейчас вполне доволен происходящим.

К сожалению, в наших двух странах нет традиции автоспорта. И сейчас мы все вместе занимаемся тем, что выращиваем поколения людей, которые начинают этим интересоваться. Люди интересуются сами, потом приводят своих детей, эти дети вырастают… В начале, когда все зарождалось, им было десять лет, а сейчас им уже 20, и они уже приходят сами, а еще через десять лет приведут своих детей. И нет смысла сравнивать наш автоспорт с Европой, там это все воспитывалось многими поколениями с того момента, как в конце 19 века прошли первые гонки. У нас этого не было, но сейчас все начинает двигаться, и это супер.

— Как ты в целом оцениваешь будущее дрифта?

— Большой плюс дрифта в том, что его аудитория не такая узконаправленная, как в других дисциплинах автоспорта. Не нужно быть фанатом автоспорта, чтобы прийти на дрифт и получить удовольствие, которого даже от одного заезда здесь будет больше, чем от двухчасовой гонки Формулы 1! Дрифт — это концентрированная дисциплина, здесь ты видишь все: и скорость, и управление, и машину в заносе, и аварии, и эмоции. И нет времени скучать! Люди приходят получить удовольствие, хотя многие из них могут и не знать, кто такой Кристапс Блушс или Дайго Сайто. Но, уходя, они уже все знают. И скорее всего, придут еще раз.

Комментарии

  
Поребрик Сити
Сообщений: 10728
Хотя сам по молодости раздавал угла, считал это чисто позерством и банально угаром. Дрифт это яркое шоу. Как и фигурное катание. Да простят меня любители фигуристов и корчей но дрифт это не спорт. Это круто, забавно, эмоционально но не спорт.
Вот даже драг который я не люблю это спорт. А дрифт это как голубь по весне. Курлык-курлык грудь раздул и крутится вокруг голубихи.
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
34
66
Ответить
Ship
Новосибирск
Как обычно развлекуха только для мажеров..
24
38
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 34880
Хорошее интервью, всё по делу и без размазывания. Было интересно прочитать. Хотя я не поклонник любого вида спорта, где оценка победа / поражение субъективная, бальная (фигурное катание, Дрифт,...) тем не менее считаю, что чем больше автоспорта хорошего и разного, тем лучше.

Пока у нас в стране автоспорт в загоне и любая активность во благо.
4
4
Ответить
   
Большая страна
Сообщений: 18597
Дрифт - енто шоу, а не спорт. )) причем дурно пахнущее жженой резиной)

ПЫСЫ:
Ну чё пацанчики - алга минусовать меня )))
24
44
Ответить
     
Тюмень
Сообщений: 73
а на мой дилетантский взгляд надо строить больше трасс и организовывать больше площадок, чтобы подрифтить могли обычные простолюдины. Эти трассы и площадки могут эксплуатироваться круглогодично, поэтому при достаточном потоке людей они начнут обрастать малым и средним бизнесом (кафе, отели, шоу-румы и спец магазины, возможно даже тюнинг-ателье). Вот только где бы денег взять:)
Don't be a fool, bullet much faster!
11
3
Ответить
Дейк
Красноярск
какой нах спорт....))) алилуя не льстите себе.. тем более не концентрат.))))бугага
20
23
Ответить
Дейк
Красноярск
у меня нет бабала у этого мажора пи-ра есть в яп-ю слетал. спорт ска. Замечу я не фан и не дрифтил не раз. Просто понимаю
8
19
Ответить
Yuriy86
Барнаул
ФИА признала автоспортом, а диванные комментаторы нет, наверное действительно не спорт тогда
26
8
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 34880
Керлинг олимпийский вид спорта, а дрифт не спорт.....Удивляют некоторые.
8
6
Ответить
 
Tomsk
Сообщений: 5574
Херь какаято. Но с гонором и претензией
5
7
Ответить
   
Сообщений: 597
Поражаюсь с уникумов, которые пишут, что дрифт это не "спорт*. Что-же тогда по вашему мнению спорт?
14
8
Ответить
15281762
Барнаул
Ивановка
Хотя сам по молодости раздавал угла, считал это чисто позерством и банально угаром. Дрифт это яркое шоу. Как и фигурное катание. Да простят меня любители фигуристов и корчей но дрифт это не спорт. Это...
теперь иди расскажи это FIA.
3
2
Ответить
swi
   
Владивосток
Сообщений: 659
когда судьи судят есть субьективная составляющая, Надо как в D1 систему DOSS вводить , но её тоже можно обмануть , случаи были
чем глубже зарываешь голову в песок, тем беззащитней твоя задница
1
 
Ответить
  
Поребрик Сити
Сообщений: 10728
Rayspower
Поражаюсь с уникумов, которые пишут, что дрифт это не "спорт*. Что-же тогда по вашему мнению спорт?
Дрифт это как балет.

Балет спорт? Есть сборная по балету?
Или есть соревнования балерин?
Дрифт это зрелище! Отменное зрелище! Но от спорта там 0.
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
6
1
Ответить
  
Поребрик Сити
Сообщений: 10728
15281762
теперь иди расскажи это FIA.
Шахматы тоже спорт.
Вся суть дрифта это шоу. Никто не поставит дрифтеру высший балл если он грамотно всё сделал и чисто проехал но не вызвал эмоций.
В дрифте важна визуальная составляющая.
Даже в скейтбординге моэно заработать высшую оценку за чистое выполнение но отсутствие зрелищности. В дрифте нельзя.
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
4
 
Ответить
Евгений
Иркутск
CrazyBullet
а на мой дилетантский взгляд надо строить больше трасс и организовывать больше площадок, чтобы подрифтить могли обычные простолюдины. Эти трассы и площадки могут эксплуатироваться круглогодично, поэтому...
Слишком сложно в плане обеспечения безопасности и т.д. по причине специфичности дрифта.
"Обычные простолюдины" просто массово поубиваются и покалечатся.
Это кольцо можно проехать и на картинге детском учебном 20-30 км/ч, можно и на профессиональном 100 км/ч. при этом постепенно поэтапно тренировать уровень и мастерство.
В дрифте будь добр сразу ехать "на все деньги" так как на малой скорости и на малой мощности ты просто не выставишь машину боком, соответственно исход для неискушенных "пилотов" может быть каким угодно.
3
 
Ответить
Артем Меркель
То что кёрлинг или фигурное катание с пьяных глаз признали за спорт, не делает дрифт спортом. Дрифт это развлечение для тех кто не осилил ралли или кольцевые гонки.
2
3
Ответить
Влад
Иркутск
Ну а что, драг тоже как бы все просто... Топнул на гашетку и успевай передачи отщелкивать)))) (для комментаторов, что дрифт не спорт)
В дрифте уже давно все перешли планку в 700 сил... Посмотрел бы я как местные эксперты управляли такими монстрами после постановке в 140-150 км/ч... ДРИФТ - СПОРТ! Со временем подобные разговоры сами себя изживут...
1
1
Ответить
     
Тюмень
Сообщений: 73
Евгений
Слишком сложно в плане обеспечения безопасности и т.д. по причине специфичности дрифта. "Обычные простолюдины" просто массово поубиваются и покалечатся. Это кольцо можно проехать и на картинге...
Да, вы правы. На безопасных скоростях можно дрифтить только зимой по ледовой трассе - в Тюмени езжу на Ал****ево, например.
А вообще не хватает прямых спец трасс, где каждый мог бы проверить на что способен его авто. Хотя и тут тоже вопрос безопасности встаёт.
Don't be a fool, bullet much faster!
 
 
Ответить
  
Россия
Сообщений: 12657
Ни разу не ходил на такие мероприятия т.к у нас это непопулярно и не проводят
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!