Ралли с воздуха, или Как снимают гонки
10.05.2019 | 2262 просмотра

Ралли с воздуха, или Как снимают гонки

Текст: Лина Арнаутова
Фото автора и fiaerc.com
Источник: Drom.ru
В Европе финишировал второй этап чемпионата Европы по ралли. Российским спортсменам на этой неделе не повезло: два экипажа не доехали до финиша. Хотя не будем лукавить: один не доехал даже до старта.

Для уральского пилота Сергея Ременника гонка не задалась задолго до поездки на нее: его постоянный штурман Марк Розин свалился с ужасной простудой и за день до вылета Сергею пришлось искать штурмана на замену. Все кандидаты были заняты и Сергей подал заявку на участие со своим менеджером, в прошлом известным и опытным штурманом, Олегом Крыловым.

Олегу повезло еще меньше — Лансер вылетел с трассы на тестовых заездах, автомобиль пострадал серьезно (в отличие от экипажа), восстановить его до гонки возможности не было. Для тех, кто впервые столкнулся с форматом ралли, поясним, что произошло: после того как по узкому горному серпантину порядка 20-30 раз проезжает гоночный автомобиль, а участников на тестах было много, часть гравия с обочины, особенно в тех местах, где можно резать, попадает на основной асфальт. Эти зоны становятся опасными из-за непредсказуемо скользкого покрытия. Одна из таких позиций стала роковой для Сергея Ременника, Кетти Мюнингс и Хосе Мария Суареса. Но если британке и испанцу машину починили, то россиянин вынуждено перешел в стан зрителей.

Вылет Сергея Ременника:

Второй российский экипаж удивил всех второй раз подряд, одновременно расстроив: Алексей Лукьянюк, завершивший первый день лидером, на первом же спецучастке второго (заключительного) дня сошел из-за поломки подвески. Удар о край бордюрного камня не оставил шансов в четвертый раз выиграть гонку на Канарах.

Алексей Лукьянюк после финиша девятого спецучастка — пришлось прибегнуть к помощи механиков, чтобы починить автомобиль и вернуться в сервис. Гонка на этом закончилась

Хотя гонка на Канарских островах и является самой долгожданной в календаре для многих участников, сегодняшний обзор хочется продолжить историей не про пилотов и их взлеты и падения. Ралли — это не только участники, это большая семья организаторов, которые готовятся к этому событию и переживают за каждого, кто решил испытать себя и поставить рекорд скорости.

Все, кто смотрит обзоры чемпионата Европы по ралли на телеканале Eurosport, отмечают кадры, снятые с вертолета. Уже много лет с телеканалом сотрудничает одна команда, где в связке работают два удивительных француза — пилот и оператор.

Эрик Вейссьер — человек с потрясающей интуицией, которого с полувзгляда и полуслова понимает пилот Мануэль Бенито.

Эрик — оператор, Ману — пилот вертолета

«Когда я был маленьким, мой папа был моряком, — рассказывает Эрик, — однажды он взял меня на борт корабля, и с тех пор я понял, что меня не укачивает и у меня нет морской болезни. Но лет в шесть-семь я мечтал увидеть диких животных в Африке. Позже со своей первой камерой я поехал в Австралию — снимал, занимался серфингом. Именно там я встретил одного известного японца, героя Вьетнамской войны. Он, словно учитель по дзюдо, научил меня, как правильно держать камеру. Именно он стал моим наставником и проводником в мире видео — очень крутой человек, мое уважение к нему безгранично. Я был его ассистентом десять лет, потом устроился работать на французский телеканал, делал множество разных программ. Но однажды я встретил парня, который писал заметки о дикой жизни в Африке. После той встречи мы начали снимать сюжеты в Кении и Танзании: целый год кормили гнус, снимали большую миграцию животных… Дальше моя мечта детства привела меня в Амазонию — снимал истории про ягуаров. В условиях дикой природы я провел 15 лет.

Фото из архива оператора

В то время во Франции набирала популярность программа «Остров Сокровищ», съемка там велась с вертолетов. Это стало моим новым увлечением. В какой-то момент мне предложили снять сюжет про ралли “Дакар”… Сейчас на моем счету 25 пройденных “Дакаров”: 18 в Африке, 11 — в Южной Америке. Жду чего-то нового в Саудовской Аравии…

Дакар

В 1998 году на “Дакаре” мы потерпели аварию на нашем вертолете, но мне удалось выжить — пилот серьезно ошибся. На гонках я всегда летаю на борту № 1 — мы следуем за первыми экипажами, чаще всего за мотоциклистами, которые едут чертовски быстро. В то время мы не выпускали из кадра райдера, пересекая с ними всю Сахару. После той аварии формат работы был пересмотрен и на вертолетах появился гиростабилизированный подвес для камеры. Тогда мы летали очень низко и медленно над Сахарой, и это было ни разу не безопасно, но когда начали использовать подвес, риск падения уменьшился.

Фото из архива оператора

После той аварии French TV переправило меня работать на Tour de France — там я снимал сразу с двух камер одновременно: на широкий угол и телевиком. За работу в тот период я получил много наград, даже в Англии отметили.

15 лет назад я познакомился с парнями из Eurosport, они меня знали еще с “Дакара”, и тогда мы начали работать над проектом Intercontinental Rally Challenge, который впоследствии стал чемпионатом Европы по ралли.

Сейчас я снимаю практически только ралли: “Дакар”, ралли в Америке, ERC. Недавно снимал триатлон Ironman, который сейчас на пике популярности. Очень редко — дикую природу.

Самое сложное в моей работе — “вести” машину сквозь деревья, как обычно приходится делать на ралли. Стараюсь делать это как можно плавнее и даже быть артистичным. В отличие от “Тур де Франс” — это легче, там мы идем в прямой трансляции в 250 странах и работаем по шесть часов без перерыва. С моим пилотом Мануэлем мы работаем в паре уже 15 лет. Мне 58 лет, ему 45, но у него еще все впереди.

Ралли Канарских островов — вертолет ведет машину австрийского пилота

Самое красивое ралли — ралли Азорских островов, конечно. Там есть и кратеры вулканов, и туман, с которым можно “поиграть” — свет через него красиво проходит. Очень люблю ралли Кипра — до сих пор помню спецучасток Golden Stage, где можно было “вести” гоночный автомобиль от старта до финиша.

Golden Stage — оцените работу оператора и пилота в комментариях от 1 до 10:

Для меня важнее всего безопасность: моя вторая авария, когда мы упали на вертолете, произошла в Боливии — вертолет налетел на кабели электропередачи, но все обошлось. Иногда приходится упускать кадры, но лучше не рисковать, чем лишиться всего. Я нервничаю, когда упускаю картинку, но быстро беру себя в руки.

На чемпионате Европы по ралли мы руководствуемся погодными условиями и запросом от организаторов — скажут снимать пять часов, будем снимать пять часов подряд. Хотя заказать съемку на вертолете не все организаторы могут себе позволить. На ралли Канарских островов мы снимаем всегда довольно много — организаторы щедры и хотят иметь максимум.

Съемка в горах: меньше проводов, но больше деревьев

Как и пилоты, мы в первую очередь изучаем спецучастки — стараемся пролететь маршрут будущей гонки. Это тоже командная работа, но в нашем экипаже мы давно понимаем друг друга без слов — да и слова тут лишние, они только мешают и отвлекают. Во время съемки в полете ты предельно сконцентрирован — это серьезнее, чем охота, и доверие к партнеру по команде очень высоко. Моя жизнь — в руках пилота. Да и жизнь многих, кто внизу, стоит на спецучастке и болеет за гонщиков, тоже в зоне риска. Потому мы всегда сконцентрированы на своей работе и стараемся говорить по минимуму, максимум — “парни стартовали, давай на позицию и за ними”. Когда мы “ловим” машину в кадр, мой пилот ведет вертолет таким образом, чтобы передать максимум динамики, смещается, меняет угол съемки… Есть пилоты, которые отлично справляются со своей работой в вопросе доставки людей из одной точки в другую. Мануэль — особенный, он умеет двигаться на вертолете, понимая, какую картинку мы получим в итоговом видео. Познакомившись в Бордо 15 лет назад, мы по-прежнему понимаем друг друга почти без слов, так как у него прекрасное чувство кадра, что редкость для пилота вертолета. Уже много лет он мой лучший друг».

 

К слову, у пилотов вертолетов свое собственное ралли, под совершенно иным углом просмотра. Возвращаясь к событиям выходных дней на Канарах, отметим, что победу в гонке одержал местный гонщик Хосе Мария Лопес — спустя три года доминирования россиян на Канарах испанцу удалось вырваться на первую позицию и выиграть это ралли, которое в этом мае прошло в 43-й раз!

Расклад в чемпионате Европы на данный момент не в пользу россиян, но это всего лишь старт сезона — впереди еще шесть этапов, следующий пройдет в Латвии 24 и 26 мая.

Фотобонус

Видеобонус: Оцените узкие трассы ралли Канарских островов

Комментарии

     
Питер. Невский р-н
Сообщений: 3353
А с квадрокоптеров не снимают разве ?
Мои отзывы: Kia Rio 2015, Mazda Demio 2002
2
6
Ответить
  
Саратов
Сообщений: 8760
с квадрокоптера никогда не получить такого операторского качества.
говорю как пилот квадрокоптера и как и оператор с 15 летним стажем.
я художник неместный, попишу и уеду.
8
1
Ответить
   
Сообщений: 32042
pique-nique
с квадрокоптера никогда не получить такого операторского качества.
говорю как пилот квадрокоптера и как и оператор с 15 летним стажем.
это дело времени и технологий
если написать для квадрика продвинутую программу и заранее запрограммировать их на определенные участки, то будет не хуже.
зато никакого риска, а за счет маневренности он еще и даст фору вертолету
капиталка 5e-fe, 4e-fe, 1nz-fe, 3zz-fe, 4zz-fe, 1sz-fe, cr14-de
делаю то, что знаю как делать )
1
3
Ответить
svop
Челябинск
Всегда думал, что пилот отдельно, оператор отдельно. А в одного, да пожалуй опасно.
 
2
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!